Сегодня уже не удивительно увидеть спектакль для детей. Существует большое количество постановок для юных зрителей, основанных на популярных книгах, сказках, рассказах и пьесах. Сами спектакли в детском театре очень разнообразны:
История появления детского театра в России
Театр — это особый мир искусства, в котором главная идея и суть действия передаются с помощью музыкальных композиций, характерных движений и имитации. Театральное представление в обычном понимании — это спектакль, но в действительности этот вид искусства охватывает множество различных направлений:
- Художественная самодеятельность.
- Интерактивные постановки.
- Костюмированные шествия.
- Батлечное искусство.
- Различные карнавалы.
- Кукольные представления.
Однако театр — это, прежде всего, зрелище, перевоплощение, постановка. Цель — научить, вызвать эмоции, рассмешить.
Появление театра: начало начал
Первый театр возник еще в пятом веке до нашей эры и был мало похож на тот мир искусства, который мы знаем. Начало представлениям было положено в Древней Греции, где процессии умерших устраивались для различных религиозных праздников. Афинский театр прославлял величие богов и рассказывал о различных святых и важных событиях. Выступление проходило на улице, спонтанно, а зрители были зрителями.
Но интерес к этому виду развлечений рос, и по мере того, как процессия привлекала все больше и больше людей, была построена главная сцена. В то время это были деревянные палатки под открытым небом. Самый большой из них может вместить до 50 000 человек. Помимо спонтанных постановок, активно развивались и домашние спектакли. Семейный театр был привилегией дворянства и богатых семей. Участвовали все: учителя, дети и взрослые. Досуг считался признаком высокого интеллектуального развития, просвещенности и семейного положения. Первый каменный театр был построен не ранее IV века.
Театральная «лихорадка» в мире
Бродячие труппы стали популярны не только в Греции, но и в других странах. Их появление вызвало сенсацию и интерес не только среди знати, но и среди простого народа. В то время как богатые семьи предпочитали религиозные темы, простые люди полюбили кукольные представления.
Очень быстро передвижной театр стал популярен во всем мире. В Италии с восторгом приняли «Пульчинеллу», во Франции — «Полишинеля», венгры были в восторге от «Витязя Ласло», а русские — от «Петрушки». В то время не было ни театров, ни даже сцены; представления просто приурочивались к другим событиям: Карнавал, ярмарка, фестиваль. История была чисто импровизационной; актеры просто отвечали на требования зрителей, наблюдали за реакцией и вели себя соответствующим образом. Самым смешным было то, что большинство ролей актеров исполняли марионетки. Иногда весь «театр» состоял из 1-2 актеров, а главными «действующими лицами» были марионетки.
Религиозная ориентация постепенно отошла на второй план
В каком возрасте детей пора приобщать к театру?
Специалисты по детской психологии считают, что ребенок в возрасте от 2,5 до 3 лет вполне готов к началу знакомства с театром. Конечно, многое зависит от характера ребенка, его открытости и общительности, а также от правильной подготовки к мероприятию. Роль родителей чрезвычайно важна: если они недостаточно сопереживают, ребенок может получить негативный опыт при первом же посещении, и на этом все закончится.
Первые выступления должны быть довольно короткими, не более 35-40 минут. Дети постарше, в возрасте 5-6 лет, могут хорошо справляться с более длительными выступлениями, но всегда с перерывами.
Важно выбрать пьесу, соответствующую возрасту, чтобы ребенку было несложно понять, что происходит на сцене. Для детей 3-4 лет достаточно «Муха-Цокотуха», «Колобок» или «Мойдодыр», а для детей 5-6 лет подойдут «Снежная королева» и другие более сложные спектакли.
Как родителям подготовить ребёнка к посещению театра
Перед походом в кинотеатр расскажите ребенку, что это за место, почему люди туда ходят и что там можно увидеть. Расскажите ребенку, о чем пьеса и основана ли она на известной сказке или истории.
Выбирайте театр, где родители могут сидеть в зале вместе с детьми: Это возможно не во всех кинотеатрах. В некоторых детских театрах дети сидят в первых рядах, а родители — в задних. В других случаях родители вообще не заходят в зал и ждут своих детей в фойе. Для первого знакомства с театром такие варианты не очень подходят, особенно если ребенок застенчив и боязлив.
Застенчивый ребенок может испугаться волка или Бабы Яги на сцене — ведь они все воспринимают всерьез, поэтому спектакль ничем не отличается от жизни. Поэтому вначале лучше, если родители будут рядом и объяснят ребенку, что происходит, чтобы он мог привыкнуть к этому.
Родителям полезно попытаться создать у ребенка предвкушение перед выступлением. Для этого важно сделать все: красиво причесать ребенка, надеть красивый костюм и взять сменную красивую обувь.
Важно прибыть в театр вовремя — не менее чем за 30-40 минут до начала представления. За это время ваш ребенок успеет привыкнуть к просторному и шумному фойе и толпе других детей, а также привыкнуть прикасаться к книжке с картинками.
Заранее расскажите своему ребенку, чем он будет заниматься во время представления, чтобы не мешать другим детям и ничего не пропустить.
После спектакля поговорите с ребенком о том, что он видел. Пусть ваш ребенок расскажет родным и друзьям о том, что он видел, и разыграет это дома с помощью кукол и других членов семьи.
Театральные студии и их роль в развитии личности ребёнка
Ребенок развивается как личность
Детям легко играть. Игра — это естественное состояние для детей, без стрессов и комплексов. Играя, дети раскрываются, развиваются творчески и эмоционально, улучшают навыки общения.
Дети, которые участвуют в театральных мастерских, более дисциплинированы и ответственны. По сравнению с детьми того же возраста, у них лучше развиты логика и мышление, они мыслят более связно и метафорично, им легче находить общий язык с другими, они более открыты для общения и обучения, отличаются решительностью и инициативностью. Это часто ассоциируется с лучшей успеваемостью в учебе и впоследствии успешной карьерой.
Не лишайте своего ребенка радости театра. Вы можете познакомить их с магией театрального искусства уже сегодня — в День театра, 27 марта.
Всеволод Гаврилов, молдавский народный артист, киноактер и артист Государственного русского драматического театра им. А. П. Чехова
Я глубоко убежден, что чем раньше дети погружаются в волшебный мир театра, то есть в возрасте 3-4 лет, тем лучше это для их всестороннего образования. Невозможно быть по-настоящему развитым человеком, не понимая и не ценя искусство. А театральное искусство — один из самых мощных воспитательных инструментов, настоящая школа нравственности.
Многие мудрые городские советы открывают кукольные и молодежные театры, готовя зрителей к посещению взрослых театров. Правилам поведения детей в театре должны научить родители или учителя. Детские шоу похожи на карнавал — красивые, красочные костюмы, декорации и музыка. В этих пьесах дети учатся различать добро и зло. Вопрос о том, зачем нам сегодня нужен театр, даже не стоит! Потому что кино, к сожалению, не воспитывает должным образом будущее поколение нашей страны.
Дмитрий Коев, заслуженный артист Республики Молдова, директор Русского государственного драматического театра им. А.П. Чехова
Несомненно, каждый ребенок должен быть приобщен к культуре и искусству! Театр — это место, где интерес детей пробуждается с первой минуты, когда на сцене оживают герои прочитанных ими сказок и популярных мультфильмов. Часто спектакли проходят в интерактивном режиме с участием детей, что особенно нравится маленьким зрителям.