Как устроен и зачем нужен квантовый компьютер. Квантовый компьютер что это.

Содержание

Квантовые технологии — это сложная область физики, изучающая поведение субатомных частиц — частиц, меньших, чем атомы, основные строительные блоки всей материи во Вселенной.

Со скоростью света. Как квантовые компьютеры изменят мир и жизнь россиян?

Компьютерные технологии постоянно развиваются. Обычные смартфоны теперь могут выполнять задачи, которые раньше требовали мощности гигантских вычислительных машин. Однако человечество стоит на пороге гораздо большего технологического скачка. Это произойдет с появлением полноценного квантового компьютера. Квантовый компьютер может за несколько минут решить задачу, на которую даже самым мощным суперкомпьютерам потребовались бы десятилетия или даже столетия. Пока существуют только прототипы квантовых компьютеров, но с каждым годом технология становится все лучше. Lenta.ru и Homo Science объясняют нам, что такое квантовая технология и как она может изменить мир.

Одним из первых о разработке квантового компьютера заговорил американский физик Ричард Фейнман в 1982 г. По словам ученого, эти машины могут моделировать сложные квантовые системы, такие как атомы, что выходит за рамки возможностей обычного, классического компьютера, требующего огромного количества вычислительных ресурсов. Стало ясно, что квантовые компьютеры — даже если в то время еще не было прототипа — могут делать то, что не под силу даже самым мощным суперкомпьютерам.

В 1996 году американский математик Лав Гровер предложил алгоритм квантового поиска, который теоретически может ускорить поиск в огромных базах несекретных данных. Этот алгоритм был реализован в 1998 году с помощью двухквантового компьютера на основе ядерного магнитного резонанса (ЯМР) — того же явления, которое лежит в основе магнитно-резонансной томографии (МРТ). Год спустя было показано, что ЯМР-компьютеры не имеют преимуществ перед обычными компьютерами, потому что они не реализуют особое явление, называемое квантовой запутанностью.

В то время как одни ученые искали алгоритмы, которые можно было бы применить в квантовом компьютере, другие были озабочены физическим применением квантовых вычислений. В 1995 году физики Сирак и Цоллер предложили ионную ловушку для создания кубитов, а в 1999 году японский физик Ясунобу Накамура представил функциональный кубит на основе сверхпроводников.

Технология быстро развивалась, и в 2009 году была опубликована работа, в которой исследователи использовали два запутанных фотона для расчета энергии молекулы водорода, что было слишком сложно для классических компьютеров. Это была первая демонстрация того, что квантовые вычисления могут дать полезный результат.

Десять лет спустя, в 2019 году, компания Google объявила о достижении квантового превосходства: Всего за 200 секунд его компьютер выполнил ряд вычислений, на которые у суперкомпьютера ушло бы десять тысяч лет. А всего год спустя китайские ученые сообщили о квантовом превосходстве: их компьютер Jiuzhang с запутанными фотонами решил за 200 секунд задачу, на вычисление которой самому мощному суперкомпьютеру потребовалось бы 2,5 миллиарда лет.

Уже ведется работа по подготовке человеческого общества к появлению интегрированных квантовых компьютеров: разрабатываются новые стандарты, определяются дорожные карты, стратегии выхода на рынок и сфера применения квантовых вычислений.

В России дорожная карта развития квантовых вычислений была разработана совместно Росатомом и Российским квантовым центром.

Что такое квантовое превосходство

Квантовое превосходство — это способность квантовых компьютеров решать задачи, которые не могут решить классические компьютеры, за предсказуемое время. Сейчас ученые рассматривают это достижение как доказательство принципа, а не как нечто, что может повлиять на будущую коммерческую жизнеспособность этих компьютеров.

В России под эгидой Росатома создана национальная квантовая лаборатория, в которой участвуют различные научные организации, такие как Фонд «Сколково», Российский квантовый центр и специализированные научные институты. Цель лаборатории — создать квантовые процессоры на основе сверхпроводников, холодных атомов, фотонов и ионов. К 2024 году должны быть созданы квантовые компьютеры, состоящие из 30-100 кубитов, в зависимости от используемой технологии.

Квантовое превосходство может быть лишь временным и не исключает разработки более эффективных алгоритмов, ускоряющих вычисления классических компьютеров, поэтому все заявления о квантовом превосходстве рассматриваются экспертами скептически. Когда компания Google опубликовала результаты работы своего квантового процессора Sycamore, IBM заявила, что ее суперкомпьютер может решить ту же задачу более точно и почти с той же скоростью — за два с половиной дня.

Страны инвестируют огромные суммы в развитие квантовой индустрии. Китай создал новый центр квантовых исследований (National Laboratory for Quantum Information Sciences) стоимостью 10 миллиардов долларов; Европейский Союз разработал генеральный план развития квантовых технологий и планирует потратить на него около миллиарда евро; Соединенные Штаты выделили 1,2 миллиарда долларов на пять лет в рамках Закона о национальной квантовой инициативе на развитие проектов в этой области. Однако для достижения полезной вычислительной мощности, вероятно, потребуются машины с сотнями тысяч кубитов.

Как работают квантовые компьютеры

Классические компьютеры выполняют логические операции с битами — единицами информации, которые принимают значение «0» или «1». В квантовых компьютерах для этой цели используются кубиты, представляющие квантовое состояние объекта, например, фотона. Пока не производится измерение, квантовое состояние не определено, т.е. оно находится в суперпозиции двух возможных состояний, «0» или «1». Суперпозиция одного объекта может быть связана с суперпозицией других объектов, т.е. между ними можно построить логические отношения, например, на основе транзисторов в классических компьютерах. В квантовых системах, однако, трудно поддерживать состояние суперпозиции достаточно долго, поскольку квантовое состояние нарушается при взаимодействии с окружающей средой (система больше не связана).

Для достижения квантового превосходства необходимо использовать явление, называемое квантовой запутанностью. Это тот случай, когда две системы настолько сильно связаны друг с другом, что получение информации об одной системе сразу же дает информацию о другой системе — независимо от расстояния между ними.

Хартмут Невен, директор Лаборатории квантового искусственного интеллекта Google, предложил новое правило, которое предсказывает прогресс квантовых вычислений в течение следующих 50 лет. Он объясняет, что производительность квантовых компьютеров растет в два раза экспоненциально по сравнению с обычными компьютерами. Если бы классические компьютеры подчинялись этому принципу, ноутбуки и смартфоны появились бы в мире уже в 1975 году. Невен основывает свое правило на том, что ученые разрабатывают все более совершенные квантовые процессоры с большим количеством запутанных кубитов, а сами процессоры работают экспоненциально быстрее обычных компьютеров.

Закон Невена, также известный как закон Мура 2.0, предсказывает, что по мере совершенствования квантовых чипов компьютеры будут становиться все быстрее и быстрее, способные решать задачи, которые не под силу даже самым мощным суперкомпьютерам в мире. Это просто вопрос увеличения количества доступных кубитов и снижения частоты ошибок, что является основной проблемой современных квантовых информационных систем. Если закон Невена сработает, квантовые компьютеры покинут университетские и исследовательские лаборатории и будут доступны для коммерческого и другого применения в ближайшем будущем.

А квантовые вычисления могут помочь исследователям разрабатывать новые лекарства, моделируя более крупные и сложные молекулы гораздо быстрее. Нескольких сотен запутанных кубитов будет достаточно, чтобы представить больше чисел, чем атомов во Вселенной!

Все решения уже известны

Другая особенность кубитов заключается в том, что их значение зависит от измерения. Это означает, что программист не знает значения кубита, пока он не будет измерен, и факт измерения также влияет на значение кубита. Это звучит странно, но это свойство квантовых частиц.

Поскольку кубиты находятся во всех состояниях одновременно, пока они не измерены, компьютер немедленно перебирает все возможные решения, поскольку кубиты связаны. Оказывается, решение известно сразу после ввода всех данных. Эта суперпозиция распараллеливает вычисления, что значительно ускоряет алгоритмы.

Сложность заключается в том, что результатом работы квантового компьютера является правильный ответ с определенной вероятностью. И необходимо строить алгоритмы так, чтобы вероятность правильного ответа была как можно ближе к единице.

Как делают кубиты и в чём сложность

Чтобы сделать его как можно более простым: Чтобы создать функциональный кубит, нужно взять атом, максимально стабилизировать его, защитить от внешнего излучения и соединить с другим атомом через специальную квантовую связь.

Что такое Плей Маркет на телефоне Андроид и как им пользоваться. Google play store что это?

Чем больше таких кубитов соединено, тем менее они стабильны. Для достижения «квантового превосходства» над обычным компьютером необходимо как минимум 49 кубитов — а это очень нестабильная система.

Основная проблема — декогеренция. Это происходит, когда множество кубитов зависят друг от друга и на них может влиять все: космические лучи, радиация, колебания температуры и все другие явления окружающего мира.

Такой «фазовый шум» является катастрофой для квантового компьютера, поскольку он разрушает суперпозицию и заставляет кубиты принимать ограниченные значения. Квантовый компьютер становится обычным компьютером — и при этом очень медленным.

К декогеренции можно подойти различными способами. Например, компания D-Wave, создающая квантовые компьютеры, охлаждает атомы почти до абсолютного нуля, чтобы исключить все внешние процессы. Именно поэтому они такие большие — почти все пространство занимает защита квантового процессора.

Зачем нужны квантовые компьютеры

Одним из наиболее важных приложений квантовых вычислений на данный момент является разложение на простые числа. Дело в том, что вся современная криптография основана на том, что никто не может быстро разложить число с 30-40 цифрами (или более) на простые коэффициенты. С обычным компьютером это заняло бы миллиарды лет. Квантовый компьютер может сделать это примерно за 18 секунд.

Это означает, что больше нет секретов, потому что любой алгоритм шифрования можно мгновенно взломать и получить доступ к чему угодно. Это касается всего — от банковских переводов до сообщений в мессенджерах. Может наступить интересный момент, когда обычное шифрование перестанет работать, а квантовое шифрование еще только предстоит изобрести.

Квантовые компьютеры также отлично подходят для моделирования сложных ситуаций, например, для расчета физических свойств новых элементов на молекулярном уровне. Возможно, это позволит быстрее находить новые лекарства или решать сложные ресурсоемкие задачи.

В настоящее время квантовые компьютеры не могут сделать все это — они слишком сложны для создания и слишком нестабильны для работы. Пока максимум, к чему может быть приспособлен квантовый компьютер, — это один алгоритм для достижения огромного прироста производительности. Именно для этого их покупают крупнейшие компании — чтобы быстрее решить одну-две наиболее важные задачи.

В Yandex Workshop вы можете стать разработчиком, тестировщиком, аналитиком и менеджером по цифровым продуктам. Первая часть обучения всегда бесплатна, поэтому вы можете попробовать то, что вам нравится. Далее следуют программы по трудоустройству.

Может показаться, что квантовый компьютер — это своего рода аналоговый компьютер. Но это не так: по сути, это цифровое устройство, но аналоговое.

Для чего нужен квантовый компьютер

Быстрая обработка больших объемов данных с помощью новой технологии поможет решить множество проблем и окажет влияние на несколько областей. Например, КК может за несколько секунд решить анализ чисел, состоящих из большого количества цифр в простых множителях (сам процесс не сложный, но трудоемкий, на чем и основана современная криптография), и решить ряд подобных задач. Кроме того, технология хорошо подходит для моделирования сложных ситуаций, включая расчет физических свойств элементов на молекулярном уровне.

Основные приложения квантовых вычислений:

На данном этапе квантовые компьютеры сложны и нестабильны, поэтому мы можем разрабатывать только высокопроизводительные системы, заточенные под один алгоритм и предназначенные для очень узкого круга задач.

Чем отличается квантовый компьютер от обычного

За 30 лет, прошедших с момента появления концепции «квантовых вычислений», научные достижения привели к тому, что этот тип вычислительных систем стал реальностью, хотя и не для рядовых пользователей. Квантовые компьютеры опираются на уникальное поведение, которое в корне отличается от обычных, привычных машин, как это описывает квантовая механика.

Отличия квантового компьютера от обычного

Эти устройства способны за секунды решать математические задачи, на которые обычному компьютеру потребовались бы миллиарды лет. Квантовая машина Sycamore утверждает, что способна более чем за три минуты выполнить вычисления, на которые обычному суперкомпьютеру потребовалось бы 10 000 лет — это явление Google называет «квантовым превосходством».

Функциональные отличия между КК и ПК

Привычный компьютер, с которым знаком каждый современный человек, а также смартфон, планшет или ноутбук, хранит информацию в битах, которые принимают значение 0 или 1, причем нули и единицы могут представлять любую информацию, будь то текст или изображение. Фундаментальное отличие и преимущество квантового компьютера заключается в используемой функциональной единице, которая называется кубитом (или квантовым битом). Кубит может находиться в состоянии неопределенности, т.е. одновременно находиться в разных состояниях, аналогично коту Шредингера (эффект суперпозиции).

Квантовый компьютер во много раз быстрее и мощнее обычного компьютера, но он не подходит для решения большинства повседневных задач, поскольку работает по совершенно другому принципу.

Как устроен компьютер будущего

Давайте теперь подробнее рассмотрим, что собой представляет высокотехнологичная система. Как мы уже видели, наименьшей единицей информации в обычном компьютере является бит, который принимает значение 1 или 0 (включен или выключен), тогда как в квантовом компьютере это кубиты, которые могут принимать любое значение. В этом случае квантовые частицы зависят от измерения, что означает, что нет никакой информации о кубите, пока он не измерен, сам процесс измерения также влияет на значение квантового бита, что может показаться странным, но это так.

Из-за этого свойства кубитов (все состояния одновременно), пока частица не была измерена, компьютер будет немедленно перебирать возможные решения из-за связи между кубитами. Таким образом, решение известно сразу после ввода исходных данных, т.е. суперпозиция приводит к параллелизации вычислений, что многократно ускоряет работу алгоритмов.

Конструкция квантового компьютера включает в себя:

Квантовая запутанность должна работать между атомами, и чем больше связей образуют кубиты, тем менее стабильна система. Для квантового превосходства над обычным компьютером необходимо как минимум 49 кубитов, и в этом случае стабильность системы уже сомнительна. Когда создаются множественные зависимости, на них могут влиять любые внешние воздействия.

Из-за хрупкости связей квантового процессора требуется охлаждение атомов почти до абсолютного нуля, что позволяет защитить его от внешних процессов — по этой причине устройство с предполагаемой защитой квантового процессора занимает много места.

Как собрать квантовый компьютер?

Таким образом, чтобы создать функциональный квантовый компьютер, необходимо удерживать объект в состоянии суперпозиции достаточно долго, чтобы выполнять над ним различные процессы. К сожалению, как только суперпозиция сталкивается с материалами, которые являются частью измеряемой системы, она теряет свое промежуточное состояние, что называется декогеренцией.

Оказалось, что эти устройства должны быть способны защитить квантовые состояния от декогеренции и в то же время сделать их легко читаемыми.

Квантовые состояния суперпозиции и запутанности чрезвычайно хрупки, и без подходящей температуры и условий окружающей среды они быстро теряют свои свойства и ведут себя хаотично. В настоящее время квантовые компьютеры очень хрупки: тепло, электромагнитные поля и столкновения с молекулами воздуха могут привести к деградации и отказу системы.

Квантовые компьютеры в настоящее время очень чувствительны

В идеале квантовые компьютеры должны защищать кубиты от внешних помех, либо физически изолируя их, либо сохраняя их холодными, либо заряжая их тщательно контролируемыми импульсами энергии. Дополнительные кубиты необходимы для исправления ошибок, которые вкрадываются в систему.

Необходимость в специализированном оборудовании является основной причиной того, что квантовые вычисления изучают только страны, готовые инвестировать большие суммы денег. А поскольку наука развивается стремительно, физики рано или поздно добьются своего.

В документе, опубликованном в 2020 году, китайские физики описывают три области применения квантовых технологий, которые страна пытается разработать. Квантовые датчики могут, например, обнаружить подводную лодку, скрывающуюся в сотнях метров под водой, или управлять устройствами, которые могут месяцами работать без сигнала GPS.

Технология будущего уже здесь, нужно только подождать

Подробнее о последних открытиях в области квантовой физики читайте здесь.

И не забудьте подписаться на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить ничего интересного!

Одна из первых моделей квантовых компьютеров была предложена Ричардом Фейнманом в 1981 году. П. Бениофф кратко описал теоретическую основу для создания такого компьютера 3 .

Не квантовать!

Пока что квантовые компьютеры создают больше проблем, чем решают. Некоторые эксперты сравнивают нынешнее состояние квантовых информационных технологий с состоянием развития классических компьютеров в 1950-х годах, когда они представляли собой нелепый беспорядок гигантских коробок, едва превосходивших по производительности карманные компьютеры. Квантовые кубиты, например, настолько нестабильны, что чувствительны к тепловому шуму материи, поэтому компьютерные ячейки охлаждаются жидким азотом.

Существуют и фундаментальные трудности: Поскольку у кубита есть определенная вероятность оказаться в состоянии 1 или 0, всегда существует вероятность ошибки. Чем больше кубитов в системе, тем больше общая вероятность того, что система даст неправильный ответ, поэтому часто необходимо выполнить несколько расчетов одной и той же задачи или рассчитать одну и ту же задачу на нескольких компьютерах. Кроме того, из-за квантового характера вычислений ответ всегда будет содержать вероятность ошибки, которую можно минимизировать, но это сложный фактор.

Как рассказать ребенку, откуда берутся дети: типичные ошибки и советы психологов. Как объяснить ребенку откуда берутся дети

Следует помнить, что квантовые технологии все еще находятся в зачаточном состоянии. Но уже сейчас многие люди готовы вкладывать в них деньги.

Квантовые перспективы

Инвестиции в квантовые технологии очень впечатляют.

В Японии Стратегический альянс для квантовой революции (Q-STAR) возглавляют такие экономические державы, как Toyota Motor, Hitachi и NTT. Страна планирует запустить свой первый квантовый компьютер к середине следующего года. Японцы прогнозируют, что к 2030 году квантовые технологии будут использовать 10 миллионов человек.

В США Alphabet, материнская компания Google, инвестирует миллиарды долларов в квантовые вычисления с целью создания коммерческого квантового компьютера, способного выполнять масштабные вычисления, к 2029 году. IBM, Intel, Microsoft и другие компании также инвестируют в квантовые вычисления. Исследовательские группы, занимающиеся разработкой и изучением квантовых компьютеров, существуют почти в каждом крупном американском институте.

По данным Росатома, российские технологии в этой области отстают от международных разработок примерно на 7-10 лет. На форуме «Открытые инновации» Максим Паршин, заместитель главы Министерства науки и технологий России, пообещал немедленно ликвидировать этот пробел. Он пообещал, что к 2024 году Россия продемонстрирует примеры квантовых вычислений на практике с помощью самостоятельно разработанного стека. Это позволит сократить разрыв между Россией и ведущими странами (США и Китаем) в области квантовых технологий, и к 2025 году он составит всего два-три года. Но даже это слишком много.

Береги кошелек!

Так стоит ли опасаться за свою криптономику? Готов ли квантовый компьютер навести порядок?

Ученые из Сассекского центра квантовых технологий и Universal Quantum подсчитали количество физических кубитов, необходимых для взлома 256-битного ключа шифрования сети Bitcoin с помощью эллиптической кривой.

Расчеты показали, что для взлома шифра за один час с помощью поверхностного кода потребуется 317 × 106 физических кубитов. Чтобы взломать шифр за один день, потребуется 13 × 106 физических кубитов. Для сравнения, самый большой в мире квантовый компьютер IBM в настоящее время имеет 127 кубитов.

Так что у нас еще есть время до появления квантовых хакеров.

OSINT — курс домашнего образования для чайников Зачем и кому нужна работа с открытыми данными?

OSINT (Open Source INTelligence) — разведка из открытых источников. Что это такое, кто его использует, зачем он нужен и чем он может быть полезен?

В обычном компьютере все вычисления основаны на понятии «биты». Это элемент, который может принимать значение 0 или 1. Конечно, именно так она и реализуется:

Принципы работы квантового компьютера для чайников

Поскольку мы говорим о квантовой физике, давайте немного поговорим о ней. Я не собираюсь углубляться в это, ребята. Я «болван», а не квантовый физик. Около ста лет назад Эйнштейн опубликовал свою теорию относительности. Все светлые умы того времени удивлялись тому, сколько парадоксальных и невероятных вещей она содержит. Так что все парадоксы Эйнштейна, описывающие законы нашего мира, — всего лишь невинный бред пятилетнего ребенка по сравнению с тем, что происходит на уровне атомов и молекул.

Сами «квантовые физики» описывают явления, происходящие на уровне электронов и молекул, примерно так: «Это невероятно. Этого не может быть. Но это так. Не спрашивайте нас, как все это работает. Мы не знаем, как и почему. Мы просто наблюдаем. Но это работает. Это было доказано экспериментально. Вот формулы, зависимости и экспериментальные протоколы».

Так в чем же разница между обычным компьютером и квантовым компьютером? В конце концов, даже обычный компьютер работает на электричестве, а электричество — это множество очень маленьких частиц — электронов?

Наши компьютеры работают по принципу «да или нет». Если в линии течет ток, то это да или единица. Если в линии не течет ток, она является «нулевой». Вариация значений «1» и «0» — это единица хранения информации, называемая «бит»….. Один байт равен 8 битам и так далее и тому подобное….

Теперь представьте, что ваш процессор имеет 800 миллионов таких «проводов», в которых каждую секунду появляется и исчезает «ноль» или «единица». И вы можете мысленно представить, как он обрабатывает информацию. Вы читаете текст, но на самом деле это набор нулей и единиц.

Ваш компьютер обрабатывает ваши запросы, а Яндекс ищет, пока не решит проблему и не найдет то, что вам нужно. Он отображает шрифты и изображения на экране в формате, который мы можем прочитать…. Надеюсь, пока ничего сложного? И фотография также состоит из нулей и единиц.

Теперь представьте себе на мгновение модель нашей Солнечной системы, друзья мои. Земля находится в центре Солнца и вращается вокруг него. Мы знаем, что он всегда находится в определенной точке пространства в определенное время и что через секунду он будет в тридцати километрах от нас.

Таким образом, модель атома также является планетарной моделью, где атом также вращается вокруг ядра. Но я предсказываю, друзья мои, что атом, в отличие от Земли, находится везде сразу и всегда во всех местах….. везде и нигде одновременно. И они назвали это удивительное явление «суперпозицией». Чтобы познакомиться с другими явлениями квантовой физики, рекомендую посмотреть научно-популярный фильм, который рассказывает о сложных вещах простым языком и в довольно оригинальной форме.

Давайте продолжим. И таким образом «наш» бит заменяется квантовым битом. Его также называют «кубит». У него есть только два начальных состояния «ноль» и «один». Но поскольку это «квантовый продукт», он ВСЕГДА может принимать все возможные промежуточные значения. И быть в них одновременно. Теперь вам больше не нужно вычислять последовательно и долго искать в базе данных. Они известны сразу и заранее. Вычисления выполняются параллельно.

Квантовый компьютер в России — миф или реальность?

А как насчет нас? Мы не появились из ниоткуда. Вот фотография первого русского кубита под микроскопом. Есть только один.

Это также похоже на своего рода «петлю», в которой происходит что-то, о чем мы еще не знаем. Приятно думать, когда наши люди, поддерживаемые государством, развивают свою собственную жизнь. Так что внутренние разработки больше не являются мифом. Это наше будущее. Мы увидим, что произойдет.