Как психофизиологический процесс, чтение включает в себя зрительный анализатор, речедвигательный анализатор и акустический анализатор. Процесс чтения включает в себя несколько этапов:
Как люди с дислексией воспринимают информацию?
Многие ошибочно полагают, что все люди видят вещи одинаково. У людей с дислексией особое визуальное восприятие. Даже при идеальном зрении они могут видеть текст в искаженном виде, что затрудняет чтение и письмо.
Задумывались ли вы когда-нибудь, как дислексики воспринимают тексты? Виктор Виделль, шведский программист, разработал симуляцию, которая иллюстрирует трудности, возникающие при чтении у людей с дислексией. Его вдохновил друг, который страдает от этого заболевания. Она рассказала о том, с чем ей приходится сталкиваться ежедневно — буквы «прыгают» перед глазами, когда она читает, поэтому ей требуется много времени, чтобы прочитать текст или слово. Программист написал специальный код, чтобы мы могли видеть текст так, как будто у нас дислексия.
Как выглядят буквы при дислексии? Ощущение, что буквы движутся, часто встречается у дислексиков, потому что их глаза постоянно «перескакивают» со строки на строку, что затрудняет фокусировку на конкретном слове и восприятие всей картины. При чтении могут всплывать картинки слов, и мозг начинает думать о словах, прочитав только первые 2-3 буквы. Вот почему чтение дается с трудом.
Особенности восприятия людей с дислексией
Дислексия определяется психологами как стойкая, специфическая трудность чтения, которая возникает у детей с нормальным мозгом, слухом или зрением. Чтение является сложной психической деятельностью с точки зрения структуры задействованных психических процессов, которая состоит из двух основных компонентов: текста и интерпретации содержания. Чтобы научиться читать, у ребенка должны быть развиты: устная речь, зрительное восприятие (распознавание) графических образов, волевые движения глаз и рабочая память. Отсутствие любого из этих элементов может привести к трудностям чтения либо с технической, либо с семантической точки зрения, либо с обеих.
Чтобы понять, как видят дислексики, нужно знать, как работает наш мозг. Он состоит из двух полушарий, каждое из которых обрабатывает разную информацию. Правое полушарие обрабатывает материал целостным, глобальным образом, а левое — линейным, аналитическим. Левое полушарие отвечает за обработку языковой информации, понимание прочитанного, восприятие линейного времени, создание языковых правил и поиск логических решений. При дислексии левое полушарие не преобладает над правым, и большая часть языковой информации обрабатывается левым полушарием. Это приводит к трудностям в мышлении с точки зрения движения, слуха и зрения.
Почему дислексики быстро устают от чтения
Визуальное мышление хорошо работает с реальными объектами, т.е. теми, которые можно представить, и не работает, когда на экране появляются печатные символы или буквы алфавита. При чтении дислексик испытывает трудности, поскольку не все элементы языка могут быть представлены. Когда он читает слова, обозначающие реальные предметы, в его сознании сразу же возникают картинки. Проблема возникает, когда встречаются слова, которые невозможно представить, например, предлоги, наречия или местоимения. Текст становится запутанным и непонятным, потому что мозг перегружен.
Постоянные попытки понять прочитанное и повышенная концентрация внимания приводят к быстрой утомляемости.
Для детей с дислексией существует отдельная, подходящая система оценки прогресса в обучении. После этого ребенок получает обычный аттестат об окончании школы. Дети с дислексией получают дополнительные 1,5 часа в США.
Общие сведения
Дислексия — это специфическая трудность в приобретении навыков чтения, связанная с недоразвитием ERP, участвующих в процессе чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. У детей с тяжелыми языковыми нарушениями и умственной отсталостью дислексия встречается в 20-50% случаев. Соотношение частоты дислексии у мальчиков и девочек составляет 4,5:1.
В современной логопедии в зависимости от тяжести нарушения чтения различают дислексию (частичное нарушение навыка) и алексию (полная неспособность освоить навык или его утрата). Дислексия (алексия) может встречаться изолированно, но обычно она связана с другим расстройством письма — дисграфией.
Причины дислексии
Биологические факторы
Большинство исследователей, изучающих дислексию у детей, подвергались воздействию биологических агентов, вызывающих минимальную дисфункцию мозга:
- Гипоксическое повреждение мозга возникает при неправильной имплантации плода, материнской анемии и пороках сердца, врожденных пороках сердца плода, эмбриоплацентарной недостаточности, аномальном развитии пуповины, затяжных родах, преждевременном прерывании плаценты, асфиксии во время родов и т.д.
- Токсическое повреждение ЦНС наблюдается при алкогольной и наркотической интоксикации, гемолитической болезни плода и ядерной желтухе новорожденного.
- Инфекционное поражение мозга ребенка в период вынашивания плода может быть вызвано заболеваниями беременной женщины: Краснуха, корь, герпес, ветрянка, грипп и т.д.
- Механические травмы связаны с манипуляциями с плодом, узким тазом матери во время родов, затяжными родами и внутричерепным кровоизлиянием.
В постнатальном периоде может наблюдаться задержка созревания и функционирования корковых структур, что приводит к дислексии:
- Черепно-мозговая травма,
- Цепь инфекций в детстве (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и т.д.),
- изнурительные болезни.
Дислексия (алексия) при слюнотечении, дизартрия, афазия связаны с органическими поражениями определенных областей мозга. В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения — дисграфии и дислексии у людей с правосторонним мышлением. Некоторые авторы связывают дислексию и дисграфию с явной и скрытой леворукостью.
Социальные факторы
Основными социальными факторами дислексии являются дефицит языковой коммуникации, «синдром госпитализации», школьная безнадзорность, неблагоприятная языковая среда, двуязычие, раннее обучение чтению и высокая скорость обучения. Основной причиной дислексии у детей является недостаток устной речи — ФФН или ЗПР.
Патогенез
Как психофизиологический процесс, чтение включает в себя зрительный анализатор, речедвигательный анализатор и акустический анализатор. Процесс чтения включает в себя несколько этапов:
- Зрительное восприятие, распознавание и различение букв,
- ассоциируя их с соответствующими звуками,
- сборка звуков в слоги; сборка слогов в слова, а слов в предложения,
- понимание прочитанного, понимание.
Нарушение последовательности и единства этих процессов является, с психолингвистической точки зрения, сутью дислексии.
В психологическом плане механизм дислексии рассматривается как частичная задержка в развитии тех когнитивных функций, которые в норме обеспечивают процесс чтения. Дислексия характеризуется недостатком визуальных знаний, пространственной ориентации, мнемонических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматической структуры языка, визуально-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-эмоциональной сферы.
Дислексия влияет на восприятие письменной речи — буквы становятся нечеткими, слова кажутся слипшимися, голова болит, глаза устают. Люди с дислексией чаще допускают следующие ошибки при чтении:
Причины патологии
В процессе чтения задействованы речедвигательный, зрительный и слуховой анализаторы. Чтобы прочитать текст, необходимо:
- Рассмотрите и определите букву,
- Соотнесите буквы с соответствующими звуками,
- Произнесите отдельные звуки, а затем составьте слово из слогов и предложение из слов,
- Понимайте прочитанное.
Дислексия возникает при нарушении одного из этих этапов психофизиологического восприятия.
Патология может быть связана с воздействием веществ, вызывающих дисфункцию мозга. В основном это церебральная гипоксия плода, которая возникает при врожденных пороках сердца, материнской анемии, асфиксии во время родов и аномалиях пуповины. Поражение ЦНС и мозга в утробе матери может быть вызвано алкогольным отравлением, гемолитической болезнью, краснухой у женщин, корью и гриппом. Операции на плоде при узком тазе или осложнения во время беременности также могут нарушить работу мозга. Многие ученые считают, что дислексия также является генетическим заболеванием. И в каждом последующем поколении признаки болезни становятся все более очевидными.
Как справиться с дислексией
Даже при явных признаках языкового нарушения необходима логопедическая помощь, чтобы определить степень тяжести патологии и то, какие методы коррекции дадут наибольший эффект.
Во время обследования изучается история жизни ребенка, информация о беременности, устная и письменная речь. Большинству детей требуется консультация невропатолога, ЭхоКГ и осмотр офтальмолога. Схема лечения выбирается на основании результатов диагностики.
Преодоление дислексии требует много времени и терпения. Коррекция значительно облегчается, если с ребенком одновременно работают нейропсихолог, логопед, дефектолог и детский психолог. Выбор методик также зависит от типа дислексии, но приведенные ниже упражнения подходят для всех трудностей с чтением у детей школьного возраста:
- Нарисовать историю ребенка с помощью картинок,
- Развивает память, логику и внимание,
- деятельность, направленная на пространственную ориентацию,
- О тактильном восприятии предметов, т.е. о том, что они должны быть описаны только на ощупь, т.е. на ощупь,
- Распознавать размер, цвет и форму предметов.
Речевые нарушения редко возникают у детей, которые любят делать поделки, лепить из пластилина, постоянно слушают книги и разговаривают сами с собой с помощью игрушек, животных и сказок. Необходимо поддерживать энтузиазм детей к познанию мира, тогда у них будет меньше проблем в школе.
Маленькие пациенты с дислексией в Москве успешно лечатся в нашем центре «Доверие». С детьми работает команда опытных врачей, а план коррекции подбирается с учетом возраста, патологии центральной нервной системы, степени нарушения и особенностей темперамента. Родители могут обратиться к врачам в любое удобное для них время, предварительно записавшись на прием по телефону.