В бой» идут выпускники. Какие требования к знаниям и навыкам людей выдвигает современный мир.

Обучение все больше превращается в самостоятельный процесс, причем постоянный. Уже сейчас мы не всегда можем поспевать за переменами; в будущем нам придется постоянно адаптироваться к изменениям и менять профессию. Самое главное — научить ребенка учиться, тогда он не пропадет.

В начале 2021 года мы хотим думать, прежде всего, о будущем. Как он будет выглядеть и как мы можем его ожидать? В новом материале специальной программы «Профессии будущего» мы рассказываем о навыках, необходимых для успеха в XXI веке.

26 февраля 2021 года

Существует мнение, что по мере развития технологий необходимо приобретать навыки, необходимые для работы в ИТ-секторе. Однако это не совсем так. В прошлом семестре я читал в университете курс по новым информационным технологиям, где мы говорили о навыках будущего и о том, чего нам не хватает в процессе обучения, чтобы овладеть ими. Курс был в основном теоретическим, мы изучали академические публикации и лекции и пытались их понять. Я помню популярное выступление на TED с Маргарет Хеффернан — она автор, предприниматель и бывший генеральный директор пяти компаний. Она говорила о том, почему в непредсказуемом мире сегодня и завтра важно уделять больше внимания человеческим навыкам, чем техническим.

Он подчеркнул, что воображение и смелость являются основой для преодоления трудностей на корпоративном и государственном уровнях.

«Сегодня в мире так много непредсказуемого, что мы больше не можем полагаться на рациональные стандарты», — сказала Маргарет, добавив, что если мы утратим человеческие навыки, нас просто захлестнет волна.

В 20-м веке основой всего были базовые навыки, которым всех учили в каждом учебном заведении, и на этом все обучение практически заканчивалось. В 21 веке очень важно, чтобы мы оставались адаптируемыми, чтобы мы учились на протяжении всей жизни, чтобы обучение на протяжении всей жизни стало реальностью.

В докладе Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест» определены следующие 10 наиболее востребованных навыков к 2025 году:

В современной теории менеджмента навыки делятся на «жесткие навыки» и «мягкие навыки». «Трудные навыки» можно классифицировать как конкретные задачи с измеримыми результатами — именно они были в центре внимания большинства программ обучения. Однако сейчас ведутся дебаты о том, достаточно ли важны «мягкие навыки» сами по себе — актуальна ли еще стандартная теория? Например, авторы исследования «Навыки будущего» из Московской школы управления «Сколково» предлагают новую модель:

— Смежные/специализированные навыки

Навыки, которые развиваются и применяются в конкретном контексте. Профессиональные навыки (программирование на определенном языке), физические навыки (например, вождение автомобиля) или социальные навыки (например, ведение видеоблога).

— Трансверсальные навыки

Навыки, которые можно применить в более широких областях социальной или личной деятельности: Чтение, письмо, управление временем, навыки работы в команде.

— Экзистенциальные навыки

Навыки, которые можно применять повсеместно на протяжении всей жизни и в различных контекстах личной жизни. К ним относятся способность ставить и достигать цели (сила воли), самосознание/самонаблюдение (внимательность, метакогниция) и способность учиться/учиться/переучиваться (саморазвитие).

Исследование Сколково также подчеркивает тот факт, что образование должно быть целостной экосистемой, не разрушающей старое, а меняющейся благодаря ему и предлагающей новые места в существующих учреждениях.

Многое уже сказано о будущем успехе обучения на протяжении всей жизни. Обучение больше не происходит только в школе или университете. Однако родители современных детей все еще испытывают трудности с тем, как научить своих детей и привести их к успеху.

Как пришла идея создать High Tech Academy?

У нас возникла идея создать школу, которая готовит детей к реальной жизни и дает возможность каждому ребенку добиться успеха, независимо от его интересов и способностей. Идея создания Академии высоких технологий принадлежит Еркину Татишеву. Наши дети учились в одном классе, и мы часто разговаривали на образовательные темы и делились наблюдениями. Когда у Еркина возникла идея открыть школу, он предложил мне разработать проект. Прежде всего, мы ориентировались на чемпионов в мире образования — указывали на то, что системы образования Сингапура и Финляндии довольно похожи, но многое зависит от системы внутри страны, а не от ориентации школы. Поэтому, учитывая особенности казахстанской системы образования, мы не могли полагаться только на опыт этих стран, а должны были искать другое решение. Я уехал в США, где познакомился с Дорис Корда, которая разработала свой собственный метод, «Метод Корда». Суть метода заключается в том, что дети решают проблемы реального мира в процессе обучения. Сейчас Дорис является председателем школьного совета и нашим стратегическим советником.

Мы пришли к выводу, что метод проектов — это самый естественный способ обучения, потому что все, что мы делаем в жизни, является проектом.

Любая деятельность или проблема подчиняется законам проектной деятельности — есть проблема, есть ресурсы, есть ограниченное время. Вы всегда можете посмотреть на опыт других людей, изучить его и попытаться применить для решения проблемы.

Наша начальная школа теперь основана на финской системе, которая создает хорошую основу для обучения на протяжении всей жизни — если дети с раннего возраста учатся с радостью и позитивом, им гораздо легче применять полученные знания на протяжении всей жизни. В средней и старшей школе мы работаем по проектной методике.

Как именно школа готовит детей к современному миру?

Я думаю, что этот вопрос необходимо задать каждому, кто заинтересован в том, чтобы наши дети были подготовлены к будущему. Сейчас все говорят о навыках будущего — эта повестка дня была освещена на Международном экономическом форуме и в Государственной программе развития образования Казахстана на 2020-2025 годы. Критическое мышление, работа в команде, эффективное общение, исследования, решение проблем — но кто научит наших детей этим навыкам, если учителя сами ими не обладают?

Совершенно верно. Если мы честно посмотрим родителям в глаза и скажем, что мы обучаем этим навыкам, то нам самим придется их освоить. Мы наняли наших первых учителей за 12 месяцев до открытия школы и интенсивно обучали их в течение девяти месяцев. Затем были два этапа лагеря, где учителя выполняли свои проекты, прежде чем продолжить обучение по учебной программе. Часто появляются новые школы, и многие из них утверждают, что готовят к будущему, но учителя там не подготовлены, они не учат ничему новому. Мы считаем себя обучающейся организацией — мы все постоянно учимся. Мы не боимся совершать ошибки сами и позволяем их совершать детям. Когда они решают проблемы реальных организаций в проектной работе, у них постоянно возникают вопросы, сначала они идут к учителю и спрашивают ответ, но дело в том, что и учитель этого не знает — готовых решений нет.

Единственный эффективный способ подготовить детей к реальной жизни — создать эту реальную жизнь уже в школе.

У нас есть определенные требования к организациям, с которыми мы работаем: Важно, чтобы у организации была миссия, чтобы она решала социальную проблему, чтобы лидеру не хватало харизмы и чтобы он или она интересовались детьми. Конечно, мы надеемся, что у детей есть творческие идеи, полезные для организации, но главная цель — это создание обучающего опыта для детей, и мы рады, если они готовы поддержать нас. Дети выполняют не менее четырех больших проектов в год по методу Корда. От проекта к проекту они просто отрабатывают все навыки, которые понадобятся им в будущем. Они выполняют проекты в группах, которые постоянно меняются. Им приходится вести переговоры, возникают конфликты и срывы — все то, что происходит в реальной жизни, когда нужно решить проблему, а ответа на вопрос в конце учебника нет.

Теперь вы точно знаете, что нужно знать современному человеку. Конечно, это не весь список. Чтобы учить и интересоваться окружающим, нужно прочитать не одну сотню книг и научно-популярных статей.

Творческий подход

какие навыки нужны

Какие навыки необходимы человеку в профессии будущего? Творчество, конечно. Машины будут выполнять монотонные задачи, но люди будут искать нестандартные решения. «Ни одна машина не сможет полностью и окончательно заменить человеческое мышление. Поэтому, на мой взгляд, творчество всегда будет «ценным». Творческое мышление — это то, что выходит за рамки правил, норм и традиций, оно позволяет увидеть привычные вещи по-новому, и его трудно заменить каким-либо другим навыком», — говорит Олег Иванов, политолог, руководитель Центра разрешения социальных конфликтов, член Российской ассоциации политической науки. Компании процветают благодаря новым идеям, поэтому сотрудники, умеющие их вырабатывать, на вес золота.

Аналитические способности

какие навыки нужны

Востребованный работник должен уметь анализировать ситуацию и делать выводы. Вы должны иметь сразу несколько идей и выбрать правильную.

Наталья Сторожева, Центр делового и профессионального развития «Перспектива», говорит: «Многие профессионалы признаются, что им уже трудно успевать следить за изменениями в отрасли, изучать новые технологии, быть в курсе последних событий и анализировать тенденции. Чтобы успешно справиться с этим нарастающим за семь лет потоком информации, необходимо овладеть определенными навыками: «адаптировать» свое восприятие, научиться структурировать информацию, использовать источники сбора и хранения данных. Аналитический склад ума — один из самых важных ответов на вопрос о том, какие навыки понадобятся настоящему профессионалу в будущем.

Базовые знания программирования

какие навыки нужны

Роботы заменят человеческий труд во многих сферах жизни, но ими нужно управлять. Вот мнение Константина Ганова, эксперта по Формуле М2: «Кассиров, продавцов и бухгалтеров уже заменяют программируемые машины, а значит, будут востребованы люди для их программирования, обязательно со знанием бухгалтерии. Это означает, что бухгалтеров будет меньше, а требования к их квалификации значительно возрастут. Торговый персонал будет заменен электронными продавцами-консультантами, управляемыми специалистом по продажам и программированию (алгоритмы продаж).

Нужно иметь квалификацию в робототехнике и своей профессии. Освойте современные программируемые системы, если у вас рабочая специальность.

В строительстве также будут использоваться роботы-уборщики, машины для плоской кладки и даже домостроительные принтеры российского производства (которые «печатают» дома струей быстро застывающего бетона). Но как можно представить себе машину, способную заменить кран или унитаз в нестандартном маленьком доме (а маленькие дома меньше не станут)? Это означает, что дядя Вася, сантехник/электрик, по-прежнему будет востребован, но с дополнительной квалификацией, связанной с современными программируемыми системами умного дома», — объясняет Константин Ганов. Программирование или хотя бы базовые знания о нем также станут важным ответом на вопрос о том, какие навыки необходимы для достижения настоящего успеха.

Умение качественно выполнять ручной труд будет цениться.

Дмитрий Кибкало, основатель международной сети настольных игр Mosigra, говорит: «Очевидно, что к 2025 году большую часть работы будет выполнять искусственный интеллект. Но есть вещи, которые он не может сделать. Более того, вряд ли в ближайшие несколько лет компьютер сможет полностью заменить живое общение, эмоции и харизму.

Навыки, которые можно применить в более широких областях социальной или личной деятельности: Чтение, письмо, управление временем, навыки работы в команде.

Критическое мышление

Обучение анализировать информацию

В настоящее время много времени уделяется обучению студентов тому, как отвечать на вопросы, но не тому, как их задавать. Суть критического мышления заключается в умении задавать правильные вопросы. Прежде чем решать проблему, необходимо проанализировать и сформулировать основные вопросы. Таким образом, критическое мышление и решение проблем взаимосвязаны.

Сегодняшний рабочий процесс сильно отличается от того, каким он был несколько лет назад. Мы видим различные междисциплинарные команды, работающие над конкретными, очень сложными задачами, в отличие от индивидуальной и повторяющейся работы, основанной на известных и стандартизированных процедурах. Ваш руководитель не имеет и не знает всех ответов и решений. Как работник, вы должны думать и размышлять.

Работодатели ищут людей, которые могут решать проблемы и думать самостоятельно, а не тех, кому нужно шаг за шагом объяснять, что делать.

Конкурентное давление и быстро меняющиеся условия рынка затрудняют постоянное внедрение инноваций. Это заставляет переосмысливать существующие решения, изобретать и предлагать что-то совершенно новое. Компании ищут людей, готовых решать новые задачи. Они требуют от сотрудников стать экспертами, которые думают о том, как постоянно совершенствовать продукты, процессы и услуги.

Инновации требуют творческого гения. Эти навыки являются основой для прогресса и роста. Критическое мышление требует компетентности:

  1. Выбор и принятие решений.
  2. Распознавать связи между различными вещами.
  3. Определите масштаб проблем.
  4. Разъясните то, что не понятно.
  5. Анализировать данные и информацию.
  6. Синтезировать, объединять различные данные в единое целое.
  7. Сравнивайте и сопоставляйте рассуждения.

«Вчерашние ответы не решат сегодняшних проблем».

Сотрудничество в разных группах и лидерство

Работа в группах - основной навык

Одной из важнейших современных тенденций на рынке труда является увеличение числа временных работников и так называемых «фрилансеров», выполняющих определенные задачи и проекты. Многие люди уходят со своей постоянной работы и решают, когда, где и на кого они хотят работать. Компании также все чаще готовы использовать таких сотрудников. Они нанимают их на определенный период времени для выполнения определенных проектов. Это позволяет им воспользоваться преимуществами широкого спектра навыков, оптимизировать и сократить затраты на рабочую силу.

Интернет-технологии сделали возможным работу и сотрудничество без географических границ. Транснациональные компании и организации сотрудничают в различных офисах по всему миру.

Однако сотрудничество с использованием технологий часто осуществляется удаленно; наша молодежь должна быть подготовлена, находясь в разных странах, культурах и средах. Учебные заведения 21 века должны не только учить пользоваться цифровыми средствами коммуникации, но и способствовать развитию толерантности, межкультурного взаимопонимания и уважения.

Работа в команде — ключевой момент. У студентов должна быть возможность сотрудничать, спорить и давать обратную связь. В этой среде руководство командой больше не сводится к отдаче приказов сверху, а скорее к влиянию, убеждению и достижению консенсуса. В школах не учат быть лидером, хотя это один из самых востребованных работодателями навыков.

Совместная работа включает в себя:

  • Распределение ролей, работа в группах,
  • синтез различных мнений, поиск компромиссов и достижение консенсуса в группе,
  • учиться у других, вести переговоры, слушать, общаться и создавать коллективное и совместное сообщество (рабочие группы).

Задачи руководства включают:

  1. Способность руководить, обучать и направлять других.
  2. Использование личных навыков для позитивного влияния на других.
  3. Способствовать постановке целей (краткосрочных и долгосрочных).
  4. Работайте вместе для достижения целей.
  5. Создайте уважительную и доброжелательную обстановку.
  6. Действуйте этично.

«Сотрудничество — это не эмоция, это экономическая необходимость». Карл Штайнметц

Способность адаптироваться к новым условиям

VUCA - нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность

Мы живем в мире VUCA. Это аббревиатура английских слов Volatility, Uncertainty, Complexity, Ambiguity. По сути, это означает, что у нас практически нет руководства.

Поэтому важно уметь адаптироваться и при необходимости пересмотреть свою стратегию и подход.

Традиционно наш подход к образованию и работе был рутинным и последовательным. Мы научились делать что-то один раз, а потом делали это снова и снова. Обучение означало привыкание, а дальнейшее развитие — просто повышение эффективности того или иного алгоритма.

В постиндустриальную эпоху влияние технологий означает, что мы должны быть гибкими и адаптироваться к динамичной ситуации, к многочисленным изменениям и к часто непредсказуемым последствиям различных возмущений. Вполне вероятно, что работа, которую многие люди выполняют сегодня, в будущем изменится или перестанет существовать. Студентам должна быть предоставлена возможность найти свой собственный альтернативный путь. Важен не только конечный результат, но и процесс достижения цели.

Сегодня, если вы хотите добиться успеха, найти работу и сделать успешную карьеру, вы должны уметь учиться. Это означает, что перед лицом быстро меняющихся задач и алгоритмов не следует оставаться с тем, чему вы уже научились, а продолжать учиться. Вы должны уметь гибко мыслить, адаптироваться и использовать различные инструменты для решения проблем.

«Выживает не самый сильный и не самый умный вид. Выживает тот, кто может измениться…». — Чарльз Дарвин.

Оцените статью
Бизнес блог