Эффект Даннинга-Крюгера: понятие, примеры, причины, влияние. Эффект даннинга крюгера что это.

Проработав несколько месяцев на малооплачиваемой и совершенно ненадежной должности, Вадим понял, что его не повысят. Андрей Петрович подтвердил это печальное предположение, когда через несколько дней вызвал стажера в свой кабинет и сказал, что банк больше не нуждается в его услугах.

Эффект Даннинга-Крюгера: как мы переоцениваем себя

Эффект Даннинга-Крюгера имеет сложное название, но он знаком многим из повседневной жизни. Иногда нам трудно объяснить какую-то мысль другому человеку, потому что он не в состоянии это сделать. В других случаях мы не можем понять объяснение, но убеждены, что поддерживаем своего оппонента. Эта статья поможет вам узнать, как связаны между собой эрудиция и осознание границ собственных знаний и квалификации.

Психологический феномен Даннинга-Крюгера представляет собой когнитивное предубеждение, при котором люди с низкой квалификацией приходят к неправильным выводам, но не могут их признать. То есть отсутствие достаточных знаний делает невозможным объективную оценку ситуации. Это приводит к преувеличенным представлениям о себе и своих способностях. В то же время высококвалифицированные люди часто страдают от неуверенности в себе (они считают других более компетентными). В 1999 году Дж. Крюгер и Д. Даннинг выдвинул гипотезу о существовании этого явления.

Будьте внимательны. На формулировку термина «ученый» вдохновили тексты древнегреческих философов и высказывания известных авторов. Один из них гласит: «Незнание чаще порождает уверенность, чем знание». (Ч. Диккенс).

Ошибка в оценке квалификации человека стала отправной точкой для изучения характеристик этого явления. Чтобы подтвердить эту догадку, исследователи провели практическое исследование.

Как Даннинг и Крюгер проверили свою гипотезу

Даннинг и Крюгер проверка гипотезы

Ученые проверили свою догадку с помощью классического эксперимента. В качестве испытуемых выступили студенты Корнельского университета. Ученые опирались на результаты работы своих предшественников, которые в качестве основы некомпетентности приводили незнание принципов выбранной деятельности. Не имело значения, была ли задача понять новую философскую концепцию или теннис (первичное использование ментальных и физических данных не имело значения). В основном эксперимент проходил следующим образом:

  1. Первый этап: для проверки эффекта Даннинга-Крюгера экспериментальной подгруппе было предложено выполнить тесты способностей. Впоследствии, без объявления результатов теста, испытуемые должны были определить уровень своих способностей.
  2. Второй этап: результаты были доведены до сведения студентов.

максимум даннинга-крюгера

Это привело к тому, что участники теста с высокими результатами на первом этапе недооценили свои результаты. После того как им сообщали правильные ответы, они корректировали свою самооценку. Студенты с баллами ниже среднего вели себя наоборот: они сначала переоценивали результаты, а затем не могли поверить, что ответы соответствуют действительности.

На основании полученных результатов исследователи пришли к нескольким выводам, описывающим эффект Даннинга-Крюгера. Для неквалифицированных людей характерны:

  • склонность переоценивать себя,
  • отсутствие способности адекватно оценивать способности других людей,
  • неспособность распознать границы некомпетентности.

После соответствующего обучения ситуация изменилась к лучшему. Затем лица с ранее низкими навыками самокритики провели объективную самооценку.

Что обнаружили Даннинг и Крюгер

Что обнаружили Даннинг и Крюгер

Поскольку люди с низким уровнем знаний переоценивают себя, они менее склонны сомневаться в правильности действий или утверждений. В результате неудачи приписываются влиянию внешних условий: плохие материалы/инструменты, глупые коллеги по рабочей группе и т.д.

Оценивая результаты, ученые пришли к разным выводам. Однако эффект Даннинга-Крюгера можно описать простыми словами: Только профессионал может объективно оценить работу и знания другого человека. Например, доступность технологий для фотографии привела к появлению тысяч «профессиональных фотографов», которые не знают базовых понятий. Однако из-за отсутствия знаний они не распознают проблемы в своей работе (плохое освещение, композиционные ошибки и т.д.). Несколько прочитанных статей или книг не делают вас настоящим экспертом в определенной области — это то, что показывает эффект Даннинга-Крюгера.

Важно помнить, что подобные проблемы с оценкой могут возникнуть в любой области. Непрофессионал, не обладающий достаточными знаниями, может создать негативное представление о профессии.

Настоящие профессионалы страдают от этого явления, как и те, кто получает некачественные результаты. Ущерб может быть финансовым, психологическим и т.д. «Валидные» дискуссии касаются медицинских диагнозов, социальных вопросов, этических проблем и т.д.

синдром даннинга-крюгера

Результаты исследования синдрома Даннинга-Крюгера были опубликованы в английском журнале социальной психологии в 1999 году. За открытие этого явления Даннинг и Крюгер были удостоены Шнобелевской премии.

Интересно! Такая награда ни в коей мере не умаляет заслуг исследователей. Тот факт, что она была удостоена награды, показывает, что некоторые забавные открытия заставляют задуматься.

Премия присуждается за проекты, способные увлечь больше людей наукой, медициной и технологиями.

Эффект Даннинга-Крюгера беспокоит не только его обладателя, но и тех, кто сталкивается с ним в своей профессиональной деятельности. Как с этим бороться.

Как появилась теория?

Эта теория возникла в конце 1990-х годов при следующих обстоятельствах: Два психолога из Корнельского университета, Дж. Крюгер и Д. Даннинг, решили провести опрос среди своих студентов и попросить их сравнить свои умственные способности с умственными способностями своих сокурсников. Кроме того, Даннинг и Крюгер протестировали респондентов на способность рассуждать, чтобы сравнить субъективные мнения студентов с их реальными интеллектуальными показателями.

Результаты этого исследования удивили исследователей: 25% студентов, набравших наименьшее количество баллов по тесту, были последовательно убеждены в превосходстве собственного интеллекта над способностями к рассуждению других участников теста. Напротив, 25% наиболее успевающих студентов оценили свои фактические силы и знания как довольно низкие. Исследование привело психологов к простому выводу: люди с небольшими знаниями склонны переоценивать свои способности, в то время как действительно умные и способные люди недооценивают себя. Таким образом, эффект Даннинга-Крюгера влияет на человека, который не осознает своего невежества и последствий своих неправильных решений, но не хочет признавать свою некомпетентность.

Пример Эффекта Даннинга-Крюгера

Самый известный случай этого явления произошел в США в середине 1990-х годов, когда житель Питтсбурга М. Уилер решил ограбить несколько местных банков. Уилер решил осуществить свой план в середине обычного рабочего дня, не потрудившись надеть маску, чтобы скрыть свое лицо. Мало того, во время ограбления он без всякого притворства смотрел в камеру видеонаблюдения. Конечно же, неудавшийся грабитель был вскоре опознан полицией и арестован.

Уилер был очень удивлен, что его так быстро опознали и арестовали, и вполне обоснованно. Однажды он услышал, что из лимонного сока можно сделать невидимые чернила, и решил перед ограблением вымазать лицо лимонным соком: По его мнению, сок сделает его лицо невидимым для камер при контакте с источником тепла. Тесты показали, что во время ограблений преступник был абсолютно трезв и в здравом уме. Причина его своеобразного провала заключалась в том, что он явно переоценил свою научную компетентность и сделал из этого принципиально неверные выводы.

Причины эффекта

Корни эффекта Даннинга-Крюгера лежат в невежестве и умеренном уровне знаний, а также в явной переоценке собственных способностей. Недостаток знаний, а зачастую и полная некомпетентность в той или иной области приводят к неточным выводам и интерпретациям, которые, в свою очередь, приводят к неверным решениям.

Хотя теория, предложенная американскими психологами, является относительно новой, она активно изучается исследователями по всему миру, и одной из тем постоянных исследований является вопрос о причинах этого явления. К ним относятся:

  • Низкий уровень интеллекта,
  • Неправильное воспитание (например, многие родители чрезмерно хвалят даже небольшие успехи своего ребенка, вместо того чтобы уничтожить все признаки критического мышления у только что появившегося ребенка),
  • Базовое незнание или очень маленький практический опыт в какой-либо области,
  • Чрезмерные амбиции и самоуверенность, болезненно завышенная самооценка.
  Зачем детям алгоритмы. Зачем ребенку нужен алгоритм.

Яркой особенностью феномена Даннинга-Крюгера является неспособность пострадавшего правильно оценить свои способности и потенциал в той или иной области. В то же время человек, подверженный этому феномену, очень рационален, реалистичен и критичен по отношению к себе и своим знаниям и способностям в других областях.

То есть зона ложной компетентности или зона глупости находится не на периферии знаний и опыта, а гораздо ближе к центру и является частью зоны предполагаемой компетентности человека.

История возникновения эффекта Даннинга-Крюгера

Дэвид Даннинг

В конце 1990-х годов сотрудник Корнельского университета Дэвид Даннинг случайно наткнулся на историю Макартура Уилера и захотел узнать, почему кровожадный грабитель оказался в такой ситуации. Вместе со своим помощником Джастином Крюгером эксперт пришел к выводу, что почти все люди склонны положительно оценивать свои способности в различных интеллектуальных и социальных областях, но некоторые из них начинают ложно переоценивать эти способности.

Вдохновленные словами Чарльза Дарвина («Уверенность чаще порождается невежеством, чем знанием») и Бертрана Рассела («Одна из самых неприятных особенностей нашего времени заключается в том, что люди, уверенные в себе, глупы, а те, кто обладает некоторой долей понимания и воображения, постоянно сомневаются и нерешительны»), Даннинг и Крюгер решили провести серию экспериментов.

Студентам Корнельского университета, участвовавшим в одном из экспериментов Крюгера и Даннинга, задавали различные вопросы о юморе, грамматике и логике. Затем каждого добровольца попросили не только оценить свою собственную работу, но и определить свое место в рейтинге студентов.

Добровольцы (2/3 всех участников эксперимента), показавшие худшие результаты в когнитивных тестах, переоценили свои способности. Те же студенты (1/3 от общего числа участников эксперимента), которые хорошо справились с заданиями, недооценили свои способности.

Чтобы провести очередной эксперимент, Крюгеру и Даннингу пришлось покинуть стены принимающей их установки. Они отправились в тир и задавали стрелкам-любителям вопросы о безопасности их оружия. Люди, которые смогли правильно ответить на меньшее количество вопросов, значительно переоценили свои знания об оружии. Второй эксперимент подтвердил результаты первого.

Результаты другого исследования, проведенного другими экспертами, показали, что около 80-82 % водителей оценили свои навыки вождения как выше среднего. Эти результаты статистически невозможны. Те же тенденции наблюдаются, когда людей просят оценить свои когнитивные способности или рейтинги популярности.

В ходе своего исследования Даннинг и Крюгер смогли доказать, что действительно умные люди не способны точно и объективно оценить свои способности. Умные и способные люди, в отличие от глупых и некомпетентных, в достаточной степени осознают реальность и готовы выслушать конструктивную критику и внести самокритичные коррективы.

Около 80-82 % водителей оценивают свои навыки вождения как выше среднего.

Люди с низкими навыками не только демонстрируют нерациональное, нелогичное, неполное или откровенно глупое поведение, но и живут в иллюзии собственного превосходства.

Шкала, демонстрирующая эффект Даннинга-Крюгера в действии

Эффект Даннинга Крюгера простыми словами

> Новичок с низкими навыками и знаниями обладает высоким уровнем уверенности в себе. Он твердо уверен, что его знаний достаточно для спасения не только нашей планеты, но и всей Солнечной системы. Такой человек постепенно достигает вершины глупости. Он не обращает внимания на своих более квалифицированных коллег, потому что они не могут рассказать ему ничего интересного или полезного.

> Если новичок развивает себя и учится правильно оценивать окружающую действительность, то после нескольких профессиональных ошибок он упадет в долину отчаяния и достигнет вершины глупости. Его уверенность в себе будет стремительно падать.

> Побыв некоторое время в долине отчаяния, он научится прислушиваться к мнению более компетентных коллег. Он поймет, что его способностей недостаточно для правильного и успешного выполнения поставленных перед ним задач.

> Призвание просветления, которого человек достигает после осознания того, что его навыки нуждаются в постоянном совершенствовании, является одним из важнейших этапов на пути от новичка к эксперту. Мудрость, сочетание опыта и знаний, полученных в результате общения с более компетентными людьми, способствует повышению самооценки. Но в этом случае самооценка эксперта, в отличие от новичка, действительно соответствует степени опыта.

> Человек, который перестает приобретать опыт и знания на пике своей глупости, может остаться в этой точке навсегда. Полагая, что он уже достиг вершины профессионализма, он проведет остаток жизни под влиянием эффекта Даннинга-Крюгера.

>Человек, продвигающийся в выбранном им направлении, со временем начинает понимать, что он не является профессионалом, потому что его знаний и навыков недостаточно для принятия правильных решений и достижения поставленных целей. В этот момент уверенность в себе сначала резко падает, а затем медленно и постепенно снова повышается.

Проще говоря, это свойство людей с низким уровнем знаний и навыков, которые переоценивают свои способности, не осознавая этого. Другая сторона этого явления заключается в том, что люди с высокими способностями склонны недооценивать себя.

Причины возникновения эффекта Даннинга-Крюгера

Поскольку теория Даннинга-Крюгера является относительно новой, изучение этого феномена все еще продолжается. На сегодняшний день психологи определили несколько возможных причин эффекта Даннинга-Крюгера.

  • Отсутствие от природы высокого интеллекта,
  • Образование (достижения ребенка преувеличены, критическое мышление не развито),
  • Отсутствие знаний в своей области,
  • Черты характера (самоуверенность, эгоизм, высокомерие, амбициозность).
  • Отсутствие опыта.

Эффект Даннинга-Крюгера удивителен тем, что человек, подверженный ему в какой-либо одной области, может адекватно оценивать свои способности в других сферах жизни. Или же он может находиться на плато стабильности в одной области, а в другой подниматься на вершину глупости. Это особенно часто случается с людьми, решившими сменить профессию или вид деятельности.

На кого влияет эффект Даннинга-Крюгера?

Первооткрыватели так называемого эффекта Даннинга-Крюгера, когнитивного предубеждения, даже получили за свою работу Шнобелевскую премию. Это говорит о том, что открытие не имеет практического применения. Но это многое объясняет. Возможно, теперь вы понимаете, почему среди пользователей социальных сетей и в реальной жизни так много «диванных экспертов» и непризнанных академиков.

Еще одно преимущество, которое может возникнуть, — это возможность самому избежать последствий этого явления. Далее я расскажу о ситуациях, в которых вы можете столкнуться с синдромом D-C в повседневной жизни. Вы можете найти его в большинстве семей, на большинстве рабочих мест и везде между ними. Почему так происходит с большинством людей в той или иной ситуации, сказать сложно, это все еще исследуется.

Примеры эффекта Даннинга-Крюгера. Прочитав об этом, вы с удивлением обнаружите, что, возможно, и сами замечали нечто подобное, и не раз.

Мальчик, который любил играть в шахматы

Один мальчик любил проводить время за игрой в шахматы. Его дед учил его и часто составлял ему компанию. Через некоторое время внук стал обыгрывать деда, потом отца, потом брата и был уверен, что он лучший шахматист.

Пример эффекта Даннинга-Крюгера

Его родственники похвалили талантливого мальчика и назвали его будущим чемпионом. Он настолько свыкся со своей ролью, что решил принять участие в школьном чемпионате. Он не имел ни малейших сомнений в своей победе и был удивлен, когда проиграл сокрушительным счетом своему сопернику из параллельного класса. Таким образом, мы видим, что мальчик переоценил свои возможности, а его родственники сыграли свою роль. Чем больше он был убежден в своих достижениях, тем сильнее было его разочарование, когда он столкнулся с реальностью.

Девушка, которая умела петь

Девушка поет с детства. Она любила это и с энтузиазмом пела везде, где только могла: в ванной, на улице, в караоке и даже на выступлениях оркестра музыкальной школы. Она была звездой в своей деревне, и ей всегда аплодировали стоя. Но девушка хотела славы и признания. Возможность стать звездой шоу постоянно преследовала ее.

  Дыхание по Вим Хофу. Вим хофф как дышать?

Девушка, которая поет

Чем больше у человека навыков и опыта в той или иной области, тем более объективно он может себя оценить. В процессе самосовершенствования человек учится распознавать свои слабые стороны и совершенствовать свои навыки:

Причины

Почему люди становятся жертвами эффекта Даннинга-Крюгера? Почему люди становятся жертвами проблемы Даннинга-Крюгера?

  • Низкий IQ как результат естественных условий (наследственности),
  • Ошибки воспитания (родители/учителя/родственники/окружение) чрезмерно превозносят таланты и способности ребенка и вселяют в него ложную уверенность в собственных силах и способностях,
  • отсутствие знаний по разным причинам: Непосещение занятий, покупка диплома, безответственное отношение к учебе.
  • Такие черты характера, как самоуверенность, завышенная самооценка, любовь к славе и успеху, легкомысленность и несерьезность.

Иногда причина кроется в простом недостатке опыта, как наглядно показывает график эффекта Даннинга-Крюгера. Сразу после окончания университета большинство студентов переоценивают себя с точки зрения своего профессионализма. Они считают, что уже обладают достаточной квалификацией, чтобы сесть в офисное кресло и оттуда руководить людьми. Обычно такая перспектива быстро распадается после нескольких неудач и увольнений. В этом, конечно, виноваты все остальные, но не сам новичок.

Диагностика

Поскольку эффект Даннинга-Крюгера является относительно новым понятием в психологии, комплексные тесты в виде опросников для его определения все еще находятся в стадии разработки. Однако существует графический тест, который был использован для этой цели. Это самый простой, но в то же время очень эффективный способ.

Для проведения теста Даннинга-Крюгера вам понадобится лист бумаги и карандаш.

  1. Задание 1: Начертите на листе бумаги большой квадрат (можно использовать линейку). С помощью линейки начертите на доске квадрат.
  2. Задание №2: Заполните его карандашом настолько, насколько вам удобно.

Интерпретация результатов теста:

  • если вы полностью заполнили квадрат, вы являетесь типичным примером эффекта Даннинга-Крюгера,
  • Если вы затеняете более 75%, то вы либо недавно избавились от этого явления, либо имеете к этому склонность,
  • Если тень составляет около 50%, то проблемы нет, С точки зрения психолога, она должна быть,
  • Если вы заштриховали менее 50%, у вас очень низкая профессиональная самооценка, которая нуждается в срочном улучшении.

Этот тест часто используется менеджерами по персоналу и руководителями компаний при приеме на работу соискателей. Это поможет им отличить неопытных дилетантов (которые подвержены эффекту Даннинга-Крюгера) от настоящих профессионалов.

Существует адаптированная для детей интерпретация этого теста, которая позволяет на ранней стадии выявить чрезмерную уверенность детей в своих способностях в любой области знаний. Ученикам предлагается заполнить карандашом квадрат, так же как они оценивают свой талант и успех.

Что делать?

Эффект Даннинга-Крюгера беспокоит не только его обладателя, но и тех, кто сталкивается с ним в своей профессиональной деятельности. Как с этим бороться.

Что должен делать пользователь:

  1. Пройдите тестирование на эффект Даннинга-Крюгера. Убедитесь, что он существует.
  2. Диагностируйте собственные ошибки в своей профессиональной деятельности. Как часто они происходят? Что их вызывает? Признайте, что вы сами виноваты.
  3. Занимайтесь самообразованием: посещайте учебные курсы, читайте специальную научную литературу.
  4. Посоветуйтесь со старшими и более опытными коллегами.
  5. Научитесь самокритике.

Что делать тем, кто столкнулся с разумным представителем этого психологического феномена?

  1. Не спорьте, не унижайте, не повышайте голос. Это пустая трата времени.
  2. Если вы совершили очередную ошибку, сначала проанализируйте ее сами, соберите доказательства того, кто виноват, и предъявите их обманщику. Но со спокойными объяснениями, а не обвинениями.
  3. Предложите помощь в выполнении различных задач или хотя бы разделите их.
  4. Привлекайте руководство и других коллег.

Если никто ничего не сделает с этим явлением, люди с Даннингом-Крюгером могут провести большую часть своей жизни на пике глупости (см. график). В результате есть риск не продвинуться по карьерной лестнице и не сохранить знания и навыки, которыми они обладали изначально. Отсутствие самосовершенствования приводит к снижению показателя IQ.

Большинство тех, кто встал на этот путь, оценивают свои способности на 70-80% и убеждены, что другие разделяют их мнение. В то же время они считают, что сложные задачи, которые они решают, также находятся в пределах их собственных возможностей.

Как не попасть в ловушку когнитивного искажения?

  • Важно объективно оценить их знания и навыки. Полезно сравнивать себя с другими людьми, чья компетентность не вызывает сомнений. Предпочтительно использовать для оценки некоторые оцифрованные показатели. Например, бегун может сравнить свои результаты с результатами людей, завоевавших золотые медали в престижных соревнованиях. Маркетолог может измерить окупаемость инвестиций (ROI) своих рекламных кампаний.
  • Чтобы избежать эффекта Даннинга-Крюгера в начале своей карьеры, важно продолжать учиться. Если вы вдруг почувствовали себя уверенным новичком и готовы сдвинуть горы, подумайте, не находитесь ли вы на «пике уверенности». Может быть, вам нужно сначала успокоиться и не браться за то, что вы пока не можете сделать.
  • Полезно прислушиваться к оценкам со стороны, но только тех людей, в чьей объективности вы уверенны. Например, стоит осторожно слушать людей, которые могут бояться вас обидеть. Или наоборот, могут занижать ваши реальные достижения. могут участвовать в профессиональных конкурсах. Выкладывать свои работы на сайтах, где их будут оценивать другие специалисты. Например, много таких проектов в интернете есть для дизайнеров и иллюстраторов.

Не волнуйтесь, если окажется, что вы еще мало знаете о каком-то предмете. Это хорошо, потому что это побудит вас продолжать учиться и развиваться, а не оставаться на «пике уверенности в себе».

Помните, что после «ямы разочарования» наступает «путь просветления», за которым следует «плато силы». Начните действовать, и вы обязательно добьетесь успеха!

В первом туре регионального шахматного турнира Святослав проиграл равнодушному игроку, которого наш герой принял за дилетанта и полного профана.

Эффект Даннинга-Крюгера — не то, чем кажется или Почему деление на умных и глупых — само по себе глупость

Эффект Даннинга-Крюгера — это когнитивное предубеждение, при котором люди с низкими способностями приходят к неправильным выводам, принимают неверные решения и не могут признать свои ошибки из-за своих низких способностей. Это относительно новая концепция — само явление было описано в такой форме только в 1999 году современными психологами Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером, — которая уже завоевала большую популярность в образованных кругах.

Рассказ Василия Шукшина «Срезал» — это художественное представление феномена Даннинга-Крюгера в действии.

Ирония популярности феномена Даннинга-Крюгера, который описывает когнитивное предубеждение, заключается в том, что его упоминание является выражением гораздо более древнего когнитивного предубеждения — тенденции людей с выдающимися способностями в определенной области умственной дискриминации — делить людей на две категории: умных и глупых (сами они, конечно, относятся к первой категории). Они считают свои собственные способности основой для разделения других на глупых и умных людей и активно используют «эффект Даннинга-Крюгера», чтобы причислить кого-то к невеждам, не понимая, что тем самым сами демонстрируют эффект Даннинга-Крюгера в действии.

Даннинг и Крюгер не знают, что их результат не характеризует конкретных людей (или даже дураков), а является общим принципом определения границ человеческих возможностей. Другими словами, все без исключения в той или иной степени подвержены эффекту Даннинга-Крюгера в тех областях, где они не могут объективно оценить пределы своих возможностей. Даже для самых образованных людей большинство аспектов их жизни лежит за пределами их знаний. И больше всего от эффекта Даннинга-Крюгера страдают те, кто считает, что этот эффект к ним не относится, и использует его, чтобы отличиться от «дураков» как интеллектуальной касты. Даннинг и Крюгер недооценили значение своего открытия. Слово «эффект» подразумевает какое-то действие или реакцию. То, что описывает эффект Даннинга-Крюгера, является объемным принципом ограничения границ познания. И уже в рамках этого принципа возникают различные эффекты.

«Эффект» означает, что это изолированное явление, которое возникает у того или иного человека в контексте определенных областей знаний и опыта. Даннинг и Крюгер, с другой стороны, описали универсальный принцип для определения границ способностей во всех областях знаний и опыта, с которыми человек сознательно взаимодействует. В данной интерпретации это явление относится к иллюзии человека относительно уровня своей компетентности. Это не результат, а определение позиции.

На самом деле, деление людей на умных и тупых само по себе является одним из самых старых и недооцененных когнитивных искажений, коварство которого заключается в том, что оно играет на руку тем, у кого есть средства и уровень подготовки для подобных мыслительных упражнений. Эта статья о том, почему «дураков» на самом деле не существует — вернее, почему все люди в той или иной степени дураки, а люди, считающие себя умнее других, выставляют себя дураками, потому что не признают собственных предубеждений и проявляют эффект Даннинга-Крюгера, когда представляют себе пределы своих возможностей:

Зона не осознаваемой некомпетентности.

То, что они называют неквалифицированным и бессознательным, то есть неосознанной некомпетентностью, гораздо коварнее. Неквалифицированный и неосознанный — это любая область, которую человек не знает и, следовательно, не может ни обладать навыками, ни знать о чем-либо. На самом деле имеется в виду область, в которой человек считает себя компетентным, не зная об этом. Это зона ложной компетентности.

Человек некомпетентен, но он не осознает своего невежества, поэтому у него нет причин учиться; и он убежден в своей компетентности — поэтому у него нет мотивации учиться. Это тупик, поэтому зона некомпетентности без знаний — это зона глупости.

То есть порядок другой: не 1) компетентность в центре цикла компетентности, затем 2) область сознательной некомпетентности и затем, на периферии, 3) бессознательная некомпетентность, а скорее

  1. Зона компетенции,
  2. Зона ложной компетентности,
  3. зона сознательной некомпетентности.

То есть зона ложной компетентности или зона глупости находится не на периферии знаний и опыта, а гораздо ближе к центру и является частью зоны предполагаемой компетентности человека.

При этом человек не осознает своей глупости и не знает границ своей глупости, иначе это была бы зона сознательной некомпетентности.

И это самое сложное в глупости: она находится не где-то на краю человеческого опыта и знаний, а прямо «перед носом» у людей, где они не сомневаются и чувствуют себя в безопасности, оставаясь при этом совершенно невидимыми и незамеченными. Это означает, что показатель ложной компетентности может варьироваться от 0 до 100, в некоторых случаях охватывая почти весь диапазон предполагаемой компетентности или даже весь диапазон, т.е. человек может не полностью понять вопрос, в котором, по его мнению, он совершенно компетентен.

Другими словами, человек не просто глуп — он внезапно становится глупым в тех областях, в которых, по его мнению, он компетентен.

Проще говоря, все или значительная часть того, что человек знает и умеет делать, может быть заблуждением, степень которого человек не осознает, пока не поймет, что стал жертвой заблуждения.

Более того, этот принцип может распространяться на большое количество людей или даже на все человечество, как это часто случалось в истории с большими научными или идеологическими заблуждениями. Все просвещенное человечество, убежденное в своей просвещенности, просто не осознавало своего заблуждения.

Более того, этот принцип в настоящее время применяется ко всему человечеству в тех областях знаний, которые, по мнению людей, они могут освоить и изучить. Каждая из этих областей может быть зоной ложной компетентности, которую люди даже не могут себе представить (иначе это уже была бы зона мнимой некомпетентности), поскольку они обнаруживают, какая часть нынешнего мировоззрения является ложной, только когда открывают для себя правильное.

До 99% человеческого восприятия в любой области, а это по определению зона ложной компетентности, люди не знают и не будут знать, пока не узнают.

Этот принцип описывает пределы возможностей человека в любой области знаний и взаимодействия с другими людьми. Все, чем интересуется человек или с чем он сознательно взаимодействует, описывается категориями границ компетенции.

Эффект Даннинга-Крюгера — это пограничный эффект, который возникает, когда восприятие человеком своих способностей сталкивается с объективными границами знаний в определенной области.

В отношении собственных заблуждений каждый человек уязвим двукратно:

Потому что вы не замечаете их и уверены в своей правоте, пока не поймете, что ошибаетесь. Это происходит потому, что эффект Даннинга-Крюгера, защитная реакция на ложную компетентность, мешает человеку признать собственные ошибки, даже если они очевидны для его коллег.

Естественно предположить, что доля ложных навыков в общем объеме знаний и опыта человека составляет не менее 50%. То есть, он ошибается более чем в половине всего, что знает или способен знать средний человек.

Диапазон осознанной компетентности по отношению к общему диапазону знаний и опыта, включая осознанную некомпетентность, должен быть ограничен в лучшем случае несколькими процентными пунктами.

В результате возникает когнитивное искажение, при котором каждый человек, обладающий относительно узкой областью сознательной компетенции, наблюдает все иллюзии других относительно нее, игнорируя при этом большую степень своей ложной компетенции и игнорируя или отражая все попытки других указать хотя бы на некоторые из его иллюзий.

В результате люди, которые знают об эффекте Даннинга-Крюгера и применяют его к своей области осознанной компетенции, формируют представление о глупости других, не осознавая, защищенные эффектом Даннинга-Крюгера, степень собственной глупости, общая степень которой в их собственных областях ложной компетенции может на порядки превышать глупость других, которую можно обнаружить в своей области осознанной компетенции.

Например, если человек является экспертом в экономике, что составляет 5% от общего объема его знаний и опыта, а доля его собственной глупости в других областях составляет 55% от его знаний и опыта, то этот человек, зная об эффекте Даннинга-Крюгера у других, будет замечать их ложную компетентность в своей области компетенции, не замечая, игнорируя или отвергая доказательства собственной глупости. Предположим, что 25% людей, окружающих этого экономиста, имеют неверные представления о его области знаний. Но в то же время те же 25% уже распознают заблуждения этого экономиста. Он, конечно, будет наблюдать за иллюзиями других, сильно упуская свои собственные, он не будет ни признавать, ни верить своим собственным, и у него останется впечатление, что каждый четвертый человек вокруг него не понимает экономику, обманутый эффектом Даннинга-Крюгера, собственной непогрешимостью.

Другими словами: В действительности, степень иллюзии ложной компетентности каждого человека превышает степень его воспринимаемой компетентности. Согласно общепринятым представлениям, каждый человек на 70% ошибается и на 30% прав во всем, что, как ему кажется, он знает. Этот процент может варьироваться от человека к человеку и от субъекта к субъекту, но в целом для каждого человека доля глупости перевешивает долю компетентности. То есть, каждый человек компетентен в одних вещах и глуп в других, в сумме глупых больше, чем компетентных. Другими словами:

  1. Глупых людей не бывает,
  2. Области и степени компетентности отдельных людей могут различаться, но в целом сумма бредовых убеждений каждого человека будет больше половины его предполагаемой области компетентности.

image

Каждый человек компетентен в гораздо меньшем количестве областей, чем он считает, потому что обычно он глуп и не осознает собственной бесчувственности. Однако из-за когнитивной предвзятости он будет наблюдать за ошибками других в своей области знаний, не замечая, игнорируя или борясь с доказательствами гораздо большего числа собственных ошибок, что объясняется эффектом Даннинга-Крюгера. Поэтому у тех, кому известен эффект Даннинга-Крюгера, будет создаваться ложное впечатление о 100% собственной компетентности во всех областях, в которых они считают себя компетентными, на фоне чего они будут постоянно наблюдать чужую ложную компетентность в узкой области своей осознанной компетентности. Это приводит к тому, что люди, использующие эффект Даннинга-Крюгера, имеют ложное представление о мире, в котором они живут:

  Как перестать заниматься самобичеванием и ненавидеть себя: 5 важных шагов. Что делать если ты ненавидишь себя
Оцените статью
Бизнес блог