Синдром выученной беспомощности. Что это такое и как от него избавиться. Как бороться с выученной беспомощностью?

Усвоенная слабость и ее преодоление зависит только от вас. Сначала нужно признать, что проблема существует. Тогда вам следует обратиться к специалисту. Лечение включает в себя:

Синдром выученной беспомощности: причины, как бороться

Не все люди решаются изменить свои неудовлетворительные условия жизни. Кто-то ленив, кто-то боится выйти из своей зоны комфорта, а кто-то страдает от синдрома выученной беспомощности. Давайте поговорим о последнем немного подробнее.

Выученная слабость — это пассивность, нежелание изменить жизнь к лучшему из-за негативного опыта в прошлом. Человек настолько привык к низкому уровню жизни, что не пытается его изменить, даже если видит привлекательные возможности. Прошлое показало, что результат все равно будет плохим, поэтому оно того не стоит.

Синдром выученной беспомощности был открыт Мартином Селингманом в 1966 году. Однако открытие было сделано случайно. Ученый хотел изучить условные рефлексы и повторить эксперимент Павлова. Только вместо еды он использовал электрические разряды, а вместо света — звуковой сигнал. Психолог хотел вызвать страх в ответ на звук.

Собак разделили на две группы и поместили в клетки:

  • Первая группа могла остановить удары током, нажав на рычаг.
  • Вторая группа не имела доступа к рычагу, они были вынуждены терпеть.

Гипотеза заключалась в том, что если собак вывести на открытое пространство, то они убегут, как только услышат сигнал. Однако эксперимент дал другие результаты:

  • У второй группы собак постепенно начали наблюдаться признаки депрессии, смирение с неизбежным, пассивность. Даже в свободных вольерах собаки продолжили терпеть воздействие. Они не пытались выйти, хотя проход был открыт. Селингман начал тренировать собак, учить выходу из вольера. Со временем они смогли это сделать.
  • Собаки из первой группы искали рычаг, не останавливались до тех пор, пока не находили выход.

Ученый подозревал, что подобное поведение характерно и для людей. Люди, не добившиеся успеха в чем-то одном, перестают бороться во всех сферах жизни.

Позже Юлиус Кул провел эксперимент со школьниками. Он дал им задание, на которое невозможно ответить, но не сказал им об этом. Студенты не смогли решить задачу, их самооценка упала, а тревожность возросла, здоровое состояние сменилось отчаянием. В конце эксперимента Кул предложил простую задачу с ответом, но никто из студентов не смог ее решить.

  Суровый Челябинск. Почему челябинск называют суровым городом?

Постоянные стрессы, жизненные трудности и неудачи, негативные обстоятельства, на которые человек не может повлиять, заставляют его перестать бороться даже в других обстоятельствах. У человека формируется упрямая вера в свою неполноценность и неспособность справиться с ситуацией.

Синдром выученной слабости — это убеждение человека в том, что он бессилен и ничего не может сделать. У человека могут быть все необходимые ресурсы, но он не видит их в себе, не верит в себя и не может реализовать свой потенциал и достичь своих целей.

Причины

последствия стресса

Как показывает эксперимент Кула, синдром может возникнуть в любом возрасте и при любых обстоятельствах. Подобный исход может иметь аналогичный эффект:

  • продолжительная болезнь;
  • паралич;
  • тюрьма;
  • рабство;
  • плен;
  • безработица и неудачи при приеме на работу, отказы без объяснения причины;
  • начальник или муж, который непостоянен в реакциях и руководствуется своим настроением;
  • любая травмирующая ситуация может сковать человеку руки, но стресс воспринимается субъективно, а потому нельзя выделить общие факторы возникновения синдрома.

Общим условием для всех людей, у которых развивается этот синдром, является отсутствие выбора. Важно, чтобы каждый чувствовал, что он может контролировать свою ситуацию, свою жизнь и самого себя. Для этого и существует выбор. Это придает вам уверенность в себе и не дает развиться слабостям.

Если синдром выученной беспомощности развивается в детстве и является частью менталитета жертвы, то для этого существуют следующие причины:

  1. Авторитарный или гиперопекающий стиль семейного воспитания, подавление самостоятельности, инициативы, индивидуальности ребенка.
  2. Пример родителей. Выученная беспомощность передается «по наследству». Если родители боятся жизненных перемен, плывут по течению, привыкли страдать и терпеть, вероятно, и ребенок усвоит этот сценарий.
  3. Критика, порицание, наказания, акцентирование внимания на недостатках ребенка, частое повторение фраз типа «ты не умеешь», «у тебя не получится».
  4. Утешительная похвала, ложь во благо. Дети понимают, когда родители искренне хвалят их, а когда утешают. Результат при утешении тот же: установка «я бестолковый». Конструктивная критика и помощь в работе над ошибками полезнее жалости.
  5. Сравнение ребенка с другими детьми, родителями в этом возрасте. Завышенные требования и ожидания родителей, вымышленный образ идеального ребенка.
  6. Воспитание, основанное на гендерных стереотипах. Девочки вырастают убежденными в своей слабости, а мальчики не умеют обслуживать себя в быту. Гендерные стереотипы лишают человека психологической гибкости. Это дополнительный фактор развития синдрома беспомощности.
  7. Хаос, противоречивые воспитательные позиции родителей, частая смена условий развития, непостоянство и нестабильность требований родителей.
  Как дешево сделать ремонт в квартире: фото идей, советы мастеров. Как сделать ремонт в квартире дешево и красиво

При таком воспитании ребенок уже в 8 лет будет убежден в своей недостойности, в своей слабости. Это отношение сохранится на всю жизнь. Только психотерапевт может помочь вам избавиться от него.

Признаки

Заподозрить наличие синдрома можно по речи человека. Это проявляется в выражениях, которые человек использует чаще других:

  • «Это семейное».
  • «Я родился неудачником, под несчастливой звездой».
  • «Не могу…» или «не хочу…» (последнее – попытка убедить себя и других в том, что недостижимое на самом деле не было желанным).
  • «У меня никогда не получается».
  • «Я всегда проигрываю».
  • «Со мной всегда что-то случается».
  • «У меня все равно ничего не получится», «да, как всегда, облажаюсь».

Люди с синдромом выученной слабости верят в плохую судьбу, невезение, плохой гороскоп, проклятия и другие внешние факторы, на которые человек не может повлиять. И когда они чего-то добиваются, то видят в этом ценность других людей, везение, удачу. Менталитет этих людей запрограммирован на неудачу. Они становятся жертвами зависимых отношений и обмана.

Что такое выученная беспомощность и как она проявляется

Заученная слабость — это, к счастью, не болезнь, а просто состояние, отношение к жизни и возможностям. Это означает, что четких критериев диагностики не существует, но можно распознать признаки и то, как проявляется болезнь.

    Женщина, находящаяся в браке, где ее муж применяет физическое насилие или зависим от нее, может оказаться не в состоянии разрешить ситуацию и прекратить отношения. Это кажется ей невозможным, и она даже не думает о выходе. Вероятно, у нее был такой же пример для подражания в лице ее родителей, как и у ее матери.

Таких историй много. Многие люди в разные периоды своей жизни испытывали выученную беспомощность, пропуская через себя отчаянные мысли типа «Я не могу, у меня не получится, я даже не буду пытаться».

  Что за программа Ubit menu office. Ubit menu что это

Выученная беспомощность обычно скрывает несколько общих черт.

    Условия жизни, которые не удовлетворяют человека.

У человека можно отнять все, кроме одного: предельной свободы личности выбирать свое отношение к любым обстоятельствам, выбирать свой путь.

Виктор Франкл

Симптомы выученной беспомощности.

    Боязнь поставить перед собой цель и взять на себя ответственность за собственный выбор.

Как возникает выученная беспомощность

Причины выученной беспомощности:

Этот синдром не возникает сам по себе. Есть категории людей, которые определенно более склонны к отчаянию и безнадежности. Однако существует несколько источников этого синдрома, которые можно разделить на несколько ниш:

    Детство. Все мы родом из детства, неадаптированное воспитание, властные родители — все это может привести к тому, что человек почувствует, что от него ничего не зависит, и так проживет свою жизнь.

Как выученная беспомощность развивается у детей?

Обычно детей учат слабости авторитарные взрослые:

    Гипер-родительское поведение. Инфантилизм возникает потому, что ребенку не дают автономии.

Все эти виды воспитания в конечном итоге могут привести к формированию у человека выученной слабости.

  1. Экстремальные ситуации: например, попадание в плен. Начиная с 1938 года в нацистских концлагерях использовались такие методы по воспитанию отчаяния у людей:

— Бессмысленная работа, бесполезность которой была ясна заключенным. Копать яму и закапывать ее, таскать тяжелые камни туда-сюда. Почему? Групповая ответственность, которая превращает людей в покорное стадо, а индивида — в «типичного» представителя группы. — Непредсказуемая среда — заставляет людей верить, что от их действий ничего не зависит. Если человек плохо переносит камни, его наказывают. Хорошо переносит камни — наказание — пересечение высшей моральной черты. Предательство близких, друзей, доносы, даже убийство по приказу.

Результатом всех этих правил является превращение свободомыслящего человека в покорного раба.

К каким проблемам приводит синдром выученной беспомощности

Самое важное — это поведение свободного и независимого человека

Оцените статью
Бизнес блог