Использование обучающих платформ позволяет автору автоматизировать монотонные процессы, такие как открытие доступа к занятиям, проверка заданий, анализ статистики, предоставление обратной связи студентам и многое другое. Более того, курс, созданный на платформе, может посещать неограниченное количество студентов.
Что такое онлайн-образование, и как оно работает
По последним данным, более миллиона человек в России уже имеют опыт электронного обучения. Только в 2016 году количество студентов на онлайн-платформах в России удвоилось. «Хитек» поговорил с руководителями и выпускниками Нетологии о том, может ли онлайн-образование заменить традиционные платформы и офлайновые университеты, как оно помогает строить карьеру и интересует ли вообще некоторых работодателей университетский диплом.
Читайте Hitech на сайте.
Этот миллионер с опытом онлайн обучения уже знает, что можно полностью изменить свою работу и жизнь за три-шесть месяцев. Вы можете изучать инженерное дело, пройти курсы SMM и бросить их, чтобы открыть собственное агентство. Вы можете работать в наружной рекламе, а затем переключиться на цифровую и развивать свои навыки в интернет-маркетинге или программировании, даже если все, что вы впервые услышали в классе, были слова «HTML» и «CSS». Вы можете отказаться от майнинга и попробовать свои силы в копирайтинге или контент-маркетинге.
Плюсы и минусы онлайн- и офлайн-обучения
Каждый формат имеет свои преимущества и недостатки. Это естественно. Классическим примером является автономное обучение в высшем образовании. Она по-прежнему традиционна и часто обязательна для работодателей. Многие всерьез полагают, что получить профессию и связанные с ней знания можно только в университете. Однако в цифровом мире многие вещи невозможно интегрировать в систему высшего образования просто потому, что они постоянно меняются.
К сожалению, высшее образование сильно забюрократизировано и инертно: Учебная программа должна быть согласована с государственными образовательными стандартами, лекции должны быть основаны на определенных критериях, а полученные знания должны им соответствовать. При этом, конечно, невозможно изменить утвержденную последовательность лекций или учебный процесс, чтобы адаптировать его к новым обновлениям ВКонтакте, Facebook или других социальных сетей, которые существенно меняют все взаимодействие с этими сетями в рамках СДМ, так же, как невозможно выучить новые фреймворки: их просто еще не успели включить в учебный план (и неизвестно, когда успеют). Поэтому обучение онлайн-профессиям в университетском формате совершенно неэффективно: реальность цифрового мира меняется быстрее, чем способность университетского образования адаптироваться к изменениям в экономике.
Онлайн-формат — это совсем другое дело, потому что здесь преподаватели — профессионалы, лекции полны конкретных примеров, а практические задания предполагают реальную работу и прямую обратную связь. Все новое, что появляется в той или иной отрасли, немедленно интегрируется в учебный процесс и, по сути, адаптируется ежемесячно. Обучение проходит интенсивно и быстро, поскольку в подготовку специалиста по контент-маркетингу нет необходимости включать курс философии.
Итак, почему пользователи часто выбирают онлайн-обучение?
Анна Загитова окончила Липецкий государственный технический университет по специальности «психология», преподавала в университете, а затем стала заместителем генерального директора по связям с общественностью крупной федеральной финансовой компании и популярным блогером в Липецкой области. Но Анна хотела быть только маркетологом. Во время учебы Анна трижды меняла работу: мало кто понимал, почему ей пришлось спускаться по карьерной лестнице. Но в конце концов она нашла работу своей мечты — сейчас Анна является старшим специалистом по маркетингу в крупной медицинской компании.
История Анны на сайте Netology показывает, что один из способов узнать что-то новое на пути к работе своей мечты — это пройти онлайн-курс. Радикальная смена работы по-прежнему кажется многим людям чем-то страшным и невозможным. Считается, что работодатели с подозрением относятся к людям, которые идут на такой шаг. Однако рынок уже привык к этому явлению. Как рассказал «Хайтеку» генеральный директор департамента кадров АНКОР Сергей Саликов, менять работу и сферу деятельности и искать себя можно до 35 лет, а для самых отчаянных — до 40 лет. Однако опыт «Нетологии» показывает, что к ним приходят за обучением, и спустя 40 лет были даже случаи, когда студентами становились люди старше 60 лет.
Нормативная база
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
- Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006.
- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006.
- Приказ Минобрнауки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Приказ Минобрнауки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
- Письмо от 24 июня 2014 г. № АК-1666/05 «Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки».
- А также несколько рекомендаций Минобрнауки и ГОСТы.
Закон об образовании четко определяет термины «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии»:
Статья 16. «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
«Электронное обучение» — организация образовательной деятельности с использованием информации, содержащейся в базах данных и используемой для реализации образовательных программ, а также информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, позволяющих передавать эту информацию по линиям связи и осуществлять взаимодействие между обучающимися и педагогическими работниками.
Дистанционные образовательные технологии — это образовательные технологии, применяемые в основном с использованием информационно-телекоммуникационных сетей для непрямого (удаленного) взаимодействия между учащимися и преподавателями.
А в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 термины электронное обучение и дистанционные образовательные технологии используются неразрывно.
То есть, и дистанционное образование, и онлайн-образование — это электронное обучение, проводимое с использованием дистанционных образовательных технологий. Или дистанционное обучение.
Что такое дистанционное обучение
Дистанционное обучение (ДО) — это взаимодействие между преподавателями и учащимися на расстоянии с использованием современных информационных технологий. Эксперты выделяют три основных типа DL:
- Синхронное обучение. Происходит в реальном времени: преподаватель одновременно с учащимися работает над материалом. Под этот формат попадают онлайн-трансляции, вебинары, скайп-созвоны.
- Асинхронное обучение. В рамках этого формата используется заранее подготовленная учебная программа, доступ к которой получает слушатель. Она содержит готовый к самостоятельному изучению материал (слайды, видео, текст и другие материалы) и задания для контроля обучения (тесты, задания). В свою очередь, асинхронное обучение может быть двух видов: автоматизированное (прошел тесты, получил документ и забыл) или с сопровождением (преподаватель в установленные сроки проверяет задания, участвует в обсуждении, например на форумах). Как правило, такое обучение проводят в системах дистанционного обучения (СДО) или LMS (Learning management system).
- Смешанное обучение (blended learning). Объединяет оба вида.
В прошлом
Как устроено обучение в Русской Школе Управления
Очные занятия проходят в аудиториях Русской школы управления, где участники и преподаватели работают в тесном контакте. Преимуществом очных программ является привычный формат, меньшая зависимость от технологий и внешних факторов, а также простота получения обратной связи. Участники тренинга получают рабочую тетрадь с материалами, посещают кофе-брейки и заводят новые знакомства среди своих коллег.
В рамках онлайн-курса участники посещают лекции дистанционно через прямую трансляцию. Мы настраиваемся на трансляцию из аудитории — такой формат позволяет задавать вопросы лектору дистанционно и получать обратную связь в течение дня. Учебные материалы предоставляются в электронном формате.
Очные программы
Сравнение форматов обучения
Онлайн-курсы (синхронное обучение)
Электронный формат позволяет учиться неполный день из любой точки мира: не нужно тратить время (и деньги, если приходится ехать из другого города). Интерактивность и 10-дневный доступ к записанным урокам делает обучение таким же простым, как и при личном контакте.
Записанные на видео курсы можно проходить на рабочем месте и по индивидуальному графику. Мы предоставляем доступ к удобной учебной базе LMS Teachbase с прямой технической поддержкой и материалами для электронного обучения. В конце курса пользователи проходят онлайн-тест.
Персональный членский счет Teachbase