В рамках проектной и исследовательской деятельности вы сможете приобрести умение планировать и организовывать свою работу, развивать творческие способности и выражать себя в обществе.
Как организовать проектную деятельность в начальной школе? Советы эксперта
Фото.
Как мы можем разрабатывать проекты, которые вдохновляют и учеников, и учителей? Какова роль учителя в этом процессе? Какие типы проектов подходят для начальных школ? На эти вопросы мы отвечаем вместе с экспертом курса Учи.ру «Проекты в начальной школе» Юноной Архиповой, доктором педагогических наук, преподавателем кафедры начального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Что такое проектная деятельность
В педагогической теории — это совместная педагогически-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, методы и средства и направленная на достижение общего результата.
Несмотря на такое скучное определение, сама работа над проектами гораздо интереснее. Дети учатся решать важную для них проблему, выполняя определенные шаги, и в результате получается конкретный продукт.
Чем отличается от творчества
Творчество означает создание чего-то нового. В этом смысле он естественным образом связан с деятельностью проекта. Но для того, чтобы «превратить» творчество в проект, необходимо
- определить цель,
- иметь четкое представление о том, чего мы хотим достичь,
- проработать этапы реализации,
- Установите конкретные временные рамки для деятельности.
Например, спонтанное создание уникальной открытки к 8 марта — это творческая деятельность студента. Создание 20 открыток для празднования Дня учителя за одну неделю — это проектная деятельность.
Чем отличается от исследования
Работа над проектом всегда направлена на решение конкретной проблемы, которая является личностно или социально значимой. Это отличает его от исследований.
Исследователь ищет ответы на вопросы: из чего сделан объект? Каковы его свойства? Каковы его характеристики и свойства? Каковы его характеристики? Каковы его свойства? Результатом исследования является новое знание.
Исследование может быть частью проектной деятельности. Например, ученик находит информацию о том, как гусеница превращается в бабочку — это исследовательская задача. С полученными знаниями он или она может затем дома выполнить проект по выращиванию бабочки из гусеницы.
Какие типы проектов можно реализовать в начальной школе
Творческий
Результатом проекта является творческий продукт.
Например, дети могут разработать пригласительные открытки для новогодней вечеринки. В данном случае проблема проекта заключается в том, как создать понятное и привлекательное приглашение, какой текст придумать и как его организовать. Цель — разработать макет пригласительной открытки, в которой будет содержаться вся информация о вечеринке.
Информационный
Результатом проекта является база знаний.
Учителям иногда приходится выполнять задания по профориентации в начальной школе, например, рассказывать о различных профессиях. Это можно сделать с помощью проекта «Что мы знаем о профессиях наших родителей», цель которого — составить список профессий, в которых работают родители в классе.
Исследовательский
Результаты проекта — это выводы, сделанные на основе опроса.
На уроке «Мир вокруг нас» дети часто проводят микроисследования, и это можно делать и на других уроках. Например, обратите внимание учащихся на пословицы и поговорки и поставьте перед ними следующую задачу: Какое значение имеют пословицы в жизни современного человека? Вместе со студентами мы сформулируем гипотезу: Большинство пословиц и поговорок играют важную роль в жизни современного человека. Цель проекта — доказать или опровергнуть гипотезу.
имеет конкретную структуру, определенные цели и актуальную тему исследования. Например, «Моя родословная», «Работа мечты», «Великая Отечественная война и моя семья».
Кто участвует в проектной деятельности
В проекте есть три типа участников:
- Студенты — субъекты деятельности, авторы и инициаторы процесса,
- воспитатели и учителя — они практикуют уроки и помогают в организационных вопросах,
- родители учащихся — они консультируют детей, дают им мотивацию и моральную поддержку.
Виды проектной деятельности в школе
В зависимости от вида деятельности проекты могут быть:
- творческий,
- игривый
- Информативный
- Тематически ориентированный
- Исследования.
Количество участников: индивидуальное (каждый студент работает над своим проектом) или групповое (в парах, мини-группах).
Цели и результаты проектной деятельности в школе
Одной из особенностей проектов можно считать социально значимый результат. Результаты проектов могут быть как минимум двоякими:
- Продуктивный — создание материальных или нематериальных продуктов, таких как: Приобретение новых знаний, обобщенных учеником в наглядной форме; создание арт-объекта, произведения искусства, оборудования, изобретения, технологии.
- Образование — это уже упомянутые гибкие и жесткие навыки (soft skills и hard skills), развитие ценностей, сформированных в ходе проекта.
Несмотря на то, что проект занимает много времени и является сложной задачей для маленьких детей, проектное обучение заслуживает того, чтобы активно использоваться в школах. Независимо от первоначальной задачи, она является отправной точкой для будущего развития личности.
Почему создавать проекты — действительно важно?
От теории к практике: То, что вы изучаете в школе, является теоретическим, но не всегда может быть реализовано на практике. Несколько опытов или экспериментов в школьной лаборатории не заменят большого исследовательского проекта. Например, если ребенок сажает семя, выращивает росток, который становится культурным растением, описывает этот опыт в дневнике и делает презентацию на основе небольшого личного исследования. Таким образом, вы сможете систематизировать свои биологические знания и научиться делиться своим опытом.
Навыки совместной работы: Благодаря совместным проектам дети учатся работать в команде, развивают лидерские качества и способствуют сплочению коллектива. Когда дети вместе работают над составлением карты, отмечают дома ветеранов, поздравляют их с праздниками и записывают воспоминания, важный общественный проект, в котором каждый играет свою роль, становится прекрасным опытом, где дети учатся делать поблажки, поддерживать друг друга и достигать общих целей.
Он развивает чувство ответственности и инициативы: результатом проекта является осязаемый конечный продукт, проект не может быть написан по книге готовых заданий. Студент понимает, что успех проекта зависит от его/ее усилий. Если этот предмет им нравится, они могут продемонстрировать свои навыки в будущей профессии.
Какими бывают школьные проекты?
- творческий,
- игривый
- применимо,
- Информативный
- Тематически ориентированный
- исследования,
- социальный.
Проекты могут быть индивидуальными или групповыми.
Работа над проектом также имеет определенные фазы.
Этапы работы над проектом
Сначала необходимо определиться с темой и целью проекта. Затем выберите методы достижения этих целей. Например, «семейный» проект для учеников начальной школы может состоять из рисунка с рассказом о каждом члене семьи и плаката с семейными фотографиями, семейного дерева. Затем вам нужно подумать о том, как осуществить проект: Что необходимо для его создания? Должны ли родители принимать участие в этом процессе или следует проконсультироваться с учителем? Следующий шаг — составить план проекта, отработать «защиту», представить результаты своей работы общественности и, наконец, написать резюме.
- Тема проекта должна быть актуальной, то есть представлять интерес для широкой аудитории и касаться вопросов реальной важности и решать проблемы, с которыми сталкивается класс, город или планета сегодня.
- Важно, чтобы проект был осуществим. Это поможет вам научиться оценивать свои сильные стороны. Маловероятно, что ученик построит космический корабль, но он может сделать бумажную модель и поговорить об истории космических путешествий.
- Тема должна быть интересной. Трудно создать хороший продукт, если вы слишком много работаете. Если у вас есть выбор, лучше выбрать тему, которая вам нравится и вызывает у вас интерес.
Существует множество различных классификаций проектов. Большинство учащихся классифицируют школьные проекты по форме, продолжительности, дисциплине и основному виду деятельности.
Выбор темы проектной деятельности в школе
Важно, чтобы ребенок выбрал тему, которая его интересует, и определил темы, которые будут затронуты в исследовании. Иначе пропадет желание ответственно и хорошо выполнять задание. Тема должна быть уникальной, необычной и простой для понимания.
При выполнении первых проектов ребенку обязательно нужна помощь взрослых. Однако он также должен внести свой вклад в проект наилучшим образом. Желательно завершить работу быстро, так как детям этого возраста трудно долго концентрироваться на чем-то одном.
Если учитель знает, чем интересуется конкретный ученик, он может помочь ему выбрать тему или дать готовое задание. Но лучше, если ребенок сам примет решение. Хотя более вероятно, что большую часть работы по созданию проекта придется делать родителям (если ребенок учится в первом классе, например).
Вы можете использовать учебник, например, по естествознанию, чтобы найти интересные темы для проектной деятельности. Изучите учебный материал и выберите привлекательную территорию для исследования. В некоторых учебниках темы для проектов уже даны, что несколько облегчает задачу. Ребенок может предложить область, которая не была рассмотрена на уроке (свободная тема). После того как преподаватель одобрил тему исследования, вы можете приступить к работе над этапами.