В России картели строго запрещены, но такие группы существуют. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в период с 2010 по 2013 год в России было выявлено 1057 соглашений, нарушающих этот запрет (см. Рисунок 1).
Картельный сговор на рынке: чем опасен и как его раскрыть
Представьте себе ситуацию: Заказчик объявляет аукцион на поставку товаров и устанавливает начальную цену в размере 100 млн. рублей. Участники торгов заключают картельное соглашение, в результате которого контракт получает участник, предложивший 99 миллионов рублей. Если бы аукцион был честным, цена была бы снижена до 50 миллионов рублей. Таким образом, вся система тендеров и закупок теряет свой смысл, и заказчик больше не может выбрать наиболее эффективного участника торгов. Однако ФАС нашла методы борьбы с картелями.
Антиконкурентные соглашения можно разделить на пять типов:
- горизонтальные соглашения – картели (п. 1 ст. 11 закона о защите конкуренции). Они заключаются между конкурентами;
- недопустимые вертикальные соглашения (п. 2 ст. 11, ст. 12 закона о защите конкуренции). Они заключаются между продавцом и покупателем;
- иные недопустимые антиконкурентные соглашения между хозяйствующими субъектами (пп. 3, 4 ст. 11, ст. 12 закона о защите конкуренции);
- антиконкурентные соглашения с участием органов власти (ст. 16 закона о защите конкуренции);
- антиконкурентные соглашения между организаторами, заказчиками и участниками торгов (п. 1 ст. 17 закона о защите конкуренции).
Картели — это горизонтальные соглашения между конкурентами, которые наносят наибольший ущерб конкуренции.
Картели считаются самым серьезным видом картельных преступлений и влекут за собой самые высокие наказания. Если ФАС обнаружит картель, штраф может составить половину от первоначальной цены предложения (статья 14.32 (1) и (2) Уголовно-процессуального кодекса). Если участники картеля получили крупный доход (50 миллионов рублей и более), то должностные лица будут привлечены к уголовной ответственности (статья 178 УК РФ). В настоящее время в Государственной Думе находится законопроект, согласно которому расходы не будут учитываться при расчете этого дохода (№ 848246-7). «Это означает, что даже если поставщик поставил качественный товар на 100 миллионов рублей, заказчик остался доволен и рентабельность контракта составила 5-10%, но цена была снижена всего на 1% из-за сговора (без картеля участники договорились бы о минусе в 3-5%), есть риск попасть в тюрьму», — объясняет Ярослав Кулик, управляющий партнер юридической фирмы «Кулик и партнеры».
Картели опасны, потому что в конечном итоге страдают потребители. Цены растут, а выбор становится меньше.
Максим Бульба, партнер, руководитель антимонопольной практики SEAMLESS Legal Группа розничной торговли, товаров народного потребления, общественного питания Группа страхового права Группа финансового/банковского права Группа агробизнеса и сельского хозяйства Группа антимонопольного права (включая судебную практику) Группа интеллектуальной собственности (консультирование) Группа интеллектуальной собственности (регистрация) Группа корпоративного права/договоров и поглощений (МСП) Группа санкционного права Группа TMT (телекоммуникации, СМИ и технологии) Группа труда и иммиграции (включая судебную практику) Группа фармацевтики и здравоохранения Группа цифровой экономики Группа экологического права Группа экологического права
Раскрытие картелей
В 2019 году антимонопольное ведомство возбудило 424 дела о картелях, 320 из которых были делами о сговоре на торгах. ФАС уделяет этим случаям особое внимание. «Это объясняется двумя факторами. Во-первых, сфера государственных закупок является приоритетной для антимонопольного органа, поскольку картели приводят к перерасходу бюджета при проведении тендеров. Во-вторых, картели в государственных тендерах легче расследовать и легче собирать доказательства», — сказал консультант. Команда арбитража (средние и малые коммерческие споры — средний рынок) Команда банкротства (споры среднего рынка) Команда интеллектуальной собственности (консультирование) Команда интеллектуальной собственности (регистрация) Команда корпоративного слияния и поглощения (средний рынок) Команда налогов и судебных разбирательств (налоговое консультирование) Недвижимость, земля и строительство
Процесс антимонопольной проверки обычно начинается с подачи жалобы или обнаружения факта нарушения. Затем Антимонопольный отдел изучает информацию и направляет запросы в государственные органы, банки и операторам торговых платформ. Если будут обнаружены доказательства сговора, может быть проведена внеочередная проверка. Если найдено достаточно доказательств, ФАС возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства.
ФАС может запросить следственные действия и информацию у правоохранительных органов для возбуждения уголовного дела по статье 178 Уголовного кодекса.
ФАС получает информацию о признаках картельных соглашений от прокуроров, следователей или самостоятельно (также по электронной почте).
Андрей Тузов, старший юрист отдела уголовного права АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры Федеральная ставка. Группа агробизнеса и сельского хозяйства Группа антимонопольного права (включая судебную практику) Группа арбитража (деловые споры) Группа арбитража (крупные коммерческие споры — высокий рынок) Группа интеллектуальной собственности (защита прав и судебная практика) Группа комплаенс Группа международного арбитража Группа морского права Группа общей юрисдикции Группа рынков капитала Группа уголовного права Группа семейного и наследственного права Группа страхового права Группа TMT (телекоммуникации, СМИ и технологии) Группа права недвижимости Группа корпоративного права и слияний и поглощений.
Примеры картелей
Классическим примером является раскрытие картеля по производству трески. Он был организован Ассоциацией добытчиков минтая, в нем приняли участие 26 рыболовецких компаний Дальнего Востока, которые влияют на рынок минтая в России. Картель привел к сокращению производства, искусственному дефициту минтая и продукции из него и росту цен на всей территории Российской Федерации. Протоколы заседаний Ассоциации производителей минтая были самым важным доказательством существования картеля. Кроме того, в качестве доказательств использовалась переписка между членами ассоциации и их договоренности об объемах производства папулины и производстве продуктов из папулины. Участники картеля обсуждали условия и цены продаж, подписывали соглашения между компаниями и таким образом создавали искусственный дефицит рыбы и рыбопродуктов. Картель был остановлен благодаря совместным усилиям Федерального управления по борьбе с картелями и Федеральной службы безопасности. Государственная комиссия по иностранным инвестициям также помогла устранить последствия картеля.
Примером международного картеля является морской картель. Морские контейнерные перевозки оказывают значительное влияние на международную торговлю. Стоимость этих перевозок составляет значительный процент от цены товаров, и ценовая фиксация на этом рынке может оказать очень негативное влияние как на мировую экономику, так и на экономику отдельных стран. Несколько десятков незапланированных проверок компаний на местах выявили, что российские представители крупных морских контейнерных компаний устанавливали и поддерживали цены на международном рынке морских перевозок.
Картель гипноза» также хорошо известен. Во время судебного процесса один из бывших членов картеля утверждал, что на сознание людей оказывается психологическое воздействие с помощью гипноза и других методов. ФАС признала ООО «Аксонмед», ООО «Сатори», ООО «Интермед», ООО «Дивайс», ООО «Лотос» и ООО «Эквипмед» виновными в заключении и реализации картельного соглашения при участии в государственных контрактах на поставку медицинских и моющих средств. Картель был реализован в 111 электронных торгах для нужд государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в 18 субъектах России. Картель действовал более трех лет и принес доход в размере более 735 миллионов рублей. Компании, участвующие в картеле, договорились не снижать цены на торгах и разделить аукционы между собой. После заключения государственных контрактов бюджетные средства проводились через фирмы-«почтовые ящики», чтобы отвлечь средства от законных продаж и избежать уклонения от уплаты налогов. Система была реализована следующим образом: одна из компаний картеля закупала необходимую продукцию у производителей и поставляла ее с соответствующей документацией «серым» компаниям, которые затем поставляли ее тем, кто предложил наибольшую цену. В результате большая часть прибыли оставалась на счетах «серых» компаний, которые затем незаконно обналичивали ее.