При покупке подержанного автомобиля, даже если он роскошный, может не быть информации обо всех его характеристиках. Это происходит потому, что при управлении автомобилем недостаточно информации о его основных характеристиках или потому, что документация на автомобиль неполная/потеряна.
Что такое круиз-контроль в автомобиле
Не все современные водители знают, что такое круиз-контроль в автомобиле. Однако этот вариант относится к гораздо более старой системе, устанавливаемой в иностранных автомобилях. Эта система разработана для обеспечения комфорта и простоты использования при движении по местным дорогам. Использование этой опции имеет множество преимуществ, поэтому давайте рассмотрим, как работает круиз-контроль.
Контроль скорости — это дополнительная опция для автомобилей, которая поддерживает скорость на определенном уровне. Эта функция используется только в сельской местности или при длительных поездках по шоссе. При движении в городских условиях эта функция не используется.
Это интересно! В отечественных автомобилях системы круиз-контроля относительно недавно начали использоваться в люксовых комплектациях. При необходимости вы можете установить его самостоятельно, что и делают многие российские автомобили.
Системы круиз-контроля работают следующим образом. Водитель выезжает из города на автостраду и активирует выбор для поддержания определенной скорости. Независимо от дороги, система поддерживает скорость на определенном уровне. Это позволяет водителю снять ногу с педали газа и не контролировать скорость.
Кнопка круиз-контроля на переключателе рулевой колонки.
Эта система не совсем новая, но приобрела популярность в России некоторое время назад. В странах Западной Европы использование круиз-контроля является правилом, так как эта система исключает усталость водителя во время длительных поездок. Эта опция устанавливается на заводе на автомобили с различными типами коробок передач и редукторов. Если система не установлена заводом, это не является причиной для замены автомобиля. Вы можете установить его самостоятельно, и с этим проектом справятся даже новички.
Изобретение систем круиз-контроля относят к США, где эти устройства стали очень популярны. Сегодня производители таких систем активно работают в разных странах, таких как Германия, Япония и Китай. В переводе с английского круиз-контроль означает «постоянный контроль скорости». Однако, помимо контроля скорости и снижения усталости водителя, эта система имеет еще одно важное преимущество — она экономит топливо. Многочисленные исследования времени езды показали, что экономия топлива соответствует цене до 5-7%. Это является дополнительным стимулом для интеграции круиз-контроля в автомобиль.
Особенности функционирования на МКПП и АКПП
Для автомобилей с механической коробкой передач и автоматической коробкой передач принцип работы круиз-контроля одинаков, за исключением нескольких моментов. Эти баллы относятся к количеству функций, выполняемых устройством. Однако давайте сначала рассмотрим данные устройства и принципы его работы.
Простейшая конструкция круиз-контроля состоит из сервисной отрасли, связанной с механизмом управления дроссельной заслонкой. Это сфера обслуживания, отвечающая за подачу определенного количества топливной смеси. Производители Saab — это продукт с отрицательной обратной связью, используемый при управлении механической коробкой передач.
Сервисные блоки управления скоростью, отвечающие за подачу топлива.
Принципы работы следующие.
- Когда автомобиль движется при неизменном скоростном режиме, то педаль газа находится в одном положении.
- При активации круиз-контроля осуществляется запоминание положения дроссельной заслонки микропроцессорным модулем.
- Если автомобиль движется вверх, то скорость будет падать, если расположение заслонки будет неизменным.
- Чтобы уравновесить скорость передвижения авто до установленного значения, микропроцессор подаёт соответствующую команду на сервопривод, после чего последний корректирует положение заслонки. При этом будет увеличиваться не только скорость, но ещё и повышаться расход топлива.
- Если авто движется на спуске, то скорость будет возрастать, поэтому для её выравнивания микропроцессор подаст сигнал на сервопривод о снижении подачи топлива. Для уравновешивания скорости ТС система использует торможение двигателем, а расход при этом значительно снижается.
- Чтобы отменить заданную скорость, достаточно нажать педаль тормоза.
Чтобы отключить режим круиз-контроля в экстренной ситуации, просто нажмите на педаль тормоза
Блок управления скоростью анализирует полученные данные и сравнивает их с данными, заданными водителем. На основе обработки информации создается алгоритм адресации конкретного транспортного средства. Теперь давайте рассмотрим различия в работе систем круиз-контроля для автомобилей с механической коробкой передач и автоматической коробкой передач.
Как работает система на «механике»
Когда система круиз-контроля используется в автомобиле с механической коробкой передач, сектор прижимается к ограничителю. Для этого водитель должен снизить скорость с более высокой до более низкой. При механической коробке передач водитель должен сам нажать на педаль тормоза, если это необходимо.
При использовании механической коробки передач водителю необходимо снизить скорость и активировать круиз-контроль при движении в гору. Если при подъеме на крутой холм скорость не снижается, значит, препятствие просто непреодолимо. То же самое происходит при опускании автомобиля. Если для торможения не переключиться на более низкую скорость, двигатель поедет быстрее.
Разновидности устройства
Различают два типа устройств — пассивные и адаптивные. Первый вариант — это классическая система, при которой в автомобилях уже давно используются различные типы коробок передач. Основная функция пассивных устройств заключается в поддержании определенной скорости.
Адаптивные варианты являются наиболее интересными и требовательными, поэтому каждый тип следует анализировать отдельно.
Пассивный круиз-контроль и его особенности
Пассивные типы круиз-контроля имеют самую простую структуру и применяются для поддержания определенной скорости при движении по автомагистралям или улицам. Пассивные устройства состоят из следующих элементов
- Блок управления. Основное устройство, которое выполняет расчёты во время движения авто при активации опции.
- Датчики.
- Привод дроссельной заслонки или сервопривод.
Пассивные устройства управления движением.
Управление устройством очень простое. Для этого выезжайте из города по автомагистрали с хорошими дорогами. Нецелесообразно использовать этот вариант как в городском движении, так и на трассах вне городов (при наличии ям или других дорожных дефектов, а также на неэндемичных дорогах). Круиз-контроль включается вручную, как только автомобиль достигает определенной скорости, подходящей для данного грунта.
При включении этой опции за скорость отвечает микропроцессор в блоке управления. Датчики определяют скорость автомобиля и положение дроссельной заслонки и передают информацию на блок управления. Если условия движения могут быть на подъеме или спуске, датчик посылает сигнал.
Другие типы препятствий не обнаруживаются датчиками, поэтому водитель должен быть осторожен при включении круиз-контроля.
Если тип маршрута меняется при движении в гору или под уклон, датчики посылают сигнал в блок управления. Блок управления анализирует сигнал и дает сигнал исполнительным механизмам закрыть или открыть дроссельную заслонку.
Адаптивный круиз-контроль и его особенности
Адаптивный круиз-контроль — это новое поколение круиз-контроля. Этот тип устройств используется в современных автомобилях не только для поддержания определенных ограничений скорости, но и для учета состояния дорожного движения. Он оснащен вспомогательными устройствами, такими как датчики, радары и камеры.
Адаптивный круиз-контроль позволяет подключиться к переднему автомобилю. При этом учитывается скорость и безопасное расстояние до впереди идущего автомобиля. В соответствии с этим блок управления берет на себя управление автомобилем.
Помните, что круиз-контроль не предназначен для сложных условий движения (в городах). Его следует включать только на проселочных дорогах, где мало автомобилей или все автомобили движутся примерно с одинаковой скоростью. То же самое относится и к адаптированному круиз-контролю.
Правила пользования круиз-контролем
Круиз-контроль обычно выполнен в виде отдельной кнопки на рулевом колесе или под ним с кнопкой для его активации.
- On (включает круиз-контроль);
- Off (выключает круиз-контроль);
- Set\Accel (устанавливает скорость движения/увеличивает скорость на 2-5 км/ч при каждом нажатии в случае необходимости ускорения);
- Resume (возврат к движению с заданной скоростью после временного отключения круиз-контроля),
- Coast (снижение скорости).
Правила безопасности требуют немедленного отключения круиз-контроля при нажатии на педаль тормоза, а круиз-контроль просто не включается, если скорость ниже 40 км/ч.
В основе круиз-контроля лежит компьютер, подключенный к газовому оборудованию, и специальные датчики. Эффективность круиз-контроля оценивается по тому, как быстро увеличивается скорость при нажатии соответствующей кнопки, способности поддерживать стабильную скорость на пандусах и ИБП во время движения автомобиля. При регулировке скорости компьютер учитывает расстояние и скорость ускорения. Аналогичные принципы работы заложены в SO -Calculated Pashive Cruise Control.
Адаптивный круиз-контроль
По мере развития идеи контроля скорости во время движения интеллектуальные разработчики создали качественно новое устройство — регулируемый или активный контроль скорости. Усовершенствованные системы могут контролировать скорость переднего автомобиля и поддерживать скорость автомобиля на соответствующем уровне для поддержания безопасной дистанции. Возможность отслеживать расстояния между движущимися объектами стала возможной благодаря установке специальных радаров и мощных цифровых сигнальных процессоров.
Например, следовать за определенным транспортным средством, SO-Caled Leader. Чтобы не сбиться с пути, камера вашего автомобиля определит уникальный знак переднего автомобиля и будет отслеживать его в любом направлении, при условии, что передний автомобиль не меняет полосы движения, а дорога не представляет собой резкую змейку в горах.
Эта технология «слежения» работает в диапазоне скоростей 30-200 км/ч. В целях безопасности адаптивный круиз-контроль отключается, как только водитель убирает руки с рулевого колеса. Система максимального круиз-контроля также может контролировать правильность движения автомобиля относительно дорожной разметки. Датчики мгновенно определяют, двигаетесь ли вы по той же полосе или ищете другой передний автомобиль.
Меры предосторожности
Какими бы совершенными ни были электронные системы вашего автомобиля, помните, что круиз-контроль запрещен:.
- при обледенении дорожного полотна;
- при движении по мокрой дороге;
- при недостаточной видимости (ночью, во время дождя, снегопада, тумана).
Там, где это объясняется, производители автомобилей рекомендуют водителю взять управление автомобилем на себя.
Контроль скорости, безусловно, облегчил жизнь дальнобойщикам и водителям во время утомительных поездок по ровным, прямым дорогам. Однако обратите внимание, что он не является «беспилотным»!
Запрещается активировать систему в дождь, снег, туман, темноту, на скользкой дороге, в условиях плохой видимости или сильной усталости водителя. В таких ситуациях водитель должен иметь независимый контроль над своим автомобилем и не полагаться на электронные системы, которые могут плохо работать в плохих условиях.
Адаптивный круиз контроль
Датчики адаптивного круиз-контроля
Адаптивный круиз-контроль — это новое поколение круиз-контроля. Он не только поддерживает заданный режим движения, но и учитывает дорожные условия. В систему интегрированы дополнительные датчики, радары и камеры.
Такая система позволяет «скрепить» ваш автомобиль с предыдущим. Система контроля скорости «позиционирует» ваш автомобиль перед вами и идеально адаптируется к его скоростному режиму, поддерживая безопасную дистанцию между автомобилями.
Для этого в систему интегрированы дополнительные датчики, камеры и радар. Это позволяет ему следить за другими транспортными средствами и поддерживать свою скорость. Когда «головной» автомобиль переключает передачу, датчики «улавливают» это и посылают сигнал в ЭБУ круиз-контроля. Это активирует привод и настраивает необходимые маневры.
Некоторые типы адаптивных систем могут также учитывать дорожную разметку. Это означает, что круиз-контроль гарантирует, что автомобиль не покинет выбранную полосу движения.
Обратите внимание, что круиз-контроль не является системой, работающей в автоматическом режиме. Водитель должен активировать его для того, чтобы активировать его.
Читайте также: в чем разница между вариатором и автоматической коробкой передач и что лучше?
Видео о круиз контроле
Читайте также: Что такое ЭБУ автомобиля? Какие функции он выполняет?
Блок кнопок для управления круиз-контролем
Блок управления системой установлен на рулевом колесе для облегчения управления. Он используется для активации и деактивации системы, а также для изменения условий ее работы.
Блок управления скоростью обычно состоит из нескольких кнопок.
- « ON/OFF » — клавиша включения и выключения системы (может и отсутствовать).
- « SET/ASSEL » — клавиша установки скоростного режима. При разовом нажатии, система начинает поддерживать скорость, с которой авто двигалось на момент нажатия. Повторное нажатие увеличивает скорость на определенное значение, к примеру, на 1 или 2 км/ч.
- « COAST » — клавиша уменьшения скоростного режима. При нажатии скоростной режим уменьшается на определенное значение.
- « RESUME » — возврат к раннее заданному скоростному режиму.
Кроме того, педаль тормоза используется для управления круиз-контролем, а также педалью сцепления в автомобилях с механической коробкой передач. Легкое нажатие на эти педали отключает круиз-контроль. Это означает, что автомобиль переключается на ручное управление ускорением и заданная скорость больше не поддерживается.
В системах без кнопки «вкл/выкл» нажатие кнопки «SET / ASSEL» активирует ее, а нажатие на педаль тормоза — деактивирует.
Если круиз-контроль отключен. После небольшого торможения просто нажмите кнопку ‘RESUME’, чтобы снова включить прибор и вернуться в режим, предшествующий выключению. Обратите внимание, однако, что круиз-контроль не может сохранять данные о скорости в течение длительных периодов времени и может быть восстановлен только командой ‘RESUME’ при коротких отключениях.
В целом, круиз-контроль — полезный инструмент, но только для поездок на дальние расстояния. В городе от него мало толку, особенно учитывая, что он не работает на скоростях ниже 40 км/ч.