Основными средствами выразительности в скульптуре являются: размещение фигуры в пространстве, метафора ее движения, поза, жест, моделирование света и тени, подчеркивающее рельеф фигуры, архитектурная организация объема, визуальный эффект массы, весовые соотношения, выбор пропорций, специфических в каждом конкретном случае, тип силуэта.
Скульптура – искусство “оживления” камня
Скульптура — это не просто один из видов изобразительного искусства. Это форма магии, которая превращает неодушевленный предмет, аморфное сырье, в нечто «живое» и прекрасное.
Поскольку скульптура существует в трехмерном пространстве, а не на плоскости, она дает художникам возможность сделать изображение более ярким и выразительным.
Однако не стоит забывать, что это самый сложный вид искусства. Но чем может быть скульптура? Какие жанры и типы выделяют эксперты? Я рекомендую вам лучше познакомиться с принципами скульптуры, одного из самых интересных и древних видов искусства.
Немного истории
Я не могу сказать, когда были созданы первые скульптуры руками человека. Люди занимались скульптурой с древних времен.
Предполагается, что они хотели таким образом выразить свои взгляды, сохранить память о появлении божеств или определенных явлений. Первые скульптуры, несомненно, были связаны с религиозными культами.
Антуан Луи Бари, «Лев и змея», 1835 г. Местонахождение: Бронза, Лувр, Париж, Франция
Впоследствии скульптуры стали более утонченными, реалистичными и гармоничными. Но религия продолжала доминировать в творчестве скульпторов.
Вспомните знаменитые статуи в Древней Греции или Древнем Египте. Почти все они посвящены божествам или царям, которые считались воплощениями богов.
Столб Ипи, Древний Египет, вторая половина XIV века до н. э., известняк.
Материалы
Материал, используемый большинством скульпторов, постепенно менялся. Однако были и личные предпочтения мастеров. Скульптура — это произведение искусства, выполненное из камня. Однако мрамор или другие минералы не всегда использовались для создания уникального образа.
Не менее популярным материалом является медь. И если мрамор идеально подходит для создания мягких линий и форм, то бронзовые скульптуры могут в полной мере передать динамизм и энергию. Многие античные герои были отлиты из бронзы, чтобы подчеркнуть их мужественность и ловкость.
Грегор Эрхарт «Святая Мария Магдалина», начало XVI века, местонахождение извести.
С другой стороны, дерево — один из самых древних материалов. Его использовали с самого рассвета человечества. В Средние века деревянные скульптуры особенно ценились, а в эпоху Возрождения деревянные творения часто украшали кафедры церквей и соборов.
Единственным недостатком этих изделий была их хрупкость, именно поэтому многие знаменитые творения, описанные в источниках, так и не увидели современные люди. Кроме того, широко использовались скульптуры из драгоценного металла, искусственного камня и стекла.
Материалом для скульптур могут служить даже растения / 4tololo.ru
Скульптура животных — это отдельная группа жанров пластического искусства. Изображая животное, художник часто хочет символически выразить характер, которым обладает фигура (волки — храбрость, олени — благородство, лисы — хитрость).
Скульптура из металла.
Искусство металлической скульптуры развивалось динамично и почти одновременно с открытием человеком техники плавки металла.
Малое количество древних металлических скульптур объясняется не их непопулярностью, а тем, что они в основном предназначались для военных или бытовых целей.
Медь (бронза и олово), золото, серебро, алюминий, сталь, бронза, латунь, свинец и железо — вот лишь краткий перечень наиболее популярных материалов для металлических скульптур.
Большинство металлов чрезвычайно прочны и предоставляют практически неограниченную свободу творчества. Цвет, блеск и отражение света — вот некоторые из уникальных свойств металла, которые высоко ценятся скульпторами.
Литье, прессование, ковка, гибка, резка, сварка и штамповка — вот лишь краткий перечень известных сегодня методов обработки металлов.
Художники часто используют нержавеющую сталь для скульптур в современном абстрактном стиле — материал, который подходит не только для небольших интерьерных скульптур, но и для скульптур в садах и городах.
Сталь позволяет выполнять относительно масштабные, точные работы, для которых другие материалы либо невозможны, либо неэкономичны.
Для городских целей в России широко используются бронзовые скульптуры.
С практической точки зрения бронза является подходящим материалом для скульптур, которые имеют колоссальные размеры или представляют собой движущиеся объекты: Фигуры, которые двигаются такими движениями, не нуждаются в опорах для ног, рук и т.д. в бронзовых скульптурах, которые необходимы в каменных скульптурах.
Наконец, латунь предпочтительна для скульптур на открытом воздухе, особенно в северном климате. Поскольку латунь не поддается атмосферным воздействиям, на ее поверхности может образоваться зеленоватый или темный налет, который красиво смотрится благодаря процессу окисления.
Благодаря своей богатой, естественной, бархатистой текстуре и охристому цвету кортеновская сталь становится все более популярной в России, как в архитектуре, так и в производстве различных малых архитектурных форм и, в частности, кортеновских скульптур.
Кортен поддерживает и определяет современный стиль сада, а цвет, контрастирующий с зеленью современной скульптуры, идеально подходит для любого сада.
В интернет-магазине LAGO VERDE вы можете приобрести скульптуры и арт-объекты из стали Corten по представленным на сайте эскизам, а также установить современную скульптуру по эскизам или фотографиям заказчика, что дает нашим клиентам большой простор для творчества. Направляйте свои запросы на info@lago-verde.ru.
Скульптура из композитных материалов и смолы .
В настоящее время в производстве современных скульптур все чаще используются композитные материалы, особенно стеклохолст — материал, состоящий из стеклохолста (армирующего материала) и связующего (полимера).
Стеклопластик можно красить, декорировать, гальванизировать, покрывать пленкой ПВХ и натуральным шпоном, а также подвергать всем видам механической обработки. Физические свойства стекловолокна гораздо более устойчивы к атмосферным воздействиям, чем у других материалов, поэтому стекловолокно все чаще используется не только для малых скульптур, но и для садовых скульптур и различных объектов стрит-арта.
Композитный материал предлагает скульпторам широкий спектр творческих возможностей, позволяя создавать объекты любой формы и с различными поверхностями, такими как металл, фарфор, камень и имитация дерева.
Современные скульптуры из смолы — это ни с чем не сравнимое зрелище и радость от созерцания.
Этот материал подходит только для использования внутри помещений, он также используется в качестве альтернативы стеклянным работам.
Скульптуры из стекла
Стеклоделы и по сей день создают из муранского стекла потрясающие предметы искусства: Нежные, прозрачные иллюзии создаются руками мастеров.
При реализации идеи художник использует пластические свойства расплавленного стекла, которые позволяют ему создавать довольно сложные по форме и декоративности объекты.
Скульптуры из выдуваемого вручную стекла может изготовить только художник, в совершенстве владеющий всеми тонкостями этой техники, и совершенно невозможно иметь две одинаковые скульптуры, каждый объект приобретает новый и неповторимый облик.
С другой стороны, дерево — один из самых древних материалов. Его использовали с самого рассвета человечества. В Средние века деревянные скульптуры особенно ценились, а в эпоху Возрождения деревянные творения часто украшали кафедры церквей и соборов.
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Библиографический архив: техники и материалы каменной скульптуры — текст : онлайн // Artoved.ru — интернет-ресурс по искусству и культуре : сайт — 2016 — URL: https://iskusstvoed.ru/2016/02/14/tehniki-i-materialy-skulptury-iz-kam/ (accessed 5.10.2022)
Техники и материалы скульптуры из камня
7 лет назад Enottt Comments Off on Техника и материалы каменной скульптуры.
Камень — самый распространенный из твердых материалов, который может иметь различные цвета и разную степень твердости. Самыми твердыми являются обсидиан, черный или темно-зеленый базальт, красный или фиолетовый порфир и черный диорит. Все это — излюбленные материалы египтян, которые использовали их для создания своих огромных, мрачных статуй, застывших в вечной неподвижности. Хрупкий и прозрачный алебастр, известный еще шумерам, использовался как для монументальных скульптур, так и для мелких предметов.
Более мягкий (но более хрупкий) камень, известняк, использовался для изготовления скульптур в Древней Греции. Мрамор, по сути — особый вид известняка, только самый твердый и разных, очень красивых цветов — от ярко-белого до черного, позволяющий сложную игру света и тени. Этим объясняется его успех у скульпторов.
Работы из камня, дерева, металла и всех твердых материалов, а также изготовление печатей для монет и медалей (медальерное искусство) относятся к отраслям скульптуры.
Виды скульптуры
- Круглое — статуя, группа, статуэтка, бюст — рассматривается с разных сторон и окружено открытым пространством.
- Рельеф — фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него.
- Рельеф — это выпуклая форма, выступающая менее чем наполовину,
- ?высокий рельеф — изогнутая форма, выступающая в середине,
- Контрастный рельеф — форма не выпуклая, а наоборот. Полости, ага.
Все горные породы делятся на три типа в зависимости от их происхождения: Игнезиальные породы, осадочные породы и метаморфизированные (метаморфические) породы.
1. Изверженные породы.
Игенные породы образуются из затвердевшей магмы, поднявшейся из глубин Земли. Некоторые из этих пород затвердевают внутри земной коры (глубинные породы), другие — на поверхности (эффузивные породы). Эти породы классифицируются на группы в соответствии с их минералогическим составом:
- глубинные породы — граниты, диориты, сиениты, лабрадориты, габбро — которые медленно и равномерно остывали и являются массивными, плотными и устойчивыми к сжатию,
- Эффузивные породы — порфиры, диабазы, базальты и т.д. — быстро остывают, что затрудняет кристаллизацию; они менее прочны и имеют меньший объем, чем подстилающая порода,
- обломочные, рыхлые породы — пепел, пемза — выбрасываемые газами при взрывах, и быстро остывающие, пористые породы. Под обломками скал находятся ирисы — сцементированный вулканический пепел, прочный и тонкий.
Состав изверженных пород влияет на их свойства. В их состав входят:
- (a) Кварц, кремнезем в кристаллической форме, который придает породе большую твердость и прочность на сжатие,
- (b) Полевые шпаты (аргилосиликаты), наиболее распространенный минерал, до 50-75% в твердых породах, которые менее тверды и устойчивы, чем кварц,
- (c) слюда (водные алюмосиликаты), которая имеет тенденцию разбиваться на пластины и выветриваться, делая камень твердым и труднее поддающимся полировке,
- (d) силикаты ферромарганца, которые обладают высокой прочностью и долговечностью.
Цвет взорванных пород варьируется в зависимости от их состава.
2. Осадочные породы
Они образуются на поверхности земли и на дне месторождений под действием воды, ветра, давления, температуры, углекислого газа и других атмосферных факторов. Характерной особенностью осадочных отложений является то, что, в отличие от магматических отложений, они залегают слоями. В зависимости от их образования эти породы можно разделить на три группы:
- (a) конгломераты (эти породы включают гравий, глины и пески, оставшиеся после разрушения магматических пород),
- (б) химические осадки — гипс, магнезит, некоторые виды известняка (травертин) и т.д,
- (c) органогенные породы — известняк, ракушечник, мел (образуются из скелетов мелких животных, раковин, панцирей ракообразных).
3. Видоизмененные породы (метаморфические)
Это осадочные породы (иногда магматические) с перекристаллизованной структурой, но более плотные (под воздействием температуры и давления). К этим породам относятся:
- (a) песчаники, которые состоят из плотно связанных кристаллов кварца,
- (b) Мрамор, который образуется из тесно связанных между собой кристаллов известняка и доломита.
Окраска мрамора зависит от примесей, а рисунок определяется не только структурой, но и направлением распила камня.
ТВЕРДЫЕ КАМЕННЫЕ ПОРОДЫ
Твердые камни — гранит всех видов, базальт, порфир и другие — были известны скульпторам древности — в Древнем Египте, в эллинистическое время и особенно в римское время — но использовались сравнительно редко, за исключением более поздних времен, когда возникло предпочтение дорогим скульптурным материалам.
Материалы, используемые в скульптуре, определяют эффект внешнего вида. Детали тонких и ажурных форм лучше всего достигаются за счет использования дерева, как, например, в готических алтарях.
Скульптура от Древнего мира до современной Западной Европы
Если вы решили изучать искусство, вам следует начать со скульптуры. Этот вид искусства имеет большую художественную и историческую ценность для эстетического воспитания и развития человека.
Скульптура — это искусство, с которым мы сталкиваемся почти каждый день, и для этого даже не нужно посещать музеи, достаточно просто посмотреть вокруг. Живопись популярна, цвет — большой обманщик, и в любом случае в живописи всегда есть немного иллюзии, и ее восприятие не всегда однозначно. А в скульптуре невозможно обмануть реальность. Если изучить его, можно узнать, как на протяжении тысячелетий развивалась жизнь людей, их религиозные идеи и само искусство. Наряду с архитектурой, это была самая важная форма монументального религиозного искусства.
Работа скульптора часто очень напряженная, и скульпторы не всегда хорошо зарабатывали на жизнь. Скульптор не смог бы жить в таких условиях, если бы не находил в своей работе глубочайшую компенсацию. Эта компенсация — истина. «Скромная правда», как сказал Ги де Мопассан. Она также богиня без прикрас, чей единственный взгляд утешает тех, кто ей верен. Утешение скульптора состоит в том, чтобы отдать справедливость этой «настоящей» правде, от которой художник имеет право частично бежать, работать вне всяких теорий, систем и временных условностей, быть чужим моде и в то же время переживать ее.
Живопись и графика создают изображения на плоскости. Скульптуры представляют собой объемные формы из камня, дерева, гипса и металла. Скульптура — это вид искусства, основанный на трехмерном физическом представлении объекта.
Что означает само слово? Слово «скульптура» происходит от латинского sculptura, sculpo, и означает «вырезать, резать». Слово пластик, с другой стороны, происходит от греческого plastike, plasso, что означает «придавать форму».
Примечательно, что во все эпохи предметом скульптурного воплощения были преимущественно живые существа: в основном люди и реже животные (звериные виды). Природа (пейзаж) и вещи (натюрморт) изображались еще реже.
Основными средствами выразительности в скульптуре являются: размещение фигуры в пространстве, метафора ее движения, поза, жест, моделирование света и тени, подчеркивающее рельеф фигуры, архитектурная организация объема, визуальный эффект массы, весовые соотношения, выбор пропорций, специфических в каждом конкретном случае, тип силуэта.
Объемная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой, на основе анатомических особенностей той или иной модели, наблюдаемой в природе.
Основные виды скульптуры
Существует два основных типа скульптуры: круговая скульптура, которая свободно стоит в пространстве, и рельефная скульптура, где изображение располагается на плоскости, образующей фон. К круговым скульптурам, которые обычно требуют кругового обзора, относятся: статуя (фигура в натуральную величину), группа (две или более фигур, образующих единое целое), статуэтка (фигура значительно меньше натуральной величины), торс (изображение человеческого торса), бюст (изображение человеческой груди).
Форма рельефа зависит от его назначения и положения в архитектурной плоскости (фриз, фронтон, плато). По высоте и глубине изображения рельефы делятся на низкие (барельеф) и высокие (горельеф), более низкие и горельефные.
Скульптура делится на монументальную и декоративную скульптуру, станковую скульптуру и многообразие вторичных форм. Все эти виды скульптуры развиваются в тесном взаимодействии, каждый из них имеет свои особенности.
Монументально-декоративные: Скульптура предназначена для определенной архитектурно-пространственной или природной среды. Она имеет ярко выраженный публичный характер, ориентирована на массового зрителя и размещается в основном в общественных местах — на улицах и площадях, в парках, на фасадах и внутри общественных зданий. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ и внести новые нюансы в выразительность архитектурных форм. Способность монументально-декоративной скульптуры с особой полнотой решать крупные идейно-образные задачи проявляется в произведениях, называемых монументальными, к которым обычно относят городские памятники, мемориалы и монументальные здания. Возвышенность формы и долговечность материала в сочетании с преувеличением живописной системы, обширностью обобщения.
Скульптура на мольбертах не имеет прямого отношения к архитектуре, она скорее интимна. Выставочные пространства, музеи, гостиные, где его можно рассмотреть вблизи и в деталях, являются его обычной средой обитания. Это определяет пластический язык скульптуры, ее размеры, предпочитаемые жанры (портрет, животное, зверь). Скульптура на мольбертах — это не столько монументальная, декоративная скульптура, сколько интерес к внутреннему миру человека, тонкая психология и повествование.
Малая скульптура охватывает широкий спектр произведений, предназначенных в основном для домашнего интерьера и во многом путаемых с искусством. Монеты, медали и драгоценные камни также являются частью малой скульптуры.
Скульптура возникла в первобытные времена и напрямую связана с человеческим трудом и магическими верованиями. На палеолитических стоянках были найдены различные скульптуры животных и женщин-предков, включая так называемую палеолитическую Афродиту.
Диапазон неолитических скульптур еще шире. Обычно это круглые, небольшие скульптуры, сделанные из мягкого камня, кости и дерева. Рельефы были выполнены на каменных плитах и стенах пещер. Скульптуры часто использовались в качестве украшений для посуды, инструментов и для охоты, а также в качестве амулетов. Хотя для примитивной скульптуры характерна простота форм, ее часто отличает острое наблюдение за жизнью и яркая пластика.
Скульптура продолжала развиваться в период упадка первобытного общества в связи с ростом разделения труда и технического прогресса; наиболее яркими памятниками этого этапа являются золотые рельефы скифов и терракотовые головы культуры Нок, а также типологически разнообразная резьба по дереву океанитов.
В искусстве рабовладельческого общества скульптура выделялась как особый вид искусства со своими специфическими задачами и мастерами. Скульптуры древневосточных государств, выражавшие всю идею деспотизма, поддерживавшие строгую социальную иерархию и прославлявшие власть богов и царей, воплощали объективную человеческую ценность влечения к важному и совершенному.
В интернет-магазине LAGO VERDE вы можете приобрести скульптуры и арт-объекты из стали Corten по представленным на сайте эскизам, а также установить современную скульптуру по эскизам или фотографиям заказчика, что дает нашим клиентам большой простор для творчества. Направляйте свои запросы на info@lago-verde.ru.
Лепка
Лепка из глины или пластилина начинается с создания каркаса. Мягкий материал податлив, но не выдерживает нагрузки. Для изготовления каркаса используются дерево, металл, проволока, пенополиуретан и т.д. Он должен выдерживать не только большой вес глины, но и будущую форму, которая также имеет значительный вес.
Рама крепится к мобильной платформе подходящего размера: станку, постаменту. Это облегчает вращение объекта вокруг своей оси и перемещение его по лаборатории для проверки всех углов. Если речь идет о крупном объекте, например, о памятнике высотой в несколько метров, то скульптурные работы включают в себя также возведение строительных лесов, обеспечивающих доступ к каждой части будущего объекта. В этом случае площадь и высота потолка в мастерской должны быть подходящими для проведения работ. Строительство лесов требует глубоких знаний и технических навыков.
Затем скульптор увеличивает объем созданного им объекта с помощью глины, углубляясь в детали. Консистенция глины не является стабильной, она высыхает и трескается при контакте с воздухом. Для поддержания необходимой влажности скульптуру нужно регулярно опрыскивать водой и хорошо накрывать тонкой алюминиевой фольгой после каждой работы. Скульптура кажется простым занятием, но она требует много знаний в разных областях, наблюдательности, усердия и, конечно, таланта. Большинство наших скульпторов окончили не Академию, а другие художественные школы, и их обучение заняло не менее 12 лет. Активно работая, скульптор продолжает совершенствовать свое ремесло.
Существуют полимерные пластики, которые позволяют использовать скульптурный объект в качестве готового изделия, но они не являются постоянными. Эта техника требует, чтобы материал отвердевал при комнатной температуре или запекался при умеренной температуре в духовке в домашних условиях. Керамические изделия изготавливаются таким же образом, но с использованием высоких температур. Однако это отдельная большая и сложная отрасль. Там не рекомендуется использовать раму. Размер скульптуры ограничен.
Формовка
При создании скульптуры необходимо определить эффект и разработать форму. Существует два типа форм: Одноразовые гипсовые формы и многоцелевые силиконовые формы. Скульптурная форма напоминает фотонегатив, но запечатлевает объем, а не изображение.
Гипсовая форма
На глину наносится штукатурка подходящей консистенции, которая по мере застывания упрочняет поверхность. Но сначала скульптуру разбивают на части, чтобы впоследствии гипс можно было легко отделить от глины и смыть. В результате образуются отдельные пустые гипсовые корки, которые воссоздают скульптуру с ее внутренним объемом. Толщина корки зависит от размера скульптуры. В гипсе делаются специальные метки и замки, чтобы части формы четко подходили друг к другу.
Для создания скульптуры гипсовая форма тем или иным способом заполняется выбранным материалом. Это может быть гипс, полимеры, бетон или другие материалы. Обычно слепки покрываются стекловолокном или железной арматурой для повышения прочности. Для предотвращения прилипания штукатурки к внутреннему материалу используются жироотделители. После затвердевания внешняя корка аккуратно отбивается молотком и зубилом. Таким образом, скульптура освобождается по частям.
Силиконовая форма
Силиконовая форма предназначена для многоразового использования. Он состоит из двух слоев. Мягкий силикон считывает поверхность скульптуры. Твердая часть — это твердая корка (коффер), которая удерживает общую форму вместе. В этом случае детали распределяются таким образом, чтобы можно было без потерь залить предмет в эту форму, а затем извлечь его. Замки и болты используются для соединения частей формы вместе и соединения двух слоев.
Металлическая скульптура
Силиконовые формы используются для изготовления скульптур из бронзы или алюминия. Делается так называемый восковой слепок — восковой слепок нужной толщины. Весь воск или его часть формуется с использованием термостойких материалов. Затем расплавленный металл заливается в форму, вытесняя воск и вызывая его застывание. Металлический предмет извлекается путем разрушения формы таким же образом, как и в случае с гипсовой формой. Детали, если таковые имеются, соединяются в одно целое с помощью сварки. Скульптура отделана, рельефна и патинирована. Небольшие предметы делаются цельными, другие — полыми. Простые скульптуры, в большинстве своем рельефные, могут быть сформированы в оттиске из термостойкой массы, подобно тому, как кубики льда изготавливаются в форме.
Использование цельного куска твердого материала затрудняет одновременное создание сложного объекта. Обычно скульптуру сначала лепят из глины, затем делают основную модель в гипсе, с которой с помощью специального устройства — штамповочной машины — делают копию в камне. Это устройство для передачи объема и пропорций при копировании точками. Каменная скульптура вырезается с помощью электрических, пневматических и ручных инструментов, всегда следуя оригиналу, это сложная и дорогая работа. Натуральный камень долговечен, но он тяжелый, дорогой и не подходит для всех скульптурных композиций.
По всему миру проходит множество симпозиумов, на которых встречаются скульпторы. И они вырезают свои скульптуры из очень большого количества мрамора. Они копируют композицию с небольшого эскиза, который приносят с собой. Некоторые увеличивают с помощью сетки, другие — с помощью умного компаса. В любом случае, этому методу поддаются не очень сложные, а скорее обобщенные композиционные решения.
Особые свойства известняка как скульптурного материала, в свою очередь, приблизили общий образ созданных из него скульптур к деревянным скульптурам.
Виды скульптуры: рельефная
Рельефная фигура выступает на плоском фоне, который частично утоплен в цоколь. Он рассчитан на фронтальное восприятие и может быть как самостоятельным элементом, так и частью сложного ансамбля. На рельефах изображаются сложные сюжеты, детализированные пейзажи и фигуры, поэтому у преподавателя больше возможностей для творчества при проектировании такого архитектурного ансамбля. Существуют различные типы рельефных скульптур.
- Рельеф — это выпуклая структура, которая нависает более чем на половину своего основания. Рельефы украшают стены, колонны, мемориальные доски и памятники.
- Художественный рельеф (частично относится к области художественного искусства, так как для его создания используются художественные приемы). В этом типе рельефа фигуры едва выступают над поверхностью, а фон обозначен мазками кисти. Часто также есть перспектива самолета.
- Высокий рельеф — фигура выступает более чем наполовину из своего основания. В некоторых случаях статуя имеет круглую форму и едва касается поверхности.
- Контраст — фигура не выделяется на фоне, а является пологой.
- Койланаглиф — углубленный рельеф выпуклой формы.
Жанры скульптуры
В пластическом искусстве существует несколько жанров: зооморфный и фигуративный — портрет, повествовательный, религиозный, обнаженный, символический, бытовой, исторический и мифологический. Границы между ними весьма условны, так что одно и то же изображение обычно можно отнести сразу к нескольким жанрам.
Создавая портрет, автор пытается выразить личные качества и психологические характеристики персонажа, чтобы показать мир его души. Он показывает зрителям, что именно «делает» персонаж и какие эмоции он испытывает. Статуя может находиться в статичном или динамичном положении. Учитель может создать памятник общественному деятелю, составное изображение людей определенной категории (профессия, характер или тип личности) и портрет-символ. Ярким примером символизма является греческая фигура «Немезида» (богиня справедливого наказания), пластический образ «Кронос» (Сатурн — бог времени), символизирующий неотвратимость хода времени.
Сюжетная многофигурная композиция
Каждая фигурка в этом наборе играет определенную роль, и все они взаимодействуют друг с другом. Например, на рельефе из Пергамона изображена борьба между греческими богами и гигантами — их старшими братьями, детьми богини земли Геи и бога времени Кроноса. Другой известный пример — «Лаокоон и его сыновья». Отец и сыновья сражаются со змеями, посланными им Зевсом. На их лицах написано отчаяние и боль от неизбежности смерти.
Мифологическая
В большинстве случаев символика сказок имеет символическое значение. Они воплощают определенные архетипы, идеи или народные представления о силах природы. Мифологические персонажи очень популярны сегодня, поскольку растущая популярность фэнтези переосмыслила этот тип жанра.
Историческая
Принимая исторический образ, автор пытается наделить его личными качествами оригинала. Изображения политических и общественных деятелей часто имеют символическое значение и выражают идеи, воплощенные этими людьми. Например, по мнению некоторых историков, скульптурные изображения королевы Анны, дочери Ярослава Мудрого, символизируют качественный скачок в культурном развитии Франции в Средние века, вызванный действиями женщины.
Часто такие декорации не имеют символического значения, а просто изображают исторические события, например, монументальная композиция «Кий, Шек, Хорив и Лебедь» (историко-мифологический образ) посвящена истории основания Киева.
Религиозная
Религиозные скульптуры обычно отражают идеи определенной конфессии. Внутреннее содержание зависит от выбранной автором темы и догматов той или иной религии. Так, христианские иконы обычно выражают смирение и легкую отстраненность, буддийские — безмятежность, конфуцианские — строгость и решительность.
Бытовая
Основная тема отечественных работ — человек в его повседневном окружении. Эти скульптуры выделяются своей естественностью, поэтому их часто используют для оформления архитектурных и городских ансамблей. Например, пластиковые фигуры моряков размещают в гаванях и на причалах, продавцы магазинов выглядят очень естественно у входов на рынок, а учителя — рядом с учебными заведениями. Этот памятник может быть установлен в любом месте города, даже в неожиданных местах, например, на крыше старого здания или на скамейке в парке.
Скульптура животных — это отдельная группа жанров пластического искусства. Изображая животное, художник часто хочет символически выразить характер, которым обладает фигура (волки — храбрость, олени — благородство, лисы — хитрость).
Здесь учитель пытается донести идею, которая понятна местным жителям. Большинство памятников относится к монументальному типу. Самым известным примером такого типа статуй является скульптура «Отечество зовет». Е.В. Вучетич и Н.В. Никитин.
Монументальное искусство
Термин «скульптура» часто используется в основном для больших произведений, которые иногда также называют монументальными скульптурами. Однако это определение включает также многие виды объемных работ, которые используют те же приемы и применяются не только к большим, но и к малым форматам.
Скульптура — один из видов изобразительного искусства, который отличается от живописи тем, что скульптор выражает себя, создавая трехмерные формы и формируя пространство. Она включает в себя искусство ваяния, литья и моделирования. Кроме того, использование различных комбинаций материалов создало новый художественный репертуар, включающий такие процессы, как конструктивизм и монтаж.
Итальянский художник Джорджо Вазари (1511-1574) описал скульптуру, которую он увидел в доме своего друга, следующим образом: «Скульптор убрал все лишнее и свел материал к форме, которая существует в воображении художника».
История происхождения
С древних времен человек занимался скульптурой и наскальной живописью. Сначала он делал это с помощью самых простых материалов, которые были в его распоряжении — камня, глины и дерева. Первые скульптурные выражения относятся к верхнему палеолиту, когда человек добывал кремень. Позже он использовал гравировку — рельеф, вырезанный на камне и костях животных.
В верхнем палеолите наиболее распространенными примерами были резные фигурки или гравированные предметы, которые эволюционировали от примитивной стадии к изображению форм животных, адаптированных к структуре костей.
Глина также была распространенным материалом. Самые ранние известные скульптурные произведения происходят из Египта, Китая, Индии и Ближнего Востока, где печи для обжига керамики существовали около 4 000 лет назад.
Одним из важнейших достижений в истории скульптуры стало умение работать с металлами — сначала с медью, а затем с железом.
Скульптура как вид искусства достигла своего пика в Древней Греции. Причиной этого стал поиск лучшего выражения красоты человеческой фигуры. В эпоху эллинизма люди стремились усилить движение и подчеркнуть эмоции при создании скульптур.
Этрусская скульптура (9 век до н. э. — 1 век до н. э.) происходит от греческого искусства, но имеет свои особенности. Скульптуры, связанные с захоронениями, являются наиболее распространенным видом этрусского искусства. Впоследствии римская скульптура развивалась под влиянием этрусков и греков.
Романский и готический период
Римская скульптура (11-13 век) находилась на службе у архитектуры. Наиболее часто используемым материалом было дерево.
Скульптуры на драматические темы со сценами Страстей Христовых и Пятидесятницы были новшеством. В конце готического периода в Германии были созданы замечательные алтарные образы такими художниками, как Тильман Рименшнайдер и Вейт Штосс.
Современная эпоха
Новый вид искусства эпохи Возрождения был вдохновлен античной скульптурой и стремился к полному развитию красоты и романтизма.
В это время скульптура была по сути отделена от архитектуры, а изображенные на них фигуры отличались драматической выразительностью, характерной для работ Микеланджело. Появились скульптуры женщин и детей в больших и малых формах, изображающие Деву Марию. На разных этапах лучшие произведения эпохи Возрождения были созданы благодаря работе таких великих скульпторов, как:
- Донателло.
- Донателло, Якопо делла Кверча.
- Лука делла Роббиа.
- Андреа дель Верроккьо.
- Андреа Ррокроккьо, Андреа Рроккьо, Мигель Анхель.
В девятнадцатом веке средства массовой информации стали играть все более важную роль в распространении искусства по всему миру. Термин «авангард» используется с конца 19 века для обозначения художников, которые продвигали действия, революционизирующие искусство, чтобы изменить его. Для них была характерна свобода самовыражения, а первыми направлениями авангарда стали кубизм и футуризм. Были использованы новые материалы: сталь, железо, бетон и пластик.
Функции и классификация
Доисторические народы создали первые глиняные скульптуры, изображающие фигуры людей или животных, и, вероятно, использовали их в религиозных или магических целях. Иногда это были просто амулеты или вотивные фигурки. В некоторых культурах археологи находили их в гробницах или храмах. Отсюда развивались следующие типы скульптур:
- Внутренняя,
- портрет,
- мифологический,
- символический,
- анимализм и т.д.
Эта функциональность менялась в ходе исторического развития, становясь преимущественно эстетической или чисто декоративной, превращаясь в постоянный или эфемерный элемент.
Египтяне верили, что фараону необходимо его изображение после смерти, чтобы обеспечить выживание души. Использование символов также придавало большое значение структуре и ясности передаваемого сообщения: Гармония и порядок должны поддерживаться, поскольку любое отклонение повлияет на социальную иерархию в другой жизни.
В Древнем Риме статуи императора Августа должны были дать народу символ верховной власти.
Позже, в Средние века, в романский период, скульптура была тесно связана с архитектурой и помимо эстетической функции выполняла дидактическую или педагогическую.
Декоративная функция была связана с некоторыми другими функциями, хотя иногда она могла быть основной, как в случае с цветочным или геометрическим декором. В аниконических стилях, таких как ислам, он играет фундаментальную роль.
Еще одной функцией скульптуры является коллекционирование, которое приобрело большое значение после эпохи Возрождения, когда вельможи приобретали скульптуры для украшения своих дворцов или садов. Позже, начиная с XVIII века, монархи, бизнесмены, мещане и коллекционеры использовали скульптуру как средство вложения денег, для самоудовлетворения и как объект престижа.
Типы и виды
Скульптуру можно разделить на две основные дисциплины: собственно скульптура и декоративная скульптура. Первый имеет свою собственную идентичность. Последний играет подчиненную роль, являясь вспомогательным средством для первого и декоративным элементом архитектуры. Эти два типа в свою очередь подразделяются на следующие типы:
- Статуи — это отдельные скульптуры, которые представляют собой конкретный трехмерный объект.
- Рельефы — это скульптуры, изогнутые в плоскости.
- Бюсты — это изображения головы и верхней части тела, которые обычно являются портретами.
- Торс, который представляет собой изображение туловища человека без головы, рук и ног.
- Миниатюрная скульптура (обычно называемая среди искусствоведов «мелочью») — вид трехмерного изображения в небольшом масштабе.
- Кинетическая скульптура — включает в себя аспекты физики движения.
Архитектурная скульптура — это термин, обозначающий использование этого вида искусства архитекторами и/или скульпторами при проектировании и строительстве зданий, мостов, мавзолеев или других памятников. Эта скульптура обычно относится к структуре здания. Кроме того, любая статуя, интегрированная в архитектурный проект, называется «встроенной скульптурой».