Креативное мышление — что это такое в психологии. Что такое креативное мышление.

Содержание

Даже обычный поход в супермаркет может стать упражнением в творчестве — придумывайте новые способы добраться до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.

Что такое креативность и как ее развить?

Креатив — это самый оригинальный способ выразить свою креативность и нестандартное мышление. Это то качество, которое работодатели ищут в соискателях, но в то же время их пугает чрезмерная креативность сотрудников. Так что же такое творчество, необходимо ли оно в современном мире, можно ли его развить и что для этого нужно?

Впервые этот термин был введен психологом Джо Полом Гилфордом в середине прошлого века. Этот термин тесно переплетается с двумя латинскими словами: «creative» — творческий и «creatio» — создание. В английском языке есть синоним слова «креативность» — creation.

Интересный факт! По мнению психологов, творчество и креативность — это сестры, во многом похожие, но имеющие разные характеры.

Творчество ассоциируется с определенной деятельностью, определенными усилиями. А творчество — это, прежде всего, свобода, отсутствие правил и рамочных условий.

Итак, креативность — это способность человека мыслить нестандартно, принимать остроумные и смелые решения, используя весь комплекс инструментов, ресурсов, знаний и опыта. Родственное слово — изобретательность.

Стоит отметить, что существуют различные версии о происхождении творчества. По мнению одного из них, творчество развивалось в течение длительного периода времени под влиянием культурных и демографических изменений. Другая версия гласит, что способность к творческому мышлению возникла около 50 000 лет назад в результате мутаций на генетическом уровне.

Творчество и креативность

Многие люди ошибочно полагают, что творчество и креативность имеют одинаковое значение. В таком случае — зачем нужно было придумывать что-то креативное, если есть креативность? Дело в том, что творчество — это процесс, а креативность — это навык (врожденный или развитый), который помогает создать что-то. В практическом плане творческие люди — это художники, фотографы, писатели, которые реализуют себя через творчество. Термин «креативный» больше подходит для коммерческих профессий — маркетинга, дизайна, бренд-менеджмента.

Таким образом, творчество более интеллектуально и возвышенно, тогда как креатив сосредоточен на материальном. Более того, в бизнесе термин «креативный» звучит несерьезно и даже немного оскорбительно; креатив — это похвала и признание результатов работы.

Это важно: в современном мире термин «креативный» все больше и больше смещается в сторону оригинальности, нетрадиционности и, прежде всего, создания чего-то нового.

Доказано, что творчество напрямую связано с тем, как работают психические процессы, поэтому психологи уделяют много внимания этому явлению и понятию.

Креативное мышление в психологии

Психологи описывают креативность как фиксированную характеристику, определяющую уровень харизмы человека. Творчество, по мнению психологов, — это внутренний потенциал, который может раскрыться и проявиться, когда есть конкретная задача, которую нужно выполнить.

Абрахам Маслоу заявил, что творчество — это универсальное человеческое качество, которым обладают люди, стремящиеся к полному раскрытию своего личностного потенциала. Креативность помогает людям действовать творчески, т.е. оригинально, а не стандартным образом.

Психологи предлагают 10 критериев для оценки креативности человека.

  1. Все люди творческие. Психологи предлагают принять это утверждение как аксиому. Все дети в душе художники, но когда они вырастают, рутина и проза жизни берут свое.
  2. Творчество — это реакция человека на жесткие рамки и ограничения. Чем больше ребенка контролируют в детстве, тем более творческим он становится, когда вырастает. Это способ выразить внутренний протест против запретов.
  3. Скука и монотонность существования пробуждают творчество. Обратите внимание, что чем более неотличим человек от своей профессии, тем более ярким может быть его творчество. Мозг устает от однообразия и рутины и требует новых впечатлений.
  4. Творчество в сочетании. Доказано, что дети из разных культур более склонны к творчеству, поскольку им приходится приспосабливаться к различным нормам и правилам.
  5. Творчество возникает из пустоты, потому что ее нужно заполнить. Мы говорим о пустоте в личной жизни, в работе, в чувствах.

Признаки креативности ума

Девушка задумалась, а на заднем фоне нарисован ее мозг с одной стороны показывая его логичность а с другой креативность

Творческое мышление можно определить по следующим критериям:

  • Красноречие, скорость, оригинальность — у творческого человека за короткое время появится множество идей, причем все они будут нестандартными,
  • Гибкость мышления — для решения проблемы используются различные стратегии, инструменты и возможности,
  • Внимание к деталям — творческий человек проработает свою идею до мельчайших подробностей,
  • Абстрактное мышление — способность мыслить категориями, не существующими в реальном мире, и выражать их понятными словами.

Важнейшим критерием креативности является устойчивость к шаблонам, способность отвергать стереотипы и принимать большие объемы новой информации.

Американский психолог Скотт Барри Кауфман потратил годы на изучение концепции творчества и выделил 18 черт, которые характеризуют творческих людей:

  1. Они мечтатели — человек мечтает, когда его ум особенно активен, в этом состоянии внезапно возникают идеи. Исследования показали, что в сновидениях задействованы те же участки мозга и те же процессы, что и в творчестве,
  2. Эти люди всегда начеку — они находят вдохновение и возможности в окружающем их мире,
  3. Они работают только тогда, когда им лучше всего работается — для кого-то это раннее утро, для кого-то поздняя ночь — они строят свою жизнь вокруг своего творчества,
  4. Им важно побыть в одиночестве — статистика показывает, что творческие люди лучше всего работают в одиночестве,
  5. Такие люди извлекают пользу из всех жизненных трудностей — сложные ситуации становятся катализатором для создания настоящих шедевров. В психологии, кстати, есть целая область, посвященная посттравматическим состояниям, в результате которых возникают вспышки творчества,
  6. у них хороший вкус, потому что они окружают себя красивыми, изысканными вещами,
  7. Творческий человек — это визионер, то есть он может видеть связи между вещами, которые другим людям кажутся не связанными,
  8. Они не выносят банальности и однообразия, постоянно меняют мебель и пробуют что-то новое в жизни.

Творческих людей также интересует все новое, они любопытны, внимательны, часто идут на риск и не стесняются выражать себя.

Нередко творчество ассоциируется с неудачей и поражением, потому что люди с нестандартным мышлением постоянно находятся в поиске и приходят в себя только тогда, когда результат оправдывает ожидания. Чем сложнее задача, тем больше энтузиазм творческого человека — своего рода энтузиазм, стремление не к финансовой выгоде, а к реализации своих творческих идей и концепций.

Интересный факт! Когда творческий человек что-то создает, он может войти в особое состояние «потока» и таким образом достичь наивысшей концентрации и спокойствия. В этот момент ничто и никто не может вывести его из равновесия и отвлечь от творческого процесса.

Что влияет на уровень нашей креативности

В этом контексте уместно рассмотреть препятствия, которые стоят на пути развития творчества. Дело в том, что большинство этих препятствий создаются сами собой — это искусственные ограничения, навязанные обществом, окружающей средой или внутренними ловушками.

Развитие креативного мышления

Мужчина пишет обычным фломастером а получаются радужные пятна, символизируя креативность мужчины

К счастью, нестандартное мышление — это навык, который можно развить в любом возрасте. Это один из психологических навыков, а любой навык можно «прокачать». Для этого существует множество методик. Вот несколько простых и эффективных.

1. метод шести шляп.

Этот метод был разработан Эдвардом де Боно, британским психологом, специализирующимся на творческом мышлении. Каждая шляпа имеет цвет, символизирующий определенный образ мышления. Таким образом, любую ситуацию можно проанализировать с шести разных сторон, чтобы представить идею с разных точек зрения. Например, белый цвет означает холодную логику и прагматизм, красный — интуицию и предвидение, желтый — оптимизм и позитивность, черный — пессимизм и критицизм, зеленый — креативность, а синий — цвет лидера, принимающего окончательное решение.

2. Делайте обычные вещи по-новому.

Попробуйте есть левой рукой, а не правой; используйте другой способ добраться до работы. Таким образом, создаются новые нейронные связи, необходимые для экстравертного мышления.

3. Интересуйтесь тем, что не имеет отношения к вашей работе.

Если специалист по рекламе интересуется историей или менеджер — путешествиями, это уже творческий подход, а значит, развивает экстравертное мышление.

  Телефон упал в воду. Что делать если телефон упал в воду

4. обратите внимание на метод случайных слов.

Это отличный способ подходить к решению определенных задач. Например: вы работаете над презентацией, но у вас нет идей. Запишите любое существительное и придумайте 10 ассоциаций с этим именем. Теперь подумайте о различных вариантах использования каждого слова для этой конкретной задачи. 5.

Научитесь видеть нестандартные возможности в обычных вещах.

Возьмите любой предмет, сначала придумайте от 5 до 10 вариантов его использования, а затем попытайтесь понять, как этот предмет нельзя использовать. Обратите внимание, что вскоре вы опровергнете свои версии. И на заключительном этапе подумайте о различных способах нестандартного использования выбранного объекта.

Вот несколько более практических рекомендаций по развитию нестандартного мышления: начинайте свой день с нового запаха (лучше всего нюхать эфирные масла); посещайте места, где вы никогда раньше не были, например, новый магазин, парк или дорогу на работу; развивайте свои тактильные ощущения; экспериментируйте со стилем одежды (не обязательно радикальным, при условии, что вы меняете только одну вещь в своем гардеробе).

Помните: творчество невозможно без ясного ума — чтобы сохранить ум как можно более сосредоточенным, используйте техники медитации. Медитация улучшает память и снижает стресс.

Стереотипы в мышлении

Сначала нам нужно понять, что такое стереотипное мышление. Например, «все женщины мечтают только о богатом мужчине», «блондинки глупы», «большие деньги можно заработать только нечестным путем», «дороже — значит лучше» — все эти утверждения стереотипны, но это не делает их правдой. Стереотип — это обобщение на определенной основе; конечно, в этом случае нельзя говорить о творчестве или индивидуальности.

  • полярный — человек воспринимает все либо как «белое», либо как «черное»,
  • негативные предсказания — атмо предсказывает только плохое и несчастливое будущее,
  • неудачи в приоритете — человек наблюдает только плохие события,
  • доверяйте только первому впечатлению,
  • маркировка,
  • строгое следование нормам.

Это важно: творчество не может существовать без неопределенности. Представьте себе пожар: Добавьте кислород, и огонь будет гореть сильнее, отнимите кислород, и огонь погаснет. Неопределенность — это кислород для творчества. Откуда берется неуверенность? Просто выйдите из своей зоны комфорта.

Креативное мышление в психологии

Творческое мышление — это определение творческого человека, который может мыслить нестандартно. Это способность видеть ситуацию под другим углом зрения. Творческие люди чаще добиваются успеха в бизнесе, в личной жизни, в науке, в культуре и искусстве. Творческое мышление можно использовать во всех сферах жизни. Она помогает быстрее находить общий язык с людьми, быть более интересным собеседником, вносит яркие краски в жизнь, особенно когда, казалось бы, выхода нет.

Психологи утверждают, что развить творческое восприятие мира можно в любом возрасте. Дети особенно хороши в этом, потому что их никто не заставляет. В наше время развитие творческих способностей поощряется, тогда как не так давно в школах, колледжах и других учебных заведениях мышление детей ограничивалось определенными рамками, чтобы не делить группу на более и менее успешных.

Люди способны думать и воображать с самого рождения. Ни одно другое существо на этой планете не обладает способностью воплощать свои идеи в жизнь, кроме разумного человека. У одних людей эта способность выражена сильнее, у других — слабее. Для тех, кто хочет совершенствоваться и развиваться, это не проблема. Существует множество упражнений, которые помогают раскрыть силу творческого мышления.

Зачем нужно креативное мышление

Нужно мыслить творчески, чтобы не чувствовать себя скучным, серым человеком, который живет в определенных рамках. Есть много людей, которые не могут мыслить творчески. Они посредственны и не способны выполнять работу, которая имеет четкий план действий. Люди, не способные мыслить творчески, обычно не обладают лидерскими качествами. Они не могут вести переговоры, не могут начать бизнес, у них нет желания фантазировать и т.д. Они скучны, даже если не воспринимают себя таковыми. Если человек хочет расти интеллектуально, творчество играет большую роль. Эта способность помогает людям находить смысл в своих действиях, открывать и понимать многие жизненные ценности.

Креативно мыслящий человек является хорошим лидером

Креативный мыслитель — хороший лидер

Использование в бизнесе

В наш век технологий ни один бизнес не может обойтись без рекламы. Поскольку рынок перегружен товарами и услугами, трудно найти что-то новое, чтобы заинтересовать потребителя. Здесь на помощь приходят творческие мыслители. Они способны предложить потребителю товар таким образом, что потребитель даже не может подумать о том, чтобы отказаться от него. В этом случае потребитель считает, что покупает товар или услугу только по личным причинам. Эта способность PR-менеджеров и рекламистов высоко ценится в бизнесе. Многие работодатели готовы потратить большие деньги, чтобы заполучить ценного сотрудника из конкурирующей компании.

Людям с нестандартным подходом к ситуации не составляет труда начать собственное дело, даже если все вакансии давно заполнены. Они видят перспективы там, где их, казалось бы, нет. Стоит отметить, что такие бизнес-идеи часто оказываются очень успешными, хотя открыть производство с нуля, если у вас нет опыта в предпринимательстве, довольно сложно.

Творчество в бизнесе позволяет вести бизнес не по стандарту, а в соответствии с определенными правилами и законами.

Обратите внимание! Креативность позволяет точно определить проблему и выявить все возможные пути ее решения. Более того, люди с отличной психикой способны быстрее обрабатывать большой объем информации и одновременно решать некоторые проблемы.

Признаки креативности

Существуют определенные характеристики, которые указывают на творческие способности человека:

  1. Гибкость мышления,
  2. легкость мышления,
  3. легкость мышления, гибкость ума, гибкость мысли, гибкость мышления, гибкость мысли, гибкость мысли, существование нестандартных идей,
  4. Возможность выбрать наиболее выгодное из множества решений.

Гибкость мышления — это способность находить множество различных решений одной и той же проблемы. При приеме на работу в крупные компании существуют тесты, определяющие степень гибкости ума. Например, даны два слова, которые не имеют ничего общего друг с другом. За определенное время кандидат должен составить предложения, в которых эти слова используются и связаны осмысленно. Чем больше предложений, тем больше развивается творческое мышление.

Признаки креативности

Беглость — это способность обрабатывать большое количество мыслей за определенный промежуток времени. Например, для перечисления профессий до второй буквы алфавита требуется 3 минуты. Чем больше определений, тем лучше человек владеет языком и тем более ценным сотрудником он является.

Важно иметь нестандартные идеи или оригинальное мышление. Даже в дошкольных учреждениях психологи проводят с детьми тесты на оригинальность мышления. Один из таких тестов — спросить у детей, как выглядит воздушный шар. Взрослый с типичным мышлением ответит, что это похоже на воздушный шар; дети и подростки обладают более богатым воображением. Некоторые ответят, что он похож на бочку, аргументируя это тем, что воздушный шар и бочка содержат много воздуха. Как правило, в этом возрасте еще рано судить о степени креативности.

Умение выбрать самую прибыльную идею из многих — это качество высоко ценится в мире предпринимательства, потому что идей может быть много, но только одна принесет наилучшие результаты.

Американский психолог и исследователь творчества Эллис Пол Торренс выделил компоненты творческого мышления, по уровню развития которых можно оценить степень креативности конкретного человека.

Как развивать креативность

Полюбите процесс решения проблемы

Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но и в процессе приближения к цели — ему нравится думать, искать варианты и находить различные выходы из ситуаций. Когда вы сталкиваетесь с новыми задачами или неожиданными трудностями, научитесь воспринимать их не как проблемы, а как вызовы для вашего творчества.

Ищите оригинальные идеи

Не останавливайтесь на самом очевидном действии, но подумайте хотя бы о нескольких способах достижения цели и решения проблемы. Не ограничивайте себя искусственно.

Расширяйте кругозор

Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без воображения невозможно придумать действительно креативные идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, приобретайте опыт в полезной деятельности и активно изучайте окружающий мир.

Вы можете повысить свой творческий потенциал с помощью бесплатной онлайн-олимпиады Фоксфорда. Узнайте, способны ли вы мыслить творчески и решать нестандартные задачи.

Творчески подходите к повседневным делам

Старайтесь быть креативным во всех сферах своей жизни, не только во время учебы: придумывайте новые, интересные способы проведения свободного времени, занимайтесь необычными хобби, находите нестандартные решения повседневных проблем.

Даже обычный поход в супермаркет может стать упражнением в творчестве — придумывайте новые способы добраться до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.

Учитесь видеть необычное в обычном

Даже в знакомых местах обращайте внимание на все, что выглядит необычно, по-другому или выходит за рамки нормы. Научитесь смотреть на привычные предметы с новой точки зрения и находить им неожиданное применение. Например, если вы посмотрите на ветви деревьев весной, то заметите, что они похожи на переплетенные пальцы мифических существ.

Методики развития творческого мышления

Британский психолог Эдвард Де Боно, основатель теории латерального или бокового (нестандартного) мышления, описал в своих книгах различные техники, которые помогают развивать креативность и находить оригинальные способы решения проблем.

  3 способа сделать дипфейк путем замены лиц на видео. Как заменить лицо на видео.

Методика 1. Синектический штурм

Синтез — это слияние несовместимых элементов. Синтетический мозговой штурм как метод решения проблем был изобретен американским исследователем Уильямом Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно разработал свой собственный метод синтетического мозгового штурма. Она заключается в последовательном использовании прямых, личных, обобщенных и символических аналогий.

  • Сформулируйте проблему.
  • Перечислите, как люди обычно решают эту проблему (ищите прямые аналогии).
  • Подумайте, как бы вы сами решили эту проблему (используя личные аналогии).
  • Расскажите о проблеме своими словами и укажите ее характеристики (используя обобщенную аналогию).
  • Представьте, как известные вам исторические или вымышленные личности могли бы решить эту проблему (используя символическую аналогию).

Методика 2. Шесть шляп

Предназначен для групповой работы, но может использоваться и индивидуально. Для этого нужно пробовать разные «шляпы» одну за другой. Эта техника позволяет взглянуть на проблему с разных точек зрения. Каждая шляпа символизирует определенный подход к решению проблемы.

Белая шляпа информативна. В белой шляпе вам нужно собрать и выразить всю информацию о проблеме (факты, цифры, условия) и перечислить ресурсы и возможности для решения проблемы.

Зеленая шляпа — это креативно. В этой шляпе вы должны найти оригинальные способы решения проблемы.

Красная шапочка — это эмоциональная шапочка. Надев его, вы можете сосредоточиться на своих чувствах, сомнениях, страхах и других эмоциях, которые возникают, когда вы думаете о различных способах решения проблемы.

Желтая шляпа — оптимистичная шляпа. Обладатель этой шляпы фокусируется исключительно на положительной оценке предлагаемых идей.

Черная шляпа имеет решающее значение. В нем должны быть рассмотрены все недостатки, трудности и негативные последствия различных вариантов решения проблемы.

Синяя шляпа — это шляпа организатора. Он должен быть в конце, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.

Методика 3. Выход за рамки

Часто мы не можем решить проблему или проект, потому что достигаем пределов наших объективных условий или наших представлений о реальности. Метод «трансцендирования» означает отказ от этих ограничений.

  • Сформулируйте проблему.
  • Представьте, как можно решить эту проблему, имея неисчерпаемые ресурсы и возможности.
  • Изучите каждую пришедшую в голову идею и оцените, может ли она быть реализована полностью или частично в данных условиях.

Методика 4. Случайное слово

Это можно делать как в группе, так и индивидуально.

  • Сформулируйте проблему.
  • Произнесите слово, которое первым приходит вам на ум.
  • Постарайтесь связать его с проблемой.

Чем больше слов вы можете связать с проблемой, тем выше уровень вашей креативности. Лучше всего как можно меньше ассоциировать слова с проблемой.

Что запомнить

1. упражнения для развития креативности помогают активизировать работу мозга и подготовить вас к эффективному решению проблем. Но способность придумывать новые идеи и неожиданные ходы — это тоже привычка.

2. каждый день ставьте перед собой творческие задачи, ищите новые способы решения умственных и бытовых проблем, и творческое мышление станет привычкой, причем естественной привычкой.

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его характеристики, — довольно сложная задача. Одно из немногих объективных определений креативности/креативного мышления принадлежит психологу Олегу Константиновичу Тихомирову:

Методики для развития креативного мышления

Творческий потенциал есть почти у каждого, но его нужно развивать. Чтобы быстро и легко разработать идеи, есть несколько полезных упражнений.

Назовите слово и соедините его с метафорами, неожиданными прилагательными и интересными сравнениями. Чтобы научиться видеть необычное в обычном, вы можете читать художественную литературу. Чехов, например, назвал настроение «вареньем», а Цветаева создала поэтический образ ивы, назвав ее «льстивой». Восприятие мира как поэта или писателя раскроет ваш творческий потенциал.

Вы также можете практиковать случайные ассоциации. Откройте книгу, укажите пальцем на слово и запишите его, не глядя. Затем таким же образом выберите второе слово. Соедините два слова вместе и напишите рассказ.

Творческое решение: как развить креативность

Метод шести шляп

Этот метод позволяет взглянуть на каждую ситуацию с шести разных сторон. Каждая шляпа представляет определенный образ мышления. Вы можете использовать этот метод как в повседневной жизни, так и на рабочем месте, чтобы представить коллегам новый проект и объяснить идею с шести точек зрения.

Синхронизация полушарий

В зависимости от того, правша вы или левша, начните выполнять повседневные бытовые дела другой рукой. Это улучшит работу обоих полушарий мозга.

Перед выполнением важной задачи сделайте несколько пальчиковых упражнений, которые настроят вас на продуктивную работу.

Свободное рисование — еще одно упражнение для синхронизации работы полушарий мозга. Начните с рисования необычного, но простого пейзажа. Затем попробуйте нарисовать тот же рисунок другой рукой.

Вы можете рисовать обеими руками, создавая зеркальное изображение. Следите за тем, чтобы ваши руки двигались одновременно.

Смените декорации

Внимание человека рассеивается, когда он работает в одном помещении, он становится неаккуратным и совершает много ошибок. Попробуйте убрать вещи со стола, сменить канцелярские принадлежности или заменить лампу.

Если вы хотите полностью сменить обстановку, попробуйте устроить день совместной работы в коворкинг-центре или любимом кафе. Исследование, опубликованное в Journal of Consumer Research, показало, что окружающий шум в кафе приводит к появлению новых идей.

Позитивное отношение

Позитивный настрой помогает преодолевать трудности. Он также стимулирует работу мозга и помогает вам стать «дзен». ☺

Чтобы подготовиться к выполнению важного задания, возьмите чистый лист бумаги и разделите его пополам. На одной стороне перечислите все страхи и сомнения, а на другой — набросайте подробный план действий по преодолению всех трудностей. Если вы будете выполнять это упражнение регулярно, у вас выработается привычка заменять негативные мысли позитивными.

Человеческий мозг неохотно принимает перемены, но они полезны. Поначалу может быть трудно постоянно находить новые способы решения проблем, но систематические тренировки принесут свои плоды — ежедневная рутина превратится в интересное занятие.

Этот тип мышления делится на два вида: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление означает способность находить различные решения одной и той же проблемы. Конвергентное мышление — выбор наилучшего варианта из уже имеющихся. Существуют различные тесты для проверки уровня креативности.

Как научиться мыслить творчески?

Как уже говорилось ранее, существует множество подходов к пониманию творческого мышления и, соответственно, множество способов его преподавания. Популярные подходы к анализу творчества включают:

1 Концепция латерального мышления,
2 теория решения изобретательских задач..,
3 синектика,
4 метод «шести шляп»,
5 Некоторые другие методы.

Большинство этих подходов имеют схожие характеристики, но если вы попытаетесь изучить их все одновременно, вы можете запутаться.

Проанализировав многочисленные подходы к креативности, мы пришли к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (и ее интерпретация Филипом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Концепция латерального мышления лежит в основе этого курса. Он также взял некоторые важные приемы развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, понятия, заслуживающие особого внимания, были включены в отдельный урок, чтобы вы могли опробовать различные техники для развития творческого мышления. Но не будем забегать вперед, об этом мы поговорим в свое время. На данный момент вам просто нужно знать, чего ожидать на занятиях.

Уроки по творческому мышлению

Курс разделен на уроки, призванные познакомить вас с различными аспектами творческого мышления. Каждый урок даст вам основы, необходимые для применения и развития вашего творческого мышления.

Урок 1. Латеральное мышление

Чтобы мыслить нестандартно и действительно создавать что-то новое, полезно знать, как сломать шаблон и разработать новую идею. В этом уроке описывается модель латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации известного трейдера Филипа Котлера. Если вы знаете процесс творческого мышления, вы поймете, как сделать свой творческий процесс более продуктивным.

Урок 2. Фрейминг и фокусировка

Чтобы создать что-то новое, необходимо определиться с творческим направлением. Без такой отправной точки вы просто ничего не добьетесь. Как бы странно это ни звучало, но чем четче рамки, тем легче создать что-то новое. В этом уроке показана важность выбора фокуса и рассмотрены модели фокуса языка Роберта Дилтса (framing), которые могут послужить отправной точкой для процесса нестандартного мышления.

Урок 3. Разрыв шаблона

Если вы знаете алгоритм того, как осознанно смотреть на вещи под разными углами, вы сможете найти наиболее подходящий фокус (кадр) в любой ситуации. Но ничего нового пока не появилось, потому что мы просто меняем угол зрения, не меняя сам объект. Процесс латерального мышления только начался. Для продолжения необходимо применить так называемое «боковое прерывание» (прерывание вытягивания, сдвига или смещения). Именно разрыв шаблонов помогает нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.

Урок 4. Развитие творческого воображения

Как только происходит смещение в сторону, возникает множество, как правило, иррациональных (побочных) суждений. Теперь необходимо предпринять шаги для устранения возникшего разрыва шаблона. Следующий шаг — развитие творческого воображения для поиска и генерирования законченных творческих идей на основе преобразований, полученных на предыдущих этапах. Этот курс описывает методы, принципы и особенности развития творческого воображения и включает полезные техники, упражнения и игры.

  Сортировочный центр Давыдково (108971, 108982) — где находится. Давыдково сортировочный центр где это

Урок 5. Развитие креативности

На последнем этапе, помимо творческого воображения, важную роль играет креативность человека, то есть способность принимать и развивать принципиально новые идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых моделей мышления. Важно отметить, что креативность — это гетерогенная черта с различными характеристиками. Наиболее распространенные характеристики были определены известным американским психологом Джоуи Полом Гилфордом в 1960-х годах. Они рассматриваются в этом уроке.

Урок 6. Теории творчества и креативности

В XVI веке выдающийся английский философ Фрэнсис Бэкон жаловался на то, что научные открытия совершаются медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые превратили бы «создание новых вещей» в систематический, непрерывный процесс. С тех пор прошло много времени, и сегодня в распоряжении общества имеется множество теорий о творчестве и креативности, которые помогают нам взглянуть на существующие проблемы с нетрадиционной точки зрения и предложить нетривиальные решения. В этом курсе мы дадим обзор наиболее известных и часто используемых техник и концепций.

Как проходить курс?

Как уже было сказано, в этом курсе мы постарались дать только базовую информацию о творческом мышлении. По этой причине мы рекомендуем не пропускать ни одного урока и изучать их в том порядке, в котором они представлены.

Что касается самих занятий, то все зависит от ваших предпочтений и свободного времени. Однако лучше всего отводить на изучение урока 1-2 дня, чтобы информация усвоилась как следует. Кроме того, старайтесь выполнять все задания и упражнения, так как они напрямую влияют на результат. Чем больше вы практикуетесь, тем больше пользы вы получите от занятий.

Творческое мышление — это своего рода феномен, особый спусковой крючок для возбуждения. Чем нестандартнее мышление, тем интереснее для человека найти как можно больше решений, а не следовать первому пришедшему в голову плану.

Креативное мышление: что это такое, как измерить и повысить свой потенциал

Творческое мышление считается одним из ключевых навыков 21 века. Все просвещенные люди говорят о важности его развития. К сожалению, в них не рассматривается вопрос о том, как оценить свою креативность и можно ли ее улучшить. Мой вклад — это попытка ответить на эти вопросы, используя достижения современной науки.

Для начала нам нужно понять, что такое творческое мышление. Мне понравилось следующее определение: Творческое мышление — это разработка необычных и хороших решений оригинальной проблемы. Согласно этому определению, процесс творческого мышления делится на две фазы:

  1. создание необычных решений
  2. Выбор достаточно хороших решений для решения проблемы.

В соответствии с этим принципом можно выделить два типа творческого мышления:

  1. дивергентность — способность находить различные решения одной и той же проблемы
  2. конвергентность — способность выбирать наилучшее решение из всех имеющихся

Простой способ измерить работу дивергентного мышления — поставить задачу, которая включает в себя изобретение способов использования предметов. Например, «Придумайте как можно больше способов использования кирпича. Если вы читали книгу «Гарри Поттер и приемы рационального мышления», то, возможно, помните следующий эпизод. В главе 16, «Необычное мышление», профессор Квиррелл просит Гарри придумать десять необычных применений для предметов, которые он находит в кабинете для сражений. Это типичное задание на дивергентное мышление, предложенное известным психологом Джой Полом Гилфордом, создателем модели структуры интеллекта.

Результаты оцениваются по следующим 4 критериям:

  1. Гибкость — Количество уникальных категорий использования. Использование кирпича в качестве смертельного оружия или средства лишения сознания может быть отнесено к категории использования. Использование кирпича в качестве утюга, с другой стороны, относится к новой категории.
  2. Инновация — оригинальность использования. Это измеряется двумя способами: субъективно и объективно. Субъективный метод довольно прост: каждый из судей выставляет оценку от 1 до 5 баллов, основываясь на собственном восприятии и опыте. Удивительно, но этот метод в значительной степени научно обоснован. Объективный метод — тестировщики фиксируют, как часто участники предлагали использовать объект определенным образом. Например, кирпич как смертельное оружие. Затем они проверяют относительную новизну предложенного выбора.
  3. Полезность — практическое применение. Здесь все очень просто. Если вы можете применить предложенные идеи в реальной жизни, они имеют высокую полезность. Маловероятно, что вы будете использовать кирпич в качестве утюга. Кирпич может быть использован в качестве орудия убийства, если жертва будет застигнута врасплох. Но как заменитель стула, вполне вероятно, что вы использовали его хотя бы раз в жизни. Профессор Квиррелл упрекнул Гарри именно из-за ограниченной полезности его идей.
  4. Беглость — это общее количество неповторяющихся вариаций. Если вы напишете «использовать кирпич как табурет» и «использовать кирпич как табурет», то эти два варианта считаются за один.

Конвергентное мышление проверяется с помощью теста вербальной креативности Медника (тест RAT), в котором вам предлагается серия из трех слов. Задача: найти четвертое слово, которое объединяет три других слова. Например, к словам «гражданин», «великий» и «мир» присоединяется слово «война». В оригинальном экзамене часто используются слова из разных типов слов: Прилагательное, существительное, наречие и т.д.

Часть 2. Как повысить свой креативный потенциал

Каждый из нас обладает различной способностью находить творческие решения. К счастью, эту способность можно улучшить. Существует два основных способа:

  1. изменение контекста
  2. использование специальных методов

Я поделюсь некоторыми принципами работы с медиумом, которые использую сам и которые были научно доказаны. Существует несколько хороших книг, посвященных конкретным техникам. Я перечислю их в конце этой статьи.

Что может повысить креативность:

1. Возможно, вы слышали историю об Архимеде, который нашел решение проблемы, сидя в ванне. Ньютон, который сделал свое открытие, сидя во фруктовом саду под яблоней. Эйнштейн, который любил играть на скрипке между своими мыслями. Все эти личности занимались тем, что в науке называется блужданием ума.

Блуждание ума считается важным процессом в творческом мышлении. Этот процесс позволяет найти нетривиальные связи между идеями. Противоположностью является когнитивная фиксация — процесс, когда человек буквально зацикливается на конкретном решении проблемы, не видя альтернативных подходов.

Само творческое мышление делится на два типа: дивергентное и конвергентное мышление. Дивергентное мышление — способность находить различные решения одной и той же проблемы. Конвергентное мышление — это способность выбрать наиболее эффективное из этих решений.

Исследование 2017 года показало, что переключение между задачами может снизить когнитивную вовлеченность и повысить эффективность обоих типов творческого мышления. Эффект был сильнее для конвергентного мышления.

Испытуемые были разделены на три группы. У каждой группы было 12 минут на выполнение задания. Первая группа должна была переключаться между заданиями каждые 30 секунд. Вторая группа работала на своем комфортном уровне. Третья группа должна была работать в течение 6 минут без переключения на первое задание, а затем в течение 6 минут на второе задание.

Первая группа показала значительно лучшие результаты, чем две другие. Интересно, что вторая группа справилась с задачей не хуже третьей. Поэтому мы инстинктивно выбираем неэффективную стратегию для выполнения творческих задач.

2. мозговой штурм в одиночку, обсуждение вместе При работе над новым продуктом необходимо проводить совместный мозговой штурм. К сожалению, эти встречи не всегда проходят удачно.

Мне сразу вспоминается мультфильм про Винни-Пуха, в котором Винни говорит: «Это неправильные пчелы, и они делают неправильный мед». То же самое с мозговым штурмом: все неправильно. После встречи у вас остается впечатление, что вы не узнали ничего нового и зря потратили время.

И здесь наука нашла решение проблемы. Эффективность мозгового штурма можно повысить, если попросить каждого участника самостоятельно подумать о различных способах решения проблемы. И использовать совместную сессию не для разработки вариантов, а для выбора лучших из общего списка. Это простое решение повысило «новизну» предлагаемых решений.

Почему это сработало: Работа в команде, как правило, приводит к конформистским решениям и когнитивной одержимости. Это тенденция излишне концентрироваться на одном решении. Во время групповой работы участники начали развивать уже имеющиеся у них идеи вместо того, чтобы искать инновационные решения.

3. музыка Исследователи решили выяснить, как различные типы музыки влияют на творческое мышление. Они выбрали четыре типа музыки: спокойную, радостную, грустную и тревожную. Контрольная группа работала в тишине.

Часть 3. Какие книги почитать

Здесь я буду краток. Интернет полон обзоров и рейтингов этих книг. Некоторые я уже прочитал и активно применяю, другие ждут своей очереди.

Василий Лебедев, CRAFT Майкл Микалко, Rice Assault Майкл Микалко. Нарушение творческого Эдварда де Боно, гений Генриха Альтшуллера. В поисках идеи Марк Леви. Гений по вызову Дэйв Грей. Маргинальное мышление Джулия Кэмерон. Путь художника Гарета Мура. Латеральная логика

Читайте книги, применяйте техники на практике и используйте их для поиска творческих решений.

Надеюсь, эта статья приоткрыла завесу тайны над понятием «творческое мышление». На своем канале в Telegram я пишу об обучении, когнитивном развитии и о том, как работать с информацией. Я с нетерпением жду ответа от всех заинтересованных лиц.

Оцените статью
Бизнес блог