С другой стороны, существует этимология «коммуникации», восходящая к понятиям сообщества и ассоциации, которые занимают особое место в системе социально-философских теорий и гуманистических дискурсов (как?). С этой точки зрения, ассоциации, общества и сообщества рассматриваются либо как цель, либо как необходимое условие для успешной коммуникации.
Расскрытие понятий «коммуникация» и «общение»
С незапамятных времен общение и коммуникация были синонимами. Однако современные психологи определяют «общение» лишь как один из компонентов «коммуникации», который носит информационный и семантический характер.
Таким образом, коммуникация — это сложный процесс, состоящий из трех элементов:
- коммуникация — обмен информацией путем использования знаков или символов;
- перцепция — создание и поддержание взаимосвязей между субъектами;
- интеракция — взаимодействие с субъектом.
Общение используется как инструмент для обмена знаниями, навыками, опытом и т.д. Степень эффективности общения и усвоения информации напрямую зависит от глубины задействованных эмоций. Чем более интенсивным и ярким оно является, тем больше активизируется память.
Общение, в свою очередь, также состоит из трех компонентов:
- когнитивная — степень осведомленности в данном контексте;
- эмотивная — манипулирование эмоциями субъекта, своим состоянием;
- коннотативная — определение поведения субъекта.
Кроме того, субъекты коммуникационного процесса выполняют следующие функции:
- информационно-коммуникативная — совершение процесса обмена информации, ее усвоения;
- аффективно-коммуникативную — оказание влияния на эмоциональную составляющую участника общения;
- регулятивно-коммуникативную — направление деятельности участников общения, контролирование каждого субъекта.
Между описанными функциями существует тесная взаимосвязь.
Несколько исследований показывают, что существует большая разница между межличностной коммуникацией и массовой коммуникацией. Исследователи сравнивают их на основе определенных параметров, описанных на рисунке 1.
Функция информации и коммуникации побуждает участников общения к творческому и продуктивному взаимодействию, знанию позиций и мнений друг друга и участию в дискуссиях.
Рисунок 1. Межличностная коммуникация и массовая коммуникация
Регулятивно-направляющая функция служит для того, чтобы поставить участников коммуникации в равные условия, воздействуя друг на друга в той степени, которая зависит от психологического склада и характеристик отдельных субъектов. Обычными средствами воздействия на другого человека являются: Убеждение, внушение, подражание и перенос.
Эмоционально-коммуникативная функция влияет на ход общения, воздействуя на эмоциональное состояние сторон, участвующих в общении. Это дает возможность как разрядить напряженность в общении, так и создать раздражительную, негативную атмосферу.
Теория массовой коммуникации
Массовая коммуникация, как и межличностная, основывается на следующих уровнях общения:
- рациональный — определение причинно-следственных связей и мотивов путем логических рассуждений;
- эмоциональный — идентификация эмоционального состояния аудитории;
- интуитивный — предполагает действия, самопроявления субъектов.
Выбор инструмента управления командой должен основываться на характеристиках команды, которые должны быть определены на каждом уровне. Для того чтобы установить контакт с аудиторией, стоит придерживаться следующих правил:
- Информированность. Информация должна быть общеизвестна и представлять интерес для публики.
- Полнота описания. Необходимо выявлять главное в любой информации.
- Тождественность. Информация должна быть понятна и передана в одном контексте.
- Детерминизм. При передаче информации нужно сохранять причинно-следственные связи.
- Общая память. Обе стороны должны иметь набор общих знаний о мире.
- Прогностические способности. Обе стороны должны иметь представления о будущем развитии ситуации.
- Истинность. Все сообщения должны соответствовать реально существующим явлениям.
- Релевантность. Сообщение не должно прерываться отклонениями от темы.
- Ясность. Сообщение должно однозначно и ясно пониматься.
- Мотивированность.
Информация, которую субъект хочет передать, должна сопровождаться оценкой автора и понятным обоснованием интерпретации.
Психологические факторы общения — это контекст, культурный фон (язык, традиции, правила), которые определяют форму общения. Фактический процесс общения и его результат определяются уровнями общения: макросоциальный — общезначимые формы; микросоциальный — четкое текущее состояние беседы (интервью, судебное заседание и т.д.). Человек как социальное существо испытывает симпатию и интерес к субъектам, которые похожи на него по каким-либо характеристикам — происхождению, социальному статусу, положению в них или других ситуациях. В основе каждого разговора лежит мотив, осознанный или неосознанный. Это может быть желание выразить себя, встретить собеседника, проявить ум, пообщаться с объектом поклонения, восстановить справедливость, вмешаться в ситуацию и т.д. Очень часто мотивом для начала разговора является желание привлечь к себе внимание, стать популярным. Собеседник заботится о поддержании мотивации к общению.
По мнению психологов, люди стараются удовлетворить свои потребности, потому что они важны. Так, на первом месте стоят физические потребности (еда, воздух, сон), за ними следуют потребности в комфорте и безопасности, социальном удовлетворении и самоутверждении.
В рекламе, например, мотивационная иерархия может быть представлена в общих чертах:
- Эмоциональные мотивы (обрести привлекательность, сохранить внимание близких, выделиться из массы себе подобных, вызвать восхищение, быть принятым в определенной среде, преодолеть страх, удовлетворить любопытство, почувствовать себя комфортно и т.д.).
- Рациональные мотивы.
- Утилитарные мотивы.
- Эстетические мотивы.
- Мотивы престижа.
- Мотивы уподобления и мотивы моды.
- Мотивы самоутверждения.
- Мотивы традиции.
Принципы ведения общения
Коммуникация как таковая имеет три иерархические ветви, которые тесно связаны между собой: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.
- Коммуникативная сторона общения описывает обмен данными (навыками, информацией) между субъектами процесса с помощью символов и знаков, мимики, жестикулирования и других инструментов передачи информации.
- Интерактивная сторона общения описывает взаимодействие субъектов определенным образом (сотрудничество, конкуренция, доминирование).
- Перцептивная сторона общения описывает построение взаимоотношений между субъектами путем совместного познания друг друга, формировании на основе полученной информации образа собеседника. Основным механизмом познания собеседника является идентификация (построение ассоциаций объекта с образом) и рефлексия (оценка объекта третьими лицами). Основой профессионального общения является умение различать вербальные и невербальные знаки собеседника, выбирать адекватную реакцию и правильно взаимодействовать.
Эмпатия — это состояние сочувствия, вызванное тем, что произошло с собеседником.
Знание социальной позиции и социальной роли собеседника помогает устранить психологические барьеры в общении. Журналист может поместить собеседника в нужный контекст и получить от него/нее больше информации, если он/она обладает хорошей рассудительностью и эмпатией.
Знания и навыки в области психологии общения помогают занять доминирующую роль в разговоре и достичь своих целей. Если это игнорируется, коммуникатор становится заложником ситуации и либо следует свободному потоку общения, либо подчиняется манипуляциям собеседника.
Карьера журналиста требует умения использовать эффективные техники постановки вопросов, аргументировать, вести дискуссию, адекватно оценивать собеседника и разряжать эмоциональную напряженность в разговоре.
При общении с людьми полезно совершенствовать навыки речи, применяя новые психологические практики и приобретая опыт успешных бесед. Понимание психологических процессов и закономерностей чрезвычайно важно для журналиста.
Ожидания ко
Журналист должен быть очень сосредоточен во время интервью и открыть свое внутреннее ухо. Вы должны уметь хорошо понимать язык тела собеседника и не перебивать его (особенно когда ваш собеседник открывается и начинает подробно описывать свою позицию и взгляды). Уделяйте внимание во время разговора (это расслабляет собеседника и снижает напряжение). Если другая сторона не готова к разговору, необходимо взять разговор под контроль и направить его в удобное для партнера русло, чтобы эмоциональное напряжение ослабло, а другая сторона почувствовала психологическую разрядку. Затем полезно вернуться к цели разговора.
Различные формы общения можно классифицировать по-разному. Наиболее очевидные критерии — это критерии участников, их количество и характеристики взаимодействия между ними. Давайте теперь рассмотрим основные виды коммуникации, которые можно выделить на основе этих критериев.
Виды и примеры коммуникации
В этой форме взаимодействия есть только два участника, которые обмениваются информацией друг с другом без посредников или свидетелей. Как правило, это прямая связь, которая позволяет очень эффективно, точно и относительно быстро обмениваться информацией.
1. Индивидуальная коммуникация
Эта форма коммуникации предполагает, что у передаваемой информации есть несколько получателей. Каждый участник коллективного общения при создании сообщения должен учитывать, что получателем является группа людей. А получателями сообщения могут быть как непосредственные собеседники, так и сторонние наблюдатели, у которых нет или ограничены возможности ответить.
- личное общение двух людей;
- переписка в мессенджере или по электронной почте;
- телефонный разговор.
2. Коллективная коммуникация
Проще говоря, это диалог с самим собой. Внутриличностное общение — это постоянный процесс, который существенно влияет на наши действия и решения.
- разговор в кругу приятелей;
- выступление на конференции;
- стрим на YouTube;
- прямая трансляция на телевидении.
3. Внутриличностная коммуникация
Некоторые исследователи считают, что общение с самим собой не может считаться коммуникацией, поскольку при этом не происходит обмена данными. С психологической точки зрения, однако, саморазговор психически здорового человека — это перенос информации из одного контекста в другой. В этом случае можно предположить, что некоторый обмен данными все же происходит.
- риторические вопросы и утверждения, произносимые вслух;
- мысленный диалог с собой или воображаемым собеседником;
- ведение дневника;
- выписывание мыслей на бумагу для лучшего осмысления.
Это взаимодействие между многими людьми. Очевидно, что эта форма противоположна межличностному общению.
4. Межличностная коммуникация
Здесь мы говорим об общении, которое происходит в группе из двух или более человек на индивидуальном уровне. Особенностью этой формы общения является то, что собеседники изначально принадлежат к одной группе, поэтому между ними уже установлено взаимопонимание.
- общение преподавателя с группой студентов;
- разговор двух людей;
- выступление перед аудиторией.
5. Внутригрупповая коммуникация
Эта форма подразумевает обмен информацией между различными группами или между представителями различных групп (т.е. взаимодействие может происходить как на индивидуальном, так и на групповом уровне).
- разговоры в рабочем коллективе;
- выступление одного из участников в клубе анонимных алкоголиков;
- общение друзей во время праздничного застолья.
6. Межгрупповая коммуникация
Потенциал
- дебаты между представителями разных партий;
- переговоры между двумя делегациями.
Согласно этой модели процесса связи, приемник генерирует и кодирует определенную информацию на основе точек, используемых в системе точек соответствующего канала связи.
Структура коммуникации
Чтобы обработать полученную информацию, приемник делает то же самое, только в обратном порядке (результат его усилий — декодирование).
- Коммуникатор. Это сторона, которая создаёт и передаёт сообщение другой стороне (источник).
- Реципиент. Это сторона, получающая сообщение (адресат).
- Сообщение. Это, собственно, та информация, которую коммуникатор передаёт реципиенту.
- Канал коммуникации. Для того чтобы сообщение могло быть передано, должен существовать некий канал взаимодействия. Это может быть интернет, телефонная связь или окружающая среда (при обычном разговоре).
- Обратная связь. Данный элемент является условно-обязательным, поскольку в некоторых видах коммуникации отсутствует (реклама, выступление в прямом эфире) или сильно ограничен (стрим на YouTube). Впрочем, современные технологии делают возможной обратную связь даже в этих случаях.
Целостный процесс коммуникации (т.е. соответствующей передачи информации) обычно имеет многоступенчатую структуру, состоящую из ряда последовательных операций.
- кодирование – преобразование информации в знаковую систему, подходящую для передачи с использованием выбранного канала;
- декодирование – обратное преобразование полученного сообщения в полезную информацию;
- реакция – мысли, ощущения или действия реципиента, вызванные полученным сообщением (не следует путать с обратной связью).
Функции коммуникации
При этом основной единицей коммуникации может быть только одно сообщение (сигнал, посыл), которое одновременно выполняет одну или несколько функций, например, следующие:
- Информационно-коммуникативная. Это самая очевидная функция, которая заключается в том, что одна из сторон передаёт информацию другой стороне. Данная функция универсальна и присутствует у всех видов коммуникаций.
- Интерактивная. Данная функция заключается в том, чтобы вырабатывать правила взаимодействия людей и организации их совместной деятельности.
- Познавательная. Без взаимодействия между людьми было бы невозможно познание – важнейший процесс, необходимый для формирования личности.
- Нормативная. Это выработка и закрепление норм в сознании индивида.
- Аксиологическая. Коммуникация способствует формированию у личности духовности и представления о базовых ценностях, свойственных обществу, к которому она принадлежит.
- Психотерапевтическая. Являясь социальным существом, каждый человек нуждается в регулярном общении с себе подобными. Таким образом, коммуникация благоприятно воздействует на психику и помогает поддерживать её в здоровом состоянии.
- Социально-практическая. Благодаря взаимодействию люди обмениваются информацией, знаниями, навыками и умениями, согласовывают свои действия, решают другие важные задачи из повседневной жизни.
Основная модель коммуникации
И содержание, и направленность общения существенно зависят от этих функций, которые в то же время служат предпосылками для процесса взаимного обмена информацией.
- источник (тот, кто желает донести свою мысль до другого человека) – по сути это адресант, выступающий в роли генератора сообщения для передачи;
- проводник или преобразователь (то, что преобразует информацию в сигналы) – то есть обычный передатчик, посылающий сообщения по какому-либо каналу связи;
- непосредственно канал связи (средство, путь передачи информации);
- приемник информации (то, что адаптирует и расшифровывает сигнал источника) – то же самое, что декодировщик, переводящий сигналы в «удобоваримое» сообщение;
- получатель (тот, до кого должна была дойти информация) – конечный адресат, для которого предназначалось сообщение.
Также выполняются необходимые условия для успешной коммуникации, начиная с наличия каналов передачи и механизмов восприятия и заканчивая минимальным строительным блоком, из которого она обязательно состоит:
Любая коммуникация требует систем сигнализации, соответствующих ее целям (которые варьируются от культуры к культуре).
Эта система в основном представляет собой язык, который используется в форме как устной, так и письменной речи.
Прежде всего, важно отметить, что общение и коммуникация — это не одно и то же. По крайней мере, эти термины нельзя приравнивать и использовать как синонимы.
- информативно-коммуникативные (обмен информацией);
- интерактивные (общение);
- гносеологические (познание);
- аксиологические (обмен духовными и культурными ценностями);
- нормативные (закрепление или передача норм);
- социально-практические (передача знаний, умений, навыков).
Если общение — это поверхностное, случайное и в основном бытовое взаимодействие, то коммуникация — это профессиональное, интерактивное взаимодействие с осознанными целями и заранее определенными сценариями.
Участниками коммуникации могут быть абсолютно любые собеседники, а участниками общения — только те, кто ставит перед собой задачу повлиять на собеседника, кто знает, что у его собеседника точно такая же задача.
- участники коммуникационного акта;
- ситуация или случай, требующие обсуждения;
- содержание сообщения (текст, сигнал);
- мотивы и цели что-то донести до собеседника посредством сообщения;
- материальная передача информации.
В отличие от общения, в общении нет чувств и эмоций (что это такое?), а если они и есть, то с прагматической целью, то есть с пониманием того, что они сейчас необходимы для решения определенной ситуативной задачи.
Существуют различные классификации типов общения. Мы представим лишь некоторые из них:
Виды коммуникации
Таким образом, каждый коммуникатор является своего рода манипулятором, способным влиять на своих партнеров для достижения определенной цели или с определенной целью.
Как и в случае с определением коммуникации, здесь применимо то же самое: Успешное общение и эффективное общение — это две разные вещи.
Проще говоря, успешная — это законченный акт коммуникации (независимо от того, чем он заканчивается), в то время как эффективная коммуникац
В этом отношении эффективная коммуникация — это высший уровень общения, при котором не передаются сухие факты. Она включает в себя, прежде всего, чувства и эмоции человека, чтобы получить от них ожидаемый результат. Коммуникатор должен уметь не только понимать цели и мотивы собеседника, но и использовать его энтузиазм.
Существует также понятие неэффективного общения — это крайне неприятное общение, которое порождает недопонимание, конфронтацию и разногласия, которые могут привести не только к обычным спорам, но и к глубоким (неразрешенным) конфликтам с некомпенсированными последствиями.
- познавательная – преследует цель расширить круг познаний партера, его информационный фонд. Ожидаемый результат – освоение новообретенной информации и последующее применение новых знаний в своей практической деятельности;
- убеждающая, основная цель которой – вызвать у собеседника определенные чувства, необходимые для формирования ценностных ориентаций и нужных инициатору установок. Ожидаемый результат – сделать собеседника единомышленником, привлечь его на свою позицию, изменить его личностные ориентиры и затем использовать его интеллектуальные возможности;
- экспрессивная – преследует цель сформировать у собеседника особый психоэмоциональный настрой, чтобы затем побудить его к совершению необходимого вам действия. Ожидаемый результат – изменение эмоционального фона партнера, его вовлечение в конкретные акции и выгодные инициатору действия.
Чтобы более четко понять, что такое общение, нам необходимо рассмотреть основные виды общения. Она может быть эффективной и успешной. Важно помнить, что эффективное общение и успешное общение — это две совершенно разные вещи.
Понятие эффективной коммуникации
Проще говоря, успешная коммуникация — это когда происходит обмен информацией, независимо от того, положительный или отрицательный результат. Что такое эффективное общение? Это когда после процесса общения достигается взаимопонимание или определенные цели.
3 самых важных документа, которые помогут вам принять правильное решение.
Основатель крупнейшей онлайн-школы астрологии Life Lab.
Астрология — это наука, которая раскрывает нашу связь с небесными телами и позволяет нам видеть будущее и принимать правильные решения.
Анализируя положения светил в нужное время, можно многое узнать о человеке, включая его характер, предрасположенность, склонность к определенному поведению или болезням. Кроме того, вы можете увидеть наиболее вероятные повороты его/ее судьбы в течение его/ее жизни!
Мы подготовили документы, которые помогут вам понять основы астрологии. С помощью этих знаний вы сможете улучшить не только свою жизнь, но и жизнь других людей!
Понятие эффективной коммуникации
Загрузите его и начните использовать уже сегодня:
Путеводитель по знакам.
Классификация и корреляция, характеристики каждого знака.
Руководство по составлению плана развития.
Вы узнаете полный план для жизни по оптимальной траектории.
Руководство по составлению плана вашей жизни в мире.
Вы узнаете характеристики каждой планеты и их влияние на человека.
Чтобы ваше общение было действительно эффективным, вы должны обладать определенными навыками общения. Речь идет не о том, чтобы быть отличным собеседником и выкручиваться из любой ситуации, а о способности общаться в дружеской, приятной и располагающей к сотрудничеству манере (синтезатор).
Синтез — это психологически позитивный элемент общения, своего рода эмоциональное поглаживание, которое помогает установить раппорт и способствует взаимопониманию.
Ответить
Постарайтесь честно выразить свои чувства и эмоции, уважая при этом личные границы другого человека. Если вы действительно рады видеть кого-то, скажите об этом. Если во время разговора вы чувствуете, что ситуация накаляется, либо сделайте паузу, чтобы обдумать происходящее, либо честно скажите, что общение вас не устраивает. Помните, что важно излагать всю информацию в вежливой и дружелюбной манере.
Существенный. Всегда учитывайте обстоятельства, которые могли предшествовать такому поведению. Например: вас подрезал автомобилист, который, возможно, только что сел за руль и не смог правильно оценить ситуацию. Вас оскорбила женщина — вероятно, она работает в больнице и так много слышала об этом дне, что не смогла сдержать свои эмоции. Конечно, это не означает, что вы не должны следовать этим правилам.
В большинстве случаев никто не пытается никого специально обидеть. Все совершают ошибки и в итоге оказываются в плохом настроении. Старайтесь сохранять позитивный настрой, будьте милыми и дружелюбными. Я уверен, что вам это понравится, и мир вокруг вас сразу станет намного ярче и приятнее.
Что такое коммуникация в речи? Это способность говорить четко и использовать простые предложения. Не стоит кичиться своими знаниями и говорить терминами, которые применимы к людям, работающим в других областях. Никто этого не оценит. Гораздо приятнее оставить о себе хорошее впечатление, если вам удастся рассказать о своем бизнесе так, чтобы его поняли все окружающие, даже дети. То же самое относится и к иностранным словам. Если вы знаете русский эквивалент, лучше используйте его.
Избегайте слишком длинных и бессмысленных историй. Так обычно бывает с историями. Проще сразу перейти к делу, чем затягивать рассказ деталями, не имеющими никакого смысла. В конце вашего длинного повествования ваш собеседник может не понять сути разговора. Будьте проще.
Астрология — это наука, которая раскрывает нашу связь с небесными телами и позволяет нам видеть будущее и принимать правильные решения.
-Здравствуйте, я Олег.
-Здравствуйте, Олег.
5 правил эффективной коммуникации
Если вы планируете деловые переговоры, постарайтесь заранее узнать больше о своем партнере. Было бы неплохо, если бы во время беседы вы вдруг нашли общие интересы. Это может даже повлиять на ход переговоров.
1. Искренность и эмпатия.
Обращайте внимание на даты и записывайте их. Это я
2. Вежливость и дружелюбие.
3. Понятность.