Пионеры в СССР: история, традиции и символы организации. Пионерская организация когда перестала существовать

Когда я горел красным, вернее, обвязывался оранжевым железом, если они не могли в меня попасть. Они были сделаны из самых дешевых и убогих синтетических тканей, которые были упакованы в железо и не имели никакого резерва.

Пионерская организация когда перестала существовать

Главная «Противостояние огню…» История пионерского движения

Корни пионерского движения находятся под разведкой. В 1917 году в России существовала относительно развитая сеть детских скаутских организаций, насчитывавшая около 50 000 скаутов. В условиях Гражданской войны скауты помогали находить бездомных детей, организовывали отряды детского ополчения и оказывали социальную помощь.

Михаил Стремяков (19 лет), Н.А. Борщевский из бывшей типографии Машистова на Красной Пресне. Эта группа считается первым пионерским отрядом.

2 марта при ЦК ВЛКСМ было создано временное бюро детской группы, а в мае — задание на разработку устава, объявленного на II Общероссийском съезде ВЛКСМ. Резолюция, утвержденная 19 мая 1922 года, гласила. «Ввиду настоятельной необходимости самоорганизации пролетарских детей, Общероссийский съезд поручает Центральному Комитету разработать вопрос о детском движении».

В 1922 году во многих городах и селах были составлены пионерские отрывки. В октябре на V Общероссийском съезде юных коммунистов России принимается решение объединить всех пионеров детских коммунистических организаций под названием «Юные пионеры Спартака». 21 января 1924 года, в день смерти Ленина, организация получила имя Ленина в соответствии с решением Российского центрального комитета ВЛКСМ, а в марте 1926 года была официально названа Организацией Панэллинской лиги. Организация сохранила свое название до конца своего существования.

Пионеры в 1930-е годы

В начале 1930-х годов пионеры иногда принимали участие в борьбе с антисоветскими элементами. Эта борьба пропагандировалась как новаторский гражданский долг. Первопроходцем модели был заявлен Павлик Морозов. Согласно официальной истории, Павлик Морозов был недоволен своим отцом (который бросил мать Павлика) за помощь пану и сопротивление судам, в которых он его преследовал и обвинял. Поэтому он был убит ими.

Пионеры в Великой Отечественной войне

С началом Великой Отечественной войны пионеры старались помочь взрослым в их борьбе с внутренними и внешними врагами, партизанскими отрядами и всеми врагами сопротивления. Пионеры становились сыщиками, партизанами, уступали военным кораблям и помогали ухаживать за ранеными. Десятки тысяч пионеров были награждены орденами и медалями за боевые заслуги, а четверо из них посмертно удостоены звания Героев Советского Союза — Леонс Голиков, Джина Портонова, Марат Казаев и Валя Котик6. Погибшие пионеры впоследствии были включены в официальный список героев.

Пионерская организация в послевоенные годы

После окончания Великой Отечественной войны пионеры занимались: в городах — сбором макулатуры и отбросов, озеленением, в сельской местности — разведением мелких домашних животных (кроликов, птиц). Лучшие молодые рабочие были отмечены наградами Отечества.

С 1955 года имена лучших пионеров заносятся в книгу почета Пангеленской пионерской организации с указанием имени Н.В. Ленина. В 1958 году детская организация ввела три стадии развития, каждая из которых была отмечена специальным сигналом. Чтобы перейти на новую ступень, пионеры работали по предписанным индивидуальным планам. Вся пионерская работа свелась в двухлетний пионерский план, направленный конкретно на оказание помощи взрослым в достижении семилетнего плана.

Идеология пионерской организации

Согласно уставу организации, целью пионерской организации была подготовка молодых бойцов по делу Коммунистической партии Советского Союза. Эта цель была выражена в лозунге организации. На призыв: «Пионеры, будьте готовы к борьбе за дело Коммунистической партии СССР!». -ответил: «Всегда готов!».

Пионерия воспитывает юных ленинцев в духе коммунистической идеологии и преданности Советской Родине, пролетарского и социалистического интернационализма, сознательного отношения к труду и общественному пространству, развития духовной культуры и несовместимости с социалистическим образом жизни.

Законы пионеров

Редакция 1922 года

  • 1. Юный пионер верен рабочему классу;
  • 2. Честен, скромен, правдив и не ленив;
  • 3. Друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу;
  • 4. Исполнителен;
  • 5. Трудолюбив, весел и никогда не падает духом;
  • 6. Бережлив и уважает общеполезный труд

Редакция 1967 года

  • Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
  • Пионер готовится стать комсомольцем.
  • Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
  • Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.
  • Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
  • Пионер — честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.
  • Пионер — товарищ и вожак октябрят.
  • Пионер — друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Редакция 1986 года

  • Пионер — юный строитель коммунизма — трудится и учится для блага Родины, готовится стать её защитником.
  • Пионер — активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
  • Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведёт за собой октябрят.
  • Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет.
  • Пионер — надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести.

Порядок приёма в пионерскую организацию

В пионеры принимали школьников в возрасте 9-14 лет. Официальное признание было добровольным. Прием в школу осуществлялся путем открытого голосования на общем собрании или собрании школы-интерната. Люди, вступающие в пионерские организации, дают обязательства перед Советским Союзом на собраниях пионерских линеек. Коммунисты, комсомольцы или старшие пионеры повязывали красный пионерский галстук и носили пионерский значок. Как правило, пионеров принимали в пионеры на торжествах в памятных, исторических и революционных местах, например, у памятника Ленину 22 апреля.

Торжественное обещание пионера

Я (имя, фамилия) вступил в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина. Перед товарищами официально обещаю любить Родину, горячо любить ее, жить как великое наследие, партия Ленина как коммунисты учит и должна всегда соблюдать пионерские законы Советского Союза.»

Я считаю, что у людей должен быть выбор, даже если они несовершеннолетние. Имеет ли смысл быть олимпийским метателем копья с музыкальными способностями? И если родина любит своих граждан, то любовь к родине взаимна.

Предпосылки к созданию пионерии

Гражданская война и голод, бушевавшие с 1917 по 1922 год, привели к тому, что в стране появилось более 2,5 миллионов сирот. Это были беспризорные дети, иногда жившие в плачевных условиях, даже в подвалах и на чердаках. Некоторым приходилось просить милостыню, другие воровали и были объявлены вне закона.

Власти создали приюты и общественные школы, но этого было недостаточно. Детям нужно было не только вернуться к жизни в достатке, но и объединиться вокруг общей идеологии.

В конце 1921 года Центральный комитет российского YCL сформировал специальную комиссию для работы над программой и принципами новой организации для детей. Важную роль в этом сыграла Надежда Крупская. Идея создания авангарда принадлежала ей. Иннокентий Жуков, выдающийся деятель скаутского движения, стал пионером в разработке новаторского лозунга «Будь готов!». был создан.

Как появилась пионерия?

19 мая 1922 года, во время Второго Всероссийского съезда комсомола, было принято решение о повсеместном создании пионерских отрядов. По мнению Крупской, детская организация будет основана на принципах скаутского движения. Слово «пионер» на французском языке означает «первопроходец», поэтому членам организации были даны имена.

Раннее пионерское движение было названо в честь Спартака, в 1924 году переименовано в Ленина, а в 1926 году в честь Ленина была переименована Пансоюзная пионерская организация. Первоначально пионерские отряды объединяли рабочих и крестьянских детей и являлись частью комсомольского ядра заводов, фабрик и учреждений.

Позже охрана и базы были организованы в школах, привлекая детей независимо от их места жительства. В конце 1930-х годов пионеры начали заниматься оборонной деятельностью, были созданы клубы юных стрелков, фельдшеров и сигнальщиков, организованы военно-спортивные соревнования. Во время Великой Отечественной войны члены организации активно помогали в госпиталях, на заводах, полях и за орудиями.

К 1970 году Всемирная организация лидеров насчитывала более 118 000 бригад, объединяющих 23 миллиона пионеров. Через всесоюзную пионерскую организацию за время ее работы прошло более 210 миллионов человек.

Как принимали в пионеры?

Пионерами могут стать дети в возрасте от 10 до 14 лет. Дети принимались в детские организации на разных этапах. 7 ноября был этап самых активных и выдающихся детей. Пионерские инаугурации состоялись 23 февраля и 22 апреля в честь дня рождения Владимира Ленина. 19 мая состоялся заключительный этап Иншина.

На церемонии подростки дали официальную клятву перед своими партнерами по предварительному обучению. Затем чемпионов торжественно повязали красными галстуками и сделали членами организации. Пионеры вступали в субботники, помогали бороться с детской беспризорностью и неграмотностью, навещали одиноких пожилых людей, вступали в спортивные клубы и отделения, собирали металлолом и макулатуру.

Во время Великой Отечественной войны пионеры вместе со взрослыми боролись на внутреннем фронте и сражались на фронте, защищая свою Родину от немецких захватчиков. Они также служили в госпиталях, давали концерты, собирали урожай, а многие ушли в партизаны. Некоторые дети были награждены медалями за храбрость и самопожертвование, а четверо стали героями Советского Союза.

Власти создали приюты и общественные школы, но этого было недостаточно. Детям нужно было не только вернуться к жизни в достатке, но и объединиться вокруг общей идеологии.

«Градус ответственности быстро снижался»

Светлана Пасечник, Москва:.

Тогда меня все устраивало, это был лучший год в моей жизни. Мы много путешествовали по пригородам, катались на велосипедах. Было очень спокойно. Если я боялась заходить в подъезд из-за шума, я ловила на улице незнакомца и просила его отвести меня в мою квартиру. Проблемы были просто смешными. Например, я забыла свою форму и пришла в вязаном платье. Весь класс смеялся надо мной.

Конечно, Ленин не был Богом, но именно он показал себя как тот, кто обеспечит нам этот мир и безопасность. Он пришел, начал революцию, к власти пришли правильные люди, и теперь мы живем в процветающем, прекрасном обществе. В то время у меня не было других исторических личностей на примете.

Мои родители продолжали учебу в аспирантуре и учились. Мы были погружены в мысли о том, что нам повезло жить в советской стране. Если что и было характерно для Запада, так это технологии и товары.

Фото: Александр Моклецов / РИА Новости

Мои родственники и знакомые, например, ездили в Германию и привозили плюшевых медведей. Мы ели их по очереди, не позволяя себе жевать, и сосали их по полчаса, пока они не «умирали». У нас была идея, что за границей есть прекрасные вещи, которых нет у нас.

Мне повезло, мой отец много ездил в различные командировки и брал меня с собой, поэтому я не знала, что существуют серьезные препятствия для выезда за границу. Я был в Литве, Латвии — Риге … Конечно, это был Советский Союз, но для нас это было нечто другое, потому что они говорили на другом языке. Поэтому для меня он был таким же иностранным, как, например, Франция.

Что касается авангарда, я всегда волновался, что они не примут меня, потому что я всегда ставил «F» в своем поведении. Такова была моя природа.

Этот страх был связан с тем, что без этого ритуала общество не примет вас в свои ряды. Вы должны были делать это, чтобы все остальные были приняты, чтобы вас не приняли, и вы выглядели неприемлемым дураком. Не было никакого логического объяснения.

У меня сложилось впечатление, что пионеры были не нахлебниками, а ответственными, любящими членами общества, которое было основой закона и порядка. На ум приходила цепочка «пионеры — комсомольцы — члены партии», но о строительстве коммунизма я не имел ни малейшего представления. Мы не знали, за что мы боремся и против чего мы боремся. Такие квазихристианские ценности.

Я очень хорошо помню, что когда нас приняли, мальчики отказались, сказав, что им это не нужно. Все были потрясены: как это делается? И он ответил, что его родители сказали ему, что это все ерунда. Его энергетическое непонимание было основано на том, что мы все не понимали, как это возможно.

Кстати, степень ответственности быстро снижалась. Сначала все были рады принять участие, но те, кто не хотел, могли этого не делать. Сначала все должны были выучить клятвы и по очереди произносить их, а затем у нас были «хоровые песни», чтобы быть точными. И все это значительно обесценивало саму ситуацию. Больше не было понятно, что это такое, потому что вы не несли за это личной ответственности. Вы просто стояли в толпе, и все.

Нас встречал поезд с гробом Ленина, и как только это произошло, все начало очень резко меняться. Гуманитарная помощь, письма от американских детей… Весь авангард был обесценен. Я отчетливо помню, как разговаривал со своими одноклассниками. ‘О, я не произносил клятву’. Я только пошевелил губами. Я не знал, у меня не было времени, и весь класс принял это вместе со мной.

«Ленин вписывался в общую картину мифологии»

Екатерина Делиграсова, Орел:.

Это было просто данностью, вот и все. Я об этом не думал, это был просто факт: вот пионеры, вот у нас советское государство, дедушка Ленин. Но в отличие от других детей, мой лучший друг был ливанцем, поэтому у меня было окно в другие миры. От нее я узнал, что не было никакого авангарда, никакого дедушки Ленина, и что вообще все было по-другому.

Дедушка Ленин был просто персонажем, как в сказке. Все это было в прошлом, и я даже не задумывалась об их реальности. Конечно, он был положительным героем из-за того, каким милым он был, потому что я помню все из книг, но как-то, будучи совсем маленьким, на первом или втором курсе, я обнаружил, что думаю об одном.

Фото: David Turnley / Corbis / Getty

Я прочитал то, что попало мне в руки, и в моем сознании возник очень странный образ Вселенной. Здесь у нас Ленин, а там над нами Бог, раз они начали повсеместно раздавать детские Библии. Я читал греческую мифологию и думал: у греков нет Бога и Ленина, но есть Олимп, и у него есть Бог. И это все прекрасно укладывалось в моей голове, Ленин соответствовал общему образу мифа. Конечно, в тот момент я не называл это мифом, но я чувствовал — и я не уверен, миф это или нет, — что Ленин — это миф.

Что касается внешнего мира, то почему-то все страны казались мне хорошими. Может быть, потому что у меня были французские друзья и родственники, живущие в других странах.

Плохие капиталисты, изображенные на плакате Маяковского, казалось, были где-то в нашем давно побежденном прошлом. Весь мир был лучше, и в США были хорошие люди. В нашей стране были хорошие люди. Это все, что имеет значение.

Но мне пришлось вступить в пионеры, они меня рассчитали. Тогда, насколько я понимаю, впервые спросили, хочешь ли ты быть пионером. Это явно не было какой-то привилегией. Раньше сохранялся приоритет, затем люди с худшими оценками и так далее.

В мае 1990 года меня приняли в Орле. Когда они спросили, хочу ли я быть пионером, я ответил: «А ты не можешь?». Я сказал.

Это было связано с тем, что несколькими годами ранее я не стал по-настоящему религиозным, но верил в Бога. И это не исходило от моей семьи или моих бабушки и дедушки — моя бабушка была спокойной верующей. Однажды я читал Библию, начал разговаривать со своей девушкой, которая выросла не в Советском Союзе, и спросил ее, верит ли она в Бога — так я поддерживал разговор. Она ответила: «Конечно!» Я ответил. Мы начали говорить об этом, и я поняла, что хочу верить в Бога. И я начал верить.

Не помню, кто мне это сказал, но это витало в воздухе: если ты веришь в Бога, то не можешь быть пионером, он взаимно исключен. По какой-то причине у меня было такое отношение, но я не знаю, была ли это моя собственная идея или кто-то сказал мне… ‘Эй, авангард не вечен, Бог вечен’.

Поэтому мне пришлось носить галстук в школе, и я спросил, не могу ли я быть пионером! Так что я не давал клятву, но они повязали мой галстук вместе со всеми остальными. Дети вышли на улицу и по очереди покрасили строки клятвы. Я просто вышел, ничего не сказал, консультант завязал галстук вокруг моего горла: «Поздравляю!». Он сказал мне. — И я продолжил свою работу.

Оцените статью
Бизнес блог