Последовательное обучение с каждым годом становится все более популярным. Это динамичная и эффективная система, которая успешно внедряется в учебных заведениях.
Блочно-модульное обучение
Современные образовательные технологии можно разделить на проблемно-ориентированные технологии, обучающие игры, кооперативное обучение и модульные технологии. Использование модульной технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение предмета и самооценку.
В современном мире, где количество информации и знаний, накопленных человечеством, постоянно растет, педагоги осознают, что образование нового поколения должно быть ориентировано на ученика. Это означает, что необходимо учитывать способности, потребности и особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивирующим, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: Научиться самостоятельно выбирать и использовать необходимую информацию. Одним из средств обучения для выполнения этих задач является модульное обучение. Его суть заключается в том, что студент самостоятельно достигает целей обучения и познавательной активности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебные материалы с инструкциями и рекомендациями по выполнению этих задач. Это особенно важно для современных мальчиков и девочек, которым предстоит сложная жизнь, в которой нужно уметь все делать самостоятельно.
Поэтому потенциал модульной технологии огромен, поскольку она делает ученика центральной фигурой в системе «учитель-ученик», а учитель управляет его обучением — мотивирует, организует, консультирует и контролирует.
Модуль — это преднамеренная функциональная единица, объединяющая учебное содержание и методы обучения для изучения этого содержания.
Модульный курс позволяет студентам работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать собственную работу и работу других. Важно, чтобы каждый студент понимал цель курса, что он должен выучить и на чем ему нужно сосредоточиться. Роль учителя в блочном обучении сводится к контролю за работой учащихся. Благодаря такой организации он может общаться почти со всеми студентами, помогать слабым и поощрять сильных. Еще одной особенностью является то, что во время уроков ученики получают много баллов, которые записываются только в их тетради. В этом случае даже двойка может стать очком. В реестр заносится только «выпускной экзамен», который проводится в конце изучения предмета.
Модульная технология позволяет определить и быстро оценить уровень усвоения нового материала.
Элементов обучения (LE) не должно быть много (максимум 7), но следующие являются обязательными: DE-0 — устанавливает широкую цель для достижения результатов обучения. DE-1 включает задания на определение начального уровня знаний в предметной области и задания на изучение нового материала. DE-n включает проверку уровня знаний, подведение итогов урока (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (варьируется в зависимости от успехов ученика на уроке), рефлексию (оценка собственной работы в свете оценки других).
- гарантированное достижения результатов обучения;
- паритетное отношение учителя и учеников;
- возможность работы в парах, в группах;
- возможность общения с товарищами;
- возможность выбора уровня обучения;
- возможность работы в индивидуальном темпе;
- раннее предъявление конечных результатов обучения;
- «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.
Почему модульное обучение называют технологией?
Модульная программа — это программа занятий, с помощью которых ребенок изучает какой-либо предмет. Алгоритм действий учителя по написанию модульной программы:
Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью учащихся по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если учащиеся знакомы с методами этой учебной деятельности: Распределение учебного объекта и предмета, описание, объяснение, классификация и т.д. То есть, прежде чем обучать ребенка модульной биологии, нужно сначала научить его тому, как научиться познавать (описывать объекты, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а затем использовать эти процессы для получения нового содержания в процессе обучения.
Для того чтобы уметь работать с печатным модулем, ученики должны сначала уметь хорошо читать, поэтому использовать такую форму работы в начальной школе не имеет смысла. Кроме того, важно, чтобы преподаватель хорошо разбирался в теории вопросов. Кроме того, для эффективного использования этой технологии необходимо внести изменения во всю систему обучения: Содержание, преподавание, обучение.
- каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;
- целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важного процесса.
— Модульная программа. Разработка цикла курса, состоящего из модульных модулей, связанных между собой целью, которая обеспечивает достижение тематических, личностных и законодательных целей. Это программа студенческих мероприятий.
- Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.
- Выделить главные основополагающие идеи.
- Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить.
- Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.
- Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты.
- Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).
- Копирование (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.
— Модульный курс. Это компонент модульной программы.
- Определение места модульного урока в теме.
- Формулировка темы урока.
- Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
- Подбор необходимого фактического материала.
- Отбор методов и форм преподавания и контроля.
- Определение способов учебной деятельности учащихся.
- Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.
— Дизайн в форме модуля. Использование блок-схем — особый способ структурирования учебного материала.
- Составление модуля данного урока.
- Подготовка необходимого количества копий текста урока для каждого учащегося.
— Модульность. Учебный материал разделен на отдельные конечные модули, которые логически связаны друг с другом и объединены целью обучения.
- Определение целей обучения для учащихся и их формулирование.
- Отбор содержания.
- Распределение содержания по урокам с учётом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
- Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).
- Написание модульной программы (желательно печатный материал).
Деятельность учителя при использовании модульной технологии
— Динамизм. Модули можно добавлять и заменять по мере изменения учебной программы.
— Гибкость. Адаптация содержания модуля к индивидуальным потребностям студентов.
Виды модульного обучения
— Сознательная перспектива. Студентам предоставляются краткосрочные и