Здесь нет ни кодекса, ни «морских котиков», ни ничего для развертывания. Но есть и размышления о маркетинге, человеческих ресурсах, потреблении и философии принятия решений. Также есть объявление о нашем открытом семинаре Cargo Cult, на котором, например, выступит Boomburum.
Карго-культ имени Бережливого производства. Хотели, как лучше…
8 10 05/02/2019
Кажется, что… Российский завод Toyota стал лучшим заводом в Европе. Крупные российские компании с государственным капиталом — Сбербанк, Росатом, Газпромнефть — начали строить свои производственные системы на основе опыта и идей своих японско-американских коллег.
Не говоря уже о многочисленных частных компаниях из различных секторов экономики. Они даже начали добиваться положительных финансовых результатов и конкурентных преимуществ.
Кроме того, в промышленном секторе реализуется национальный план повышения производительности. Министерство здравоохранения внедряет бережливые поликлиники в различных регионах России.
Можно задохнуться от радости и гордости. Но помимо хороших новостей, культ углеводов вокруг названия «Бережливое производство» уже охватил всю страну.
Что такое карго-культ и откуда он взялся?
Трудно назвать точную дату возникновения такого явления, как культ карго. Его расцвет пришелся на годы Второй мировой войны и период сразу после нее.
Во время Тихоокеанской кампании США против Японской империи огромное количество грузов было выгружено на острова в Юго-Восточной Азии. Это «вторжение» привело к фундаментальным изменениям в жизни островитян.
Промышленное производство одежды, консервов, палаток и оружия было создано на островах для снабжения армии и островитян, которые были одновременно и военачальниками, и гостеприимными хозяевами. В конце войны авиабазы были заброшены, а грузы — «карго» — перестали поступать.
Для жителей острова отсутствие «даров, падающих с неба», стало испытанием. Чтобы получить товары и увидеть парашюты, прилетающие самолеты или прибывающие корабли, жители острова имитировали действия солдат, моряков и летчиков.
Они делали наушники из половинок кокосовых орехов и вставляли их в уши, сидя в деревянных башнях управления. Стоя на деревянной взлетно-посадочной полосе, они воспроизводили сигналы посадки. Они зажгли факелы, чтобы осветить эти взлетные полосы и маяки. Они строили из дерева самолеты в натуральную величину. Все это для того, чтобы привлечь желающих.
Поклонники верили, что чужеземцы имеют особые отношения с их предками. А они, в свою очередь, были единственными существами, которые могли производить это богатство.
Как и ожидалось, все эти меры не привели к возвращению «божественных» самолетов с удивительным грузом. Но вопреки логике, жители острова полностью отказались от своих довоенных религиозных убеждений. Они стали более тщательно и добросовестно следить за аэропортами и самолетами.
Поклонение грузовикам давно переросло религиозные обряды и стало обиходным словом. Сегодня это означает подражание процессу: Он действует по форме, а не по содержанию.
Можно ли испортить такую разумную идею, как экономическое производство? Оказывается, да — и довольно легко. Более того, это вполне вероятно, если не принимать во внимание важные элементы парадигмы lean.
Факторы, влияющие на зарождение карго-культа бережливого производства
Пренебрежение ценностными основами и отношениями в системе, сосредоточение исключительно на инструментах бережливого производства.
Инициирование изменений в деятельности организации без изменения парадигмы мышления руководителей.
Сосредоточение на результате, игнорирование самого процесса изменений.
Переложить ответственность за внедрение изменений с первого лица на заместителя, отдел, службу.
Отказ от долгосрочного планирования изменений и концентрация на краткосрочных результатах.
Павильон становится музейным экспонатом. Настоятельно не рекомендуется вынимать из него инструменты. Персонал использует другие инструменты. Только теперь они прячут их в тайниках, чтобы скрыть «улики» от глаз инспекторов.
Содержание
Культы грузов известны с 19 века, но особенно проявились после Второй мировой войны. Члены культа обычно не понимают важности производства и торговли. Их знания о западном обществе, религии и экономике могут быть неполными и фрагментарными.
В самых известных Каргокультах «точные копии» взлетно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек строятся из кокосовых пальм и соломы. Члены секты строят их, полагая, что эти сооружения притягивают транспортные самолеты (считающиеся посланниками духов), наполненные грузом (карго). Последователи регулярно выполняют строевые упражнения («муштра») и военные марши, используя ветки вместо оружия и рисуя на своем теле приказы и слова «США».
Такие исследователи, как Захария Ситчин и Алан Алфорд, указывают на культ Каргоса в качестве аргумента в пользу своей теории о том, что многие мифологические тексты описывают реальные события, то есть являются своего рода историческими свидетельствами.
История
Первые культы Каргоса были зафиксированы в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Самым старым является движение Тука, которое зародилось на Фиджи в 1885 году. Другие ранние культы пришли в основном из Папуа-Новой Гвинеи — культ Таро на севере и увлечение Вайлалой.
Классические культы карго были широко распространены во время и после Второй мировой войны. Во время Тихоокеанской кампании против Японской империи на островах высадилось огромное количество грузов, что коренным образом изменило жизнь островитян. Промышленно произведенная одежда, консервы, палатки, оружие и другие полезные предметы были доставлены на острова в больших количествах для снабжения как армии, так и островитян, которые служили проводниками и гостеприимными хозяевами для армии. В конце войны авиабазы были заброшены, а грузов («карго») больше не хватало.
Чтобы получить карго и увидеть, как сбрасывают парашюты, садятся самолеты или прибывают корабли, островитяне имитировали действия солдат, моряков и летчиков. Они делали деревянные наушники и вставляли их в уши, сидя в деревянных башнях управления. Они подавали сигналы о посадке с деревянной взлетно-посадочной полосы. Они зажгли факелы, чтобы осветить эти взлетные полосы и маяки. Поклонники верили, что чужеземцы имели особые отношения с их предками, которые единственные могли произвести такие богатства.
Жители острова построили деревянные самолеты в натуральную величину и взлетно-посадочные полосы для привлечения самолетов. Когда это не привело к возвращению божественных самолетов с их удивительным грузом, они в конце концов полностью отказались от своих прежних довоенных религиозных убеждений и стали еще более интенсивно поклоняться аэропортам и самолетам.
За последние 75 лет большинство грузовых культов исчезло. Однако на острове Танна в Вануату культ Джона Фрума все еще жив.
Термин был популяризирован, в частности, лекцией физика Ричарда Фейнмана в Калифорнийском технологическом институте под названием «Наука поклонников самолетов «1, которая позже была включена в книгу «Вы, наверное, шутите, мистер Фейнман». В своей лекции Фейнман отметил, что поклонники аэропланов воссоздают внешний вид аэропорта, вплоть до бамбуковых наушников-«антенн», но самолеты не приземляются. Фейнман утверждал, что некоторые ученые (особенно психологи и психиатры) часто проводят исследования, которые имеют все признаки подлинной науки, но на самом деле являются псевдонаукой, не поддающейся ни доказательству, ни серьезным исследованиям.
Другие примеры культов карго
Похожий культ, Танец призраков, возник при контактах между индейцами и англо-американцами в конце XIX в. Пророк Вовока из народа пайют проповедовал, что если танцевать определенным образом, то предки вернутся с обозом и новая земля покроет белых.
Во время войны во Вьетнаме некоторые хмонги верили в скорое возвращение Иисуса Христа, который придет в камуфляже за рулем военного джипа и приведет их на землю обетованную.
Во время восстаний масонов и матабеле против британской колонизации в Южной Родезии в 1896-1897 годах возникли мессианские верования, напоминающие культ Карго. Один из лидеров восстания, священник Мквати, и его соратники придерживались принципа, что их воины должны убивать европейцев, но не захватывать их имущество 2 .
Некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных магнитофонов, с помощью которых они могли разговаривать с духами.
Проект всегда живет в условиях ограниченных ресурсов: денег, времени и людей. Если вы попытаетесь внедрить то, что не до конца понимаете, вы потратите ресурсы неоптимальным образом. В лучшем случае вы потратите ресурсы без необходимости, но получите за это компенсацию, а в худшем — полностью провалите проект.
Опасность карго-культа в голове менеджера
Менеджер проекта или продукта является инициатором многих важных изменений. Внедряет ли он или она новые подходы к управлению проектами, новые функции или новые технологии — все это важные вещи. Результаты этих изменений необходимо предвидеть, а затем тщательно проанализировать.
В случае с телевизором вы быстро понимаете, что удары по корпусу не исправят повреждение, и думаете о причинах.
Менеджер получает информацию о влиянии большинства изменений из восприятия людей, с которыми он работает. Когда он вносит изменения в продукт, он получает обратную связь от пользователей. Если изменение влияет на процесс разработки — от членов команды.
Такая обратная связь всегда запаздывает, и данные трудно интерпретировать однозначно.
Обратная связь поступает с задержкой
Вы заимствуете функцию у более крупного игрока рынка и применяете ее в своем проекте. Сколько времени пройдет, прежде чем вы поймете, что введение этой функции было правильным решением?
Срок складывается из времени на разработку и времени на анализ результатов. Даже если инструменты анализа действительно хороши и команда выпускает изменения очень быстро, получение обратной связи может занять много времени.
Вы не можете понять, полезны ли были эти изменения
Отзывы трудно анализировать. Но если причиной вашего поступка было «поклонение Карго», у вас нет шансов понять последствия своих решений.
Команда написала сотни самотестов и внедрила множество функций, скопированных у «крутых ребят». У вас нет возможности узнать, к лучшему это или к худшему. Это означает, что вы не можете рассказать об этом своей команде и руководству. Не обманывайте себя: В этот момент не только вы чувствуете тщетность своих усилий, но и вся команда.