Мы составили список книг, которые будут полезны всем родителям учеников. В них нет инструкций по воспитанию, но много советов от педагогов и психологов, которые помогут вырастить счастливого ребенка и решить важные проблемы в школе. Самые полезные книги, по мнению экспертов:
Мотивация к учебе или как заставить ребёнка учиться
Эта тема затрагивает всех родителей. Все семьи так или иначе сталкиваются с проблемой мотивации к обучению. В рамках нашего проекта «Подростки: путеводитель» мы решили из первых рук узнать, как решить эту проблему.
Автору этой статьи 14 лет. Он в школе. Она исследовала тему, объединила свои знания, наблюдения и собственное мнение. Читайте и комментируйте!
Несколько слов о мотивации к обучению — почему я хочу поговорить об этом
Часто родители не знают, как пробудить у ребенка интерес к учебе? И если
не могут работать, возникает вопрос, как заставить ребенка учиться в школе.
Когда я сказал маме, что пишу эту статью, она попросила меня дать ей ее прочитать, когда я закончу. Она долго думала, как заставить моего брата учиться. Моя мама прочитала много статей о том, как мотивировать подростков к учебе, но не было ни одной, которая давала бы практические советы о том, как мотивировать их к учебе. Поэтому я постараюсь написать такую статью. Теперь, от имени этого подростка, которого нужно мотивировать к учебе, я скажу вам, что я думаю по этому поводу.
Заставлять и мотивировать
Иногда родители спрашивают, в каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу. Около 5, как делают многие занятые и современные мамы, около 6, как принято, или около 7, как было раньше? Причиной такого вопроса часто является то, что родители боятся ответственности, причем не своей собственной. Психологи отвечают, что делать это нужно только тогда, когда вы готовы. Один из моих одноклассников пошел в школу в возрасте 8 лет. Когда она поступила в школу, она была не готова. И даже сейчас, 9 лет спустя, я не думаю, что она готова. Что я имею в виду под словом «готов»? Интерес и мотивация. Очень важно объяснить сыну/дочери перед тем, как идти в школу, почему это необходимо, что он/она получит от этого, почему это интересно и т.д. Если этого нет, то нет и желания учиться. Тогда вы должны подтолкнуть его/ее. Мне всегда нравилось учиться, я был отличником, меня посылали на все олимпиады. Когда мой брат поступил в школу через три года после меня, все были шокированы тем, что ему было так неинтересно. Конечно, вопросы о том, как заинтересовать ребенка во втором классе и как заинтересовать ребенка в третьем классе, очень разные. И ответы на эти вопросы очень разные.
Но теперь давайте проанализируем и выведем несколько общих правил, как справиться с нежеланием ребенка учиться.
Как заинтересовать ребенка учебой советы психолога:
- Помогите своему ребенку найти хобби — думаю, вы уже знаете, что это довольно 0. Но обратите внимание на его сильные стороны. Может быть, единственный предмет, по которому он получает хорошие оценки, — это работа по дому? А может быть, ваш ребенок хорошо готовит? А если у него ухо? Чтобы помочь ему добиться успеха, вам нужно поощрять его во всех областях и сосредоточиться на его сильных сторонах.
- Не предъявляйте к нему высоких требований — Как часто вы говорите ему, что он должен получить хотя бы 4 (5) по какому-то предмету? Вы прекрасно знаете, что лучшая оценка, которую он когда-либо получал в этом классе, — 3. Он будет чувствовать себя виноватым, не более того.
- Верьте в своего ребенка — Попробуйте просто купить своему ребенку поддерживающую литературу по предмету, который он не понимает. Вы никогда не открывали учебник физики? Поэтому объясните ему, что 5 минут в день — и через некоторое время у него будут совершенно другие результаты.
Мотивация к школе — это выбор между «принуждением» и «мотивацией».
Нужно ли заставлять ребенка учиться?
Если вы решили применить силу, подумайте, будет ли она полезна и принесет ли она плоды.
Любой человек, особенно молодой, воспримет это принуждение как лишение свободы, а, как известно, свобода — одна из самых важных ценностей, которыми обладает человек. Слишком часто не усилия детей оцениваются словами «F», «отлично» или «хорошо», а сами дети. Это больно, но это правда.
Не стоит их принуждать, однозначно. Вы должны помогать, слушать, думать о проблеме.
Если мотивировать, то как?
Если вы решили мотивировать, но не знаете, как это сделать правильно, эта статья для вас.
Когда я начал писать эту статью, я спросил своего друга, что он думает по этому поводу. Он ответил, что усилия должны вознаграждаться, то есть за успех должны быть подарки. Я бы с ним не согласился, потому что денег на подарок за каждую хорошую оценку не хватит, но часто родителям кажется, что это самый простой и надежный способ.
Но мое видение таково: мы должны научить маленького человека учиться самостоятельно, без подарков и обещаний, потому что лучшим поощрением всегда будут результаты и, возможно, успех.
В новом 21 веке все меняется буквально с каждой минутой, и если раньше было достаточно учиться 10 лет в школе и 4 года в университете, то теперь приходится учиться постоянно. Профессии нового времени — программисты и копирайтеры — требуют постоянного приобретения новых знаний.
Вы хотите успеха для своего ребенка? Вы будете первым, кто попробует. На эту тему написано много, я изучил советы экспертов и могу сделать следующие выводы:
Как заставить ребенка учиться: советы психолога
- Когда вы делаете с ним домашнее задание, старайтесь не кричать.
- Примите все его увлечения.
- Научите его некоторым техническим навыкам.
- Ответьте на все его вопросы.
- Научите его читать, возможно, он еще не нашел подходящую книгу для себя.
- Не рассказывайте, а показывайте (например, эксперименты дома — это весело).
Мотивировать ученика к обучению — сложная задача. Важно вызвать у них интерес, дать им увидеть другую сторону, показать преимущества той или иной деятельности.
У каждого есть человек, которым он восхищается и берет за образец для подражания. Дети не являются исключением. Чтобы заинтересовать детей в учебе, имеет смысл ознакомить их с жизнью и карьерой их кумира. Подарите ему или ей биографическую книгу.
Типы учебной мотивации
Внешняя мотивация связана с внешними обстоятельствами, например, с вознаграждением или, наоборот, наказанием. С другой стороны, внешняя мотивация может быть положительной — когда ребенок получает новый звонок за хорошие оценки в конце четверти — или отрицательной — когда он заканчивает год с тройкой и поэтому не может поехать в летний лагерь.
Внутренняя мотивация относится к самой деятельности и к тому, что она значит для человека.
Положительная внутренняя мотивация — это когда ребенок старается получить хорошие оценки, чтобы сдать экзамены, заниматься учебой своей мечты и работать ради того, чего он хочет.
Негативная мотивация — это когда они понимают, что если они не будут хорошо учиться в школе, то их не примут.
Наиболее продуктивные стимулы по своей сути являются позитивными. Они являются источником всех выдающихся действий, осуществленных проектов и успехов. Люди, которые многого добились в жизни и работе, имеют, прежде всего, высокую внутреннюю мотивацию. Но внешняя, по мнению психологов, совсем не помогает пробудить у ребенка интерес к школе. Например, Альфи Кон, автор популярной книги «Наказание с вознаграждением», утверждает, что когда ребенка пытаются мотивировать «морковкой», то есть внешним поощрением, он ищет не творческий способ выполнения работы, а самый простой и безопасный. Отсюда: копирование, тетради, Google Work. Какая разница в том, как достигается результат, если главное — не знания, а новый телефон?
Поэтому лучший совет для того, чтобы заинтересовать ребенка в учебе, — это сделать так, чтобы он действительно полюбил процесс обучения. Это не всегда легко, особенно если в школе есть учителя, имеющие свое мнение, неблагополучный климат в классе или конфликты.
Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов
Совет 1. Создавайте настрой на учёбу
Если у вас есть хобби, например, игра на фортепиано, не садитесь за него, когда вы голодны, устали, в плохом настроении или у вас болит голова. То же самое относится и к обучению.
Ваш ребенок должен сидеть в классе спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете помочь им настроиться на учебу, создав вместе с ними идеальное рабочее пространство: органайзер, стикеры, удобный стул и правильное освещение. Просмотр заметок с предыдущих уроков перед подготовкой домашнего задания также может помочь им настроиться на нужный лад.
Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка
Поддерживайте все, что ваш подросток считает позитивным. Если он интересуется астрономией и звездами, сводите его на лекцию в планетарий, купите звездную карту ночного неба и красочную энциклопедию. Если вы любите читать, посетите такие литературные места, как Пушкинские горы и Ясная Поляна, и примите участие в открытых поэтических вечерах. Постарайтесь принять участие во всех мероприятиях, связанных с предметом, которым интересуется ваш ребенок, и после поделитесь друг с другом своими впечатлениями.
Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей
Как уже говорилось ранее, люди, добившиеся успеха в жизни, движутся вулканами внутренней мотивации. Поколение столетних любит истории успеха предпринимателей, бизнесменов и технических новаторов. Прочитайте вместе с ребенком биографии Джека Ма, Илона Маска и Сергея Брина. Каждый из них является примером непрерывного самообучения. Джек в детстве часами разговаривал с иностранными туристами, чтобы выучить английский язык, Элон с нуля изучал книги по астронавтике, физике и ракетостроению и стал великим профессионалом. Их истории успеха обязательно вызовут у детей интерес к учебе.
Совет 4. Отвечайте на все вопросы
Не отмахивайтесь от него, какими бы наивными или бессмысленными ни казались вопросы вашего ребенка. Рассказывая им обо всем вслух и с энтузиазмом, вы приучаете их быть любознательными, анализировать происходящее вокруг, критически мыслить и задавать вопросы себе и другим. И тогда вам не придется заставлять ребенка учиться — он будет делать это сам.
Совет 5. Формируйте правильное окружение
Часто именно отсутствие интереса к учебе со стороны сверстников мешает подросткам учиться. Правильная обстановка может помочь пробудить желание учиться. Друзья по клубам и мероприятиям, одноклассники и наставники, старшие братья и сестры, друзья по конкурсам и соревнованиям — любой человек, которого подросток уважает, может стать примером для подражания и зажечь в нем интерес к учебе.
Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком
Покажите, что вы также заинтересованы в изучении новых вещей. Например, в Домашней онлайн-школе Фоксфорда вы можете участвовать в онлайн-уроках вместе со своим ребенком, когда у вас есть время. Также подойдут образовательные видео и документальные фильмы на YouTube.
Игры — еще один хороший способ совместного обучения.
Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте
Правильная обратная связь — один из самых эффективных инструментов мотивации. Награждайте ребенка за интерес к учебе, творческие решения и успехи в дисциплине. Критика также необходима, но не в форме оценочных суждений («Ты плохо подготовился!») или эмоций («Я знал, что ты снова меня подведешь»). Сядьте вместе с ребенком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз.
Чего не стоит делать, чтобы заставить ребёнка учиться
Сравнивать с «сыном подруги»
Конечно, конкуренция может быть источником мотивации, но только в зрелом возрасте и не для всех. И если вы постоянно сравниваете своего ребенка с другими детьми, это будет отталкивать вас и не поможет вашему ребенку развить интерес к учебе.
Переходить на личность
Как бы сильно ваш ребенок ни расстроил вас очередным беспорядком, не оскорбляйте его. Слова причиняют много боли, и помните, что одно предложение может запомниться навсегда и стать отношением, которое негативно повлияет на всю жизнь человека.
Если ребенку снова и снова говорят, что он глупый, грязный, неопрятный и другие неприятные вещи, у него даже не возникнет желания это изменить. Зачем что-то делать, если взрослые уже навесили на тебя ярлык? Лучше оценить усилия ребенка или результат его работы. Например, скажите: «Я видел, как усердно ты работал над тестом. Я горжусь тобой!
Елена Петрусенко, психолог Фоксфордской домашней школы
Перегружать учёбой
В 1965 году американская учительница начальной школы Барбара Шеель провела интересный эксперимент со своим классом из 36 трудных подростков. Она объявила, что в течение дня каждый может делать все, что хочет. На следующий день она сделала это снова, но теперь она помогла им составить план на день. Затем она объяснила, что есть специальная учебная программа на неделю, которую нужно заполнить. В результате эксперимента выяснилось, что все дети были внутренне мотивированы и гораздо успешнее учились.
Не зацикливайтесь на образовании, а поощряйте хобби, спорт, музыку и искусство. Найдите время для хобби и общения с друзьями. Даже если учеба станет вашим любимым занятием, вам нужны перерывы для других занятий.
Продолжать ходить в обычную школу
Если вы чувствуете, что традиционная школьная система мешает внутренней мотивации и естественному любопытству вашего ребенка, рассмотрите другую форму обучения. Тогда вам не придется думать о том, как заинтересовать ребенка в учебе — он будет учиться с удовольствием. С каждым годом все больше матерей и отцов выбирают семейное образование, где они могут индивидуализировать процесс обучения и получить профессиональную поддержку. В онлайн-школе Фоксфорда, например, обучение проходит в режиме онлайн, но доступ к записям можно получить в любое время: Ребенок сам составляет свое расписание, просматривает уроки и назначает время для выполнения домашних заданий.
Техника постановки целей SMART очень популярна в современном менеджменте и хорошо применима к обучению. Акроним SMART подскажет вам, как должна выглядеть цель, чтобы ее было легче достичь:
Всегда отвечайте на вопрос «почему?»
Любопытство — это очень хорошее качество, которое само по себе является мотивацией к обучению. Вы должны всячески поощрять это:
- Всегда отвечайте на вопросы ребенка, даже если вы заняты или считаете их глупыми.
- Скажите что-нибудь интересное и новое и добавьте: «А знаете, почему? Например, «Крокодилы часто глотают камни, знаете ли вы, почему?». (поэтому они становятся тяжелее и глубже, чтобы нырять за добычей).
Если вы не знаете, как ответить своему ученику, поищите информацию о нем в книгах или в Интернете. Покажите своим примером, что невежество — это не стыдно. Если вы приложите немного усилий, вы всегда найдете ответ.
Поддерживайте увлечения
Любит ли ваш ребенок слушать музыку? Возьмите их на урок пения или игры на гитаре. Может быть, они интересуются боевыми искусствами, восхищаются героями или любят разные вкусные блюда. Дайте им возможность углубить свои знания и преуспеть в той области, которой они увлечены. Не уставайте предлагать тематические выставки, публичные лекции, театр или музеи. Что-то обязательно заинтересует и взволнует его.
Узнайте о кумирах
У каждого есть человек, которым он восхищается и берет за образец для подражания. Дети не являются исключением. Чтобы заинтересовать детей в учебе, имеет смысл ознакомить их с жизнью и карьерой их кумира. Подарите ему или ей биографическую книгу.
Не нужно навязывать ребенку своих героев и указывать ему, кем восхищаться как хорошим, а кем как плохим. Все, что вы можете сделать, это попытаться объяснить, что есть хорошее и плохое и как отличить одно от другого.
Кричать на него, ругать его, оскорблять и бить еще больше — это то, от чего вы можете избавиться прямо сейчас — такими методами вы только подкрепляете его слабость и некомпетентность как родителя.
Внешняя или внутренняя — какая мотивация лучше
Давайте рассмотрим примеры:
Внешние позитивные стимулы — «Я хорошо учусь в школе, поэтому могу получить золотую медаль, когда закончу школу».
Внешняя негативная мотивация — «Если я не сделаю домашнее задание, я не смогу пойти погулять или поиграть на компьютере».
Внутренняя положительная мотивация — «Я изучаю алгебру, чтобы хорошо разбираться в этом предмете и в будущем стать программистом».
Внутренняя отрицательная мотивация — «Если я плохо сдам экзамен, я не пройду отбор по выбранному предмету».
Самой сильной из них является внутренняя положительная мотивация. Главная задача родителей — выяснить, как пробудить у ребенка интерес к учебе, чтобы ему нравилось учиться.
Хотя внешняя мотивация может показаться вредной (когда ребенок учится просто для галочки), на самом деле она усиливает внутреннюю мотивацию. Нам всем нравится признание наших успехов и положительная обратная связь, чтобы мы знали, что все делаем правильно и можем добиться большего. Таким образом, хотя роль оценок не является первостепенной, они не бесполезны.
Он говорит, что одни дети учатся, потому что им это нравится, а другие учатся, потому что понимают важность обучения для успеха в обществе. Обе мотивации одинаково полезны.
Мотивация
Внешний
Внутренний
«Я буду наказан, если не сделаю этого».
«Я делаю это, чтобы не потерпеть неудачу».
«Я получаю вознаграждение, когда делаю это».
«Я делаю это, потому что это важно для меня».
Почему ребенок не хочет учиться
Когда новый учебный год начинается с нежелания учиться, родителям следует задуматься не столько о том, как заставить ребенка учиться, сколько о том, почему он вообще не хочет учиться.
Это повлияет на их интерес к учебе:
Понимание практической ценности знаний — даже взрослым трудно делать то, что не имеет смысла. Извечный вопрос старшеклассников: «Зачем мне алгебра/химия/литература, если это никогда не принесет мне пользы?» говорит не о лени, а о наличии критического мышления. Знания, преподаваемые в школе, должны быть связаны с практикой. Однако не каждый преподаватель умеет иллюстрировать сухую теорию примерами из практики, поэтому важно дополнительное обучение.
Отношения с преподавателями — самый простой и очевидный фактор, влияющий на мотивацию. Иногда несколько неосторожных слов на уроке могут заставить ученика почувствовать неуверенность, а затем и отвращение к предмету. Ситуация становится особенно опасной, когда ребенок демонстрирует не только снижение успеваемости, но и нежелание посещать школу.
Конфликты в классе, буллинг — как и в предыдущем случае, такие ситуации требуют особого внимания и тщательного подхода. Прочитайте наш материал о зарубежном и российском опыте работы с буллингом в школах, чтобы понять суть проблемы.
Чрезмерная нагрузка — это тот случай, когда у ребенка много дополнительных занятий помимо школы. Это не значит, что их не должно быть, но речь идет о балансе между свободным временем и активностью.
Тамара Натановна Эйдельман, директор школы Skysmart и прекрасный учитель в России, рассказывает о том, что делать родителям, когда ребенок не хочет идти в школу, когда именно пропадает интерес к урокам и как поступать в сложных ситуациях.
Как меняется мотивация в младшей и в старшей школах
Ученик может проявлять одинаковый интерес к учебе с первого до последнего класса школы, но в 7 и 15 лет он делает это по разным причинам. Родителям необходимо знать, какие мотивы преобладают у первоклассников и какие мотивы преобладают у подростков, чтобы точно знать, как увлечь ребенка учебой в том или ином возрасте.
В начальной школе мотивация к обучению почти всегда находится на высоком уровне. Это объясняется эффектом новизны и престижем быть первокурсником. В это время ребенок нуждается в поощрении и похвале — успех здесь и сейчас очень важен, и его не интересуют отдаленные результаты работы. Поэтому полезно ставить перед ним небольшие, очевидные цели и хвалить его за старания.
Планируя распорядок дня ребенка, родители должны помнить, что дети в этом возрасте не способны долго концентрировать внимание. Им нужно разнообразие, ротация и игра. Им могут понадобиться перерывы для выполнения домашней работы. Но не стоит проводить их перед экраном телефона или компьютера — лучше поиграть в умеренную и живую игру.
До недавнего времени считалось, что нейропластичность является пожизненной и доступна только людям до 20-25 лет, однако современные исследования показывают, что наш мозг меняется на протяжении всей жизни, что в принципе логично, поскольку мы можем учиться и приобретать новые навыки в любом возрасте.
«Зачем мне это нужно?»
Как вы можете мотивировать старшего ребенка к обучению? Вот тут-то и приходят на помощь советы психологов, основанные на «достижении личных целей». У молодых людей уже есть интересы, которые вы можете развивать, предлагая им занятия. Любитель комиксов о супергероях может быть заинтересован в изучении английского языка, чтобы иметь возможность читать свои любимые тома в оригинале. А юный поклонник «Звездных войн» захочет следить (и понимать!) за эпопеей без перевода. Здесь, кстати, имеет смысл нанять ему учителя — носителя языка. Он, несомненно, будет более компетентным, потому что у него «правильный культурный код».
Кстати, метод «мотивирующей визуализации» работает и с «подростковым потенциалом». Есть ли у вас опыт изготовления глиняных тарелок? Помогите своему подростку построить его, и дела пойдут в гору!
При таком подходе важно избежать «выгорания». Когда подросток увлечен новым занятием, всегда есть соблазн выучить все наизусть. Однако психологи советуют разбивать каждое задание на части и усваивать информацию небольшими дозами. Такой подход защищает от возможного выгорания.
Кстати, вы знаете разницу между манипуляцией и стимулом, не так ли? В первом случае молодой человек делает то, что он делает для вас, а во втором случае он делает это для себя. Чтобы правильно мотивировать, вы должны сначала определить, является ли это вашей целью. Возможно, именно вы в юности мечтали стать рок-звездой, а теперь «стимулируете процесс» в своем ребенке. Подростки сразу распознают манипуляции и попытки создать искусственный интерес и принимают их «с гневом». Если вы допустите такую ошибку, то надолго потеряете интерес к преподаванию.
Как заинтересовать ребенка учебой? Подобрать ему подходящего учителя
Возможность выбора учителей, по крайней мере, в области дополнительного обучения, является большим преимуществом для современных родителей. Само собой разумеется, что «харизма» преподавателя играет значительную роль в успехе учебного процесса. Современный учитель постоянно задает себе вопрос: «Как мотивировать ребенка учиться?». И искать ответы на эти вопросы, адаптируя учебную программу, подстраивая ее под потребности и темперамент ученика.
Интересный лайфхак!
Это особенно хорошо работает с дошкольниками и учениками начальной школы, которые все еще находятся в процессе введения «тихого часа». Исследователи обнаружили, что сон после уроков помогает закрепить полученные знания. Погружение в сферу морфея помогает мозгу устанавливать нейронные связи и закреплять новую информацию. Это означает, что то, что было выучено за ночь до сна, может лучше закрепиться в мозгу.
В вечерние часы это правило не работает: ребенок устал за день, хочет спать, капризничает — он «не в ударе».
Мир стремительно меняется. Новая реальность» добавляет новые измерения в мотивацию к обучению. И все станет еще интереснее!
Методист и преподаватель онлайн-школы английского языка Novakid
Сейчас мне 55 лет, и я понимаю, что учиться нужно уметь: Все учат читать и писать, но проблемы возникают, когда вы не учите пересказывать — что само по себе является навыком — памяти, воспроизведению, выступлению перед аудиторией. Клиентка всегда стоит перед дочерью с грустным лицом и плачет о том, что такое эта школа, это преподавание. Мне жаль ребенка. Если она не отвечает на три моих каверзных вопроса по теме (а я задаю ей интересные вопросы, чтобы заставить ее «подумать»), значит, ей нужно больше работать над темой, чтобы закрепить свои знания. В классе ее называют «богиней совершенства». На самом деле, я убедился в том, что способность учиться очень важна. Я был на уроке физики в средней школе. Они испробовали на нас разные методы. Больше всего мне понравились флэшкарты — было легче запомнить, вспомнить и воспроизвести материал. Кроме того, существует правило: если вы не говорите, вы не помните. Поэтому вам приходилось заучивать материал вслух и представлять, как вы объясняете его кому-то, а завтра вам придется пересказывать его перед классом незнакомых людей и отвечать на их вопросы. И конечно, повторение — мать учения: чтобы помочь ребенку запомнить что-то надолго, я время от времени задаю ему неожиданные вопросы о том, что он только что выучил, и придумываю ситуации, в которых эти знания могут пригодиться — то есть повторяю и применяю одну и ту же информацию несколько раз с разных точек зрения. И еще один интересный опыт, который мне очень пригодился, был связан с нашим преподавателем психологии: она часто просила меня выучить непонятный текст слово за словом, самостоятельно наблюдая за тем, какие этапы он проходит. Первый этап — транскрипция. Первым этапом было декодирование, поскольку существовало обилие технических терминов, которые сводили смысл длинного текста к одному термину. Второй этап заключается в определении того, о чем идет речь в тексте в целом и о чем идет речь в тексте в целом. Третий этап — «внутреннее» блочное хранилище. Это когда вы можете повторять его «в голове», но «теряетесь», когда произносите его вслух. Четвертый этап — перевод на внешний язык. Вы проговариваете вслух то, чему научились. Пятый этап — пересказ. Сначала от начала до конца без перерыва, а затем из каждого слова, которое выбирает слушатель. Шестой шаг — это пауза в каждом пункте и объяснение слушателю того, что он не понял. Больше нет необходимости иметь четкую структуру блоков, не прерывающуюся один за другим. То есть, преподавание — это действительно работа, а студент — профессия, которой нужно обучать. И тогда не будет провалов, будет интересно.
Если у вас есть хобби, например, игра на фортепиано, не садитесь за него, когда вы голодны, устали, в плохом настроении или у вас болит голова. То же самое относится и к обучению.
Нейропластичность
Нейропластичность — это удивительное свойство нашего мозга, которое позволяет ему меняться на протяжении всей жизни благодаря обучению. Изменяются и адаптируются не только его функции, но и анатомия.
До недавнего времени считалось, что нейропластичность является пожизненной и доступна только людям до 20-25 лет, однако современные исследования показывают, что наш мозг меняется на протяжении всей жизни, что в принципе логично, поскольку мы можем учиться и приобретать новые навыки в любом возрасте.
Однако пик нейропластичности приходится на подростковый возраст, а у дошкольников она поистине беспрецедентна.
Подумайте, как многому приходится учиться малышу с рождения до трех лет. А в 6 лет?
Как же происходит обработка новой информации в мозге? Клетки головного мозга называются нейронами. Удивительно, но «интеллект» измеряется не количеством нейронов, а — в гораздо большей степени — количеством связей между ними. Эти связи называются синапсами. В процессе обучения количество синаптических связей увеличивается. Каждое новое слово, каждый новый образ, каждый запах, каждый вкус, каждое чувство, каждое движение создают множество новых связей, которые формируют нейронную сеть.
Чем чаще мы получаем опыт, тем крепче становятся связи между нейронами, создавая путь, который позволяет нашему мозгу быстро находить информацию и применять ее. И наоборот, связи, которые мозг не использует, со временем ослабевают и исчезают. Вот почему мы забываем некоторые вещи и теряем многие навыки без регулярного обучения.
Способность образовывать новые нейроны и синаптические связи между ними меняется неравномерно в течение жизни. Вскоре после рождения начинается критическая фаза, в которой скорость развития мозга достигает максимума. Согласно различным данным, пик приходится на возраст от 12 до 15 лет. После этого ряд лишних связей отмирает в результате так называемой синаптической обрезки.
Примечательно также, как меняется мозг в процессе развития. Размер мозга новорожденного составляет около 25% от размера мозга взрослого человека. Это легко объяснимо с эволюционной точки зрения и в основном связано с оптимальным размером головы ребенка при рождении.
Но уже в первые три года мозг быстро растет и достигает 80 % от своего максимального размера.
В этом возрасте ребенок действительно уже может многое.
Наш мозг — очень динамичная система. Чем больше мы вкладываем в его развитие, тем более удивительные результаты получаем. Согласно последним данным, нервные клетки также умирают не так быстро, как считалось ранее. С возрастом наш мозг уменьшается на 2-4%.
Опыт или принцип 10 000 часов
Я узнал об этом принципе, когда прочитал книгу Малкольма Гладуэлла «Гении или неудачники». В этой книге автор пытается расшифровать код гениальности. Что делает нас успешными? Природный талант или что-то другое? Оказывается, опыт играет важную — если не решающую — роль.
Исследование, проведенное психологом Андерсом Эрикссоном и его коллегами, охватило всех — от музыкантов до спортсменов. Они были разделены на три группы: «звезды», «середняки» и «любители». И им задавали вопрос: «Сколько часов вы тренировались, чтобы достичь своего нынешнего уровня?». Результаты были ошеломляющими. Была выявлена четкая корреляция между количеством часов, потраченных на обучение, и результатом в самых разных областях. Люди, которые мало тренировались, не становятся суперзвездами, а люди, которые много времени уделяют своему ремеслу, не остаются в любителях.
Так все ли так просто? Все, что вам нужно сделать, это «достичь» желанных 10 000 часов? Давайте подумаем, много ли это. Допустим, ребенок начинает заниматься музыкой в возрасте 6 лет. В то же время он играет 4 часа в неделю. Если умножить на 52 недели, то получится 208 часов в год. Когда ученик заканчивает 7-летнюю музыкальную школу, он набирает всего 1 456 часов. И это без учета отпусков и прогулов. Предположим, что начинающий музыкант посвящает занятиям 10 часов в неделю (например, 5 раз в неделю по два часа). В этом случае драгоценные 10 000 часов будут отыграны за 20 лет! Опять же, недостаточно быстро для блестящей карьеры в музыке.
Оказывается, только самые убежденные и преданные своему делу профессионалы могут стать по-настоящему успешными в своей области. Мы не должны забывать о предрасположенности и таланте. Конечно, все мы приходим в мир разными путями, и это совершенно нормально и хорошо. У кого-то есть потенциал стать гроссмейстером, у кого-то учителем, у кого-то фигуристом, а у кого-то политиком.
Особенность в том, что способности проявляются не сразу, а только через практику.
Как мы можем предположить, что у ребенка есть талант к шахматам, если он никогда не видел шахматной доски и не знает названия фигур? И как мы сможем узнать будущую Марию Кюри, если не объясним ей законы физики и химии? Отличный балетный танцор, если мы не отдадим его в танцевальную школу в раннем возрасте? Как узнать, какой области посвятить эти 10 000 часов?
С одной стороны, было бы странно навязывать будущую карьеру в двухлетнем возрасте. С другой стороны, все родители хотят дать своему ребенку все самое лучшее, включая все возможные преимущества во взрослой жизни. Как мы, родители, можем применить этот принцип?
- Понаблюдайте за ребенком.
- Играйте (детские игры часто раскрывают будущие таланты).
- Предлагайте различные варианты выбора, но не навязывайте их.
- Сделайте работу и обучение образом жизни и хорошей привычкой.
- Создайте правильную среду (выбор детского сада и школы, приглашение друзей для посещения и занятий).
- Развивайте свои сильные стороны вместо того, чтобы пытаться улучшить слабые.
Гораздо ценнее для ребенка вырасти уверенным, понимающим и независимым человеком, который может свободно и на равных общаться с окружающим миром, чем быть экспертом в предмете, который уже успели возненавидеть за эти 10 000 часов.
Важно также знать, что не каждый опыт идет в копилку 10 000 часов. Например, играя собачий вальс или популярную мелодию в течение 20 000 часов, вы не станете Рахманиновым или Листом. Конечно, такие усилия сведут с ума соседей и соседей по комнате. Только сознательные усилия помогут вам встать на путь успеха.
Привычка учиться и трудиться
Это самый ценный подарок, который вы можете сделать своему ребенку (и себе). Мы можем делать прогнозы и гадать, какие знания и навыки будут более или менее полезны в будущем, но ясно одно: без работы вы не сможете достичь своих целей. Научить ребенка работать и одновременно развлекаться можно и даже относительно легко в раннем возрасте.
Признательность — это то, за что нужно хвалить. Как прививаются ценности ребенку? Прежде всего, это похвала. За что бы вы ни похвалили своего ребенка, он это оценит. Если вы хотите научить ребенка радости упорного труда, важно позитивно подкреплять те моменты, когда он приложил усилия и потратил время на достижение желаемой цели: «Не получилось с первого раза? Неважно. Я восхищаюсь тем, как усердно вы работаете! Давайте попробуем еще раз — может быть, мы применим новый подход».
Секрет гения — это труд, настойчивость и здравый смысл.
Томас Эдисон, великий изобретатель и предприниматель, изобрел каучук, лампочку и фонограф — первое устройство для записи и воспроизведения звука. Стал ли Эдисон великим в одночасье? Конечно, нет. Он снова и снова экспериментировал, пробовал различные варианты и неустанно работал над своими изобретениями.
Он говорил о том, что «не потерпеть неудачу, а найти 10 000 способов, которые не работают». Доподлинно неизвестно, похвалили ли Эдисона. Но смею предположить, что если бы после каждой неудачной попытки он получал пощечину или снисходительный комментарий типа «Почему 10, а не 12?» или «Ты такой тупой!», он бы не ускорился.
Хороший пример заразителен. Работа отличная, а учеба, как правило, самое интересное и свободное время, которое можно полностью посвятить развитию. Однако часто об этом не сообщается семье, возможно, бессознательно. Говоря о том, что мы думаем, когда говорим, например, о работе, мы сообщаем ребенку наши ценности, в значительной степени программируем его мышление и формируем его будущие установки. Например, ребенок слушает: «Мы тут работаем с утра до вечера, а ты, неблагодарный, даже свои игрушки не можешь убрать?».
Обратите внимание на выражения, которые вы чаще всего используете в разговоре с ребенком и друг с другом.
Внутренняя мотивация — это когда человек хочет учиться, потому что ему нравится процесс, объект и результат. Когда ученик внутренне мотивирован, нам не нужно заставлять его делать домашнее задание — он хочет учиться и точно знает, зачем ему это нужно.
Какую позицию должны занять родители
Родители не могут терпеть детское поведение. Вы не можете следовать шаблону, вы не можете воспитывать своих детей так, как вы воспитывали их. Позиция родителей, пытающихся понять причины плохой успеваемости и абсолютного нежелания учиться, должна быть взвешенной.
Кричать на него, ругать его, оскорблять и бить еще больше — это то, от чего вы можете избавиться прямо сейчас — такими методами вы только подкрепляете его слабость и некомпетентность как родителя.
Настоящие родители прежде всего любят своего ребенка. Во-вторых, они поддерживают его, а в-третьих, всегда ищут причины не в обстоятельствах и нерадивых учителях, а в состоянии самого неуспевающего ученика. Важно создать «дом», где вы сможете чувствовать себя любимым и защищенным в любой ситуации. Важно не любить своего ребенка за хорошие оценки, а просто так. Важно не давить на ребенка, чтобы он учился, а помочь ему найти мотивацию и дать ему необходимую поддержку в любых ситуациях.
Если вы не можете справиться, обратитесь к психотерапевту. Не для того, чтобы дать вам волшебную таблетку и объяснить что-то вашему ребенку, а для того, чтобы проанализировать ситуацию и объяснить вам, что происходит. Дети в значительной степени являются продуктом своего собственного воспитания и поведения. Таким образом, нет никого, кто несет прямую ответственность за их плохую успеваемость и нежелание учиться. И если вы не можете помочь ему самостоятельно, не стесняйтесь обратиться к профессионалам, пока не стало слишком поздно. Прислушайтесь к их советам и откажитесь от консервативных методов обучения — «пряники и кнуты» не всегда работают.
Как заставить ребенка учиться? ТОП-10 эффективных способов
Мы представляем советы психологов и педагогов, которые помогут вам понять не то, как заставить вас учиться, а как мотивировать вас, поддерживать интерес к учебе, повысить вашу самооценку и сделать вас полноценной, счастливой личностью, цельным человеком. Они могут показаться простыми, но это не так: нелегко перестать ворчать на своего ребенка, если вы сами глубоко несчастный человек. Если вы не можете справиться с этим — обратитесь к психологу. Тогда следующие советы действительно помогут вам.
Исключите медицинские и психологические причины
Существует не менее 50 неврологических заболеваний и психических расстройств, которые могут привести к плохим результатам в учебе. Их следует исключить, равно как и психологическую травму. Отведите ребенка к педиатру и невропатологу, а также обратитесь к детскому психологу. Старайтесь обращаться не к самым легкодоступным специалистам, чтобы потом отмахнуться от них как от некомпетентных, а к заслуживающим доверия врачам и психологам, которые действительно помогут вам.
Заложите фундамент адекватной самооценки
Не обсуждайте ошибки. Наказывайте ребенка только тогда, когда он не выполнил свои обязанности — когда не убрал свои игрушки из «общей комнаты» (детской, психологи советуют не трогать их), когда не сделал домашнее задание и т.д. Но не за двойки и несданные экзамены. В то же время хвалите ребенка за успехи, но не покупайте ему за это ничего, не давайте ему денег. Важно любить и поддерживать молодого человека и дать ему хорошую самооценку. Важно, чтобы вы заботились о здоровье и благополучии своего ребенка, а не о его оценках.
Объясните ребенку его обязанности
Не стоит обременять ребенка и контролировать каждый его шаг. Однако неплохо было бы проинформировать его о его новых задачах. Помимо ежедневных обязанностей в «общей комнате», он должен вовремя вставать, ходить в школу и делать домашние задания. Это его задачи и обязанности, и вы очень рады помочь ему. Если ваш ребенок не выполняет их, постарайтесь найти причину и устранить ее. Если вы наказываете, делайте это правильно и честно: «Я тебя очень люблю, но ты не получишь планшет, потому что не убрал игрушку из прихожей или не сделал домашнее задание.
Расскажите о настоящих выгодах учебы
Ответьте на главный вопрос: почему вы хотите учиться? Не лгите своему ребенку и не говорите ему, что пятерки в школе приведут к счастливой и успешной жизни. Они также знают, что отличные сотрудники — это лучшие сотрудники, и что большинство успешных предпринимателей были C’s. Стоит поговорить о реальных преимуществах учебы, особенно о том, что она делает его свободнее, дает возможность попробовать себя в разных видах деятельности, узнать, что ему действительно нравится, и выбрать профессию по душе.
Помогите обрести мечту
Мечта — это мощный мотиватор. Поговорите с ребенком о том, что ему нравится делать и о чем он мечтает. Возьмите на себя роль стороннего наблюдателя.
Не говорите о том, что вы не можете зарабатывать на жизнь фотографиями или что киберспорт — это гарантированный способ получить остеохондроз и проблемы с глазами.
Попросите ребенка представить себя через 20 лет и подробно описать, чем он будет заниматься и как проживет свою жизнь. Затем спросите: «Что нужно сделать, чтобы достичь этого? Успешное завершение учебы, безусловно, будет одним из важнейших условий. Даже если ваш ребенок мечтает прыгнуть с парашютом или водить мусоровоз.
Полезная литература для родителей школьников
Мы составили список книг, которые будут полезны всем родителям учеников. В них нет инструкций по воспитанию, но много советов от педагогов и психологов, которые помогут вырастить счастливого ребенка и решить важные проблемы в школе. Самые полезные книги, по мнению экспертов:
- Д. Навара, «Не кричите на детей».
- О. Акун, И. Пайо «Французские дети любят учиться».
- Р. Кавалла, А. Панарезе «Не программируйте ребенка».
- Л. Суркова «Ребенок от 8 до 13 лет.
- Д. Пеннак «Как в романе».
- Х. Сапожников «Домашние задания вредны».
- A. Фабер, Э. Мазлиш «Как разговаривать с детьми, чтобы они учились».
- Я. Дж. Корчак, «Как любить ребенка.
- Н. Хунтила, «Ноль друзей».
- К. Одемейер, «Все за одного».
Не ищите «волшебную таблетку» в книгах. Часто они говорят не о том, как делать, а о том, как не делать. Ваш ребенок особенный, к нему невозможно применить универсальное руководство по воспитанию. Но в книгах вы найдете ответы на тысячи вопросов.
Резюме
Как заставить ребенка учиться? Ты не можешь. Вы можете привести лошадь к воде, но не можете заставить ее пить. Все, что вы можете сделать, — это создать такую атмосферу дома и найти подход к детям, который мотивирует их к учебе. Для этого нужно перестать кричать на них, сравнивать их с другими детьми и наказывать за плохие оценки и особенно за ремень. Вам необходимо найти причину неуспеваемости и устранить ее, не затрагивая психику.