Требования к космическим туристам гораздо ниже, чем к астронавтам. Во-первых, если вы отправляетесь на орбиту всего на две недели, максимальная подготовка не требуется. Во-вторых, условия полета и пребывания в космосе сильно изменились за последние годы. Все процедуры максимально автоматизированы.
Денис Шапиро, Space Adventures — о космическом туризме и подготовке к полету
Полет в космос — мечта многих людей. В списках ожидания компаний, обещающих суборбитальные космические полеты, уже сотни людей. Писатели-фантасты середины 20-го века были уверены, что эта форма путешествий будет доступна всем в ближайшем будущем. Однако до сих пор в космосе побывало менее 600 астронавтов. Непрофессионалу еще сложнее совершить полет в космос, но Деннис Тито сделал это в 2001 году. Он стал первым космическим туристом, совершившим полет в космос за свой счет и без многолетней подготовки. Однако это явление пока не получило широкого распространения. Денис Шапиро, бывший директор российского отделения Space Adventures, рассказал Хайтеку, что нужно людям для космического туризма помимо денег и скоро ли каждый сможет совершить такое путешествие.
Читайте «Хитек» на
Космический туризм — это возможность непрофессионалу полететь в космос
— Какой существует вид космического туризма?
— Существует два типа. Одним из них, который существует и по сей день, является орбитальный космический туризм. История достоверна, но очень привлекательна. Как правило, с космодрома запускается ракета, через некоторое время корабль с туристом на борту стыкуется с МКС на орбите, и космический путешественник начинает свою жизнь в космосе. Полет длится примерно от 9 до 12 дней. Всего состоялось восемь таких полетов и семь астронавтов-туристов. Одному из них это так понравилось, что он летал дважды.
Сейчас начинается новый этап — так называемый суборбитальный туризм, когда туристы летают на условном пределе с космосом. То есть, они испытывают невесомость и быстро возвращаются на Землю. Формально считается, что они совершили полет в космос. Где начинается пространство — вопрос открытый, потому что каждый думает по-своему. В России, как полагают, он находится на высоте 100 километров. В США — что необходимо проанализировать изменения в атмосфере — и ограничение идет чуть выше 80 километров. Суборбитальные полеты будут дешевыми. Орбитальные системы, с другой стороны, стоят десятки миллионов долларов и требуют длительного обучения.
Космические туристы:
- Деннис Тито, США.
- Марк Шаттлворт, Южная Африка.
- Грегори Олсен, США.
- Анушех Ансари, Иран и США.
- Чарльз Симоньи (летал дважды), сооснователь Word и Excel, Венгрия и США.
- Ричард Гэрриот — гуру компьютерных игр, США. Сын Оуэна Гэрриота, который был членом команды астронавтов НАСА и первым человеком, испытавшим любительскую радиосвязь в космосе. Ричард не попал в эскадрилью НАСА из-за плохого зрения, но для туриста это не имеет значения.
- Ги Лалиберте, Канада.
— Спонсирует ли кто-нибудь полет космических туристов?
— Нет, космические туристы — это те, кто полетел за свои деньги. Все полеты были организованы компанией Space Adventures, а в следующем году уже будет несколько американских кораблей, способных перевозить туристов. Туризм взлетит — больше новых кораблей, больше возможностей, появление суборбитальных полетов.
В настоящее время два оператора, Blue Origin и Virgin Galactic, разрабатывают суборбитальные полеты. Стоимость полета указана в 250 000 долларов, высота — от 80 до 105 километров, продолжительность — 15 минут, из которых около 5 минут турист проведет в невесомости.
— Пилоты и моряки, как известно, суеверны. А каковы приметы и традиции космонавтов? Какие последние дни перед вылетом?
— На самом деле существует множество традиций подготовки к космическим путешествиям. Кажется, что никто никуда не ходит, если не выполнить предмет. Это, конечно, шутка. Одна из традиций — фотографирование на Красной площади, возложение цветов к Кремлевской стене, к могилам Королёва и Гагарина. И, как ни странно, фото в колонке с Лениным. Затем отправляемся на космодром Байконур. Там их и их окружение помещают в карантин на пятнадцать дней. Космонавты тренируются и проводят последние приготовления к полету, но общаются только с ограниченным числом людей. Это даже не традиция, а необходимость, чтобы предотвратить перенос загрязнений на МКС.
На Байконуре они неизбежно поднимут флаги стран-участниц полета и посетят дома Королева и Гагарина, где они провели ночь перед своим первым запуском 12 апреля 1961 года. Будут посажены деревья. Если вы когда-нибудь побываете на Байконуре, то увидите первое дерево, посаженное Гагариным.
Накануне запуска все смотрят фильм «Белое солнце пустыни». Космонавты всегда покидают гостиницу с одной и той же песней: «И шум космодрома нам не снится…». Одна из легенд, которую я слышал на Байконуре, гласит, что однажды что-то случилось, и музыка прекратилась. Запуск ракеты назначен, все готовы, а космонавты не выходят. Затем кому-то приходит идея сыграть песню на своем мобильном телефоне, и все идет по плану.
— Как они готовят оборудование к полету? Космические корабли и оборудование для туристов как-то отличаются от обычных?
— Конечно, космический турист летит на таком же космическом корабле, как и все остальные, но есть и совершенно уникальные элементы. Например, существует персональный скафандр и персональное «кресло» астронавта. Чтобы построить скафандр и блюдце, астронавта измеряют по всем возможным параметрам, а чтобы создать правильную форму для блюдца, его буквально отливают в гипсе: по ногам, рукам и всем контролируемым параметрам его тела. Это уникальное кресло доступно только астронавту или туристу, а у всех участников космического путешествия есть персональные лотки с особыми потребностями.
Когда вы покупаете автомобиль, вы смотрите, удобно ли вам в нем, подходит он вам или нет. То же самое справедливо и для космического корабля. Это называется тестированием на борту. Туристы садятся на корабль и пробуют его, чтобы понять, подходит ли он им. Это звучит странно, но есть много корректировок, которые можно сделать. Настройки проходят через первую регулировку, затем вторую, и когда все эти недостатки исправлены, корабль уже полностью пригоден для полетов экипажа.
— Что происходит после взлета?
— Визуально каждая ракета, кажется, ведет себя по-разному при запуске — она немного зависает, а затем летит, быстро поднимаясь вверх.
Но если серьезно, то запуск — это самый волнующий момент. Ракета стоит на стартовой площадке, зрители собираются на смотровой площадке, и через громкоговорители звучит знаменитый обратный отсчет: «Пусковой ключ», …, «10 секунд, полет нормальный, все параметры в норме». Для вывода корабля на орбиту требуется всего девять минут.
Согласно плану полета, стыковка космического корабля «Союз» с МКС произойдет через шесть часов, тогда как раньше на это уходило около двух суток. Представьте, насколько точно должны быть рассчитаны траектории и параметры движения МКС и космического корабля, чтобы они встретились в определенной точке где-то в космосе! Космический корабль «Союз» обычно стыкуется автоматически, но существует ручной режим для стыковки и рандеву со станцией, если что-то пойдет не так. Экипаж специально обучен для ручной стыковки.
Существует несколько других способов использования устройства антекамеры. Одним из них является кресло Barani. Это вращающееся кресло, в котором космонавта толкают из стороны в сторону. Это совсем не похоже на американские горки и парки развлечений.
Virgin Galactic — частные полеты в космос
После трех успешных космических полетов корабль SpaceShipOne был снят с эксплуатации, но его наследие продолжает жить в космическом корабле Spaceship Unity компании Virgin Galactic. Как и его предшественник, корабль Virgin Galactic с ракетным двигателем запускается со специально разработанного самолета и поднимается на высоту 80 км. Этого достаточно, чтобы пилоты Virgin Galactic получили звание астронавта.
Однако другие ученые определили границу космоса по так называемой линии Кармана, которая находится в 100 километрах над поверхностью нашей планеты.
Интерьер кабины космического корабля Virgin Galactic.
Virgin Galactic стремится стать «первой в мире коммерческой космической линией» и в конечном итоге будет предлагать регулярные полеты со своей стартовой площадки на юге Нью-Мексико. Компания планирует начать регулярные полеты в начале 2021 года, а генеральный директор Virgin Galactic Ричард Брэнсон станет первым непрофессиональным пилотом, который полетит на космическом корабле Unity.
Сколько стоит полететь в космос
Сколько стоит билет в космос с Virgin Galactic? Первоначально компания взимала с первых покупателей 250 000 долларов. И более 600 человек уже выразили желание купить билет по этой цене, чтобы стать «будущими астронавтами». Но теперь Virgin Galactic планирует повысить цену, хотя окончательная цена еще не объявлена. С депозитом в размере $1 000 вы можете быть добавлены в список желающих. Доверили бы вы Брэнсону полет в космос? Сообщите нам об этом в нашем чате Telegram.
Полеты в космос SpaceX
SpaceX — пока единственная частная компания, которая когда-либо выводила человека на орбиту. Это также единственная компания, одобренная НАСА для доставки людей в космос. Когда SpaceX начнет продавать билеты на полеты людей в космос? Илон Маск ранее заявлял, что рассматривает такую возможность. А SpaceX недавно объявила, что уже продала первые места для будущих полетов Crew Dragon через другие логистические компании.
Запуск экипажа корабля Dragon 30 мая 2020 года.
Однако в конечном итоге Маск хочет колонизировать Марс. А для этого ему нужен более крупный космический корабль. По этой причине инженеры SpaceX лихорадочно работают над Starship, который все еще находится в стадии разработки. Когда гигантский космический корабль начнет функционировать, он сможет перевозить десятки космических туристов одновременно между несколькими пунктами назначения на Земле или, возможно, во всей Солнечной системе. Компания утверждает, что Starship сможет перемещаться между двумя любыми пунктами назначения на Земле менее чем за час.
SpaceX настолько уверена в своем космическом корабле, что уже продала японскому миллиардеру Юсаке Маэдзаве билет на полет вокруг Луны. Человек не был на Луне почти 50 лет.
Космический туризм Blue Origin
Джефф Безос основал ракетную компанию Blue Origin в 2000 году. С тех пор он продал акции Amazon, чтобы вложить в проект миллиарды долларов. Как и SpaceX, Blue Origin отдает предпочтение многоразовым ракетам и космическим кораблям, которые могут значительно снизить стоимость космических путешествий. Большая часть усилий компании Blue Origin была посвящена разработке двух ракет — New Shepard и New Glenn.
Ракета New Shepard компании Blue Origin приземлилась в Западном Техасе 11 декабря.
New Shepard может доставить шесть человек в суборбитальной капсуле на расстояние около 100 км в космос. Компания Blue Origin уже совершила дюжину испытательных полетов и планирует совершить еще несколько, прежде чем отправлять пассажиров.
Компания может предложить платные полеты в 2021 году. Компания Blue Origin уже объявила, что продажа билетов начнется в ближайшее время. На сайте компании не указана стоимость полета, но Безос уже заявил, что билет будет стоить несколько сотен тысяч долларов.
Blue Origin также активно работает над New Glenn, многоразовой тяжелой ракетой, в разработку которой компания вложила более 2,5 миллиардов долларов. Она больше, чем тяжелая ракета Falcon Heavy компании SpaceX, но меньше, чем ракета, которая доставит в космос звездный корабль. Такие размеры могут в конечном итоге позволить регулярные пассажирские рейсы на орбиту и за ее пределы.
Если вас интересуют новости науки и техники, подписывайтесь на нас в Google News и Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить ни одного нового материала!
Выполнить нормы ГТО для 18-29-летних: пробежать 1 км за 3 минуты 35 секунд, сделать не менее 14 подтягиваний и т.д. Обширные и очень высокие требования к здоровью и психологии проверяются в ходе личных тестов в подмосковных Звездных Горках.
Как полететь в космос
Однажды человек принимает важное для себя решение: Я хочу стать астронавтом. С чего начать? Прежде всего, стоит получить некоторую общую информацию. Основным работодателем в космической отрасли России является Федеральное космическое агентство, которое имеет четыре центра отбора — в Москве, Екатеринбурге, Владивостоке и Хабаровске. Очередной набор объявляется на сайте CPC. Последняя 17-я регистрация была завершена в июле этого года.
Астронавты по-прежнему «штучные». Как и прежде, к претендентам предъявляются очень строгие требования. Процесс отбора состоит из нескольких этапов. Во-первых, комиссия читает личные дела сотрудников. Обязательными требованиями являются российское гражданство, возраст до 35 лет, высшее образование по специальности инженер или пилот и отсутствие нарушений закона.
Затем проводится медицинский осмотр. По сравнению с первым набором, требования менее строгие, что объясняется изменившимися условиями на космическом корабле: они стали намного комфортнее и безопаснее. Однако при этом должны быть соблюдены определенные стандарты. Самым важным из них является идеальное здоровье. Последний этап — тесты на компетентность.
Претенденты, успешно прошедшие все процедуры отбора, зачисляются в отряд космонавтов. Его полное название — ФГБУ «Научно-исследовательский институт «Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина», а расположен он в знаменитом подмосковном Звездном городке.
Что нужно, чтобы полететь в космос
Общая подготовка длится от 3 до 5 лет, после чего начинается подготовка к специальной миссии на МКС. Очень важная особенность: во время тренировки формируется новый экипаж, не в порядке ротации, т.е. летят самые подготовленные. Некоторые из членов экипажа летали несколько раз, но есть и такие, кто ждал свою «звезду» много лет.
Как стать космонавтом российской женщине
Мужская «монополия» в космосе продлилась недолго: в июне 1963 года в космос полетела первая женщина, Валентина Терешкова. Однако это не изменило общепринятой практики, и в космос по-прежнему летают в основном мужчины, что имеет простое объяснение: неземной груз для них легче.
Валентина Терешкова
В остальном путь в космос для россиян, независимо от пола, более или менее одинаков. Валентина Терешкова, например, пришла в отряд космонавтов из аэроклуба и после полета окончила Военно-воздушную академию имени Жукова. После полета она окончила Военно-воздушную академию имени Жукова. Татьяна Савицкая — бывшая выпускница МАИ и летчик-испытатель. Космическая рекордсменка Елена Кондакова — выпускница Московского высшего технического училища, после окончания которого она работала в РКК «Энергия». Самая младшая, космонавт-испытатель Елена Серова, также окончила МАИ и несколько лет работала в Центре управления полетами, прежде чем попасть в отряд космонавтов.
Очень важно, что станция является международным проектом, который наглядно показывает, что великие цели в освоении космоса могут быть достигнуты только совместными международными усилиями.
Специальная подготовка
Конечно, здоровье будущих участников космических полетов также будет проверено. В России этим занимаются в Институте медико-биологических проблем Российской академии наук. Врачи рассматривают историю болезни заявителя, изучают его историю болезни. Затем проводится комплексное обследование. После амбулаторного обследования проводятся функциональные тесты на велоэргометре, вестибулярные тесты и многие другие исследования. Если кандидат проходит эти испытания, он допускается к стендовым испытаниям — вращению в центрифуге, испытаниям в камере давления. Кроме того, человек должен быть готов ощутить изменение своего веса — в 8 раз больше или в 6 раз меньше.
Этот процесс происходит даже на месте. Это делается двумя способами. Первый способ — полет на самолете Ил-76. Самолет летит вверх, а затем пилот переходит в режим свободного падения. Таким образом, они находятся в состоянии невесомости. Пилот должен уметь выполнять цикл упражнений, предписанный в ходе обучения. Другой способ испытать невесомость — погрузиться в бассейн глубиной 12 метров. При нулевой плавучести проводится имитация выхода в открытый космос с подготовкой скафандра.
Тренировки проходят в смоделированных климатических условиях. Исходя из этого, предлагаются три вида тренировок: «в зимнем лесу», «на воде» и «в пустыне». С минимальным оборудованием астронавтам приходится выдерживать различные условия, прежде чем они встретят спасательную службу. Еще одно упражнение — пребывание в гипербарической камере с пониженным содержанием кислорода. Человека погружают в среду разреженного воздуха и дают ему список задач, которые он должен выполнить в необычных условиях.
«Обучение проходит по ускоренной программе, что естественно: туристы летают на короткий срок, максимум две недели. Конечно, космические пилоты — это всегда профессиональные космонавты и астронавты», — объясняет Оксана Попович, дочь дважды героя Советского Союза, космонавта Павла Поповича.
Бывшие астронавты предупреждают: некоторые туристы будут глубоко разочарованы жизнью в космосе. Особенно тем, кто видел множество эпических историй, таких как «Звездный путь» и «Звездные войны». Люди думают, что МКС будет как в кино: стеклянные двери, много технологий и много места. И это не совсем так: МКС — это замкнутое, ограниченное пространство. Космическим туристам не обязательно страдать клаустрофобией.
Но на этом все. Первые космические туристы часто жалуются: болит голова, тошнит, подташнивает, все летает вокруг и невозможно заниматься привычными делами. И у них явно нет времени любоваться Землей. В то же время туристы должны сами заботиться о своей жизнедеятельности на станции. На месте они также узнают, как это делается. Они учатся умываться и причесываться, чистить зубы и ходить в туалет. Это тоже не так просто.
«В космосе нет душевых, ванн или раковин. Чтобы почистить зубы, я должен был сплевывать воду в специальный мешок, чтобы избежать брызг. Но самое худшее место — это туалет. На Земле гравитация гарантирует, что выделяемые вами жидкости попадут именно туда, куда вам нужно. В космосе очень трудно выводить жидкости так, чтобы не было беспорядка. Я знаю, что в космические туалеты были вложены миллионы долларов, и я даже видел, как НАСА внедряет инновации в этой области. Но они далеки от комфорта. Ричард Гэрриот, космический турист, описывает свои впечатления.
Но повседневная жизнь на МКС не для слабонервных. День и ночь не определяются восходом и заходом солнца, потому что солнце восходит и заходит 16 раз в течение дня. МКС живет по гринвичскому времени. Подъем в 6 утра, а отбой в 9:30 вечера.
«В космосе, безусловно, есть расписание, по которому нужно жить. Потому что там нет восходов и закатов. Вид из иллюминатора всегда один и тот же. И поэтому очень важно иметь структуру, расписание», — советует психолог Екатерина Рублева.
«Завтрак туриста»
Борщи из труб уже давно ушли в прошлое. Космическая еда», продаваемая в торговых автоматах на земле, не имеет никакого сходства с настоящей пищей ни по форме, ни по содержанию. Здесь нет тюбиков, вся еда находится в банках или пакетах. Все сублимированное. Еда очень сбалансирована, а меню очень разнообразно: лапша, фрикадельки, шницель, голубцы и многие другие блюда. Всего насчитывается более 100 предметов.
Если турист хочет взять что-то с собой, например, блюда национальной кухни, он получает разрешение. Однако за это нужно платить. Продукты переупаковываются и проверяются на безопасность. Например, запрещена еда с сильным запахом. На высоте 400 км вы уже не можете проветрить помещение. А самая большая неприятность на орбите — это крошки, остающиеся после еды. Они разлетаются и летают повсюду. Они могут попасть в горло и в глаз. Но крошки не ложатся спать. Астронавты спят стоя и в подвешенном состоянии.
«В кабине есть специальный спальный мешок, который крепится к стене веревками. В нем есть отверстие для рук, что тоже очень практично», — говорит космонавт Елена Серова.
Что касается развлечений, то у каждого своя идея. Посетители обычно находят, чем заняться: одни фотографируют, другие проводят эксперименты.
На станции нет мобильной связи, ближайшая передающая мачта находится в 400 километрах. Используя IP-телефонию, вы можете позвонить на любой номер на Земле, но вы не можете позвонить на станцию с Земли. Но если турист отправляется на космическую станцию на пятнадцать дней, можно что-нибудь придумать. Но астронавты могут жить на орбите в течение года и должны постоянно тренироваться в дополнение к своей рутинной работе. Два часа в день отводится на занятия спортом.
Быть астронавтом в США — престижная профессия. Во время последнего процесса приема на работу в НАСА было получено более 18 000 заявлений. В результате только 12 человек прошли строгий отбор. Кстати, Роскосмос получил всего 400 заявок.
Требования
Сергей Королёв установил начальные требования к будущим космонавтам: «отличное здоровье с высокой психической устойчивостью и общей физической силой; высокая летная работоспособность с сильной волей, трудолюбием и любознательностью; активное желание покорить ракетный полет; антропометрические параметры: Рост не более 170 см, вес 70-72 кг, возраст не более 30 лет». В Советском Союзе космонавты также должны были быть членами Коммунистической партии и обладать безупречной моралью. Сегодня в политическом плане вы можете быть кем угодно, а требования к размерам стали гораздо менее строгими — капсулы современных космических кораблей стали гораздо просторнее.
— Университетское образование в соответствующей научной или технической области и хороший уровень предыдущих исследований.
— Опыт работы в авиации приветствуется, но не является обязательным, как и другие навыки.
— Физическая форма и психическая устойчивость, адаптивность и самоконтроль одинаково важны.
— Открытость и готовность общаться с общественностью и прессой также важны и входят в обязанности астронавта.
— Отличное знание английского языка является обязательным, знание русского языка является преимуществом.
— Право на участие в программе имеют только граждане стран-членов Европейского космического агентства — почти все европейские страны плюс Канада, имеющая статус ассоциированного члена.
Во время последней программы подготовки космонавтов возрастной ценз для кандидатов был установлен в 35 лет, масса тела 50-90 кг и рост 150-190 см. Другие критерии: Ширина бедер — до 41 см, плеч — до 52 см, обхват груди — 94-112 см, размер обуви — до 46. Кроме того, требовалось российское гражданство, высшее образование в области техники или авиации и опыт работы по специальности не менее трех лет. Требования к физической подготовке также были далеки от строгих стандартов эпохи Королёва.
Выполнить нормы ГТО для 18-29-летних: пробежать 1 км за 3 минуты 35 секунд, сделать не менее 14 подтягиваний и т.д. Обширные и очень высокие требования к здоровью и психологии проверяются в ходе личных тестов в подмосковных Звездных Горках.
Обратный отсчет: училища и вузы для абитуриентов и школьников
Профессия: инженер
Учебные центры: Московский Авиационный Институт, Московский Государственный Технический Университет им. Баумана, Московский Авиационный Институт, Московский Государственный Технический Университет, Московский Государственный Технический Университет, Московский Государственный Технический Университет, Московский Государственный Технический Университет, Московский Государственный Технический Университет, Московский Государственный Авиационный Институт. Кафедры и факультеты Московского государственного технического университета им. Баумана, Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Новосибирского государственного университета или любого другого хорошего университета или института в стране. После окончания вуза крайне желательно получить опыт работы в ракетно-космической отрасли — РКК «Энергия», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, Энергомаш, Аэрокосмический центр им. академика М.Ф. Решетнева, НПО им. С.А. Лавочкина и др.
Профессия: Пилоты
Учебные центры: Ульяновский институт гражданской авиации (филиалы в Сасово и Хрустальном Куте), Санкт-Петербургский государственный авиационный университет (филиал в Бугуруслане), Омское авиационное училище, Центральная авиационная школа ДОСААФ в Калуге, Высшие военные летные училища и учебные центры ВВС (Сизрань, Барнаул, Краснодар, Воронеж, Армавир и т.д. и т.п.).
Профессия: врач
Учебные центры: любой медицинский университет по соответствующей специальности. Желательна последующая медицинская интернатура, а также участие и работа в медицинском учреждении космического профиля — Институте медико-биологических проблем (ИБМП) РАН, Институте космических исследований (ИКИ) РАН или Федеральном медико-биологическом агентстве (ФМБА) России. Они должны пройти серьезную дополнительную подготовку в области инженерии, технологии и пилотирования.
Кроме того, существуют общие критерии отбора астронавтов (и туристов), посещающих МКС, которые были согласованы странами-участницами программы в 2002 году. Помимо медицинской и профессиональной квалификации, учитывается и личная история претендентов. Люди, совершившие преступление или давшие ложную информацию о себе, известные плохим поведением, склонные к пьянству или употреблению наркотиков, не будут допущены к полету.
Анкета проверяется Интерполом, и для кандидатов, являющихся гражданами стран, не участвующих в программе ISS, требуется одобрение всех 15 стран-участниц. Уверенное знание английского языка является обязательным для всех, а русский язык часто требуется для полетов на российских космических кораблях.
Предпоследние шаги
Сегодня российский корпус космонавтов насчитывает 27 человек, и каждые несколько лет Роскосмос объявляет о наборе новых членов. Последняя состоялась в 2012 году, а последняя началась 14 марта 2017 года и продлилась до сентября. Он проводился открыто, поэтому заявки могли приниматься от любого гражданина России, отвечающего первоначальным требованиям, даже если он не имел отношения к авиации или ракетно-космической промышленности.
Мы уже цитировали объявление Центра подготовки космонавтов (ЦПК), в котором, помимо вышеперечисленных требований, говорилось об уверенном использовании компьютерных технологий, хорошем знании английского языка и, в целом, высокой способности к изучению физических и технических аспектов космической техники.
По адресу «141160, Московская область, Звездный городок, начальнику ФГБУ НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» поступили сотни заявлений с пометкой «В комиссию по отбору космонавтов», но в российский отряд будут отобраны только 6-8 человек. Если ваше заявление не принято, не отчаивайтесь. Несмотря на все трудности и даже катастрофы, постигшие российскую космическую отрасль в последние годы, профессия космонавта по-прежнему остается чрезвычайно престижной и более востребованной, чем где бы то ни было в мире. Именно поэтому заявок подается гораздо больше, чем необходимо, и не все — и не каждый — проходят отбор с первой попытки.
И если вас «дисквалифицировали» не из-за медицинских или других серьезных ограничений, а из-за незначительного недостатка в какой-то детали, вы можете попробовать еще раз. Отставной астронавт Клэй Андерсон признался в своей автобиографии, что подавал заявление в НАСА 15 раз, прежде чем его приняли на подготовку.
Кандидаты отбираются до конца года и должны пройти психологические собеседования, физические тесты и медицинские осмотры в ЦПК. Некоторые из тестов включают в себя довольно жесткие тренажеры, камеры давления и центробежные машины, и даже интенсивное личное собеседование. В рамках межведомственной комиссии, которая отбирает кандидатов, существует пять различных комитетов: по медицинскому освидетельствованию, по физической подготовке и психологическим требованиям, по обучению и профессиональной пригодности, а также по обработке заявлений и документов. Проверяется способность быстро усваивать сложный и обширный технический материал.
Но даже вершина этого пути — призыв на военную службу — является лишь следующим шагом, и многие кандидаты еще позже отсеиваются в ходе тяжелого и длительного двухлетнего процесса подготовки с ежемесячными занятиями. Наша система, которую мы унаследовали от советских космических первопроходцев, считается одной из самых жестких систем подготовки в мире. Но все эти усилия будут стоить того, когда однажды, с бьющимся от радости сердцем, вы получите заветную «корону» космонавта-испытателя, дождетесь подготовки в качестве члена экипажа, а в один прекрасный день подниметесь на борт космического корабля и пожмете руку совершенно спокойному и опытному специалисту.
Однажды Boeing Starliner доставит астронавтов НАСА на Международную космическую станцию. Он также может перевозить пассажиров
4 способа полететь в космос прямо сейчас
Есть несколько туроператоров, которые предлагают фантастические и захватывающие путешествия в космос. Это связано с тем, что стоимость таких поездок по-прежнему высока. Поэтому спрос на них невелик, особенно по сравнению с направлениями на земле. Настоящим ядом для путешественников является подписка на полет на Международную космическую станцию. Однако никто не готов платить миллионы за 10-дневный тур.
Space Adventures (американская компания)
Статус подготовки программы: На начальном этапе было успешно завершено 8 вылетов.
Space Adventures является эксклюзивным партнером Роскосмоса. Считается, что это единственная компания, предлагающая услуги по подготовке пространства. Она имеет большой опыт прибыльных полетов. Она осуществляет такие проекты с начала 2001 года. Число туристов, выведенных на орбиту, превысило семь. Основатель, Ги Лалиберте (директор корпорации Cirque du Soleil), решил присоединиться к эксперименту и бросить вызов самому себе.
Услуги предоставляются при поддержке Роскосмоса. Классическая программа включает в себя медицинское обследование, чтобы убедиться, что турист соответствует установленным критериям. Инструктор проведет инструктаж и выполнит подготовительные работы в Звездном городке. На следующем этапе профессионалы приступают к реализации концепции.
Полет длится 10 дней. Турист будет находиться на МКС в течение 6 дней. Окончательная сумма включает доставку товаров, необходимых космическому туристу для освоения космоса (если такая идея существует), и реабилитацию туриста по прибытии. В качестве дополнительной услуги предлагается экскурсия по помещениям. Он доступен с 2013 года.
Только 1 турист может отправиться в незабываемый тур. Время в пути составляет от одной недели до 10 дней. Отправной точкой является космодром Байконур. Читайте блог Ги Лалиберте, чтобы узнать, как подготовиться к этому незабываемому путешествию и секреты пребывания на орбите.
Суборбитальный полёт
Virgin Galactic (американская компания)
Аккредитованный компаньон СНГ, Россия — космический хозяин.
Готовность проекта: космодром функционирует, проведены исследования.
Virgin Galactic входит в консорциум Virgin Group и осуществляет полеты на высоте около 110 км. Программа включает в себя космический самолет и самолет. Аппараты поднимутся на высоту 16 километров над землей. Затем два транспортных средства разлетаются в разные стороны. SpaceShipTwo запустит свои ракетные двигатели, а затем взлетит в небо с впечатляющей скоростью, во много раз превышающей скорость звука. Поездка продлится не более часа. Затем двигатели выключатся, и туристы смогут насладиться отсутствием гравитации и захватывающим видом на Землю — путешествие займет шесть минут. Космическая плоскость будет вращаться, радиус петель будет увеличиваться. Наконец, он опустится на взлетно-посадочную полосу. Максимальное количество туристов — шесть человек. Экскурсия длится 2,5 часа. Отправная точка — Нью-Мексико, США.
Осенью 2014 года стало известно, что испытания не увенчались успехом. Поэтому начало реализации этого проекта было приостановлено.
Space Adventures (США)
Стадия подготовки проекта: Проведение испытаний самолета.
Американская компания планирует отправлять путешественников в суборбитальные полеты с помощью аппарата Armadillo и ракеты-носителя. План полета аналогичен доставке на МКС. Ракета будет запущена с космодрома. После достижения края космоса модуль отделяется от ракеты-носителя.
Путешественники проводят короткое время в невесомости, а затем возвращаются на Землю, как космонавты, с помощью парашютов и специальных площадок. Это автономный полет, управляемый с Земли. Максимальное количество туристов — 2. Поездка длится один час. Пункт отправления — «Байконур».
Boeing (США)
Статус подготовки проекта: концепция. Первые полеты были запланированы на 2015 год. Первый космический корабль компании Boeing, CST-100, был разработан под руководством НАСА и будет доставлять грузы и экипаж на МКС. Кроме того, он играет роль транспортного средства для космических путешественников. Фотографии, макеты и картины будущего проекта были представлены общественности несколько лет назад.
Для того чтобы начать организацию космических туров, все еще существует множество недостатков. Поэтому инженеры упорно работают над совершенствованием проекта и устранением возможных недостатков для рекреационного использования космического аппарата. Пока что ясна только одна деталь: CST-100 будет выведен на низкую орбиту с помощью ракеты определенного типа. Затем он будет маневрировать в космосе.
Этот проект — лишь малая часть более масштабного начинания, а именно разработки космической станции Bigelow. Это орбитальный отель. В нем с комфортом могут разместиться все туристы. Он будет запущен с космодрома на мысе Канаверал во Флориде. Максимальное количество пассажиров — 7 человек. Экскурсия длится один час. Отправной точкой является космодром Канаверал. Стоимость проезда пока не объявлена.
Для тех, кто «упал с небес на землю», наша обычная жизнь полна перегрузок. Возвращение к нему происходит постепенно. Сейчас возможно ограничить период восстановления двумя-тремя неделями. Раньше это могло занять более месяца.
Тренировки вестибулярного аппарата – имитация перегрузки
Заключительным этапом подготовки будущих астронавтов к полету является тренировка на центрифуге.
Центрифуга — это специальная машина, которая выглядит как гигантская карусель и вращается со скоростью до 70 оборотов в минуту.
В главном центре подготовки космонавтов имеются две машины: ЦФ-7 и ЦФ-18. Центрифуга последней может достигать перегрузочной способности в 30 единиц. Такая конфигурация несовместима с жизнью. В настоящее время астронавты тренируются с силой 8 g. В советское время, однако, требования были более жесткими, перегрузка достигала 12. Трудно представить, что испытывает человек во время таких упражнений. Во время тренировок с рогаткой неподготовленные люди могут потерять не только содержимое желудка, но и сознание.
Существует несколько других способов использования устройства антекамеры. Одним из них является кресло Barani. Это вращающееся кресло, в котором космонавта толкают из стороны в сторону. Это совсем не похоже на американские горки и парки развлечений.
Спорт в космосе
На космической станции астронавты должны заниматься физическими упражнениями не менее двух часов в день. Один час отводится на бег, а другой час — на тренировку на велосипеде или на силовом тренажере. Чтобы тренироваться на дорожке, нужны специальные жгуты — иначе вы передвигаете ноги в воздухе. С другой стороны, пояса обеспечивают эффект, аналогичный тренировкам на Земле.
Для тренировок астронавтов в американском отделении используется силовой тренажер, предназначенный для выполнения сразу нескольких упражнений: жима, тяги и приседаний. Вы должны быть в постоянном движении, иначе ваши мышцы будут изнашиваться.
Герой-космонавт России Сергей Рязанский рассказывает о своей жизни на Международной космической станции:
В космосе не так много движения, как на Земле. Дома мы много ходим, поднимаемся по лестнице. В условиях невесомости вам достаточно пошевелить двумя пальцами, чтобы попасть в другой угол космической станции. Калории не расходуются, поэтому вы можете легко набрать вес. Это случилось со мной во время моего первого полета. Я ушла с весом 69 кг, а пришла с весом 82 кг. Во второй раз я не повторил этой ошибки: Я ограничила свое питание, стала больше заниматься спортом и за время полета набрала всего четыре килограмма.
Интересный факт: После интенсивной тренировки астронавты очень хотят принять душ. К сожалению, они не могут, потому что на станции их нет. Есть мыло, шампунь и полотенце, смоченное в горячей воде. Это полотенце заменяет ванну.
Реабилитация космонавтов после возвращения на Землю
Возвращение на Землю после длительного пребывания в космосе — очень волнительное событие для каждого космонавта. Однако им крайне сложно добраться до родной травы. В первые часы после приземления астронавтам трудно ходить, поэтому возле космического корабля всегда находятся врачи с инвалидными креслами.
Вы привыкаете к тому, что в невесомости вы почти ничего не весите, а на Земле поднять руку — это подвиг. Ваша система равновесия не работает и в космосе. На Земле вы чувствуете себя неустойчиво и шатаетесь, но потом постепенно приходите в норму. Вы также просыпаетесь по ночам, потому что вам кажется, что кто-то наступил вам на ухо. Также, когда вы только что повернулись с боку на бок и ваше ухо не привыкло к весу вашей головы, давящей на него.
Космонавты проходят длительную реабилитацию и постепенно возвращаются к нормальной жизни на Земле. В течение нескольких месяцев под пристальным наблюдением специалистов они восстанавливают кровообращение в мышцах и регулируют работу вестибулярного аппарата.
У многих была мечта стать астронавтом, но лишь немногие смогли ее осуществить. Вы можете попробовать свои силы в общей физической активности. Однако, чтобы стать настоящим астронавтом, нужно готовиться с раннего возраста.