Спиральная модель похожа на ступенчатую модель, но гораздо больше времени уделяется оценке рисков. Процесс усложняется с каждым новым витком спирали. Эта модель часто используется в исследовательских проектах и в случаях с высокими рисками.
Жизненный цикл разработки ПО, фазы, процессы, модели.
Жизненный цикл разработки программного обеспечения — это структура, определяющая шаги процесса разработки программного обеспечения на каждом этапе. Он содержит подробный план создания, развития и сопровождения программного обеспечения.
Жизненный цикл разработки программного обеспечения определяет весь цикл разработки, т.е. все задачи, связанные с проектированием, разработкой, тестированием и внедрением программного продукта.
Чему вы научитесь: Процесс жизненного цикла разработки программного обеспечения
Жизненный цикл разработки программного обеспечения
Фазы жизненного цикла разработки программного обеспечения 1) Выявление и анализ требований 2) Проектирование 3) Программирование и реализация 4) Тестирование 5) Развертывание 6) Поддержка Модели жизненного цикла разработки программного обеспечения 1) Водопадная модель 2) V-модель 3) Модель прототипа 4) Спиральная модель 5) Итеративно-интенсивная модель 6) Модель большого взрыва 7) Agile-модель Выводы Рекомендации.
Процесс жизненного цикла разработки программного обеспечения
Жизненный цикл разработки программного обеспечения — это процесс, определяющий различные этапы разработки программного обеспечения для получения высококачественного продукта. Этапы SDLC включают все фазы жизненного цикла программного обеспечения, т.е. от разработки до вывода из эксплуатации.
Соблюдение рекомендаций SDLC приводит к систематической и дисциплинированной разработке программного обеспечения.
Цель: Основной целью SDLC является поставка высококачественного продукта, отвечающего требованиям заказчика.
SDLC определяет этапы сбора требований, проектирования, планирования, программирования, тестирования и поддержки. Для разработки систематического продукта важно следовать ряду шагов. Пример: необходимо разработать программное обеспечение, команда работает над продуктом удаленно и может работать по своему усмотрению. Один из разработчиков хочет сначала сделать дизайн, второй начинает программировать, третий документировать.
Это приведет к провалу проекта, поскольку члены команды должны обладать глубоким пониманием и знаниями, чтобы выдать ожидаемый продукт.
Циклы разработки программного обеспечения Фазы SDLC представляют собой процесс разработки программного обеспечения.
Вот блок-схема, описывающая основные этапы SDLC.
Этапы SDLC соответствуют ключевым этапам разработки:
- Сбор и анализ требований
- Дизайн
- Программирование
- Тестирование
- Установка
- Поддержка
#1) Сбор и анализ требований.
На этом этапе от клиента собирается вся необходимая информация, чтобы разработать продукт, отвечающий его ожиданиям. Все неясности должны быть устранены на этом этапе.
Бизнес-аналитик и менеджер проекта отвечают за разработку проекта.
Жизненный цикл разработки программного обеспечения (SDLC) — это концепция разработки информационных систем, которая включает в себя проектирование, разработку, тестирование и развертывание информационных систем. Это относится к аппаратным средствам, программному обеспечению или комбинированным ИТ: разработчики стремятся создавать высококачественные системы, отвечающие ожиданиям клиентов, в срок и в рамках бюджета.
Концепция SDLC сформировалась в 1960-х годах среди крупных компаний, чья деятельность была основана на обработке больших объемов данных и выполнении множества рутинных задач. Сегодня он сочетает в себе несколько гибких, итеративных и последовательных методов, подходящих для проектов разного размера и сложности.
SDLC
Планирование и анализ требований. На основе полученной информации разрабатывается основная концепция проекта, составляется технико-экономическое обоснование продукта, предусматриваются риски и определяются требования к качеству. Результатом этого этапа является определение подходов, которые позволят успешно реализовать проект при минимально возможных затратах.
Определение требований. После завершения предыдущего этапа четко определяются и документируются конкретные требования к продукту. Они представляются на утверждение клиенту и аналитикам рынка. Для этого используется документ SRS (спецификация требований к программному обеспечению), содержащий все стандарты, которым должен соответствовать продукт.
Фазы жизненного цикла программного обеспечения
Архитектурное проектирование. SRS — это дорожная карта для разработчиков, предлагающая оптимальную архитектуру для будущего продукта. На основе требований из этого документа обычно определяется несколько подходов к проектированию, которые записываются в DDS, документе по проектированию. Он предлагается для рассмотрения всем заинтересованным сторонам проекта, которые совместно оценивают такие критерии, как риски, ожидаемая надежность изделия, модульность внутренней конструкции, финансовые и временные ограничения, и выбирают соответствующий подход к проектированию. Это, в свою очередь, включает четко определенные архитектурные части продукта, описывающие связь и поток данных с внешними модулями (если таковые имеются).
Развитие. Эта фаза жизненного цикла включает в себя непосредственную работу по созданию и сборке продукта в соответствии с РДС. При наличии детального и организованного дизайна написание кода обычно не вызывает особых трудностей. При разработке используются инструменты программирования, такие как компиляторы, интерпретаторы, отладчики и т.д. Код написан на различных языках программирования высокого уровня, таких как C, C++, Pascal, Java и PHP. Выбор зависит от типа программного обеспечения
Разработка и обслуживание. После проверки продукта на наличие ошибок и их исправления он готов к выпуску. В зависимости от бизнес-стратегии, выбранной клиентом и разработчиком, разработка может быть единовременной или поэтапной. Часто первая версия выпускается для ограниченного сегмента рынка, чтобы проверить тестирование принятия пользователем (UAT) в реальной бизнес-среде. После получения отзывов от представителей целевой аудитории разработчик выпускает полную версию без изменений или после соответствующей доработки. Обслуживание уже запущенного продукта основывается на существующей клиентской базе.
Модель жизненного цикла программного обеспечения — это общее описание деятельности и задач, выполняемых в ходе разработки, внедрения и сопровождения информационной системы. Это абстракция реального процесса разработки продукта, которая игнорирует множество мелких нюансов. Это обобщение необходимо для того, чтобы помочь разработчикам выбрать подходящую модель для своего проекта, не увязнув в мелочах.
Модели принято делить на три основные категории:
Давайте рассмотрим наиболее распространенные модели жизненного цикла программного обеспечения из каждой категории.
Модели жизненного цикла ПО
Он относится к последовательной модели, которая была популярна в 1960-х и 1970-х годах, а сейчас считается устаревшей. Однако он по-прежнему широко используется при обучении программистов, например, в университетах. Условно его делят на несколько этапов:
Если в ходе тестирования обнаруживаются дефекты, продукт переводится в первую фазу, и процесс начинается заново. Очевидным преимуществом этой модели является ее простота, но она подходит только для разработки очень простых проектов или решения учебных задач.
- Последовательные — представляют собой строгие последовательности выполнения этапов, каждый из которых начинается только тогда, когда закончился предыдущий.
- Итерационные — такие модели подразумевают, что продукт проходит несколько итераций, каждая из которых содержит все фазы разработки, до тех пор пока не будет полностью соответствовать требованиям, необходимым для выпуска на рынок.
- Гибкие — в их основе лежит итерационный принцип разработки ПО, но структура циклов может меняться в зависимости от текущей задачи и/или степени готовности продукта.
Это также последовательная модель, которая используется с 1970-х годов, но она включает все необходимые фазы жизненного цикла. Название происходит от того, что каждая новая фаза начинается тогда, когда заканчивается предыдущая — схематично это выглядит как водопад.
Модель кодирования и устранения ошибок
Преимущества:
- постановка задачи;
- выполнение задачи;
- проверка результатов.
Недостатки:
Каскадная модель (водопад)
Стадийная модель используется в отраслях с установленными и детальными требованиями к продукции — например, в медицинской или аэрокосмической промышленности, где изменения происходят медленно. В разработке программного обеспечения он используется в основном для небольших и четко определенных проектов.
Существуют модели разработки программного обеспечения. И такие методы есть. В Интернете можно найти много противоречивой информации о том, что есть что и как их различать. Новичку может быть трудно разобраться в них. В этой статье мы обобщим все моменты.
- простота контроля над работой программистов и/или их команд, а также над расходами и сроками;
- фиксированная стоимость проекта, задаваемая на этапе планирования и жестко соблюдаемая на всем протяжении разработки;
- наличие подробной технической документации, на которую могут опираться тестировщики (не обязательно с высокой технической подготовкой).
Все программное обеспечение имеет жизненный цикл — этапы, которые оно проходит от начала создания до завершения разработки и утилизации. В большинстве случаев речь идет о подготовке
- отсутствие обратной связи на каждом этапе разработки — заказчик дает ее только в конце всего проекта, что существенно увеличивает риск отклонения продукта;
- тестирование в конце разработки, что часто приводит к накоплению ошибок и, соответственно, большим расходам на их устранение;
- необходимость написания подробной технической документации серьезно тормозит процесс разработки.
Поддержка. Иван подписал акт приема-передачи, и подрядчик разместил интернет-магазин на «живых» серверах. Пользователи начали посещать магазин и сообщать о найденных ошибках, а разработчики начали исправлять их на месте.
Модели и методологии разработки ПО
Модель разработки программного обеспечения описывает, через какие фазы жизненного цикла программного обеспечения проходит программное обеспечение и что происходит на каждом этапе.
Этапы жизненного цикла ПО
А методология включает в себя набор методов управления разработкой: правила, приемы и принципы, которые делают ее более эффективной.
Пять наиболее популярных моделей: Каскадный, V-образный, инкрементальный, итеративный и спиральный. Давайте рассмотрим их подробнее.
В этой модели развитие происходит поэтапно: каждый последующий этап начинается только после завершения предыдущего. При правильном выполнении «каскад» является самой быстрой и простой моделью. Он используется уже почти полвека, с 1970-х годов.
Преимущества водопада
Недостатки каскадной модели
Каскад» подходит для разработки проектов в медицинской и аэрокосмической промышленности, где уже создана обширная база документов (СНиПы и спецификации), и на их основе можно написать требования к новому программному обеспечению.
При работе со стадийной моделью основной задачей является написание подробных требований к разработке. На этапе тестирования не может быть обнаружена ошибка, влияющая на весь продукт.
Это усовершенствованная модель масштабирования, когда клиент и команда программистов одновременно пишут требования к системе и описывают, как они будут тестировать ее на каждом этапе. История этой модели уходит корнями в 1980-е годы.
Основные модели разработки ПО
- Code and fix — модель кодирования и устранения ошибок;
- Waterfall Model — каскадная модель, или «водопад»;
- V-model — V-образная модель, разработка через тестирование;
- Incremental Model — инкрементная модель;
- Iterative Model — итеративная (или итерационная) модель;
- Spiral Model — спиральная модель;
- Chaos model — модель хаоса;
- Prototype Model — прототипная модель.
Преимущества V-модели
Waterfall (каскадная модель, или «водопад»)
Недостатки V-модели
В итеративных или инкрементальных моделях (таких моделей известно много) разрабатываемая система разбивается на ряд частей, которые разрабатываются в нескольких последовательных проходах всего задания или его части.
- Разработку просто контролировать. Заказчик всегда знает, чем сейчас заняты программисты, может управлять сроками и стоимостью.
- Стоимость проекта определяется на начальном этапе. Все шаги запланированы уже на этапе согласования договора, ПО пишется непрерывно «от и до».
- Не нужно нанимать тестировщиков с серьёзной технической подготовкой. Тестировщики смогут опираться на подробную техническую документацию.
Скалярная модель с возможностью возврата к предыдущему шагу для пересмотра своих результатов при необходимости становится итерационной. Итеративный процесс означает, что различные действия не привязаны к конкретным этапам проектирования, а выполняются по мере необходимости, иногда неоднократно, до достижения желаемого результата. Помимо гибкости и способности быстро реагировать на изменения, итеративные модели добавляют сложности в управление проектом и контроль за ходом его выполнения. При итеративном подходе гораздо сложнее адекватно оценить текущее состояние проекта и спланировать долгосрочное развитие, а также спрогнозировать время и ресурсы, необходимые для обеспечения определенного качества результата.
- Тестирование начинается на последних этапах разработки. Если в требованиях к продукту была допущена ошибка, то исправить её будет стоить дорого. Тестировщики обнаружат её, когда разработчик уже написал код, а технические писатели — документацию.
- Заказчик видит готовый продукт в конце разработки и только тогда может дать обратную связь. Велика вероятность, что результат его не устроит.
- Разработчики пишут много технической документации, что задерживает работы. Чем обширнее документация у проекта, тем больше изменений нужно вносить и дольше их согласовывать.
Эта модель представляет собой хорошее сочетание прототипирования и поэтапного планирования. И эта модель объединила в себе лучшие элементы подходов «снизу вверх» и «сверху вниз».
Преимущества модели:
V-образная модель (разработка через тестирование)
Эта модель имеет алгоритм, который ближе к современным методам, но все же имеет некоторые недостатки. Это одна из важнейших практик экстремального программирования, которая предполагает регулярное тестирование продукта в процессе разработки.
Модель V обеспечивает поддержку планирования и реализации проекта. Цели проекта следующие. Это позволяет выявить отклонения и риски проекта на ранней стадии и улучшить управление проектом за счет снижения рисков: Модель V — это стандартизированная модель разработки, которая позволяет проекту достичь желаемых качественных результатов. Промежуточные результаты могут быть рассмотрены на ранней стадии. Универсальная документация облегчает читаемость, понятность и проверяемость — Снижение общих затрат на проект: ресурсы на разработку, производство, управление и поддержку можно заранее рассчитать и контролировать. Результаты также являются гибкими и легко прогнозируемыми. Это снижает затраты на последующие этапы и проекты. — Улучшение коммуникации между участниками проекта: Универсальное описание всех элементов и условий облегчает понимание всех участников проекта. Это уменьшает неточности в понимании между пользователем, покупателем, поставщиком и разработчиком.
- Количество ошибок в архитектуре ПО сводится к минимуму.
Теоретически, гибкая разработка — лучший выбор для моделей SDLC, и инкрементная разработка должна уйти в прошлое. На самом деле, масштабируемые методы живы и процветают, даже если они уступили большую часть рынка Agile. Почему они живы и здоровы?
- Если при разработке архитектуры была допущена ошибка, то вернуться и исправить её будет стоить дорого, как и в «водопаде».
Итеративная модель
Дело в том, что идеального метода разработки не существует. Да, Agile отлично подходит для компании с непостоянным рынком, но вы никогда не сможете разрабатывать новые версии Windows с помощью Agile — в середине разработки все ваши хорошо отрегулированные процессы рухнут под давлением восьмичасовых звонков, и у разработчиков не останется времени ни на что другое. Выбор правильной методологии разработки (включая водопад, если необходимо) — это решение, которое зависит от десятков факторов, не все из которых говорят в пользу agile-разработки.
Другой момент заключается в том, что в большинстве случаев команды используют несколько методологий разработки. Одна команда использует Scrum, но применяет Kanban непосредственно в спринте — разработчики получают свои собственные карты из имеющихся, а после спринта PM анализирует производительность. Другая команда использует Kanban, но с водопадом внутри — каждая карточка описывает большие части функций или целые функции, которые могут быть реализованы несколькими разработчиками одновременно. Поэтому запомните самый важный момент: методы для разработчиков, а не разработчики для методов.
Спиральная модель жизненного цикла программного обеспечения
Если определенный микс идеально подходит для вашей команды, вам следует отказаться от принципов и использовать этот микс.
Для разработчика методология — это важная информация; для менеджера проекта методология — это хлеб на его бутерброде. Если вы тщательно ознакомитесь с методами и их применением, где
- Результат достигается в кратчайшие сроки.
- Конкурентоспособность достаточно высокая.
- При изменении требований не придется начинать все с «нуля». Но у этой модели есть один существенный недостаток: невозможность регламентирования стадий выполнения.
V модель — разработка через тестирование
Что лучше использовать?
Где учить методологии разработки ПО?
- Профессия Project Manager в IT. Курс длится 12 месяцев, по итогу вы получаете полноценную профессию PM. Вам расскажут про жизненный цикл ПО, про все разработанные методологии, покажут сферы их применения и дадут практические работы, которые вы сможете разместить в своем портфолио. Стоимость курса – от 4 800 рублей в месяц при рассрочке на 2 года.
- Project Management. Курс для широкой аудитории. Рассказывают и про жизненный цикл, и про методологии, и про инструменты организации работы команды. Отдельно большое внимание уделяется анализу продуктивности команды и методам повышения этой продуктивности. Длительность – 1 год, стоимость – 6 000 рублей в месяц.
- Project manager. Относительно короткий курс – 8 месяцев. Курс позволяет получить профессию. Помогают с трудоустройством, выдают диплом о профессиональной переподготовке. Стоимость курса – 5 100 рублей при рассрочке на 2 года.
Подведем итоги
- Жизненный цикл ПО – это стадии, через которые проходит приложение, от идеи до смерти.
- На стадиях жизненного цикла строятся парадигмы разработки: каскадная и Agile.
- Каскадная парадигма – это когда разработка ведется строго по ТЗ. Прозрачный, но медленный подход, основные модели: водопад, водоворот.
- Гибкая парадигма – это когда разработка ведется небольшими итерациями. Заказчик получает быстрый результат, команда получает фидбэк и мотивацию. Основные модели: Scrum, Kanban.
- Идеальной модели разработки не существует – чаще всего применяется смесь из нескольких моделей, наиболее удобная для всей команды. Выбор модели (или смеси моделей) – задача Project Manager.