Ф. Х. Кэссиди писал: «Миф — это чувственный образ и представление, своего рода восприятие мира, а не понимание мира», сознание, не подчиняющееся разуму, скорее даже дологическое сознание. Мечты, волны воображения — это и есть миф.
Миф – что это такое. Мнение психолога
Думаю, можно задать вопрос: «Какое отношение имеет психология к мифам? Это просто сказки». Во-первых, сказка — это продукт человеческого сознания и поэтому попадает в сферу интересов психологии. Во-вторых, и это самое главное, миф — это не сказка. Что же такое реальность? Нет, не реальность. Это также не религия. Миф — одно из самых загадочных явлений человеческой цивилизации, над его тайнами ломали голову исследователи не одну сотню лет. А теперь я покажу вам, что психология верит в мифологическое сознание.
- 1 Что такое миф
- 2 Психологические особенности мифологического сознания
- 2.1 Роль образов в мифологическом сознании
- 2.2 Единство мира в мифе
- 2.3 Символизм мифа
- 3.1 Психологические особенности современного мифотворчества
- 3.2 Функции мифа в современном обществе
Что такое миф
Если перевести слово «миф» с древнегреческого, то оно означает «история», «повествование». И на первый взгляд, мифы — это просто сборник историй о странных временах и существах, не существующих в реальном мире, о богах, создающих мир, о героях и удивительных событиях. Истории обычно странные, иногда смешные, но часто жуткие, если не сказать бредовые с точки зрения сегодняшнего дня.
Например, как можно верить историям о животных предках и думать, что основателем вашего рода был медведь, волк или даже зеленый попугай? Или принять всерьез историю о том, что Луна была создана из сандалии фокусника, сгоревшей в огне? Но люди воспринимают то, что говорится в мифах, всерьез и не подвергают это сомнению. Почему? Что вы можете сказать о психике этих людей? Нет, они не безумны, и мифы не являются продуктом патологического безумия шаманов, которые едят слишком много мух. Мифы являются не только частью истории, но и существуют в наше время, как и процесс создания мифов.
С точки зрения современной науки, в том числе психологии, миф — это особый феномен сознания, особая форма отражения действительности в виде сложных образных структур. Более того, можно говорить об особом мифологическом сознании, которое вообще было первой формой сознания, сформировавшейся у наших далеких предков. Она появилась, когда человечество встало на путь разума. Затем пришло религиозное сознание, научное сознание, политическое сознание, но элементы мифологического сознания все еще присутствуют в психике человека.
Одна из важнейших задач мифа — объяснить мир через понятные образы, которые нравятся людям и принимаются за реальность. Не зря известный знаток русской литературы А.А. Потебня так определил эту особую форму сознания: «Миф есть словесное выражение такого объяснения (апперцепции), в котором
Психологические особенности мифологического сознания
Как человек может превратиться в белку — он же маленький, не так ли? Как колесница может пересечь небо? Как первые люди могли появиться из деревьев? Как человеческое сознание может войти в кошку? Такие вопросы даже не задаются создателям мифов, и противоречия не воспринимаются ими. Все, что рассказывается в этих историях, является частью реальности для того, кто их пишет. Как говорят исследователи, люди не верят в миф, а живут в нем. По этой причине абсурды не наблюдаются, а выглядят как естественные особенности существования.
Если подходить к мифу с точки зрения психологии, то это, прежде всего, форма отражения и понимания мира, которая обладает рядом характеристик.
Каждый продукт нашего сознания является результатом обработки информации, поступающей извне. А качество и оригинальность этого продукта связаны со спецификой важнейшего психического процесса — рефлексии. Если говорить о мифе, то он родился в те далекие времена, когда человеческий разум и знания о мире были совсем другими и напоминали сознание и мышление ребенка 4-5 лет, который мыслит образами.
Роль образов в мифологическом сознании
Поэтому главной особенностью мифологического сознания является его метафорический характер. Но рациональная сфера, критическое отношение к результатам своего мышления были еще недостаточно развиты. Образы не только доминировали в сознании, но и воспринимались как прямое отражение реальности. Это относится и к продуктам воображения.
Подобно пятилетним детям, создатели мифов часто путали свое воображение с реальностью. Этот феномен психизма называется визуализацией. Сегодня она чаще встречается у маленьких детей, а примеры визуализации описаны не только в профессиональной литературе. Возможно, самый известный из них — Карлсон, живущий на крыше, образ воображаемого друга. Или очень трогательный анимационный фильм «Варежка», в котором маленькая девочка представляет свою перчатку в виде щенка. Вера в Деда Мороза и страх перед Бабой Ягой или Бабаем также являются примерами визуализации.
В современном мире это явление очень редко встречается у взрослых и возникает только у психически неуравновешенных, чрезмерно гиперактивных личностей.
Фантастическая природа мифологического сознания является основой для ощущения реальности любой фантазии. Она дополняется высокой степенью эмоциональности. Эмоции буквально пронизывают мифы и делают их образы яркими, реалистичными и живыми. Не зря главными героями мифов были (и остаются) возвышенные люди, которые часто усиливают это возвышение с помощью психотропных средств: Препараты и специальные методики.
Это еще одна особенность древнего
Единство мира в мифе
В самом широком смысле миф, как часть мифологии, представляет собой особый вид мировоззрения, в котором сочетаются задачи первобытной религии, искусства и науки.
Наши далекие предки находились под влиянием так называемого мифологического мышления, в котором история человечества рассматривалась как череда поколений богов, героев и людей, и в котором одушевленные физические элементы вмешивались в судьбу смертных.
Определение мифа — что это
Миф как вид перспективы обладает некоторыми особыми характеристиками:
Из-за этих особенностей мифологи пришли к выводу, что все самые ранние цивилизации прошли через мифологическую фазу в своем развитии, которая оставила нам свидетельства общего человеческого прошлого.
Когда люди начали думать и размышлять, первой формой их мировоззрения стала мифология.
Мифология — это вымышленное объяснение реальности.
- – произвольный сюжет;
- – обращение к причинам возникновения бытия;
- – зооморфизм (люди и животные уподобляются друг другу, встречаются персонажи полулюди-полузвери);
- – нерасчленённость;
- – попытка объяснить природные и социальные явления;
- – повторяемость образов и сюжетов у разных народов.
Она заключается в том, что человек, не имея возможности объяснить окружающую действительность каким-либо другим способом, придумывает это объяснение и считает его истинным. Миф стал заменой знаний о мире.
Мифология — что это такое
Когда человек чего-то не знает или не понимает, он чувствует себя неловко из-за этого. Он должен объяснить себе природу вещей. Когда он находит это объяснение, он чувствует себя психологически лучше.
В этот момент человек уже не видит разницы между реальностью и фантазией. Для него все является реальностью. В то же время мифологическое мировоззрение метафорично. Концептуальное мышление (мышление терминами, абстракциями) в то время еще не было распространено, и люди мыслили образами.
Однако из мифологии (такого понимания мира) возникло все остальное — религия, наука и философия. Не сразу, конечно, но постепенно люди начали переходить от догм и эмоционального понимания мира к критическому мышлению и более глубокому пониманию окружающей действительности.
Мифология по своей сути очень похожа на такое понятие, как фольклор. Опять же, разница в том, что сторонники мифологического мышления верят в вымысел, тогда как фольклор является логическим продолжением мифологии, но только как художественное представление мира. Это не видение мира, а чистое творчество.
Жизнь первых людей состояла из ритуалов. Многие ученые видят параллель между развитием отдельного человека и историей человечества в целом.
Когда ребенок появляется на свет, он не знает, что его окружает. Он наблюдает за сменой дня и ночи и учится распознавать различия между предметами и их свойствами. Все кажется ему загадочным и опасным.
Чтобы сделать жизнь младенца более спокойной, родители окружают его ежедневными, повторяющимися, одинаковыми занятиями. Когда
У истоков мифологии
Среди ранних картин — борьба тигра и оленя (леопарда и косули), символизирующая противостояние сильного и слабого, переход от одной эпохи к другой. Сцены охоты отражают попытки человека приручить и подчинить себе животный мир.
Позже появляются темы, связанные с мировым порядком: дерево, объединяющее землю и небо, расколотое яйцо, из которого были созданы море и суша, три кита, три черепахи.
По мере того, как человечество овладевало языком, система верований начала формулироваться в отдельных текстах. Сначала они передавались только устно от старших к младшим, с музыкальным сопровождением. Самые древние мифологические истории делились на песни, легенды, мифы и предания.
Миф считается прямым предком эпоса и всех его форм, а мифология — системой мифов, связанных отдельными образами и понятиями.
Средневековая поэзия восприняла вергилианский подход к мифу, а Ренессанс продолжил овидианский.
В позднем Ренессансе неантичные образы христианской религии и рыцарской романтики были переведены на образы античной мифологии, которая понималась как универсальный язык (освобожденный Иерусалим Тасоса и романсы Франца Штеппа с Христом в роли Дафны). Аллегоризм и культ условности достигают своего пика в восемнадцатом веке.
Однако к концу восемнадцатого века возникает противоположная тенденция; зарождение основательного отношения к мифу наиболее заметно в Германии, особенно в поэзии Гете, Хольдерлина и теории Шеллинга, которая сталкивается с классицистическим аллегоризмом (мифический образ не «означает» что-то, а «является» этим чем-то, или является существенной формой, которая стоит в органическом единстве со своим содержанием). Для романтиков существует уже не один вид мифологии (античность), а различные миры по внутренним законам мифологии; они осваивают богатство германской, кельтской, славянской мифологии и мифы Востока.
В девятнадцатом веке английский философ Фрэнсис Бэкон в своем эссе «О мудрости древних» утверждал, что «мифы содержат в поэтической форме древнюю философию, моральные максимы или научные истины, смысл которых скрыт под завесой символов и аллегорий».
В 1940-1970-х годах в музыкальной драматургии Рихарда Вагнера была предпринята серьезная попытка объяснить друг другу мир мифа и мир культуры; его подход положил начало великой традиции.
В двадцатом веке развился беспрецедентный рефлексивный интеллектуализм в отношении мифа; тетралогия Томаса Манна «Иосиф и его братья» стала результатом серьезного отношения к научной теории мифологии. Пародийное мифологизирование древности «мифологии» «мифологии человека» является очень важной частью научного исследования науки о науке
Миф — это реальность для мифологического сознания, которая является наиболее конкретной, наиболее интенсивной и наиболее насыщенной. Это абсолютно необходимая категория мышления и жизни. Миф — это логически, т.е. прежде всего диалектически, необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф — это не идеальная концепция, не идея и не мысль. Это сама жизнь. Таким образом, по мнению Лосева, миф — это особое выражение сознания и чувств древнего человека. С другой стороны, миф, как и праклетка, содержит в себе зародыши форм, которые разовьются в будущем. В каждом мифе можно выделить семантическое ядро, которое понадобится в дальнейшем.
Средние века и Возрождение
Следует также иметь в виду, что хотя Лосев иногда обозначал различные религиозные системы термином «миф», эта работа — «Диалектика мифа» — была лишь альтернативой (иногда неудачной из-за преследований со стороны советских властей) «диалектическому материализму».
Часто задают вопрос, что такое миф и чем мифы отличаются от сказок. Сказки — это вымышленные истории; события, о которых в них говорится, не происходили в реальности.
Миф — это история, в которую верит целый народ. Древние тщательно изучали окружающий мир и пытались объяснить происходящее со своей точки зрения. Они понимали, что природой управляют мощные силы, которые делают землю плодородной и вызывают землетрясения. Древние греки пытались объяснить тайны природы с помощью мифов. Они придали богам человеческий облик и черты характера. Боги видели все, что происходило на земле, и люди пытались умиротворить их, строя храмы и устраивая праздники в их честь. Древние греки поместили главных богов на самой высокой горе Греции, горе Олимп, и назвали их олимпийцами. Олимпийские боги и сегодня живут среди нас в скульптуре, архитектуре, музыке и произведениях искусства. Это история, которую необходимо рассказать. Если ребенок знаком с мифами, он легко узнает удивительных, фантастических существ на фасадах петербургских домов и в решетках садов и парков. Мифы учат детей различать добро и зло, пробуждают их эмоции и помогают понять, что у всех народов земли много общего.
Сайт
Новое время и Современность
Размер
5.45 КБ
Мифологическое мировоззрение
Что такое миф? (Статья)
Мифы часто называют сказками или баснями. Но это неправда!
Сказки — это выдуманные истории; события в них не происходили на самом деле. Это чистая фантазия.
Басня — это история, в которую верит целый народ. Существует множество исследований, посвященных мифам и мифологии. Многие мифологические истории сохранились в письменах, скульптурах и рисунках. И до сих пор существует множество неразгаданных тайн и
Что такое миф? статья (подготовительная группа) по теме
Греки населили горы и долины, леса и реки богами и придали им человеческий облик и человеческие черты.
Боги видели все, что происходило на земле, и спускались вниз, чтобы помочь или наказать людей. Высшие существа постоянно помогали людям в животноводстве и земледелии, охоте и торговле, войне и мире.
Скачать:
Древние люди поклонялись своим богам. Они верили, что должны быть благосклонны к богам, чтобы избежать несчастья. Поэтому в честь богов строились храмы, проводились фестивали, делались подношения, писались стихи и песни. Господа, почитаемые богами, люди поселились на самой высокой горе Греции — горе Олимп — и назвали себя олимпийцами. Согласно верованиям древних, боги и люди жили в одном мире и находились в постоянном общении друг с другом. Иногда боги даже женились на смертных людях, и их дети становились героями! Герои были наделены сверхъестественными способностями. Они осуществляли волю богов на земле и обеспечивали порядок и справедливость. Но в отличие от богов, герои не обладали бессмертием.
Самым развитым из всех богов был Зевс, громовержец. Зевс был очень любвеобильным человеком, который всегда был очарован прекрасными богинями и красивыми смертными женщинами. Он сделал все возможное, чтобы завоевать их любовь! Чтобы достичь своей цели, коварному Зевсу пришлось много раз менять свой облик, лишь бы приблизиться к своей возлюбленной. Перед Европой он предстал в образе быка, перед Ледой — в образе лебедя, а перед Дианой — в виде золотого дождя.
В мифах богов Олимпа окружает множество необычных существ. Среди них есть прекрасные нимфы и страшные чудовища. Полулюди, полукентавры, дикие и необузданные существа. Полуженщины, полуптицы — сирены, которые заманивают моряков своей прекрасной песней и губят их. Одноглазые циклопы, многоголовые драконы, свирепые русалки со змеями в волосах, которые превращают все живое в камень. Цербер, трехголовый пес, охраняющий выход из царства мертвых. Грифоны с золотыми крыльями, орлиными клювами и львиными телами. Ужасное чудовище с головой женщины, туловищем огромного льва, крыльями орла и хвостом быка — Сфинкс.
Программа коррекции межличностных отношений дошкольников (5-6 лет) «Что такое хорошо и что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из реальных проблем современного дошкольного образования. Дошкольный возраст — это время зарождения и развития отношений с другими людьми.
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО».
Чем умнее и дружелюбнее человек, тем больше он замечает хорошего в людях. Блез Паскаль.
Владимир Маяковский. Что есть добро и что есть зло?
Стихотворение Владимира Маяковского «Что такое добро и что такое зло?
Мифы были созданы давным-давно, когда не было науки. Не было физики, объясняющей свойства веществ. Не было астрономии, чтобы исследовать космос, не было медицины, чтобы объяснить, откуда берутся болезни и как их лечить. Но человеку всегда было необходимо знать, как устроен мир, потому что день сменяет ночь, а зима сменяет лето. Почему существуют бури и ураганы, засухи и наводнения, болезни и смерть. А еще им пришлось научиться общаться с этим непонятным, непредсказуемым и порой очень враждебным миром. Они должны были разработать правила поведения в этом мире, чтобы сделать его более предсказуемым и дружелюбным к людям.
Миф служит всем этим целям. Миф — это собрание письменных или устно передаваемых идей, объясняющих происхождение мира, его устройство и место человека в нем. Миф содержит набор заповедей и запретов. Их необходимо уважать, чтобы установить надежные отношения со временем и пространством, с животными и растениями, с огнем и водой, с лесом и скалами. По этой причине миф всегда воспринимался серьезно. Они верили в нее и следовали всем правилам, которые она устанавливала. Потому что от этого напрямую зависит благополучие человека. Здоровье его самого и его детей, размер урожая и количество животных. И в этом миф принципиально отличается от сказки.
Мифы возникали и развивались вместе с обществом. Некоторые элементы мифа отмирают и канули в Лету, другие изменяются, третьи возникают заново. Это относится и к славянской мифологии.
Мифология (от греч. mifos — миф, сказание и logos — слово, понятие, учение) — это форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних этапов развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. Мифология доминировала в духовной жизни первобытного общества и функционировала как универсальная форма общественного сознания.
Большое внимание уделялось также происхождению человека, наряду с его интересом к происхождению мира. Рождение человека, этапы жизни и смерти и различные испытания на его жизненном пути. Особое место занимали мифы о культурных достижениях человека. Добывание огня, изобретение ремесел, земледелия, обычаев, ритуалов. Эволюционировавшие люди связали мифы воедино и выстроили их в целостное повествование.
Идеи, воплощенные в мифах, переплетались с ритуалами, служили объектами веры и обеспечивали сохранение традиций и преемственность цивилизации. Мифы об умирающих и воскресающих богах, например, были связаны с сельскохозяйственными ритуалами и символически представляли природные циклы.
Мифы дают нам объяснение всему, что происходит с нами и вокруг нас в жизни и после смерти. Сказка предназначена для развлечения. Только очень опытный ученый может распознать в этой истории отголоски древних ритуалов и верований. Обычные люди рассказывают старые истории, чтобы развлечь себя и своих детей. Они прекрасно знают, что сказочные персонажи — Змей Горыныч или Кощей Бессмертный — только выдуманы и не существуют в реальности. Напротив: фигуры мифа воспринимаются как реальные существа, с которыми можно
Ведь если существует жизнь после смерти за пределами земного мира, то необходимо знать признаки, отличающие ее от мира людей. Правило — это то, что характеризует человека и его земное царство. Все, что так или иначе отклоняется от нормы, характеризует «другой» мир и живущих в нем существ. Именно поэтому различные физические дефекты — горбатость, хромота, косоглазие, слепота, слишком высокий или слишком низкий рост, слишком густые брови или их отсутствие — воспринимаются как признаки потусторонних существ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие нормальности также распространяется на психическое состояние человека и его социальный статус. Безумие или, наоборот, чрезмерный интеллект, несчастье или чрезмерное богатство, излишнее имущество указывают на связь с потусторонним миром.
Мифы обычно содержат ценности, дух, силу, которые поддерживают нацию не только во время кризиса, на сложных этапах истории, но и в повседневной жизни. В них содержатся разные ответы на то, что делать в определенных ситуациях. Не только во время войны или стихийного бедствия, но и в случае победы, захвата и успеха.
Мифы истории принимают различные формы. Они включают в себя как героические истории, так и истории из повседневной жизни, которые высмеивают некоторые негативные стороны жизни. Это и рассказы о событиях прошлого, и воспоминания о поведении исторических героев. С древних времен эти истории передавались из уст в уста, а затем записывались на бумаге.
Легенды также собирают опыт поведения. Каждый разумный человек может извлечь полезный урок
Мифы содержат опыт самопознания: да, мы такие, какие есть. У нас есть сильные качества, на которые мы можем положиться в трудные времена. Но наши качества — это скорее шутка, они мешают нам.
Миф воспринимался всерьез, потому что весь жизненный опыт доказывал, что он не учит нас ничему плохому. Конечно, даже самый крепкий мужчина мог быть убит, умереть от голода или болезни во время войны. Но у тех, кто следовал урокам истории, действительно был дополнительный шанс.
Мифы необходимы для объяснения мира. Людям нужны исторические мифы, потому что они воплощают их основные национальные ценности.
Память живет в мифах истории и объясняет, кто мы такие, что с нами произошло и как мы реагировали на различные жизненные обстоятельства.
Мифы необходимы для связи людей с остальным миром, отдельных людей со своим народом, со своими предками. Почитание наших предков означает, что если они вели себя так, то мы не можем вести себя хуже, не теряя своего достоинства. Родословная обязывает.
Было бы нелепо видеть в них лишь глупые фантазии, спи
Традиционно мы привыкли видеть в них только сказки о богах и героях, якобы живших в более глубокие доисторические времена, о происхождении мира и жизни на земле и так далее. А греческое myth, обозначающее этот культурный феномен, переводится как сказка, басня, вымысел. Но на самом деле речь идет не о разновидности литературы, а об особом восприятии мира. Она обрела словесную форму — песни, ритуалы и церемонии, рассказы и сказки. В этой форме эмоциональное восприятие природного или социального явления представлялось как действие или состояние божества или легендарного героя. И это воспринималось не как художественная фантазия, а как реальное, физически воспринимаемое явление.
Природу мифологического сознания следует понимать в контексте той исторической эпохи, в которую оно полностью сложилось; оно было основным способом миропонимания. Миф выполнял несколько функций. Она связывала прошлое с настоящим и будущим. Она сформировала коллективное воображение нации и установила духовную связь между поколениями. Мифология устанавливала систему ценностей, которая была приемлема в конкретном обществе, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание включало также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии и внутренней гармонии человеческой жизни.
Через эпос, сказки, легенды, исторические мифы, мифологические образы, сюжеты они вошли в гуманистическую культуру разных народов — в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Таким образом, древнегреческая мифология нашла отражение в произведениях литературы и искусства. Хорошо известно, сколько мифологических образов вошло в поэтический язык А.С. Пушкина. Мифы наполняют мировые религии: Христианство, ислам и буддизм. Более того, некоторые черты мифологического мышления остаются в массовом сознании, даже если мифология утрачивает свою прежнюю роль.
С исчезновением примитивных форм общественной жизни миф сохранился как особая ступень в развитии общественного сознания и сошел с исторической сцены. Но поиск ответов на некоторые вопросы, начавшийся с мифологического сознания, не прекратился. Происхождение мира, человека, культурных способностей, социальной структуры и тайна рождения и смерти — это фундаментальные вопросы любого мировоззрения. Они были взяты из мифа двумя основными формами мировоззрения, религией и философией, которые сосуществовали на протяжении веков.
Как и почему появились мифы
Что дают мифы
Зачем нужны мифы