В этом спектакле сюжет шекспировского «Макбета» перенесен в 1930-е годы и выдержан в стиле нуар фильмов Альфреда Хичкока. Само шоу проходило в «заброшенном отеле»: Около 90 различных помещений размещались в старом четырехэтажном складе. Каждый из них можно было исследовать, найти тайники и отметить интересные детали.
Эффект полного погружения: как работает иммерсивный театр
Миссии и иммерсивные спектакли стирают границы между зрителями и актерами. Новый вид искусства вовлекал людей в свой мир и вызывал бурю эмоций.
Иммерсивный театр по-своему революционен. Он переворачивает с ног на голову все основы и традиции классического исполнения.
В отличие от многих других попыток инновации консервативных жанров, эта не только увенчалась успехом, но и стала мейнстримом.
Разрушение «четвертой стены»
Концепция «четвертой стены» была придумана в театре. На сцене всего три стены, а четвертая, невидимая стена, кажется, отделяет сцену и актеров от зрителей. Но участники спектакля могут анализировать его, обращаясь к аудитории и взаимодействуя с ней.
Эта техника зародилась в античном театре, затем была перенята Шекспиром и окончательно использована в XIX веке. Оно также применяется к другим видам искусства, таким как фильмы, комиксы и компьютерные игры.
В театре «разрушение» четвертой стены стало опытом за последние 20 лет. В английском языке «immerse» означает «погружаться», «вовлекаться». Такие спектакли также называют променад-театром, поскольку зрители могут свободно перемещаться во время представления.
Это означает, что четвертая стена не просто нарушена или размыта, она полностью отсутствует. Границы между сценой и зрительным залом размыты. Благодаря участию наблюдателей и их действиям, такие спектакли могут состояться. Часто зрители также подвергаются испытанию, и людям приходится делать выбор и принимать решения.
Корни этого жанра лежат в инсталляционном, физическом и авангардном театре, который был популярен в начале двадцатого века.
Чем отличается иммерсивный театр от других направлений
Сам термин «иммерсивный театр» до сих пор остается отчасти спорным из-за различных подходов к нему. Поэтому для простоты будем различать разные характеристики этих представлений.
1. Активное участие в творческом процессе
Обстановка сильно отличается от традиционного театра, где зрители пассивно наблюдают за исполнителями.
Однако это не означает, что выступление строго привязано к месту проведения. Некоторые из этих выступлений проходят в традиционных залах. Однако обычно их нужно подготовить, а иногда и перестроить.
2. Задействованы все 5 органов чувств
Стимулируются все пять чувств: зрение и слух (как в обычных театральных представлениях), а также осязание, вкус и иногда даже запах.
3. Это и музей, и инсталляция
Это одновременно художественная инсталляция и практический музей. Декорации часто служат объектами, которые помогают зрителям исследовать мир спектакля.
Кроме того, реквизит создает эффект присутствия.
4. Индивидуальный подход
Аудитория имеет свой личный опыт, а не является частью большой толпы.
5. Упор на социальное взаимодействие
Группам участников можно поручать конкретные задания. Или же создается непринужденная атмосфера вечеринки, способствующая общению.
6. Необычный сторителлинг
Экспериментальные спектакли часто берут знакомую историю и представляют ее по-новому. В то же время фрагментарная форма истории предполагает, что зрители должны сами собрать кусочки в пазл. В результате эти истории часто становятся своего рода детективными историями.
Поэтому организаторы указывают зрителям на правила поведения перед началом представления. Они рекомендуют обращать внимание на актеров второго плана и реквизит, а также изучать детали обстановки.
История иммерсивности
Считается, что иммерсивный театр берет свое начало в 2000 году, когда компания Punchdrunk поставила спектакль «Войцек» по мотивам Георга Бюхнера. Они не стали раздумывать и поставили в 2009 году нечто еще более мощное и масштабное — Sleep No More (по мотивам шекспировского «Макбета»). Сериал развивается в стиле Хичкока: саспенс и триллер «продаются» идеально.
Однако в этой логической цепочке часто забывают о книге Луки Ронкони «Ненасытный Роланд», опубликованной в 1969 году. Они использовали для своих целей церковь и установили движущиеся платформы под разными углами. А зрители бродили между ними, выбирая ту версию событий, которая им больше нравилась.
Россия, конечно, не была в числе пионеров новых театральных тенденций, но лавина настигла и ее. Так, в Москве они поставили захватывающий спектакль «Черный русский», основанный на романе Пушкина «Дубровский». И здесь создатели пошли еще дальше: они дали людям не обычные «безликие» маски, а маски, олицетворяющие различных животных. Это определяет характер, которому вы будете следовать. Конечно, это требует определенной свободы, но, с другой стороны, это настоящий театр, со сложными постановочными приемами и очень конкретными выводами.
Недавние постановки «Возвращенного» и «Безликого» — это зарубежные постановки, поэтому от них не стоит ожидать сложной драматургии. Тем не менее, шоу превосходное, с множеством пластических и танцевальных элементов. Капля Ибсена, капля мистики, разбавить спецэффектами и впустить зрителей — формула шоу кажется простой, но везде есть свои сложности и подводные камни.
А как же квесты?
Конечно, сразу возникает вопрос: зачем идти на иммерсивное шоу, если есть квесты, и они гораздо дешевле. И потому что экспедиции — это не театр. Театр уже давно отошел от своей функции развлекательного театра. Что бы ни было новым, оно должно заставить зрителя пережить и прочувствовать это, задать вопросы и, возможно, даже ответить на них. И какой вопрос можно задать в поиске: Где выход, я устал?
В любом случае, иммерсивный спектакль — это очень сложный и дорогой продукт. Важно, чтобы фильм посмотрело как можно больше людей, но цены этому не способствуют. Тем не менее, это нужно увидеть: В конце концов, именно этот жанр определяет наше время. Теперь в Москве, Санкт-Петербурге и Нью-Йорке проходят захватывающие показы фильма.
А рецензию на фильм «Безликие в Санкт-Петербурге» вы можете прочитать здесь.
Женитьба Фигаро: безумие комедиантов
Лебединое озеро: от провала к мировой славе
Балет Эйфмана: границы психологии и модерн
Новости кино: «Гофманиада» и Звягинцев.
Мы подберем для вас подходящее мероприятие
Концерт, Поп, Концерт
- 29 октября 19:00
- Мы подберем для вас подходящих музыкантов.
- Билеты от 2500 ₽ E
концерт, рок-музыка, концерт, клубный концерт
- 11 ноября 20:00
- Фестиваль клуба Морзе
- Билеты от 1500 ₽ E
Дети, Активность, 12+, Каникулы, Семья, Отдых
- 23 февраля 19:00
- Пешеходная экскурсия на площадь Искусств.
- Билеты от ₽ 1000 E
Дети, экскурсия, центр активности, дети, до 6 лет, каникулы, праздник, до 6 лет
- 09 февраля 11:30
- Обзорная экскурсия. Империя
- Билеты от ₽ 1 200 Е
Дети, Активность, 12+, Каникулы, Семья, Отдых
- 29 апреля 19:00
- Пешеходная экскурсия на площадь Искусств.
- Билеты от ₽ 1000 E
Дети, экскурсии, семейные мероприятия, 7-11 лет.
- 02 мая 11:00
- Выездные экскурсии на площадь Искусств.
- Билеты от ₽ 1 200 Е
Дети, мероприятие, дети, выезд, мероприятие, развлечение, новый год, премьера, образование, праздники, праздник, премьера
- 04 января 11:00
- Пешеходная экскурсия на площадь Искусств.
- Билеты от ₽ 1 200 Е
дети, мероприятие, экскурсия, образование, дети, экскурсия на природе
- 11 дек 15:00 15:00
- Выездные экскурсии на площадь Искусств.
- Билеты от ₽ 1 200 Е
Дети, экскурсии, семейные мероприятия, 7-11 лет.
- 12 марта 15:00
- Выездные экскурсии на площадь Искусств.
- Билеты от ₽ 1300 у.е.
Экскурсионный тур, Активный отдых
- 11 декабря 10:00 утра.
- Выездные экскурсии на площадь Искусств.
- Билеты от ₽ 1 600 у.е.
Дети, Активность, 12+, Каникулы, Семья, Отдых
- 14 февраля 19:00
- Пешеходная экскурсия на площадь Искусств.
- Билеты от ₽ 1000 E
Дети, экскурсия, центр активности, дети, до 6 лет, каникулы, праздник, до 6 лет
- 23 октября 11:30
- Обзорная экскурсия. Империя
- Билеты от ₽ 1 200 Е
Иммерсивный театр: что за зверь и где его искать?
Театр захватывает мир, и в него все чаще проникают элементы перформанса.
Путешествие иммерсивного театра началось в других европейских странах. Отсюда и название, которое происходит от английского слова immerse. Спектакли действительно направлены на создание эффекта погружения и присутствия. И с большим успехом: у зрителей создается ощущение, что они находятся по ту сторону экрана, но не на съемочной площадке, а в центре изображаемого мира.
Действительно, концепция иммерсивности знакома не только в театре. Живопись и литература страдают от таких методов уже несколько десятилетий, а «Тайное кино», в котором в полной мере используется виртуальная реальность, действует даже в Лондоне. И так было уже довольно долгое время.
Конечно, самое замечательное в эмпириокритицизме то, что он усиливает восприятие. Можно (и нужно!) наслаждаться постановками традиционных жанров, но только погружение в другую реальность может вызвать столько эмоций!
Одно из правил посещения такого представления — закрыть лицо и засунуть язык за зубы. Разговаривать, прикасаться к актерам и снимать маску строго запрещено. Но вы можете делать и все остальное: следовать за персонажем, ходить по обстановке и искать что-то интересное, рассматривать бесконечные и оригинальные предметы обстановки, поселиться в каком-то месте и несколько часов наблюдать, кто и с какой целью его посещает. Все можно увидеть, потрогать и…. быть проникнуты.