Построение сюжета — основы. Что такое сюжетная линия?

Когда пишете серию книг или продолжение, убедитесь, что между ними есть концовка. Хотя бы один из конфликтов должен завершиться и оставить чувство завершенности.

Что нужно знать, приступая к сюжету?

Существует множество фраз, определяющих сюжет. Если собрать их вместе, можно увидеть, что сюжет состоит из серии эпизодов, которые имеют причинно-следственную связь.

Они не обязательно перемещаются чудесным образом — из пункта А в пункт Б! Но все они объединяются в драматический сюжет с напряжением и конфликтом.

Части композиции

2021-05-10_204304

Основные ингредиенты состава:

  • экспозиция или пролог (предыстория — характеристика персонажей, их расстановка до начала основного действия, а также мотивы героя, его обычное состояние, какой он есть до развития);
  • завязка (событие, двигающее историю вперёд — начало действия, создание и завязывание конфликта);
  • развитие действия (нарастание конфликта, здесь основа развития характеров — противопоставление, препятствия, противостояние с антагонистом);
  • кульминация (пиковый момент сопряжения всех конфликтов, максимального накала, а также момент наибольших эмоций со стороны читателя);
  • развязка (исход событий — состояние после конфликта, окончательная смысловая точка в повествовании, развязка всех сюжетных узлов, при этом часть конфликтов может остаться, если финал открытый);
  • эпилог (то, что происходит после истории — что стало с героями; используется для сравнения с тем, что было в начале).

Виды композиции — особенности

Основные виды композиции:

Линейный — части композиции следуют друг за другом в хронологическом порядке. Есть один главный герой.

Инвертированный — сюжет начинается с конца (от эпилога до экспозиции), а все последующие эпизоды восстанавливают хронологический порядок.

Петля — так называемая «техника обрамления», при которой события от начала до конца происходят в повторе (описания повторяются, события в начале и в конце происходят в одном и том же месте, участвуют одни и те же люди, повторяются определенные предложения).

Детектив — эта композиция характеризуется особенностями своего жанра. В сюжете и его развязке есть преступление — продвижение от одного события к другому и даже в обратном порядке.

Коллаж — это конструкция из нескольких историй, которые никак не пересекаются. Но самые важные части композиции проходят через каждую из них. Например, в первой истории есть экспозиция и сюжет, во второй — развивающийся конфликт, а в третьей — кульминация и развязка с эпилогом. Дело в том, что эти истории никак не связаны между собой! Единственное, что их объединяет, — это тема. Это сложная и очень тонкая техника. Пример: фильм «Триптих для двоих». В литературе это встречается реже, чем в кино!

Редактирование — обычный формат для больших романов (например, «Война и мир»). Идея заключается в том, что есть несколько главных героев, но повествование ведется прерывисто — истории постоянно переплетаются, а персонажи взаимодействуют друг с другом.

Это важно: в рамках монтажа истории каждого главного героя могут быть написаны по-разному, они могут иметь разные композиционные схемы: одна — линейная, другая — перевернутая, третья — кольцевая.

2021-05-10_205031

В 95% романов используется линейная композиция или монтаж. Детективная система популярна благодаря самому жанру. Остальные встречаются гораздо реже.

Тип композиции определяет, рассказывается ли история от первого или третьего лица. Повествование от первого лица — единственный случай, когда используется линейная композиция с одним протагонистом.

Сюжет и фабула — отличие?

Сюжет — это последовательность событий, например, вы можете записать важные моменты жизни главного героя от рождения до смерти.

Сюжет — это то, как эти события расположены, чтобы максимально воздействовать на читателя. Сюжет не совпадает с хронологией событий!

Можно также сказать, что сюжет — это главная история главного героя. А сюжет состоит из всех событий книги, включая события второстепенных персонажей. Не все события происходят на страницах пьесы.

В течение полутора лет мы анализировали проекты из учебной программы 5-11 классов. Мы изучали исторический контекст и разбирались в тонкостях политической и культурной жизни России начиная с XII века; мы углублялись в биографии авторов и выясняли, какие образцы для подражания были у культовых героев; мы расшифровывали говорящие имена и фамилии; мы искали пасхальные яйца — и даже представляли, чем бы закончилась классика, если бы автор решил рассказать о ней чуть позже.

Теперь пришло время понять, как работает вымышленный текст. Почему одно произведение пережило века, а другое безнадежно забыто? Мы часто думаем, что все решает талант писателя (или немного удачи, а может быть, и то, и другое). Но писатель — это не просто «проводник», который слушает, что напевают его музы, записывает это и передает издателю.

  В Европе продлили действие ковид-сертификатов до июня 2023 года. Что это значит. Как получить европейский сертификат переболевшего?

Как это работает? Сюжетные линии

Как устроено художественное произведение. Что такое сюжетная линия / pedsovet.su

Каждый уважаемый писатель обладал колоссальным запасом знаний. Классики хорошо знали, что такое композиция произведения; чем сюжет отличается от действия; почему убедительное произведение не лишено конфликта; как впечатление усиливается художественными средствами выражения (да, все эти прилагательные, метафоры и т.д.) — и, если уж на то пошло, как реагировать на критику, когда газеты издеваются над произведением.

Конечно, не стоит впадать в фанатизм и относиться к чтению книги, как к осмотру автомобиля: «Экспозиция есть, разгадка тоже, но с кульминацией что-то не так. Образцовый рассказ, написанный по всем мыслимым правилам искусства, вполне может быть забыт — «неправильное» стихотворение с простейшими рифмами, напротив, полюбится миллионам читателей. Не стоит недооценивать и важность таланта: В каждом произведении, ставшем классикой, есть щепотка магии, которую невозможно разглядеть под микроскопом. И все же Пизанская башня — это не просто груда кирпичей, а здание, спроектированное искусными архитекторами (хотя и с некоторыми недостатками).

How It Works помогает студентам, которые хотят узнать больше о классиках русской литературы, собрать коллекцию пятерок в своем дневнике — и сдать экзамен на пятерку по литературе. Колонка особенно полезна для тех, кто рассматривает возможность карьеры писателя.

Прежде чем приступить к написанию литературного произведения, необходимо ознакомиться с понятием рассказа. А при чем здесь участки, спросите вы?

В сентябре все наши колонки будут посвящены структуре художественного произведения, то есть частям, из которых оно состоит. Но прежде чем мы углубимся в этот вопрос, нам необходимо рассмотреть некоторые основы: Нужно вспомнить, какие существуют жанры и виды литературы, чем они отличаются друг от друга — и что такое сюжет.

Исследователи выделяют четыре жанра литературы:

Как это работает. Сюжетные линии

Эпос — это все, что написано в прозе. Эпические произведения очень похожи на эту статью: обычный текст, разделенный на абзацы и часто (но не обязательно) состоящий из нескольких глав. К эпическим жанрам относятся рассказ, новелла, роман, роман-эпопея и многие другие, но мы не будем подробно останавливаться на них: Этих четырех достаточно в контексте учебной программы. Произведение этого вида литературы может быть любой длины: две страницы или две тысячи.

Стихи — это поэмы: они написаны в столбик, каждая новая строка начинается с заглавной буквы, и эти строки обычно рифмуются друг с другом. В лирике также нет сюжета — или он есть, но играет гораздо меньшую роль, чем чувства и мысли о происходящем. Стихи очень короткие и обычно умещаются на одной странице или даже на половине страницы, хотя иногда встречаются длинные произведения, до десяти страниц, в зависимости от типа (например, «Бородино» М. Лермонтова). Существует множество видов лирической поэзии, таких как эпос, элегия, ода и т.д., но в отличие от эпоса, лирическое произведение не обязательно должно принадлежать к определенному жанру. Напротив, большинство этих текстов — просто стихи, не более того.

Роды и жанры литературы

Драмы — это пьесы, т.е. пьесы, в которых говорят только персонажи, а автор не имеет права голоса, но в скобках могут быть даны пояснения, например:

Каждый новый абзац начинается с имени персонажа, который будет говорить. В то время как большинство эпосов делятся на части или главы, а стихи — на строфы (обычно после каждого четверостишия вставляется пустая строка), драмы делятся на акты. Действия, в свою очередь, могут включать различные сцены (когда меняется обстановка) и появления (когда появляется новый персонаж). Драматические жанры, с которыми должен быть знаком студент, — это трагедия, драма и комедия (да-да, мы не ошиблись: термин «драма» относится и к литературному жанру, и к одному из жанров). Ограничений по объему нет, но большинство пьес умещается на ста страницах, иначе такой текст было бы трудно поставить на сцене: Актеры устали бы от игры, а зрители — от внимательного просмотра.

Наконец, Lyroepus, как вы уже догадались, представляет собой нечто среднее между бульдогом и носорогом. Форма (короткие, в основном рифмованные строки) заимствована из лирической поэзии, стремительный сюжет и впечатляющий объем — из эпической поэзии. Жанрами лирики являются басня, поэма, баллада и, реже, роман в стихах (здесь стоит упомянуть «Евгения Онегина» Пушкина).

Знаток литературы, дочитавший статью до этого момента, пробормочет про себя: «Нет, нет, позвольте, автор слишком много упускает!». И действительно, жанр литературы не так прост. Возьмем, к примеру, «Мертвые души» Николая Гоголя. Казалось бы, что тут непонятного? Книга объемом 300 страниц или более, написанная в прозе и разделенная на главы — так что это роман! Но нет: Гоголь сам предложил жанр «Мертвых душ» как поэму, потому что в ней много лирических отступлений (то есть мыслей, не связанных с сюжетом). А более чем через сто лет другой выдающийся отечественный писатель, В.В.Ерофеев, создал прозаический роман (речь идет о книге «Москва — Петушки»).

  • Маша. Петя, привет!
  • Петя (выпучив глаза). А-а-а! Она всё-таки вернулась. (Убегает.)
  Инструкция по использованию кошелька QIWI на смартфоне. Как пользоваться кошельком в телефоне

Сюжет (от фр. sujet буквально «тема») — в литературе, др.

И не просто персонаж, которому вы придумали имя. Вам нужен этот характер, чтобы иметь характер. Характер необходим, чтобы быть мотивированным для решения проблем по мере их возникновения.

— Персонаж ни в коем случае не разрабатывается по алгоритму

Что такое сюжетная линия в сценарии

Яркий, живой персонаж почти всегда не создается по чертежу, а «копируется» со знакомого, соседа, прохожего. Часто бывает так, что автор описывает персонажа на протяжении 20 страниц, но самое главное о нем отсутствует, или автор потерял в этом большом полотне то, что нужно знать о персонаже в первую очередь, то, что будет движущей силой сюжета….

— У персонажа есть проблема — проблема, которую невозможно решить, а это значит, что персонаж не может просто продолжать жить так, как жил.

Это проблема, которая действительно является проблемой для персонажа.

Характер и степень этой проблемы зависит от вида. Это может быть метеорит, врезающийся в землю, или очень личные проблемы. В боевиках это, как правило, вопрос жизни и смерти. В мелодраме это будет проблема взаимоотношений. Например, человек собирается развестись или очень хочет жениться, но не может.

Как только в сюжете возникает проблема, естественно должна последовать попытка ее решения. Вы должны думать:

1) Как именно персонаж попытается выйти из ситуации?

  • Базовые моменты, которые важно знать о своём герое

Попытки решить проблему вытекают именно из характера героя. Неопытный писатель, не изучив персонажа досконально, часто использует те же методы решения проблем, которые использовал бы писатель. Часто можно встретить несколько персонажей, ведущих себя совершенно одинаково, и все они действуют так, как поступил бы писатель.

2) Когда персонажи ведут себя наиболее интересным образом (но только по мнению писателя!).

Иногда авторы заставляют персонажей делать что-то очень интересное, но каждый раз это новая возможность для персонажа проявить себя. Более того, он вообще не ощущается как целостный персонаж. Сначала персонаж делает что-то, затем что-то полностью противоречащее, затем что-то, что разрушает все предыдущие связи, и т.д. Нет ощущения единого характера, и это в основном «функциональный герой». Герой, который двигается только для того, чтобы сделать что-то, скажем так, кинематографическое.

Такие герои, конечно, быстро надоедают.

Вы когда-нибудь смотрели фильм и не понимали, что в нем не так? Возможно, вы не захотите смотреть этот фильм, хотя в нем многое происходит. Возможно, вы просто не видели фильм.

Следующий момент — это отношение. В литературе и в разных школах его называют по-разному. Где-то происходит пусковое событие, где-то катализатор, но, опять же по-русски, мы говорим начало, в котором что-то происходит: мы узнаем о метеорите, или герой видит героиню, или происходит что-то еще. Короче говоря, происходит нечто, после чего нет пути назад, после чего жизнь изменилась и история началась.

Первый поворотный момент в истории происходит, когда герой решает, как поступить.

Сначала, конечно, он решает, что вообще будет что-то делать для решения проблемы.

Например, если история романтическая и герой хочет кому-то понравиться, но пока не может — это проблема. Необходимо найти решение, что-то сделать, чтобы создать взаимность. В первый поворотный момент мы понимаем, какой план у героя, как именно он будет добиваться своей цели — решения проблемы.

Затем герой начинает действовать. Это точка невозврата. История развивается, герой вовлечен в нее. После действия он, в принципе, мог бы сдаться, но тогда мы бы не начали рассказывать эту историю, так что это начало пути, точка невозврата. История началась.

В этот момент возникает самый важный драматический вопрос: достигнет ли герой своей цели? Как герой сможет решить проблему? Вопрос может звучать по-разному, но он неизбежно должен возникнуть в подсознании. Мы, зрители, должны держать этот вопрос в голове до конца истории.

Все Breaking Bad (телесериал 2008-2013)

Сюжет в актах

Акт 2

Во втором акте все становится сложнее.

Герой пытается решить проблему. Но его действия показывают нечто более сложное и серьезное. Предположим, герою нравится какой-то объект и он понимает, что это его судьба, тогда он пытается проявить себя и добиться внимания.

Герой начинает привлекать к себе внимание, и вдруг возникает обстоятельство, о котором он не узнал бы, если бы не начал. Грубо говоря, мужчина раздает маргаритки, а у девушки оказывается жуткая аллергия на них, и она попадает в больницу из-за его ухаживаний. Ей приходится отменить важную презентацию, к которой она готовилась несколько месяцев. Конечно же, девушка выгоняет его.

Герой пытается исправить свои действия, но все снова идет не так.

Он узнает о сложных отношениях героини. Например, ее бывший или нынешний бойфренд — очень агрессивный обидчик, который создает проблемы как для героини, так и для героя, а также создает впечатление, что герой не может достичь своей цели

Примером обратного воздействия может служить фильм «Игра кальмаров». Только в финале фильма раскрывается история игрока № 001 и становится известно, кто он такой, и поэтому некоторые моменты фильма начинают восприниматься совсем по-другому.

  Можно ли разделить экран на iPhone. Как разделить экран на айфоне.

— Читателю не нужно знать все о персонаже в первых строках, поэтому не перегружайте его объяснениями.

— Если экспозиция проста, она должна захватывать. Частой ошибкой неопытных писателей является длинное, скучное вступление, в котором они пытаются объяснить сразу все нюансы мира персонажа.

Настройка — это событие, которое вызывает событие. Что-то, что вызывает конфликт, становится спусковым крючком для движения героя.

Ярким примером настройки является сам «Черновик» Лукьяненко. Герой неожиданно сталкивается со странной ситуацией — в его квартире прописан другой человек, ремонт и мебель внезапно меняются, собака его больше не узнает. Что происходит? Что нужно сделать?

— Он должен быть живым, стимулирующим и интересным. В этот момент читатель решает, читать ли ему дальше или отложить книгу в сторону. Не затягивайте напряжение без необходимости.

— Доведите напряженную ситуацию до кульминации. Она должна быть отчаянной, шокирующей и пугающей. Вы хотите знать, как герой выйдет из этой ситуации.

На курсе «

Как писать прозу

В курсе «Как писать прозу» вы узнаете, как создать ярких персонажей, сильный диалог и сюжет, который заставит вас забыть о дыхании.

Развитие — это самый продолжительный элемент сюжета. Здесь герой преодолевает препятствия на пути к своей цели, находит друзей и врагов. Напряжение должно нарастать по мере того, как история приближается к своей кульминации.

Фильм «Побег из Шоушенка» содержит захватывающую последовательность событий. Главный герой попеременно сталкивается с различными (казалось бы, безнадежными) трудностями, находит друзей, но авторы продолжают подбрасывать новые проблемы.

— Уровень интенсивности развития должен постоянно повышаться. Каждое дополнительное препятствие должно быть сложнее, а ставки выше. Как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка. Сначала освежающие яблоки и, наконец, девственные яблоки за границей.

Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов

— Не позволяйте росту идти своим чередом. Лучше всего заранее спланировать приключения героя.

Кульминация — это момент наибольшего напряжения, кульминация конфликта. Кульминация — это не конец, здесь не обязательно раскрывать все интриги. Но именно в этот момент сердце читателя разбито, и кажется, что хуже уже быть не может.

Кульминацией фильма «Побег из Шоушенка» является исчезновение Дюфрейна из камеры. Мы до сих пор не знаем, где

Эта техника повествования означает, что рассказ начинается с описания жизненного пути главного героя. История начинается с описания жизненного пути главного героя. Эти изменения могут быть как в худшую, так и в лучшую сторону. Затем наступает кульминация или кульминационный момент. И события этой истории начинают разворачиваться. История заканчивается преображением главного героя в результате испытаний и невзгод, которые ему пришлось преодолеть (развязка).

Эта техника повествования хороша тем, что дает читателю (слушателю) ощущение завершенности, предсказуемости и законченности истории.

Рассмотрим другой метод классического повествования. Американский писатель Курт Воннегут описал структуру рассказа с помощью системы координат x и y:

В начале истории главный герой находится в стадии потрясения — он счастлив и доволен. Но затем обстоятельства меняются, и герой страдает, переживает определенные трудности и испытания. Со временем герою становится лучше, и он возвращается к «счастливой» фазе своей жизни. Курт Воннегут назвал эту систему «The Man in the Hole» или буквально «Человек в дыре». Это лишь одна из возможных сюжетных схем, разработанных автором.

В 1995 году на одной из лекций Курт Воннегут сказал с легкой иронией: «Эти сюжеты так прекрасны, что было бы замечательно перенести их в компьютер». Несколько лет назад исследователи из Университета Вермонта воплотили эту идею в жизнь. Они изучили 1700 электронных книг, разделили их на блоки и смогли графически представить структуру историй. Вот что они обнаружили:

Самое интересное, что сюжеты почти 2 000 книг основаны всего на 6 основных шаблонах:

Основные техники повествования или истории таковы:

1. «Из лохмотьев в богатство» (подъем). Пример из литературы: «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла.2. трагедия» или «от богатства до нищеты» (падение). Роман Джейн Остин «Леди Сьюзен». Самый известный пример трагедии — это, конечно же, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира:3. «Человек в яме» (падение и подъем). Книга Лаймана Фрэнка Баума «Волшебник страны Оз».

4. «Икар» (взлет и падение). Книга «Тень» Лафкадио Хирна.

5. «Золушка» (Взлет и падение).

6. «Эдип» (подъем-осень-осень). Чарльз Александр Истмен «Древние индейские сказки» и Шеридан Ле Фану «Злой гость».

Исследовательская группа обнаружила, что наиболее популярными являются истории, основанные на «Человеке в яме» (хронология Воннегута) и «Золушке». Обе техники основаны на одних и тех же фазах развития сюжета и их последовательности: подъем — падение — подъем. Это означает, что читателям всегда интересна история, в которой герой попадает в беду, примиряется с двойственностью d

Техника сторителлинга “драматическая дуга”

Структура сюжета по версии американского писателя Курта Воннегута

схема человек в яме

6 классических сюжетных линий или основные техники сторителлинга

эмоциональные арки

6 схем сюжетных линий

График Ромео и Джульетта

Оцените статью
Бизнес блог