Владельцы автомобилей и мототехники теперь освобождаются от обязанности проводить техосмотр, если они используют транспортное средство исключительно в личных целях. Однако в некоторых случаях вы должны пройти техосмотр.
Техосмотр 2022: все новые правила, отмена у легковых авто б/у, осаго
Проверка транспортного средства на пригодность к эксплуатации (или техосмотр) как правило контроля применяется во многих странах мира. В некоторых странах она является обязательной для всех без исключения транспортных средств (Великобритания); в других странах проверка на пригодность к эксплуатации требуется только при регистрации транспортного средства или при смене владельца (Австралия); в третьих странах местные власти устанавливают собственные правила проверки на пригодность к эксплуатации (США и Китай).
Эти различные практики, которые зачастую являются довольно успешными в соответствующих странах, могут меняться в зависимости от темпов обновления автопарка или изменения статистики аварий с участием неисправных автомобилей. Российские законодатели все еще ищут свои собственные «лучшие» стандарты тестирования автомобилей и запланировали очередные изменения в тестировании на 2022 год.
Какие изменения произошли к 2022 году?
Последний официальный закон о внесении изменений в правила проведения технического осмотра был принят в 2019 году, но его положения вступили в силу только 1 марта 2021 года. Причиной этого стал коронавирус и повсеместное закрытие диагностических станций из-за правила самоизоляции.
Однако можно отметить, что чиновники еще не завершили запланированную «реформу», так как законодатели уже рассматривают новый закон, который полностью отменит техническое наблюдение для большой категории автовладельцев в 2022 году.
В то же время с 1 марта было введено новое правило, освобождающее автомобили возрастом до 4 лет (ранее — до 3 лет) от проверки на пригодность к эксплуатации. Согласно изменениям, автомобили возрастом от 4 до 10 лет должны будут проходить техосмотр каждые два года (ранее это касалось автомобилей возрастом от 3 до 7 лет), а автомобили старше 10 лет должны будут проходить техосмотр ежегодно. Такая же ежегодная проверка обязательна для автобусов, фургонов и такси.
Кроме того, с марта 2021 года вместо бумажной диагностической карты будет введена электронная картотека в базе данных ЕАИСТО. Это было сделано для того, чтобы проверить наличие технического мониторинга с помощью дорожных видеокамер. Штраф за непроведение проверки дорожной годности транспортных средств, принадлежащих частным лицам, остается прежним — 2 000 рублей. С юридических лиц могут взыскать больше — 300 тысяч рублей за первое нарушение и до 500 тысяч рублей за повторные нарушения.
Отмена техосмотра в 2022 году
На протяжении 2021 года циркулировали многочисленные слухи, некоторые из которых утверждали, что отмена технического наблюдения является свершившимся фактом. Однако в действительности от полиса ОСАГО была отвязана только диагностическая карта: теперь ее не нужно предъявлять для целей страхования.
Данное положение закреплено соответствующими изменениями в Банке России и вступило в силу 22 августа. В то же время законодательный орган решил включить в Административный кодекс статью, позволяющую налагать штрафы на водителей, не имеющих диагностической карты.
Соответствующие поправки должны были быть введены с 1 марта 2022 года, а контроль за соблюдением этого положения должен был быть переведен на автоматические камеры контроля, среди прочего — если у автомобиля, идентифицируемого по регистрационному номеру, не было технического контроля (диагностической карты), владелец транспортного средства наказывался штрафом в размере 2 000 рублей.
Стоит отметить, что авторы данного решения планировали штрафовать владельцев этих автомобилей на эту сумму за каждый день езды без чека (на следующий день после очередного обнаружения — новый штраф и т.д.).
Тем не менее, 9 ноября Госдума приняла в первом чтении законопроект об отмене техосмотра для частных лиц.
Для примера, чтобы сделать соблюдение всеобъемлющего закона обязательным, его «проект» должен пройти три чтения в Государственной Думе, а затем быть одобрен Советом Федерации и Президентом Российской Федерации. Так что отмена еще не завершена, но сделан серьезный шаг в этом направлении, и уже с 2022 года определенные категории владельцев транспортных средств могут быть освобождены от обязательного техосмотра.
Владельцы автомобилей и мототехники теперь освобождаются от обязанности проводить техосмотр, если они используют транспортное средство исключительно в личных целях. Однако в некоторых случаях вы должны пройти техосмотр.
Не скажется на безопасности дорожного движения
Сергей Зубриский, доцент факультета наземных транспортных средств Московского технического университета и председатель Национальной ассоциации по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, объяснил, что правила проведения технического осмотра исключают неисправности, которые оказывают незначительное влияние на безопасность дорожного движения.
В то же время, отметил эксперт, водители должны по-прежнему иметь в машине необходимое оборудование для технического осмотра, несмотря на отмену проверки определенных пунктов. Также запрещено управлять неисправным автомобилем.
Штраф за отсутствие ТО
Однако в случае невыполнения проверки может быть наложен штраф в размере двух тысяч рупий. Штраф увеличен с 1 марта 2022 года, и изменения распространяются только на автомобили, подлежащие техосмотру.
Наличие диагностической карты является обязательным в определенных случаях:
- При первой регистрации автомобиля, который был приобретен более четырех лет назад, но еще не введен в эксплуатацию,
- Когда транспортное средство, которому более четырех лет, перерегистрируется в регистрационном бюро на нового владельца,
- если в конструкцию автомобиля были внесены изменения,
- когда автомобиль используется в качестве служебного автомобиля или такси.
Борьба с «фотошоперами»
С 1 марта также были ужесточены требования к фотосъемке автомобиля во время техосмотра. Теперь на фотографии в начале осмотра должен быть изображен автомобиль в ракурсе три четверти (с номерным знаком) и эксперт в полный рост, смотрящий в камеру. Такую же фотографию следует сделать в конце осмотра, показав заднюю часть автомобиля на заднем плане.
Нововведения стали необходимы для борьбы с «фотошоперами», то есть лицензированными диагностическими бюро, которые дополняют фотографии своих помещений изображениями автомобилей и создают юридические документы дистанционно.
Стоит отметить, что авторы данного решения планировали штрафовать владельцев этих автомобилей на эту сумму за каждый день езды без чека (на следующий день после очередного обнаружения — новый штраф и т.д.).
Как было раньше
Ранее автомобили и мотоциклы старше четырех лет должны были проходить технический осмотр: Автомобили возрастом до 10 лет — раз в два года, более старые — раз в год.
Не реже одного раза в год проверке подлежат такси, автобусы, грузовые автомобили для перевозки более 8 пассажиров, грузовые автомобили с максимальной массой более 3,5 тонн, автомобили со специальными световыми и звуковыми сигналами, а также автомобили для обучения водителей. Такси и автобусы старше 5 лет должны проходить техническое обслуживание каждые шесть месяцев.
Последний раз правила были изменены весной 2021 года. В то время процедура была ужесточена: чтобы получить диагностическую карту, нужно было отогнать машину на станцию техосмотра. До изменений техосмотр был стандартной процедурой, без которой невозможно было оформить полис ОСАГО — водители часто покупали диагностическую карту онлайн, иногда прямо в офисе страховщика.
Водители, не получившие диагностическую карту в нарушение правил, с 1 марта 2022 года будут оштрафованы на 2 000 рандов. Если не прошедший проверку водитель попадает в аварию из-за дефекта транспортного средства, страховщики могут потребовать от него компенсацию.
Техосмотр в 2022 году
Техосмотр по-прежнему необходим, но не всем. Закон получил новую редакцию: «Автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие частным лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не подлежат проверке на пригодность к эксплуатации». При соблюдении этих условий техосмотр больше не является обязательным — даже для автомобилей с возрастными ограничениями.
Отмена требования о прохождении техосмотра не распространяется на тех, кто использует транспортные средства в коммерческих целях, перевозит пассажиров или зарегистрирован в ассоциации такси. В этом случае необходимо пройти техосмотр.
Периодичность проверки зависит от возраста автомобиля и предполагаемого использования. Если вы используете личный автомобиль старше 10 лет в деловых целях, вы должны проходить техосмотр раз в год, а такси старше 5 лет — раз в полгода.
В некоторых случаях владельцы частных транспортных средств также должны будут пройти проверку. Изменения коснулись регистрации транспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Российской Федерации — отныне одним из документов, необходимых для регистрации или изменения права собственности на транспортное средство, будет являться действующая диагностическая карта. Постановление распространяется на автомобили старше 4 лет — если автомобиль моложе, техосмотр не требуется.
Если вы хотите зафиксировать изменения в конструкции вашего автомобиля, сотрудники ГИБДД в любом случае попросят диагностическую карту. Год выпуска не имеет значения: если владелец установил систему LPG, переделал седан в кабриолет или внес любые другие существенные изменения в конструкцию автомобиля, он должен пройти техосмотр.
При желании вы можете осмотреть автомобиль. Автомобилисты, для которых проверка дорожной годности больше не является обязательной, по-прежнему могут обратиться в любой центр тестирования, оплатить услугу и получить диагностическую карту.
Новый закон также предусматривает, что сотрудники дорожной полиции не имеют права проверять техническое состояние автомобиля при наличии действующей диагностической карты, подтверждающей исправность транспортного средства. В любом случае, дорожная полиция не имела права предварительно проверять тягу рулевого колеса или электропроводку, если только техническая неисправность автомобиля не угрожает безопасности дорожного движения.
Диагностическая карта здесь ни при чем — вас могут не допустить к вождению, если вы обнаружите, что у вас сломана фара, не работает стиральная машина или перегорели фары.
Что нужно знать про техосмотр в 2022 году
Владельцы легковых автомобилей и мотоциклов могут избежать техосмотра и сэкономить время и деньги. Нововведение касается только тех, кто использует транспортное средство в личных целях: От вас могут потребовать пройти проверку технического состояния такси, перевозить пассажиров или использовать автомобиль в деловых целях.
В некоторых случаях дорожная полиция требует прохождения техосмотра для автомобилей старше четырех лет — при смене владельца, регистрации или при внесении изменений в конструкцию.
При желании вы можете проверить свой автомобиль в любом центре техосмотра и получить диагностическую карту.