Еще в детстве все они завидовали братьям Раевским, которым удалось принять участие в славных сражениях. А с какой радостью они встречали первую годовщину Лицея и отъезд Бонапарта из Москвы!
Царскосельский лицей
Его официальное название — Мемориальный музей лицея. Но вы, вероятно, слышали его раньше, потому что он упоминается в названии. И вы, конечно, знаете, что Александр Сергеевич Пушкин окончил его. Экскурсия сюда расширит ваши знания, даже если вы достаточно хорошо знаете историю страны XIX-XX веков.
С лицеем связано так много имен, без которых судьба страны была бы совсем другой.
Лицей в Царском Селе: адрес, телефоны, стоимость билетов, как добраться
Адрес. Или, если вы хотите следовать историческому стилю — Российская империя, Чарское Село, Императорская гимназия Чарского Села — во флигеле дворца Екатерины Великой.
Как добраться. На автобусе или маршрутке от станций метро «Московская», «Звездная» или «Купчино». Лицей находится в непосредственной близости от Екатерининского дворца и Екатерининского парка, поэтому добраться до него из Санкт-Петербурга — то же самое, что и до этих мест.
Номера телефонов. Выходные дни: Вторник и последняя пятница месяца.
Новые маски и перчатки обязательны.
Стоимость билетов: 150 рублей и менее (60 рублей для льготников) без экскурсии, 330 рублей с экскурсией для взрослых и 240 рублей для школьников, студентов и пенсионеров.
Официальный сайт: museumpushkin.ru
Кто интересуется: Было бы странно, если бы кто-то не был заинтересован. В этих пейзажах не только будет вечно сиять солнце русской поэзии, гораздо более яркое, чем скудное северное солнце этих регионов, но и сама атмосфера, созданная по образцу Аполлонова лицея (или Ликея, как его основал Аристотель), располагает к созерцанию всех смыслов, историй государств и судеб. Кто может устоять перед любопытством?
История Царскосельского лицея
Первоначально предполагалось, что внучки Екатерины Великой будут жить во флигеле Екатерининского дворца. Однако когда по приказу императора Александра I было решено основать здесь гимназию, архитектору Василию Стасову было поручено подготовить все для будущих звезд государственной службы.
«Годы шли… Кваренги построил свои строгие колоннады, свои спокойные, величественно простые дворцы, Александровский дворец и Лицейское крыло. 1811, 19 октября: В зале Лицея, между колоннами, стоит стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой….. В группе студентов есть смуглая, курчавоволосая, шустрая «арапанка» (Эрих Голлербах, Город муз).
Хотя в северной столице так много пушкинских мест, Лицей — место особое: первое в истории России высшее учебное заведение для подготовки государственных служащих, образец для изучения методов прошлых веков, породивших столько великих имен в мире.
Необходимость в специальной системе образования, напр.
Харроу выпустил не только одного из величайших британцев, сэра Уинстона Черчилля, но и Джавахарлала Неру, который стал президентом Индийского национального конгресса под руководством Махатмы Ганди и первым премьер-министром страны после обретения независимости.
Среди выпускников Хэрроу — Джордж Байрон и известный актер Бенедикт Камбербэтч. Хэрроу, кстати, был основан в 1571 году во время правления английской королевы Елизаветы I.
Авторы плана гимназии и члены «Гимназического комитета», среди которых были графы Кочубей и Строганов, князь Чарторыйский и политические деятели Николай Новосильчев и Михаил Сперанский, хотели, чтобы ученики гимназии служили своей стране наравне с англичанами.
Сперанский, кстати, был также автором плана отмены крепостного права в стране, новатором, чьи идеи не могли быть реализованы в рамках неограниченной монархии.
Он видел надежду в гимназистах, тех людях, которые смогут пронести его идеи через годы, через смену поколений и, наконец, реализовать их. В каком-то смысле так оно и вышло.
За чуть более чем сто лет своего существования (1811-1917 гг.) школа Чаркоул Виолончель может похвастаться впечатляющим списком имен: В эти годы было 67 выпусков и 1 822 студента. Среди первых были:
— Александр Горчаков, выдающийся русский дипломат, министр иностранных дел и императорский канцлер; — Вильгельм Кюхельбекер, русский поэт, писатель и общественный деятель, декабрист. Антон Дельвиг, русский поэт, издатель и друг Пушкина; — Федор Матюшкин, адмирал, полярный исследователь, сенатор, однокашник и друг Пушкина.
После переезда из Чарского Села в Санкт-Петербург (1843 год) лицей стал называться Александровским Императорским лицеем. Славный ряд выпускников пополнился: — писатель Михаил Салтыков-Шедрин (которого вряд ли нужно представлять); — дипломат Алексей Лобанов-Ростовский; — художник Вячеслав Сварц; — министр земледелия и государственных имуществ, экономист и член Государственного совета Алексей Ермолов; — граф Владимир Коковцов, попечитель Александровского лицея, председатель Совета министров Российской империи 1911-1914 годов; — князь Николай Голицын, последний председатель Совета министров Российской империи; — и многие, многие другие.
Первый параграф Устава Лицея гласит: «Лицей служит для образования молодых людей, особенно тех, которые предназначены для важных областей государственной службы. Автор плана лицея М. М. Сперанский видел в новом учебном заведении не только школу для подготовки образованных государственных служащих. Он хотел, чтобы Лицей выпускал людей, способных реализовать планы школы.
История учреждения лицея
Согласно уставу, в лицей принимались дворянские дети в возрасте 10-12 лет. Одновременно могут обучаться не более 50 человек. На первый курс, курс о Пушкине, было принято 30 студентов. Обучение длилось шесть лет и приравнивалось к университетскому. Первые три года были так называемыми базовыми курсами. В последующие три года выпускной курс включал основные курсы трех школ: лексику, мораль и политику, физику и математику. Широкая учебная программа гармонично сочетала гуманитарные и точные науки и давала энциклопедические знания. Большое значение придавалось «нравственным наукам», которые, согласно уставу Лицея, обозначали «…все знания о нравственном положении человека в обществе и, следовательно, о смысле политического устройства и вытекающих из него правах и обязанностях».
Одна из главных целей гимназического образования — развить интеллектуальные способности и научить учеников мыслить самостоятельно. «Основное правило хороших методов обучения — подчеркивается в уставе гимназии — не затуманивать разум детей долгими объяснениями, а стимулировать их собственные действия. Важное место в учебной программе занимало углубленное изучение истории России. Развитие патриотических чувств было тесно связано со знаниями об Отечестве, его прошлом, настоящем и будущем.
Традиции образования в лицеи
Большое внимание уделялось изучению биографий великих личностей: считалось, что исторические примеры помогут в самоформировании личности и научат великим заслугам перед Отечеством. При составлении учебного плана были учтены возрастные особенности учеников. В первый год, когда мальчикам было 10-12 лет, много времени уделялось изучению языков: русского, французского, латыни и немецкого. Бывали дни, когда ученики были вынуждены разговаривать друг с другом на иностранном языке.
Средняя школа была закрытым учебным заведением. Ритм жизни там был строго регламентирован. Ученикам приходилось вставать в шесть утра. В седьмом часу они должны были одеться, умыться, помолиться и повторить уроки. В семь часов начинались занятия, которые длились два часа.
В десять часов утра студенты завтракали, совершали небольшую прогулку, а затем возвращались в класс, где занимались еще два часа. В двенадцать часов они отправились на прогулку, а затем возобновили свои занятия. В два часа они пообедали. После обеда было три часа занятий. В шесть часов была прогулка и гимнастика.
Студенты занимались в общей сложности семь часов в день. Занятия чередовались с периодами отдыха и прогулками. Прогулки по Зарскосельскому саду совершались при каждой ставке.
Будущих государственных деятелей призывали развивать чувство собственного достоинства и уважения к личности других людей. Их учили, что «все студенты равны, и поэтому никто не должен презирать других или гордиться чем-либо»; что учителя и профессора должны всегда говорить правду, «потому что лгать начальнику — значит не уважать его». Запрещалось кричать и ругаться на дядей. В средней школе не было телесных наказаний или формальных учений. У каждого студента была своя комната. В первых классах средней школы оценок не было. Вместо этого учителя регулярно составляли характеристики, в которых анализировались природные задатки, поведение, прилежание и успехи ученика. Было высказано мнение, что подробная атрибуция лучше поддерживает работу с учеником, чем оценка в один балл.
В то время у учащихся многих учебных заведений были свои девизы, но почти ни у кого из них не было более гуманного и благородного девиза, чем тот, который выбрали гимназисты пушкинского курса — «За общее дело». Жить «на общее благо» учили директора школы Василий Малиновский и Егор Энгельгардт, лучшие учителя и мастера. За 32 года существования императорской гимназии в Царском Селе (с 1811 по 1843 год) эта привилегированная гимназия выпустила 286 учеников. Такие студенты, как писатель и сатирик Михаил Салтыков-Щедрин, поэт Леонид А. Май, организатор Социалистического утопического общества Михаил В. Бутасевич-Петрашевский, философ, историк Николай Данилевский и редактор «Словаря русского языка» академик Яков К. Грот в разное время учились в стенах школы. Однако своей славой Лицей обязан своим первым выпускникам. Пушкин, один из самых смелых и непримиримых декабристов, и поэт и декабрист Владимир Кюхельбекер, И. К. Кюхельбекер, контр-адмирал F. Ф. Матюшкин, участник турецкой и персидской кампаний, генерал В. Д. Волховский, видный политический деятель, министр иностранных дел А. М. Горчаков.
Известные ученики лицея
Матюшкин Ф. Ф. Бакунин А. П., Волховский В. Д.
Корсаков Н.А. Яковлев М.Л. Горчаков А.М.
Карамзин Н.М. М.М. Державин Г.Р. Малиновский В.Ф.
Энгельгардт Е. А. Пущин И. И. Дельвиг А. А.
Интервью с нынешним директором лицея Сергеем Некрасовым можно найти в разделе «Город с лицами».
Школа, основанная для обучения государственных чиновников, благодаря широкой образовательной программе и разностороннему развитию своих учеников, выпустила российских граждан, прославившихся в различных областях государственной и общественной жизни, науки и культуры. Но
После совершения Божественной литургии в Дворцовой церкви, которая затем стала Лицейской церковью, процессия, возглавляемая священнослужителями, двинулась по длинным коридорам в конференц-зал Лицея. Александр I занял место за длинным столом, покрытым ярко-красной скатертью с золотой каймой, рядом с ним — министр народного просвещения граф Разумовский. Слева от него выстроились сотрудники и преподаватели, справа — 30 первокурсников в свежепошитой сине-золотой форме, взволнованные торжественной атмосферой.
Торжественное открытие
После прочтения императорской грамоты, врученной гимназии императором, с речами выступили преподаватели. Профессор Кошанский вызвал учителей и учеников по списку, и все поклонились императору.
Вечером для министра народного просвещения был устроен банкет стоимостью 11 000 рублей. Вместо банкета студенты ели сладости. Мальчики сняли форму и поспешили в парк перед средней школой, чтобы до ночи играть в снежки. Тогда мало кто узнал бы в них будущих великих поэтов, государственных деятелей, дипломатов и полководцев.
Александр I приравнял Императорский Царскосельский лицей к российским университетам. Выпускникам присваивались политические звания с 14 по 9 класс. Если планировалась военная карьера, проходили дополнительные курсы, после которых ученики лицея получали права выпускников знаменитого Спартанского корпуса Его Величества.
Хотя учебная программа несколько раз менялась, она сохранила свой гуманистический и правовой характер. Учебная программа была разработана Михаилом Сперанским. Продолжительность обучения составляла 6 лет, разделенных поровну на основной и заключительный курсы. Набор учеников проводился раз в 3 года, учениками гимназии могли стать мальчики благородного происхождения в возрасте 10-14 лет.
Ученики Царскосельского лицея изучали 22 предмета, разделенные на 5 групп:
Программа обучения
Интересно, что студенты получали оценку «1» за отличное знание предмета, а затем опускались до «4». Полное незнание может привести к позорному «0». Каждый предмет оценивался по трем критериям, один из которых оставался неизменным на протяжении всего курса: талант и способности.
В Царскосельском лицее дворянских детей готовили к государственной службе на самом высоком уровне, чтобы их образование было как можно более разнообразным. Учителя стремились сформировать независимую и творческую личность, которая стремилась покорить, казалось бы, недостижимые вершины и найти свое призвание в жизни. Учителя не требовали безжалостного заучивания истин, а призывали искать свои собственные, учили мыслить свободно, независимо и самостоятельно. Они обращались к мальчикам на «вы» и добавляли «сэр» перед фамилией. Это позволило им сохранить определенную дистанцию и привыкнуть к тому, что к ним относятся с уважением.
Вопреки ожиданиям, такой прогрессивный подход к обучению не способствовал развитию высококвалифицированного бюрократического персонала. Процент выпускников
- К нравственным предметам относились Закон Божий, логика, этика, политическая экономия, правоведение.
- Словесные включали русский, латинский, французский и немецкий языки, а также риторику.
- Исторические дисциплины были представлены российской и всемирной историей, физической географией.
- Физико-математические науки изучались в рамках математики, начальной физики, космографии, статистики, математической географии.
- Из изящных искусств лицеисты практиковались в чистописании, рисовании и танцах. Особое внимание уделялось физической подготовке: воспитанники обучались верховой езде, плаванию, гребле, фехтованию.
Удивительно, но свобода мысли, поощряемая в средней школе, породила множество оппозиционеров. Многие выпускники Харскосельской гимназии впоследствии вступали в различные тайные общества и кружки, некоторые из них присоединились к декабристам и вышли на Сенатскую площадь в 1825 году.
Первым директором элитной гимназии был Василий Малиновский, педагог, журналист и дипломат. Именно он пытался установить дружеские отношения между учениками и учителями. Царскосельские школьники любили проводить свободное время в семье ректора и вели долгие беседы на любые темы, волновавшие учеников гимназии.
Период пребывания Малиновского у власти был очень сложным как для страны, так и для него самого. Сначала началась война с Наполеоном, а затем умерла его жена, так что ему пришлось заботиться о своих маленьких детях. 4 апреля 1814 года, после непродолжительной болезни, Василий Малиновский умер, не дожив до 50 лет. В последующие два года руководство лицеем взял на себя профессор немецкого языка и литературы Федор Матвеевич Гауэншильд, а затем Егор Антонович Энгельгардт.
В Царскосельском лицее было много блестящих учителей:
Руководители и педагоги
Получайте одну из самых читаемых статей в свой почтовый ящик раз в день. Присоединяйтесь к нам на Facebook и ВКонтакте.
Цель вырастить и воспитать юного Пушкина не приходит никому в голову — это было бы слишком самонадеянно и просто невозможно. Но создать условия, которые помогут ребенку развить свой гений, каким бы он ни был, — это, пожалуй, мечта каждого родителя и добросовестного учителя. Первые выпускники гимназии не произвели, как ожидалось, первоклассных офицеров, но среди мальчиков, вышедших из стен гимназии, было много гениев. Как это было достигнуто?
Вход в гимназию Царского Села
- Александр Иванович Галич;
- Александр Петрович Куницын;
- Николай Федорович Кошанский;
- Яков Иванович Карцев;
- Сергей Гаврилович Чириков;
- Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон;
- Федор Богданович фон Эльснер;
- Давид Иванович де Будри.
Как воспитывали гениев в Царскосельском лицее: Дисциплина, распорядок дня и быт пушкинского выпуска
А.А. Тон, Царское Село. Вид на лицей и церковное крыло Екатерининского дворца.
Царскосельский лицей в первую очередь считается учебным заведением, в котором учился великий русский поэт Пушкин — иначе и быть не может, ведь этот статус присвоен ему самой историей. Тем не менее, то, что двенадцатилетний Александр стал учеником лицея, было скорее случайностью, но то, что выпускник лицея основал русскую литературу, нельзя так легко списать на случайность. Как бы то ни было, в 1810 году император Александр I решил создать новое, прогрессивное учебное заведение, которое готовило бы российскую элиту — будущих государственных деятелей, которым предстояло изменить страну, реформировать правительство и внедрить идеи Просвещения в различные общественные институты.
Лицей располагался в одном из флигелей дворца Святой Екатерины, соединенном с главным зданием портиком.
В августе 1810 года был издан императорский указ, а через год состоялись вступительные экзамены. Не все были приняты: Сначала чести стать учеником Лицея удостаивались только мальчики благородного происхождения. Прежде чем сдать экзамен, человек должен был быть представлен влиятельным лицам, пройти собеседование с министром.
Переход из здания лицея во дворец был закрыт, и в нем разместилась лицейская библиотека.
Параллельно с подготовкой к открытию лицея семья Пушкиных строила планы по образованию Александра. Мальчику было двенадцать лет, и пора было переходить от домашнего воспитания к более основательному образованию. Наиболее подходящим учебным заведением его отец, Сергей Львович, считал иезуитский пансион в Петербурге, но затем пришло известие об открытии новой школы, предназначенной для обучения политической элиты, и этот вариант показался Пушкину-старшему гораздо более заманчивым. Кстати, обучение в средней школе было бесплатным. Ему нужна была только защита, и он нашел ее — через дядю Пушкина Василия Львовича, а также через друга семьи Александра Ивановича Тургенева, влиятельного петербургского чиновника. Кандидатура первого директора, Василия Федоровича Малиновского, также понравилась гимназии.
1 ноября 2011 года Банк России выпустил памятную монету номиналом 25 рублей, посвященную 200-летию Царскосельского лицея. Монета изготовлена из серебра, отчеканена в количестве 1000 штук и весит 169 грамм 4 .
Здание Александровского лицея несколько раз перестраивалось. К 50-летию школы (1861 год) к основному зданию со стороны сада было пристроено двухэтажное крыло. В 1878 году к новому зданию было пристроено четырехэтажное угловое крыло для учителей в соответствии с планом 1881 года. В 1902-1905 годах к основному зданию со стороны улицы Хай Скул было пристроено угловое крыло для учителей, а также было расширено основное здание и добавлены крылья.
19 октября 1889 года перед главным входом был установлен бронзовый бюст Александра I работы А.С. Пушкина; в 1899 году он был заменен двухметровым бронзовым бюстом 5 ).
Лицей в Царском селе
Здание
Учебное заведение было размещено в здании дворцового Екатерининского дворца. Флигель был построен в 1790-х годах архитектором Ильёй Неёловым (или Джакомо Кваренги ) для великих княжон, дочерей императора Павла I. В 1811 году здание было значительно перестроено архитектором Лицейские директора и педагоги
- эстетика, российская и латинская словесность);
- Л.-В. Теппер де Фергюсон, 1768 — после 1824 (музыка и хоровое пение)
- Первые воспитанники
В 1811 году первыми воспитанниками Лицея стали:
- Горчаков, Александр Михайлович (1798—1883)
- Дельвиг, Антон Антонович (1798—1831)
- Кюхельбекер, Вильгельм Карлович (1797—1846)
- Пушкин, Александр Сергеевич (1799—1837)
- Пущин, Иван Иванович (1798—1859)
- православными, остальные — лютеранами или Другие знаменитые выпускники
См. также Переезд в Петербург
Первый в стране музей Пушкина был создан его учениками в Александровской гимназии.
Первые выпускники Императорской Царскосельской гимназии
Пушкинский музей
Петропавловская крепость | Ботнический собор | Дом Командора | Тюрьма Трубецкого бастиона
См. также
- ↑ «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». 1911. Холст, масло. 123,7 × 195,5 см. Царскосельский лицей (Всероссийский музей А. С. Пушкина), Санкт-Петербург.
- ↑ Интервью Сергея Москалёва с Владимиром Леховичем. Белые против красных. Последний лицеист. Архивировано из первоисточника 26 мая 2012.
- ↑ Фёдор Григорьевич Гольтгоер (14.03.1771—17.10.1848), отец привлекавшегося по делу декабристов прапорщика лейб-гвардии Финляндского полка Александра Фёдоровича Гольтгоера, часто именуется Фёдором Фёдоровичем ( Федорченко В. И. Императорский дом. Выдающиеся сановники. Энциклопедия биографий. — Красноярск, 2003. — Т. 1 — С. 333.)
- ↑200-летие Царскосельского лицея | Памятные монеты России | Банк России.
- ↑ Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Петербурга. — СПб.: Лики России, 2003. — С. 170.
- ↑ С. Шумихин. Странная судьба библиотеки Царскосельского Лицея.
- Селезнев И. Я. Исторический очерк бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея за первое его пятидесятилетие с 1811 по 1861 год. — СПб.: Тип. В. Безобразова, 1861.
- Кобеко Д. Императорский царскосельский лицей. Наставники и питомцы 1811—1843. — СПб.: Типография В. Ф. Киршбаума, 1911. — 554 с.
- Грот К. Я. Пушкинский лицей (1811—1817) : бумаги I-го курса, собранные академиком Я. К. Гротом. — СПБ, 1911.
- Гастфрейнд Н. Товарищи Пушкина по Императорскому Царскосельскому лицею. Материалы для словаря лицеистов 1-го курса 1811—1817 гг. Тт. I—III. — СПб., 1912—1913.
- Руденские М. П.и С. Д. Они учились с Пушкиным. — Л., Лениздат, 1976.
- Руденские М. П.и С. Д. Наставникам… за благо воздадим. — Л., Лениздат, 1986.
- Руденская М. П., Руденская С. Д. В садах Лицея. — 1989. — 190 с. — ISBN 5-289-00820-9 — Тираж: 25000 экз.
- Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский лицей. 1811—1917. — 1999 г. — 512 с. — ISBN 5-289-01891-3 — Тираж: 7000 экз.
- И в просвещении стать с веком наравне… Сборник научных трудов Всероссийского музея А. С. Пушкина. — СПб., 1992.
- ISBN 5-93437-123-1 — Тираж: 5000 экз.
- Некрасов С. М. Лицейская лира. Лицей в творчестве его воспитанников. — М.: ISBN 978-5-93898-151-5 — Тираж: 1200 экз.
- Некрасов С. М. «Куда бы нас ни бросила судьбина…». Выпускники Императорского Александровского Лицея в эмиграции. — М.: Русское Зарубежье, Русский путь, 2007. — 200 с. — ISBN 978-5-98854-004-5, 978-5-85887-266-5 — Тираж: 2000 экз.
Ссылки
- К. Я. Грот. Пушкинский Лицей (1811—1817)
- И. Я. Селезнев. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея. 1861.
- Сферическая панорама «Царскосельский Лицей» на http://panorami.spbmy.ru
- Павлова С. Еще одно лицейское имя // Наше Наследие. — 2008. — № 85.