Сколько раз люди высаживались на Луну. Какой космонавт первым высадился на луну

ДэвидПерси, член Королевского фотографического общества Великобритании, провел подробный «анализ» фотографий, размещенных на сайте НАСА, наблюдая за разными направлениями теней, и пришел к выводу о наличии дополнительных источников света. Он не был найден на Луне.

Покорение Луны: триумф и трагедия. Вопреки общему мнению, полеты людей на Луну вовсе не были слишком дорогими

20 июля 1969 года на спутник впервые приземлился человек. Мифов много: от предположения, что автоматы могут делать все, что делали астронавты, до вывода, что Луна — это мир без воды. Главный миф заключался в том, что люди побывали на Луне всего три года (шесть полетов с 1969 по 1972 год), потому что Луна была невероятно дорогой. Полвека спустя тот факт, что никто не смог повторить подобные полеты и не сможет сделать это в ближайшие несколько лет, обычно объясняется высокой стоимостью. Однако ситуация могла быть совершенно иной.

Лунная ракета «Сатурн-5» была фактически создана под руководством Вернера фон Брауна. Затем, после завершения лунной программы, он покинул свой пост, поскольку не согласился приостановить программу ее строительства. Полеты только на низкой орбите не соответствовали его целям. И молодые американские дизайнеры захотели довести свой многоразовый инновационный автобус до «железа», как им казалось.

Как справедливо заметил один из руководителей НАСА в 21 веке, это была роковая ошибка, которая задержала развитие космонавтики как в США, так и во всем мире на десятилетия. Доставка грузов на околоземную орбиту на автобусе была намного дороже, еще хуже для создания и обслуживания орбитальных станций и совершенно непригодна для полетов на Луну. Кроме того, автобусы оказались небезопасными, и из-за их аварийности программа была отменена.

Почему победа на Луне привела к таким печальным последствиям? Когда мы можем ожидать возвращения людей на Луну, и почему ракеты НАСА вряд ли смогут доставить их на Луну?

Каким на самом деле был путь к Луне?

Отцом ракеты «Сатурн-5», которая доставила людей на Луну, был американский инопланетянин. Его роль в лунной миссии честно описал Самуэль Филлипс, директор программы «Аполлон». Он заявил, что сомневается в том, что США смогут достичь Луны без фон Брауна.

Вернер фон Браун и другие немецкие программисты «Сатурна», от ученых до самого Брауна в армии США, не особенно нравились своим американским коллегам, которые эвакуировали его и его инженеров из нацистской Германии во время операции «Скрепка». Уже в 1946 году, когда американская общественность впервые узнала о приезде фон Брауна в свою страну, даже Альберт Эйнштейн выступил с критикой.

Причины неприязни понятны. Фон Браун запустил свой первый рукотворный объект в космос в 1944 году (полет баллистической ракеты на высоте 199 км), но даже в возрасте 32 лет он был членом НСДАП, а также СС. Труд заключенных в нацистских концентрационных лагерях использовался для сборки ракет V-2. Американская пресса по-прежнему выступала против фон Брауна и не успокоилась, пока не началась космическая гонка. Всего за пять лет до этого в его родной Германии кампания в прессе заставила немецкую среднюю школу, названную в честь создателя Сатурна, отказаться от его имени в связи с нацистским прошлым.

Вид Земли из космоса во время послевоенного запуска одной из V-2, захваченных американцами 24 октября 1946 года. Этот снимок был сделан ракетой, которая могла бросить снаряд только на 105 километров, но немцы все же запустили V-2. В 1944 году их протяженность достигла 188 километров.

Вид Земли из космоса во время послевоенного запуска одной из V-2, захваченных американцами 24 октября 1946 года. Немецкий V-2 был запущен в 1944 году, хотя снимок сделан ракетой, которая достигла всего 105 км. Прибыли: 188 км.

К 1950 году ему, Ракету и его 120 немецким коллегам даже не разрешалось покидать свою базу (военную базу США) без вооруженного сопровождения. До 1957 года фон Браун работал вполсилы с военными ракетами умеренного класса, потому что его новый клиент, вооруженные силы США, просто не были заинтересованы в мирном освоении космоса.

В то же время фон Браун писал о популярных ракетных программах для Луны и Марса, но его военно-бюрократическое начальство не заинтересовалось «тихоокеанской» программой. Справедливости ради следует отметить, что сам фон Браун никак не отреагировал. Он называл своих американских начальников-генералов «ублюдками».

1957 год и Сергей Королев изменили все. С запуском первого спутника США сразу же заинтересовались космосом. Для армии это был тревожный сигнал. Такие возможности позволяли русским атаковать ракеты ядерного типа без риска немедленного саботажа, в отличие от ядерной бомбардировки поверхности. То, что произошло, имело огромное значение не только в военном, но и в политическом (и идеологическом) плане. Вашингтон находился в стадии острой конкуренции с Советским Союзом и просто не мог демонстрировать свои отсталые методы через Москву.

Немецкие конструкторы были экспертами и поняли, что военные клиенты также могут быть использованы в освоении космоса. Так, в 1954 году он предложил проект ракеты, способной выводить спутники на орбиту, верно предсказав, что «поступить иначе будет ударом по репутации Соединенных Штатов». Более того, именно ракета фон Брауна смогла вывести в космос первый спутник. 20 сентября 1956 года взлетела ракета «Юпитер С» и достигла наивысшей точки на высоте 1100 км (на трассе запуска первого советского спутника). Он нес 14-килограммовый манекен спутника.

Главный миф покорения Луны

20 июля 1969 года десантный отряд бережно доставил двух космонавтов на Луну. Они вернулись на Землю после короткой научной программы и еще пяти полетов (с 1973 года), и лунная свалка прекратилась.

Типичное объяснение заключается в том, что лунная борьба с Советским Союзом была настолько дорогостоящей для США, что они просто не могли продолжать полеты на Луну. Шесть кораблей с грузом на 128 миллиардов долларов (меньше, чем в 2019 году), 21 миллиард долларов на корабль, даже самая богатая экономика планеты не могла бы их себе позволить. Ей пришлось прибегнуть к гораздо более дешевым полетам на низких орбитах — автобусной программе.

К сожалению, это простое и понятное объяснение не соответствует цифрам. Прежде всего, 90% расходов по программе «Аполлон» было отдано на НИОКР, разработку и испытание всех материалов, необходимых для доставки. Для безопасного полета Вернер фон Браун настоял на проведении многократных испытаний на отдельных платформах первой ступени «Сатурна-5» и огромного двигателя F-1, а также кислородно-водородной системы разгонного блока (впервые в истории) и кислородно-водородной системы разгонного блока (впервые). Многие, многие другие.

Расходы НАСА достигли своего пика в 1966 году (из-за НИОКР) и резко сократились с началом полетов на Луну (см. рисунок 2010).

Расходы НАСА достигли зенита в 1966 году (из-за НИОКР) и резко сократились к началу полетов на Луну (график показывает расходы в 2010 году).

Однако 90% этой стоимости составлял единовременный платеж. Как только все необходимое для полета на Луну — ракеты «Сатурн», пилотируемые космические корабли «Аполлон», лунные посадочные аппараты и лунные посадки — было завершено, проект перешел от разработки собственной продукции к этапу недорогого производства. Это позволило значительно сократить расходы. Согласно документам НАСА, вся миссия на Луну, включая все, от ракет и космических аппаратов до космических и лунных кораблей, обошлась менее чем в 2,3 миллиарда долларов США (с. 1274). Это был не 21 миллиард, как в случае простого деления стоимости программы на количество лунных посадок.

Однако 2,3 миллиарда долларов — это тоже довольно дорого. Автобус добавил всего 500 миллионов долларов к переменным затратам на перевозку — можно понять, почему американцы отказались от «Сатурна» и «Аполлона» ради собственного блага! Но на самом деле все не так просто.

Сатурн» выводил в космос полезную нагрузку весом 140 тонн, в то время как автобус — менее 27,5 тонн. Разница в пять раз: полезный груз весом 1 кг выводился на низкую орбиту «Автобусом» за 18 180 долларов, а «Сатурном-5» — за 16 430 долларов. Это на 10% меньше. При этом не учитывается тот факт, что луч «Сатурн-Аполлон» не требует ни 15-тонной луны, ни лунного аппарата, ни оборудования для лунной миссии на орбите Земли. Там же, где может летать автобус, фактическая стоимость развертывания полезной нагрузки Сатурна в 1 фунт стерлингов будет гораздо ниже.

Теперь, допустим, лунную ракету можно запустить на 10% дешевле, но она намного больше. Возможно, НАСА следовало бы запускать много малых полезных грузов вместо больших, но можете ли вы понять решение брать больше за большую ракету и меньше за маленький космический шаттл? К сожалению, это объяснение также не лишено смысла. У лунной ракеты был вариант без первой ступени — Saturn IB. Он вывел на низкую траекторию 21-тонную ракету стоимостью 337 миллионов долларов, что на 11% дешевле, чем автобус. У него было еще одно большое преимущество. Первая ступень в небе Сатурна может создать большую орбиту размером с «Мир» или половину размера МКС. Не говоря уже о том, что эти ранние стадии можно было бы пришвартовать, если бы они захотели.

Несколько лет назад десятки инновационных компаний приняли участие в конкурсе Google Lunar X Prize. Это международное соревнование с целью выяснить, кто вернется на Луну с новыми технологиями и идеями. Победитель, который получит 20 миллионов долларов США, будет объявлен в конце года.

Кто был на Луне?

Двенадцать человек побывали на Луне. Нил и Базз были первыми людьми, оставившими на ней свой след. За ним последовали Пит Конрад, Алан Бин, Алан Шепард, Эдгар Митчелл, Дэвид Скотт, Джеймс Ирвин, Джон Янг, Чарльз Дьюк, Юджин Сернан и Харрисон Шмитт. Интересно, что из примерно 12 человек, побывавших на Луне, ни один не побывал там только один раз. Однако трем разным астронавтам посчастливилось несколько раз подлетать к спутнику. Джим Лавелл облетел вокруг Луны на кораблях «Аполлон-8» и «Аполлон-13». Джон Янг и Юджин Сернан совершили облет Луны на корабле «Аполлон-10», Янг высадился на корабле «Аполлон-16», а Сернан прошел по Луне во время миссии «Аполлон-17».

Все пилотируемые полеты на Луну осуществлялись экипажами из трех человек. Два из них приземлились прямо на поверхность с помощью специальных десантных модулей. Третий член экипажа при посадке выходил на орбиту Луны в космическом корабле (командном блоке), а астронавты летели сначала на спутник, а затем обратно на Землю.

Первая высадка на Луну — «Аполлон-11»

Слева направо: Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин.

Астронавт Наса Базз Олдрин спускается по ступеням «Лункатоса» и готовится к нажатию на кнопку «Аполлон 11», «Аполлон 11», 1969 год.

20 июля 1969 года миссия «Аполлон-11» ознаменовала собой первую высадку людей на Луну. Нил Армстронг вошел в историю как первый человек, ступивший на поверхность спутника. За ним последовал Базз Олдрин. Нил и Баз провели на поверхности Луны в общей сложности 21 час 36 минут 21 секунду, 2 часа в общей сложности и 31 минуту 40 секунд на поверхности спутника. Третий член экипажа, пилот из эскадрильи Майкла Коллинза, ожидал их на орбите Луны в течение всего этого времени.

Олдрин разрабатывает сейсмограф.

Лунный рекультиватор корабля «Аполлон-11» приближается к блоку управления, ожидающему выхода на орбиту после отрыва от Луны.

Мемориальная доска: «В этом месте люди планеты Земля впервые ступили на Луну в июле 1969 года. Мы пришли с миром от имени всего человечества». Нижняя часть посадочного аппарата, где опоры крепились к плите, осталась на Луне.

Во время работы на Луне астронавты установили американский флаг в точке приземления, установили различные научные приборы и собрали почти 22 кг лунного грунта, который затем доставили на Землю.

Вторая высадка на Луну «Аполлон-12»

Слева направо: Чарльз Конрад, Ричард Гордон и Алан Бин.

Второй пилотируемый полет на Луну начался 14 ноября 1969 года. Спутник прибыл 19 ноября.

Вид на поверхность Луны из пор посадочного аппарата.

Астронавтам Питу Конраду и Алану Бину посчастливилось пройтись по поверхности Луны. Пилот Ричард Гордон ждал их на орбите.

Алан Бин выходит из луны.

Посадка спутника произошла примерно в 1500 километрах от места посадки «Аполлона-11». Во время посадки астронавты сфотографировали спутник, собрали образцы грунта и провели несколько телевизионных связей с Землей.

Кроме того, команда «Аполлона-12» доказала свои возможности при посадке. Они находились всего в 185 метрах от беспилотного космического корабля Servant 3, который двумя годами ранее совершил посадку на Луну. Астронавты обязались разобрать части космического корабля и вернуть их на Землю для изучения последствий длительного пребывания на Луне.

Пит Конрад 3 рядом с космическим кораблем «Сервье».

Астронавты «Аполлона-12» провели на Луне 31 час, 31 минуту и 04 секунды.

Помимо «добровольных» усилий по предотвращению погружения человечества в бредовую сеть, НАСА предприняло несколько официальных шагов.

Американцев не остановить

21 декабря 1968 года американский космический корабль «Аполлон-8» начал свое путешествие на Луну. Астронавты Фрэнк Боуман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс 24 декабря были на орбите вокруг Луны и после десяти полетов благополучно вернулись на Землю.

В этот момент стало ясно, что американцы станут первыми, кто высадится на спутник Земли.

Вернер фон Браун.

Задуманный как «лошадка» программы «Луна», советский авианосец Н-1 так и не был достроен. Тем не менее, американская Hypervary Rocket-5, духовное дитя бывшего офицера СС Вернера фон Брауна, с ноября 1967 года была успешной.

В марте 1969 года был запущен корабль «Аполлон-9» с имитацией полета к Луне по орбите вокруг Земли. В мае 1969 года полет «Аполлона-10» представлял собой репетицию посадки, причем на всех этапах, кроме самой посадки.

Экипаж «Аполлона-11» в составе Нила Армстронга, Эдвина «Базза» Олдрина и Майкла Коллинза совершил первую высадку на Луну. Согласно программе миссии, Коллинз продолжал находиться на орбите Луны с острым управлением, ожидая возвращения своих товарищей.

Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Базз Олдрин.

Имя первого человека на Луне определила. теснота

Все члены экипажа были опытными летчиками-испытателями. Армстронг служил в ВМС США, но к моменту полета вышел в отставку и был гражданским служащим НАСА. Коллинз и Олдрин были офицерами ВВС США. Армстронг и Олдрин служили в Корейской войне.

Все трое родились в 1930 году и все трое получили опыт космических полетов в рамках программы «Джемини».

Командиром миссии был назначен Нил Армстронг.

Олдрин (слева) и Армстронг в Хьюстоне во время тренировки на Луне, 22 апреля 1969 года.

Олдрин (слева) и Армстронг в Хьюстоне после посадки на Луну, 22 апреля 1969 года. Фото: общественное достояние.

В отличие от секретности, сопровождавшей советскую пилотируемую космическую программу, американская «лунная миссия» была подготовлена под пристальным вниманием журналистов. Поэтому еще до запуска журналисты начали интересоваться, кто первым ступит на лунную поверхность.

Коллинз, который остается на орбите, в расчет не принимается. Из двух других предпочли Базза Олдрина.

Во время полетов американских космических кораблей по программе «Джемини» работы на шлюпках всегда выполнял пилот, а не командир. В этом порядке Прайс должен сначала перейти к Олдрину.

Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин (слева направо) в кабине управляемого аппарата во время одной из тренировок на Земле.

Слева направо: Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин в кабине управляемого аппарата во время тренировки на Земле. Фото: общественное достояние.

Однако в дело вмешалась неожиданная ситуация. Основное поле ХАТЧИНГА Луны должно открываться внутрь с левой стороны. Пилот с правой стороны должен буквально взобраться на командира в космической форме и переносными системами жизнеобеспечения позади него. Эксперименты на Земле показали, что эта схема полна неожиданностей. В конце концов, было решено, что первым на Луну ступит Нил Армстронг.

Старт на глазах миллиона зрителей

В СМИ была объявлена дата главного запуска на Луну: 16 июля 1969 года. Накануне запуска все зоны, прилегающие к космическому кораблю на мысе Канаверал, были заняты туристами. Только машин набралось около 300 000, а общее число желающих увидеть исторический момент своими глазами составило более миллиона человек.

Туристы приходят посмотреть на запуск

Туристы наблюдают за запуском корабля «Аполлон-11» возле Космического центра имени Кеннеди во Флориде. (Фото: Общественное достояние)

Запуск «Аполлона-11» произошел точно по расписанию. Среди 5 000 почетных гостей Космического центра имени Кеннеди были 36-й президент Линдон Джонсон и сегодняшний вице-президент Спирос Агню. Посол США в Советском Союзе Анатолий Добрынин любезно отклонил приглашение.

Мероприятие напрямую транслировалось на 33 страны с телевидения на шести континентах. Советский Союз не был в их числе.

Сатурн-5 будет запущен на корабле Аполлон-11.

Полет по «лунной трассе» прошел на удивление гладко. В начале третьего дня Центр управления полетами в Хьюстоне сообщил экипажу, что третий плановый ремонт не требуется. Днем позже была отменена еще одна маршевая фиксация, когда «Аполлон-11» направлялся к Луне.

В конце 76-го часа полета корабль вышел на лунную орбиту. 20 июля Армстронг и Оллин вошли на Луну и отсоединились от блока управления. Коллинз ждал, пока его коллеги вернутся на лунную орбиту.

Оцените статью
Бизнес блог