Самостоятельное изучение иностранных языков – курс полиглота. Как выучить иностранный язык?

Содержание

Никто не должен путешествовать, не выучив язык страны, которую он посещает. В противном случае он добровольно становится большим ребенком — таким беспомощным и таким нелепым. Ральф Уолдо Эмерсон

Ваш нейрорепетитор: как продуктивно и весело учить иностранный во взрослом возрасте, используя науку о мозге

Смотрели ли вы в детстве «Сейлор Мун» и хотели говорить по-японски? Или вы влюбились во французский язык после просмотра «Амели»? Не отказывайтесь от своей детской мечты, даже если кажется, что язык никогда не пригодится! Анастасия Неклюдова, нейрофизиолог и ведущая телеканала «Нейромыш», говорит, что изучение языка во взрослом возрасте не только возможно, но и очень полезно для мозга.

В настоящее время самым популярным языком для изучения является английский, за ним следуют испанский, китайский, итальянский и французский. Почти полтора миллиарда человек в настоящее время изучают как минимум второй язык, и рынок онлайновых языковых курсов является одним из самых быстрорастущих. Причины просты: язык нужен вам для работы, для путешествий, для обучения за границей или для того, чтобы читать любимого автора в оригинале.

Более того, ученые считают, что полезно не только знание языка, но и сам процесс его изучения: он снижает риск развития болезни Альцгеймера, улучшает функции контроля и программирования и улучшает эпизодическую память. Изучение иностранного языка буквально расширяет мозг и создает новые связи между нейронами.

Изучение языка развивает мозг в любом возрасте — как у детей, так и у пожилых людей. Однако делать это только для улучшения когнитивных навыков — слишком абстрактно и слишком далеко от реальной жизни.

Чтобы не терять мотивацию, нам нужно понимать конкретные цели, видеть результат и получать положительное подкрепление.

Правда ли, что детям языки даются легче?

В 1967 году лингвист и невролог Эрик Леннеберг предположил, что существует критический (или чувствительный) период, когда ребенок учится говорить на своем первом языке наиболее эффективно. Он начинается примерно в возрасте одного года и заканчивается в возрасте 9-10 лет, когда функции мозга изменяются в связи с процессами созревания. Эта идея была расширена: утверждается, что ребенок учит второй язык более эффективно, чем взрослый. Эмпирические исследования на эту тему долгое время были неоднозначными.

В 2018 году исследователи из Массачусетского технологического института, похоже, установили истину. Они изучили результаты тестов по английскому языку около 700 000 человек, для которых английский был вторым языком, и обнаружили, что те, кто начал изучать язык до 18 лет, чаще говорили на нем почти как на родном.

Означает ли это, что невозможно хорошо выучить язык, если тебе больше 18 лет? Или что дети всегда учат язык быстрее, чем взрослые? На самом деле, ничего из вышеперечисленного. То же исследование показало, что многие взрослые достигают продвинутого уровня — чем раньше вы начинаете, тем больше преимущество.

Взрослые быстрее преодолевают первые стадии изучения языка (грамматика и простая лексика), но дети легче достигают продвинутого уровня (произношение, беглость и разговорные конструкции).

Это вполне объяснимо: у детей больше свободного времени, а языки часто являются частью обязательного образования, которое невозможно обойти. С другой стороны, взрослым все равно приходится находить время после работы, семьи и других важных дел, чтобы поддерживать в себе стимул и мотивацию.

Есть и другое объяснение: дети и взрослые учат языки по-разному, первые — имплицитно, вторые — эксплицитно. В этом отношении существует много различий,

Что помогает изучать язык?

Мы уже упоминали, что изучать фонетику во взрослом возрасте сложнее. Но есть и счастливчики, обладающие преимуществом особой структуры мозга. А исследователи обнаружили, что большая асимметрия в теменных областях и особая структура гонадальной извилины могут указывать на способность быстро усваивать произношение.

Многие структуры мозга меняют свои связи и часто свою структуру под влиянием опыта.

Ученые также доказали, что в дополнение к структуре мозга, определенные черты личности способствуют успешному изучению второго языка: открытость опыту, экстраверсия и дружелюбие.

То есть дело не только в том, что «фонетически талантливые» люди родились с «подходящим» мозгом. Какой-то опыт их жизни повлиял на мозг так, что теперь им легче избавиться от акцента в иностранном языке.

Нелегко сохранить желание учиться. Существует множество книг и статей о том, как сделать эту деятельность более эффективной, но все они сходятся в том, что ключ к успеху — это понимание того, почему вы хотите это сделать.

Некоторые люди имеют внутреннюю мотивацию к изучению языков и легко возвращаются к ним регулярно. Они изучают языки в качестве хобби и часто коллекционируют их — таких людей называют многоязычными. Другим нужна внешняя мотивация, поощрение со стороны учителя или других людей.

Исследователи также согласны с тем, что изучение языка более эффективно в малых группах, поскольку чувство поддержки и вовлеченности в общее дело обеспечивает дополнительную мотивацию. Ну, самый простой способ для преподавателей иностранных языков пошутить — это влюбиться в носителя языка. Или они не шутят?

Человек, который считает причиной своих ошибок/успехов внешние факторы («У меня нет способностей» или «Учитель мне не подходит»), скорее потеряет интерес к учебе, чем тот, кто полагает, что дело в количестве приложенных усилий.

Все языки одинаково легки для детей. Для взрослых это не так. В зависимости от того, какой язык является для вас родным, один иностранный язык вы выучите легко, а на другой уйдет очень много времени.

Исследователи Института дипломатической службы США подсчитали, что для тех, чей родной язык — английский, наиболее доступными языками являются испанский, шведский, итальянский, французский и португальский — для достижения профессионального уровня здесь требуется в среднем 600-750 часов. Немецкий, суахили и креольский требуют 900 часов, а самые сложные языки — арабский, китайский, японский и корейский (2 200 часов).

Давайте поговорим немного подробнее о том, почему важно изучать и осваивать иностранные языки.

Актуальность иностранных языков и их изучения

Тот, кто никогда серьезно и осознанно не изучал иностранный язык для себя, не встречался с кем-то, кто изучает, или даже настоящий полиглот, может задать вполне обоснованный вопрос: «Зачем тебе нужно знать этот язык?». Или: «Зачем тебе нужно знать столько языков?». И этот вопрос, с одной стороны, очень правомерен: Я живу в России, работаю, отдыхаю по выходным или езжу на природу — мне и так хорошо, и зачем мне учить язык? Но с другой стороны, если у меня есть желание развивать себя, чтобы

Можно привести еще сотни аргументов в пользу того, что знание иностранных языков полезно для всех. Однако многие люди не решаются начать, даже если хотят, потому что изучение иностранного языка кажется нереально трудным, требующим много времени и сил. В результате их желания, а зачастую и многие возможности остаются нереализованными.

Но мы можем заверить вас, что выучить иностранный язык может каждый. Скажите, можете ли вы прочитать слова «SNICKERS» на шоколадном батончике? Знаете ли вы, что означает надпись «THE END» в конце фильма? Вы когда-нибудь говорили: «Здравствуйте! Меня зовут Вася»? Вы наверняка ответите «да» на все три вопроса, что означает, что вы умеете читать, понимать и говорить на иностранном языке — в данном случае на английском. Он еще не закончен, но начало положено, так что продолжайте — все зависит от вас!

Выучить иностранный язык не так сложно, как кажется. Если учесть, что у некоторых людей есть природная предрасположенность к восприятию языка, то есть быстрое развитие словарного запаса, грамматики, орфографии и других особенностей незнакомых языков, то они смогут выучить иностранный язык гораздо быстрее, и сам процесс будет для них намного легче. Но это вовсе не означает, что те, кто не имеет такой предрасположенности, не способны освоить незнакомую систему общения. Им просто нужно приложить немного больше усилий и потратить больше времени. В остальном нет абсолютно никаких сложностей, даже если вы делаете это самостоятельно.

Но вы должны уметь учиться. Прежде всего, важно понять, что процесс обучения состоит из двух компонентов — теоретического и практического:

Однако во многих случаях оказывается, что человек усваивает только теоретические основы, но не переходит к практике, и причина этого в большинстве случаев заключается в том, что учебный материал разработан недостаточно хорошо. Важно понимать, что все тренинги и курсы должны быть направлены на практическое применение. Мы постарались учесть это при разработке тренинга.

Как этому научиться?

Основная цель представленного курса — обеспечить качественную теоретическую базу для изучения иностранных языков, а также эффективное практическое руководство. Каждый курс, включая первый, который в основном теоретический, имеет два аспекта: теоретический и практический. В теории мы представили основные элементы, которые необходимо учитывать при изучении иностранного языка, а на практике мы включили советы, рекомендации, примеры, техники и методы, а также ссылки на внешние ресурсы, чтобы помочь вам выучить выбранный язык с самого первого урока.

В процессе создания уроков мы узнали следующее

В принципе, изучение иностранного языка ничем не отличается от любого другого вида учебной деятельности. К процессу нужно подготовиться, т.е. недостаточно взять книгу, тетрадь и ручку. Такой подход является дилетантским: он никогда не приводил к серьезному успеху или желаемым результатам. В большинстве случаев это заканчивается заучиванием и хронической усталостью. В целом, вам необходимо подготовиться к эффективному обучению.

В первом уроке будут рассмотрены такие темы, как постановка цели, потому что вы должны знать, зачем вы изучаете иностранный язык, и знание своих интересов, чтобы знать, какой вид обучения подходит вам лучше всего. Мы также поговорим о самомотивации и самореализации, которые важны для того, чтобы всегда иметь энергию для обучения. Последняя часть посвящена концентрации и вниманию, а также тому, как создать привычки, полезные для обучения. Здесь вы также узнаете об очень эффективном методе изучения языка.

Уроки по изучению иностранных языков

Важнейшим компонентом любого языка является лексика — набор слов, используемых в этом языке. Словарный запас — самое подходящее место для начала, потому что он дает вам общее представление о языке, помогает определить вашу способность к обучению и предупреждает вас о трудностях, которые вас ожидают. Невозможно выучить новый язык, не зная словарного запаса.

Второй курс является более практическим и переводит вас от теории к практике. Вы узнаете, какие слова нужно учить в первую очередь, о важности минимального словарного запаса, о значении распространенных слов, их примерах в разных языках и о том, как их найти. Затем вас познакомят с различными техниками запоминания: слуховой метод, обратный метод, мнемонические техники и некоторые другие, а также с наиболее эффективными техниками повторения.

Урок 1. С чего начинать изучение иностранного языка?

Урок 1. С чего начинать изучение иностранного языка?

Обширный словарный запас не означает, что вы овладели языком. Слова — это всего лишь инструменты для выражения мыслей и чувств. Вам нужно не только знать слова, но и уметь правильно их произносить. Как вы привыкли слышать свой родной язык, так и иностранцы привыкли слышать свой. Кроме того, всегда похвально, когда человек правильно говорит на другом языке. Если у вас также нет акцента, то это первый класс.

Это традиционный школьный метод: читать, переводить, пересказывать. Грамматико-переводной метод фокусируется на изучении фонетики и правил языка, но не обучает их на практике 1. После обучения по этой методике никто не понимает и не говорит на иностранном языке. Этот метод создает тот самый языковой барьер, который мешает общению. Это связано с тем, что в процессе обучения вы работаете в основном письменно. Вы учите наизусть различные конструкции, можете красиво излагать свои мысли на бумаге, но в реальности не можете даже произнести слова.

Урок 2. Лексика языка: запоминание иностранных слов

Урок 2. Лексика языка: запоминание иностранных слов

Обычная ситуация: человек, который уверен, что z

У этого метода есть один положительный аспект: он обеспечивает прочную основу. Грамматические структуры связывают слова в языке, и без них теряется логика повествования. Фокус в том, чтобы перенести знания из теории в практику: сочетать грамматико-переводной метод с другими методами. В следующий раз, когда вы выучите какое-либо правило, сразу же произнесите пример вслух. Когда вы выучили новое слово, составьте предложение с этим словом.

Урок 3. Фонетика языка: постановка произношения и транскрибирование

Урок 3. Фонетика языка: постановка произношения и транскрибирование

Этот метод противоположен грамматико-переводному методу — другой крайности в изучении иностранного языка. Основное внимание здесь уделяется разговорной речи, грамматика вторична. При этом методе записи прослушиваются многократно и повторяются за диктором. Ученик должен отрабатывать предложения до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Таким образом, они распознают особенности произношения и интонации и повторяют предложения, хотя и неосознанно. Поэтому с точки зрения тренировки навыков говорения эта техника не является самой надежной.

Методики изучения иностранного языка

Грамматико-переводной метод

Этот метод подходит для слушателей — людей, которые хорошо воспринимают информацию на слух. Однако его лучше всего использовать в качестве дополнительной техники. Новичкам следует заниматься не только техникой слуховой речи.

Этот подход схож с аудиальным подходом в том, что он предполагает слушание и повторение. Техника состоит из двух основных частей:

Здесь представлены диалоги и монологи, состоящие из грамматических структур и лексики на различные темы. Например: перелет, покупки, аренда автомобиля. Повторяя их вслух, вы запоминаете речевые образцы. В то же время необходимо анализировать незнакомые слова. Когда вы освоите таблицы, прочитайте книгу на иностранном языке. Так вы сможете закрепить полученные знания и расширить свой словарный запас.

Аудиолингвальный метод

Такой подход требует много времени и усилий. Чтобы использовать его для общения на иностранном языке, необходимо ежедневно тратить несколько часов на заучивание диалогов.

Это самый распространенный метод. Цель коммуникативного подхода — научить человека думать на другом языке. Таким образом, можно избежать распространенной проблемы «перевода в голове», когда человек сначала представляет себе слово на родном языке, затем мысленно переводит его на иностранный и только потом произносит вслух. В коммуникативном методе использование родного языка сводится к минимуму. Преимущества этой техники:

Метод Замяткина

Ресурс

  • запоминание языковых матриц;
  • чтение книг.

Специальность

Многоязычие

Коммуникативный метод

Изучайте иностранный язык с нуля по методу Петрова: видеоуроки, упражнения, объяснение правил. Все на русском языке.

  • многочисленные материалы и способы практики не только учебники, а любое издание на иностранном языке, журналы, газеты, сериалы, общение с носителями ;
  • обсуждение актуальных, жизненных ситуаций, вызывающих энтузиазм студентов;
  • отсутствие языкового барьера за счет регулярного общения 2 .

Как выучить иностранный язык самостоятельно

  • Начните с базы. Очевидный совет, который многие забывают: не берите слишком сложные книги и фильмы. Это отличные способы для уже владеющих языком. Но если вы новичок, начните с основ, не сильно погружаясь в грамматику. Достаточно выучить самые употребляемые слова и простые конструкции. Еще можно добавить фонетику и правописание, но последнее по желанию. Для разговорной речи оно не пригодится.
  • Говорите вслух много и часто. Если ваша цель — действительно заговорить на иностранном языке, начинайте это делать как можно раньше. Пусть вы знаете всего три слова — скажите их вслух. Потом выучите еще три, добавьте к уже имеющимся и снова повторите. Так вы привыкаете использовать новые знания и сразу избавляетесь от языкового барьера.
  • Не бойтесь ошибок. Они часть процесса, и в них нет ничего страшного. Наоборот, каждая ошибка — показатель того, что именно вам нужно улучшить. Не бывает учебы без неудач.
  • Сделайте обучение интересным. Бесполезно учиться по школьным учебникам, если вам скучно. Так вы теряете время и энергию. Используйте методы и материалы, которые подходят лично вам. Допустим, вы поклонник Paris Saint-Germain (PSG). Смотрите матчи с комментариями французских дикторов и читайте L’Équipe.
  • Занимайтесь регулярно. Уделяйте иностранному хотя бы по полчаса в день. Частая ошибка — люди занимаются с репетитором один-два раза в неделю, а в остальное время не вспоминают о языке. Итог: они никак его не выучат.
  • Хвалите себя. Поощряйте свои успехи небольшими подарками. Это поддерживает мотивацию и делает процесс изучения приятнее.
  • Используйте правильные ресурсы. Полезные материалы можно найти на официальных сайтах. Многие государства создают специальные программы для иностранцев. Например, Learning English от BBC или Apprendre le Francais от TV5 Monde. Если вы покупаете учебники, советуем искать те, что составлены носителями языка. Они лучше понимают и передают его особенности. Вообще в интернете множество самых разных ресурсов. И самым «правильным‎» будет тот, который подходит вам по методике обучения.

Ресурсы для изучения иностранного языка

Memrise Сайт для самостоятельного изучения языка. Есть курсы для начинающих. Грамматические упражнения работают только в приложении для телефона.
Duolingo Здесь вы найдете множество викторин и заданий в игровом формате. Не так много времени тратится на разговорную речь.
Babbel Немецкий ресурс для изучения 14 языков. Имеются обучающие видеоролики, в которых преподаватели объясняют темы. Babbel — это подходящий язык для начинающих. Требуется подписка.
FluentU Видеообучение: клипы, новостные ролики, трейлеры к фильмам. Контент не является бесплатным, но вы можете взять его на 14 дней.
Языки BBC Платформа британской Би-би-си. Он предлагает содержание и упражнения на 40 языках.
Busuu Услуга по изучению языка в форме игры. Существует подписка.
Существует несколько наиболее распространенных ошибок, допускаемых при изучении языка. Студенты: Дарья Пономарева, студентка со знанием японского, английского и французского языков, рассказывает:
«Я учусь в МГИМО на факультете международной журналистики. Поскольку до приезда сюда я жила в КНР с родителями, я хотела выучить корейский язык. Но в год моего поступления этот язык не был доступен, и меня определили в японскую группу. Я не отказался. Я знал, что меня либо исключат из школы, либо через четыре года я буду говорить на редком и перспективном языке в дополнение к английскому и французскому, которые я уже знал. После первого курса я отправился в Японию и пытался общаться с разными людьми там, читая знакомые иероглифы и подыскивая незнакомые в переводчике. Это погружение позволило мне быстро освоить кои и больше не бояться совершать ошибки.

Ошибки в изучении иностранного языка

Любой иностранный язык требует высокого уровня самосознания, особенно если он сложный и отличается от вашего родного языка, как, например, японский. Вот несколько советов от Дарьи, которые помогут вам сохранить интерес к учебе:

  • Уделяют ему мало времени. Хотите действительно выучить язык — практикуйтесь каждый день. Это не означает тратить по три часа на письменный перевод. Слушайте подкасты по пути на работу, читайте в метро, мысленно переводите названия продуктов в магазине и пр. Подойдет любой вариант. Лишь бы иностранный язык всегда был с вами.
  • Учат, но не говорят. Нет смысла иметь словарный запас из 10,000 слов и не использовать их в жизни. Не с кем разговаривать? Делайте это сами с собой. Станьте Алисой в стране чудес: ее это не смущало.
  • Углубляются в язык, не проработав базу. Здание не выстоит без прочного фундамента. И чем больше этажей настраиваешь, тем выше вероятность падения. С языками происходит то же самое. Сначала крепкая основа — потом все остальное.
  • Боятся делать ошибки. Не стесняйтесь говорить на иностранном. Без практики разговора процесс обучения идет медленнее. Ошибки — это даже хорошо. Они показывают, какие моменты стоит подтянуть.
  • Учат не те слова. Мы живем в современном мире, а значит нужно учить актуальную лексику. Было бы странно услышать от иностранца «‎Не изволите подсказать расположение станции дилижансов?» вместо «‎Где остановка?». Все архаичные и красивые слова времен Шекспира оставьте на уровень Advanced. А пока сосредоточьтесь на самых употребляемых.
  • Используют неправильные методы. Здесь мы имеем в виду техники, которые вам не подходят. Не бывает универсальных методик. У людей разные типы восприятия информации, интересы и особенности. Отталкивайтесь от своих ощущений: насколько вам нравится подход и работает ли он для вас. Допустим, ваш друг-аудиал быстро выучил итальянский на слух. Это не значит, что вам, визуалу, нужно страдать в надежде добиться тех же результатов. В идеале лучше всегда совмещать несколько методов.
  • Топчутся на месте. Первое время вы вдохновлены и видите прогресс. Но время проходит, случается эффект плато. Здесь главное не останавливаться. Старайтесь не просто поддерживать уровень, а развивать его дальше. Помните, что выше Advanced есть еще Proficiency.

«Надо всегда задаваться вопросами: а что это значит? А как это перевести на все языки, которые я знаю?»

Вы всегда должны задавать себе следующие вопросы: Что это значит? Всегда спрашивайте себя. Таким образом, устанавливаются новые нейронные связи между значением слова и его различными переводами, и слово лучше закрепляется в вашей памяти.

Здесь каждый волен выбирать тот подход, который кажется ему наиболее подходящим. Некоторые предпочитают работать с ассоциациями и запоминают слова с картинками, другие запоминают целые предложения из песен. Прелесть мнемонических устройств в том, что они помогают запомнить слова в контексте и вписать их в собственное понимание.

Некоторые вещи нужно просто сесть и выучить. Например, грамматика или основы иероглифики. Они образуют прочный фундамент, на котором потом можно строить другие знания — лексику или сленг.

Когда вы посещаете языковые курсы и выполняете там домашние задания, всегда обращайте внимание на ошибки, которые учитель исправляет в вашей работе. Это поможет вам сосредоточиться на важных темах, улучшить грамматику и убедиться, что вы не упустили ничего важного.

Поддерживайте в себе любопытство и проводите параллели между знакомыми языками

Записывайте новые слова и фразы, идиомы в первом лице единственного числа и т.д. Очень эффективным методом запоминания является чтение книги или журнала с блокнотом в руках. Таким образом, у вас всегда есть возможность закрепить новые слова и фразы, а так называемая кинетическая память позволяет закрепить слова в подсознании, двигая ручкой по бумаге.

Пользуйтесь мнемотехниками

Всем известно, что все мы учимся на своих ошибках. Но большинство людей очень расстраиваются и тратят время на пустые переживания вместо того, чтобы двигаться вперед и совершенствовать свои языковые навыки.

Не недооценивайте силу зубрежки

Хотите изучить основы немецкой грамматики, расширить свой словарный запас, улучшить произношение и попрактиковаться в общении с единомышленниками? Пройдите бесплатный курс разговорного немецкого языка с Deutsch Onlne! Вы можете присоединиться из любой точки мира, все, что вам нужно — это компьютер, планшет или телефон.

Исправляйтесь, если вас исправляют

Вы можете изменить язык на своем компьютере, телефоне и привычных вам устройствах. Чем больше вы соприкасаетесь с языком в течение дня, тем больше он входит в вашу жизнь и становится ее частью, даже если вокруг вас нет настоящих носителей этого языка.

К ним относятся,

Не переживайте из-за ошибок!

10 Советов изучающим иностранный язык

Увеличьте количество контактов с иностранным языком в день

  Кто такие тьюторы и почему они нужны каждой школе. Тьютор это кто и чем занимается
Оцените статью
Бизнес блог