В Тунисе очень популярен «Тур в Сахару», но под этим термином скрываются десятки вариантов туров по южному Тунису. Маршруты значительно отличаются в зависимости от поставщика услуг.
Звездные войны в Тунисе
Первые три эпизода серии «Звездные войны» уже давно стали классикой кинематографа. Каждый, кто любит жанр научной фантастики, знаком с этим шедевром.
В свое время первая трилогия «Звездных войн» стала окном в далекую-далекую галактику, куда зрители любили возвращаться снова и снова. Для того чтобы снять «Звездные войны» без компьютерной графики, чтобы люди поверили в правдоподобность фильма, продюсерам пришлось постараться найти космические сцены на Земле.
В результате многие места по всему миру кажутся знакомыми многим поклонникам «Звездных войн», но самые запоминающиеся пейзажи из фильма находятся в Тунисе. В Тунисе сухой и теплый климат, что делает его идеальным местом для создания вымышленной планеты Татуин.
Мы думаем, что поклонникам фильма понравится открывать для себя и посещать места действия любимого фильма. А если немного подумать, то можно отправиться в увлекательное путешествие на Татуин.
Совет: Вы можете использовать координаты каждого места, чтобы просмотреть его на электронных картах или спланировать маршрут туда.
Матмата
Дом Оуэна Ларса, дяди Люка Скайуокера.
Координаты 33.54253 9.967341
Для настоящих фанатов «Звездных войн» это главная достопримечательность. Любой поклонник может увидеть изнутри дом Ларса, который в настоящее время является гостиницей. Отель называется Sidi Driss и ориентирован на поклонников фильма. Здесь предлагается меню а-ля «Звездные войны», а также различные памятные вещи из фильма.
Тозер
Внешнее строение дома Ларса и Люка
Он расположен к северо-западу от Чотт-эль-Джерида. Город-оазис на краю Сахары.
Координаты 33.842823 7.779038
Внешняя структура входа в Ларс находится не в самом Тозере, а в Чотт-эль-Джериде, части солончаков, которые тянутся на 5 000 километров через Тунис и часть Алжира.
Эта конструкция использовалась только для внешних съемок дома. В нем не было подземного хода, но команда намеренно вырыла кратеры, чтобы создать впечатление, что здание намного больше. Здание было построено специально для съемок оригинальной трилогии в 1976 году и было разрушено после съемок.
Однако, когда в 2000 году должны были сниматься новые серии, он был перестроен. В «Атаке клонов» он был необходим для сцены похорон Шми Скайуокера, а в «Мести ситхов» этот иглу появляется в финальной сцене.
Каждый год около 40 миллионов человек проходят через Имперский оборонный комплекс и даже не подозревают об этом! Декорации «Скарифа» снимались на Мальдивах, но внутренняя часть базы находится на лондонской станции метро Canary Wharf. Эскалаторы и вывески были затемнены визуальными эффектами.
Королевский дворец Тида
Казерта, Италия «Эпизод I: Скрытая угроза».
Планета Набу была одним из самых роскошных мест в первом эпизоде. Особенно зрителям запомнился королевский дворец Набу. Однако мало кто знает, что дворец в Казерте, недалеко от Неаполя, Италия, играет в фильме не последнюю роль. Он был построен в 18 веке для короля Карла III. Известному архитектору того времени Луиджи Ванвителли было поручено построить дворец, который мог бы соперничать с Версалем и королевским дворцом в Мадриде. Кстати, музей открыт для посетителей каждый день, кроме воскресенья.
Заповедная луна Эндор
Национальный парк Редвуд, Калифорния, США Эпизод VI: Возвращение джедая
Джорджу Лукасу не пришлось далеко ходить в поисках внеземных локаций для фильма «Возвращение джедая»: Пейзажи заповедной луны Эндор были сняты в Национальном парке Редвуд в Калифорнии. Национальный парк Редвуд, всего в 500 км от ранчо Skywalker. В парке растут гигантские секвойи, одни из самых высоких и старых деревьев в мире. До 1850-х годов здесь жили индейские племена, в том числе мивоки — название, которое Лукас с небольшими корректировками изменил на «эвоки». В парке много пешеходных троп. Если вы предпочитаете пешие прогулки, отправляйтесь по Giant’s Avenue (SR 254), живописной дороге, которая проходит через лес.
Кашиик
Залив Пханг Нга, Таиланд «Эпизод III: Месть Ситхов».
Планета Кашиик впервые появляется в эпизоде «Месть ситхов». Это залив Пханг Нга в Таиланде, известный своими известняковыми скалами и расположенный недалеко от города Пхукет. Хотя там не растут вроширские деревья, это все равно прекрасное место для пляжного отдыха после долгой клонической войны.
Сцены снимались в доме Ларса Оуэна, приемного дяди Люка Скайуокера. После съемок владелец отеля избавился от части реквизита, поскольку фильм еще не был очень популярен и реквизит не имел реальной ценности.
Остров Джерба
На острове Джерба есть три места, где снимался Эпизод 4: Новая надежда. Они не особенно интересны, но очень легко доступны. Вы можете взять такси, чтобы добраться до одного из отелей на острове.
Эти места съемок находятся рядом с городом Аджим на юго-западе и зоной отелей на севере и востоке Джербы. Такси от отеля до Аджима стоит 15-25 динаров. Курс обмена тунисского динара см. на странице валюты Туниса, а цены на такси — на странице такси Туниса.
Убежище Оби Вана находится в 2,5 км к северу от пристани Аджима. Попросите водителя такси следовать по дороге на север вдоль побережья. Посмотрите внимательно налево, вы не сможете пропустить белый приют (см. фото рядом с ним, нажмите на него для увеличения).
Станция Тош находится в 11 км к северу по той же дороге. Обратите внимание на мечеть Сиди Жмор, которая использовалась для съемок.
Столовая Мос Айсли (бар контрабандистов) находится в самом центре Аджима. В настоящее время это здание находится в аварийном состоянии. Его трудно найти, поскольку в этом районе нет хороших ориентиров. Вы можете либо надеяться, что водитель такси знает местоположение, либо использовать мобильный интернет и Google Maps, здание отмечено на этой карте.
Кстати, таксисты редко знают, где находятся эти места, здесь очень помогает Google.Maps. Читайте наш отчет об Интернете в Тунисе.
Окрестности Татавина
Вокруг города Татавин расположено множество ксаров — зернохранилищ — берберских крепостей. Некоторые из них послужили декорацией к Эпизоду 1: Темная угроза для сцен в квартале рабов Мос Эспа, где Энакин Скайуокер рос и жил, пока его не похитил Квай-Гон Джинн.
Ксар Хадада, в 30 километрах к северу от Татавина, считается самым интересным местом съемок, здесь сохранились даже декорации. Двери амбаров (gorfas) выкрашены в белый цвет, как и в фильме. Здесь останавливается популярный тур «Татавин + Звездные войны».
Местная гостиница Ксар Хадада стала декорацией для сцен в задней части рабского помещения, где Энакин собирает гоночную капсулу и где мать Энакина Квай-Гон Джинн рассказывает о безупречном пленении своего сына.
Ксар Оулед Солтане расположен в 20 км к югу от Татауина. Это место интересно не только как место съемок фильма «Звездные войны», но и как самый большой сохранившийся ксар в Северной Африке. Читайте нашу подробную статью «Ксар Улед Солтан».
Деревня Ченнини расположена в 20 км к западу от Татабина. Деревня построена на месте ксара на склоне холма, некоторые из домов здесь — бывшие горфасы (продовольственные склады). Здесь снимались некоторые сцены фильма «Скрытая угроза». Читайте нашу подробную статью о Шенини.
Каньон Сиди Бухлель (Sidi Bouhlel)
Также известен как Каньон Звездных войн. Здесь было снято девять различных значений для Эпизода 4: Новая надежда. Он расположен в 20 километрах к востоку от города Таусара.
Здесь же снималась одна из сцен из сериала «Индиана Джонс» «Налетчики из потерянного ковчега». Это сцена, в которой нацисты ритуально шествуют через овраг с Ковчегом Завета, а Индиана Джонс угрожает взорвать его из гранатомета.
Здесь происходит встреча Люка и Оби Вана. Сцена, в которой Люк сражается с рейдерами Таскенс вместе с R2D2, также была снята здесь. На краю каньона была снята сцена, в которой штурмовики атакуют и казнят Джаваса, продавшего дроидов Ларсу Оуэну.
На момент обновления этой статьи (2020 год) в ущелье Сиди Бухлель не останавливается ни одна русскоязычная экскурсия.
До него можно добраться самостоятельно на машине, маршрут сложно описать, советуем вам воспользоваться Google.Maps, чтобы найти дорогу, ущелье там отмечено.
Второй вариант — взять такси из Таузара. Стоимость поездки туда и обратно составляет 40-50 динаров в каждую сторону. Попросите таксиста подождать, иначе он вернется в город, и найти такси будет большой проблемой.
По большей части тунисцы ассоциируют это место не со всемирно известным фильмом, а с деньгами, которые туристы готовы платить за посещение, поэтому они стараются сохранить здания.
Планета Эндор — Калифорния
Большинство наземных сцен в финальном эпизоде классической трилогии «Возвращение джедая» происходит на спутнике гигантского Эндора, где живут забавные существа, похожие на эвоков, как липкие медвежата.
Леса этой планеты снимались в Национальном парке Редвуд в Калифорнии, США, а название для эвоков Лукас придумал по аналогии с местным индейским племенем мивок.
Планета Набу — Великобритания
Мир родины Джар Джа Бинкса, королева Амидала и канцлер Палпатин были в центре внимания первого эпизода саги «Скрытая угроза». Он был снят на планете недалеко от Лондона, в лесу Уиппенделл. Здесь же, недалеко от города Уотфорд, расположена студия Livesden Studios — место съемок фильмов о Гарри Поттере (и, конечно же, «Звездных войн»).
Но чтобы снять Королевский дворец Тиды, резиденцию главы человеческого населения Набу, Лукасу и его команде пришлось отправиться в Севилью, Испания, где на площади Испании находится здание, построенное для Иберо-американской выставки 1929 года. Падме и Энакин, выросшие во втором эпизоде «Атаки клонов», идут между портиками.
Планета Кашиик — Гуйлинь, Китай
Родной мир Чубакки и других членов племени вуки почти не появляется в фильмах саги — только несколько сцен в третьем эпизоде «Месть ситхов». На самом деле, Лукас хотел снимать «Возвращение джедая» на Кашийике, но ему больше понравились эвоки.
Для этих нескольких кадров съемочной группе пришлось отправиться в Гуйлинь, Китай, и Таиланд, где жарко, но возмутительно красиво для пушистых вуки.
В результате многие места по всему миру кажутся знакомыми многим поклонникам «Звездных войн», но самые запоминающиеся пейзажи из фильма находятся в Тунисе. В Тунисе сухой и теплый климат, что делает его идеальным местом для создания вымышленной планеты Татуин.
1976 года
Перед последними днями в Лондоне съемочная группа «Звездных войн» провела последние приготовления, а Алан Лэдд, недавно назначенный старший вице-президент Fox — он отвечал за международное производство фильмов — приехал из Лос-Анджелеса, чтобы решить некоторые «последние вопросы» с Лукасом и Курцем. Была только одна проблема — у ILM не хватало времени. У них вообще не было подготовлено никаких спецэффектов», — сказал Лукас. «ILM должна была иметь все необходимое для проекции космических кораблей в начале съемок. Это была важная часть производственного цикла, но у нас их было всего три».
Именно в этот напряженный момент появилась первая из звезд. «Я приехал сюда, чтобы стать частью великого приключения, которым стало создание этого фильма. Я никогда не был в Англии, я никогда не был в Африке. Я летел на самолете, мы летели сквозь облака, и я видел все эти странные здания. После приземления я пыталась понять, что говорят эти люди с британским акцентом; он забрал меня, и мы поехали в отель. Я занесла вещи, приняла душ и отправилась на примерку костюма. На следующий день они отвезли меня в EMI EMI Records, где я познакомился с Джорджем и Гэри Куртцем. Я боялся их».
«Джордж взял меня с собой и показал все декорации», — вспоминает он. Они даже не были нарисованы; «Сокол тысячелетия» был просто деревянной конструкцией. Невозможно было представить, как это будет выглядеть. Но он объяснил все в деталях: «Здесь снимаются сцены на открытом воздухе, и когда вы войдете внутрь, вы будете находиться именно здесь. Пока я знакомился с остальными членами команды, Джордж сказал: «Не хотите ли вы посмотреть тестовую съемку роботов?». Я ответила, что конечно, и мы пошли в кинозал, где все ждали Лукаса. А потом Джордж сказал: «А это Люк Старкиллер» — и все кивнули и вернулись к работе. И я упал в кресло. Изображение на экране было действительно захватывающим, но это никого не волновало. Они уже видели достаточно. Мне очень хотелось посмотреть, что происходит на экране, но я не мог держать глаза открытыми.
«После этого я вернулся в отель — и заблудился. Я решил пройтись по улицам, чтобы сориентироваться. Однако в Англии не существует четкой сетки районов. Три часа спустя я все еще искал свой отель. Ситуация настолько ухудшилась, что я решил попытать счастья в другом отеле. Я начал искать в бумажнике наличные и выронил букетик спичек, что вызвало подозрение у персонала отеля — эти подземные взрывы и действия Ирландской республиканской армии ИРА — и попросил назвать номер моего паспорта. Я не мог этого вспомнить, и они вызвали полицию. И вот я в полицейском «черном вороне», а полицейские пытаются помочь мне вспомнить местонахождение отеля: «Разве это не Дорчестер? Может быть, на Гросвенор-сквер?» В конце концов, чудесным образом мы наткнулись на него».
Перед отлётом в Тунис
Когда Лэдд и Курц составили окончательную смету, бюджет на костюмы составил около 90 000 фунтов стерлингов (220 000 долларов). «Видно, что использовались довольно дешевые материалы, — говорит Джон Молло, художник по костюмам.
Однако было одно исключение: штурмовик стоил дороже всего остального (40 000 фунтов стерлингов или 93 000 долларов) и был закончен только за неделю до начала съемок.
«Штурмовик был кошмаром художника по костюмам, — объясняет Молло. «Мы нашли модель подходящего размера, сделали гипсовый слепок его тела и поручили скульптору изготовить доспехи из этой фигуры. Затем все должны были комментировать: «Улучшите это, улучшите то», а Джорджу не понравились ни одни из накладок на колени. Это продолжалось несколько недель. В конце концов, все они были выброшены, а броня была изготовлена из пластика методом термоформовки, но следующим вопросом было, как все это собрать. До начала съемок оставалось около четырех дней, и мы все еще боролись с этим проектом, пока нам не удалось соединить детали так, что снятие и надевание занимало не более пяти минут.
«Но это было еще не все. Джордж сообщил мне, что он берет несколько штурмовиков на фотосессию и хочет видеть их в «боевом снаряжении». Я спросил: «Ну, Джордж, что значит «боевое снаряжение» для штурмовика?». — И он объяснил: «Когда он носит кучу вещей на спине». Поэтому я пошел в скаутский магазин в Лондоне и купил металлическую раму для рюкзака; затем мы купили несколько пластиковых коробок с перекладинами, сложили две из них вместе и надели четыре на раму. Мы положили пластиковую дренажную трубку сверху, лабораторную трубку сбоку и покрасили все в черный цвет. Это была самая удивительная из всех полос, — спросил Джордж. «Можем ли мы придумать что-нибудь, чтобы поставить ей оценку?» Поэтому мы взяли защитный мотоциклетный нагрудник и прикрепили его к одному из ее плеч. Джордж сказал: «Отлично!». Мы покрасили один нагрудник в оранжевый цвет, а другой в черный, и получилось еще лучше», — завершает свой рассказ Молло с довольной улыбкой.
В последнюю минуту было найдено решение и для костюма C-3PO. «Но это заняло так много времени, что мне пришлось надеть полный костюм только один раз, перед самым отъездом в Тунис. Один из самых больших перерасходов средств был связан с тем, что окончательные корректировки были внесены слишком поздно, поскольку студия отложила оплату. Часть реквизита и оборудования не удалось вовремя перевезти с помощью трейлеров (что обошлось бы в $5 000). Вместо этого им пришлось зафрахтовать грузовой самолет Lockheed Hercules C-130 за 22 000 долларов в оба конца, чтобы доставить недостающий реквизит за два дня до начала съемок.
Чтобы отпраздновать предстоящее приключение, Лукас и Курц устроили коктейльную вечеринку для актеров и съемочной группы в отеле «Африка», в номере «Магриб», 17 марта 1976 года в половине седьмого вечера. «Кажется, я был там во вторник, — вспоминает Хэмилл, — а вышел в четверг. В пятницу я ужинал с Джорджем и Гэри в китайском ресторане. Затем наступил великий день. Это была суббота 20 марта: мы приехали в аэропорт Хитроу и были готовы отправиться в Тунис. Там я впервые увидел всю съемочную группу. Это было здорово. Это было похоже на первый день работы в школе. У нас у всех были пакеты с наклейками «Звездных войн». Я подумал: «Я еду в Африку!». И мы отправились в путь».
Первый день
Лукас, Хэмилл, Дэниелс и все остальные прилетели из Лондона на Джербу чартерным рейсом авиакомпании British Airways. Ночь опустилась на землю, прежде чем их погрузили в машины и грузовики, чтобы отвезти в Нойту. За неделю до этого Энтони Дэниелс сыграл главную роль в постановке «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в театре Criterium на площади Пикадилли. «Тем не менее, в первую ночь в Тунисе я не мог уснуть, потому что немецкие туристы пытались найти свои комнаты в четыре утра — а нам нужно было вставать в шесть. Мы оказались в Джербе; это был огромный гостиничный комплекс, — говорит Хэмилл. «Четыре отеля рядом друг с другом: можно заблудиться по дороге в номер. Это было невообразимо. Было ощущение, что мы никуда не движемся. Поля для гольфа, рестораны, дискотеки. «И это Африка?» — Я думал в то время. Но на следующий день мы встали очень рано и под дождем отправились на солончаки.
Ближайшим крупным городом был Тозер, «который оказался крошечным», — говорит Роберт Уоттс, менеджер по производству на съемках «Звездных войн». Уоттс не был новичком в съемках на месте — он уже принимал участие в съемках по всему миру, включая Японию, Финляндию, Испанию, Германию, Колумбию и пустыню Калахари. «Из Сахары постоянно появлялись кочевники — все берберские женщины, одетые в черное, закрывающие лицо так, что был виден только один глаз. Они были большой проблемой во время ночных поездок по городу, потому что их не было видно.
Команда на Джербе, которой пришлось сосуществовать с большим количеством туристов, по прибытии на новое место встретила телевизионную съемочную группу под руководством Франко Дзеффирелли, снимавшую фильм «Иисус из Назарета» (1977): «Это были двенадцатичасовые съемки, — вспоминает Курц, — и они задействовали всех местных техников, всех актеров и все арендованные автомобили, а также всю территорию отеля. Большой отель был закрыт на ремонт, поэтому людям пришлось втискиваться в свои комнаты по двое и по трое и жить в гостиницах по две недели — ничего особенного. Мы могли себе это позволить. Но если бы это продолжалось два или три месяца, в наших рядах вспыхнул бы бунт».
Съемочная группа «Звездных войн» состояла примерно из ста человек из Англии и двадцати пяти тунисцев. Обе команды общались друг с другом на французском языке — в основном через помощников режиссера; Тунис когда-то был французской колонией. Вечером в воскресенье 21 марта все, кто мог спать, провели ночь в своих тесных комнатах, готовясь к предстоящей работе. Постановка шла почти три года, но еще не вышла на главную сцену.
Энтони Дэниелс вспоминает:
«Однажды я увидел стул с надписью «Энтони Дэниелс» на спинке, и я был очень тронут. Но я никогда не мог на него сесть, потому что я вообще не мог сидеть. Вместо стула у меня была эта ужасная наклонная доска с подлокотниками — как средневековое орудие пыток, — на которую я мог лечь под углом семьдесят градусов; это было не очень полезно, потому что мои лодыжки все еще были напряжены. На мне были обычные нейлоновые колготки и довольно неудобные яхтенные туфли из магазина Либби Уайт в Лондоне — у меня была пара на съемках фильма, и они очень быстро износились. У меня были золотые воротнички и золотые носки, а поверх этого — брюки, которые были из довольно толстого пластика и завязывались на бедрах. У брюк была ярко выраженная лобковая зона — помню, Джордж любил называть это «космическим эротизмом». У меня также был своего рода корсет, сделанный из довольно толстой резины и сшитый вручную. К нему было прикреплено множество кабелей и других вещей, которые мне приходилось постоянно менять во время съемки. Верхняя часть костюма имела переднюю и заднюю части. Левая подмышка крепилась к передней половине, а правая подмышка — к задней половине. Руки пропускались через рукава, которые крепились к плечам. Для рук были сделаны специальные перчатки скульптором — я решил, что они должны быть сделаны из листовой стали. Когда я надел их в первый раз, я мог держать руки в воздухе не более двадцати секунд — затем они с грохотом упали на стол. Они были слишком тяжелыми — я сказал, что ты хочешь от меня слишком многого. Яркий пример поспешной работы.