Каким будет следующее десятилетие. Что будет через 10 лет.

Римская цивилизация возникла примерно в шестом веке до нашей эры. На пике своего могущества Римская империя господствовала на огромной территории, и все современные страны Средиземноморья были частью Древнего Рима.

Как изменится мир в ближайшие 10 лет

Вместе с

  • 29 января 2021 года
  • 6 минут.
  • 10 799

Повседневная жизнь людей изменится во всем мире. Да, это происходит снова, и на этот раз это не будет карантин и принудительное пребывание дома. На этот раз речь идет о глобальном изменении наших привычек и фундаментальной формы нашей жизни. И как предприятия приспосабливаются к новым реалиям.

Речь идет о том, что человечество столкнулось с тремя технологическими скачками, каждый из которых способен кардинально улучшить качество жизни и изменить бизнес-модели. Самым большим скачком за последние 10 лет стало распространение Интернета.

Если в начале 21 века интернет на портативном устройстве и без проводов казался фантастикой, то сегодня никто не удивляется: почти у каждого жителя крупного города есть смартфон с доступом в интернет. И это не всегда заметно, но это очень ощутимо изменило нашу жизнь.

Например, мы перестали теряться в незнакомой местности. Как можно заблудиться, если у вас всегда под рукой электронные карты? Ожидание важного звонка и страх не дозвониться до собеседника также исчезли из повседневной жизни. Смартфон всегда с вами, почти у каждого есть мессенджер — никогда еще не было так легко связаться с нужным человеком. Понятие «отключение» также уходит в прошлое.

В то же время целые отрасли развились из мобильных приложений, мессенджеров и служб доставки. А слово «Uberisation» вошло в мир бизнеса. Тысячи стартапов по всему миру сегодня полагаются на это убеждение. Грядут три одинаково важных и ощутимых перемены, каждая из которых изменит наше отношение ко времени, ценам, недоступности товаров первой необходимости и даже к нашим жизненным целям. Вот что произойдет.

Сдвиг № 1: водители станут кем-то вроде кучеров

Слышали ли вы, что профессия автомобилиста устарела? В этом убеждены ректор МГУ Виктор Садовничий, глава Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, руководитель московского филиала Singularity University Евгений Кузнецов и многие другие эксперты. Консультанты из «большой четверки», калифорнийские стартапы и гиганты ИТ-индустрии говорят о скором исчезновении водителей.

Таксистов обычно оценивают в 10 лет. У водителей грузовиков и автобусов срок хранения немного больше. Но педагоги, экономисты и бизнесмены сходятся в одном: вождение — это умирающий навык.

Причина — быстрое распространение беспилотных технологий. Самоуправляемые автомобили проходят испытания по всему миру: Такси без водителя тестируются на дорогах России, Китая, США, Финляндии, Сингапура и многих других стран. В Финляндии, например, власти разрешили свободное передвижение беспилотников по всем дорогам. А в Шанхае на полную мощность работает беспилотное такси, которое бесплатно перевозит всех желающих.

Google, Baidu, Cognitive Technologies, а также крупнейшие производители автомобилей, такие как Mercedes-Benz, Ford, Tesla и BMW, одновременно разрабатывают беспилотные автомобили. Наряду с ними стартапы также пробуют свои силы в технологии беспилотников — и это именно та отрасль, которая взлетит в ближайшие 10 лет. Компании по разработке программного обеспечения для беспилотников, мобильные сервисы для таких транспортных средств и B2B-услуги для новых игроков — перспективные ниши, которые ждут Джобса и Маска, чтобы сделать их миллиардерами.

По состоянию на 2021 год, беспилотники для повседневной жизни являются перспективным направлением развития. Однако в некоторых районах эти транспортные средства уже появились. В Бразилии, например, беспилотные грузовики уже давно используются в шахтах для перевозки породы.

В Скандинавии беспилотные снегоочистители летают в скандинавских аэропортах и расчищают взлетно-посадочные полосы без помощи человека. Жителей норвежских фьордов перевозят беспилотные паромы. Беспилотные сельскохозяйственные машины с программным обеспечением Cognitive Pilot пересекают российские поля, на которых собраны миллионы тонн зерна. Глава Сбербанка Герман Греф даже лично испытал беспилотный комбайн в Ростовской области.

И если тихий исход трактористов и комбайнеров в больших городах может остаться незамеченным, то исчезновение вождения как сознательного действия будет гораздо более мощным событием. С каждым днем этот момент становится все ближе и ближе.

Чтобы понять, как именно будут развиваться беспилотные автомобили, эксперты выделили шесть этапов автоматизации транспортных средств.

Стадия 0. Всю работу за рулем выполняет водитель.

Этап 1. Автомобиль оснащен адаптивным круиз-контролем или системой предупреждения о сходе с полосы движения. Часто встречается в современных автомобилях.

Уровень 2 : Частичная автоматизация. Водитель по-прежнему находится за рулем, но автомобиль может помочь в управлении скоростью и рулевым управлением. Часто встречается в современных автомобилях.

Сдвиг № 2: каждый сможет сам себе напечатать нужную вещь

Вы ищете хоккейную клюшку, пылесос или детский строительный набор в другом городе? Когда-то это было обычным делом: в 20 веке технологические товары редко доходили до маленьких городов; 50 лет назад поездка в областной центр за покупками была обычным делом.

И если сегодня это все еще кажется атавизмом, представьте, как будет выглядеть онлайн-заказ глазами наших детей и внуков. Выбирать только те модели, которые есть на складе? Отказаться от одной функции ради другой? Соглашаться на один из двух или трех цветов, предлагаемых производителем, вместо того, чтобы найти продукт того цвета, который вы действительно хотите? А потом еще несколько дней ждать доставки, а потом, чтобы курьер приехал в непредсказуемое время?

Не проще ли самому производить необходимые товары? Зайдите в Интернет и купите образец модели, которая вам подходит, даже если никто в радиусе 10 000 километров никогда не видел ее. Настройте все параметры, вплоть до формы кнопок. И просто распечатайте его на 3D-принтере у себя дома.

Возможно, в недалеком будущем 3D-печать станет таким же обыденным явлением, как стиральная машина или микроволновая печь.

Технология 3D-печати родилась в 1984 году. Проще говоря, оно отличается от традиционных методов производства тем, что 3D-производство предполагает «отливку» готового изделия из сырья. Стандартный процесс, с другой стороны, предполагает отрезание лишнего материала для создания нужной формы.

На протяжении десятилетий 3D-печать была привилегией аэрокосмической и высокотехнологичной промышленности. Первый шаг к массовому внедрению технологии был сделан в 2007 году, когда первый 3D-принтер стоил менее 10 000 долларов. Устройство было разработано компанией RepRap, основанной доктором Адрианом Боуйером, преподавателем Университета Бата в Великобритании.

В последующие годы по всему миру возникли десятки компаний, которые переняли метод Боуйера и сделали его еще дешевле. Вскоре на рынке появились модели стоимостью 1000 долларов — на эти деньги можно было купить телевизор или холодильник. Таким образом, 3D-принтеры вошли в категорию доступных бытовых приборов.

К 2020 году 3D-печать будет использоваться в основном в бизнесе. Изобретатель российского происхождения Никита Чен-юнг-тай, например, разработал специальный 3D-принтер Apis Cor для строительства домов. Такую машину можно привезти на строительную площадку и «напечатать» целый дом.

Крупные строительные компании начали приобретать это устройство; новые 3D-принтеры, безусловно, интересны и для строительных компаний, которые строят дома по индивидуальному заказу. В условиях роста цен на древесину новая технология вытеснит клееные дома из привычного предложения в России и приведет на рынок новые компании, если они решат использовать 3D-печать.

Российская компания «Спецавиа» работает в аналогичном сегменте и научилась печатать не только дома, но и коралловые рифы. Эта технология открывает огромные возможности для восстановления биоразнообразия на планете, а также получения грантов и контрактов от международных организаций, финансирующих экологические разработки.

Не менее перспективным направлением является производство человеческих тканей, а в будущем, возможно, и целых органов. Сеть медицинских клиник Invitro инвестировала в компанию 3D Bioprinting Solutions, разработавшую магнитный 3D биопринтер для печати структур органов в космосе. Тот, кто сможет упростить технологию до десятиминутных отпечатков пальцев, почек и легких, сорвет куш.

Оцените статью
Бизнес блог