Самые мощные ледоколы мира: как они работают и на что способны. Как ледокол ломает лед принцип работы?

Представляется, что это правило не совсем логично для судов, которым предстоит плавать в ледяных водах. Однако, что удивительно, пропеллеры не деформируются при столкновении с глыбами льда.

Самые мощные ледоколы мира: как они работают и на что способны

Для России Северный морской путь, проходящий вдоль северного побережья страны, во все времена был стратегическим маршрутом для транспортировки товаров и перемещения судов и военных кораблей с запада на восток и обратно. Это самое короткое сообщение из Европы в Японию и Китай. Мы расскажем вам об атомных ледоколах, которые помогают осваивать непростой регион: как они работают, чем отличаются от обычных судов и сколько стоит прокатиться на одном из них.

Читайте Hitech in.

Что такое ледокол и как он работает?

Ледоколы — это особый класс судов, способных преодолевать даже самые толстые льды. Они позволяют исследовать самые негостеприимные регионы мира — ледяные воды Арктики. Чтобы быть ледоколом, судно должно обладать тремя характеристиками, которых нет у большинства обычных судов: Мощность, усиленный корпус и специальная форма для пробивания льда. Это позволяет этим судам перемещаться по льду или обледенелым водным путям.

Чтобы эффективно ломать лед, эти суда должны быть очень прочными, относительно короткими, широкими и очень тяжелыми. Они ломают лед по инерции и силой. Атомный ледокол — это, по сути, пароход. Ядерный реактор нагревает воду, которая превращается в пар. Он приводит в движение турбины, которые возбуждают генераторы, вырабатывающие электроэнергию для электродвигателей, приводящих в движение три гребных винта.

Атомный ледокол может служить нескольким целям. Эти суда использовались во многих исследовательских миссиях в Арктике и регулярно заставляют грузовики и другие суда пересекать лед на маршруте в Северном море. Главная особенность, которая делает эти чудеса судостроения такими особенными, — это их почти полная независимость от любого традиционного топлива, что позволяет им работать автономно в течение почти 70 лет.

  Как откатить Виндовс 11 до 10 и начать всё сначала. Как вернуть виндовс 10 с виндовс 11

А какой ледокол — новейший?

Судно «50 лет Победы» — последнее в серии из семи атомных ледоколов класса «Арктика». Он был построен на Балтийском и Адмиралтейском судостроительных заводах в Санкт-Петербурге. Строительство корабля началось в октябре 1989 года на Балтийских верфях, но было прервано в 1994 году из-за проблем с финансированием и возобновлено в 2003 году. Строительство ледокола заняло почти 18 лет, и он был готов к эксплуатации к концу 2007 года.

Судно представляет собой усовершенствованную версию ледокола класса «Арктика» с двойным корпусом и ложкообразной носовой частью. Форма корпуса увеличивает способность раскалывать лед, а корпус покрыт полимерной краской для уменьшения трения. Его общая длина составляет 160 метров, ширина — 30 метров, осадка — 11 метров, глубина — 17,2 метра. Его водоизмещение составляет 25 840 тонн. Судно может ломать лед глубиной до 2,8 метра на постоянной скорости.

Серия из трех ледоколов будет построена на мощностях дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае. Его строит консорциум во главе с «Роснефтью». Он будет на 100% финансироваться из федерального бюджета РФ в соответствии с постановлением правительства РФ № 11 от 15 января 2020 года «Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство головного атомного ледокола проекта 10510» (подписано Д. Медведевым за несколько часов до его отставки 15 января 2020 года); стоимость строительства оценивается в 127,5 млрд. рублей. Дальнейшие ледоколы проекта «Лидер» могут быть построены по концессионному договору.

Строительство первого ледокола началось 6 июля 2020 года; ввод в эксплуатацию запланирован на 2027 год. Ожидается, что следующие ледоколы будут построены в 2023 году и переданы ФГУП «Росатомфлот» к 2033 году.

Ожидается, что ледоколы класса «Лидер» будут обладать значительно большей ледокольной мощностью: Предполагается, что новые ледоколы смогут пробивать континентальный лед толщиной до 4,3 метра. На практике это означает «в любом месте, в любое время, на всей территории Арктики».

История ледоколов

колесный пароход «City Ice Boat No. 1»

Городской ледоход № 1

«Предшественником современных ледоколов был деревянный гребной пароход под названием City Ice Boat No. 1, построенный в Филадельфии в 1837 году. Его использовали для колки льда в местной гавани.

Однако считается, что первым ледоколом был российский паровой буксир «Пайлот». В 1864 году в Кронштадте по заказу судовладельца Михаила Бритнева его переоборудовали в ледокол, срезав носовую часть под углом 20 градусов к килю. В результате корабль уперся в лед и проломил его всем своим весом.

  Куда недорого поехать на Новый год в 2022 году в России. Где провести новый год 2022 в россии недорого

Первый российский ледокол «Пайлот»

Первый российский ледокол «Пайлот

Позже, в 1871 году, в Германии по планам Пайлота был построен ледокол «Айсбрехер-1». Россия была основным покупателем ледоколов в начале 20-го века. Британская компания Armstrong Whitworth построила для России ледоколы «Байкал», «Ангара» и «Ермак», которые находились в эксплуатации до 1964 года. Ледокол «Святогор» (с 1927 года «Красин») был спущен на воду в Англии в 1917 году. С 1921 по 1941 год на Балтийском судостроительном заводе было построено 8 ледоколов, а с 1956 по 1958 год — в 1956 и 1958 годах — еще 10 речных ледоколов. С 1959 года началась эра атомного ледокольного флота, когда был сдан первый в мире атомный ледокол «Ленин».

Устройство ледокола

Особый характер работы ледоколов определил их конструкцию. Чтобы выдержать толстый лед, корпус ледокола обшит сталью, а днище закруглено.

Атомный ледокол Ленин

Ледокол «Ленин

Способ, которым ледокол ломает лед, зависит от его толщины. Если ледокол не очень толстый, он разрезает лед носовой частью, а затем раскалывает его, оставляя за собой свободное пространство. Если лед толстый, ледокол откалывает куски льда, таща их за собой и разбивая собственным весом. Существуют различные методы создания проходов во льду, в частности, с помощью кренов и балластных танков.

Преодоление льда с помощью крена

Разбивание льда с помощью наклона

Для современных российских атомных ледоколов класса «Арктика» не имеет значения толщина льда. Они способны пробивать торосы высотой 5 метров или лед высотой 3 метра со скоростью до 20 километров в час.

Преодоление льда с помощью балластной цистерны

Ледовые переговоры с балластной цистерной

В настоящее время используются два типа ледоколов: дизель-электрические и атомные. Корабль приводится в движение стоячей водой.

Гребные винты атомохода 50 лет Победы

В настоящее время Россия обладает самым большим и мощным ледокольным флотом, насчитывающим 55 судов, четыре из которых — атомные ледоколы (плюс атомный лихтеровоз «Севморпуть»). Для сравнения, в США имеется всего четыре мощных дизель-электрических ледокола, два из которых находятся в эксплуатации более 30 лет.

Страны с самым мощным ледокольным флотом

В октябре 2019 года на Адмиралтейской верфи был спущен на воду первый в мире боевой корабль ледокольного класса «Иван Папанин», который войдет в состав ВМФ. После оснащения и всесторонних испытаний боевой ледокол вступит в строй в 2023 году. К 2035 году арктический флот будет включать не менее 13 тяжелых ледоколов. Девять из них будут ядерными.

  Увольняйтесь по соглашению сторон. Что значит увольнение по соглашению сторон хорошо или плохо?

Ледокольный флот России

Гребные винты в носовой части ледокола имеют другое назначение, хотя они также в определенной степени связаны со скоростью. Однако их главная цель, как бы удивительно это ни было, — растопить лед.

Страны с самым мощным ледокольным флотом

Эта технология была внедрена в 19 веке американскими моряками, путешествующими в ледяных водах Арктики. Носовые болты помогли улучшить мореходные качества корабля. Это не изменилось в 21 веке, и носовые болты используются на ледоколах с той же целью.

Однако не стоит полагать, что такие гребные винты используются во всех моделях ледоколов и что суда могут перемещаться по арктическим водам только благодаря им. Нет, это зависит от толщины ледяного покрова и типа судна.

Назначение гребных винтов у ледокола

Основным механизмом для преодоления ледяных барьеров на специальных судах является нос — более длинное и острое продолжение киля. Если лед тонкий и не сплошной, для борьбы со льдом достаточно одного смычка.

Гребные винты ледокола «Арктика»

В случаях, когда путь ледокола должен проходить через зону со сплошным и толстым слоем льда, одного киля недостаточно. Это является причиной наличия дополнительных гребных винтов в носовой части, которые помогают при работе с толстым льдом.

Как ледокол проходит по водам, покрытым льдом?

На практике сами гребные винты не вступают в тесный контакт со льдом, но помогают его раскалывать. Когда ледокол стартует и движется по воде, гребные винты создают воздушную подушку в передней части. Воздушная подушка оказывает давление на лед, заставляя его отрываться от дна водоема.

Затем в дело вступает лук. Разбитый лед, который уже начал отламываться от дна, становится менее прочным и более тонким. Главный ледокол может справиться с этим слоем льда без проблем.

Форштевень ледокола «Сампо»

Создавая воздушную подушку, гребные винты увеличивают скорость ледокола, а также помогают экономить топливо. В то же время пропеллеры остаются целыми, поскольку просто не касаются ледяной воды.

Как грибные винты ломают лёд?

Оцените статью
Бизнес блог