В возрасте 6 лет Фрида заболела полиомиелитом. Из-за болезни ее правая нога уменьшилась, а левая стала короче правой. Инвалидность не помешала девушке вести полноценную жизнь. Она плавала, занималась боксом и даже футболом, как мальчишки в ее районе. Ей приходилось прятать свою короткую ногу под брюками и длинными юбками.
Кало, Фрида
Магдалена Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон (исп. Magdalena Carmen Frieda/Frida Kahlo y Calderón 1 2 ? 6 июля 1907, Койоакан 3, Мехико, Мексика — 13 июля 1954, там же) — мексиканская художница, наиболее известная своими автопортретами 4 и жена Диего Риверы.
Фрида Кало родилась дочерью немецкого еврея и мексиканки индейского происхождения. В возрасте 6 лет она заболела полиомиелитом, после чего хромала до конца жизни, а ее правая нога стала тоньше левой (которую Кало всю жизнь прятала под длинными юбками). Этот ранний опыт борьбы за право жить полной жизнью закалил характер Фриды.
В 15 лет она поступила в Национальную подготовительную школу (Preparatoria), чтобы изучать медицину. В этой школе было всего 35 девочек из 2 000 учеников. Фрида сразу же завоевала авторитет, когда вместе с восемью другими студентами создала закрытую группу под названием «Качуча». Ее поведение часто называют экстравагантным.
Там же она встретила своего будущего мужа, известного мексиканского художника Диего Риверу, который работал над своей картиной «Творение» в подготовительной школе с 1921 по 1923 год.
В возрасте восемнадцати лет, 17 сентября 1925 года, Фрида попала в серьезную автомобильную аварию, в результате которой получила тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, перелом ребер, тройной перелом таза, одиннадцать переломов правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую ногу и вывихнутое плечо. Кроме того, ее живот и матка были проткнуты металлическими перилами, что привело к серьезному повреждению ее репродуктивной функции. В течение года она была прикована к постели, и проблемы со здоровьем сохранились до конца ее жизни. Затем Фриде пришлось перенести десятки операций и в течение нескольких месяцев лежать в больницах и выписываться из них. Несмотря на свое горячее желание, она не смогла стать матерью.
После этой трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды была изготовлена специальная рама, которая позволяла ей рисовать лежа.7 Под пологом кровати было размещено большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Ее первой картиной был автопортрет, который навсегда определил основное направление ее творчества: «Я рисую себя, потому что провожу много времени в одиночестве и потому что лучше всего знаю предмет.
В 1929 году Фрида Кало стала женой Диего Риверы. Ему было 43 года, ей — 22. Двух художников связывало не только их искусство, но и общие политические убеждения — коммунизм. Их бурная совместная жизнь стала легендарной. В 1930-х годах Фрида недолго жила в США, где работал ее муж. Это вынужденное длительное пребывание за границей в развитой индустриальной стране заставило ее остро ощутить этнические различия.
С тех пор Фрида питала особое пристрастие к традиционной мексиканской культуре8, собирала старинные артефакты и даже носила этнические костюмы в повседневной жизни.
Поездка в Париж в 1939 году, где Фрида была впечатлена тематической выставкой мексиканского искусства (одна из ее картин была даже приобретена Лувром), еще больше развила ее патриотические чувства.
В 1937 году советский революционер Лев Троцкий ненадолго попросил убежища в доме Диего и Фриды. Считается, что его прогнала очевидная влюбленность в упрямую мексиканку.
В 1940-х годах картины Фриды были представлены на многих важных выставках. В то же время ее проблемы со здоровьем ухудшились. Лекарства и наркотики, облегчающие ее физические страдания, изменяют ее психическое состояние, что ярко отражено в ее дневнике, ставшем культовым среди ее поклонников.
Характер
Несмотря на жизнь, полную боли и страданий, Фрида Кало обладала живой и раскрепощенной экстравертной натурой, а ее повседневная речь была полна ненормативной лексики. В юности она была конкурентоспособной девушкой, которая не утратила своего рвения и в более зрелом возрасте. Кало много курила, увлекалась проституцией (особенно текилой), была открыто бисексуальна, пела непристойные песни и рассказывала не менее непристойные шутки гостям своих диких вечеринок.
На творчество Фриды Кало большое влияние оказало мексиканское народное искусство и культура доколумбовых народов Америки. Ее работы полны символов и фетишей. Но влияние европейской живописи также чувствуется в ее творчестве — например, в ранних работах Фриды четко прослеживается ее предпочтение Боттичелли.
Специалисты считают 1940-е годы расцветом творчества художницы, временем создания ее самых интересных и зрелых работ.
Выставки
В 2003 году в Москве прошла выставка работ и фотографий Фриды Кало.
Картина «Корни» была выставлена в галерее Тейт в Лондоне в 2005 году, а ее персональная выставка в галерее Тейт стала одной из самых успешных в истории галереи — ее посетили около 370 тысяч человек.
Стоимость картин
В начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» («Raices») был оценен экспертами аукциона Sotheby’s в 7 миллионов долларов (первоначальная оценка на аукционе составляла 4 миллиона фунтов). Картина была выполнена художником в 1943 году (после его повторного брака с Диего Риверой) маслом на металлической пластине. В том же году эта картина была продана за 5,6 миллиона долларов, что является рекордной суммой среди латиноамериканских работ 9 .
Другой автопортрет Кало 1929 года, проданный в 2000 году за 4,9 миллиона долларов США (первоначальная оценка — 3-3,8 миллиона долларов США), остается рекордным по стоимости среди картин Кало.
Дом-музей
Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на небольшом участке земли. Толстые внешние стены, плоская крыша, единый жилой этаж, планировка, благодаря которой в комнатах всегда прохладно, и все открыто во внутренний двор — почти пример дома в колониальном стиле. Он был расположен всего в нескольких кварталах от главной площади города. Снаружи дом на углу улиц Лондрес и Альенде выглядел как все остальные в Койоакане, старом жилом районе в юго-западном пригороде Мехико. В течение 30 лет внешний вид дома не менялся. Но Диего и Фрида построили его таким, каким мы его знаем: дом в доминирующих синих тонах с витиеватыми высокими окнами, оформленный в традиционном индейском стиле, дом, полный страсти.
Вход в дом охраняют два гигантских Иуды; их фигуры из папье-маше размером метр на двадцать пять жестикулируют, словно просят друг друга говорить.
Внутри палитры и кисти Фриды лежат на рабочем столе, как будто она их там забыла. Рядом с кроватью Диего Риверы лежат шляпа, его рабочий халат и большие ботинки. В большой угловой спальне есть стеклянный шкаф. Над ним написано: «Фрида Кало родилась здесь 7 июля 1910 года». Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда ее дом стал музеем. К сожалению, надпись неточна. В свидетельстве о рождении Фриды указано, что она родилась 6 июля 1907 года. Но она решила кое-что более важное, чем подробные факты, и решила, что родилась не в 1907, а в 1910 году, в год начала Мексиканской революции. Будучи ребенком в революционное десятилетие и живя на хаотичных и кровавых улицах Мехико, она решила, что родилась вместе с этой революцией.
Еще одна надпись украшает ярко-синие и красные стены внутреннего двора: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». Она отражает эмоциональное, идеалистическое отношение к браку, которое, в свою очередь, отличается от реальности. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели четыре года (до 1934 года), они жили в этом доме просто так. С 1934 по 1939 год они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхель. Затем последовали длительные периоды, когда Диего, предпочитавший жить отдельно в студии в Сан-Анхеле, вообще не жил с Фридой, не говоря уже о том, что в течение года Риверы расходились, разводились и снова женились. Обе надписи приукрасили действительность. Как и сам музей, они являются частью легенды о Фриде.
Когда жизнь буквально ломает тебе кости, кажется, что у тебя нет другого выбора, кроме как бороться. Кало не жила по остаточному принципу. Она по-прежнему любила, творила и умела быть счастливой.
Автопортреты
Когда ей было 18 лет, с Фридой произошел несчастный случай: трамвай врезался в автобус, в котором она сидела. Девочка получила серьезные травмы, и ей пришлось перенести несколько операций. Большую часть времени она проводила лежа, а чтобы отвлечься, начала рисовать.
За свою жизнь Кало написала 55 автопортретов. Она сказала: «Я рисую автопортреты, потому что знаю себя лучше, чем кто-либо другой. Я рисую свою реальность. Я рисую, потому что не могу не рисовать, я рисую то, что приходит мне в голову, не задумываясь».
Кисти
«В моей жизни было две случайности: одна — когда автобус столкнулся с трамваем, другая — Диего», — так говорила Кало о встрече со своим будущим мужем, знаменитым художником Диего Риверой.
Именно ему Фрида показала свои первые работы. «Фрида — единственная художница в истории искусства, которая открыла свою грудь и свое сердце, чтобы раскрыть биологическую правду своих чувств», — писал Ривера о творчестве своей жены.
Монобровь
На своих автопортретах Фрида рисовала себя в совершенно разных образах: только что появившейся на свет и собирающейся родить ребенка, с попугаями и экзотическими животными, с «обнаженным» сердцем и «двойным». Но знаменитый единорог есть на всех картинах.
Однажды Ривера сравнил брови художницы с птичьими перьями — позже Кало изобразила их такими на одном из своих автопортретов. Каждый день она использует свой любимый черный карандаш Revlon, чтобы подчеркнуть брови. Кало также была фанаткой губной помады: она подписывала свои письма и фотографии отпечатками красной помады.