Буран: разбор полётаРазбор полёта. Как назывался советский многоразовый космический корабль?

В рамках проекта «Звезда» исследовалась возможность вывода на околоземную орбиту самолета с ракетным двигателем с помощью аэрокосмической системы, первой ступенью которой был сверхзвуковой крылатый самолет, а второй — баллистическая ракета с самолетом с ракетным двигателем вместо боеголовки.

«Буран»: история русского шаттла

В советской истории есть страницы, которые вызывают настоящую гордость за наше прошлое. Космический корабль многоразового использования «Буран» — один из таких случаев. Хотя домашний шаттл совершил всего один полет, он навсегда изменил мировую историю. «Буран» обладал функциями, которые намного опередили свое время. Почему же проект «Энергия-Буран» вызвал ожесточенные споры в СССР? И почему российское руководство отказалось от амбициозного проекта?

«Буран» был разработан под влиянием опыта зарубежных коллег, разработавших легендарные космические челноки. Многоразовые космические челноки Space Shuttle были разработаны в рамках программы НАСА «Космическая транспортная система». Первый космический челнок был запущен 12 апреля 1981 года, в годовщину полета Гагарина. Эту дату можно считать отправной точкой в истории многоразовых космических челноков.

Самым большим недостатком шаттла была его цена. Стоимость одного запуска обошлась американским налогоплательщикам в 450 миллионов долларов. Для сравнения, цена запуска «Союза» в одну сторону составляла 35-40 миллионов долларов. Почему же американцы выбрали именно этот тип космического корабля? И почему советское руководство так заинтересовалось американским опытом? Это была гонка вооружений.

Космический челнок стал результатом холодной войны, а точнее, амбициозной программы «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ), целью которой было создание системы защиты от советских межконтинентальных баллистических ракет. Колоссальный масштаб проекта SOI привел к названию «Звездные войны».

Разработка космического челнока не осталась незамеченной в СССР: в глазах советских военных космический челнок был своего рода супероружием, способным нанести ядерный удар из дальнего космоса. В действительности космический корабль многоразового использования предназначался только для доставки на орбиту элементов системы противоракетной обороны. От идеи использовать шаттл в качестве ракетной установки на орбите американцы отказались еще до первого полета корабля.

Первый полет

Космический челнок был окрещен «Бураном» незадолго до своего первого — и, как оказалось, последнего — запуска 15 ноября 1988 года. «Буран» был запущен с космодрома Байконур и приземлился в том же месте через 205 минут, дважды обогнув планету. Только два человека в мире смогли стать свидетелями запуска этого советского космического корабля — пилот истребителя МиГ-25 и бортинженер космодрома: «Буран» летел без экипажа и от взлета до посадки управлялся бортовым компьютером.

Полет был уникальным событием. Впервые в истории космических путешествий космическому кораблю многоразового использования удалось вернуться на Землю на собственной энергии. Отклонение космического аппарата от центральной линии составило всего три метра. По словам очевидцев, некоторые чиновники не верили в успех миссии, поскольку считали, что космический корабль разобьется при посадке. Когда аппарат вошел в атмосферу, его скорость составляла 30 000 км/ч, поэтому «Бурану» пришлось маневрировать, чтобы затормозить — но в итоге полет прошел успешно.

Советам было чем гордиться. Хотя у американцев было гораздо больше опыта в этой области, их корабли не могли самостоятельно высадить десант. Однако пилоты и космонавты не всегда были готовы доверить свою жизнь автопилоту, и программное обеспечение «Бурана» было позже модифицировано, чтобы обеспечить ручную посадку.

Особенности

«Буран» был построен по аэродинамической схеме «бесхвостка» и имел треугольное крыло. Как и его зарубежные прототипы, он был довольно большим: длина 36,4 м, размах крыла 24 м, взлетная масса 105 т. В просторной, полностью сваренной кабине могли разместиться до десяти человек.

Одним из важнейших элементов конструкции «Бурана» была тепловая защита. Во время запуска и посадки температура в некоторых частях космического аппарата может достигать 1430 oC. Для защиты космического корабля и экипажа использовались углерод-углеродные композиты, кварцевые волокна и войлочные материалы. Общий вес теплозащитных материалов составил более 7 тонн.

Большой грузовой отсек позволяет перевозить большие грузы, например, космические спутники. Для доставки таких кораблей в космос «Буран» мог бы использовать огромный двигатель, подобный тому, что установлен на космическом челноке. Общая грузоподъемность «Бурана» составляла 30 тонн.

Для запуска космического аппарата использовались две ступени. На начальных этапах полета от «Бурана» были отделены четыре ракеты с помощью жидкостных двигателей РД-170 — самых мощных жидкостных двигателей из когда-либо разработанных. Тяга РД-170 составляла 806,2 тонны, а время работы — 150 секунд. Каждый из этих двигателей имел четыре сопла. Вторая ступень космического аппарата состояла из четырех жидкостных водородно-кислородных двигателей РД-0120, размещенных в центральном топливном баке. Время работы этих двигателей достигало 500 секунд. После того как топливо было исчерпано, космический корабль был отсоединен от огромного бака и продолжил свой полет самостоятельно. Сам шаттл можно считать третьей ступенью космического комплекса. В целом, ракета-носитель «Энергия» была одной из самых мощных в мире и обладала очень высокой производительностью.

Основным требованием к программе «Энергия-Буран» была практически максимальная возможность повторного использования. И действительно, единственной расходной частью этого комплекса должен был стать огромный топливный бак. Однако, в отличие от двигателей американских шаттлов, которые мягко приземлялись в море, советские двигатели приземлялись в степи недалеко от Байконура, поэтому их повторное использование было довольно проблематичным.

Еще одной особенностью «Бурана» было то, что его двигатели не были частью самой машины, а располагались на пусковой установке — точнее, в топливном баке. Другими словами, все четыре двигателя RD-0120 сгорели в атмосфере, в то время как двигатели шаттла были заполнены

Главным преимуществом было то, что советская концепция позволяла не только запускать космический корабль, но и выводить на орбиту дополнительную полезную нагрузку весом до 100 тонн. Домашний шаттл имел определенные преимущества перед шаттлами. Например, он сможет перевозить до десяти человек (по сравнению с семью членами экипажа шаттла) и находиться на орбите дольше — около 30 дней, в то время как самый продолжительный полет шаттла длился всего 17 дней.

  Идеи и достижения Илона Маска. Что изобрел илон маск.

В отличие от шаттла, «Буран» также имел систему спасения экипажа. На небольшой высоте пилоты могли катапультироваться, а при возникновении аварийной ситуации на большей высоте аппарат отделялся от ракеты-носителя и приземлялся как самолет.

Буран: разбор полёта

Это могло бы спасти весь «Мир» — часть за частью. Это был не «советский автобус», как его часто называли. И это было не в парке Горького, как все думали. Это был Буран. А 15 ноября 1988 года он совершил свой первый и единственный полет.

Буран» — это космический корабль многоразового использования, который может доставлять различные грузы на орбиту и возвращать их на Землю. Эксперты считают, что ракетный корабль гипотетически может спасти «Мир»: Каждый блок советской орбитальной станции, затонувшей в 2001 году, мог бы легко поместиться в грузовом отсеке самолета. В этом же отсеке будет находиться спускаемый аппарат корабля «Союз» для пилотируемых испытательных полетов. В чрезвычайной ситуации это позволит «эвакуировать» экипаж с орбиты.

Энергия — Буран на стартовом столе

Сотни технологий, разработанных специально для советского ракетоплана, используются и сегодня в таких областях, как авиация, машиностроение и сельское хозяйство. И хотя программы орбитальных шаттлов ушли в прошлое, история космических кораблей многоразового использования продолжается. Разработчики по-прежнему активно тестируют многоразовые блоки и разрабатывают новые модели космических кораблей, предназначенных не только для околоземных, но и для дальних полетов.

Источники:

  1. Архив прессы ТАСС
  2. www.buran.ru
  3. NASA
  4. Афанасьев И. Б., Батурин Ю. М., Белозерский А. Г. и др. Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди.
  5. Губанов Б. И. Триумф и трагедия «Энергии». Размышления Главного конструктора. Том 4: Полёт в небытие.
  6. Губанов Б. И. «Энергия» — «Буран» — шаг в будущее. Наука и жизнь. 1989, №4.
  7. Осин М. И. Неожиданные открытия и новации «Бурана».

ТАСС благодарит телестудию Роскосмоса, Музей космонавтики и лично Александра Лавейкина за помощь в подготовке проекта.

Над проектом работали:

  • Авторы: Кристина Недкова, Тимур Фехретдинов
  • Редакторы: Александр Бычков, Сабина Вахитова
  • 3D-модель: Александр Волков, Анастасия Зотова
  • Бильд-редактор: Павел Куколев
  • Видеомонтажёр: Максим Макаров
  • Арт-директор и разработчик: Антон Мизинов

Фотохроника ТАСС (Артем Геодакян, Альберт Пушкарев), AP Photo/Dmitri Lovetsky, EPA/Ronald Wittek, Pallava Bagla/Corbis via Getty Images, Doomych/Public domain via Wikimedia Commons, Сабина Вахитова/ТАСС, Телестудия Роскосмоса.

Видео: Телевизионная студия Роскосмоса.

Информационное агентство ТАСС (Свидетельство о регистрации СМИ № 03247 выдано 2 апреля 1999 года Государственным комитетом Российской Федерации по печати). Некоторые публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей младше 16 лет.

Наш ответ шаттлам

Но в

Первый автобус совершил полет 12 апреля 1981 г. Изначально шаттл строился как пилотируемый аппарат, поскольку он должен был оставаться на орбите в течение двух недель и поэтому нуждался в людях для проведения исследований, сборки и ремонта.

Идея использования шаттлов в военных целях рассматривалась, но была отвергнута (по крайней мере, на словах). Однако СССР сомневался в искренности намерений американского руководства. Наши военные были убеждены, что настоящей задачей шаттлов будет доставка ядерного оружия в любую точку мира и даже похищение советских спутников с орбиты.

Экспертиза и анализ проводились в военных научно-исследовательских институтах и в Институте прикладной математики под руководством президента Академии наук СССР Мстислава Келдыша, заключил, что «будущий многоразовый космический челнок сможет нести ядерные боеголовки и атаковать советскую территорию практически из любой точки околоземного пространства» и «американский космический челнок с полезной нагрузкой в 30 тонн, если его загрузить ядерными боеголовками, сможет пролететь за пределами радиовидимости отечественной системы раннего предупреждения». С помощью аэродинамического маневра, например, над Гвинейским заливом, они могли быть запущены на территорию СССР».

Конструктор спирали — Глеб Лозино-Лозинский, генеральный конструктор НПО «Молния».

БУРАН ЛОЗ-ЛОЗ.png

Исходя из этого, было решено разработать советский аналог автобуса, используя уже имеющиеся на тот момент знания. 7 февраля 1976 года Совет Министров СССР издал постановление о создании космической системы многоразового использования по программе «Энергия-Буран».

Надо сказать, что отношение руководства и экспертов страны к этому проекту изначально было неоднозначным. Потребовались десятки встреч и сотни дополнительных испытаний, чтобы убедить их в целесообразности создания такого устройства. Глеб Лозино-Лозинский, разработчик «Спиры», был за ее строительство, Валентин Глушко, наш главный инженер по ракетным двигателям и генеральный конструктор НПО «Энергия», и Александр Дементьев, министр авиационной промышленности, были против. Решающую роль сыграло отношение военных и лично министра обороны, члена Политбюро ЦК КПСС, влиятельного Дмитрия Устинова, который видел в американских автобусах угрозу безопасности страны.

Идея системы Spiral заключалась в том, что мощный дирижабль взлетает с аэродрома, а затем разгоняется до скорости, в шесть раз превышающей скорость звука. Затем с его хвоста на высоту 28-30 километров был запущен пилотируемый орбитальный самолет.

Ракета-носитель «Энергия» должна была вывести в космос «Буран», характеристики которого еще никто не превзошел. Специально для «Энергии», «Энергом

Недосягаемая «Энергия»

Стартовая тяга ракеты Saturn-V, разработанной Вернером фон Брауном, отцом американской лунной программы, составляла 34,3 мН, в то время как «Энергия» создавала тягу 35,1 мН при запуске. Она состояла из четырех четырехчленных первых ступеней РД-170 (для первых 150 секунд полета), установленных в виде четырех «сигар» по бокам ракеты вокруг более массивного центрального блока, и четырех одночленных вторых ступеней РД-0120 (для первых 500 секунд полета), расположенных в нижней части центрального блока.

Наши военные были уверены, что настоящей задачей шаттлов будет доставка ядерного оружия по всему миру и даже похищение советских спутников с орбиты.

Номинальная стартовая тяга советской лунной ракеты Н1 была еще выше — 45,3 мН, но все четыре запуска в 1969-1972 годах были неудачными, и в 1974 году все работы по советской программе пилотируемых посадок на Луну были прекращены. Одной из главных причин неудачи проекта Н1 стали неудовлетворительные характеристики двигателей НК-15, разработанных для ракеты Куйбышевским моторным заводом под руководством Николая Кузнецова. Поэтому первая ступень была оснащена тридцатью двигателями, которые не могли быть синхронизированы (Глушко отказался разрабатывать двигатели для H1 из-за разногласий с Королевым по поводу типа топлива, которое должно было использоваться).

  Каким будет облик автомобилей в будущем: мнение экспертов. Какие будут машины в будущем?

Наследие «Энергии» используется в космонавтике и сегодня. Двигатели РД-180 экспортируются в Америку и используются в первой ступени ракеты Atlas V (для которой существует специальное исключение в Законе о всеобъемлющих санкциях CAATSA от 2017 года), а двигатели РД-191 приводят в действие российскую ракету «Ангара». Оба они являются прямыми преемниками РД-170, хотя и гораздо менее мощными.

«Энергия» выполнила всего два полета — второй с «Бураном» и первый полутора годами ранее, в мае 1987 года, когда ракета несла в качестве полезной нагрузки макет полной массы другой новаторской военной разработки — 77-тонной военной орбитальной лазерной платформы «Скиф» (другое название «Полюс»). Два этапа «Энергии» показали хорошие результаты. Спутник ДМ отделился от ракеты-носителя через 460 секунд после старта на высоте 110 км, но процесс самонаведения пошел не так, и он не достиг намеченной орбиты, в итоге упав в Тихий океан.

Изобретателей «Бурана» часто обвиняют в копировании американского шаттла. Трудно отрицать поверхностное сходство самолетов — наложенные друг на друга чертежи (это упражнение демонстрируется посетителям музея «Буран» на ВДНХ в Москве) позволяют увидеть лишь необоснованные различия в силуэте фюзеляжа и крыльев космического корабля. Фактически, не скрывалось, что они переняли основную форму самого космического корабля. По мнению Валентина Глушко, лучшим

Улучшенный клон

«Энергия» совершила всего два полета — второй с «Бураном» и первый полутора годами ранее, в мае 1987 г. Тогда в качестве полезной нагрузки на ракету была установлена полномассовая модель боевой лазерной платформы «Скиф».

Хотя внешне «Буран» был почти точной копией американского космического челнока, советский космоплан имел гораздо больше конструктивных и технических отличий.

Во-первых, он мог приземлиться на Землю автоматически и без вмешательства человека; во-вторых, у него не было движителей; в-третьих, у него была система спасения экипажа; в-четвертых, он мог нести на орбите на пять тонн больше полезной нагрузки, чем его заокеанский прототип.

Управление космическим аппаратом осуществлялось с помощью уникальной автономной системы и радиосистемы «Вымпел», разработанной Всесоюзным научно-исследовательским институтом радиоаппаратуры. Их работа включала высокоточные измерения бортовых навигационных параметров и обеспечение спуска и автоматической посадки, включая перегон на перевалочную базу.

Особое значение имела защита космического аппарата от высоких температур. Тепловая защита «Бурана» была построена под руководством Всесоюзного института авиационных материалов (ВИАМ) на Тушинском машиностроительном заводе при участии специалистов НПО «Молния» и ОНПП «Технология». По ряду свойств (прочность кирпичей, аэродинамическое качество, степень почернения и каталитическое покрытие) он явно превосходил соответствующую американскую модель, разработанную для автобуса. Во время полета «Бурана» из 37 500 плиток только шесть были потеряны и около 100 повреждены при посадке. Во время первого полета американского космического аппарата, по разным данным, было потеряно от 14 до 37 плиток и в два с половиной раза больше повреждено по сравнению с «Бураном».

Керамические «отсечные мостики» использовались для предотвращения передачи температуры от более термонапряженных углеродных элементов орбитального корабля к металлическим двигательным структурам и для компенсации температурного расширения разнородных материалов. Они были изготовлены на ОПП «Технология» на основе нитрида кремния. Они использовались для крепления носового обтекателя и секций крыла к несущим элементам самолета.

Во время посадки «Буран» нагревался до 1000 °C и более. И если бы он не был охлажден, весь материал был бы уничтожен. Поэтому космический корабль был оснащен системой подзарядки и вентиляции, которая снабжала воздухом все элементы космического корабля. Исправная работа орбитального аппарата — это также заслуга компании «Технология», которая изготовила тонкостенные водонепроницаемые трубки для системы контроля температуры воздуха орбитального аппарата, отвечающие всем требованиям системы контроля температуры воздуха космического аппарата.

После полета анализ показаний приборов показал, что «Буран» оказался более летучим, чем ожидалось. Например, парашюты воспламенялись не сразу при приземлении, а только после задержки. Их выпуск был связан с нагрузкой на амортизаторы шасси, которая, однако, оказалась меньше запланированной, так что корабль начал тормозить не после случившегося, а в соответствии с первоначальным графиком. Перед самым приземлением Буран сделал еще один сюрприз (не сразу было понятно, что он приятный). Корабль внезапно изменил курс приближения к взлетно-посадочной полосе и потерял из виду наземных диспетчеров. Оказалось, что автоматическая система, получив информацию о погоде в месте посадки, рассчитала новый, более удобный курс, при котором судно шло против сильного ветра и поэтому быстрее теряло скорость.

На вечном приколе

В 9:24 утра по московскому времени, всего на одну секунду раньше расчетного времени, «Буран» приземлился на взлетно-посадочную полосу и через 42 секунды остановился. Посадка была почти чудесной: отклонения от запланированных показателей составили всего несколько метров! Маловероятно, что даже астронавты, если бы они были в тот день в кабине, смогли бы сделать более точную посадку…..

Космический корабль «Буран» выпускает тормозные парашюты во время посадки, 15 ноября 1988 года. Над ним – истребитель МиГ-25, контролировавший взлет и посадку корабля

Космонавты Игорь Волк и Римантас Станкявичюс и их двойники Анатолий Левченко и Александр Щукин не достигли орбиты. Первый полет был триумфальным, но он был единственным. Проект, потребовавший значительного финансирования, был приостановлен через полтора года и завершен в 1993 году. Бывшие соперники ненадолго стали лучшими друзьями, ради которых, возможно, погибло высшее космическое достижение нашей страны. В 2002 году Буран попал под крышу сборочно-испытательного цеха, которая обрушилась на него сверху. Это ознаменовало печальный конец программы, которая могла радикально изменить не только положение России в космических полетах, но и баланс сил в международной пилотируемой космонавтике.

БТС-1 – один из главных макетов многоразового орбитального корабля «Буран» –на ВДНХ

Работа над системой «Энергия-Буран» велась уже около десяти лет. Ведущим разработчиком орбитального космического корабля «Буран» было НПО «Молния», созданное в 1976 году специально для реализации проекта на базе трех конструкторских бюро. Генеральным директором и главным конструктором «Молнии» был назначен Г.Е. Лозино-Лозинский, который ранее занимался программой «Спираль» и истребителями МиГ. В качестве основной площадки для сборки и испытаний были выбраны цеха Тушинского машиностроительного завода.

  В космической плеяде: Циолковский, Королев, Гагарин. Кто является основоположником космонавтики

Космическая стройка для всей страны

В 1975-1976 годах проводились испытания различных версий «Бурана» и систем, которые должны были вывести его на орбиту. Поэтому в качестве наиболее перспективного для космического корабля был выбран самолет, наиболее близкий к тому, который разрабатывали американцы.

Первый полноразмерный «Буран» был построен в 1984 году. Этому моменту предшествовало гигантское количество исследований и испытаний. Помимо разработки самого космического аппарата, были решены и сопутствующие вопросы: Как защитить космический корабль от перегрева, как транспортировать его к месту запуска, как организовать автоматическую посадку и многое другое. В ходе работы были созданы тысячи новых материалов и технологий, которые двигали космическую отрасль вперед. В разработке системы «Энергия-Буран» было задействовано более 1000 компаний и около 2,5 миллионов специалистов, а стоимость проекта составила 16,4 миллиарда рублей. Это был крупнейший космический проект в истории страны.

10.jpg«Буран» в сборочном цехе

Как упоминалось ранее, разработка «Бурана» велась под руководством НПО «Молния». По состоянию на 2018 год она принадлежит концерну «Калашников» и является единственным предприятием концерна с компетенциями в космической отрасли. Сегодня «Молния» производит ракеты-мишени и продолжает заниматься аэрокосмической тематикой.

Одним из самых больших вкладов Молнии в развитие аэрокосмической промышленности были исследования новых материалов. К покрытиям космических аппаратов предъявлялись повышенные требования: максимальная прочность, минимальный вес и теплопроводность, термостойкость при перепадах температур о т-150 до 1250 ºC, возможность многократного использования. В сотрудничестве с компаниями был разработан уникальный теплозащитный материал на основе кварцевых волокон. Из этих волокон было изготовлено в общей сложности 38 600 гибких плиток, которые покрывали корпус «Бурана», как чешуя. В зонах экстремального нагрева до 1650 ºC (носовые и крыльевые фланцы) был использован инновационный материал Gravimol. Керамический теплозащитный экран, остекление кабины и композитные детали — всего около 10% материалов «Бурана» — были изготовлены в Объединенной нефтехимической компании «Технология», входящей в холдинг «РТ-Химкомпозит». Участие «Технологии» в проекте заложило основу современного композитного производства в российской космической отрасли.

Кабина «Бурана» была разработана на Экспериментальном машиностроительном заводе имени В.М. Мясищева. Для транспортировки «Энергии» и «Бурана» конструкторы ЭМЗ по инициативе самого Мясищева спроектировали самолет БМ-Т «Атлант». Сегодня завод входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации «Ростех».

11-2.jpgГ.Е. Лозино-Лозинский (третий слева) показывает процесс сборки «Бурана» правительственной делегации

Самолет «Буран» был смоделирован по образцу самолета с крылом типа «двойная стрела». В передней части корабля находилась полностью сварная каюта для 2-4 членов экипажа и 6 пассажиров. Там же размещалась и большая часть оборудования «Бурана».

Устройство «Бурана»

В середине корабля находился трюм с отверстиями. В нем находились операторы, которых можно было использовать для погрузки, разгрузки и других работ. Камера размером 4,7 на 18,55 метра и объемом 350 кубических метров может перевозить до 30 тонн на орбиту и до 20 тонн груза на Землю, что в 1,5 раза больше объема шаттла.

bbur8.jpgСтарт 15 ноября 1988 г. Космодром Байконур

Комбинированная двигательная установка «Бурана» включала два орбитальных маневровых движителя и 46 газодинамических движителей. Для управления и поддержки космического аппарата использовалось более 50 бортовых систем. Компьютерные системы управления были четырехкратным резервом на случай аварии. Объем программного обеспечения составил гигантские для того времени 100 мегабайт, что позволило «Бурану» оставаться на орбите в течение 30 дней.

Главным отличием «Бурана» от «Спейс Шаттла» была автоматическая система управления, которая позволяла космическому кораблю совершать полет и посадку без вмешательства человека. Руководство

Буран» должен был быть запущен с помощью двухступенчатой ракеты «Энергия», которая также может быть использована для запуска других космических аппаратов. Спуск космического аппарата осуществлялся с инерционным и аэродинамическим управлением, а в конце использовалась парашютная система торможения. Для посадки использовалась отдельная взлетно-посадочная полоса на Байконуре и два запасных аэродрома в Приморье и Крыму. Кроме того, в резерве находились еще 14 аэропортов, в том числе в Ливии и на Кубе.

Всего в рамках программы было построено три корабля, последний из которых не был достроен. Также был заложен первый камень в фундамент второй серии.

Antonov_An-225_with_Soviet_space_shuttle_Buran_on_top.jpgАн-225 «Мрия» перевозит «Буран»

Первый полет «Бурана» должен был состояться 29 октября 1988 года, но в последний момент запуск был отменен из-за неисправности. Потребовалось еще 17 дней, чтобы найти и устранить неисправность. Несмотря на угрозу ветра и дождя на космодроме, 15 ноября запуск прошел успешно. С помощью ракеты-носителя космический корабль нормально вышел на орбиту, дважды обогнул Землю и очень точно приземлился на взлетно-посадочную полосу.

Полет и посадка были полностью автоматическими и продолжались 205 минут. Незадолго до посадки «Буран» заставил наблюдателей понервничать, резко изменив направление и временно исчезнув из поля зрения антенн. Кто-то в центре управления уже начал составлять сообщения о неудачном полете, кто-то готовился взорвать «Буран» — таков был приказ на случай полного отказа оборудования. Но самолет только сделал разворот и приземлился на другой стороне аэропорта. Такой маневр был запрограммирован в компьютере «Бурана». Затем системы посадили автомобиль с точностью ювелира, отклонившись от плана всего на несколько метров.

Автоматический полет Бурана был занесен в Книгу рекордов Гиннесса и остается непревзойденным по сей день. К сожалению, это был единственный рейс. Наступила эпоха перестройки, и денег на дорогостоящий проект не было. Полеты «Бурана» и шаттла оказались нерентабельными. Более того, в эпоху деэскалации международных отношений военная программа утратила свою актуальность. В 1993 году программа «Буран» была полностью прекращена.

205 минут триумфального полета

Люди, работавшие на «Буране», живы и сегодня и передают свои знания молодому поколению. Предварительная работа над «Бураном» была не совсем напрасной. Системы автопилота, разработанные для космического самолета, используются в современных истребителях и беспилотниках. Сотни других технологий, разработанных благодаря «Бурану», используются в различных областях. А тема многоразовых космических кораблей продолжает развиваться, и, возможно, однажды в космос полетит новый «Буран».

Кардиостимулятор: сердце в правильном ритме

bburan2.jpgПриземление «Бурана» на аэродроме Юбилейный 15 ноября 1988 г.

События, связанные с этим

Оцените статью
Бизнес блог