Метод фокальных объектов (МФО). Как называется объект полученный после преобразования методом фокальных объектов?

При передаче свойств развивайте идею дальше, пока не найдете правильное решение. Даже если на первый взгляд это кажется нелепым.

Метод фокальных объектов (МФО)

метод фокальных объектов (МФО)

Метод сфокусированных объектов — это метод решения изобретательских задач и активизации творческого мышления, который широко используется в ТРИЗ, педагогике, маркетинге и других областях, требующих нестандартного взгляда. Благодаря развитию междисциплинарного подхода, МКЭ сегодня все чаще используется не только как изобретательский метод. Мы публикуем этот материал, чтобы показать, как эта техника может помочь развить творческое мышление и генерировать новые идеи на основе ассоциаций, а также продемонстрировать применимость метода в различных областях.

Метод фокальных объектов как инструмент эвристического исследования

Метод фокальных объектов (МФО) — это метод поиска новых идей и новых свойств объекта путем ассоциирования свойств других случайно выбранных объектов с исходным объектом. Отсюда и другое название — метод случайных объектов. Отправными точками методики являются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Впервые этот метод был предложен в 1926 году Фридрихом Кунце, профессором Берлинского университета, который назвал его «методом каталога». Позже американский ученый Чарльз Уайтинг заинтересовался его исследованиями и в 1958 году ввел термин «фокальные объекты», означающий, что объект, подлежащий улучшению, находится в фокусе передачи признака. Кстати, похожая техника была предложена экспертом по латеральному мышлению Эдвардом де Боно, который назвал ее «случайным словом».

Метод был предложен для преодоления инерции мышления и активизации способности разрабатывать новые идеи и находить инновационные решения. Если вы переносите свойства других объектов, не имеющих ничего общего с исходным объектом, на исследуемый объект, вы часто получаете значимые ответы, потому что можете взглянуть на обстоятельства с другой, неочевидной точки зрения. В то же время техника проста и неизменна. Еще одним преимуществом MSE считается развитие ассоциативного мышления.

  Муссовый торт. Как сделать муссовый торт

Но это не лишено недостатков. При использовании этого метода нет гарантии, что вы получите крепкий раствор. Среди других недостатков можно отметить его непригодность для решения сложных технических проблем и отсутствие четкости в критериях отбора для оценки идей.

Практика применения

Теоретической основой MFI является 6-шаговый алгоритм, который выполняется последовательно. К ним относятся:

  • Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
  • Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
  • Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.
  • Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
  • Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
  • Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

Теперь давайте посмотрим, как этот метод можно применить к конкретным случаям.

Создание дисплея. Предположим, мы сосредоточимся на шампуне. Цель — выделить особенности продукта, отличающиеся от особенностей конкурентов. Возьмем три случайных объекта. Пусть это будет сказка, постель и снег. Мы определяем их характеристики. «История

Комбинация «простой в использовании шампунь» также предлагает мощное решение. Почему бы не сделать это и тем, кто по долгу службы часто ездит в другие города? В контейнере небольшого объема со специальной крышкой, которая не протекает. Мало кто доверяет шампуням в отелях, поэтому он очень полезен в командировках, на отдыхе или даже на природе.

Техника. Вот пример Н. М. Балезина, изобретателя и конструктора.

Наш ФО — это горшок. Цель — увеличить предложение и спрос на продукт. Случайные предметы: дерево, лампа, кошка, сигарета. Их характеристики: Дерево — высокое, зеленое, с плотными корнями; лампа — электрическая, блестящая, разбитая, тусклая; кошка — игривая, пушистая, мяукающая; сигарета — дымящаяся, с фильтром, брошенная, жидкая. В качестве альтернативы объедините полученные свойства в контейнере и разработайте его. Эффективными решениями являются: корневой горшок — горшок с изолирующим дном; разбитый горшок — разделенный на секции для приготовления нескольких блюд одновременно; мяукающий горшок — который сигнализирует о готовности блюда.

Педагогика. Метод сфокусированных объектов используется для развития воображения, языка и фантазии у детей дошкольного возраста (3-7 лет). Для этого были разработаны различные игры: от простых, где нужно попытаться объединить свойства различных предметов и нарисовать результат, до более сложных, таких как «Изобретатели» или «Воображаемые животные». В первом случае детей просят придумать новые предметы — мебель, сладости, игрушки на елку — путем комбинирования свойств уже известных им предметов. Второе задание более подробное: нужно не только придумать новое животное и дать ему название, но и описать, где оно живет, чем питается, кто его родители и т.д.

  Копченый сыр косичка. Сыр косичка как делают

Написание статей, написание текстов. Искусство письма немыслимо без сильного творческого мышления. Для журналистов и копирайтеров MFE может быть полезен для поиска необычных тем для статей и создания ярких, привлекающих внимание заголовков.

Что такое метод фокальных объектов или метод случайных объектов

Метод был разработан Ф. Кунце в 1926 году и с тех пор неоднократно модифицировался.

Метод фокальных объектов (МФО) сегодня является одним из методов ТРИЗ для развития творческого воображения (РТВ).

Воображение — это способность представлять себе образ предмета без присутствия самого предмета. Творческое воображение — это способность создавать в сознании новый образ, который затем может быть воплощен в объект.

Метод фокальных объектов: 6 примеров применения для детей

Каждое слово, которое мы знаем, привлекает тысячи других слов через ассоциативные связи. Одно слово — это ключ, который открывает дверь в мир бесконечных отношений, созданных благодаря нашему опыту. Например, слово «клубника»

associativnyj_ryad

Этапы, которые выделяют в методе фокальных объектов

  1. Выбираем фокальный объект, который хотим наделить новыми функциями, усовершенствовать, посмотреть на него под другим углом, придать ему неожиданные свойства. Пусть это будет кружка.
  1. Выписываем 3-5 случайных объекта. Объекты надо брать из разных сфер: техника, животные, одежда, еда, явления природы. Можно открыть книгу или сайт и найти объекты там. Фокальный и случайные объекты должны быть из различных областей. Например возьмем: початок кукурузы, снег и еж.

sluchajnye_ob

  1. Определяем характерные свойства, функции и признаки случайных объектов. Цвет, размер, материал НЕ берем. Лучше использовать особенности этого объекта.
  1. Каждое свойство переносим на фокальный объект – кружку. Пока не думаем о том, можно ли реализовать полученное сочетание.
  1. Берем каждое сочетание и развиваем идею, как такое может быть, где и для чего такой объект можно использовать.
  1. Оцениваем то, что получилось. Выбираем лучшее, что подходит под условия задачи. Конечно, будут идеи, которые уже реализованы, откровенно слабые и бессмысленные. Но будут и такие, которые можно брать в дальнейшую разработку и создавать новый продукт, например.
  Куда и как вкладывать деньги казахстанцам, чтобы заработать на инвестициях. Куда вкладывать деньги в казахстане

fokal

Преимущества и недостатки МФО

  • Простой и понятный алгоритм реализации метода. С ним справится ребенок дошкольного возраста.
  • Позволяет преодолеть инерцию мышления. Закрепощение мышления возникает, как только объект назвали словом. Например, слово «фонарик» в нашей голове выглядит определенным образом и выполняет конкретные функции. Это и есть инерция, преодолеть которую помогает МФО.
  • Развивает воображение и ассоциативное мышление.
  • Помогает найти сильные решения. При переносе свойств случайных объектов мы смотрим на фокальный объект под другим углом.
  • Вносит игровой элемент в рутинные процессы. Это облегчает выполнение задачи.
  • Вряд ли получится решить сложную задачу.
  • Ведущую роль играет случай, а этого недостаточно для сильного решения.
  • Эффективность метода зависит от умения пользоваться ассоциациями и воображением.

Достоинства

  1. Универсальность. Вы можете применять МФО для решения любых задач, будь то повышение продаж, усовершенствование продукции или даже написание текстов.
  2. Простота в освоении, возможность использовать всю свою фантазию, воображение.
  3. Использование случайных сравнений помогает прийти к нестандартным, уникальным решениям.
  4. Новые свойства и характеристики, перенесенные на объект, позволяют увидеть его в новом свете.

Недостатки

  1. Невозможность использовать при решении сложных задач.
  2. Метод фокальных объектов не раскрывает суть проблемы.
  3. Эффективность зависит от того, насколько у человека развито воображение, умеет ли он сопоставлять случайные, не связанные друг с другом понятия.

План действий

нахождение в газете 3 случайных понятия

  1. Выберите объект МФО. Пусть это будет предмет, который вы хотите улучшить.
  2. Возьмите газету, книгу, энциклопедию. Найдите минимум 3 максимум 5 случайных понятий, коренным образом отличающихся от вашего.
  3. Выпишите свойства. Перенесите их на исходный объект.
  4. Поиграйте в ассоциации. Обдумайте полученные варианты.
Оцените статью
Бизнес блог