Износ тормозных колодок. Как определить износ колодок

Чтобы определить износ дискового тормоза, снимите колесо, поднимите суппорт и поймите толщину колодки (возможно, подъем не требуется). Одновременно проверьте привод суппорта, поднимите пылезащитную крышку и проверьте внешний вид диммера. При необходимости смажьте суппорт и водило.

Износ тормозных колодок

Износ тормозных колодок автомобиля зависит от интенсивности использования, работы водителя, условий эксплуатации автомобиля, качества материала, системы ABS и даже типа коробки передач. Однако ненормальное или неравномерное ухудшение состояния является признаком проблем с тормозами.

Износ тормозных колодок

Износ тормозных колодок следует контролировать каждые 2-3 000 км и во время технического обслуживания, например, во время замены/перезамены тормозной жидкости. Износ тормозных колодок можно проверить двумя способами: непосредственно при движении автомобиля и путем визуального осмотра и измерения оставшегося фрикционного материала.

Причины износа тормозных колодок

В целом, тормозные колодки автомобиля являются расходным материалом, и их постепенный износ — это естественный и нормальный процесс. Во время торможения их контактные поверхности прижимаются к тормозному диску (или барабану), и это воздействие диска нагревает фрикционную часть колодки. Однако на силу и плавность этого трения могут повлиять различные ошибки.

На уровень трения тормозных колодок влияют следующие факторы

  • Качество материала фрикционных накладок. Этот параметр зависит исключительно от производителя тормозных колодок и использование им технологий производства. Как правило, дешевые колодки что изнашиваются быстро, что тормозят хуже.
  • Стиль вождения. Сюда относится частота и интенсивность торможения. Вполне естественно, что при частых и резких торможениях износ колодки будет происходить быстрее, но при этом на равномерности такая эксплуатация сказываться не должна.
  • Условия эксплуатации машины. Легкими условиями в данном случае может быть езда машины в городе. И наоборот, например, при езде по бездорожью, где много песка, пыли и воды, приближает необходимость в замене колодок на новые.
  • Исправность тормозной системы. Равномерность и интенсивность изношенности фрикционных накладок зависит от исправности рабочих цилиндров, направляющих суппортов, качества тормозной жидкости и состояния тормозных дисков. Например, при перекосе тормозных цилиндров или закисании направляющих суппорта происходит неравномерный износ тормозных колодок и/или дисков.
  • Тип трансмиссии. На автомобилях, оборудованных автоматическими и роботизированными коробками передач, колодки изнашиваются гораздо быстрее, чем на машинах с «механикой». Объясняется это очень просто. Автомобиль с АКПП водитель может остановить только при помощи педали тормоза, а на механике часто производят торможение двигателем.
  • Наличие системы АБС. Если машина оборудована антиблокировочной системы, то колодки у нее изнашиваются меньше. Объясняется это тем, что антиблокировочная система оптимизирует усилие, с которым колодка давит на тормозной диск.
  • Жесткость колодки. Мягкие тормозные колодки изнашиваются быстрее, однако они не так пагубно влияют на тормозной диск. И наоборот, твердый фрикционный материал колодки изнашивается дольше, но «убивает» тормозной диск. Так у производителя колодок часто бывает несколько серий (спорт, комфорт, классик). Они имеют разную твердость и скорость истирания.

Колодки также изнашиваются быстрее, когда машина работает в условиях нагрузки, т.е. при перевозке тяжелых грузов, или когда прицеп не оборудован собственной тормозной системой. Аналогичные расчеты применимы при работе машины на горных или холмистых почвах.

Как определить что произошел износ колодок

Признаки износа тормозных колодок можно разделить на два типа. Первые — это симптомы, которые можно распознать, управляя автомобилем во время его эксплуатации.

  • Изменение поведения педали. В частности, если при торможении педаль тормоза начала сильно проваливаться вниз, то это может указать на неисправности не только с колодками, которые безусловно нужно проверить, но и с другими элементами тормозной системы (тормозной цилиндр, уровень тормозной жидкости).
  • Вибрация при торможении. При неравномерном износе тормозной колодки либо тормозного диска во время резкого торможения может происходить вибрация, которая будет ощущаться как непосредственно на педали тормоза, так и всем кузове автомобиля. В этом случае необходимо выполнить ревизию не только тормозных колодок, но и тормозных дисков.
  • Свистящие или скрипящие звуки во время торможения. Писк при торможении может быть вызван тремя причинами. Первая — работа так называемого «скрипуна», который является индикатором износа колодок. Вторая — некачественная работа фрикционного слоя колодки с диском. Третья — проблемы в работе тормозной системы.
  • Индикатор на панели приборов. Многие современные автомобили вместо пластинчатых индикаторов оборудованы электронной системой контроля износа колодок. Поэтому при минимально допустимом износе на приборной панели загорается лампа износа колодок. Работа системы основана на использовании датчика который начинает замыкать контакт при касании об диск.
  Масочный режим в 2022 году: как предпринимателю избежать штрафа. Кто имеет право штрафовать за отсутствие маски.

Также необходимо постоянно контролировать уровень тормозной жидкости в системе. Если в расширительном бачке мало жидкости или она отсутствует, возможны два варианта. Первый — это утечка, и для устранения проблемы необходимо искать место утечки жидкости. Вторая вероятность заключается в чрезмерном износе тормозных колодок. По мере износа колодок активирующему механизму (суппорту) требуется больше жидкости для перемещения рабочего плунжера и перемещения колодок к диску. Таким образом, уровень жидкости в контейнере снижается.

Это является непосредственным признаком износа колодок. Не зная об этом, владельцы часто доливают жидкость вместо замены колодок. Позже уровень жидкости в бачке поднимается слишком высоко, чтобы поршни могли позиционировать колодки!

Датчик износа колодок не 100% показатель

Владельцы автомобилей, оснащенных датчиками износа тормозных колодок, должны знать, что не рекомендуется ждать, пока значок на приборной панели станет активным. Многие автомобили не имеют электронных индикаторов на всех колесах. В зависимости от тормозного контура датчики устанавливаются на передних и задних колесах.

Это означает, что при наличии проблем с суппортом и неравномерном износе, скорее всего, наступит момент, когда толщина тормозной колодки достигнет своего предела. Если внешние и внутренние колодки колеса изнашиваются неравномерно, ошибка «изношенная колодка» не возникнет. Поэтому тормозные колодки следует проверять визуально.

Ошибки износа тормозных колодок в памяти ЭБУ и последующее включение лампы на приборной панели также могут быть вызваны обрывом/коротким замыканием в самом датчике. Обратите внимание, что во многих сервисных мастерских датчик будет работать правильно только в том случае, если используется более или менее новый тормозной диск, т.е. достаточно большой толщины. Если, например, вы используете третий или четвертый комплект колодок, очень вероятно, что колодки слегка подсвечиваются или работают неправильно.

Количество цилиндров в суппорте зависит от требуемой эффективности торможения и других причин, но всегда будут две колодки, движущиеся друг против друга.

Причины износа

Помимо естественного износа, существуют и другие факторы, влияющие на срок годности подушек. В некоторых случаях колодки изнашиваются быстрее, чем должны. Например, при нерегулярном обслуживании суппортов могут засориться ходовые подушки. Если один из них застрял, это означает повреждение тормозных колодок. Если в обоих трубопроводах суппорта есть ржавчина, на каждом колесе будет работать только одна из двух колодок. Это сопровождается боковым движением при торможении. Также наблюдается неравномерный износ внутренних и внешних тормозных колодок диска.

Датчики износа тормозных колодок

Как определить износ колодок

Состояние тормозных колодок легче оценить, если на автомобиле установлены легкосплавные диски с большими зазорами между лучами. Если суппорт не полностью закрывает колодку, колодку можно осмотреть без снятия колеса.

Чтобы более точно проверить износ передних тормозных колодок, снимите их и измерьте в суппорте. Количество оставшегося фрикционного материала должно составлять не менее 2 мм. Если фрикционный слой тоньше указанного предела, требуется срочная замена. Также стоит проверить, нет ли на поверхностях трения трещин или повреждений.

  Топология склада. Топология склада что это?

Как работает датчик износа тормозных колодок

Во многих автомобилях используются колодки со специальными датчиками. Это позволяет своевременно обнаружить значительный износ, когда толщина вложения достигает минимально допустимого значения. Существует два типа датчиков.

  • Механические. Это металлические скобы, которые крепятся непосредственно на колодках. Когда толщина рабочего материала становится критичной, они начинают соприкасаться с тормозными дисками и издавать характерный металлический скрежет или свист при вращении колес. По этому звуку можно легко понять, что пришло время обслуживать тормоза.
  • Электронные. На колодке присутствует металлический контакт, к которому подведен провод. Когда накладка не изношена, он не соприкасается с диском, и электрическая цепь остается разомкнутой. При критическом уменьшении толщины он начинает тереться о диск. Соответственно, замыкается электрическая цепь, и на приборной панели машины загорается индикатор износа тормозных колодок.

Датчики могут быть установлены только на одном из передних колес, на передней оси или на всех колесах.

Датчики износа тормозных колодок

Обратите внимание! Городским жителям приходится менять подушки чаще, чем людям, живущим в сельской местности. То же самое относится и к другим частям тормозной системы.

Почему тормозные колодки, диски и барабаны изнашиваются

Трение, основной фактор, определяющий эффективность торможения, имеет очень специфическую природу. Это конфликт между небольшими гребнями и бороздками на поверхности контакта, который не всегда приводит к результату.

И эти результаты тем печальнее, чем выше коэффициент трения, т.е. чем быстрее обездвиживается машина. Необходимо найти компромисс между качеством тормозов и устойчивостью компонентов.

Исходя из многолетнего опыта, материалы колодок и дисков были подобраны таким образом, чтобы средний диск выдерживал три-четыре комплекта колодок. Это оптимально с точки зрения соотношения цены компактных дорогих дисков и стоимости относительно недорогих подушек, которые считаются расходным материалом.

Причины быстрого износа

Сокращению срока службы фрикционных соединений тормозов способствует целый ряд факторов.

  1. Стиль езды. Вполне естественно, что при частом пользовании педалью износ будет идти быстрее, особенно если у тормозов не будет времени на охлаждение.
  2. Отклонения в свойствах материалов. Не всегда при текущих заменах диски (барабаны) и колодки устанавливаются точно такие же, как и на заводе. Диски могут быть сделаны из разного по твёрдости и содержанию углерода чугуна, а колодки изготавливаются по разным технологиям, с использованием традиционных материалов без асбеста, включением металлов или органических волокон. В результате можно при равной эффективности в различных сочетаниях чаще менять колодки или диски.
  3. Попадание грязи на рабочие поверхности. Пыль и песок работают как абразивы, что ускоряет износ.
  4. Коррозия дисков и деградация материала накладок. Могут происходить как по причине редкого пользования тормозами, так и наоборот, постоянных перегревов.
  5. Неисправности направляющего аппарата тормоза. Колодки будут прижиматься неравномерно, что вызовет нештатный односторонний износ.
  6. Проблемы со ступичными подшипниками , когда люфтящее колесо вызывает постоянные задевания колодок по диску.
  7. Нарушения в выдерживании зазоров. Пренебрежение регулировками барабанных тормозов или закисание поршней в дисковых.

Как видите, ускоренный износ может быть как естественной причиной, так и невнимательностью водителя.

Почему появляется неравномерный износ деталей

Наиболее распространенной причиной является внутренняя коррозия поршней и роликов в гидравлических системах. Это особенно актуально для многопоршневых механизмов. Также часто встречается захват привода суппорта.

Из-за того, что руки не выровнены, подушки сдвигаются в одну сторону больше, чем в другую. Тормозные суппорты должны быть разобраны, очищены и смазаны без смазки поверхностей трения. Однако рекомендуется полагаться на компоненты.

Чем опасен износ деталей тормозной системы

Когда компоненты достигают критического размера, эффективность торможения снижается. Это не всегда заметно из-за запаса, заложенного в тормозную систему. Это особенно неприятно, поскольку тормоза могут получить внезапное повреждение с необратимыми последствиями.

На пределе паддока наблюдается недопустимый износ, поршни поражены в ранее нефункциональных зонах, которые отошли далеко от цилиндра и подверглись эрозии. Повышенный износ и большая вероятность попадания в лавину полного отказа.

Ситуация усугубляется, когда толщина диска опускается ниже допустимого предела. Каждый автомобиль имеет свой минимальный стандарт размеров, который следует проверять во время обслуживания.

  Система электронного обучения и тестирования Moodle: обзор возможностей. Moodle это что такое?

Проверка колодок без снятия колеса

Это не всегда возможно сделать без снятия колеса. Диски должны иметь достаточную длину между лучами для визуального контроля. Могут потребоваться зеркала и линзы.

Если посмотреть на область между колодкой и диском, то при хорошем освещении можно определить размер фрикционной накладки, оставшейся на марке колодки.

Как правило, предел составляет 2-3 мм. Дальнейшее вождение уже небезопасно. После оставшихся 4 мм также желательно не доводить до этой цены, так как тогда наступит время замены колодок.

Еще больше осложняет дело почти полная правда о расчетной стоимости внутренней подушки, которая скрыта под суппортом.

Даже если он виден с края диска, информации о нем мало. Эта область неравномерно изношена и скрыта фланцем вокруг диска. Она образуется в результате износа. Поэтому, если происходит неравномерная деградация площадки, одно лишь исследование ничего не дает.

К счастью, конструкторы обычно предсказывают значительные электронные или акустические признаки износа. Характерно, что подушки начинают трескаться или загорается приборная панель.

Если подушки заполнены наполовину, то изношены 70% подушек, а не 50%, что на самом деле не 50%. Конечно, в идеале это можно сделать, если подушки надеты равномерно по всей рабочей зоне.

Прямые показатели истирания

При использовании передних тормозных колодок гарантируется пробег до 10 000 километров, в то время как задние колодки следует проверять своевременно, несмотря на 25 000 километров пробега. Специалисты мастерской предотвращают чрезмерное трение на определенных уровнях и заменяют высококачественные запасные части.

Этому есть три основные причины

  • Когда толщина накладок не достигает 1,5 мм.
  • Когда накладки недостаточно крепко соединяются с главной частью детали.
  • Произошла замасленность накладок.

Специалисты советуют одновременную замену правого и левого «барабанов». Таким образом, вы сможете избежать повторного визита в мастерскую и заменить параллельные детали автомобиля.

После определения состояния и ширины колодки техник мастерской проверит барабан, диски, трубы и другие близлежащие повреждения.

Самостоятельная проверка

Есть ли у автовладельцев идеи, как самостоятельно определить, изношены ли тормозные колодки? Внутреннее состояние автомобиля можно проверить, только подняв автомобиль и сняв колеса. Чтобы сделать это самостоятельно, вам необходимо

  • домкрат;
  • ключи;
  • обычная отвертка (не крестовая);
  • фонарь;
  • молоток;
  • болты М8 (2 шт.).

Начните фронтальный осмотр с автомобиля, установленного так, чтобы можно было снять колеса. Найдите смотровое окно съемного колесного суппорта. Осветите лицо фонариком и обратите внимание на толщину фрикционного покрытия. Толщина новых накладок составляет 10 мм. Поверхности, изношенные даже на 2 мм, подлежат замене. Измерьте эффективное расстояние на штангенциркуле.

Затем проверьте заднюю часть автомобиля. Подложите несколько досок под переднюю часть, прежде чем поднимать заднюю половину кузова домкратом. Далее продолжайте нажимать на педаль тормоза на месте водителя. Снимите автомобиль со стояночного тормоза и снимите задние колеса. Снимите барабан с помощью винтов M8, чтобы получить доступ к колодкам.

Ширина подушки спинки изначально составляет 3,4 мм. Поглощение при движении составляет менее 0,5 мм. В этом случае их необходимо заменить.

В конце процесса отрегулируйте правую и левую стороны тормозов. Для этого вам понадобится плоская отвертка. Поместите его в окно барабана и поворачивайте колесо до тех пор, пока он не будет тереться о диск.

Безопасное вождение

Вы узнали, как проверить износ тормозных колодок, а такая диагностика может спасти человеку жизнь. Тормозная система — самая напряженная область автомобиля. Регулярное внимание к этой части автомобиля продлевает «жизнь» самого автомобиля и уважает право других людей на безопасную жизнь.

Производители устанавливают индикаторы износа тормозных колодок по тем или иным причинам. Это указывает на критическое положение автомобиля. Устанавливая изношенные, дешевые компоненты автомобиля, вы подвергаете риску свою жизнь и здоровье, а также жизнь пассажиров, пешеходов и других водителей.

Оцените статью
Бизнес блог