Со временем понятие кода вошло в сферу культуры и искусства и тесно переплелось со знаками, языком и культурными символами. Зачем он там нужен и какова его функция?
Национальное бессознательное или Что такое культурный код?
Определения культурного кода варьируются в зависимости от интерпретаций ученых.
В семиотике культурный код — это и знаковая структура, и набор правил классификации знаков — вместе они позволяют раскрыть смысловое содержание культурного элемента, например, отдельного слова или сложного литературного произведения или фильма. В этом смысле культурный код используется, например, для адаптации персонажей при локализации фильмов. Когда персонажи ругаются, дубляж адаптируется к возрастным ограничениям (отсюда официальный дубляж и культовый «гоблинский перевод» в России). А в случае местных шуток переводчики по возможности опираются на аналогичные события в стране, на язык которой делается перевод (это касается шуток о выборах).
Согласно культурологии, культурный код — это набор характеристик, которые помогают идентифицировать культуру. Например, именно элементы национального культурного кода используют кинематографисты, чтобы показать, что местом действия фильма является — условно — Париж. Они показывают вам столик на двоих с вином и багетами, закат на небе и музыку Мориса Ларканжа на заднем плане; вам даже не нужно видеть Эйфелеву башню, чтобы понять, что герои будут либо гулять по Елисейским полям, либо грабить Лувр.
Обе интерпретации культурного кода мирно сосуществуют и дополняют друг друга. Таким образом, мы можем сказать, что культурный код состоит из дискурсивных особенностей, символов, ассоциаций, стереотипов и поведенческих моделей.
Культурный код как молекула ДНК
Исследователи культуры считают, что культурный код не является конечной величиной. Она состоит из прошлого культурного опыта общества; информация собирается, искажается и упаковывается в конечный культурный продукт, подобно молекуле ДНК — нам представляют независимый продукт, будь то книга, фильм или даже рекламный ролик, но он будет наполнен отсылками к чему-то, что уже было в прошлом. Это не обязательно должны быть прямые ссылки на книги, фильмы или выступления политиков, они могут быть и косвенными.
Примером и надежным носителем культурного кода для различных территориальных, профессиональных и гендерных обществ могут служить такие сериалы, как «Клиника», «Секс в большом городе», «Офис», «Симпсоны» или российский сериал «Универ». В них также можно найти основные ситуации, характерные для определенного типа сообщества (студенты, врачи, одинокие женщины в г
Как читать культурный код?
Если вы решили посмотреть такой ситком, как «Симпсоны» в оригинале, вам следует открыть подборку новостей США примерно в то время, когда был снят сезон. В таких постановках многие сюжеты и реплики основаны на новостях, текущих тенденциях СМИ и даже президентских твитах.
В культурологии понятие культурного кода используется как ключ к пониманию культурной картины мира.
Сам код также может быть изменен в процессе разработки (упрощен, усложнен, изменена система знаков и т.д.).
Характеристики культурного кода
Код в культуре — черты и примеры
Очень важно охарактеризовать культурный код:
- Культурный код помогает расшифровать глубинный смысл культурных явлений (смыслов, знаков, символов, норм, текстов, ритуалов и т.д.).
- Код обеспечивает взаимосвязь между знаком и значением, помогает перевести мир номинаций (обозначений) в мир смыслов, т.е. помогает понять, что значат те или иные культурные феномены.
- Без кода культурный текст оказывается закрытым, его значение и смысл не поддаются расшифровке. Если такой код есть, то текст становится открытым, его можно «считывать». Каждый культурный текст может прочитываться иначе в зависимости от того, какой код используется.
Примеры культурных кодов
Важнейшим культурным кодом древних цивилизаций была система имен. Имена имели сакральный смысл, часто предмет носил два имени — «истинное» и «общеизвестное», потому что имя было неотделимо от предмета и с ним можно было совершать магические обряды.
Периоды и моменты времени также могут служить кодом, связывающим смыслы культуры. В христианстве, например, центром времени является пришествие Спасителя, Иисуса Христа. Все культурное мировоззрение христианина строится на этом фундаменте.
- самодостаточностью;
- открытостью;
- универсальностью.
Культурные коды присущи всем культурным языкам. Их трудно найти, но именно культурные коды помогают транслировать глубинные смыслы культуры на уровне выражения.
Ученые обычно приводят понятие «язык» как наиболее очевидный пример смыслового кода, поскольку язык — это особый способ правильной и регулярной организации высказывания (Ф. Соссюр).
Современные ученые склоняются к этому:
Советский ученый-семиолог Ю.М. Лотман, например, считал, что понятие кода уже психологически готовит нас к автоматической, «механической» модели общения и искусственному языку, в отличие от реального языка, который существует в истории и имеет продолжение.
Понятие и понимание культурного кода
- код — это знаковая структура
- код — это система, правила упорядочения или сочетания символов, т.е. определенный способ структурирования
- код — это строго «случайное», непредвиденное (окказиональное) взаимообратное соответствие одного символа одному означаемому (У.Эко)
Культурный код в семиотике
Известный итальянский ученый У. Эко, в отличие от других подходов, предлагает специальный термин «S-код» для семиотического обозначения и понимания кода, суть которого заключается в характеристике:
- считать это понятие более широким и функциональным, так как оно (понятие кода) может использоваться для понимания и организации не только вербальных систем, но и невербальных (Морзе, икона).
- относить это понятие только к представлениям о искусственно созданной структуре со своей внутренней и внешней договоренностью (что отличает код от языка, имеющего «естественный» характер происхождения)
R. Якобсон дополнил понятие кода в середине прошлого века термином «субкод», который используется для описания информационных систем с несколькими кодами в строгой иерархии.
Таким образом, каждый культурный код характеризуется принципами:
Он указывает порядок подкодов, подчеркивая главенство одного из них и подчиненность других.
- организация высказывания по строгим правилам соответствия, комбинаторики
- понимание высказывания под определенным углом зрения (соответственно будут различаться организации высказывания, проведенные людьми разных профессий, образования, пола и т.д.).
Он относится к общему информационному содержанию высказывания, поскольку уже ограничивает количество отобранной информации.
Признаки культурного кода
Наша презентация:
По мнению У. Эко, количество комбинаций увеличивается тем больше, чем больше символов используется в высказывании — сообщение становится «высокоинформативным», но в то же время бессмысленным, так как для его передачи требуется больше операций. Вывод: легче закодировать и декодировать сообщение, а значит, и эффективно передать его (без потери смысла), когда количество элементов, для которых возможные комбинации ограничены, невелико.
Вам понравилось? Не прячьте свою радость от мира — поделитесь ею с ним
Лейбниц родился в семье профессора, Кальвин — в семье математика, в какой семье родился человек, основавший российский университет? Семья богатого померанского рыбака. И это относится не только к Ломоносову. Пушкин, автор современного русского языка, был внуком эфиопа. Жуков — сын крестьянина, у генералов Третьего рейха было до 16 общих предков. Конечный результат — ноль в пользу крестьянина. Создателем американской космической программы был Вернер фон Браун, плановик Третьего рейха, королевской крови, барон, его отец был министром, президентом Рейхсбанка, вице-канцлером Рейха. Автор советской космической программы — сын учителей. Если народ спонтанный, он может превратиться из крестьян в академиков, плановиков или военных лидеров в течение одного поколения. Как говорится в известной шутке, можно ли победить страну, которая узнает свои планы от иностранных спецслужб? В стране, где сын рыбака основал первый российский университет, невозможно предотвратить появление гения — можно разрушить школу, а из ПТУ выйдет гений, это невозможно предсказать. Российская система образования — это, по сути, система поиска спонтанно рождающихся талантов. 1.В русской культуре таланты могут рождаться в неподготовленных, несистемных пространствах. В русской культуре таланты могут достичь высочайшего уровня за одно поколение, но места, где они появляются, после этого не повторяются. Это проблема наукоградов, потому что академики не рождаются в академических семьях. 3. в русской культуре высок процент людей, которые могут достичь высшего уровня за одно поколение. Поэтому в советских школах преподавали разнообразные предметы, которые создавали утрированный образ и широкую перспективу, что давало всем хороший старт для стихийного зарождения талантов в стране. Затем появились методы для быстрого подъема этих людей — олимпиады, специальные школы.
Одним из уникальных явлений Второй мировой войны является огромная скорость обучения советской армии — от тяжелейших поражений 41-го до наступления 43-го года было использовано множество приемов противника, которые были не хуже, а зачастую даже лучше этих, не прерывая борьбы с лучшей на тот момент армией мира. На самом деле, у этой особенности есть и другая сторона — высокая скорость тренировок. Хорошей иллюстрацией может служить детский анекдот: ежик шел по дороге, забыл дышать и умер. Затем он вспомнил и продолжил. Например, с 1970-х годов советская школа дизайна, обладающая уникальной эффективностью, прак
Теперь подумайте о том, как и где принимаются решения в России. Хороший пример — пешеходный переход со светофором. В России трудно найти человека, который не переходит дорогу на красный. Вспоминается анекдот, присланный Михаилу Задорнову читателями: Один немец из Казахстана, который сейчас живет в Германии, прислал мне письмо. Он рассказывает, как стоял с группой немцев и ждал, когда красный сигнал светофора станет зеленым. Светофор был явно сломан, машин не было, но немцы продолжали ждать перемены. Он все понимал, нервничал, но ходить одному по улице было раздражающе. Вдруг он услышал позади себя на чистом русском языке: «Еби ноги!». Я посмотрел: наш человек перешел на другую сторону, не стесняясь немцев. И тотчас вся толпа последовала за Ним. Мужчина остановился на тротуаре, обернулся, сплюнул и громко пробормотал: «Да, трудно жить без фюрера!». На первый взгляд, можно сказать, что это был предметный урок — немцы стояли на пустой улице даже в 12 часов ночи, ожидая зеленого сигнала, в то время как изнеженные русские проезжали мимо, когда хотели. Но все не так просто. Давайте рассмотрим две модели принятия решений — англосаксонскую, к которой принадлежит Европа, и российскую. В Европе места принятия и исполнения решений разделены. Принятие решений делегируется властям — Думе, парламенту, президенту, премьер-министру — институты власти принимают решение — дорогу переходить на красный, а не наоборот. Люди, стоящие на светофоре, не имеют права принимать решение — они делегировали его властям. Вроде бы и в России приняты законы, есть правила дорожного движения, но на самом деле решение принимает человек, стоящий на светофоре. Она не дала никому права самому решать, когда переходить дорогу, и действовать в соответствии с текущей ситуацией. И это относится не только к переходу дороги на красный свет. В России есть явления, которые невозможно представить на дисциплинированном Западе. Переход на красный свет — россиянин решает, когда идти, исходя из текущей ситуации (ночь, машин нет, машины далеко, машины медленно движутся, светофор сломан). Творческая система уплаты налогов — россиянин сам решает, сколько он хочет платить. Текущая практика уплаты налогов для малых и средних предприятий, независимо от внешних налоговых норм, заключается в том, чтобы не платить налоги в приблизительном размере — «с чистой совестью», около 10%, потому что если заплатить меньше, то заметят и могут возникнуть проблемы, а платить больше — неразумно, потому что больше никто не платит.
Русский культурный код №2. Спонтанные герои
Леонид Филатов «Сказ про Федота-храбреца».
Этот культурный код можно легко понять на примере известного анекдота. Сначала распилили тонкое бревно. ззик! — сказала японская бензопила и распилила тонкое бревно. ВАУ! — сказали сильные сибирские мужики и дали пилу по толстому бревну. ззик! — сказала японская бензопила и распилила толстое бревно. ззик! — сказала японская бензопила и распилила толстое бревно. ззик! — сказала японская бензопила и распилила толстый ствол. ВАУ! — сказали суровые сибирские мужики и дали пиле огромное бревно. ззик! — сказала японская бензопила и распилила огромное бревно. ВАУ! — сказали крепкие сибирские мушкетеры и протянули пиле стальной прут. ZEENN — сказала японская бензопила, и она отломилась. ФУ!» — Сильные сибирские мужчины улыбнулись и принялись валить лес ручными пилами. Один офицер сравнил призывника из России с азиатом: «Если вы научите чукчу правильно стрелять, он будет стрелять правильно и точно до конца своей жизни….. Но русский. Я ему объяснил, он все понял, выстрелил, попал. И это было все. Это первый и последний раз, когда он стреляет правильно. Далее следует его дилетантство: как насчет того, чтобы попробовать стрелять из движения. Или лежа на спине. Что если он попытается выстрелить, целясь в зеркало? И это то, что он делает. И, конечно, он не всегда все делает правильно с первого раза. «(1) Россиянин постоянно проверяет каждую систему на наличие ограничений. Вы не обязаны его учить, но вам придется за это платить. Подкова блохи — из той же серии. 2. поиск путей преодоления ограничений происходит сам собой. Кодекс играет негативную роль для транспортной отрасли и европейской нормы. 4.Code предлагает огромные преимущества для инновационной, изобретательской экономики. Мы — нация, которая не является и никогда не будет транспортной нацией. Одним из символов России является Собор Василия Блаженного — девять куполов разных цветов и форм.
Русский культурный код №4. Спонтанность и самодеятельность
А также традиционная русская резьба на домах, расписные колеса и фрески в церквях. Феникс, который сначала умирает, а затем восстает из пепла — логически невозможно понять. Хотя эти культурные, по сути, дохристианские коды были частично преобразованы в советское время, многие из них сохранились. На сборочном конвейере шестеренка не может вести себя так, как ей заблагорассудится. Шестеренки складываются с детства, все детерминировано, предопределено. И результат предсказуемо точен. Многих это до сих пор восхищает — ровные дороги, чистота в Европе, трудолюбие немцев и так далее. Но все забывают, что долг Америки составляет 100
Русский культурный код №5. Поиск границ возможного (степеней свободы)
Определенные периоды времени и события также считаются культурными кодами. В христианской религии, например, появление Сына Божьего, Иисуса Христа, считается ключевым моментом. Все мировоззрение христианина построено на этом событии.
Культурный код неотделим от этих двух понятий. Так что же такое знак и символ в культуре?
Примеры культурного кода
Знак — это материальный или сенсорный объект, который может замещать предмет или действие и участвует в процессах коммуникации. Он состоит из названия (предмета, аналога или заменителя, частью которого он является) и значения (информации, передаваемой знаком).
Каково значение символа? Символ в культуре — это знак, не имеющий субъективного значения. Через него раскрывается смысл объекта. Это значение неоднозначно.
Существуют различные определения символа:
Что такое знак и символ в культуре
Главная характеристика символа заключается в том, что он вызывает реакцию не только на объект, который он символизирует, но и на весь спектр значений, связанных с этим объектом.
Символы как элементы культуры помогают раскрыть их значение, распознать их. Это, например, религиозные символы (крест, полумесяц, звезда Давида, пентаграмма), военные символы (батальон или флаг), национальные символы (флаг, герб) и даже традиционные костюмы.
Хиджаб, паранджа или чадра, например, могут считаться символами исламской культуры.
Символы появились в сознании человека уже в древние времена. В основном это были религиозные символы. Они выражали видение древним человеком окружающего его мира. Например, в древние времена люди изображали дерево, чтобы проиллюстрировать структуру Вселенной. Этот символ, по их мнению, объединял все части света (небо, землю и подземный мир) и символизировал плодородие и вселенскую ось. Со временем символы менялись и упрощались: Мировое дерево превратилось в крест, а плодородие стало представлять собой треугольник (точка вверх символизировала мужской принцип, а точка вниз — женский).
Возможно, вас также заинтересует это. Черемисы — это черемисы.
Треугольник — не единственная геометрическая фигура, используемая в религиозной символике. Шестиугольник, например, был символом защиты от темных сил, а квадрат — символом четырех стихий (огня, земли, воздуха и воды).
Пятиконечная звезда или пентаграмма когда-то символизировала защиту от всякого зла, духовную силу, пять язв Христа и божественное присутствие. В середине девятнадцатого века перевернутая пентаграмма считалась символом Христа, но благодаря интерпретации оккультиста Элифаса Леви она стала символом сатанизма.