5 всемирно известных брендов, сотрудничавших с нацистами. Кто шил форму для фашистов во время вов.

Треугольники на полевой форме были заменены прямоугольниками разной толщины (самый тонкий у унтершарфюрера, самый толстый, почти квадратный ─ у штурмшарфюрера).

Униформа СС и Hugo Boss

Среди любителей истории Второй мировой войны циркулирует история о том, что известный модельер Хьюго Босс разработал униформу для подразделений СС. Другие утверждают, что на его фабриках их просто шили. Другие убеждены, что Hugo Boss сделал и то, и другое. В любом случае, все они цитируют текст извинений компании Hugo Boss AG за сотрудничество с нацистами во времена Третьего рейха. Бесспорно и то, что в 2000 году под давлением общественного мнения компания присоединилась к фонду «Память, ответственность, будущее», который был создан в Германии крупными немецкими компаниями для выплаты компенсаций бывшим подневольным работникам. Поскольку связи Hugo Boss с национал-социализмом неоспоримы, в следующем разделе мы попытаемся пролить свет на все аспекты деятельности компании с момента ее основания до настоящего времени, чтобы разобраться в сути дела.

Само собой разумеется, что военная форма должна быть разработана, прежде чем ее можно будет изготовить. А в армии — и даже на самом высоком уровне — одобряют. В отличие от обычной одежды, которая отвечает только трем основным требованиям — гигиена, эстетика и комфорт, униформа является достаточно сложным промышленным продуктом, который должен соответствовать многим критериям. Это форменная одежда, которая должна носиться при трех видах униформы: Полевая, повседневная и парадная униформа. Эти виды униформы в свою очередь делятся на униформу в зависимости от сезона: Северная, зимняя, летняя и тропическая формы. Кроме того, униформа характерна практически для всех родов войск — летчиков, бронебойщиков, моряков, пехотинцев, а также для различных военных специалистов: альпинистов, водолазов, парашютистов и т.д. Каждый тип униформы имеет свои требования и свои особенности. Например, полевая форма должна быть прочной и практичной, а церемониальная форма должна уважать национальные военные традиции. Форма спецназа должна соответствовать оперативной деятельности. И помимо всех тактических и технических военных требований, не следует пренебрегать гражданскими требованиями к униформе: Гигиена, эстетика и комфорт. Существуют очень строгие требования к тканям, из которых шьется униформа, и к используемым аксессуарам. Даже пряжа и цвет ткани являются результатом специальных технических исследований. В общем, военная форма в целом — это военный продукт, не более простой, чем изготовление оружия или боеприпасов к нему. Поэтому, как и любая военная продукция, он подвергается военным и практическим испытаниям. Разумеется, военная форма разрабатывается не политиками, дизайнерами и производителями модной одежды, а сугубо военными профессионалами с огромным опытом и богатыми знаниями.

Все это относится и к производству униформы в вооруженных силах Третьего рейха, которые всегда имели очень хороший военный опыт в этой области. Военная форма разрабатывалась специальными военными дизайн-студиями, состоящими исключительно из армейских офицеров. А поскольку герой нашей истории, Хуго Фердинанд Босс, не имел никакого отношения к армии, он вообще не мог разрабатывать военную форму. Таким образом, первый миф о создании не только униформы СС, но и всех других униформ можно считать опровергнутым.

Чтобы не опровергать этот аргумент, вот ссылка на настоящего дизайнера униформы СС.

Дизайнером большинства военных мундиров и униформы Третьего рейха был Карл Дибич, немецкий художник, дизайнер и офицер СС. Ему помогал Вальтер Хек, графический дизайнер и гауптштурмфюрер СС.

Сотрудничество Hugo Boss с нацистами

Хьюго Босс родился 8 июля 1885 года в Метцингене, Баден-Вюртемберг, сын текстильного фабриканта. Мальчик получил хорошее школьное образование и посещал сначала Национальную школу, а затем Рейфе-Шуле, где в течение трех лет обучался коммерческому ремеслу. До службы в армии, с 1902 по 1903 год, Хуго Босс работал на текстильной фабрике в Метцингене. В 1908 году, после смерти родителей, Хуго Босс унаследовал текстильный бизнес своих родителей в Метцингене. В том же году он женился и стал отцом. В 1914 году Хьюго Босс отправился на фронт Первой мировой войны в звании оберфлигера. Он ушел из армии в 1918 году в том же звании. В 1923 году он основал в своем родном городе Метцингене небольшую швейную фабрику по производству спецодежды, защитной одежды, грима и униформы для солдат и рабочих. Но в 1930 году завод оказался на грани банкротства.

Основатель знаменитого бренда «Hugo Boss» Hugo Ferdinand Boss.

Хьюго Фердинанд Босс — основатель знаменитого бренда Hugo Boss.

В 1931 году Хьюго Босс основал новую компанию и вступил в НСДАП за два года до прихода Гитлера к власти. В 1933 году по заказу партии он изготовил униформу для СА, СС-Гитлерюгенд и корпуса автомобилистов НСДАП по эскизам Карла Дибича. В 1934 году Босс купил ткацкую фабрику и перенес сюда швейные мастерские. В 1937 году в компании Hugo Boss работало почти сто человек. С началом Второй мировой войны его фабрика была объявлена крупным предприятием военного времени, и ей также было поручено производство униформы для вермахта. В период с 1940 по 1945 год на фабрике работало 150 подневольных рабочих, в основном из Польши и Украины, а также 30 французских военнопленных. Специально для них рядом с заводом был создан трудовой лагерь. Выжившие рассказывали, что он ничем не отличался от обычного немецкого концентрационного лагеря. Этот факт иллюстрирует масштаб деятельности завода. В 1932 году оборот компании составлял 38 000 марок, а в 1941 году он достиг 3,3 млн. марок. Униформа завода была узнаваема по обозначениям «VA-SS», «лучшая массовая работа», «Ausfuehrung по приказу рейхсфюрера-SS» и т.д.

Некоторые образцы продукции фабрики Hugo Boss.

Некоторые образцы продукции фабрики Hugo Boss.

Некоторые образцы продукции фабрики Hugo Boss.

Некоторые образцы продукции Hugo Boss.

После окончания войны в 1946 году Хьюго Босс был обвинен в сотрудничестве с нацистами, оштрафован на 100 000 марок и лишен некоторых политических прав, особенно права голоса. Ему также было запрещено управлять бизнесом, и во главе компании был поставлен его зять Юджин Хоули. В послевоенный период компания вернулась к производству одежды для почтальонов, полицейских и железнодорожников. Она также производила униформу, теперь уже для французских оккупационных войск и Красного Креста. В 1948 году Хьюго Босс умер в возрасте 63 лет, но его компания только начинала развиваться. В 1950-х годах компания представила мужские костюмы и стала всемирно известным брендом. Но только в 1990-х годах бренд вошел в высокую моду, с многомиллиардными продажами и производственными мощностями в развивающихся странах.

Третьим брендом был Baldessarini, который производил изысканную одежду класса люкс для богатых людей. Одной из его главных особенностей была эксклюзивность, ручная работа и дорогие итальянские ткани. Нетрудно догадаться, что главную роль в этом сыграл сам Балдессарини.

The Coca-Cola Company

Фотография: 5 всемирно известных брендов, сотрудничавших с нацистами №2 - BigPicture.ru

Производитель любимого в мире газированного напитка не запятнал себя сотрудничеством с нацистами. До начала Второй мировой войны Coca-Cola официально предоставляла свою продукцию гражданам Рейха и была очень популярна среди немцев. После начала военных действий в Европе американский производитель прекратил поставки в Германию концентрата, необходимого для производства его самого известного продукта — кока-колы.

Фотография: 5 всемирно известных брендов, сотрудничавших с нацистами №3 - BigPicture.ru

Как члену антивоенной коалиции, США не разрешалось поставлять что-либо противнику. Однако официальный представитель бренда в Германии, Макс Кайт, решил продолжить производство напитка, создав собственную основу, включающую сыворотку и яблочный пирог. В результате получился светло-коричневый безалкогольный напиток с яблочным вкусом, который понравился как гражданским лицам, так и военнослужащим. Новый напиток назывался Fanta, что в переводе с немецкого означает «обман».

После войны заводы Coca-Cola не вернулись в США, и в течение многих лет немецкие предприниматели производили Fanta как оригинальный немецкий безалкогольный напиток. В 1960 году американцы выкупили бренд и начали производить продукцию самостоятельно. Яблочный вкус был заменен на апельсиновый, чтобы избежать ненужных нацистских аналогий. В 2008 году компания выпустила Fanta со вкусом яблока, но современный аналог изобретения Макса Кайта — зеленый, а не коричневый.

Siemens AG

Фотография: 5 всемирно известных брендов, сотрудничавших с нацистами №4 - BigPicture.ru

Во время Второй мировой войны компания Siemens производила большое количество бытовой и военной продукции. Можно сказать, что компания полностью отвечала за железнодорожный транспорт, связь и производство электроэнергии в Германии и оккупированных странах.

Фотография: 5 всемирно известных брендов, сотрудничавших с нацистами №5 - BigPicture.ru

Бренд производил генераторы, радиоприемники и электрические системы для авиации и военно-морского флота, а также был вовлечен в широкомасштабную нацистскую пропагандистскую кампанию. Еще одним отклонением в истории Siemens было то, что на ее заводах работали рабочие из оккупированных стран, а также военнопленные и узники концлагерей. В интернете также есть информация, что бренд производил кремационные печи и «суженых на колесах», то есть газовые фургоны. Поскольку официальных доказательств этому нет, вопрос остается спорным.

Hugo Boss

Фотография: 5 всемирно известных брендов, сотрудничавших с нацистами №6 - BigPicture.ru

Немецкий дом моды Hugo Boss можно считать одной из старейших компаний по производству одежды в Европе. Хьюго Босс основал свою компанию в 1923 году, когда Германия погрузилась в глубокий экономический кризис. В 1931 году бизнесмен и модельер вступил в НСДАП и оставался верен нацистам до конца.

Хьюго Босс считался любимым модельером Адольфа Гитлера, поэтому ему легко удавалось получать самые крупные заказы военного времени. Компания разрабатывала и производила униформу для Вермахта и СС, а также для Гитлерюгенда, молодежной организации национал-социалистов.

Фотография: 5 всемирно известных брендов, сотрудничавших с нацистами №7 - BigPicture.ru

Надо отдать должное Босху — он прекрасно знал свое дело, а его униформа для СС до сих пор считается многими экспертами лучшей в современной военной истории. Дизайнер поплатился за свои услуги Рейху, но наказание было не очень суровым. Ему пришлось заплатить штраф в размере 80 000 марок за пособничество национал-социализму, после чего дом моды продолжил свою работу.

В 1939 году знаменитый «череп» (череп, сделанный сначала из бронзы, а затем из алюминия или латуни) был преобразован в орла, фуражку или пилотку, знакомую по сериалам.

Братья Холи во главе компании. Превращение семейного бизнеса в бренд

Но это был 1948 год. Хьюго Босса сменил во главе компании его зять Ойген Хоули. Он продолжил линию своего предшественника по производству рабочей одежды и униформы для почтальонов и железнодорожников. Одним из самых больших успехов Евгения Холли во главе компании стало появление мужских костюмов в 1953 году.

Компания Hugo Boss продолжала идти по пути, проложенному ее основателем, до 1967 года. Затем произошла смена руководства, когда сыновья Ойгена Босса, Уве и Йохен Холи, возглавили компанию. На момент их приезда семейный бизнес представлял собой предприятие среднего размера с годовым оборотом в 3,5 миллиона марок.

Они не хотели иметь дело со скучным и бесперспективным бизнесом по производству униформы и решили превратить компанию во всемирно известный модный бренд. Задачи были разделены поровну — Уве занимался непосредственным управлением компанией, сотрудниками и материалами, в то время как его брат взял на себя создание коллекций, маркетинг и рекламу.

Под руководством братьев компания Hugo Boss расширила ассортимент своих костюмов с типичного черного до желтого. Благодаря хорошему качеству братьям удалось утвердиться на немецком рынке, но до мировой славы им еще далеко.

Несмотря на энтузиазм и бесспорный талант братьев Холи, никто не знает, как сложилась бы судьба компании без влияния Вернера Балдессарини. Он был тем человеком, с которым Холи встретился в 1973 году. Балдессарини уже зарабатывал хорошие деньги, поставляя в Германию элитные итальянские костюмы. В 1973 году он работал закупщиком в магазине элитной одежды Hirmer.

Братья пытались убедить Балдессарини купить их коллекцию костюмов. Поскольку он не был убежден, он посмотрел на изделия Hugo Boss, строго оценил их и дал Холли несколько хороших советов о том, как должен выглядеть костюм.

Братья были настолько впечатлены, что реализовали их идеи и предложили покупателю должность главного дизайнера в Hugo Boss в 1975 году. Их сотрудничество длилось 27 лет, и именно Балдессарини обеспечил постоянный успех модного бренда.

Вернер Балдессарини

Благодаря Балдессарини компания Hugo Boss начала международную экспансию. Благодаря дорогим итальянским тканям и интенсивным рекламным кампаниям братья Холли завоевали европейский рынок к середине 1970-х годов. Говоря о рекламе, стоит отметить, что Hugo Boss сфокусировался на этой области в самом начале своей деятельности. Еще до прихода Балдессарини, в 1972 году компания стала одним из спонсоров Формулы-1 и международных турниров по теннису и гольфу.

Рекламный опыт бренда оказался полезным в 1976 году, когда Hugo Boss вышел на рынок США. Публика относилась к этому с подозрением, и братьям приходилось много работать, чтобы привлечь клиентов.

Существует история о том, что успех Hugo Boss в конце 1970-х годов был связан с шейхом, который высоко оценил костюмы бренда. Это, в свою очередь, привело к повышенному интересу к Hugo Boss со стороны общественных деятелей и прессы, который компания использовала для продвижения продукта в США и Европе.

В США Холли также воспользовалась популярностью кино и спорта и рекламировала продукты, которые были им противопоказаны. Например, Hugo Boss разработал одежду для фильма «Рокки 4» и сериала «Полиция Майами». Сильвестр Сталлоне и шведский теннисист Бьорн Борг, который был первым номером мирового рейтинга с 1978 по 1980 год, были образцами для подражания для бренда.

Hugo Boss в период руководства Петера Литтманна и Вернера Бальдессарини

Основной проблемой для Hugo Boss стал не только общий кризис в отрасли, хотя продажи в сегменте мужской одежды класса люкс значительно снизились, но и изменение потребительских ценностей. Командная работа и семейные ценности заняли место яппи. Hugo Boss пришлось адаптироваться к новым условиям.

Проблему пришлось решать новому председателю правления, Петеру Литтманну, который был назначен на эту должность в 1993 году. До этого он успешно работал в различных компаниях, в том числе в текстильной промышленности. Его назначение было встречено скептически, поскольку ожидалось, что он будет создавать модный бренд, а это совершенно другой уровень работы.

Петер Литтманн

Литтманн не обратил особого внимания на оговорки и сумел довольно быстро исправить ситуацию. Его основная идея заключалась в запуске трех корпоративных брендов с разными целями. Например, Hugo был ориентирован исключительно на молодежную аудиторию, в то время как бренд Boss был нацелен на более состоятельных бизнесменов и выпускал классические костюмы.

Третьим брендом был Baldessarini, который производил изысканную одежду класса люкс для богатых людей. Одной из его главных особенностей была эксклюзивность, ручная работа и дорогие итальянские ткани. Нетрудно догадаться, что главную роль в этом сыграл сам Балдессарини.

Компания Littmann не ограничилась одним отделом. У каждого бренда была своя стратегия распространения и рекламы. Литтманн также решил пойти на нетрадиционный шаг и не продавать продукцию разных брендов в одних и тех же магазинах. Например, у ритейлера Hugo не было доступа к Baldessarini. Магазины должны были выбрать подходящий бренд для своей аудитории. Сначала это вызвало неоднозначную реакцию, но оказалось нетривиальным и правильным шагом.

Литтманн представил разделение на три бренда на заседании совета директоров в марте 1993 года, первом после вступления в должность нового руководства. Затем Литтманн поставил перед собой цель запустить все три новые линии продукции в течение короткого времени. Компания выполнила поставленную задачу и смогла громко представить коллекции летом того же года.

Для снижения затрат компания Littmann перенесла часть своего производства в Восточную Европу. В основном это касалось Словакии, Словении, Чешской Республики и Румынии. Большая часть производства не принадлежала Hugo Boss, хотя компания обязалась обучать рабочих и контролировать качество продукции на фабриках.

К началу 2000-х годов Hugo Boss производил только 30% собственной продукции. Несмотря на опасения по поводу мер, принятых Литтманном, прибыль уже в 1994 году выросла на 74%. Компания Hugo Boss явно преодолела кризис.

Компания Littmann не остановилась на достигнутом и начала интегрироваться на другие рынки. Она была сильно заинтересована в Азии. С этой целью была основана дочерняя компания в Гонконге. Филиалы были открыты в самых важных городах региона: Токио, Пекине и Шанхае.

Успех Литтманна, казалось, открывал прекрасные перспективы для продолжения работы в компании, но этого не произошло, и в 1997 году его контракт не был продлен. Официально было заявлено, что это произошло из-за разногласий по поводу стратегии роста Hugo Boss.

Однако некоторые источники утверждают, что Литтманн просто не поладил с новым владельцем Marzotto Group. В любом случае, компании пришлось сменить руководство. Йоахим Фогт занимал пост генерального директора Hugo Boss в течение полутора лет. Его пребывание на этом посту ознаменовалось выходом компании на рынок мужских часов в 1997 г. Hugo Boss выпускал их в сотрудничестве со швейцарской компанией Tempus Concept.

Hugo Boss в 2000-е годы. Активное развитие и кризисы

В 2002 году Балдессарини отошел от руководства компанией, и его место занял Бруно Зельцер. Он сразу же определил основные цели. Они включали в себя увеличение производства, снижение затрат и увеличение количества магазинов.

Другой важной целью была популярность фильма Boss Woman, от которого ожидали лучшего результата, несмотря на его хорошие показатели. Главной целью нового генерального директора было сделать Hugo Boss одним из ведущих мировых производителей предметов роскоши.

Зельцер оказался жестким руководителем, и хотя не все его шаги были полностью одобрены, он, несомненно, вывел Hugo Boss на новый уровень. Поначалу работа была нелегкой. В 2003 году было объявлено, что прибыль упала на 31% с тех пор, как Зельцер возглавил компанию.

Одной из причин стало расширение дистрибьюторской сети компании, что совсем не устраивало руководство. Кроме того, оборот Boss Woman снизился на 24 %. Однако были и причины для оптимизма. Сеть фирменных и франчайзинговых магазинов компании достигла 581, а продажи на европейском рынке выросли на 3 %.

В последующие два года ситуация начала улучшаться, что отразилось и на финансовых показателях. В 2002 году объем продаж составил в среднем 74,7 млн. евро, а в 2003 году вырос до 82,4 млн. евро. Восстановление не устранило существующие проблемы, включая проблему Женщины-босса.

Компания Seltzer, сосредоточившись на снижении затрат и повышении эффективности, решила перезапустить линию в 2004 году. Она закрыла проект и начала все заново с новой командой, перенеся производство из Италии в Германию. Успешный перезапуск привел к увеличению продаж линии на 16,5 %. Компания получила общую прибыль в размере 88 млн евро.

Финансовые показатели компании стабильно росли как в стране, так и за рубежом. В 2005 году, например, ситуация в Германии была не самой лучшей, но продажи Hugo Boss выросли на 9% за шесть месяцев, в то время как общий рынок в этой стране сократился на 2%.

За этот период продажи в Европе выросли на 12 %, а в США — на 15 %. К концу года прибыль выросла до 108,2 млн. евро, что является явным признаком того, что компания находится на правильном пути. Кстати, в том же году компания запустила Boss Skin, линейку средств по уходу за кожей для мужчин.

В то же время Hugo Boss подписал контракт со швейцарской часовой компанией Movado Group, предоставив ей эксклюзивные права на производство и продажу часов под марками Hugo и Boss.

Компания также расширила количество брендов. В 2004 году к ней добавилась компания Hugo Green, производящая одежду для любителей гольфа. В 2005 году был основан бренд Hugo Orange, который производит одежду для выходных.

Попутно Зельцер начал избавляться от фишек, которые считал лишними. Бальдессарини был любимцем предшественника Зельцера. Компания Baldessarini была любима предшественником Зельцера, но ее финансовые показатели и перспективы не сулили ничего хорошего. В 2004 году он был продан всего за 18,8 млн. евро и остался малотиражным, несмотря на свою эксклюзивность и шумиху. Его производство также было трудоемким и дорогим, поскольку он изготавливался вручную.

Компания успела запустить аналогичный бренд, Boss Selection, который считался гораздо более перспективным, несмотря на схожие финансовые результаты. В конце концов, планы по закрытию Baldessarini были объявлены в начале 2006 года, но так и не были полностью реализованы. Балдессарини фактически выкупил бренд у Hugo Boss и продолжил развивать его самостоятельно.

Обергренадер Мартин Айхензеер, назначенный командиром 916-го гренадерского полка (352-я пехотная дивизия), сражался против американской армии в Нормандии на пляже Омаха 6 июня 1944 года во время американского вторжения.

Форма СС в военное время

Участие в кампаниях и расширение СС до полноценных дивизий и корпусов создало систему званий (не сильно отличающуюся от общевойсковых) и нагрудных знаков:

  • Солдат (Schutzmann, в просторечии просто «человек», «эсэсовец») носил простые черные погоны и петлицы с двумя рунами на правой стороне (левая ─ пустая, черная),
  • «Проверенный» солдат получал серебряный «конус» («звезду») на погоны полевой формы («камуфляж») после полугода службы (Oberschütze). Другие знаки отличия были идентичны знакам отличия Schutzmann,
  • Унтер-офицер (штурмовой стрелок) получал тонкий двойной серебряный значок в левой петлице,
  • кандидат в сержанты (роттенфюрер) носил в левой петлице четыре полоски того же цвета, а на полевой форме «конус» был заменен треугольным значком.

Унтер-офицеры СС носили уже не черную, а серебристую форму, а их звания варьировались от сержанта до штаб-сержанта.

Форма СС в военное время

Треугольники на полевой форме были заменены прямоугольниками разной толщины (самый тонкий у унтершарфюрера, самый толстый, почти квадратный ─ у штурмшарфюрера).

Эти эсэсовцы носили следующие знаки отличия:

  • Унтершарфюрер ─ черные погоны с серебряной каймой и маленькой «звездой» («квадрат», «конус») на правой петлице. Такой же значок носили и «юнкера СС»,
  • Stabsfeldwebel (Scharführer) ─ такие же погоны и серебряные полоски сбоку от петлицы,
  • Обершарфюрер ─ те же погоны; две звезды без полос на петлице,
  • Гауптшарфюрер — петлица как у квартирмейстера, но с нашивками; погоны с двумя шипами,
  • На погонах те же два квадрата, что и на офицерских, но с четырьмя маленькими полосками.

Последнее звание оставалось редким — оно присуждалось только после 15 лет верной службы. В полевой форме серебряная кайма погон была заменена зеленой каймой с соответствующим количеством черных полос.

Форма офицерского состава СС

Форма сержантского состава отличалась уже погонами камуфляжной формы (полевой формы): черными с зелеными полосами (толщина и количество в зависимости от звания) ближе к плечу и с плетеными дубовыми листьями выше.

  • Лейтенант (унтерштурмфюрер) ─ серебряные «пустые» погоны, три квадрата у петлицы,
  • Оберштурмфюрер ─ квадрат на погонах, серебряные полоски к значкам на петлице, две линии на нарукавном знаке под «листьями»,
  • Гауптштурмфюрер ─ дополнительные линии на полосе и петлице, погоны с двумя «шишечками»,
  • Майор (штурмбаннфюрер) ─ серебряные погоны с тремя квадратами на петлице,
  • Оберстлейтнант (обербаннштурмфюрер) ─ один квадрат на витых погонах. Две тонкие полоски под четырьмя квадратами петли для пуговиц.

Начиная со звания майора, знаки различия были немного изменены в 1942 году. Цвет нижней стороны витых погон соответствовал роду службы, а на сами погоны иногда наносились военные знаки отличия (например, знаки отличия танковой или ветеринарной службы). После 1942 года «конусы» на погонах сменили свой серебряный цвет на золотой.

С получением звания полковника правая петлица также была изменена: Вместо рун СС там были помещены стилизованные серебряные дубовые листья (одиночные для полковника, тройные для генерал-полковника).

Форма офицерского состава

Другие знаки отличия для старших офицеров были следующими:

  • Оберст (штандартенфюрер) ─ три полосы под двойными листьями на значке, две звезды на погонах, дубовый лист на обеих петлицах,
  • звание оберфюрера с четырьмя толстыми полосами на погонах и двойным дубовым листом на петлицах.

Стоит отметить, что эти офицеры также носили черно-зеленые «камуфляжные» погоны для своей «полевой» боевой формы. Для командиров более высокого ранга цвета уже не были столь «защитными».

Форма у генералитета СС

Высшие командиры (генералы) носили пояса золотого цвета на кроваво-красной спине с серебряными символами.

Погоны «полевой» формы также изменились, поскольку специальный камуфляж больше не требовался: вместо зеленого цвета на черном поле офицеров генералы носили тонкие золотые значки. Погоны стали золотыми на светлом фоне с серебряными знаками различия (за исключением мундира рейхсфюрера с его скромными, тонкими черными погонами).

Значки высшего командования на погонах или петлицах:

  • Генерал-майор СС (в Ваффен-СС ─ бригаденфюрер) ─ золотое шитье без символов, двойной дубовый лист (до 1942 года) с квадратом, тройной лист после 1942 года без дополнительного символа,
  • Генерал-лейтенант (группенфюрер) ─ одинарный квадрат, тройной дубовый лист,
  • Обергруппенфюрер ─ два «колышка» и тройной дубовый лист (до 1942 года нижний лист на петлице был тоньше, но было два квадрата),
  • Оберстгруппенфюрер ─ три квадрата и тройной дубовый лист с символом под ним (до 1942 года оберстлейтенант также имел тонкий лист в нижней части петлицы, но с тремя квадратами).
  • Рейхсфюрер (ближайший, но не точный эквивалент ─ «комиссар НКВД» или «фельдмаршал») носил на мундире тонкий серебряный погон с серебряным трилистником, окруженный лавровым листом на черном фоне с дубовыми листьями в петлице.

Похоже, что генералы СС (за исключением рейхсминистра) не принимали во внимание защитные цвета, и даже в бою, за исключением Зеппа Дитриха, им приходилось сражаться реже.

Обергренадер Мартин Айхензеер, назначенный командиром 916-го гренадерского полка (352-я пехотная дивизия), сражался против американской армии в Нормандии на пляже Омаха 6 июня 1944 года во время американского вторжения.

Операция «Модная шляпка»: как Коко хотела склонить Черчилля к сепаратному миру

В 1943 году Вальтер Шелленберг, глава секретных служб Третьего рейха, дал зеленый свет операции «Модельная шляпа», в центре которой была Коко Шанель. Модельер должна была использовать свои связи с британскими аристократами, чтобы добиться встречи с Уинстоном Черчиллем. Коко должен был передать немецкие предложения по заключению сепаратного мирного договора секретарю британского кабинета министров.

Шанель и Динклаге отправились в Мадрид в конце декабря 1943 — начале января 1944 года. Паспорт для поездки в Испанию Шанель получила 17 декабря 1943 года по личному распоряжению Карла Беммельбурга, шефа СС в Париже. Сама поездка полностью финансировалась нацистами.

Коко не удалось установить контакт с Черчиллем. По крайней мере, официального подтверждения такой связи нет. Но интересно: когда в 1944 году Шанель арестовали как соучастницу, ее главным защитником был Черчилль. Именно благодаря ему Коко оказался не в тюрьме или перед расстрельной командой, а в изгнании.

Коко Шанель

Понять и простить

«Шанель отправилась в Швейцарию, где жила с бароном фон Динклаге на берегу Женевского озера. Коко не испытывал недостатка в деньгах. Когда Вальтер Шелленберг, освободившись из тюрьмы, оказался в Швейцарии, она также оказала ему финансовую поддержку. Когда бывший шпион Гитлера умер в 1952 году, Коко профинансировала его похороны.

По возвращении во Францию модельер попала в период «всепрощения», когда выжившим нацистским пособникам прощались их прошлые грехи. Коко потребовалось около трех лет, чтобы завоевать общественное мнение и вернуть уважение французов.

Затем она пошла дальше: среди ее клиентов были Элизабет Тейлор, Одри Хепберн и Жаклин Кеннеди. Дама уже не помнила, что имела какое-то отношение к нацистам. Кстати, американцев это не сильно беспокоило: их победоносная программа покорения Луны была разработана отставным нацистом Вернером фон Брауном.

Анна Павлова, Коко Шанель, Оскар Уайльд, Сергей Есенин.

Коко умерла в январе 1971 года в отеле «Ритц» в Париже, где во время войны она укрывала своего немецкого любовника. Однако она была похоронена за пределами Франции, в Лозанне, Швейцария.

Можно ли простить Коко этот период ее жизни в 1940-х годах, когда она не только сотрудничала с оккупантами, но и стала агентом немецкой разведки? Французы поняли и простили.

Это их право. Вот только с такими «шишками», как легендарная Коко, не стоит искать крапинку в чужом глазу.

Облик СС изменился в связи с участием в боевых действиях и переименованием «Генерала СС» в «Ваффен-СС».

Формы офицерского состава

Во время Третьего рейха униформа постоянно менялась: от использования униформы времен Первой мировой войны до элегантной униформы конца 1930-х и начала 1940-х годов и упрощения, если не полного отсутствия, униформы в подразделениях Гитлерюгенда в 1945 году.

Форма офицеров Вермахта

Униформа офицеров вермахта

Как и во всех армиях мира в это время, самой важной обувью был сапог.

Поэтому форменные длинные брюки и бриджи были нормой:

  • Длинные полотняные брюки — носятся с короткой обувью (сапогами и т.д.),
  • Брюки для сапог (бриджи для тех, кто готов). Иногда их называют галошами или бриджами. Обычный термин для обозначения этих брюк в Красной Армии — «бриджи». Автор был в то время, когда такие брюки выдавались в качестве униформы.

В зависимости от формы брюки были либо фетровыми серыми, либо белыми.

Форма генералитета

На генеральских мундирах погоны украшены двухцветным шнуром, а петлицы не «бобышки», а генеральские петлицы.

Форма генералов Вермахта

Фельдмаршал Роммель

Генералы носили мундиры с цветными жилетами, чтобы при расстегнутых верхних пуговицах генерал был виден издалека через цветной воротник.

Знаки отличия

Звания в вермахте различались в зависимости от рода службы. Это означало, что обозначение было не Oberleutnant des Sanitätsdienstes, например, а Oberarzt, хотя Oberleutnant des Heeres назывался Oberleutnant.

Плечевые ремни солдат и унтер-офицеров отличались от офицерских. Плечевые ремни офицеров и даже двухцветные плечевые ремни генералов были хорошо видны на прозрачном фоне. Поэтому офицеры на фронте должны были скрывать свои плечевые ремни, поворачивая их значками внутрь, или вообще снимать их.

Офицеры Ваффен-СС носили на одной петлице значок СС, а на другой — знак отличия своего звания.

Знаки отличия Вермахта

Примечания

Братья были настолько впечатлены, что реализовали их идеи и предложили покупателю должность главного дизайнера в Hugo Boss в 1975 году. Их сотрудничество длилось 27 лет, и именно Балдессарини обеспечил постоянный успех модного бренда.

Знаки отличия в Гестапо

Служба безопасности Гестапо СД также носила форму СС; их звания и знаки различия были почти идентичны званиям и знакам различия Ваффен или Альгемайне СС.

Гестапо (а позднее РСХА) отличалось отсутствием ножей в петлицах и обязательным охранным значком.

Любопытный момент: в великом телефильме Лиозновой зритель почти всегда видит Штирлица в черной форме, хотя весной 1945 года черная форма была почти повсеместно заменена в СС на более удобную темно-зеленую «парадную форму».

Мюллер носил эксклюзивный черный китель и как генерал, и как высокопоставленный командир, редко выезжавший на фронт.

Камуфляж

После преобразования охранных отрядов в боевые подразделения в соответствии с указами 1937 года, элитные боевые подразделения СС с 1938 года получили камуфляжную форму. В их число входят:

  • Гельмхольстер,
  • пиджак,
  • маска для лица.

Позже появились камуфляжные накидки (Zelltbahn). Брюки (бриджи) до появления двухсторонней формы примерно в 1942-43 годах были заимствованы из обычной полевой формы.

Узор на самой камуфляжной форме может включать множество форм «мелкого рисунка»:

  • пунктир,
  • дуб (дубовые листья),
  • пальмовые листья (рисунок пальмы),
  • листья платана (platanen).

В то же время камуфляжные куртки (а позже и двусторонние комбинезоны) имели практически весь необходимый спектр цветов:

  • Осень,
  • лето (весна),
  • копченый (черный и серый горох),
  • зима,
  • «пустыня» и другие.

Первоначально в Verfugungstruppe (войска по утилизации) выдавалась непромокаемая униформа в камуфляже. Позже камуфляж стал неотъемлемой частью униформы айнзатцгрупп СС и разведывательно-диверсионных подразделений.

Во время войны немецкое руководство проявило творческий подход к разработке камуфляжной формы, используя наработки итальянских пионеров камуфляжа, а также американские и британские образцы.

Тем не менее, не стоит недооценивать вклад немецких ученых и приближенных к Гитлеру лиц в разработку таких известных камуфляжных знаков отличия, как

  • ss кольчатый узор из дубовых листьев,
  • sseichplatanenmuster,
  • sseichplatanenmuster,
  • sseichenlaubmuster.

Эти типы цветов были разработаны преподавателями физики (оптики), которые изучали эффекты света, падающего сквозь дождь или листья. Камуфляж с рисунком ливреи СС был менее известен советской разведке, чем разведке союзников: он использовался на Западном фронте.

Кроме того, желто-зеленые и черные линии (по данным американской разведки) были нанесены на китель и шлем специальной «светопоглощающей» краской, которая также снижала уровень излучения в инфракрасном спектре.

О существовании такой краски в 1944-1945 годах известно сравнительно мало. Некоторые утверждают, что это была черная ткань, которая поглощала свет (конечно, лишь частично), и что позже на нее были нанесены узоры.

В советском фильме 1956 года «В блоке 45» диверсанты показаны в костюмах, больше напоминающих эсэсовские ливреи.

Уникальный образец этой военной формы находится в военном музее в Праге. Поэтому массовое производство этого типа униформы невозможно. Количество этих камуфляжных мундиров было настолько ограниченным, что сегодня они являются одними из самых интересных и дорогих раритетов Второй мировой войны.

Считается, что именно эта камуфляжная форма вдохновила американских военных на разработку камуфляжной формы для современных коммандос и других спецподразделений.

СС форма сегодня

Эстетически привлекательная черная форма СС популярна и сегодня. К сожалению, аутентичная униформа обычно не воспроизводится там, где она действительно нужна: не в российском кино.

Небольшой «промах» советского кинематографа уже был упомянут, но почти повсеместное использование Штирлицем и другими персонажами Лиозновой черной униформы можно оправдать общей концепцией «черно-белого» сериала. Кстати, Штирлиц иногда появляется в «зеленой» «парадигме» в рисованном варианте.

Но в современных российских фильмах на тему Великой Отечественной войны ужас — это ужас в смысле достоверности:

  • В печально известном фильме 2012 года «Служу Советскому Союзу» (о том, как армия была распущена, но политзаключенные победили диверсионные группы СС на западной границе) ─ мы видим эсэсовцев в 1941 году, одетых в нечто среднее между «кольчатым узором из дубовых листьев» и еще более современным цифровым камуфляжем,
  • На печальной картине «В июне 41-го» (2008) изображены эсэсовцы в черной форме на поле боя.

Таких примеров много, и даже «антисоветский» совместный российско-германский фильм 2011 года «4 дня в мае» с Гушковым, в котором нацисты 45-го года одеты в основном в камуфляжную одежду первых лет войны, не свободен от ляпов.

«4 дня в мае» фото

Однако парадная форма СС по праву пользуется уважением реконструкторов. Конечно, различные экстремистские группы, даже относительно мирные «готы», которые не были признаны таковыми, также пытаются отдать дань национал-социалистической эстетике.

Дело, скорее, в том, что благодаря истории и классическим фильмам, таким как «Ночной дозор» Кавани или «Сумерки богов» Висконти, в обществе сформировалось восприятие «протеста» против эстетики сил зла. Не зря лидер группы Sex Pistols Сид Виссерс часто появлялся в рубашке со свастикой, а в коллекции дизайнера Жан-Луи Ширера 1995 года почти все унитазы были украшены имперскими орлами или дубовыми листьями.

Ужасы войны забыты, но чувство протеста против буржуазного общества осталось почти прежним ─ такой печальный вывод можно сделать из этих событий. Другое дело — «камуфлированные» цвета тканей, произведенных в нацистской Германии. Они эстетичны и удобны. И как таковые, они используются не только для игрушек реконструкторов или для сельскохозяйственных работ, но и современными модельерами в мире высокой моды.

Оцените статью
Бизнес блог