Массовая культура: понятие, примеры из жизни, признаки, виды. Что такое массовая культура

Считается, что популярная культура потребляется всеми людьми, независимо от того, где они живут. Это культура повседневной жизни, представленная через широкий спектр каналов, включая телевидение.

Индустрия сознания. Как массовая культура заставляет нас быть счастливыми и отучает думать

Плохие песни, убогие комедии и бесконечные мелодрамы — это не только способ убить свое время, но и один из самых эффективных методов социального контроля, укрепляющий существующие иерархии и объединяющий людей в их слабостях. Ирина Меркулова исследует, как западные философы XX века исследовали и критиковали популярную культуру и какую роль она играла в Советском Союзе.

В фильмах Андрея Кончаловского, дорогие товарищи! (2020) представлена следующая сцена: начальник промышленного отдела КСК Новочеркасского горкома Людмила Семина возвращается с кладбища и ей показывают место захоронения 18-летней дочери Светы. Как и многие другие демонстранты, погибшие во время расстрела в Новочеркасске в 1962 году, Света была похоронена в отдельной могиле. Накануне Людмила видела, как снайперы готовились расстрелять протестующих на крыше новочеркасского завода «Локомотив Электрик». Теперь у него не было иллюзий относительно того, что произошло — как расстреливали толпу на площади перед Муниципальным комитетом и как тела убитых увозили на грузовиках в неизвестном направлении. Пытаясь успокоиться, он начинает петь песню из фильма Григория Александрова «Весна» — одного из послевоенных фильмов, призванных поднять боевой дух советского народа и снизить накал войны.

Товарищ, товарищ! Будь то на работе или в бою, берегите нашу родину! Ваш великий советский народ с вами. Во имя свободы, сквозь бури и трудности он идет к своей цели.

У героини не остается ничего своего, кроме идеологически навязанных символов и переданных произведений киноиндустрии. Столкнувшись с последствиями забастовки, он понимает, что больше не может испытывать прежнего чувства принадлежности к обществу. Тот факт, что смешной советский фильм теперь вызывает в памяти песню Людмилы, согласуется с позицией Адорно о том, что «свобода, которую нам обещает развлечение, — это свобода от размышлений, которые могли бы быть оспорены». Веселые песни здесь — «средство создания иллюзии счастья», с чем можно было бы поспорить раньше в Новочеркасске, но после тех июньских дней иллюзий не осталось.

Массовая культура выполняет свою основную задачу — заставляет «не думать, забыть о страдании, даже находясь перед его лицом».

Единство в ничтожестве

Концепция массовой культуры появилась в первой трети 20-го века и в основном ассоциируется с текстом Хосе Ортегаигасета «Восстание масс» (1929). Впоследствии бинарная массовая элитная система была удалена. Ортега-и-Гассет показал, что улучшение условий жизни большинства, характерное для массового общества, было наиболее комфортным местом для возникновения массовой культуры. Ортега-и-Гассет впервые определил массы как основные толпы, но «люди, составляющие эти толпы, существовали до них, но они не были толпой». Именно цифры обещают триумф масс: «В течение трех поколений подряд человеческая масса резко увеличивалась, затопляя узкую часть истории. В 20 веке роль масс изменилась. ‘Он решил выйти вперед, занять должность и наслаждаться удовольствиями и благами, ранее предназначенными для немногих’.

Ортега-и-Гассет не начал анализ популярной культуры, с которым философы Франкфуртской школы столкнутся десятилетие спустя, но он первым объяснил роль масс в формировании культуры.

‘Проблема в том, что эта решимость масс взять на себя функции меньшинства не ограничивается, не ограничивается сферой развлечений, а является осью нашего времени. Моя новая политическая система — это не что иное, как политическая директива. Массы».

В своей книге «Даректика Просвещения» Теодор Адорно и Макс Хокхаймер подробно анализируют массовую культуру и механизмы индустрии культуры. ВОПРОС: Какова цель популярной культуры? Что скрывается за этим стилем? Каковы основные преимущества индустрии культуры? Что он делает для критики? В чем смысл клише, которые он создает?

  Ноутбуки для работы, на которые стоит обратить внимание в 2021 году. Какой ноутбук купить для домашнего пользования в 2021

Читайте также

Но если Ортега-и-Гассет вышел из-под политического и культурного диктата масс в результате победы гайдтианской демократии, то Адорно говорит о «культурной монополии», «правительственном институте».

«Общее намерение государственных учреждений — не производить и не опускать ничего, что не соответствует их планам, их представлениям о потребителях или, прежде всего, их представлениям о самих себе».

Он не утверждает, что актеры, массы, являются производителями продукции индустрии культуры. И в известном споре о продуктах массовой культуры, добавляет Адорно, он обрушивается на некоторые убеждения, которые пытаются отразить требования внутреннего мира и масс, или заставляют их так думать.

‘Психология публики, которая не только предполагается, но и фактически поощряет существование индустрии культуры, является частью системы, а не вообще’.

Адорно видит главное преимущество индустрии культуры в том, что она «смогла без промедления перевести искусство в сферу потребления и, более того, свести это потребление к закону».

Когда он поднимает вопрос о целях популярной культуры, Адорно приходит к выводу, что Его цель — унизить человека — чувство принадлежности достигается путем примирения с его отсутствием. Смех над собой — устойчивый элемент популярной культуры. Адорно считает, что это уничтожает любые следы субъективности, любые претензии на самый низкий уровень независимости и экономической автономии.

‘Возможность стать финансовым субъектом, бизнесменом, собственником полностью уничтожена. Независимое предпринимательство было основано на чизкейке всей буржуазной семьи в ее наследии и управлении. Все стали рабочей силой».

Одна из целей популярной культуры — убедить нас в закономерности радикального распределения каждой ситуации, черно-белого кризиса. Итак, «Дорогой товарищ!» Семина сказала после конфронтации с дочерью: «Во время войны было ясно, что есть места, где были чужие, а есть места, где были священники. Но здесь она вроде бы есть, я ничего не понимаю». Цель популярной культуры, особенно этих духовно исправленных фильмов, снятых после войны, — снизить градус недовольства бедностью и убедить зрителей, что существует единое общество — «наше собственное», и что это общество растет и работает промышленность. Она работает, работает и работает, она жестока, в ней есть все, и в этом контексте бедность или необоснованный рост цен (катализатор восстания в Новочаке) не так важны, а выражение протеста против самого себя становится оскорбительным.

Фильм Кончаловского демонстрирует экранную функцию популярной культуры. Она становится на улице, и Семина бежит сквозь толпу на площади, пытаясь найти свою дочь, но, увидев раненого рабочего, затаскивает ее в помещение магазина. Там по телевидению транслируется поп-песня «Эй, Рулат» в исполнении Елены Великановой.

‘Я никогда не знал таких высоких показателей в отрасли в прошлом. Поздравляем с потрясающим успехом их постановки и песни!

Если вам одиноко и грустно, если несчастье стучится в вашу дверь, если удача гонит вас прочь, вспомните эту песню».

Можно обсудить важность внедрения критики Адорно в отношении индустрии культуры в советском обществе. Адорно писал (и видел) популярную культуру только в капиталистических обществах, и его анализ не может быть применен к советской культуре. Ортега-и-Гассет видел требования масс (и, следовательно, популярной культуры) и новой политической системы. Советский Союз заимствовал огромный пласт западной культуры, включая поп-культуру. Отношение к массовой культуре было неоднозначным — критиковалась массовость западной культуры и пропагандируемые ею капиталистические ценности, но идеологи говорили об отделении буржуазной массовой культуры от социалистической.

‘Основная цель социалистического искусства, правильно применяемая на практике, призвана обеспечить развитие как художественного творчества, так и эстетического сознания масс’. Это было бы невозможно без неуклонного повышения общеобразовательного и культурного уровня. Среди масс извращенное предпочтение ложных вкусов залов, которые не могли критически воспринимать западную моду и упрощенную пропаганду искусства без борьбы с ориентацией некоторых художников, могло удовлетворить потребности слаборазвитых классов.

Читайте также

Советский Союз создал свою собственную популярную культуру, но всегда называл ее по-другому — как социалистическую культуру масс, как необходимое свободное время для трудящихся, как произведения кинематографа. Выражения, шутки и песни кино 1940-1970-х годов имели огромный успех благодаря своей простоте и запоминаемости. Только из фильмов «Весна», где поет Семина, переданы миру некоторые из самых известных злодеяний: «Красота — страшная сила!». ‘, ‘Если вы не работаете, где вы работаете’, ‘Я’ не хочу утомлять вас тележками, ‘глупый’ и т.д. вместе. Конфликт между их «буржуазной» популярной культурой и нашим собственным искусством заставил нас искать определения и объяснения того, как искусство в широком масштабе отличается от чужой и неполноценной американской популярной культуры.

В этом есть противоречие. Если культура отражает внутренний мир людей, но в то же время создает общество, то кто дает напряжение перемен? Действительно, в каждом сезоне есть люди, которые что-то создают — научное открытие, изобретение, новый вид музыки.

Как возникает массовая культура?

Колыбелью популярной культуры считаются США, а непосредственным хранилищем и источником ее распространения — Голливуд. Именно там после определенного количества лет формируются молодежные субкультуры, образцы красоты и определенные ценности, которые отправляются в Россию.

Популярная культура является результатом формирования индустриального общества. Начало 20-го века считается местом рождения массовой культуры. Его появление можно объяснить следующими факторами.

  • массовизация труда, отдыха;
  • возникновение новой современной категории – масса;
  • улучшение статуса рабочего класса;
  • увеличение границ действия демократических институтов;
  • развитие общей грамотности;
  • включение рабочих людей в жизнь гражданского общества.

Почему массовая культура так популярна?

Популярная культура чрезвычайно популярна. Это связано с использованием среднего глобального языка общения, который понятен людям всех уровней образования и всех профессий. Кроме того, причины популярности популярной культуры связаны со структурой самих людей. Речь идет об определенной пассивности сознания многих общественных участников, об отсутствии у них желания принимать активное умственное и духовное участие в процессе социального характера. Вместо этого преобладает желание потреблять только «готовые» продукты культуры. Другая причина — желание забыть о проблемах мира, о рутине жизни. Третья причина — поиск понимания и сочувствия к нашим собственным проблемам со стороны других людей.

Популярной причиной популярной культуры иногда называют народную жизнь в XIX-XX веках. Для этого времени характерно возрастание роли народных масс в различных сферах жизни. Можно отнести к экономической и политической деятельности и управлению. Испанский философ и журналист Ортега-и-Гассет предложил следующую интерпретацию категории «масса Масса — это толпа, представляющая собой количественное и визуальное множество, обычно называемое в социологии массой. Масса — это средний человек. Общество всегда было изменчивым единством меньшинства и массы. Меньшинство — определенное количество важных людей. Причиной появления масс Ортега назвал низкое качество культуры.

Плюсы и минусы массовой культуры

Популярная культура — противоречивое и самостоятельное явление. Все мнения, существующие сегодня в обществе, можно разделить на две группы. Представители первой группы придерживаются позитивных взглядов на роль массовой культуры в общественной жизни.

  • позволяет зафиксировать представления людей о мире, отношениях друг с другом, жизненном образе. Данная информация помогает большому количеству людей лучше сориентироваться в современном и динамичном мире, получить представление о современных тенденциях;
  • произведения массовой культуры не считаются средством для самовыражения людей — они используются для прямого обращения к читателям, зрителям с учетом их запросов;
  • соответствует потребностям большого количества людей, включая пожеланием в интенсивном отдыхе, разрядке с психологической точки зрения.

Ученые считают, что массовая культура характеризуется и своими негативными последствиями. К его основным недостаткам относятся

  • снижение общего уровня духовной общественной культуры;
  • стандартизация и унификация жизненного образа, мышления миллионов жителей планеты;
  • пассивное потребление;
  • формирование стереотипов в сознании человека;
  • создание искусственной потребности за счет применения рекламы, СМИ;
  • навязывание при помощи СМИ искаженных реалий жизни.

Споры о положительных и отрицательных оценках массовой культуры считаются неправильными. Логично предположить, что влияние массовой культуры неочевидно. Это связано с тем, что влияние массовой культуры очень субъективно. Многое зависит от самого человека — если он сможет впитать только лучшее из взаимодействия с массовой культурой и выявить и отвергнуть негативные аспекты, влияние будет положительным. Однако если человек не желает анализировать поступающую информацию и не обладает критическим мышлением, то влияние массовой культуры с большой вероятностью приведет к деградации личности.

На уроках обществознания регулярно задаются вопросы о трех формах культуры США. Вы должны знать признаки популярной культуры и уметь выбирать их из списка. Давайте рассмотрим некоторые вопросы из экзаменов за последние несколько лет.

Развитие массовой культуры

Развитие массовой культуры связано с переходом от традиционного к индустриальному обществу. Промышленное производство сделало возможным копирование популярных проектов. Новые технологии позволили выпускать недорогие издания, заполнять столы для рисования и записывать музыку на виниловые пластинки. Радио, кино и телевидение позволили приблизиться к миллионам людей.

Таким образом, наряду с популярной культурой и элитарной культурой «для богатых и образованных» появилась народная культура.

В деиндустриальных обществах автоматизация производства и развитие средств массовой информации ускорили эти процессы. Сегодня, благодаря Интернету и глобализации, новые культурные тенденции быстро распространяются во все уголки земного шара. Люди из разных стран смотрят одни и те же фильмы-блокбастеры, читают одни и те же книги в одних и тех же магазинах и слушают одни и те же хитовые песни.

Признаки массовой культуры

Популярная культура, как и элитарная, создается экспертами. В отличие от популярной культуры, писателей знают по имени, а не анонимно.

Популярная культура направлена на максимально широкий круг потребителей, а не на узкий круг экспертов. Популярная культура демократична.

Для популярной культуры характерна простая формальность и стандартизация, и ее произведения должны быть понятны людям без специальной подготовки.

Популярная культура ориентирована на коммерцию. Главным критерием успеха является спрос со стороны населения. Именно поэтому поп-культура следует закону спроса и предложения.

Преимущества и недостатки массовой культуры

На протяжении десятилетий ведутся философские и социологические дебаты о том, что полезнее или вреднее для поп-культуры?

Это можно сказать и в защиту поп-культуры:.

Она демократична и доступна для всех.

Она обращается непосредственно к людям и учитывает их желания и интересы.

Она поддерживает простые, понятные концепции и помогает людям ориентироваться в современном мире.

Это позволяет людям расслабиться и снять стресс.

Ее лучшие работы будут результатом «высокой» культуры.

В то же время популярная культура подвергается критике за следующие факты:.

Она удовлетворяет взыскательные вкусы, «снижая стандарты», а не делая людей лучше.

Они сосредоточены на пассивном потреблении, а не на размышлении или творчестве.

Она заменяет реальную жизнь. Мифы об имплантатах.

Она объединяет идеи и образ жизни.

Она создает искусственные потребности и формирует «общество потребления».

Боливийская девочка изображена на фоне фигурки Капитана Америки из «Мстителей». Фото: Reuters.

Оцените статью
Бизнес блог