Согласно Дорману, глобальное чтение состоит из механически запоминаемых слов, которые предъявляются ребенку несколько раз в день. Важно, чтобы мозг ребенка не перегружался во время обучения, поэтому доска показывается на одну-две секунды, а слова четко называются.
«Начинаем говорить». Использование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом Дауна. Часть 2
Здесь описывается программа развития речи «Даунсайд Ап» для детей с синдромом Дауна. Она учитывает начальный словарный запас ребенка и создает возможности для родителей играть активную роль в процессе обучения ребенка. Программа состоит из двух этапов — образовательного и развивающего — и работа может начинаться с учетом возраста и уровня развития ребенка.
Основной период. Развитие активной речи с помощью методов глобального чтения.
Профиль психомоторного развития детей с синдромом Дауна показывает, что зрение и зрительная память являются сильными сторонами. Это позволяет использовать визуальные стимулы для активизации собственной речи ребенка. Такими стимулами могут быть игрушки, картинки, жесты, а также написанные на них слова. Важно, чтобы ребенок понимал, что точки используются для отображения слов. Это не относится к другим методам визуальной поддержки. Методика обучения детей чтению по окружающему миру как средство визуальной поддержки активного овладения речью давно используется отечественными и зарубежными специалистами. В раннем возрасте дети учатся читать целые слова на табличках.
Начало урока по обучению интегрированному чтению должно происходить довольно рано, с одной стороны, а с другой стороны, необходимо учитывать подготовку ребенка к уроку. Эта готовность представлена следующими параметрами
- в понимании речи (ребенок понимает 50 или более слов);
- в умении подбирать пары: картинка к картинке, картинка к игрушке;
- в наличии интереса (ребенок рассматривает картинки, книжки, узнает изображения).
Развитие этих навыков является задачей этапа подготовки, описанного выше.
Этапы обучения глобальному чтению.
- Обучение чтению слов.
- Составление фразы из 2—3 знакомых слов.
- Составление рассказа по серии из 2—4 знакомых картинок.
На каждом этапе ребенок создает фразы и редактирует слоговые структуры, используя определенный набор картинок, точек и карточек. В пособии четко описаны навыки, необходимые детям для перехода на следующую ступень. Контрольный лист для взрослых, фиксирующий прогресс ребенка (понимание речи, активный словарный запас), помогает специалистам, а также родителям подобрать правильный речевой материал и определить, на каком этапе находится ребенок. Когда им следует переходить к следующему этапу? Помимо конкретных методических советов, описаны дополнительные упражнения и игры, которые могут закрепить новые навыки.
Визуальные ресурсы для урока:.
- Предметные картинки.
- Простые сюжетные картинки с каким-либо персонажем, совершающим различные действия (например, «зайка ест», «зайка спит», «зайка идет»), и комплект картинок с другим персонажем, совершающим такие же действия. Сюжетные картинки должны быть лаконичными, без лишних, отвлекающих деталей.
- Парные таблички к предметным и сюжетным картинкам с написанными на них словами.
- Карты для составления фраз из 2 и 3 слов.
- «Карты-ладошки» для усвоения слоговой структуры слова.
Этап обучения чтению слов
Формирование слоговой структуры слова
Способность ребенка понимать слова зависит от того, насколько хорошо соблюдается структура слогов. Особенно важна работа над структурой слога. Это можно сделать, когда ребенок сможет перейти от имитации звуков («муууу», «бе-е-е», «ам!») к произнесению «больших» слов. Обычно это происходит на этапе комплексного обучения чтению, когда ребенок начинает читать слова на карточках. В этот момент прощание внезапно сменяется сном и едой. Часто в слове остается более одного слога (обычно последний слог), но буква отсутствует.
Способность ребенка хоть как-то произносить «взрослые» слова является основным критерием для начала упражнений по слоговому словообразованию. Поэтому перед началом упражнений следует проанализировать словарный запас ребенка и отметить слова, которые он произносит.
Лучший способ сформировать у ребенка слоговую структуру — отбивать ритм слова, используя специальные карточки с разным количеством рук (если в слове два слога, показываются две руки; если в слове три слога, показываются две руки. (например, три руки).
Визуальные ресурсы для урока:.
- «Карты-ладошки».
- Предметные картинки из набора.
- Небольшие игрушки или предметы.
- Мешочек, коробочка, «почтовый ящик».
Упражнения на формирование слоговой структуры слова выполняются как отдельные задания. Важно, чтобы ребенок понимал первое.
Курс должен учитывать следующее
- Для упражнений отбираются «взрослые» слова, которые ребенок умеет произносить. Например, если ребенок называет собаку «абака» или «бака», это слово можно включать в упражнения по формированию слоговой структуры, а если «ав», то нельзя.
- Начинать работу лучше с простых двусложных слов, которые есть у ребенка: «мама», «папа», «баба». Эти слова представляют собой повтор двух одинаковых слогов, их ребенок начинает произносить одними из первых. Отхлопывая именно эти слова, ребенок понимает сам принцип работы.
- Для первых упражнений отбираются слова, которые ребенок произносит с сохранением слоговой структуры. То, как он произносит звуки, не имеет значения. Например, если ребенок произносит слово «каша» как «каса», то мы отбираем это слово для обучения отхлопыванию. Во время одного занятия используются слова с одним и тем же количеством слогов, чтобы ребенок понял сам принцип работы.
- После того как ребенок обучился отхлопывать эти слова, добавляем слова, которые он произносит с нарушением слоговой структуры, например, «тина» («машина») или «ова» («корова»).
Методика «Начало разговора» была опробована в DownsideUp в 2014/15 учебном году. Специалисты работали с детьми в возрасте от 6 месяцев до 5 лет. Занятия проводились во время посещений на дому и продолжались в группах адаптации и поддерживающего обучения. Вышеуказанные упражнения выполнялись в группах в рамках фронтальных занятий. Наличие стандартизированных изображений и четких методических указаний на каждом этапе работы облегчало процесс работы учителя и взаимодействия с родителями.
Первый тип карточек Домана — изображения энциклопедий, животных, растений, музыкальных инструментов, профессий и т.д. Ярко-красные печатные надписи. Карточки имеют соответствующую тематику. Сначала животные, затем овощи и средства передвижения.
Содержание статьи
С другой стороны, общее чтение при правильном подходе может принести большую пользу ребенку и (в будущем) сэкономить нервы — родителям. Как правило, дети учатся читать комплексно до школы и приходят в школу, уже умея читать книги.
Каковы преимущества обучения чтению мира? Давайте рассмотрим плюсы и минусы.
В пользу глобального чтения говорит то, что:
- дети овладевают чтением сразу на приличной скорости;
- они усваивают его легко, стихийно, так же, как овладевают речью;
- для обучения глобальному чтению не нужны занятия за столом, показ слов за одно «занятие» занимает 5 секунд и проходит где угодно — хоть за завтраком, хоть на качелях;
- такие занятия, как правило, очень нравятся детям;
- проверки не нужны, а это — сохраненные нервы и детей, и родителей;
- это оптимальный способ обучить чтению не только здоровых детей, но и малышей с особенностями развития, в т.ч. неречевых детей, ребят с аутизмом, синдромом Дауна и др.
Нюансы глобального чтения, или Почему оно подойдет не всем
- метод подойдет только самоорганизованным родителям — в обучении глобальному чтению важна регулярность и частота, одним словом — система;
- несмотря на то, что один показ слов занимает 5 секунд, а все «занятия» чтением в день на начальном этапе — 45 секунд, необходимо также выделять время на изготовление карточек — примерно полчаса раз в неделю, если их печатать, и немного меньше, если вы их пишете от руки.
С точки зрения ребенка, проблем обычно не возникает.
Методика глобального чтения
На наш взгляд, эффективным способом обучения глобальному чтению является метод Домана. Автор этой статьи лично учил детей читать, используя этот формат. Другие дети, которых я знаю, также «читают» в этом формате. Фактически, тысячи детей по всему миру осваивают этот навык через глобальное чтение.
Размер шрифта и карточки
Прежде всего, нужно сделать карточки, которые затем можно использовать, чтобы помочь себе по-другому читать слова. Их размер, как и размер шрифта, зависит от индивидуальных особенностей ребенка, прежде всего от возраста, но главным образом от готовности зрительного канала к распознаванию графических символов.
Общие правила таковы. Чем меньше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт. Для детей до 3 лет (чтение можно начинать с 1 года) лучше всего подойдет большая карточка с красным шрифтом и длиной 30 см. Для детей постарше больше подходят черный шрифт и карточки меньшего размера.
Как узнать, какой шрифт подходит для вашего ребенка? Просто напишите слова разного размера на экране и спросите детей, какое из них выглядит лучше (или нравится им). Если ваш ребенок не вербальный, вы можете понять это самостоятельно, слова, которые могут быть восприняты визуально, вероятно, задержат его взгляд всего на мгновение. Слишком мелкие слова не приносят пользы, так как они не различимы.
Если ребенок может читать шрифт Arial размером 72, начните с него. В соответствии с этим размером он помещается на листе формата А4, полностью разрезанном на восемь частей (шрифт в дальнейшем будет уменьшен, так как слова изначально невелики).
Подбор слов
Для начала вам понадобится 25 слов, но рекомендуется заранее подготовить список слов, которые можно дать ребенку, и карточки, которые можно сделать из запаса. На определенном этапе вам может понадобиться словарь, чтобы подобрать слова, которые вы еще не показывали ребенку.
Рекомендуется сохранить файл с уже показанными словами.
Сколько времени требуется ребенку, чтобы прочитать карточки? Это зависит от каждого человека. Для некоторых достаточно шести месяцев, для других требуется два года. Мне пришлось показать ребенку около 2000 слов, чтобы он начал читать.
Если предположить, что в среднем на это уходит год, и вы меняете по пять карточек в день, то это означает, что вы представляете 1 825 слов в год. Это обескураживающий образ. Однако если вспомнить, что это 30 карточек в неделю (5 картонных листов формата а4), то это не кажется сложным или дорогим.
Добавьте к этому радость продуктивного общения с вашим малышом, ежедневное расширение его словарного запаса и движение к цели более быстрого, а то и полного понимания прочитанного!
Вам понадобятся группы из пяти комплектов определенным образом. Рекомендуется всегда отображать глаголы в одном наборе на прилагательные в другом наборе. Позже, когда вы будете вводить фразы, эти слова значительно расширят спектр фраз, которые вы можете создать (фразы составляются из уже представленных слов). Существует три группы существительных. Наборы также должны быть тематическими. Имена, одежда, мебель, растения, еда и т.д. В день используется 25 карт. Это означает пять наборов по пять слов в каждом.
Слова разной длины, начинающиеся с разных букв, должны начинаться в пределах одного набора. Чтобы с самого начала стимулировать интерес ребенка, имеет смысл выбирать слова, значение которых уже известно вашему ребенку. Не бойтесь давать им разные слова, например, незнакомые или редко используемые в повседневной жизни, так как процесс демонстрации «известных» слов очень быстро их утомит. После представления вы можете объяснить важность неизвестных малышу слов, но это совершенно необязательно. Кроме того, важны фразы, книги и многие другие слова, которые ребенок узнает из контекста.
Чего нельзя делать при обучении ребенка глобальному чтению
- печатать слова заглавными буквами: они должны быть напечатаны (или написаны от руки) строчными, с большой буквы — только то, что всегда пишется в русском языке с большой буквы;
- совмещать на одном листе слово и картинку: во-первых, ребенок станет называть слово, ориентируясь на изображение, во-вторых, слово и картинка воспринимаются разными частями головного мозга, и такое сочетание только затормозит процесс (и пусть вас не вводят в заблуждение распространенные в продаже карточки «слово + картинка», ошибочно называемые домановскими);
- требовать от ребенка повторять слова за вами: истинное чтение происходит в уме, поэтому лучше, чтобы он не повторял, а только смотрел;
- показывать слишком медленно, добиваясь запоминания слова ребенком, — это приведет к потере интереса; достаточно, чтобы карточка была озвучена и попала в поле зрения ребенка;
- говорить «смотри внимательно», «запоминай» и подобное;
- проверять ребенка — это неэффективно: обучение только тогда приносит радость, когда происходит естественно; тем более нельзя ругать ребенка; когда ребенок зачитает — вы это увидите и услышите!
- прекращать показ, когда ребенок стал прочитывать короткие слова (чаще всего — двусложные, с открытым слогом), даже незнакомые: это этап, и до победы еще нужно немного потрудиться;
- прекращать показ, когда ребенок стал читать вывески и много разрозненных слов, но не берет и не читает книгу: это очередной этап, и нужно еще поработать.
Сферическое чтение часто предлагают родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями. Но опять же, это вопрос интерпретации. Его частичное использование вряд ли приведет к результатам — полноценному чтению материала, карточки по схеме выше, фразы и демонстрация книги позволят получить качественные навыки — быстрое чтение — без особых усилий.
И еще кое-что; Доман предложил сферическое чтение даже для детей, которых уже научили читать «нормально». Он считал, что этот метод ускорит работу мозга. Наш опыт доказывает это. Вначале, в первые два месяца, чтение Домана обогатило словарный запас ребенка, повысило его разговорную активность и сделало дочь целостной.
Глобальное чтение — это отличный способ научить читать детей, которые не говорят, а также наладить с ними общение посредством письменного дискурса.
Кроме того, в процессе обучения чтению дети читают вместе с родителями внушительное количество научной литературы и приобретают энциклопедические знания. Позже, когда необходимость в показе карточек отпадет, целесообразно продолжать учить ребенка ежедневно читать определенный объем информации из энциклопедии. Это улучшает навыки и ускоряет чтение.
Начало урока по обучению интегрированному чтению должно происходить довольно рано, с одной стороны, а с другой стороны, необходимо учитывать подготовку ребенка к уроку. Эта готовность представлена следующими параметрами
Аннотация к презентации
Презентация на тему «Как читать мир» в педагогике. Состоит из 14 слайдов. Размер файла 2,13 МБ. список презентаций PowerPoint. Материал можно бесплатно скачать на свой компьютер или посмотреть онлайн в мультике.
‘Общие методы чтения при работе с детьми с лассом и другими психическими расстройствами’.
Автор: е. верхотурцева, логопед-дефектолог общеобразовательной средней школы № 1.
Прозрачность 2.
Глобальное чтение. Что это такое?
Американский нейрофизиолог ГленнДоман был первым, кто использовал глобальный метод обучения чтению. Суть всего метода обучения чтению заключается в том, что дети регулярно воспринимают целые слова, словосочетания и короткие предложения, написанные визуально и устно, в течение длительного времени.
Прозрачность 3
Обучение глобальному чтению позволяет развивать следующее. -импровизированная речь — зачаточное мышление детей до овладения произношением -визуальное внимание и память -пассивный словарный запас
Прозрачность 4
-Учить детей понимать значение графических изображений слов -Развивать целостное отношение к чтению как к источнику знаний и средству общения с другими людьми. При обучении глобальному чтению перед учителями стоят следующие задачи
Прозрачность5
1.КорсунскаяБ.Д. Воспитание детей дошкольного возраста с нарушением слуха в семье. 2. программа «Общение». Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением слуха (глухотой) в детских садах. Под редакцией Е.И. Леонгардта. 3. метод Гленна-Домана для раннего развития. В возрасте от 1 года до 4 лет. 4.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Дети с аутизмом. Как помочь. 5.Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: (Методическая разработка) Метод глобального чтения.
Прозрачность 6.
-глобальное чтение-чтение со строчной буквы-текст-анализ-синтез-чтение Обучение чтению в трех направлениях — это хорошо.
Прозрачность 7.
Виды деятельности по глобальному чтению: 1. чтение автоматических букв 2. чтение слов 3. понимание письменных инструкций 4. чтение текстов
Прозрачность 8.
Чтение автоматизированных энграмм
В качестве учебных пособий полезно использовать семейные фотоальбомы с соответствующими печатными подписями. Надписи воспроизведены на отдельных карточках. Ребенок учится подбирать слова и закрывать надпись на фотографии или фотографиях в альбоме. Ученикам предлагается «узнать» нужную надпись на карточке и поместить ее на картинку. Закрытое слово открывается и сравнивается с выбранной надписью.