Однако наиболее распространено мнение, что современным считается как классический вариант стиля, так и его переосмысленная версия середины века. Современный стиль (в сегодняшнем понимании) называется contemporari (что, кстати, также переводится как «современный»).
Модерн
Югендстиль, модерн (фр. «новое искусство»), югендстиль (нем. «юношеский стиль») — художественное направление в искусстве, получившее наибольшее распространение в последнее десятилетие XIX — начале XX века (до Первой мировой войны). Его характерными чертами являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), подъем прикладного искусства.
Модернизм стремился объединить художественные и утилитарные функции создаваемых произведений и включить в сферу прекрасного все области человеческой деятельности. Другие названия в других странах: «Тиффани» (в честь Л. К. Тиффани) в США; «модерн» и «fin de siècle» (конец века) во Франции; «югендстиль» (или «модерн» на немецком языке) во Франции. Jugendstil по названию иллюстрированного журнала Die Jugend, основанного в 1896 году; стиль сецессион в Австрии; современный стиль в Англии; либерти в Италии; модернизм в Испании; Nieuwe Kunst в Нидерландах; и стиль сапин в Швейцарии.
Содержание
В 1860-х и 1870-х годах в Европе доминировал эклектизм, который заключался в сопоставлении и повторении более ранних художественных стилей.
В 1880-х годах среди многих мастеров начал зарождаться новый стиль, противопоставляющий эклектизм новым художественным методам. Уильям Моррис (1834-1896) создавал мебель, вдохновляясь цветочным орнаментом, а Артур МакМердо (1851-1942) использовал элегантные волнистые узоры в своих буковых конструкциях.
Значительное влияние на модерн оказало японское искусство, которое становилось все более популярным на Западе с наступлением периода Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение в искусстве Древнего Египта и других древних цивилизаций.
Наиболее яркой чертой модерна был отказ от прямых углов и линий в пользу более мягких, изогнутых линий. Художники модерна часто основывали свой дизайн на орнаментах из растительного мира. Вышитый «Whiplash» Германа Обриста стал визитной карточкой этого стиля. «Whiplash».
Модернизм стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы человеческой среды были бы произведены одинаково. В этот период вырос интерес к прикладному искусству: дизайну интерьера, керамике, графическим книгам.
Для работы с новым стилем в европейских странах были созданы различные художественные объединения: Общество выставки искусств и ремесел (1888) в Великобритании, Объединенные мастерские искусств и ремесел (1897) и Немецкие мастерские искусств и ремесел (1899) в Германии, Венские мастерские (1903) в Австрии, Нансийская школа во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.
Распространению модерна способствовала организация Всемирных ярмарок, на которых были представлены достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую популярность стиль модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 года значение модерна стало ослабевать.
Архитектура в стиле модерн
Для архитектуры модерна характерен отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных линий и использование новых технологий (металл, стекло).
Как и многие другие стили, архитектура модерна характеризуется стремлением создавать здания, которые были бы одновременно эстетически красивыми и функциональными. Большое внимание было уделено не только внешнему облику зданий, но и их внутреннему дизайну, который был тщательно проработан. Все конструктивные элементы, такие как лестницы, двери, колонны и балконы, были художественно обработаны.
Одним из первых архитекторов модерна был бельгиец Виктор Орта (1861-1947), который широко использовал в своих проектах новые материалы, особенно металл и стекло. Он придал своим железным опорам необычную форму, которая напоминала ему какие-то воображаемые растения. Перила, лампы, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все было тщательно оформлено в едином стиле. Во Франции идеи модерна были развиты Гектором Гимаром, который также спроектировал входные павильоны парижского метро.
Антонио Гауди пошел еще дальше классических представлений об архитектуре. Его здания настолько органично вписаны в окружающий ландшафт, что кажутся скорее творением природы, чем человека.
Этот стиль пришел в Венгрию из Австрии и был принят как «Сецессион». Примеры венгерского сецессиона можно найти прежде всего в Будапеште, где европейский стиль смешивается с персидскими и мавританскими мотивами и кажется особенно живым и необычным.
Истоки стиля
Модернизм черпает вдохновение в более древних формах искусства:
Этот стиль зародился в Великобритании. Стиль имеет британское происхождение, и его гением считается англичанин Уильям Моррис (1830-1896), основатель движения «Искусство и ремесла». Моррис изучал средневековую архитектуру в Оксфорде, но под влиянием художников-прерафаэлитов Эдварда Бирн-Джонса и Данте Габриэля Россетти обратился к живописи и писательству. Его декоративные рисунки и рукописи повлияли на возникновение современного стиля в архитектуре 20-го века.
В 1861 году Моррис, Берн-Джонс и Россетти создали Гильдию мастеров изящных искусств и начали производить мебель, гобелены, витражи, плитку, текстиль и знаменитые обои Морриса. Модернизм в дизайне интерьера, охватывающий широкий спектр декоративно-прикладного искусства, был хорошо принят публикой и быстро распространился на архитектуру.
Основные характеристики
Несмотря на множество названий, это легко узнаваемый стиль. Его основными характеристиками являются:
- Стремление к внешней декоративности и
- трансформированные цветочные мотивы с плавными формами.
Модерн изобиловал красивыми орнаментами и возвестил о наступлении новой эпохи, получившей название Belle Époque (Прекрасная эпоха).
Модерн во французской архитектуре: улица Седильо, Париж
Архитектура модерна относится к зданиям с
- которые выступают вперед или отступают на задний план стен,
- Фасад здания выполнен из цветных материалов,
- декоративные колонны с вертикальными желобками,
- цветочные рельефы и всевозможные фантастические украшения,
- в декорациях частое присутствие женских силуэтов.
Выставочный зал Сецессиона, Вена, Австрия
Модернистская архитектура, образец венского сецессиона (Йозеф Мария Ольбрих, 1873).
Кроме того, здесь были окна с плавными рамами и лестницы с цветочными металлическими элементами, обвивающими перила. Удлиненные изящные формы, плавные переходы создают сложную игру света и тени.
Вилла Руджери, Пезаро, Италия (архитектор Джузеппе Брега)
Модернистская архитектура, пример Либерти (1902 — 1907)
Для архитектуры модерна характерен отход от классических линий и углов. В то же время используются новые для того времени материалы, такие как металл, бетон, железобетон и стекло. Повышается этажность, увеличивается размер арок, окон и витрин.
Отправной точкой для возникновения модерна стала Эйфелева башня в Париже, «поразительно харизматичный пример» (1889), высота которой составляла 324 метра.
В модерне большое внимание уделялось комфорту, здания оснащались лифтами и центральным отоплением. Она выросла из требований индустриального общества и отвечала на них.
В этом стиле были построены не только церкви и жилые дома, но и железнодорожные станции, мосты и промышленные павильоны.
Современный интерьер: Tassel House, Брюссель (дизайн Виктора Орта)
Северный Модерн в архитектуре
Архитектура модерна стремилась удовлетворить практические потребности, но часто ей мешало чрезмерное количество декора. В отличие от него, скандинавский модерн (датский национальный романтизм, Элиэль Сааринен) был более строгим, созерцательным и сдержанным, апеллирующим к национальным истокам и полностью подчиненным функциональным требованиям.
В скандинавских странах существовали фантазии эпохи викингов и элементы местного народного творчества.
Нордический модерн: Отель «Дален», Норвегия.
Скандинавский модерн в Финляндии известен своей предельной простотой и функциональностью.
Центральный вокзал Хельсинки, Финляндия (Элиэль Сааринен)