Эксперты расходятся во мнении, что произойдет с ценами на автомобили в России в 2022 году. Однако большинство согласны с тем, что цены будут расти. Однако оценки ситуации на рынке новых и подержанных автомобилей различаются.
Скачок цен и повышенный спрос: что ждать от авторынка сейчас и в 2022 году
В последние месяцы цены на новые и подержанные автомобили резко выросли, в то время как количество автомобилей на рынке сократилось. Эксперты рассказывают Bankiros.ru, почему это происходит и чего ждать от авторынка в 2022 году.
По данным «Автостат», аналитической организации LMC Automotive, в ноябре 2021 года мировой авторынок сократился на 11,2% до 7,7 млн легковых автомобилей. Эта негативная тенденция наблюдается уже седьмой месяц подряд.
Наибольшее снижение показали Южная Америка (-24,5%), Восточная Европа (-18,1%), США (-15,8%, чуть более 1 млн. единиц), Южная Корея (-16,6%) %, 140,5 млн. единиц) и Япония (-14,5%, 348,1 тыс. проданных единиц).
Китай остается крупнейшим поставщиком на рынке, его продажи снизились на 6,3% и составили 2,5 млн. проданных автомобилей. Всего за первые 11 месяцев этого года было продано 73,9 млн. автомобилей.
Средняя цена подержанных автомобилей в категории до 7-го года 2021 года составляет 1 456 003 рубля, что на 27,7% выше, чем в прошлом году (1 139 823 рубля). В то же время стоимость новых автомобилей выросла на 20% с 1,5 млн руб. до более чем 1,8 млн руб.
Что происходит?
Как рассказала нам Лилия Маркова, генеральный директор «ГазпромбанкАвтолизинг», сложившаяся ситуация является результатом накопленного спроса, накопившегося с апреля по июнь прошлого года во время первой волны коронавируса, в дополнение к девальвации рубля. На тот момент дилеры не могли поставить около 70 000 легковых и легких коммерческих автомобилей, однако продажи были покрыты к концу 2020 года.
‘В начале 2021 года мировой строительный кризис, вызванный пожаром на крупном заводе полупроводников, используемом для сборки всех типов автомобилей, привел к дефициту новых автомобилей на рынке. В прошлом году мы жили у так называемых «продавцов». рынок», где последние определяют конечную цену. Рекомендованные цены, которые уже выросли в среднем на 15% в год, выросли почти на столько же, на сколько и трейдеры», — отметил эксперт.
Нехватка также отражается на увеличении сроков поставки всех компонентов. Даже для популярной отечественной марки Lada средний срок поставки в настоящее время составляет два-три месяца, а для некоторых марок он может достигать года. Производители по заказу «Газпромбанк Автолизинг» часто не комментируют объемы производства на следующий год, ожидая, что спрос и предложение нормализуются к первому кварталу 2023 года.
Что говорят дилеры?
По мнению эксперта рынка Дениса Мавланова из «Банкавто», дилеры в данной ситуации не хотят сразу терять прибыль и стремятся компенсировать по себестоимости ограниченное количество автомобилей, включая разнообразное дополнительное оборудование и услуги по цене имеющихся автомобилей. В то же время многие розничные продавцы просто отказываются продавать автомобили без опций. Около 95% автомобилей продаются с уже установленными на них «дополнительными опциями» (по сравнению с 20-30% с дополнительными опциями). Их можно отрицать.
Что касается продаж, то рынок снижается уже пять месяцев подряд. Причины все те же. Отсутствие достаточного количества транспортных средств у торговцев. На 4% меньше, чем в прошлом году. 2021 год остается положительным (+6,9%) по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Уровень продаж в декабре 2020 года (166,7 000 новых автомобилей) практически невозможен в сегодняшние времена. автомобилей, 67 млн. новых автомобилей (+4% к 2020 году)».
Однако некоторым автомобильным брендам удалось увеличить свои продажи. Анна Уткина, менеджер по коммуникациям компании «Автодом», рассказала нам:.
‘Однако, несмотря на вышеупомянутые трудности, в некоторых регионах российского авторынка продажи выросли. Например, в 2021 году продажи автомобилей премиум-класса выросли на 25%. На значительной части рынка китайские бренды были успешны. Так, например, в течение 2021 года продажи автомобилей из Китая выросли на 252%, на 134% в зависимости от марки. Это связано с достаточно приемлемыми ценами и достойным качеством».
Avito Авто проанализировал данные о продажах автомобилей в России в январе-марте 2022 года. По данным экспертов, продажи подержанных автомобилей возрастом менее трех лет выросли на 55,9%. В феврале этого года такие автомобили стоили около 1,5 млн. рублей. С марта цены на них выросли на 38,5%.
Подержанные машины взяли тренд на понижение
Автомобили от частных продавцов подешевели второй раз подряд, но автотрейдеры не заметили такой тенденции. О падении цен на подержанные автомобили по итогам последних двух месяцев сообщили аналитики компании ‘DROM’. По их данным, подержанные автомобили в апреле потеряли в цене 16% по сравнению с мартом и еще 12% в мае. В среднем подержанный автомобиль стоит 851 тысячу рублей.
Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ.
Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ.
Однако предложения выросли на 7% при практически неизменном спросе, поэтому цены могут сохраниться в течение летнего сезона, говорит Антон Серков. Цены упали более чем на один миллион рублей.
Какие подержанные машины популярны у россиян
Спрос на автомобили во всем мире не увеличился и остается на прежнем уровне, поэтому тем, кто заинтересован в продаже автомобилей, необходимо снижать цены. В то же время, исторические продажи всегда снижаются во время летних каникул, и сезон этого года не является исключением. Поэтому, в отсутствие других внешних факторов, мы, конечно, можем увидеть продолжение тенденции к снижению стоимости.»
Заявленные цены немного выросли, потому что предложения подержанных автомобилей в последние два месяца весны не соответствовали повышенному спросу, сказал генеральный директор Fresh Auto. И эта тенденция может усилиться летом.
Если говорить о возможностях покупки, то дефицит все еще существует.
То есть, хорошие автомобили по реальным ценам по-прежнему редкость, и на них цены выросли буквально на два процента в мае по сравнению с апрелем, согласно нашей статистике.
Не было машин в хорошем состоянии за достаточные деньги. Кроме того, летом цены могут быть еще больше скорректированы в сторону повышения. В этом году никто никуда не летит, а все куда-то едут, в основном на машине, желательно всей семьей. Сейчас, когда банки в начале весны устанавливают все более высокие процентные ставки по краткосрочным депозитам, кажется, что многие люди просто возьмут свои деньги в банк под более высокие проценты, которые истекут в июне/июле, что приведет к спросу. Люди получат деньги и поймут, что с ними нужно что-то делать».
Алексей Жирнов, менеджер по продажам подержанных автомобилей компании «АвтодомАлтуфьево», говорит, что цены на подержанные автомобили снизились в мае и апреле на фоне мартовского ажиотажа. По его словам, в будущем все будет зависеть от способности трейдеров заполнить свои склады. ‘Конечно, по сравнению с пиком рынка в марте-апреле, май дешевле с точки зрения среднего предложения.
Почему на рынке подержанных автомобилей растет предложение и падают цены
Март и апрель были пиковыми ценами, и, вероятно, для многих торговцев, когда спрос вырос, они подняли цены точно так же. Сейчас цены вернулись к своему нормальному состоянию. Это та же корректировка на 8-10%. Конечно, затраты корректируются для поддержания спроса. Все зависит от того, насколько заполнен склад подержанными автомобилями, и от дилера. Ликвидность поддерживается. Количество автомобилей, имеющихся у нас на складе, сопоставимо с прошлым годом. Нам есть что предложить нашим клиентам».
В конце мая Автостат сообщил, что за первые четыре месяца текущего года российский вторичный авторынок упал на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Продажи выросли еще на 20 процентов, но только для подержанных автомобилей, произведенных в Китае. По мнению автомобильного эксперта Михаила Режова, активность водителей на этом рынке снижается по ряду причин, что в конечном итоге приводит к снижению как продаж, так и цен.
Конечно, если мы сравним продажи прошлого года с продажами этого года, то увидим значительное снижение. Количество сделок значительно ниже, чем в прошлом году.
Это происходит потому, что люди, которые ранее планировали купить автомобиль, теперь не могут этого сделать по финансовым причинам, так как у них нет денег и они не могут найти подходящий автомобиль. Те, кто планировал продать свой автомобиль и купить другой, оставят его себе. Конечно, в расчете на единицу продукции продажи будут ниже. С точки зрения стоимости, рынок немного перегрет, и в ближайшие два месяца цены будут падать, так как в марте и начале апреля цены довольно резко выросли.
Для азиатских производителей большее значение имели логистические проблемы и небольшое увеличение спроса из-за паники покупателей в середине февраля. ‘Но в целом, если говорить об Азии, цены на новые автомобили могут упасть еще на 10-15% от текущих цен. Обменные курсы стабильны, а логистическая инфраструктура более определенна», — сказал экономист.
Авторынок на распутье: как сильно могут упасть продажи машин
Согласно наилучшему сценарию, продажи автомобилей в России могут упасть на 66% к концу года. В худшем случае снижение может превысить 70%. Эти прогнозы составлены экспертами Российской организации по исследованию автомобильного рынка (НАПИ). Эксперты считают, что революции в продажах не стоит ждать. Известия» изучили перспективы российского авторынка.
Согласно исследованию НАПИ, санкции, введенные различными странами, являются важным фактором, влияющим на рынок новых российских автомобилей. Например, власти США наложили эмбарго на все модели автомобилей, собранных в США. Представители Европейского союза ограничились порогом в 50 000 евро для моделей европейской сборки. Запрещен экспорт автомобилей из Японии в Россию за счет более чем 6 миллионов генералов.
В результате большинство иностранных автопроизводителей прекратили поставки автомобилей из-за рубежа на рынок, а также прекратили свою деятельность в России, напоминают эксперты Napi. Некоторые производители автомобилей, такие как General Motors и Renault, полностью ограничили свою деятельность.
Наряду с эмбарго на поставку самих автомобилей, NAPI также имела ограничения на ввоз в нашу страну компонентов и ингредиентов для производства. Прежде всего, речь идет о микроэлектронике, которая является очень важным компонентом автомобильной промышленности, причем не только для производства автомобилей, но и для производства других компонентов.
Кроме того, санкции против России создали серьезные препятствия для поставок комплектующих. Из-за нехватки комплектующих почти все российские автозаводы, за редким исключением, уже объявили о вынужденных операциях в среднесрочной перспективе, говорят эксперты.
Дорогие кредиты и вспышка COVID-19
Покупатели стали отказываться от приобретения новых автомобилей из-за роста цен и резко возросших процентных ставок. Более того, по словам Татьяны Арабаджи, генерального директора НАПИ, в среднесрочной перспективе количество одобренных автокредитов значительно снизилось.
— Банки стали более осторожными при оценке потенциальных клиентов и прогнозировании потенциальных рисков. В результате в апреле 2022 года количество автокредитов сократилось на 80% по сравнению с апрелем 2021 года.
Эпидемия Ковид-19 в Китае также может сыграть свою роль в снижении продаж автомобилей в России, считает Напи.
‘Ограничения могут привести к препятствиям в поставках аксессуаров на российские заводы Haval и других производителей в Российской Федерации, использующих автомобильные аксессуары в китайском Российский рынок», — говорится в исследовании.
Минус 66%, если повезет
Учитывая текущую геополитическую и финансовую ситуацию, исследование российского автомобильного рынка готовит три варианта будущего развития российского автомобильного рынка.
Согласно основным положениям санкционного давления на Россию и предположению, что финансовое положение страны останется на сегодняшнем уровне, продажи новых легковых автомобилей (за исключением категории LCV) будут сокращаться на 67% в год.
‘АвтоВАЗ начнет производство автомобилей простой конфигурации и на четвертом этапе будет выпускать небольшие партии (до 800 автомобилей в месяц) RENAULT DUSTER под торговой маркой LADA. Корейские и китайские бренды могут создавать транспортные средства для цепочки поставок, а также транспортные средства для цепочки поставок и транспортные средства для цепочки поставок. Основной прогноз NAPI предусматривает российский компонент во второй половине года, что позволит сохранить объемы продаж на уровне апреля или чуть ниже». При таком сценарии ожидается, что к концу года торговцы продадут 454 000 новых автомобилей.
Оптимистический сценарий предполагает постепенное ослабление санкций и улучшение некоторых макроэкономических показателей. Согласно этому сценарию, Абутваз собирает более 800 дастеров в месяц, обеспечивая бесперебойное производство автомобилей, в том числе «упрощенных» версий, а корейцы и китайцы увеличивают российские автомобили (и поставки) по сравнению с апрельскими данными. В этом случае, по прогнозам NAPI, к концу года будет продано около 520 000 автомобилей, что на 65,7% меньше, чем в 2021 году.
Ситуацию можно было бы частично облегчить, обновив пошлины и отменив правила ввоза подержанных автомобилей для личного пользования. Однако до сих пор такие меры не рассматривались. Новые цепочки поставок через третьи страны, такие как Казахстан и Армения, также могут снизить санкционное давление.
Как найти авто с пробегом дешевле, чем у других, если на всех не хватает
В то же время в автомобильном секторе проблема нехватки денег у потенциальных покупателей маскируется различными кредитными программами, которые предлагают людям возможность приобрести желаемый автомобиль в количестве, превышающем их текущие финансовые возможности.
По мнению Васильева, это может привести к изменениям в автокредитовании. В качестве альтернативы на фоне роста цен на автомобили могут стать все более популярными услуги по совместному использованию автомобилей и владению ими.
Стоит отметить конкретные предложения делегаций в контексте различных акций с банками и производителями. Например, пользующиеся неизменной популярностью китайские производители автомобилей сотрудничают с банками, предлагая доступные цены и кредиты.
Машины с японских аукционов. Почему они так популярны? И можно ли купить иномарку дешево?
Александр Васильченко, владелец сервиса по продаже японских автомобилей Real Auto, сказал, что спрос на автомобили в Красноярске вырос за последние две недели. С конца февраля на рынке наблюдается спад, но люди активно интересуются автомобилями.
— Если говорить об импортных автомобилях в последнее время, то цены на них упали. Стоимость рубля стоит, а автомобили из Японии импортируются дешево. Более дорогие автомобили на рынке подстраиваются под эту цену. Некоторые цены снижаются, другие — повышаются. В последние полтора месяца появился серьезный спрос на покупку автомобилей непосредственно с японских аукционов, — говорит он.
По подсчетам Васильченко, сейчас автомобили стоят на 10-15% ниже, чем в начале марта. На пороге лета многие покупатели интересуются минивэнами. А некоторые просто ищут дешевые иномарки.
— ‘Мы хотим 300 000 японских автомобилей. Но это невозможно. В целом, вторичный рынок практически мертв, когда речь идет о качестве моделей. Поэтому из Японии многие ищут подходящее вождение. Люди готовы покупать роскошные права, которые стоят миллионы, потому что выставочные площади торговцев пусты и ничего не предлагают.
Васильченко говорит, что на японских аукционах можно приобрести подержанные автомобили с малым километражем. Его стоимость составляет от 500 000 рублей. За эти деньги можно купить готовую Тойоту Вит или Плат 2008-2009 годов выпуска.
По словам Александра, с конца февраля возникли проблемы с ввозом японских автомобилей в Россию. С аукционов поступают многочисленные заказы, и ожидание автомобилей теперь длится дольше, чем обычно. Кроме того, логистика стала более сложной и точной.
— ECL, крупная транспортная компания, приостановила сотрудничество с Россией из-за санкций. Теперь автомобилям приходится долго ждать, чтобы попасть в порт Владивостока. Ни у кого нет таких возможностей или больших кораблей, которые могут перевозить тысячи автомобилей одновременно. Они выходят на небольших паромах по 300-500 машин на каждом. Это также увеличивает стоимость морских перевозок. Кроме того, в Японии появились платежные зоны, которых раньше не существовало. В результате автомобили вынуждены платить за парковку, пока они ждут очереди на катер. После этого транспортировка автомобилей в Японию усложнилась. В ECL их просто перевезли на другую сторону океана. И сейчас большая часть грузов перевозится только из порта Тотьма», — объясняет Александр Васильченко.