Финский журнал «Феноменальное образование» утверждает, что всеобщая оцифровка необходима для образовательного процесса. Кроме того, журнал опубликовал статью, в которой подчеркивается важность различных видов контента в образовательном процессе 21 века.
Цифровизация образования и науки в России: решаем задачи программы Приоритет 2030
По данным Всемирного рейтинга университетов, сегодня только 16 российских университетов являются значимыми в международном научном контексте. Чтобы преодолеть это препятствие и интегрировать российские университеты в мировую науку, необходима цифровая трансформация всех процессов в преподавании, исследованиях, инновациях и управлении. Модернизированная материально-техническая база, широкое использование систем дистанционного обучения, создание связей между наукой, образованием и реальным сектором экономики — все эти задачи лежат в основе государственной программы «Приоритет 2030». Сергей Терлецкий, руководитель департамента образования Softline, рассказал SLD Digital о том, как Softline помогает вузам достичь целей программы и как концепция цифрового университета, разработанная Softline ранее, стала основой для сбора лучших инноваций для вузов.
Softline уже много лет реализует проекты для образовательных учреждений, включая университеты. Одним из исторических примеров такого сотрудничества является успешный совместный проект Softline и Fujitsu по созданию суперкомпьютера в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова.
Специалисты Softline поставили оборудование Fujitsu, прикладное программное обеспечение Ansys и инфраструктурные программные решения Intel. Были проведены пуско-наладочные работы, установлена инфраструктура и прикладное программное обеспечение, проведено обучение ИТ-персонала заказчика работе с созданным программно-аппаратным комплексом.
Это исторический пример успешного сотрудничества между Softline, нашими поставщиками оборудования и программного обеспечения и учебными заведениями. Сегодня Softline обладает многолетним ноу-хау, которым мы рады поделиться с нашими клиентами в сфере образования, а также широким портфелем инновационных решений и услуг, которые мы обобщаем в концепции «Цифровой университет», — говорит Сергей Терлецкий, руководитель направления «Образование» компании Softline.
Это два основных элемента комплексного подхода, который мы предлагаем университетам для реализации проектов. В последние годы наши клиенты — ведущие университеты — все чаще обращаются к нам за сложными проектами.
Однако ИТ-отделы некоторых высших учебных заведений все еще склонны использовать обычный подход к модернизации инфраструктуры: Они заказывают программное обеспечение у одного поставщика и оборудование у другого.
За последние десятилетия многие высшие учебные заведения пытались провести масштабную оцифровку, включая законодательные требования по внедрению единой информационно-образовательной среды. Было закуплено оборудование и программное обеспечение для автоматизации ключевых процессов — образовательного и административного учета. В то же время, многие мероприятия по внедрению осуществлялись за счет собственных средств университета, предположительно, из соображений экономии. В результате большинство университетов образовали лоскутное одеяло из плохо управляемых инфраструктур.
Пандемия как катализатор перемен
Тектонический сдвиг в оцифровке университетов произошел «благодаря» пандемии, которая начнется в 2020 году. Необходимость перехода на дистанционное образование возникла внезапно, и стало очевидно, что не все университеты технически готовы к такому масштабу онлайн-общения. Внимание к системам дистанционного обучения возросло многократно, и в то же время стала очевидной необходимость интеграции СДО и систем унифицированных коммуникаций в единую образовательную среду и синхронизации их с расписанием, учетом посещаемости, системой выставления оценок и другими уже автоматизированными функциями.
Поскольку эта проблема имеет федеральное значение, в 2021 году была запущена государственная программа «Приоритет 2030», целью которой является создание широкой группы ведущих университетов в области формирования новых научных знаний, развития инноваций и внедрения передовых разработок.
Основными целями, поставленными ведущими университетами, которые программа призвана помочь достичь, являются:
- создание индивидуальных цифровых траекторий студентов (нелинейное расписание);
- обеспечение компетентностного подхода (отказ от специальностей в пользу формирования компетенций, в том числе, ориентированных на конкретного работодателя);
- организация гибкого подхода к оценке знаний и приобретаемых навыков.
Университеты, включенные в программу «Приоритет 2030», смогут возглавить цифровую трансформацию с помощью грантов, предоставляемых правительством, и обеспечить достижение поставленных целей.
Как уже упоминалось ранее, концепция цифрового университета, разработанная специалистами Softline несколько лет назад, постоянно дополняется новыми продуктами и услугами, так что уже сейчас мы можем предложить университетам решение практически любой задачи по цифровизации — от предоставления Microsoft Teams и систем прокторинга до индивидуальной разработки аналитических систем для вовлечения студентов, создания интерактивных лабораторий или целых технологических парков.
Что включает концепция «Цифровой университет»?
Архитектура цифрового университета строится вокруг основных видов деятельности учебного заведения — преподавания, исследований, администрирования и, конечно же, инноваций. В каждом отделе выбираются решения и услуги, наиболее подходящие для поддержки оцифровки необходимых задач.
Среди ключевых сервисов «Цифрового университета» Softline:
Создание комплексов для организации дистанционного обучения и экзаменов:
- Поставка ПО коллективной работы;
- Внедрение СДО и интеграция систем различных производителей;
- Системы прокторинга.
- Системы формирования индивидуальных образовательных траекторий;
- Интерактивные аудитории и лаборатории;
- Поставка мобильных компьютерных комплексов на базе интерактивной платформы;
- Библиотечные системы и лаборатории генерации цифровых образовательных ресурсов по стандартам SCORM для очного и дистанционного обучения;
- Разработка порталов — витрин внутренних и внешних сервисов вуза;
- Создание и модернизация видео-конференц-залов и систем мультимедиа;
- Информационные системы на базе оборудования digital signage;
- Создание ситуационных центров управления деятельностью учебного заведения:
- BI-системы;
- Системы поддержки принятия решений;
- Система управления заявками и поручениями по принципу «одного окна» — Workflowsoft.
- Создание технопарков и оснащение кампусов;
- Интеллектуальные системы видеонаблюдения, событийной аналитики, СКУД, системы термометрии;
- Системы кибербезопасности, аутсорсинг центра мониторинга и оперативного реагирования на инциденты ИБ (SOC).
Очевидно, что каждый современный университет нуждается во многих решениях, предлагаемых Softline. Однако перед внедрением необходимо определить готовность инфраструктуры и провести обследование. Примером продуктивной работы университетского заказчика и интегратора является аудит для Воронежского государственного технического университета перед интеграцией российского программного обеспечения в инфраструктуру. Эксперты Softline проанализировали текущее состояние инфраструктуры ВГТУ и определили, насколько она соответствует требованиям Минкомсвязи в области импортозамещения. Также был составлен список импортного программного обеспечения, для которого можно подобрать отечественную альтернативу, и даны рекомендации по разработке плана миграции.
Совершенствовать образовательный контент
Образовательный контент должен регулярно обновляться. Необходимо обновлять данные, интегрировать новые образовательные стандарты и методы, а также адаптировать материалы к потребностям учителей и учащихся. В то же время обновление учебников на бумаге — длительный процесс. Новые издания нужно не только издавать, но и лицензировать и поставлять в школы. Легче вносить изменения в цифровые ресурсы. Экспертам также легче изучать материал из-за большого количества данных. Например, если задание статистически сложно для большинства пользователей, его можно переформулировать или добавить в модуль больше подготовительной работы. Регулярный и своевременный анализ — большое преимущество «цифр», позволяющее максимально повысить качество контента.
Важно повысить интерес к учебе не за счет внешней, а за счет внутренней мотивации. Мы должны мотивировать студентов развиваться и узнавать новое, а не заучивать учебник, чтобы получить хорошую оценку.
В настоящее время дети привыкли получать контент из онлайн-среды с компонентом геймификации, основанным на внешних стимулах: Призы, оценки и так далее. Но мы не должны копировать в образовании то, что работает в развлечениях. В обучении ребенок должен соревноваться прежде всего с самим собой и сосредоточиться на сотрудничестве с другими, то есть он должен стараться улучшить собственные результаты, а не превзойти одноклассников в рейтинге.
Развивать функциональную грамотность школьников
Современное образование должно научить детей применять свои знания в реальной жизни. Для этого необходимо развивать функциональные компетенции, учась анализировать тексты, работать с математической и другой информацией и использовать свои знания для решения прикладных задач.
Именно здесь у «цифр» есть преимущества: высокая наглядность и интерактивные инструменты. С одной стороны, можно реалистично воспроизвести реальные ситуации, в которых ребенок применяет свои знания. В то же время легче моделировать сложные метадисциплинарные концепции.
Развивать цифровые навыки учеников
Образование должно прививать навыки, полезные в реальной жизни. Цифровой» может научить ребенка цифровой грамотности и тому, как обращаться с интерфейсами, среди прочего. Это особенно полезно, поскольку ребенок находится в безопасном онлайн-пространстве и может получать подсказки.
Важно учитывать восприятие ребенка. Поэтому интерфейс вебинара должен быть интуитивно понятным и обучать основным навыкам работы с компьютером: Ввод текста, перетаскивание элементов, нажатие определенной клавиши.