Чат Telegram, группы ВКонтакте и Facebook помогут вам найти наставников из разных профессий. Кстати, многие профессионалы ведут свои блоги в Instagram. Обычно эти создатели уже пользуются специальными «консалтинговыми» услугами.
Наставничество и менторинг в современных условиях управления образовательной организацией
Тема наставничества была очень популярна в 1970-х и 1990-х годах и вновь возвращается к ней сегодня, в эпоху инноваций и даже на высоком уровне (например, в государственных образовательных программах). Корпорация «Российский учебник» совместно с заслуженным учителем Российской Федерации Ольгой Пополитовой организовала различные онлайн-семинары для профориентации в школах. Вот основные вещи, которые вам нужно знать о руководстве и указаниях с точки зрения организационного лидерства.
Возможно, руководство можно назвать одним из ресурсов человеческого развития, и трудно придумать альтернативы этому подходу. Еще древние философы были озабочены ролью наставников. Сократ, например, считал пробуждение сильных духовных сил ученика. А поскольку древнегреческий философ жил по принципу «я знаю, что я ничего не знаю», он взаимодействовал со студентами таким образом, который и сегодня кажется очень прогрессивным — поддерживая равенство и создавая истину в дебатах.
Из Древней Греции он попал в СССР, где преподавание было важной частью воспитания коммунизма. При владении трудом на производстве нельзя было не передавать опыт от старших учителей к младшим. В 1990-е годы, как и многие другие вещи, наставничество было временно забыто. Сегодня эта система возвращается. Бизнес-тренеры обсуждают его, ссылаясь на исследования и нормативные акты.
Когда говорят о наставничестве в образовании, первое, что приходит на ум, — это отношения между учителем и учеником. Но передача опыта и знаний между коллегами также играет важную роль.
Цель преподавания в школах:.
- Помощь новым учителям в адаптации , чтобы они как можно скорее вышли на плановые результаты работы.
- Реализация обучения на рабочем месте.
- Передача как формальных, так и неформальных приемов, подходов.
- Понимание и принятие всеми сотрудниками норм корпоративной культуры .
Другие цели. Подумайте о тех, которые имеют отношение к вашей организации. Возможно, к этому списку можно добавить еще несколько.
Принципы наставничества в педагогическом коллективе
Система состоит из трех частей: адаптация, обучение и мониторинг. Опыт показывает, что различные российские компании, включая бизнес и образование, применяют системный подход, использующий все три вида влияния. Процедуры могут повторяться и дублироваться. Например, если сотрудник переходит на новую должность, ему все равно нужна помощь в адаптации. Кроме того, наставничество может быть индивидуальным или групповым (в рамках группы или индивидуально, если наставник работает с несколькими сотрудниками).
Руководство осуществляется в соответствии с классическими педагогическими принципами. Основные шаги таковы.
‘Расскажи мне — послушай’, ‘Покажи мне — давай попробуем’, ‘Давай сделаем это вместе’, ‘Сделай сам — я тебя научу’, ‘Расскажи мне, что ты сделал сам’.
На всех этапах важно заручиться поддержкой наставника и уверенно общаться. Конечно, важно помнить, что все обучение и поддержка имеют человеческий фактор и работают по-разному для разных специалистов. Кто-то лучше объясняет, кто-то лучше справляется с делами, а кто-то лучше организует практику. Эксперты выделяют три модели общения между наставником и подопечным. Это общение — коррекция, общение — поддержка и общение — устранение психологических барьеров.
Чтобы внедрить наставничество в учебном заведении, необходимо предпринять два шага
- Назначьте координатора.
- Создайте документацию, регламентирующую действия наставников и обучаемых сотрудников : положение, план мероприятий, оценочные бланки, тесты и т.д. (да, это новый объем бумажной работы, но без управленческой прозы здесь не обойтись).
Программы профориентации в Австралии и России, поддержанные Межвузовским исследовательским центром «Новое преподавание», определили, что сопровождение новых учителей должно быть направлено на удовлетворение их потребностей.
- Введение в школьные будни (передача рабочего места, знакомство с пространством школы).
- Включение в учительское и ученическое сообщество (все основано на уважительном отношении).
- Испытание самого себя (самостоятельный выбор методик, первые успехи на уроках).
- Самореализация себя как учителя (полное проявление своего потенциала в решении профессиональных задач).
Как выбрать профессионалов, которые проведут новичков через эти этапы становления? Следующие свойства могут служить ориентиром
- Высокий уровень лояльности к организации.
- Понимание всех внутренних систем работы.
- Большой профессиональный опыт.
- Желание быть наставником(!).
- Готовность инвестировать свое время в развитие коллег.
- Умение давать обратную связь и конструктивную критику.
- Способность обучаться самому и стремление к личностному, профессиональному росту.
- Умение находить общий язык с коллегами.
- Проявление лидерства.
- Бесконфликтность.
Конечно, наставники должны быть мотивирующими, и, как и в случае с любой мотивацией учителя, здесь есть материальные и нематериальные аспекты.
Важные стимулы могут включать, например, единовременную выплату 10-15% от зарплаты каждого ученика, регулярную выплату 5% от зарплаты и ежеквартальную премию. Конечно, все это при условии, что ученик показал хорошие результаты. Неденежные стимулы включают множество вариантов: увеличение полномочий, повышение по службе, дополнительные дни отпуска и т.д. В идеале создается культура, в которой лидерство рассматривается как престижная миссия, а не как бремя.
Что такое менторинг и в чем его отличие
Наставничество — это метод передачи опыта и навыков в атмосфере поддержки для решения конкретных задач. Первые наставники, или, точнее, менторы (имена любящих и новаторских учителей), упоминаются уже в «Гомерической одиссее». Важно: Руководство в первую очередь направлено на подготовку сотрудников (подопечных) к работе на руководящих должностях.
Руководство может принимать форму личных встреч, совместной работы, реализации совместных проектов и неформального общения. Он не только готовит преемников. Можно обучить еще одного старшего специалиста, чтобы он мог сопровождать многих одновременно. Возрастные различия здесь не важны. Главное — это профессионализм и готовность передавать знания. По сути, лидерство — это проявление руководства, и во многих компаниях оно становится частью образа жизни руководителя.
Сегодня профессиональное обучение и наставничество обозначаются разными терминами: менторинг, наставничество и коучинг. Каждый из этих подходов имеет свою теоретическую и методологическую основу. В то же время многие эксперты бьют тревогу, что все эти понятия нарисованы и являются внеземными явлениями. Руководство есть руководство, говорят они. Однако если вы хотите быть в курсе тенденций и действительно понимать новейшие методы управления, стоит помнить о различиях между понятиями, которые активно используются в деловой литературе.
Разница между наставничеством и коучингом:.
- Подготовка не просто рабочих кадров, но высококлассных специалистов.
- Нет явного разделения на обучающего и обучаемого. Ментор, как правило, только задает тон «благородного профессионализма», делает наводящие замечания и подталкивает менти к управленческим выводам и значимым решениям.
- Акцент на долгосрочном личностном развитии (а не краткосрочных задачах), помощь в определении направления этого развития.
- Передача не только профессиональных лайфхаков и корпоративных стандартов, но также ценного личного жизненного опыта. Это помогает менти понять свое место в компании, в профессии.
Пять лет назад я почувствовала, что достигла переломного момента в своем управлении и решила изменить свою жизнь. Самое простое, что можно сделать в такой ситуации, — это развестись или сменить работу. Я выбрал второе.
Кто такой ментор
Наставления существуют с древних времен. Аристотель был наставником Александра Македонского, а Сократ — учителем Платона. Современный толковый наставник — это эксперт в своей области, который помогает неопытным людям строить карьеру, развивать полезные качества и избегать формальных ошибок. По сути, он является успешным наставником и готов бесплатно поделиться своими секретами с другими.
В отличие от менеджеров, наставников не очень интересует то, какой работы вы достигли или умеете пользоваться Excel. Он сосредоточен на чем-то глобальном: достижении целей и профессиональном развитии. Руководители также могут наставлять своих подчиненных, и во многих компаниях существуют такие программы наставничества. Если вы не можете найти наставника среди своих коллег, вы всегда можете работать с ним.
Зачем взрослому человеку учитель
Думаете, у вас достаточно опыта и вам не нужен наставник? Не делайте поспешных выводов. Даже у топ-менеджеров есть наставники. Иногда вам также нужны советы и поддержка. Статистика говорит сама за себя. Основатели трети прибыльных технологических компаний Нью-Йорка регулярно контактируют с наставниками. Когда Стив Джобс умер, Марк Цукерберг отметил, что создатель Apple был ценным наставником. Кроме того, эксперты Endeavor проанализировали технологические компании Нью-Йорка и пришли к выводу, что молодые стартапы с опытными наставниками были в три раза успешнее при схожих доходах, инвестиционном интересе и количестве сотрудников. Поэтому обращаться за советом к другим — это не только нормально, но и полезно для вашей карьеры. Вот почему наставники могут быть полезны: они могут
- Обладает большим опытом. Ментор прошел через разные ситуации и знает, как решать задачи, с которыми вы сталкиваетесь впервые. Он поделится опытом, и вы сможете учиться на чужих ошибках.
- Поделится полезными контактами. У хорошего наставника много знакомых из разных сфер. Если понадобится, он сведет вас с ними и даст рекомендации. Такие связи очень важны для успешной карьеры.
- Задает правильные вопросы. Ментор поможет взглянуть на ситуацию под новым углом и найти неожиданное решение проблемы в ситуациях, которые казались вам безвыходными.
- Видит более полную картину. Человеку со стороны легче объективно оценить вашу карьерную ситуацию и перспективы. Вместе с ним вы выстроите стратегию развития, расставите приоритеты, определите первостепенные цели и поймете, какие скиллы нужно прокачивать, чтобы их достичь.
- Поможет конкретными действиями. Если вы запускаете стартап, он может проконсультировать по юридическим вопросам или даже дать рекламу вашего бизнеса через свои каналы.
Как выбрать подходящего ментора
Найдите наставника в соответствии с вашими ожиданиями. Убедитесь, что у них есть навыки и опыт работы в нужной сфере. Например, Хьюстон и Араш Фирдоси, основатели Cloud Dropbox, учились у Хади и Али Партови, двух успешных предпринимателей Кремниевой долины, которые работали консультантами в Facebook и Airbnb.
Оцените личные достижения потенциальных учителей: поступили бы вы так же? Не выбирайте наставника по имени друга или по наводке. Обратитесь за советом к людям, чьи карьерные курсы вас вдохновляют. Если вы хотите стать наставником известного лица, попробуйте. Это неплохая идея, но не забывайте о тех, кто знает многих людей, но остается в тени из-за особенностей профессии или личности. Во-первых, у них больше свободного времени, и им легче найти время, чтобы поговорить с ними. Во-вторых, они с большей вероятностью захотят поделиться тем, что они знают.
4. Генеральный директор Google Эрик Шмидт был наставником основателей компании Сергея Брина и Ларри Пейджа. Вы можете продолжать перечислять такую звездную пару еще долгое время. Шмидт пишет о «Google Works». Даже если управляющий директор — суперзвезда, вам все равно нужен наставник. В конце концов, даже у победителей Олимпийских игр есть тренеры».
С помощью наставника защищенные люди приобретают новые навыки, которые дают им преимущества в работе и жизни.
Новые связи
Обладая опытом, знаниями и временем работы в определенной отрасли, наставники часто имеют обширную сеть друзей и коллег. Это важно, потому что дает гиду возможность попрактиковаться в своих навыках, познакомиться с новыми людьми или найти новую работу.
Новые перспективы
Наставники, имеющие опыт работы в определенной отрасли, могут предоставить потенциальных клиентов, которых стажеры, возможно, не рассматривали. Они могут помочь защитить их в разработке новых методов решения проблем для достижения их профессиональных целей.
Повышение уверенности
Уверенность в себе — важное нематериальное преимущество для каждого. С помощью совета и поддержки наставника вы сможете обрести твердую веру в свои силы отстаивать свои решения. Без уверенности в себе и своих способностях вы вряд ли добьетесь профессионального роста.
Как найти хорошего наставника?
Прежде всего, вы должны подумать, чему вы хотите научиться и что получить от своего наставника. Цель руководства — помочь вам преодолеть переходные периоды и стать лучше в тех областях работы, где вам нужна дополнительная поддержка.
- Подумайте о своей цели в поиске наставника. Определите пробелы, которые есть в вашей работе или жизни.
- Посмотрите на окружающих вас людей: коллег, друзей, семью или членов групп в социальных сетях. Наставник не обязательно должен быть руководителем, но он должен быть на несколько уровней выше вас.
- Выходите из зоны комфорта, беритесь за новые задачи, посещайте новые места, курсы, семинары.
Как выстроить отношения с ментором?
Найти наставника — это половина успеха. Для плодотворного взаимодействия вам необходимо добиться как можно большего доверия и уважения.
Расскажите о своих целях
Вам нужно понять, может ли наставник помочь.
Пригласите наставника на кофе и поговорите с ним о проблемах, с которыми вы сталкиваетесь. Узнав друг друга поближе, вы увидите, что наставник не способен быть наставником.
Поговорите с наставником о себе, своей работе и о том, почему вы обратились именно к нему. Например, «Меня только что повысили в должности, и я хочу лучше подготовиться к своей новой роли. Могу я задать вам несколько вопросов о том, что бы вы сделали на моем месте?».
Если вы видите кого-то в качестве наставника для определенного статуса, вы можете немедленно уведомить его об этом. Вы всегда спокойны.
Проявляйте уважение к наставнику
Уважать время своего наставника. Заранее продумайте способы связи, будь то конкретное место коллективной работы или зум-звонок.
Отправьте повестку дня и вопросы за день до встречи. Таким образом, у вашего наставника будет время подумать о том, как лучше всего оказать вам поддержку.
Если вы пришли на встречу вовремя, а наставник установил 30-минутный лимит времени, не превышайте его.
Давайте обратную связь наставнику
Если наставник предлагает попробовать заняться каким-либо видом деятельности или прочитать книгу, покажите, что вы следуете его советам. При следующей встрече расскажите ему или ей о том, что вы сделали, или о своем мнении по поводу прочитанного.
Важно, чтобы и наставник, и проводник получали обратную связь от своего сотрудничества. В противном случае неясно, достигается ли прогресс.
Из-за этого становится все труднее находить клиентов для консультирования. Из-за возросшей конкуренции инструменты остаются прежними. Тот же таргетинг: если раньше его видели только крупные бренды, то теперь весь Instagram наводнен вопросами «как заработать деньги / как найти любовь / как продвинуться в карьере».
Как выбрать менти?
Уитни Лоу Нарцисс, вице-президент американской компании First Round Capital, предлагает несколько советов по выбору стажировки, поскольку сотрудничество оказывает влияние. Наставникам необходимо ответить на следующие вопросы
Можете ли вы помочь этому потенциальному ученику? Существуют ли особые потребности, которые можно удовлетворить?
Может ли этот человек быть полностью открытым и честным? Готов ли этот человек говорить о своих проблемах и слабостях?
Готов ли этот человек работать над собой и принимать меры? Проявляет ли этот человек инициативу?
Активизирует ли меня этот человек? Учусь ли я у него или у нее? Что дает мне этот человек, с которым можно поговорить?
Гид — это не сессия с психологом, который решил не принимать этого клиента. Руководство — это сотрудничество двух людей со схожими взглядами и мировоззрением.