Что такое эпос и какие жанры эпических произведений существуют. Что такое эпос в литературе.

Дракон и сокровища: Беовульф убивает дракона и, возможно, умирает от полученных ран, что на первый взгляд делает недействительной всю гипотезу о драконе и сокровищах. Однако эпос венчает этот заключительный акт серией все более сложных поединков — с Гренделем, людоедом, с матерью Гренделя — и перед лицом дракона.

Эпос как литературный род. Определяющие черты эпического рода. Видовое деление эпоса.

Для эпоса характерно повествование, повторение различных действий, разворачивающихся в пространстве и времени.

По сравнению с другими видами литературы, эпос обладает наибольшей способностью представлять время и пространство.

Эпос не ограничен ни по длине, ни по количеству сцен и персонажей.

Эпическое повествование характеризуется наличием рассказчика, которым может быть либо сам автор, либо его воображаемый образ. Рассказчик иллюстрирует образы из прошлого, которые он часто сочетает со своими собственными размышлениями.

Для эпоса характерны описания действий и подробностей о персонажах, месте и времени действия, а также диалоги и монологи.

В эпосе используются различные средства репрезентации: Портреты, характеристики, действия, жесты, имитация, интерьеры, пейзажи и т.д.

Крупные эпические жанры

Эпос — это общий термин, обозначающий великий эпос и подобные ему произведения.

Существует два определения эпоса:

  • Это длинное повествование в прозе или стихах о выдающемся событии в истории страны.
  • Длинная, сложная история, включающая ряд значимых событий.

Эпическому жанру предшествовали византийские песни полуповествовательного, полулирического характера, основанные на военных подвигах племени или рода и приуроченные к героям, вокруг которых они объединялись. Впоследствии эти песни были преобразованы в эпические поэтические произведения. Они были записаны честно и с личным намерением, но приписывались конкретному автору только по имени. Например, «Одиссея» и «Илиада» Гомера были написаны именно таким образом.

Готовые работы на аналогичную тему

Четырехмесячная работа The Epic as a Literary Genre 420 ₽ Реферативная работа The Epic as a Literary Genre 280 ₽ Контрольная работа The Epic as a Literary Genre 250 ₽.

Получите выполненное задание или консультацию эксперта по вашему проекту Узнайте больше о стоимости

  Биржевой брокер. Как получить лицензию брокера?

Другим важным эпическим жанром является роман — прозаический жанр, в котором повествуется о развитии личности и жизни главного героя или главных героев произведения на переломном, нетрадиционном этапе их жизни.

Название жанра возникло в середине 12 века вместе с жанром рыцарского романа в противовес латинской исторической беллетристике. Вопреки распространенному мнению, изначально это название относилось не к произведению на просторечии (стих трубадуров и героические песни никогда не назывались романсами), а к любому произведению, которое хоть в малейшей степени могло противоречить латинской модели — мифу, историографии, видению.

С историко-литературной точки зрения невозможно говорить о возникновении романа как жанра, поскольку термин «роман» — это, по сути, всеобъемлющий термин, перегруженный идеологическими и философскими коннотациями, обозначающий комплекс явлений, относительно автономных и не всегда генетически связанных.

В этом смысле возникновение романа охватывает несколько эпох, от античности до XVIII в. Большое значение имели процессы конвергенции — поглощения и ассимиляции повествовательных форм и жанров из соседних литературных рядов.

Эпическая поэма — один из древнейших видов эпических произведений. С древности этот жанр сосредоточен на изображении героических событий далекого прошлого. Как правило, это были всемирно-исторические события, которые сильно повлияли на ход национальной и всеобщей истории. Примерами эпических поэм являются «Одиссея» и «Илиада» Гомера, «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Освобожденный Иерусалим» Тассо, «Роланд Неистовый» Ариосто и др. Эпическая поэма представляла особый интерес для теоретиков и писателей классицизма. Этот жанр был признан вершиной поэзии за его благородство, возвышенность и героизм. Писатели классицизма в основном опирались на традиции античности для теоретической разработки жанра. Выбор героя произведения определялся не только моральными качествами, в первую очередь герой должен был быть исторической личностью, а события, в которых участвовал герой, должны были иметь национальное и общечеловеческое значение; герой произведения должен был быть примером, образцом человеческого поведения.

Жанры

Отличительной особенностью эпического жанра является его деление на малую, среднюю и большую формы.

К основным эпическим формам относятся эпос и роман.

К средним эпическим формам относятся повествование и хроника.

К малым эпическим формам относятся повесть, рассказ, эссе, сатира, памфлет, мемуары, дневник, миф, притча, басня и легенда.

Малые, средние и большие жанры эпоса

Рисунок 1: Малый, средний и большой эпические жанры.

В этом жанре были написаны истории о королях, из которых наиболее известен эпос «Хеймскрингла» («Круг земной») Снорри Стурлусона. В XIX веке это жанровое название использовал англичанин Дж. Голсуорси, автор знаменитой «Саги о Форсайтах».

Эпос — это.

Эпос — один из трех жанров литературы (наряду со стихами и драмой), описывающих крупные исторические и социальные события, происходящие в течение длительного периода времени.

  Актеры игравшие Человека-паука: от трилогии до кинофраншизы. Кто играет роль человека паука

Традиционно эпические жанры делятся на следующие категории:

  1. — Гранд (эпопея, эпический роман, эпопея),
  2. — Медиум (роман, повесть),
  3. — короткие (роман, эссе, рассказ, очерк, зарисовка).

Отдельно стоит сказать о народном эпосе, «дедушка» которого считается древним мифом. У него богатая история, которая начинается с детства человечества.

Когда появился и как развивался эпос

В начале — сотворение мира, разделение мира на свет и тьму, землю и небо, происхождение человека и всех живых существ. Трудно сказать, сколько тысячелетий прошло с тех пор, как были написаны первые мифы. Вероятно, они возникли около 3000 года до нашей эры.

Чтобы объяснить космогонию вещей (порядок мира), люди создавали образы богов — родичей, титанов, героев, чудовищ — и приписывали им свойства природных явлений. Позже миф продолжал интерпретировать историю мировых событий через систему героических фигур (Геракл, Ясон, Осирис, Рама), от которых произошли смертные.

На рубеже новой эры мифологические образы стали сливаться с реальным историческим материалом, появились военные сказания, саги, героические сказания о славных древних воинах, вождях народов.

Например, многочисленные рассказы об Александре Македонском, источником которых послужил греческий роман «Александрия» (первоисточник, который не сохранился, скорее всего, был написан в I-II веке до н.э.), «разлетелись» по многим уголкам мира и остались в ранней русской литературе.

Позже в средневековой Европе появился цикл романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. На Руси после христианизации стали популярны воинские повести и сказки, героем которых является князь Владимир и его воины.

Духовная литература монастырей обогатила русский эпос сначала переводными, а затем и написанными самим автором произведениями о вере и ее хранителях (притчи, жития святых), о порядке жизни на земле (вероучительные сборники «Исмарагд», «Домострой» и другие).

Затем появились первые эпические произведения светской литературы: «жития», биографии и «светские истории». Например, знаменитое произведение путешественника и купца Афанасия Никитина «Путешествие за три моря» можно считать первым опытом русскоязычного путевого романа или путевого очерка.

  Как сохранить тюльпаны подольше в вазе. Как тюльпаны сохранить дольше в вазе.

Жанры романа и новеллы, более знакомые современному читателю, вошли в литературу XVIII века. Сто лет спустя к ним добавились новелла, эссе и рассказ.

Наконец, в XX веке система эпических жанров приобрела европейский аспект, оставив в памяти о нашем историческом своеобразии только жанр мифа, заимствованный из народной традиции.

В то время как развивалась официальная литература, народные сказители продолжали сохранять культурный код мифа. Некогда единое знание о мире разбилось на множество осколков, как гигантское зеркало, и превратилось в сказки.

Гипотеза (а какая она?) о родстве всех сказок народов мира и схожести «бродячих сюжетов» наводит нас на эту мысль. Сказка сохранила образы богов, мифологических фигур и священных стихий (воды и огня). Именно сказку (особенно волшебную) следует изучать как основной источник сюжета и образности в литературе «взрослых» авторов.

Кроме сказок, фольклор порождал и более простые, бытовые жанры: былинка, «страшная сказка» (в ХХ веке дети называли ее «страшилкой»), миф, сказка, анекдот.

Оказывается, роман Льва Толстого «Война и мир» и народная сказка «Зазеркалье» связаны кровным родством. Просто один — взрослый и зрелый, а другой — наивный и маленький.

Признаки эпоса

Для эпоса характерны следующие черты:

  1. Повествование о событиях в третьем лице и относительная особая роль рассказчика.
  2. Повествование затрагивает судьбы сразу нескольких человек (иногда целых семей, племен, поколений).
  3. Она растягивается на длительный период времени (от 3-5 лет до нескольких столетий).
  4. Масштабный охват художественного пространства (действие происходит одновременно или последовательно в селе, небольшом городе, столице или за рубежом).
  5. В отличие от поэмы, эпос сосредоточен на объективном, а не субъективном образе. Она пытается показать героев с разных точек зрения, но не допускает повествования от первого лица или прямого авторского дискурса.
  6. В эпосе рассматривается сразу несколько историй.

Эпос рассказывается спокойно и обстоятельно, медленно раскрывая страницы личной и социальной истории: сцены сражений, описания свадеб и похорон, судьбоносные решения монархов и частные беседы простых людей о смысле жизни и существовании Бога.

Оцените статью
Бизнес блог