Как известно, правая рука — это левое полушарие мозга, которое отвечает за аналитическое мышление. Левое полушарие мозга — это правое полушарие, которое необходимо нам для воображения и сложных образов. Обучение письму левой рукой тренирует эту часть мозга.
Дивергентное мышление, внутренняя мотивация и техники генерации идей. Как развить в себе креативность?
Креативная психология — это новая дисциплина, изучающая творческие способности человека во всех сферах жизни. Ученые выяснили, как креативность связана с IQ и возрастом и как развить в себе креативность. Это обнадеживающая статья, которая, несомненно, будет полезна многим людям.
Под творчеством понимается все, что выделяется из обыденности: впечатляющие литературные произведения, увлекательные картины, вдохновляющая музыка, оригинальные изобретения и нестандартные бизнес-идеи. Это также может быть связано с творческими достижениями в повседневной жизни. Творчество можно найти везде, где люди используют свое воображение, разрабатывают идеи и необычным образом используют окружающую среду, предметы и обстоятельства.
Долгое время творчество рассматривалось только с философской точки зрения как выражение свободы человеческого разума, не имеющее ничего общего с объективными законами. Научный интерес к творчеству как психологическому процессу был впервые проявлен исследователями на рубеже 19 и 20 веков. Психоаналитик Зигмунд Фрейд, психиатр Карл Юнг и основатель гештальт-психологии Макс Вертхаймер внесли важный вклад в изучение творчества.
Творчество стало самостоятельной наукой в конце девятнадцатого века, когда возникло множество творческих коллективов и общество занялось решением вопросов: Что мотивирует творческих людей, как можно эффективно управлять творческой деятельностью? Одним из основателей психологии творчества является американский психолог Джой Гилфорд, который систематизировал эту науку. Современная психология изучения творчества:
- Природу творческих способностей.
- Связь творческих способностей с интеллектом, эмоциями, мотивацией.
- Факторы, которые мешают творческим людям генерировать идеи и создавать новаторские решения.
- Способы развития творческого потенциала.
Изучение природы творчества полезно для всех нас. Когда мозг тренируется искать нетипичные решения, ценность человека как специалиста возрастает — чем выше креативность, тем больше оригинальных черт приобретает любая деятельность. Кроме того, творческие люди более адаптивны: им легче справляться с неопределенностью, приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и находить выход из сложных ситуаций.
Умный — значит творческий?
В 1921 году американский психолог Льюис Термен начал так называемое Калифорнийское продольное исследование — масштабное исследование взаимосвязи между интеллектом и креативностью, которое продолжалось до конца 20 века. Экспериментальная группа состояла из более чем 1 500 мальчиков и девочек в возрасте 8-12 лет со средним IQ 150 и отличной успеваемостью.
Это заставило ученых искать другие черты, которые невозможно оценить с помощью тестов IQ. Они нашли их через концепцию творчества, над которой работали Элис Торранс и Джой Гилфорд. По мнению этих психологов, мышление делится на конвергентное и дивергентное. Первый, линейный, направлен на поиск единственного решения проблемы. Второй ищет решения в разных направлениях, что приводит к инновационным идеям.
Однако никто из экспериментальной группы не проявил себя как автор новых и оригинальных идей или продуктов. Поэтому исследователи предположили, что высокий интеллект — не гарантия творческих успехов.
Гилфорд считал дивергентное мышление основой креативности — способности человека придумывать новые идеи и оригинальные решения. Он выделил 6 параметров креативности и разработал тесты для их диагностики.
Концепция креативности получила дальнейшее развитие в исследованиях Торренса, который выдвинул пороговую теорию, согласно которой связь между интеллектом и креативностью существует на более низких уровнях развития, но отсутствует на более высоких. Сегодня эта теория пересматривается и уточняется другими исследователями. Торренс также разработал 12 тестов для диагностики творческого мышления, разделенных на вербальные, визуальные и слуховые категории. Вербальные тесты — придумывание необычных историй на основе картинок; визуальные тесты — создание оригинальных рисунков, перестановка неполных фигур; слуховые тесты — преобразование слуховых звуков в визуальные образы, идеи.
Во второй половине двадцатого века в обществе существовал стереотип, что творческого успеха можно добиться только в молодом возрасте. Этому способствовала работа американского ученого Гарви Лемана «Возраст и достижения». Он проанализировал сотни биографий выдающихся писателей, художников, композиторов, математиков и химиков и обнаружил, что пик творчества у большинства из них приходится на возраст 30-35 лет.
Как связаны творческая активность и возраст?
Дэвид Галенсон, профессор экономики из Чикагского университета, пришел к другому выводу. Изучив биографии многих талантливых людей, он пришел к выводу, что время наступления пика творчества зависит от психологических характеристик человека. По мнению Галенсона, всех творческих людей можно разделить на две группы:
Галенсон считал, что концептуалисты достигают своего творческого пика в молодом возрасте, в то время как экспериментаторы, как правило, достигают своего творческого пика в более старшем возрасте.
- Экспериментаторы — находятся в вечном творческом поиске, работают методом проб и ошибок. Амбициозны, плохо контролируют эмоции, склонны к мукам творчества.
- Концептуалисты — генерируют четкие идеи и ставят перед собой конкретные цели. Более эмоционально устойчивы, получают от работы удовольствие и не склонны к страданию.
По мнению психолога Александра Попеля, достичь творческого успеха в зрелом возрасте можно, если обладать определенными качествами:
Результаты современных исследований разнятся. Одни подтверждают выводы Лемана, другие показывают, что существует два пика креативности: первый наступает в 25–29 лет, второй — после 50 лет.
Что заставляет гениев бурлить идеями, придумывать интересные идеи для своих проектов и удивлять людей новым взглядом на обыденные вещи? Прежде всего, способность мыслить нестандартно, быть успешным и расширяться интеллектуально и духовно.
- открытость опыту.
- работоспособность.
- увлеченность своим делом.
- отсутствие предрассудков в отношении связи возраста и творческого потенциала.
Что такое творческое мышление?
Изучение иностранных языков тренирует вашу память и язык, что в свою очередь улучшает ваше мышление. А если вы узнаете о традициях и культурах других стран, вам будет легче найти творческое занятие, соответствующее вашим потребностям.
5 способов прокачать креативность и сделать свое мышление творческим
5. анализируйте происходящее вокруг вас.
Размышления о событиях и новостях и выявление причинно-следственных связей — хороший способ проявить свои логические и аналитические способности.
Креативность — это способность придумывать идеи, проявлять творчество и создавать уникальные продукты. На работе это проявляется в умном решении проблем и нестандартных способах выхода из тупиковых ситуаций.
Мы не рождены для творчества. Существуют определенные таланты и дары и условия, при которых они могут наилучшим образом развиваться. Но в целом творческие способности можно и нужно развивать.
Основными обещаниями успеха в этом отношении являются:
Развитие творческих способностей — это регулярный и медленный процесс, но он стоит того, чтобы им заниматься. Результатом является личностный рост, оригинальность идей и мнений, творческое мышление.
Если человеку трудно самостоятельно раскрыть свои творческие способности, ему может помочь коучинг. Под руководством компетентного тренера легче и быстрее развить ключевые компоненты творческих способностей человека:
Однако можно быть независимым и изучать методы коучинга самостоятельно. Освоив практику и получив необходимые знания, несложно найти творческое занятие, которое подходит именно вам и раскрывает ваш творческий потенциал.
Творческие способности
Развитие творческих способностей
- разносторонние знания;
- освоение креативных приемов для рождения оригинальных идей;
- положительная мотивация как личная, так и от окружающих;
- нешаблонный подход к решению будничных задач.
Основные компоненты творческих способностей
- мотивацию и творческая активность,
- интеллектуально-логические способности,
- интуицию,
- широту мировоззренческих способностей,
- моральные и эстетические качества,
- способности к творчеству и межличностному общению,
- возможность продуктивного самоуправления.