Метод абстрагирования является одним из наиболее важных и фундаментальных методов исследования в диссертации по гуманитарным наукам. С его помощью удалось заметить незаметные на первый взгляд, но крайне важные закономерности в таких дисциплинах, как образование, психология и философия.
Методы исследования в курсовой работе: примеры
Во время обучения студентам пришлось написать несколько научных работ, каждая из которых требовала определенной методологии. Методы исследования в работе — это важный элемент, который обычно представлен во введении. Он позволяет комиссии получить четкое представление об уровне изучения темы, имеющейся базе знаний и отношении студента к заданию.
Под ним понимаются пути и средства, способствующие приобретению новейших знаний по теме, расширению теории и документированию тезиса в тексте статьи, эссе или диссертации. Благодаря такому инструменту можно собрать информацию, обработать ее и записать адекватно и полностью.
В науке существует множество методов исследования, поэтому их делят на две большие группы: общенаучные и конкретно-научные. Разница в том, что последние используются и являются специфическими для конкретной дисциплины. В социологии, например, это интервью и наблюдение за участниками; в экономике — агрегирование и графические методы.
Выбор подхода к изучению проблемы должен в первую очередь учитывать цели работы и область исследования.
Не обязательно применять к работе все возможные методы написания. В противном случае это приведет к неправильному изложению материала и неверным выводам по теме, что негативно скажется на итоговой оценке работы.
Какие бывают методы исследования в курсовой работе
Помимо общих и специальных наук, они делятся по сфере применения на теоретические (аналогия, обобщение, классификация и т.д.) и эмпирические (наблюдение, расчет, опрос и т.д.). Иногда также проводится различие между экспериментальными и теоретическими исследованиями. Каждый из этих методов включает в себя ряд более специфических подходов. Их использование позволяет достичь поставленных целей.
Методы, использованные в курсовой работе, должны быть подробно описаны в практической части работы.
Необходимо также сообщить о результатах, полученных после их применения. Основное требование заключается в том, чтобы выбранный метод исследования был обоснован и необходим для решения поставленной задачи.
Теоретические методы исследования
Цель теоретических методов — подробно и полно объяснить причины прецедента, определить его природу и взаимосвязь с окружающей средой. Они должны ставить цели, выдвигать гипотезы и обеспечивать возможность оценки результатов. Поэтому теоретические методы исследования в курсах тесно связаны с различными видами литературы: Монографии и статьи ученых, исторические документы, журналы и т.д. Эти подходы не требуют практических действий.
Обобщение
При таком подходе исследователь объединяет две или более темы или сюжеты в кластеры. Оно проводится на основе сходных характеристик и помогает выявить сходства и различия.
Обобщение может быть сделано несколькими способами:
аналитический — заключается в переходе от одной идеи к другой без обращения к эмпирической реальности,
индуктивный — переходит от конкретных характеристик к более общим суждениям.
Это один из самых распространенных приемов, используемых студентами. Примером может служить переход от терминов типа «апельсин» к «цитрусовые», а затем к более общему термину «растения».
Абстрагирование от проблемы
По сути, речь идет о специальном изучении конкретной характеристики объектов и явлений, изучаемых в научной статье. То есть, конкретная характеристика анализируется целиком, не затрагивая другие характеристики.
Этот метод часто используется в гуманитарных дисциплинах.
Она может выявить на первый взгляд скрытые, но важные закономерности в таких дисциплинах, как психология, философия и образование, и дать четкие определения и новое понимание.
При изучении такого термина, как «книга», например, необходимо сосредоточиться на общих моментах, характеризующих все книги, и игнорировать такие нюансы, как цвет, издание и т.д. Этот метод не приводит к четким определениям и новым открытиям.
Проведение аналогий
Использование этого метода не приводит к однозначным результатам, но в целом он эффективен. В основном он используется, когда нет возможности изучить предмет. В этом случае знания передаются от одного объекта к другому. То есть, выбирается похожий объект и на основе имеющегося материала делаются выводы о том, что рассматривается в проекте. Это относится, например, к изучению планет земной группы и их потенциала для освоения человеком.
Можно использовать индукцию (от конкретных случаев к общим) и абстракцию (от общего к конкретному).
Сравнительный анализ
Сравнительный анализ сопоставляет свойства и характеристики объектов для определения различий и сходств. Он часто используется в различных научных областях и позволяет сравнивать мнения или результаты исследований ученых.
Классификация
Это самый простой метод исследования, который может быть применен к исследовательскому проекту. Она предполагает классификацию объектов по группам на основе определенных характеристик. Например, классификация может быть основана на следующих характеристиках:
Физические данные, включая размер, объем и т.д,
Материал — дерево, металл, пластик,
Стиль — готический, неоклассический и т.д,
Он считается самым простым методом, который является элементом других практических техник. Она является основой для других практических или теоретических мер. Она основана на восприятии объективной деятельности через органы чувств и приводит к результатам, не зависящим от воли наблюдателя. Это может быть:
Классификация методов исследования в дипломной работе
Существует множество классификаций научных методов и споров о них.
Методы исследования при написании диссертаций обычно делятся на:
1. общие логические методы. Как следует из названия, они следуют строгой логической цепочке. Они универсальны и встречаются во всех научных областях.
2. теоретические методы имеют дело с научным объяснением причин процессов или явлений. Они абстрактны.
3. эмпирические методы основаны на чувственном познании мира. Они ориентированы на практические исследования.
СОВЕТ: Не путайте метод исследования и методологию. Метод (или техника) — это элемент метода, то, что включено в метод. То есть, данный метод подразделяется на несколько методов.
Общелогические методы исследования
В работе принято использовать следующие общие логические приемы:
- Анализ — разложение темы или материала исследования на составные части. Например, вам необходимо изучить процесс производства молока. Следуя простой логике, первым шагом является определение и описание различных этапов производства молока: от сбора до конвейерной ленты. Это и есть анализ.
- Синтез противоположен анализу. Получив соответствующую информацию по каждому этапу производства молока, необходимо связать их воедино, чтобы сделать общие выводы.
Анализ нельзя отделить от синтеза, поскольку оба метода направлены на изучение мира.
- Индукция — это переход от частного к общему. Индукция — это также обобщение результатов исследований. Его основная цель — получение общей информации. Например, вам нужно определить преобладающий признак класса млекопитающих. Чтобы найти уникальную нишу, подходящую для всех представителей этого класса, вы изучите каждого из них.
- Абстракция — от общего к частному. Цель — выделить или доказать конкретный факт из общего. Например, вы уже знаете основную характеристику млекопитающих, но ваше задание должно показать, почему и как она встречается у коров. Затем вы переходите от общего к конкретному.
Помните, что методы индукции и дедукции также неразделимы.
СОВЕТ: Чтобы не перепутать индукцию и дедукцию, помните о значении их намерений. Префикс «ин-» означает входить во что-то; «де-«, с другой стороны, означает разделять. Посмотрите другие слова с этими приставками (новизна, опьянение, деконструкция, дешифровка).
- Аналогия — это изучение сходства между различными объектами. Аналогия — это применение правил, которые действуют в одном случае, к другому. Таким образом, во втором случае действуют те же правила.
Теоретические методы исследования
- Гипотетический метод — метод, при котором принимается точка зрения, формулируется гипотеза, которая впоследствии должна быть доказана. Гипотетический метод исследования сочетается с умозаключением. Во введении тезиса должна быть сформулирована гипотеза.
Примеры формулировок
- «При написании диссертации методы исследования похожи».
- «Кажется, что наиболее продуктивным будет метод…».
- «Методологической основой данной диссертации явились…».
СОВЕТ: Убедитесь, что вы точно обосновали, почему ваше исследование основано именно на этих методах, поскольку на одну и ту же тему могут быть разные мнения.
Подводим итоги
Конечно, существуют и другие методы исследования. Чтобы выбрать правильные, нужно помнить об этом:
- Правильное определение методов исследования исходит из области исследования диссертации, темы, целей и задач.
- Каждый метод должен решать одну или несколько исследовательских проблем и способствовать достижению цели.
- Методы исследования помогают выбрать одну или несколько важных точек зрения ученых или школ мысли и структурировать материал.
- Любой используемый метод должен соответствовать принципу научной строгости и взаимодополняемости. Диссертация может быть основана как минимум на двух взаимосвязанных методах.
Методологическая основа работы — один из важнейших этапов. Он определяет весь ход проекта. И бывает трудно понять, какие методы являются лучшими.
Если вы боитесь ошибиться в выборе методов, эксперты Work5 помогут вам.
Методы исследования расположены в порядке их использования, т.е. сначала методы исследования в теоретической главе, а затем методы исследования в практической (исследовательской) главе. Нет необходимости делить их на теоретические и практические методы; каждый метод отделяется от другого запятой.
Какие бывают методы исследования в курсовой работе
Методы исследования — это способ, определенные приемы или средства, с помощью которых были решены поставленные задачи и тем самым достигнуты поставленные цели. Несмотря на разнообразие и наличие узкоспециализированных методик, методы исследования можно разделить на две большие группы: теоретические и практические или эмпирические методы.
Теоретические
Они используются для понимания и обработки эмпирического материала посредством логических операций и умозаключений.
Обоснованное присвоение атрибутов одного объекта другому на основе сходства их атрибутов. Он выпускается в двух формах:
- ассоциативный — может сопоставлять явления и предметы, которые очень далеки друг от друга,
- логические — вероятностные — вероятностные выводы о сходстве рассматриваемых сущностей делаются на основе явлений, наблюдаемых при их параллельном изучении.
Теоретические методы используются для обобщения и систематизации информации и поэтому характерны для первой части курсовой работы.
Практические
Предположим, что знания приобретаются через опыт и применение.
Он считается самым простым методом, который является элементом других практических техник. Она является основой для других практических или теоретических мер. Она основана на восприятии объективной деятельности через органы чувств и приводит к результатам, не зависящим от воли наблюдателя. Это может быть:
- прямой (визуальный) — информация собирается без использования специальных техник,
Своеобразный эксперимент. Он основан на работе с искусственно созданными имитациями реальных объектов, манипулировать которыми в реальности очень сложно или невозможно. Модели материалов могут быть похожи на оригинал:
- геометрические (муляжи, модели)
- графические (чертежи, формы),
- математический,
- физический.
Эмпирические методы используются для сбора данных об изучаемых объектах, поэтому они включены в практическую часть курса.
Деление методов исследования на эмпирические и теоретические достаточно условно, поскольку многие методы относятся к универсальным научным способам работы с изучаемыми объектами, например, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, обобщение, моделирование.
Как оформить методы исследования в курсовой
Выбор конкретного метода зависит от объекта проекта, его целей и задач. Методы должны соответствовать содержанию каждого этапа исследования и способствовать достижению наиболее точных результатов на каждом этапе.
Методы исследования перечислены во введении статьи. Нет необходимости расшифровывать каждый из них и прописывать их классификацию, достаточно простого списка. Не пишите лишнего: профессор может спросить, где и почему они были использованы, но они должны быть специфичны для области исследования.
Образец оформления
Пример №1 История.
Методы исследования: Анализ и синтез профессиональной литературы; публикации в профессиональных журналах о событиях в истории города; изучение архивных материалов и ограниченных фондов Музея боевой славы; интервью с ветеранами Великой Отечественной войны.
Пример №2.
Методологические принципы курсовой работы включают: Системный анализ, сравнение, стандартизация, теоретическое и правовое прогнозирование.
Пример № 3: Психология.
Методы исследования: Наблюдение, интервью, тест, опрос, проективный метод (по Л. Франку), квантификация. Психодиагностические профессиональные методики для диагностики эмоционального выгорания человека по В.В.Бойко, «Миссисипская шкала ПТСР».
Специфику различных методов и правила их проектирования можно рассмотреть на примере педагогического курса «Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность».
Теоретические методы исследования
Эти методы являются универсальными и служат для систематизации фактов в научной работе.
При написании диссертации в основном используются следующие теоретические методы:
- Анализ,
- анализ, синтез,
- моделирование,
- анализ, моделирование, моделирование, моделирование, моделирование, аналогия,
- вычитание,
- индукция,
- обобщение,
- классификация,
- абстракция,
- формализация,
- воплощение,
- аналогия.
Давайте рассмотрим отдельные теоретические методы исследования более подробно.
Анализ
Наиболее часто используемый метод в диссертации.
Методологическая основа диссертационного исследования, опирающаяся на анализ, направлена на анализ описываемого объекта или явления с точки зрения его характеристик и свойств с целью его более детального изучения.
Примерами могут служить частые сравнения различных художественных стилей, характеристик автомобилей разных марок, выражений писателей и т.д.
Синтез
В отличие от предыдущего метода, синтез объединяет отдельные элементы (качества, характеристики) в единое целое, что позволяет провести более детальное исследование.
Методы синтеза и анализа часто используются вместе в качестве методологической основы исследования. Таким образом, сначала можно найти различия, а затем элементы, которые вместе дают результат.
Моделирование
В этом методе реально существующий объект исследования переносится на искусственно созданную модель. Это делается для того, чтобы более успешно моделировать ситуации и добиваться результатов, которых было бы трудно достичь в реальности.
Аналогия
С помощью методологической основы формы аналогии ищут сходство предметов и явлений на основе определенных характеристик. И на основании этого сходства делаются выводы.
Дедукция
Метод умозаключений позволяет делать выводы о конкретных явлениях и объектах на основе общих данных. Здесь действует принцип «от общего к частному».
Индукция
В отличие от предыдущего индуктивного метода, он основан на принципе от частного к общему. Это побуждает человека делать выводы от конкретных моментов к более широкому целому.
Обобщение
Метод обобщения очень похож на метод абстрагирования. Она также предполагает получение общих выводов о предметах или явлениях на основе множества мелких признаков.
- Индуктивное обобщение (эмпирическое обобщение) — переход от наиболее конкретных характеристик объекта или явления к наиболее общим характеристикам,
- аналитическое обобщение — переход от одной точки зрения к другой в процессе мышления без применения эмпирической реальности, т.е. конкретных экспериментов.
Классификация
Метод классификации заключается в разделении объекта или явления на группы в соответствии с определенными характеристиками. Основная цель этого метода — структурировать информацию так, чтобы она была более четкой и легкой для понимания.
Классификация может быть основана на различных характеристиках. Например:
- физические характеристики (вес, размер, объем),
- по материалу (пластик, дерево, металл, фарфор)
- по жанрам (скульптура, живопись, литература)
- архитектурные стили.
Классификация также может быть основана на геополитических, временных и других факторах.
Абстрагирование
Этот метод основан на выявлении определенных характеристик конкретного явления или объекта, подлежащего изучению в исследовании. Суть абстракции заключается в изучении конкретного признака исследуемого объекта без учета всех остальных признаков.
Практические (частные) методы исследования
В работе использованы как практические, так и теоретические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Их специфика заключается в особом способе исследования, сбора и обработки информации и проведения научных экспериментов.
Конкретные методы исследования используются непосредственно в диссертации для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описывать и выявлять новые явления и объекты, находить закономерности или доказывать гипотезы.
Давайте теперь ознакомимся с наиболее распространенными практическими методами, используемыми при написании диссертации. К ним относятся:
- Наблюдение,
- сравнение,
- измерение,
- эксперимент,
- измерение,
- практическое моделирование,
- обсуждение и интервью,
- интервью и анкетирование,
- Описание.
Давайте подробнее рассмотрим отдельные практические методы.
Наблюдение
Наблюдение в данной работе основано на объективном восприятии действительности с целью сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает все научные знания, поэтому он считается фундаментальным методом всех исследований. Суть метода заключается в наблюдении за объектом исследования и регистрации любых значительных изменений в его форме, реакциях, свойствах или положении в пространстве.
Сравнение
Метод сравнения считается одним из самых популярных. Он используется для сравнения двух или более объектов исследования на основе одной характеристики.
Эксперимент
Экспериментальный метод — это воспроизведение наблюдения или явления при определенных условиях. Эксперимент также может быть опытом, целью которого является проверка (опровержение или подтверждение) существующих утверждений. Главное, чтобы соблюдались два критерия грамматического исследования: Демонстративность и повторяемость. Ведь эксперимент — это не только демонстрация доказанных результатов или открытие нового свойства, но и демонстрация того, что его можно повторить на практике.
Эксперименты Галилея с пушечными ядрами и свинцовыми шарами может имитировать каждый.
Измерение
Метод измерения является одним из самых эффективных. Он включает в себя определение физических параметров (объем, высота, вес, длина и т.д.) исследуемого объекта с использованием единиц измерения. Результат, полученный этим методом, записывается в виде числового значения.
Практическое моделирование
В общем смысле модель — это структурированный, уменьшенный образ чего-либо, имитация одного или нескольких объектов.
Симуляция может быть:
- существенный (воспроизведение одной части объекта),
- виртуально (с использованием формул, чертежей, диаграмм и т.д.),
- ментальные (при выполнении операций в виртуальном мире или в воображении).
Без моделирования невозможно разрабатывать новые технологии, проектировать автомобили и здания и т.д.
Беседа и интервью
Оба метода, по сути, сводятся к поиску и опросу человека, обладающего ценной информацией по исследуемой теме.
Многие люди не могут отличить разговор от интервью. Последний более структурирован и нормативен: в интервью респондент отвечает на четко сформулированные вопросы, которые интервьюер подготовил заранее. Кроме того, человеку, задающему вопросы, не разрешается каким-либо образом показывать свое отношение.
Узкоспециализированные методы
В разных дисциплинах могут быть свои специфические методы исследования. Давайте рассмотрим, какие виды исследовательских методов используются в таких научных областях, как исследования:
- Экономика,
- образование/психология,
- литература.
Экономика
Для экономической науки характерны строгие методы исследования:
- Различные виды анализа: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический. Экономико-математическое моделирование,
- метод экономических коэффициентов,
- сценарный метод прогнозирования экономических явлений,
- метод единства исторического и логического,
- метод экономических гипотез,
- метод «при прочих равных условиях».
Педагогика и психология
Эти социальные науки сосредоточены на изучении поведения и проявления личностных качеств с использованием следующих методов:
- Изучение продуктов творчества студентов,
- интервью и дискуссии,
- изучение групповой дифференциации,
- наблюдение за участниками,
- педагогические тесты,
- анкеты (опросы),
- классификация,
- масштабирование,
- регистрация.
Филология
Гуманитарные науки, особенно литературоведение, часто используют свои собственные, очень специфические методы исследования. К ним относятся:
- различные виды анализа: композиционный, дискурсивный, мотивационный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстуальный и семантический,
- лингвистический эксперимент,
- биографический метод,
- контент-анализ,
- лексикографическая статистика,
- дифференцированный анализ контрастов,
- повествовательный метод,
- дихотомия,
- трансформационный синтез и анализ,
- специфический метод литературоведения,
- семиотический метод.
Практические методы исследования в рамках дипломной работы позволяют максимально полно исследовать тему и ее характеристику. Это помогает обеспечить успешное достижение целей, изложенных во введении к диплому.
Как написать методы исследования во введении проектной работе
После выбора методов исследования, которые будут использоваться в диссертации, их следует упомянуть во введении, используя одну из следующих словесных конструкций:
- Для написания дипломной работы были использованы следующие методы исследования (укажите характер вашего проекта): Укажите используемые методы.
- Тип методов исследования: Укажите использованные методы.
- В исследовании были использованы следующие методы исследования: Укажите используемые методы.
- В исследовании были использованы следующие методы исследования: Определите использованные методы исследования.
- Методологическую основу работы над проектом (указать вид работы) составили следующие методы исследования: Укажите методы исследования.
- В основе (указать вид работы) лежала методология (указать методы исследования).
- Методологическая основа исследования: указать методы исследования.
- В соответствии с описанной целью и задачами исследования были определены следующие методы: Указание используемых методов.
- В исследовании применялись общенаучные методы, такие как.
- Методологической основой исследования стало применение использованных методов.
- Задачи данного исследования определили выбор следующих методов исследования.
- Для проведения исследования были использованы следующие методы: Укажите используемые методы.
Методы исследования могут быть перечислены в одной строке, или каждый метод может быть перечислен на отдельной строке в виде нумерованного или точечного списка.
В этом методе реально существующий объект исследования переносится на искусственно созданную модель. Это делается для того, чтобы более успешно моделировать ситуации и добиваться результатов, которых было бы трудно достичь в реальности.
Качественные методы исследования
Методы, относящиеся к этой группе, направлены на раскрытие качественных особенностей изучаемых явлений, чтобы на этой основе выявить глубинные механизмы различных социальных процессов, включая влияние СМИ на сознание индивида или определенные особенности восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов — маркетинговые и социологические исследования.
Давайте теперь рассмотрим основные методы этой группы.
- Глубинное интервью. В отличие от формального интервью, которое представляет собой эмпирический опрос, это беседа, где недостаточно короткого «да» или «нет», а требуются подробные, хорошо аргументированные ответы. Часто глубинные интервью проводятся в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, целью которого является изучение убеждений, ценностей и мотивации опрашиваемого.
- Интервью с экспертом. Это интервью отличается от глубинного интервью тем, что интервьюируемый является экспертом, компетентным в рассматриваемой области. Благодаря знанию специфических аспектов изучаемого явления, они предлагают ценные мнения и вносят важный вклад в научные исследования. В интервью такого типа часто участвуют представители власти, сотрудники университетов, менеджеры и персонал организаций.
- Обсуждения в фокус-группах. Здесь обсуждение происходит не наедине, а с фокус-группой из 10-15 человек, имеющих непосредственное отношение к изучаемому явлению. В ходе обсуждения участники делятся своими личными мнениями, опытом и представлениями по предложенной теме, и из их высказываний складывается «портрет» социальной группы, к которой принадлежит фокус-группа.
Гибкость — вы можете часто адаптировать свои методы по мере появления новых идей.
Их нельзя подвергнуть статистическому анализу или обобщить на более широкие группы населения.
Требуется статистическая подготовка для анализа данных.
Требуются большие образцы.
Методы педагогического исследования
Методы исследования образования проводятся с использованием как универсальных, так и специфических методов, необходимых для изучения конкретных образовательных явлений и поиска их взаимосвязей и закономерностей. Теоретические методы помогают выявить проблемы, разработать гипотезы и оценить учебный материал, включая педагогические монографии, исторические и образовательные документы, методические пособия и другие документы, связанные с педагогикой. Путем обзора литературы по выбранной теме определяется, какие проблемы уже решены, а какие еще недостаточно изучены.
Помимо теоретических методов, в педагогических исследованиях используются и эмпирические методы, что усиливает их специфику. Таким образом, наблюдение здесь становится сознательным и внимательным восприятием педагогических явлений (в основном обычных или открытых уроков в школах). Анкеты и тесты часто используются как с учениками, так и с учителями для выяснения сути образовательных процессов.
Частные методы, непосредственно связанные с образовательными исследованиями, включают изучение успеваемости учащихся (тесты, самостоятельные, творческие и письменные задания) и анализ учебной документации (учебные дневники, личные дела и медицинские карты).
Методы социологического исследования
Социологические исследования основаны на теоретических и эмпирических методах, дополненных экспертными знаниями. Давайте теперь посмотрим, как они трансформируются в социологии.
- Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются книги, рукописи, видео, аудио и статистические данные. Одним из видов этого метода является контент-анализ, при котором качественные факторы изучаемых источников преобразуются в их количественные характеристики.
- Социологическое наблюдение. В этом методе социологические данные собираются путем непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения, оно может быть контролируемым или неконтролируемым, в лаборатории или в поле, с участием или без участия.
- Анкетные исследования, которые в этой области становятся социологическими исследованиями. Респондентов просят заполнить анкету, на основе которой исследователь затем получает ряд социальной информации.
- Интервью, т.е. устные социологические опросы. При прямом интервью между исследователем и интервьюируемым устанавливаются личные психологические отношения, что помогает не только получить ответы на поставленные вопросы, но и изучить эмоциональные реакции интервьюируемых.
- Социальный эксперимент — это исследование социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки гипотезы и тестирования способов управления соответствующими процессами.
Цель исследования: определить условия возникновения дисграфии у дошкольников с речевой патологией и без нее.
Практические методы в дипломной работе
В диссертации используются практические или эмпирические методы исследования для получения данных опытным путем. Они дают возможность доказать или опровергнуть выдвинутые гипотезы.
Эта группа методов включает в себя:
- Наблюдение. Это один из самых простых и в то же время наиболее фундаментальных способов получения знаний в любом научном исследовании. Основой метода является наблюдение за объектом и регистрация его значимых показателей. Наблюдение может быть прямым, т.е. без использования специального оборудования, или косвенным, т.е. с помощью оборудования и монтажных приспособлений. Этот метод часто используется орнитологами, т.е. специалистами, изучающими птиц. Они могут узнать, где они живут, как ведут себя и чем питаются.
- Эксперимент. Этот метод выяснения считается разновидностью наблюдения. В этом случае объект исследования помещается в свою среду, чтобы изучать его в чистом виде, без отвлекающих факторов, мешающих исследованию. Эксперимент должен не только доказывать определенное свойство, но и повторяться по мере необходимости. Экспериментальный метод часто используется в диссертациях по психологии: Студентов, изучающих реакции человека на различные ситуации, интересует, например, как он ведет себя, когда незнакомец засыпает на его плече в метро и т.д.
- Симуляция. Этот практический метод можно описать как подтип эксперимента. По сути, он заключается в замене осязаемого или мысленно представляемого объекта исследования на аналог, обладающий характеристиками прототипа. Метод моделирования полезен, когда трудно или невозможно получить объект в реальности. Моделирование может быть математическим, геометрическим, графическим и т.д. Он также может использоваться для представления ситуации или процесса. Примерами могут служить рисунки, фигуры, 3D-модели.
- Вопрос. Это метод социального опроса, при котором респонденты сами заполняют анкету в соответствии с правилами, изложенными в анкете. Анкета может содержать открытые и закрытые вопросы. Этот метод наиболее часто используется в диссертациях по гуманитарным наукам.
Практические методы исследования в рамках дипломной работы позволяют максимально полно исследовать тему и ее характеристику. Это помогает обеспечить успешное достижение целей, изложенных во введении к диплому.
Частные (специальные) методы
Выбор исследовательских инструментов при написании диссертации также зависит от области обучения студента и дисциплины, по которой защищается проект. Некоторые дисциплины имеют свои собственные методы исследования.
В социальных и гуманитарных науках можно выделить такие специфические методы исследования:
- метод экспертной оценки (изучение мнений 10-20 ключевых экспертов в данной области по заданной теме),
- Игровые методы (для разработки управленческих решений, особенно при анализе сложных, нестандартных ситуаций),
- социометрия (применение математических инструментов для изучения социальных явлений: например, изучение конкретных групп и межличностных отношений внутри этих групп).
Существуют также специфические методы исследования в юриспруденции:
- историко-правовой (изучение правовых норм и юридической практики на разных этапах исторического развития),
- Социально-правовой (выяснение правовой ситуации и ее оценка посредством интервью и анкетирования),
- Сравнительное право (выявление сходств и особенностей правовой ситуации между правовыми институтами в разных странах мира).
Математические методы представлены различными видами моделирования. Они могут быть:
- инвариантная (запись взаимосвязей модели на традиционном математическом языке без ссылки на метод решения уравнений модели),
- аналитический (результат аналитического решения исходных уравнений модели),
- алгоритмический (запись взаимосвязей между моделью и выбранным методом численного решения в виде алгоритма),
- графический (представление модели на определенном графическом языке).
Если вы сомневаетесь в пригодности того или иного метода исследования, проконсультируйтесь со своим научным руководителем или обратитесь к методическому пособию, подготовленному на кафедре.
Материал в этом документе представлен в краткой презентации, с которой вам следует ознакомиться.
Заключение
Диссертация — это критический исследовательский проект, основанный на конкретных методах научного познания. Без них невозможно достичь целей, изложенных во введении к проекту. Важно уметь правильно выбирать и использовать научные инструменты.
Если вас пугает разнообразие методов и не хватает времени на проведение базовых исследований, обратитесь в учебный центр «Студсервис»: мы проводим исследовательские проекты по различным дисциплинам и темам. В компании работает большой штат сотрудников, каждый из которых является экспертом в определенной области знаний. Вы можете положиться на качество работы — как в плане содержания, так и в плане верстки.