Кроме того, на Steam Deck можно играть в консольные игры. Мы загрузили несколько эмуляторов: Xbox, PlayStation, Nintendo, чтобы играть в культовые игры: God Of War, Legend Of Zelda: Breath of the Wild, Uncharted, Halo: Combat Evolved и другие. Это стало зрелищем не для слабонервных.
Большой Обзор Steam Deck: Успех или провал Valve?
Ну, паровая палуба. Похоже, сбывается мечта многих PC-бояре: крутые компьютерные игры на мобильном устройстве.
Некоторые журналисты и блоггеры в восторге, в то время как другие очень критично относятся к консоли:
- неразвитое и проблемное программное обеспечение
- громкий вентилятор, который работает большую часть времени
- не все игры запускаются и работают хорошо
- слабый аккумулятор
- а портативность оставляет желать лучшего.
С другой стороны: Cyberpunk идет отлично, а Doom — даже на Ultra!
Сегодня мы узнаем, какая мощность скрывается внутри и как осуществляется охлаждение в таком компактном корпусе. Мы будем играть в игры из бэклога Steam и пробовать лаунчеры и эмуляторы для консолей PlayStation, Xbox и Nintendo, чтобы побороться не только с компьютерными играми. Заинтересованы? Мы тоже!
Железо и производительность
Начнем с аппаратного обеспечения. Насколько мощными являются эти устройства по сравнению с ПК и консолями.
Какой здесь процессор? В основе Steam Deck лежит гибридный процессор Zen 2 от AMD. И он был выпущен в 2019 году, в отличие от Steam Deck. Производительность процессора составляет 448 гигафлопс.
448 гигафлопс FP32, FP32 (Float Point 32) означает 32-битные операции с плавающей точкой.
Если что, это почти A11 Bionic из 2017 года, который был установлен в iPhone 8 и iPhone X. Его производительность составляет 410 гигафлопс. Рассмотрим также первый iPad Pro с процессором A9X, который был выпущен в 2015 году и достиг производительности почти 500 гигафлопс.
- A11 Bionic — iPhone 8 / iPhone X — 409,3 GFLOPS.
- Steam Deck — 448 GFLOPS
- A9X — iPad Pro (2015) — 499,2 GFLOPS
По сравнению с ПК, эквивалентный чип серии AMD Ryzen 3000 для ПК — это чип, которому около трех-четырех лет.
А как насчет графики? За графику отвечает графический процессор RDNA 2 с восемью вычислительными блоками или 512 ядрами и частотой от 1 до 1,6 ГГц. Производительность составляет 1,6 терафлопс.
Графика идентична архитектуре серии Radeon RX 6000. Кроме того, Xbox Series X и PlayStation 5 основаны на RDNA 2.
По количеству терафлопс ее также можно сравнить с NVIDIA GTX 1050 или GTX 950. Опять же, разница в три или даже четыре года.
Однако сравнение Steam Deck с ПК с подобным оборудованием не совсем корректно. Это связано с тем, что соответствующие ПК имеют больше ядер, чем здесь. Давайте сравним Steam Deck с консолями разных поколений, чтобы понять ее место в общей иерархии. Давайте посмотрим на этот график:
- Xbox Series X (AMD RDNA 2, 52 блока) — 12 терафлопс.
- PlayStation 5 (AMD RDNA 2, 36 блоков) — 10,28 терафлопс
- Xbox One X (40 блоков) — 6 терафлопс
- PlayStation 4 Pro (36 блоков) — 4,2 терафлопс
- Xbox Series S (AMD RDNA 2, 20 блоков) — 4 терафлопс
- PlayStation 4 / PlayStation 4 Slim (18 блоков) — 1,84 терафлопс
- Steam Deck от Valve (AMD RDNA 2, 8 блоков) — 1,6 терафлопс
- Xbox One S (12 блоков) — 1,4 терафлопс
- Xbox One (12 блоков) — 1,31 терафлопс
- Nintendo Switch / Nintendo Switch OLED — 1 терафлопс (гибрид)
- Nintendo Wii U — 0,352 терафлопс
- Xbox 360 — 0,24 терафлопс
- Sony Playstation 3 — 0,23 терафлопс
- Nintendo Wii — 0,12 терафлопс
- Sony Playstation 2 — 0,0062 терафлопс
В целом, Steam Deck от Valve выглядит хорошо с точки зрения графической производительности, что является наиболее важным для геймеров. Важно отметить, что он сопоставим с игровыми консолями предыдущего поколения — PS4, Xbox One S и Nintendo Switch. Последнее актуально, но является представителем прошлого.
Наши коллеги из Digital Foundry сравнили Horizon Zero Dawn на PS4 и Steam Deck, например. Разница видна невооруженным глазом: у консоли лучше производительность и менее «мыльная» графика. God of War — Steam Deck показывает больше кадров на консоли: хотя разрешение отличается — 1080p на PS4 против 800 или 720p на портативной деке, а графика все равно на стороне PS4. Самое главное — игры работают стабильно.
В другом тесте Metro Exodus Enhanced Edition сравнивалась с Xbox Series S. На консоли игра выглядит лучше. Можно сказать, что игра работает на высоких настройках на Xbox и на средних настройках в Steam.
Батарея
Второй момент — время автономной работы. Steam Deck оснащен аккумулятором емкостью 5200 мАч. Это сопоставимо с современными флагманами на базе Android. Мне кажется, или в таком футляре можно было уместить все 10 тысяч?
Устройство заряжается через USB Type-C — в комплект входит адаптер мощностью 45 Вт.
В Steam OS 3.0 есть интересная фишка — возможность ограничить мощность Steam Deck, установив максимальную частоту обновления и TDP. Будет интересно посмотреть, как это повлияет на время автономной работы: Тесты Digital Foundry с игрой God of War показали результат в полтора часа на полной мощности. Однако, когда ограничение на количество кадров в секунду было увеличено до 30, TDP снизилось до 18 Вт. Это дало дополнительные полчаса. В конце концов, это было два часа и три минуты. Однако при игре в Cuphead время автономной работы на полной яркости составило 6 часов.
Мы хотим попробовать и это. Cyberpunk 2077 и полная яркость. Как долго прослужит консоль?
Что ж — колода Steam в этом сценарии продержалась чуть более полутора часов: довольно посредственно. Стоит отметить, что за это время устройство достаточно сильно нагрелось.
Давайте зарядим Steam Deck с помощью прилагаемого зарядного устройства (что, кстати, занимает около двух часов) и попробуем запустить DOOM Eternal, например, на Ultra. Результат: почти полтора часа.
Перезагрузите Steam и постарайтесь максимально увеличить время работы от батареи, установив настройки графики в DOOM на минимум (тогда игра потребляет 2,8 Гб из 9 Гб оперативной памяти). Кстати, если превратить это в абсолютный кошмар, то игра потребляет 6,6 ГБ), установить минимальный TDP — 3 Вт, ограничить частоту кадров до 30 FPS (что на самом деле составляет около 14-15fps). И у нас почти пять или пять с половиной часов автономной работы! Но игра не приносит удовольствия. Если снять эти ограничения и оставить минимальные настройки, можно рассчитывать на 3,5-4 часа игры! В общем, вам придется найти баланс между всем, чтобы играть в игры и получать хорошее время автономной работы.
Насколько он хорош? Скажем так: если вам нравится играть на Steam Deck, вы все равно сможете насладиться в среднем двумя-тремя часами первоклассной игры в оптимальном качестве. Это означает, что его хватит на поездку в обе стороны на московском метро или перелет из Москвы в Екатеринбург, если у вас нет возможности перегрузить…..
Остальные игры в порядке. В случае Life is Strange мы имеем постоянные 60 fps на максимальных настройках графики, в Bright Memory Infinite — 40-50 fps на высоких настройках с уменьшенным разрешением 1280 x 720, в Cyberpunk 2077 — постоянные 30 fps, если выбрать вкладку Steam Deck в настройках графики.
Что такое Steam Deck?
Слухи о том, что Valve разрабатывает портативную консоль, ходят уже несколько месяцев. Еще 25 мая создатель SteamDB обнаружил в базе данных цифрового магазина упоминание о портативном spi el. Эта информация была впоследствии подтверждена западными СМИ. Официальное объявление не заставило себя долго ждать. Оказалось, что великий Гейб Ньюэлл подарил геймерам не просто консоль, а настоящее портативное устройство — устройство, которое впечатлило даже главу Epic Games.
«Отличный ход компании Valve! Гибрид портативного ПК и консоли, работающий под управлением SteamOS. Это также открытая платформа, поэтому пользователи могут устанавливать любое программное обеспечение, включая Windows и цифровые магазины».
Steam Deck работает под управлением операционной системы SteamOS из семейства Linux. Операционная система поддерживает приложения Windows и позволяет устанавливать сторонние магазины, такие как EGS. Также бесплатно можно просматривать веб-страницы, смотреть фильмы, устанавливать моды, сворачивать окна и даже подключать очки виртуальной реальности. Valve отметила, что Steam Deck не оптимизирован для виртуальной реальности, но сама функциональность впечатляет.
Пользователи могут даже загрузить SteamOS и установить привычную Windows. Это приведет к снижению производительности, но никто не намерен ограничивать вашу свободу. Все это делает его скорее портативным устройством, чем обычной консолью.
Какое железо в Steam Deck, и какие игры она тянет?
Производительность Steam Deck оценивается в два терафлопса. Например: Nintendo Switch имеет один терафлопс, Xbox One — 1,31, а PlayStation 4 — 1,84. Стабильный результат достигается при использовании следующего оборудования:
- Процессор: Zen 2 (4c/8t, 2,4-3,5 ГГц)
- GPU: 8 графических процессоров RDNA 2 с поддержкой RAID и VRS
- 16 ГБ оперативной памяти (LPDDR5, 5500 MT/s)
Стоит отметить, что игры, выпущенные для Switch, PlayStation и Xbox, оптимизированы для конкретных устройств. Пока неизвестно, будут ли разработчики работать над версиями, специфичными для Steam Deck. Скорее всего, игроки будут устанавливать те же сборки игр, которые предлагаются в магазине Valve. Если (или когда?) консоль станет успешной, студиям придется оптимизировать свои проекты для другого устройства.
Модернизация консоли и замена аппаратного обеспечения — не вариант, но даже в своем нынешнем состоянии консоль сталкивается с серьезными проблемами. Журналисты IGN смогли протестировать новинку с такими требовательными играми, как Control, Star Wars: Jedi Fallen Order, Death Stranding и Doom Eternal — при разрешении 720p на средних и высоких настройках Steam Deck не нагревался и показывал «плавный FPS». Точное количество кадров в секунду, к сожалению, не было названо.
Однако в отношении трассировки лучей остается еще много вопросов. Даже видеокарта RTX 3050 Ti с 8,9 терафлопс не является лучшей в трассировке лучей (даже при 1080p), а Steam Deck в четыре раза слабее. Кроме того, AMD не поддерживает DLSS. Чтобы компенсировать ошибки, устройство Valve подстраивается под соответствующие графические настройки, но игрок может изменить их в любой момент.
Также стоит упомянуть о потребляемой мощности, которая составляет от 4 до 15 Вт. Это означает, что мощность может быть значительно снижена во время работы от батареи. Как это будет выглядеть в реальности, мы узнаем после релиза.
Удобна ли Steam Deck?
Steam Deck встречает игрока необычным соотношением сторон 16:10 (1280 x 800 пикселей), и трудно сказать, почему создатели приняли такое решение. В ноутбуках это соотношение используется для увеличения площади экрана при том же размере устройства — вероятно, по аналогичным причинам.
Хотя Steam Deck установлен как портативное устройство, подключить детище Valve к телевизору или монитору — проще простого. Разъем USB-C или док-станция, которые Valve будет продавать в качестве аксессуара, облегчают эту задачу. К док-станции можно также подключить клавиатуру и превратить Steam Deck в полноценный компьютер. Кто бы не хотел играть на большом экране и с привычным управлением? Если у вас есть другая док-станция, это не проблема.
«Мы считаем, что пользователь не должен быть ограничен и не должен иметь возможности устанавливать программное обеспечение. Когда вы покупаете деку Steam, вы покупаете компьютер. Вы можете установить то, что хотите, и подключить все периферийные устройства, какие пожелаете. Лучше думать о нем как о маленьком компьютере с контроллером, чем как об игровой консоли.
Также можно комфортно играть без клавиатуры. Планировка паровой палубы кажется необычной, но, как сообщается, она удобна независимо от размера руки. Спереди расположены рычаги, кнопки и трекпады. Рычаги управляют движениями персонажа и камерой, а кнопки отвечают за атаки, прыжки, инвентарь и многое другое — все, что знает каждый геймер.
Непосредственно под стиками находятся трекпады. Они имитируют мышь и позволяют играть в игры, не совместимые с консолями. Это позволяет вам заниматься такими RTS, как превосходная Stronghold: Warlords, не чувствуя себя грушей для битья. Использовать его в шутерах тоже несложно: сотрудники IGN быстро привыкли к трекпадам и уже через несколько минут мастерски уничтожали демонов в Doom Eternal.
На задней стороне расположены триггеры и кнопки захвата. Аналоговые триггеры имеют широкий диапазон чувствительности, что очень полезно для гонок. Степень давления определяет, насколько сильно разгоняется автомобиль. К сожалению, тестировщикам не понравилось, как работают триггеры — они оправдывают это тем, что не тестировали финальную версию консоли.
Четыре кнопки захвата дают вам преимущество в бою: вы можете использовать обычные приемы, такие как удары, или применять специальные способности. Вы можете изменить управление клавишами захвата, как и любой другой клавишей.
Steam Deck также оснащен гироскопом. В шутере он управляет экраном, а в игре позволяет начать раунд. Разработчики утверждают, что с его помощью можно добиться большей точности, чем при управлении с помощью стиков и трекпада — нужно только потренироваться.
Четыре кнопки захвата дают вам преимущество в бою: вы можете использовать обычные приемы, такие как удары, или применять специальные способности. Вы можете изменить управление клавишами захвата, как и любой другой клавишей.
Как играется
Вы вошли в свой аккаунт, скачали игры, и теперь наступает самая приятная и интересная часть — сами игры. В моей библиотеке Steam не так много игр, но я нашел пять интересных кандидатов — Bright Memory Infinite, Cyberpunk 2077, Life is Strange, Deus Ex: Human Revolution и Quake 2 RTX. Оптимизированы для колоды Steam всего две игры — это Bright Memory и Cyberpunk 2077, которая, хотя и имеет «частичную оптимизацию», по словам самой консоли, предлагает специальный графический режим для нее в настройках игры. Одним словом, в нее можно играть.
Из пяти игр только одна не пошла — предсказуемо, это была Quake 2. При запуске она предложила сбросить некоторые файлы во внутреннее хранилище, открыла неопределенное окно файловой системы и почти разбила машину. Deus Ex, с другой стороны, выявил проблемы с управлением — вам приходится заново определять и контролировать каждое действие.
Остальные игры в порядке. В случае Life is Strange мы имеем постоянные 60 fps на максимальных настройках графики, в Bright Memory Infinite — 40-50 fps на высоких настройках с уменьшенным разрешением 1280 x 720, в Cyberpunk 2077 — постоянные 30 fps, если выбрать вкладку Steam Deck в настройках графики.
Прекрасно? Ни единого слова. В KP77 можно комфортно играть с такими настройками, а Bright Memory, с ее впечатляющей графикой, буквально не отпустит вас. Отличная игра, чтобы потратить 20-30 минут на уровень и пройти всю игру за 2,5-3,5 часа. То, что нужно для портативного устройства.
Но здесь у Steam Deck сразу три проблемы: тепло, шум и время работы. Устройство ощутимо нагревается и издает много шума — и если вы не чувствуете нагрева между ладонями, вы обязательно услышите шум, как и все остальные, сидящие рядом с вами.
Что касается продолжительности, то ситуация печальная. Консоль была заряжена не полностью (она была заряжена на 75-80%), но моя батарея продержалась ровно два часа. При полной зарядке его хватило бы на 3-3,5 года, не больше. Этого достаточно, чтобы добраться из Москвы в Санкт-Петербург на «Сапсане», но было бы неплохо иметь еще несколько. Короче говоря, лучше не вынимать штекер, но тогда теряется весь смысл портативности.
Еще одна проблема консоли — дешевый экран. Если смотреть прямо, то все выглядит нормально, но стоит немного отклониться — и привет, задние фонари. Экран выглядит так, будто он достался от Nexus 7 2012 года, и любой iPad mini третьего-шестого поколения имеет гораздо лучший экран, но вы не можете играть на нем в Cyberpunk 2077, кроме как через GFN.
Сами игры отлично смотрятся на таком экране — и это повод переиграть в некоторые классические игры и восхититься тем, как красиво выглядят новые произведения на почти мобильном устройстве.
Брать или нет
Это отличное устройство для игр дома рядом с розеткой, но посредственное устройство в качестве портативной консоли. Он совсем не портативный, быстро заканчивается, сильно нагревается и шумит. Но он может играть в игры, которые не может играть ни один другой портативный компьютер. И это не просто портативное устройство — попробуйте поиграть в Cyberpunk 2077 на Mac Studio, который стоит столько же на сегодняшнем рынке!
Но покупать колоду Steam за 250 тысяч или больше не имеет смысла, и даже за 150 она не кажется хорошей покупкой. Когда цена базовой версии упадет до 50 тысяч, а версия Max будет продаваться за 100 тысяч, все будет выглядеть иначе, но вопрос в том, произойдет ли это и когда.
Надежность устройства вызывает сомнения, система нуждается в оптимизации, потому что даже главное меню хромает, но то, как устройство справляется с играми, просто замечательно. Будет интересно посмотреть, какая судьба ждет этот проект и как быстро будет запущена улучшенная и доработанная версия.
Существует четыре уровня оптимизации: «Проверенный», «Играбельный», «Неподдерживаемый» и «Непроверенный». К сожалению, только 10-20% игр в Steam попадают в первую категорию, а большинство — во вторую.
А какие игры консоль действительно потянет?
Колода Steam действительно способна обеспечить достаточно комфортную частоту кадров для многих игр AAA, таких как DOOM Eternal, God of War 2018, Death Stranding и Star Wars Fallen Order. Как это произошло? Интерьер консоли выглядит как виньетка из плотного наполнителя консолей старого и нового поколений от Sony и Microsoft.
8-ядерный процессор AMD Zen 2 в Steam Deck — это брат-близнец чипов PS5 и Xbox Series X, но с меньшим количеством ядер и чуть меньшей тактовой частотой (3,5 ГГц против 3,8 ГГц). Объем оперативной памяти также составляет 16 ГБ. Конечно, видеокарта портативного компьютера уступает консолям нового поколения, иначе Steam Deck весил бы на килограмм или два больше.
Графический процессор Valve имеет 8 вычислительных блоков с тактовой частотой от 1 до 1,6 ГГц и общей производительностью 1,6 терафлопс. Для сравнения, графический чип в Xbox One S имел производительность 1,4 терафлопс, а в PS4 — 1,8 терафлопс. Другими словами, графические возможности Steam Deck примерно эквивалентны возможностям консолей последнего поколения. Однако есть два важных уточнения. Экран портативного устройства работает с разрешением 720p, что означает, что он менее навязчив, чем на PS4 и Xbox One S. А небольшие неровности на компактном экране не так заметны, как на большом 4K-телевизоре, поэтому даже при минимальных настройках те же элементы управления выглядят отлично. Более того, видеокарта консоли поддерживает трассировку лучей и VRS. Благодаря новейшей архитектуре RDNA-2.
Ладно, а сколько конкретно FPS выдает консоль?
Термин «будет проводить игры» довольно расплывчатый, поэтому давайте перейдем к измерениям. Прежде всего, важно знать, что все игры, получившие статус «полностью совместимые», прекрасно работают на Steam Deck при средних настройках графики и разрешении 720p. В зависимости от игры, FPS составляет от 30 до 80. Кроме того, мы говорим здесь не о «Танках» или CS:GO, а о прожорливых ААА-тайтлах калибра God of War или Control. Особенно показателен пример с последним: на низких настройках графики детище Valve стабильно выдавало около 55 FPS, в то время как на средних настройках оно оставалось в диапазоне 35 FPS. Мило, не правда ли? Еще лучше — 40 FPS в Ghostrunner с включенной трассировкой лучей. А в Devil May Cry 5 на средних настройках с включенным сглаживанием, например, он легко достигает 90 FPS.
Удивительно плавный, без лагов, лагов, лагов и сбоев. По крайней мере, с уже имеющимися играми категории ААА. Мы уверены, что сопутствующие игры Cyberpunk 2077 или Deathloop заставят детище Valve двигаться с утроенной скоростью и потливостью по сравнению с первым Crossfit. Однако в данном случае вопросы не к консоли, а к разработчикам игры — поляки из CDRP стали жертвами собственных амбиций, а Arcane забыли об оптимизации.
Самое главное, Габен и его команда идеально продумали систему охлаждения, чтобы не возникало серьезных неудобств во время игры. Средняя температура процессора и графического чипа при активном использовании не превышает 82°C, корпус в середине нагревается до 45-50°C, а боковые стороны, которые игрок держит в руке во время игры, нагреваются как минимум до 25-27°C.
Так это с левой коронный, а с правой похоронный по Nintendo Switch?
Нет, и еще раз нет, конкуренция между Valve и Nintendo придумана журналистами для получения дополнительных кликов. Финансы Nintendo и огромная фанатская база показали, что японцы живут в своей собственной вселенной и не заботятся о местных конфликтах. Мощное аппаратное обеспечение Switch, библиотека Steam, скромные графические возможности и даже графика в стиле Pockemon Legends не заставят фанатов Nintendo отказаться от своей веры и перейти в соседнюю церковь.
Лучше сравнить Steam Deck с другими «портативными устройствами», такими как AYA Neo, GPD Win Max и ONEXPLAYER. Первые тесты показали, что Steam Deck значительно превосходит их, но пока мало конкретных данных, чтобы сделать долгосрочные выводы.
Но когда вы запускаете DOOM Eternal, он работает плавно на Ultra, с постоянными 60fps. Графика и атмосфера на 5+. Примечательно, что мы также запустили DOOM с флешки! Загрузка также происходит очень быстро.
SteamOS 3.0
Если вы уже пользовались Steam на ПК, особенно в режиме Steam Big Picture, новая SteamOS 3.0 от Valve покажется вам интуитивно понятной. В библиотеке игр, например, вы найдете большие иконки-постеры купленных релизов, на которые можно нажать, чтобы сразу запустить проект.
И хотя полученная мной версия программного обеспечения была наименее отполированной частью нового проекта Valve, я все же смог открыть настройки, посмотреть, на каком диске (SSD или SD-карте) находится игра, изменить настройки подключения Wi-Fi и Bluetooth или просмотреть стандартные настройки. Конечно, над операционной системой предстоит еще много работы, но когда все будет доработано, я уверен, что она будет интуитивно понятной, особенно для тех, кто пользовался Steam.
Я также обнаружил интересную особенность работы третьей номерной версии SteamOS. Проблема в том, что некоторым играм требуется некоторое время для загрузки и оптимизации теней при запуске, но когда игра запущена в Steam Deck, этот процесс происходит в фоновом режиме. Система уже знает, как игра должна работать на текущем оборудовании, и настраивает тени.
Рабочий стол Linux на Steam Deck
Как и обещали разработчики на презентации, Steam Deck вполне удобен в качестве настольной платформы на Linux — я запустил несколько приложений, включая Blender, встроенный видеоплеер, браузер Chromium и даже встроенную среду разработки IDE. Я даже смог запустить приложение Steam и поиграть в Dead Cells на мониторе с разрешением 4K. Проблем не возникло, поскольку программа проста и может работать на любой системе. Но самое главное, клавиатура и мышь работали безупречно, система корректно распознавала устройства ввода и отображала подсказки для игры на геймпаде и клавиатуре с мышью вместо геймпада.
Теоретически, вы также можете использовать Steam Deck в качестве второго монитора — версия, которая была у меня на тестировании, не работала в этом режиме, но эта проблема, очевидно, будет решена. Экран с диагональю 7 дюймов кажется не очень полезным, но это не так — на него можно вывести, например, Spotify или общаться через программу, чтобы быстро получить ответ на вопросы. Здесь все зависит от воображения пользователя.
Вопросы вместо итогов
Представители Valve на собственном мероприятии показали, что Steam Deck работает с контроллерами DualSense и подключается к другим компьютерам при игре по сети — по сути, это самый обычный компьютер, только в довольно компактном виде. В связи с этим в Интернете задавались вопросы о модернизации — это стандартная процедура для обычных ПК, но подробностей о возможностях модернизации Steam Deck мало. К счастью, сотрудники Valve в ближайшее время выпустят больше информации по этому аспекту, описав, как выглядит внутренняя работа устройства, а также преимущества и недостатки обновления вручную.
В то же время будет доступна информация о док-станции (которая будет запущена одновременно с первой партией) и времени автономной работы. Но теперь появились и данные — разработчики говорят об автономности от 2 до 8 часов, в зависимости от сценария использования. При этом в Valve категорически отказались сообщить, сколько Steam Deck уже заказано, будет ли компания создавать собственные игры для этой консоли, смогут ли другие производители ПК создавать свои устройства на SteamOS, будет ли версия на Windows. Пока ответов на эти вопросы нет, но они, конечно, появятся в декабре.
С другой стороны, то, что Valve показала мне на данный момент, уже впечатляет — это хорошее устройство с надежными элементами управления и хорошо проработанным пользовательским интерфейсом, которым легко пользоваться. Однако в плане производительности геймерам стоит немного снизить свои ожидания — это не мощный настольный компьютер, который займет четверть вашего стола, а портативное устройство, которое можно легко взять с собой в дорогу и играть. И это определенно настоящий подарок для тех, кто мечтает о портативности Nintendo Switch с более «большими» играми для ПК.
В плане игр Valve выигрывает у Nintendo, в то время как Switch ведет в счете 1:1 в плане портативности и автономности. Альтернативы на рынке включают Aya Neo. Напишите в комментариях, если вы хотите получить обзор этой консоли.
Игры и практика
Steam Deck — это портативное устройство, которое теоретически должно поддерживать любую игру из Steam, но на практике это не так.
Некоторые игры уже оптимизированы под деку, другие не поддерживаются вообще, а третьи имеют множество ошибок.
Существует четыре уровня оптимизации: «Проверенный», «Играбельный», «Неподдерживаемый» и «Непроверенный». К сожалению, только 10-20% игр в Steam попадают в первую категорию, а большинство — во вторую.
Проблема в том, что операционная система SteamOS основана на Linux, что вызывает множество проблем с совместимостью. Некоторые игры могут работать на этой операционной системе, но для большинства других требуется эмулятор Proton от Valve.
За последние несколько лет эмулятор значительно улучшился, но все еще остается много нерешенных проблем, особенно с онлайн играми, в которых агрессивная защита от читов. С другой стороны, Steam Deck — это открытая платформа, где Windows может быть установлена вместе со Steam. Однако лишь немногие сделают это, а большинство столкнется с проблемами совместимости.
Самое непредсказуемое поведение происходит с играми в категории «Непроверенные». Artful Escape не загружается после заставки, BPM имеет серьезные проблемы с графикой, а вот Kentucky Route Zero не имеет ошибок. Вот почему при покупке колоды следует полагаться на игры из категории «Проверенные».
Это проще, чем кажется, и дешевле, чем хочется. Именно так можно описать первые впечатления от Steam Deck, когда вы впервые возьмете его в руки. Консоль имеет хорошее распределение веса — вы даже можете держать ее одной рукой, но качество пластика вызывает сомнения.
Встречаем по одёжке
Консоль поставляется в самой неприметной коробке, на которой указано, где можно взять Steam Deck. Вы можете играть в туалете, на дереве, в метро — где угодно. Но это все только разговоры. Как именно это работает, описано ниже.
Само устройство упаковано в толстый футляр, напоминающий ящик для инструментов. У него даже есть ручка для переноски на верхней части. Этот корпус весит примерно половину устройства (669 г), так что весь комплект весит почти килограмм. Чехол занимает половину рюкзака и около трети спортивной сумки, поэтому носить его очень сложно. Каждый раз, когда я брал с собой Steam Deck, я проклинал как размер консоли, так и размер чехла для нее. Просто невозможно сразу же достать его из сумки и начать играть.
Размер — это главная проблема Steam Deck. Его размеры без корпуса составляют 298 x 117 x 49 мм. В то же время, его размер является его самым большим преимуществом. Это идеальная «игровая доска», которую удобно держать обеими руками, потому что все кнопки, бамперы и триггеры расположены именно там, где они вам нужны. Однако для комфортного использования колоды в течение длительного периода времени необходимо найти точку опоры — например, колени, если вы играете сидя.
Это подводит нас к тому, что устройство полностью провалилось в качестве портативного устройства. Вы не можете быстро достать его из кармана, он занимает много места, и его неудобно держать долгое время без точки опоры. Благодаря тому, что у него отличные кнопки с четким нажатием и качественная кнопка спуска затвора, он сразу же отходит на второй план. Кроме того, здесь слишком много кнопок.
Провожаем по уму
После первоначальной установки и импорта учетной записи Steam игра сразу же готова к игре. Имеется стартовая страница с быстрым доступом к чатам, папка для скриншотов и видео, а также настройки. Сразу же можно перейти в магазин с играми, оптимизированными для Deck и всех других игр. На первый взгляд, все удобно и просто.
Однако, как только вы попадаете в настройки, вы сталкиваетесь с миллионом различных настроек, которые вы, скорее всего, никогда не будете трогать, поскольку больше всего вы будете использовать кнопки Steam и быстрого меню — для запуска/закрытия игр и для доступа к настройкам производительности, яркости экрана или питания во время игры. Они нужны, когда ваша игра работает плохо, или когда ваша консоль быстро достигает своих пределов, и вы хотите извлечь из нее максимум пользы, возившись с настройками мощности, масштабированием или ограничением частоты кадров.
Брать или не брать
За большие деньги вы получаете очень грубый продукт, из которого можно было бы убрать все ненужное, кроме игр и Store, и оставить половину корпуса с ненужными по пути кнопками. Не помешало бы оптимизировать саму систему, сосредоточившись на стабильности и скорости, и только потом на совместимости и поддержке старых и новых игровых концепций. Какой смысл поддерживать ряд игр из Steam, если при загрузке игр консоль замирает и замирает на месте?
Это хорошая аппаратная часть, которая может стать настоящим откровением для энтузиастов и поклонников Linux, но обычным пользователям и тем, кто хочет получить самую мощную консоль в портативном корпусе, пока лучше обойтись без нее. Вам надоест доставать деку из корпуса, ваши руки будут постоянно уставать, если вы не будете держать консоль на коленях, плюс она работает 3 часа в смешанном режиме, издает много шума и сильно нагревается.
Это хорошая идея, прототип, первый блин, который через поколение или два превратится в полноценный продукт, если Valve перестанет пытаться запихнуть в одно устройство все и сразу, а сделает действительно хорошую и мощную консоль без кучи ненужных функций.
Большое спасибо интернет-магазину Big Geek за Steam Deck.