Молдавская энергетическая компания Premier Energy, принадлежащая чешскому инвестиционному фонду Emma Capital, уже потребовала с 1 февраля 2022 года повысить тариф на электроэнергию в 1,8 раза.
Два сценария борьбы за европейский зелёный переход
Цены на газ и уголь в Европе бьют рекорд за рекордом. Европейские энергетические компании наращивают импорт угля (в том числе из России). В то же время перспективы «Северного потока — 2» остаются неопределенными, а подписанный 27 сентября 15-летний контракт между «Газпромом» и Венгрией на ежегодную поставку 4,5 млрд кубометров газа в обход Украины будет тщательно изучен в Брюсселе на предмет возможного угроз европейской энергетической безопасности, а в случае их обнаружения грозит блокировкой контракта.
С точки зрения России в действиях противников «Северного потока-2» не осталось никакой логики. Особенно в условиях спотовых цен на газ в Европе, которые превысили 1000 долларов за 1000 м 3 . Безусловно, во всем этом есть антироссийская политическая составляющая. Но есть и последовательная экономическая политика, у которой есть инициаторы и потенциальные бенефициары. Нынешний европейский газово-энергетический кризис во многом их рук дело, но его дальнейшее развитие представляет для них опасность. И сейчас решается, придется ли сторонникам зеленой энергетики делать два шага назад после того, как они сделали один шаг вперед, или они будут максимально использовать сложившуюся ситуацию.
Зелёные требуют: ни шагу назад!
Назревает борьба между традиционными энергоемкими отраслями и сторонниками «зеленой» экономики, мечтающими стать бенефициарами декарбонизации. На предыдущем этапе было сделано все, чтобы повысить инвестиционную привлекательность «зеленой» экономики и сделать неприличными вложения в «грязные» отрасли.
Рост цен на энергоносители вынуждает производителей стали, удобрений, автомобилестроителей и других лоббировать увеличение поставок газа, возврат к угольной генерации и другие реакционные меры, направленные на снижение цен на энергоносители, возвращение энергии на комфортный уровень.
Хотя стоимость электроэнергии из возобновляемых источников (ВИЭ) падает, она по-прежнему слишком дорога и проигрывает в конкуренции с традиционными источниками энергии. Для дальнейшего расширения доли возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе европейских стран необходимо обеспечить их сравнительное преимущество по сравнению с традиционной углеводородной энергетикой. Сделать это можно двумя способами: расширить субсидии на зеленую энергетику, что становится все более проблематичным в условиях усиливающейся конкуренции между различными отраслями и странами за долю статей расходов бюджета ЕС, или сделать зеленую энергетику конкурентоспособной с повышением цен на энергоносители традиционные энергоносители.
Нынешняя ситуация в Европе показывает, что сторонники зеленой энергии добились успеха. Остается только не допустить резкого роста добычи угля и импорта газа (конкретно трубопроводного, российского газа, т.к сжиженный газ не будет намного дешевле на фоне роста потребления в Азии и Китае, и не сможет конкурировать с ВИЭ).
Насколько опасен переход на зеленую энергетику и как к нему готовится российская экономика?
А чтобы политические приоритеты не менялись (в контексте неудачного выступления немецких зеленых на выборах), Грету Тунберг взяли с нафталина. В преддверии 26-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (которая пройдет в британском городе Глазго с 31 октября по 12 ноября) в Милане с 28 по 30 сентября прошла в котором Грета Тунберг вновь раскритиковала мировых политических лидеров, заявив, что они занимаются пустыми разговорами, а не решительными действиями по борьбе с глобальным потеплением.
Политическое давление должно заблокировать возможный откат к традиционным источникам энергии и проложить путь к дальнейшей декарбонизации. При этом цены на энергоносители останутся на высоком уровне. Однако запуск «Северного потока — 2» не будет быстрым и легким.
Стоит перечислить основные пункты стратегии ЕС по достижению нулевых выбросов СО2, целью которой является банальное желание заработать, а не сделать планету чище.
Молдавии опять не хватает денег на газ
В конце 2021 года молдавское правительство подписало новый контракт с «Газпромом» на выгодных для себя условиях — около 430 долларов за тысячу кубометров. Однако уже в конце ноября произошла первая просрочка платежей за октябрь и первую половину ноября в размере $74,2 млн. 26 ноября Кишинев выплатил монополисту требуемую сумму, но уже в начале 2022 г ситуация повторилась.
Комиссия по чрезвычайным ситуациям Молдовы заявила, что газораспределительная компания «Молдовагаз» обратится к «Газпрому» с просьбой отсрочить оплату за газ до конца января.
Топливному оператору страны не хватает около 25 миллионов евро, чтобы оплатить половину месячного потребления газа до 20 числа.
По словам вице-премьера Молдовы Андрея Спыну, страна переживает очередной этап энергетического кризиса. В декабре закупочная цена газа составляла около 450 долларов за тысячу кубометров, а в январе она достигла 646 долларов. По словам чиновника, в сложившейся ситуации рост тарифов на электроэнергию для жителей страны будет неизбежен.
Молдавская энергетическая компания Premier Energy, принадлежащая чешскому инвестиционному фонду Emma Capital, уже потребовала с 1 февраля 2022 года повысить тариф на электроэнергию в 1,8 раза.
По сравнению с октябрем 2021 года рост закупочных цен составил 96% и 86% соответственно: 2,42 лея за 1 кВтч в ноябре-декабре 2021 года и 2,29 лея за 1 кВтч с января 2022 года.
Молдова — далеко не единственная страна, пострадавшая от энергетического кризиса в Европе.
Франция и Германия
Рост цен на биржевые ресурсы, начавшийся в сентябре прошлого года, ударил по странам Северной и Западной Европы. На фоне безветренной погоды и снижения выработки на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) оптовая стоимость электроэнергии в конце декабря увеличилась почти в четыре раза.
В главной экономике ЕС, Германии, показатели по состоянию на 21 декабря 2021 года выросли с 90 до 432 евро за МВтч. К такому росту привело сразу несколько факторов, в том числе планы правительства Германии закрыть 13 угольных шахт и три атомные электростанции: Grohnde, Gundremmingen C и Brokdorf. В результате по итогам 2021 года страна потеряла сразу 6,4 ГВт мощности.
Масла в огонь подливала соседняя Франция, которая является одним из крупнейших экспортеров «тепла» (далее энергии из любого источника) на континенте. В декабре прошлого года в стране на внеплановый ремонт были закрыты два блока АЭС. Кроме того, ранее были сбои в работе интерконнектора под Ла-Маншем.
Эти факторы привели к резкому сокращению поставок электроэнергии в Великобританию и Германию.
При этом в самой Франции оптовая стоимость «тепла» по состоянию на 21 декабря составила почти €443 за МВтч, что почти в 10 раз выше оптимальных показателей — 40-60.
В-третьих, для транспортной отрасли Старого Света предлагается установить более жесткие нормы выбросов парниковых газов: в новых автомобилях они должны быть снижены на 55% с 2030 г. (по сравнению с уровнем текущего года), а с 2035 г автомобили должны быть с нулевым уровнем выбросов.
Зеленая Россия
Россия является традиционным поставщиком углеводородов на мировой рынок. Энергетический переход угрожает положению нефти и угля как наиболее потребляемых видов топлива. Но положение РФ в мировой экономике вряд ли изменится: вместо экспорта углеводородов отечественные компании будут просто продавать водород. Подготовка к этому уже началась. Причем осуществляется она с помощью западных партнеров, заинтересованных в стабильных поставках нового зеленого топлива.
Энергетическая стратегия России до 2035 года ставит амбициозную цель: в ближайшие 15 лет страна должна стать мировым лидером по производству и экспорту водорода. Цель на 2024 г поставка водорода за рубеж – 2,2 млрд куб м. В 2035 г. – уже 22,2 млрд куб м.
Энергетический переход вряд ли изменит положение РФ в мировой экономике
«Водород, который сегодня используется в основном в химической и нефтехимической промышленности, в будущем может стать новым энергоносителем, который заменит углеводородные энергоносители и сформирует «водородную экономику». Российская Федерация обладает значительным потенциалом для производства водорода», — говорится в документе.
Авторы стратегии Минэнерго отмечают, что для перехода к новой экономике необходимо:
- создать инфраструктуру для транспортировки и потребления водорода
- увеличить масштабы производства водорода из природного газа, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии и атомной энергетики
- развивать отечественные низкоуглеродные технологии получения водорода методами конверсии, пиролиза метана, электролиза, в том числе с возможностью размещения зарубежных разработок в этой области
- стимулировать спрос на использование водородных топливных элементов на российском транспорте, а также использование водорода и водородных энергосмесей в накопителях и преобразователях энергии для повышения эффективности систем централизованного энергоснабжения.
Российские корпорации и четвертый энергопереход
Новатэк и Сименс, 2020: первый в России промышленный проект по выработке электроэнергии на водороде; «Сименс» модернизирует одну из восьми газотурбинных установок, установленных на ТЭЦ, которая обеспечивает электроэнергией завод по сжижению природного газа «Ямал СПГ».
Роснано и Энел, 2021 г. — экспортный проект по производству зеленого водорода на ветропарке в Мурманской области.
Ритек («дочка» Лукойла), 2022 год: эксперимент по извлечению водорода из истощенных газовых месторождений.
Газпром, 2023 г. — создание опытно-промышленных площадок по производству низкоуглеродного водорода на объектах добычи природного газа или переработки углеводородов.
Росатом, 2023 год: пилотный проект по производству водорода из атомной энергии.
Северсталь и Новатэк, 2023: Совместный пилотный проект по производству водорода в Вологодской области.
Росатом, 2024 год: создание прототипа водородного железнодорожного транспорта.
Трансмашхолдинг, РЖД, Росатом, 2024 г. — поставка 7 водородных поездов в Сахалинскую область.
Газпром, 2024: разработка, изготовление и испытания метан-водородных газовых турбин.
В то же время, добавил он, возможное признание «зеленого» статуса атомной и газовой генерации может иметь большое значение для снижения оптовых цен на электроэнергию. Это станет возможным, если стоимость квот на выброс парниковых газов (CO2) будет снижена).
Энергопереход условный, а затраты вполне реальные
По плану ЕС страны ЕС должны сократить углеродный след абсолютно во всех отраслях, и это уже кажется крайней мерой, которая сама по себе ни к чему хорошему в экономике не приводит.
Например, можно снизить уровень выработки электроэнергии на угольных электростанциях. Но что делать с объектами, работающими на природном газе или атомными электростанциями?
Атомные электростанции, кстати, не выбрасывают парниковых газов, но Еврокомиссия тоже хочет их запретить, оставив работать только солнечные батареи и ветряки.
Использование только таких источников питания – дорогое удовольствие. В Германии самое большое количество ветряков в Европе, но тариф на электроэнергию для населения этой страны самый высокий в мире.
Конечно, можно использовать водород, но его производство также обходится гораздо дороже, чем традиционные способы получения энергии. Кроме того, даже «зеленый» водород (созданный электролизом воды за счет возобновляемой энергетики) требует большого количества дистиллированной воды, которая в относительно короткие сроки начнет планомерно истощать водные ресурсы региона. А где экология?
Кстати, температура горения водорода намного выше, чем у природного газа. Из-за этого трубы и оборудование, которые обычно работают на метане, в случае использования водорода просто начнут разрушаться и плавиться.
В Еврокомиссии не подумали или специально не сказали, как вообще обычному жителю Испании, Латвии или Франции пользоваться газовой плитой, когда в нее начинает поступать водород. Видимо, они мирятся и взрываются.
Ну или при удачном стечении обстоятельств выкинуть испорченную плиту на помойку и ждать, когда мир начнет производить технику на водороде. Судя по всему, Грета Тунберг лично приедет к вам в гости с уже подогретой едой.
Представим, что энергия в Европе будет генерироваться исключительно солнцем и ветром. Нам придется построить много новых ветряных электростанций и солнечных батарей. Это огромная трата денег, которую не могут себе позволить такие страны, как Эстония, Литва и Латвия.
Конечно, правительства этих государств пытаются увеличить выработку возобновляемой энергии, но это пока только благодаря субсидиям из ЕС.
Когда субсидии перестанут выплачиваться, стоимость электроэнергии в странах Балтии, как и в других частях Старого Света, резко вырастет. Это не говоря уже о регулярных перебоях с поставками, ведь работа установок ВИЭ сильно зависит от погодных условий (вспомним закрытие 30 000 ветряков в Германии в феврале 2021 года).
Однако цены вырастут на все. Переход автопарка, в том числе грузового, сделает доставку товаров более дорогой, следовательно, повысит конечную стоимость любого товара в магазине. Электромобили, несмотря на популистские лозунги европейских чиновников, все же дороже бензинового автомобиля. Чтобы убедиться в этом, просто сравните две такие машины со схожими мощностными характеристиками.
Для металлургов и производителей цемента, которые традиционно выбрасывают в атмосферу больше СО2, чем другие отрасли, это объективно повысит себестоимость их деятельности, а значит, отдаст дань росту цен на недвижимость (она во многом зависит от цен на бетон и прутки).
Все это лишь внешние последствия бескомпромиссного энергетического перехода, который Еврокомиссия навязала европейским странам.
Экология с привкусом лицемерного маркетинга
А теперь перейдем к самому главному: заработку на идее перехода энергии. Европейские чиновники и крупные мировые СМИ, такие как Bloomberg, пишущие о преимуществах климатической нейтральности ЕС, крайне осторожно и сдержанно описывают механизмы, которые будут облагать налогом компании с углеродным следом.
Примечательно, что именно эта информация подается под «соусом» сухой, скучной и непонятной для простого обывателя терминологии. Но в этих «компенсациях» и налогах кроется самое главное.
Стоит перечислить основные пункты стратегии ЕС по достижению нулевых выбросов СО2, целью которой является банальное желание заработать, а не сделать планету чище.
Во-первых, с 2023 года заработает механизм трансграничного углеродного регулирования (CTR). Его цель — взимать плату с товаров, импортируемых ЕС, исходя из их углеродного следа. Конечно, европейский регулятор будет определять размер комиссии. Начиная с 2023 года, ТУР будет охватывать импорт стали, цемента, удобрений и алюминия.
Такая мера де-факто не сократит выбросы CO2 на планету. Европа просто соберет деньги со всех компаний, которые поставляют ей свою продукцию. Действительно, вполне возможно, что этим компаниям будет дешевле заплатить налог на выбросы углерода, чем реструктурировать свое производство, чтобы радикально сократить выбросы. В итоге планета, как была «грязной», так и останется, но деньги за это получат наднациональные структуры ЕС.
Во-вторых, в ЕС уже действует Схема торговли выбросами CO2 (EU ETS), которая облагает налогом компании ЕС, чьи выбросы углекислого газа превышают разрешенную норму. Еврокомиссия предложила этим летом (теперь национальные правительства должны одобрить это на законодательном уровне) ужесточить эти требования.
По мнению Европейской комиссии, система EU ETS должна предусматривать более строгие санкции за выбросы. Кроме того, теперь будет расширен список отраслей, которые должны отчитываться (и платить налоги) за «грязный воздух.
Есть еще один «бонус». Как указано в официальном документе Еврокомиссии об энергетическом переходе, полномочия ЕСТК в будущем могут быть расширены. Проще говоря, даже поставки нефти и газа в будущем могут облагаться налогом на выбросы углерода.
В-третьих, для транспортной отрасли Старого Света предлагается установить более жесткие нормы выбросов парниковых газов: в новых автомобилях они должны быть снижены на 55% с 2030 г. (по сравнению с уровнем текущего года), а с 2035 г автомобили должны быть с нулевым уровнем выбросов.
В этом случае кошелек простого обывателя оказывается под ударом, а наднациональные структуры ЕС и крупные компании (получающие льготы за продвижение «зеленых» технологий), наоборот, пополняют его.
Важным нюансом является то, что если вы покупаете электромобиль в Европе, государство дает вам определенные субсидии. Но не везде. В Германии можно получить до 9000 евро в качестве субсидии при покупке, во Франции почти 7000.
Конечно, это все равно не равняется стоимости электромобиля с бензиновым или дизельным, но это лучше, чем ничего, не так ли? А вот в «периферийных» странах ЕС (Эстония, Литва, Латвия и другие) таких дотаций вам никто не даст. Либо купить дорогой электромобиль и быть счастливым, либо ходить пешком.
Жители ЕС уже выражают свое недовольство ростом цен, поэтому чиновники должны выследить виновных, добавил он. Эксперт согласен с мнением, что к энергетическому кризису привели действия самих европейцев.
От слов к цифрам
Между тем по итогам 2021 года «Газпром» увеличил экспорт в страны дальнего зарубежья на 5,8 млрд кубометров — до 185,1 млрд кубометров, что стало четвертым результатом в истории компании, заявил ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер. По его словам, закупки российского газопровода увеличили 15 стран, причем наибольший прирост показателя обеспечили крупнейшие потребители российского ресурса: Германия (+10,5%), Италия (+20,3%) и Турция (+63%).
Кроме того, в прошлом году увеличился спрос на топливо в других странах, в том числе в Российской Федерации. Приоритетом для «Газпрома» является удовлетворение спроса внутренних потребителей, это обязанность компании по российскому законодательству. В 2021 году «Газпром» поставил на внутренний рынок газа 30 млрд кубометров газа больше, чем годом ранее. А летом компании предстояло подготовить российские подземные хранилища к зиме. Из них, как и в Европе, минувшей зимой также поднят рекордный объем газа (более 60 миллиардов кубометров).
В ответ на заявление Фатиха Бироля вице-премьер РФ Александр Новак отметил, что Россия может поставлять в Европу еще больше газа — у нашей страны огромные ресурсы. Но любое производство – это, прежде всего, инвестиционный проект, требующий времени.
«Должна быть четкая маркетинговая политика. По этой причине мы всегда выступали за то, чтобы долгосрочные контракты, прежде всего, были частью системы энергобезопасности для потребителей, которые используют эти энерговекторы», — сказал он.
Александр Новак также подчеркнул, что ни «Газпром», ни Россия не виноваты в энергетическом кризисе, который произошел в Европе. На развитие ситуации в ЕС повлияла затяжная зима, вынудившая добывать значительные объемы газа из подземных хранилищ газа (ПХГ). Кроме того, мировая экономика начала восстанавливаться, и сжиженный газ, в основном из США, стал поступать на азиатские рынки, добавил вице-премьер.
«Конечно, меня немного удивило заявление главы такой уважаемой международной организации, как МЭА, которая пытается перейти от головной боли к здоровой проблеме, которая есть сегодня у европейских потребителей», — ответил на обвинения Александр Новак.
«Известия» направили запросы в «Газпром», Wintershall Dea, OMV и Минэнерго.
Свои спекуляции и свои ошибки
Интересно, что все обвинения, по словам заместителя генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, исходят от тех, кто на протяжении многих лет занимается деструктивной деятельностью в связи с российско-европейским энергетическим сотрудничеством.
«Если бы «Газпром» действительно не выполнял свои обязательства по поставкам, уже были бы жалобы потребителей и репрессивные действия регуляторов», — пояснил эксперт. — Следовательно, это все часть антироссийской пропагандистской кампании, никак не подкрепленной фактами. Кроме того, вы даже можете увидеть, как они преднамеренно искажают.
Например, в начале года европейские клиенты «Газпрома» из-за роста цен и резкого сокращения спроса на рынке ЕС сократили заявки и отборы газа даже по действующим контрактам. При этом людям нужно как-то объяснить, почему у них значительно увеличились платежи за газ и электроэнергию; отсюда и обвинения в адрес России, уверен Алексей Гривач.
«Это введение в заблуждение, спекуляция на фоне напряженных отношений между Россией и коллективным Западом, попытки обвинить РФ в агрессивности по отношению к своим партнерам», — заявил заместитель директора Института Европы РАН, глава из Центра германистики, оценил происходящее в интервью «Известиям.Исследования» Владислав Белов.
Это первый кризис, спровоцированный покупателями, говорит Станислав Митрахович, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ.
«В начале европейские регуляторы настаивали на переходе от долгосрочных контрактов к спотовому рынку, а затем важную роль сыграл ускоренный энергетический переход», — пояснил он.
В то же время западные эксперты согласны и с отечественными экспертами. По словам австрийского политолога, эксперта по Восточной Европе и России Герхарда Мангота, дефицит газа на европейском рынке связан с климатическими и коммерческими факторами, а не с деятельностью «Газпрома».
— Компания выполняет свои договорные обязательства по поставке. Чего она не делает, так это поставляет в Европу дополнительный газ сверх договорных объемов, например, предлагая его на спотовом рынке. Газпром мог бы это сделать, но не обязан этого делать по закону. Возможно, позиция России связана с разногласиями между Россией и ЕС по поводу политики на рынке газа. Сюда, конечно, относится и позиция ряда европейских государств по остановке проекта газопровода «Северный поток — 2», — рассказал специалист «Известиям».
Кристиан Эгенхофер, эксперт по энергетике аналитического центра CEPS в Брюсселе, также удивлен риторикой европейских регуляторов.
— Есть ситуация, которую я как политик, как гражданин этой страны и как потребитель могу оценить как удивительную. В эти дни готов невероятный новый газопровод из России в Германию, а по ней во все страны Европы. И он неактивен. Сейчас он пустой, ценовая ситуация здесь пугающая. И это странная ситуация, она меня лично поражает», — сказал он.