Основной принцип работы беспилотников Яндекса — безопасность пассажиров. И во всех этих испытаниях ни один человек не пострадал.
Когда запустят беспилотные такси и будут ли они перевозить пассажиров?
По данным пресс-службы компании, испытания беспилотников начнутся в Москве осенью 2021 года. В опытной эксплуатации кататься можно будет в районе Ясенево. Сервис будет работать в районе станций метро «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк».
Пока услуга доступна только ограниченному числу пользователей. Для участия в эксперименте необходимо подать заявку и заполнить анкету на сайте проекта.
Автомобили с водителем-испытателем в кабине будут ездить не только в Москве, но и в Иннополисе (Татарстан) и на территории учебного центра «Сириус» в Сочи.
В 2021-2022 годах на улицы столицы выйдут в общей сложности десять беспилотных такси. Они планируют запустить эксперимент к концу этого года. Их задача — протестировать процесс интеграции беспилотных такси в реальную рыночную среду. Yandex Go будет единственным участником эксперимента, внедрившим такую технологию. Другие агрегаторы посчитали эту идею перспективной темой для далекого будущего.
Что представляют собой беспилотные такси?
Беспилотные такси — это легковые автомобили с системой автономного вождения, разрабатываемой инженерами Яндекса с 2017 года. Они способны вести машину автономно, соблюдая правила дорожного движения и избегая препятствий, а также планировать маршрут с учетом действий других участников дорожного движения. Испытания первых прототипов начались в мае 2017 года.
Пока что беспилотные автомобили будут ездить в рамках испытаний, что, по мнению авторов проекта, позволит всесторонне протестировать технологию и сделать выводы об эффективности ее применения. Беспилотники будут иметь отличительный значок «автономного вождения» в виде белого треугольника и черной буквы «А», а пассажиры смогут общаться с технической поддержкой в салоне.
Внедрение беспилотников планируется в три этапа. На первом этапе они будут контролироваться удаленно сотрудниками компании и пилотом. На втором этапе у каждого аппарата будет свой оператор, а на третьем этапе один человек будет отвечать за несколько беспилотников. Следующий уровень может быть достигнут, если по вине беспилотника не произошло ни одной аварии и он проработал не менее 100 часов.
Кто будет контролировать маршрут поездки?
В течение трех лет в испытании будут участвовать две категории автомобилей: с водителем-испытателем (ВАТС 1) и без водителя (ВАТС 2). Водители-испытатели смогут реагировать на чрезвычайные ситуации и брать на себя управление автомобилем, если условия станут неподходящими. В такси без водителя движение автомобиля контролируется операторами дистанционно.
Беспилотные такси «Яндекса»
«Яндекс» начал разработку технологий вождения без водителя в 2017 году. В Иннополисе в августе 2018 года была запущена служба такси без водителя, за рулем которого нет человека. На сегодняшний день пассажиры уже совершили более 18 000 поездок, а автомобили проехали более 13 миллионов километров в автономном режиме.
В настоящее время сервис беспилотного такси «Яндекса» работает только в городе Иннополис под Казанью, но закон об экспериментальных правоотношениях позволит внедрить подобные сервисы в других городах, в том числе и в Москве», — рассказали CNews представители «Яндекса». «Сейчас беспилотные автомобили используются в Москве для тестирования и отработки технологии и не перевозят пассажиров.
В московском парке компании насчитывается около 140 беспилотных автомобилей. Они тестируются на различных маршрутах, в основном в Центральном административном округе, ЗАО, Юго-Западном административном округе и Южном административном округе, сказал Яндекс.
Беспилотники «Яндекса» сейчас используются в Москве для тестирования технологии, сообщили CNews представители компании. Кроме того, по закону за рулем такого автомобиля должен находиться инженер. Однако EPR позволит компании использовать автомобили в службах такси без механика за рулем. В полностью беспилотном такси, однако, будет присутствовать удаленный оператор, подключенный к автомобилю через камеры, который будет давать указания автопилоту, что делать в случае необходимости.
Беспилотное такси Сбербанка
Сбербанк протестировал первую партию беспилотников на улицах Москвы в декабре 2020 года, сообщили CNews представители банка. В настоящее время организация продолжает расширять свой автопарк.
Однако, по словам представителей Сбербанка, концепция беспилотного такси будущего повторяет полностью автономный электромобиль компании — Flip. Это такси без привычных органов управления, в котором могут разместиться до шести человек. В основе электромобиля лежит собственная платформа разработки банка, которая приводится в движение электродвигателем и питается от блока сменных батарей. Пассажиры имеют доступ к виртуальному помощнику и услугам из экосистемы Сбербанка.
До конца 2021 года компания проведет разведочные испытания с помощью Flip. «После этого наступит время обсудить наши дальнейшие планы», — заявили в компании.
Экспериментальные правовые режимы
Федеральный закон № 258-ФЗ «Об экспериментальном правовом регулировании в сфере цифровых инноваций» вступил в силу в январе 2021 года. Документ был разработан Министерством экономического развития и направлен на создание правовых условий для более быстрого появления и вывода на рынок новых продуктов и услуг в сфере цифровых инноваций. ЭПР, или «цифровые песочницы», могут быть созданы на срок до трех лет в таких областях, как медицина, транспорт, сельское хозяйство, торговля, архитектура и строительство, промышленность, государственные услуги и связь.
Обзор года: PIX Robotics осуществляет крупнейший в Европе проект по переоборудованию RPA
Однако в марте 2021 года в Государственную Думу был внесен «сопутствующий законопроект», уточняющий использование «цифровых песочниц». Законопроект предусматривает отмену ограничительных норм в отношении тестирования технологий в области телемедицины, беспилотных грузовых и пассажирских перевозок, дистанционной торговли и услуг на основе данных. Президент России Владимир Путин подписал указанный документ 2 июля 2021 года.
Цифровая песочница» будет создана на основе одобренной правительством экспериментальной программы. В этой программе будут определены продолжительность и территория эксперимента, список потенциальных участников и порядок их действий, включая способы избежать непредвиденных ситуаций. Например, воспользоваться беспилотным такси или управлять автомобилем без водителя можно будет только на территории, указанной в экспериментальной программе. На остальной территории России это будет возможно только в том случае, если эксперимент будет признан Комиссией.
Обязанности поставщиков услуг беспилотного такси
Ожидается, что документ, вводящий правовое регулирование беспилотных такси, будет опубликован в конце января. Однако постановление вступит в силу только через 20 дней после дня опубликования правового акта. Другие компании также могут извлечь выгоду из экспериментального правового регулирования. Например, разработчик беспилотных автомобилей «Сберавтотехом» может сотрудничать с компанией Citymobile, чтобы предлагать услуги беспилотного такси.
В будущем Citimobile может также предложить услуги беспилотного такси.
Поставщики услуг беспилотного такси, вероятно, должны будут выполнить следующие условия:
- регулярно передавать данные о поездках на беспилотном такси в Региональную навигационно-информационную систему (РНИС);
- повиноваться решениям правительства Москвы и, в случае необходимости, временно останавливать услугу беспилотного такси;
- своевременно передавать отчеты об административных нарушениях с участием беспилотных такси.
Введение правового регулирования для беспилотников представляется первым шагом к фундаментальным изменениям в сфере общественного транспорта в России. Это звучит хорошо, но есть много вопросов, на которые пока нет ответов. Например, насколько хорошо автономные такси будут справляться с управлением в феврале, когда дороги периодически покрываются снегом. Неясно также, как отнесутся к этому нововведению настоящие таксисты.
Яндекс уже тестировал беспилотные автомобили в зимних условиях, но неясно, как они будут вести себя на городских дорогах.
Беспилотное такси в других странах
Беспилотные такси уже давно существуют во многих странах, но в настоящее время эта услуга все еще находится в режиме тестирования. Компания Waymo, которая уже несколько лет проводит испытания своих автомобилей в Финиксе, штат Аризона, делает большие успехи в этой области. Во второй половине 2021 года некоторые жители Сан-Франциско получат доступ к беспилотному такси Waymo, которым они смогут пользоваться бесплатно. Загвоздка в том, что функция будет доступна только ограниченному числу людей, которые, как и служба такси Яндекса, оставили приложение для участия в испытании.
Беспилотный сервис такси Waymo
Ссылки на интересные статьи, смешные мемы и много другой интересной информации можно найти на нашем Telegram-канале. Подпишитесь!
Наконец, стоит напомнить, что представители Московского транспортного управления в сентябре 2020 года заявили, что транспорт без водителя официально появится на улицах Москвы не ранее 2040 года. Предполагается, что сначала поезда, затем автобусы и, наконец, автомобили будут беспилотными. В этой статье я подробно рассказал о будущем беспилотных такси в России.