Творческое мышление — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, предмет искусства или форма 1.
21 упражнение для развития креативности
Творческое мышление важно не только для художников и музыкантов, но и для обычных людей. Его можно использовать для выдвижения нестандартных идей, которые облегчат работу, увеличат доход и получат признание людей. В этой статье мы приводим 21 упражнение для развития креативности.
Ассоциации
Откройте словарь и выберите первое появившееся слово. Сделайте как можно больше ссылок. Мы наткнулись на слово «зеленый». Вот ассоциации к нему: «трава», «луг», «лес», «огурец», «арбуз», «деньги».
Снова откройте словарь и выберите любые два слова. В нашем случае: «косилка» и «морковь». Придумайте 3 различия и 3 сходства между этими объектами и составьте несколько предложений о них.
Вот результат, который мы обнаружили. Различия заключаются в размере, типе использования, вы можете вырастить морковку, а не автомат. Отличия: можно прикрепить пулемет, но не морковку; ствол автомата похож на морковку; у АК-47 оранжевая рукоятка.
Предложение, в котором говорится: «Солдат начал стрелять по банке из автомата, но вдруг понял, что стреляет в кролика, бегущего между грядками с морковью».
Слова
Скорее всего, вы уже играли в эту игру. Один игрок называет предмет, а другой придумывает слово, которое начинается с последней буквы предыдущего слова. Чтобы развить творческое мышление, постарайтесь установить границы. Например, вы можете называть только те объекты, которые меньше автомобиля.
Возьмите любое утверждение и придумайте аргументы за и против него.
Возьмем утверждение: «Инопланетян не существует».
Аргументы «за»: никто их не видел; другие планеты необитаемы.
Контраргументы: Некоторые люди утверждают, что видели инопланетян; ученые обнаружили несколько планет, на которых могут существовать условия для жизни.
Ассоциации
Возьмите книгу, откройте ее на любой странице и, не глядя, коснитесь пальцем любого слова. Теперь придумайте как можно больше ассоциаций к этому термину. Начните с самых очевидных, а затем постарайтесь отойти от них как можно дальше. В конце списка у вас будут ассоциации, понятные только вам. И это нормально. Когда вы встречаете слово «тетрадь», оно может ассоциироваться у вас со следующими словами: слова, листы, бумага, линии, белый, дневник, сочинение, цифры, математика, четверка, шорох, пятно, крошка, карман, рана.
Выберите два слова, которые не связаны между собой. Вы можете повторно использовать книгу
Инструкции
Суть упражнения заключается в том, чтобы придумать историю, состоящую из определенного количества слов. Вы устанавливаете это число заранее. Например, 100 слов, 50 или 200. Попробуйте различные вариации. Не отклоняйтесь от заданного количества слов! Рассказ должен быть связным и логичным. Он должен содержать все необходимые элементы истории: Начало, кульминация и конец.
Многие люди в детстве с удовольствием придумывали новые буквы и слова. Как оказалось, это отличное упражнение для творчества. Попробуйте создать свой собственный язык. Начните с алфавита, а затем переходите к словам и предложениям. Джон Толкиен, автор трилогии «Властелин колец», с большим энтузиазмом отнесся к этому упражнению. В результате он создал эльфийский язык, на котором и сегодня говорят поклонники его произведений.
Новый язык
В следующий раз, когда вы окажетесь в людном месте, обратите внимание на людей. Выберите «жертву» в общественном транспорте или в очереди и попытайтесь создать ее биографию. Что это за человек, кем он работает, что ему нравится, какие скелеты у него в шкафу.
Ассоциации хороши для пробуждения творческого потенциала и стимулирования мыслительной деятельности. Стив Джобс говорил, что творчество — это «просто установление связей между вещами». Соединяя различные фрагменты прошлого опыта, вы создаете нечто новое. Выберите любой предмет и постарайтесь найти ему как можно больше нетрадиционных применений. Например, вместо коробки для обуви, шапочки для купания, кондитерского мешка или упаковки для продуктов питания можно использовать пластиковый пакет.
Тренируйтесь с помощью ассоциаций
Еще одно упражнение — случайные ассоциации. Откройте словарь или другую толстую книгу. Не глядя на страницу, укажите пальцем на случайное слово и напишите его на бумаге. Повторите этот процесс еще раз. Теперь попробуйте соединить слова — вы можете придумывать истории. Со временем ваш мозг начнет быстрее распознавать ассоциации и необычные идеи. Также полезно представлять и расшифровывать каждое из слов в виде аббревиатуры. Очень интересно выполнять это упражнение в парах — сравнение результатов доставит массу удовольствия.
Ролевые игры помогают развить способность придумывать новые идеи. Если вы сидите в общественном транспорте или на скучном совещании, представьте, что вы находитесь на месте другого человека. Это может быть архитектор, которому предстоит выполнить необычную работу. Или руководитель крупной компании, находящейся в упадке. Подумайте, какие меры вы можете предпринять, чтобы избежать банкротства и сохранить репутацию вашей компании. В идеале, вымышленный
Представьте себя на месте директора
Свободное рисование само по себе является творческим упражнением. Возьмите белый лист бумаги и цветные карандаши и нарисуйте простой пейзаж. Лучше всего состоять из несуществующих деталей. Затем сделайте пятиминутный перерыв и повторите тот же рисунок, но уже другой рукой. Или возьмите карандаш в правую и левую руку и попробуйте нарисовать бабочку в зеркальном отображении. Руки могут двигаться одновременно или поочередно. Если вы не можете справиться с этой задачей, начните с более легкой: Найдите готовые симметричные иллюстрации по пунктирным линиям.
Ролевое перевоплощение — хороший способ развить креативное мышление
Начните пользоваться второй рукой
Способность к творчеству — это одно из человеческих качеств, которое возникает благодаря сочетанию психологических и духовных факторов в личности человека.
Размышляя о том, как развить творческое мышление и креативность, следует понимать, что речь идет не только о процессе мышления, но и об изменении нашего восприятия себя и мира.
Что необходимо, чтобы развить креативность?
Есть не люди, которым не хватает креативности, а те, кто не развил в себе эту способность.
Эти способности могут быть «улучшены» в большей или меньшей степени с помощью ряда специальных процедур. Так же, как и мышцы тела.
Чтобы добиться ощутимых результатов, необходимо приложить усилия и соблюдать определенные условия:
Из этого списка видно, что мы развиваем творческое мышление даже в повседневных делах. Вы просто должны подходить к тривиальным задачам, пытаясь применить различные навыки.
Рекомендации психологов
Существуют специальные упражнения, разработанные психологами и экспертами в области нейрофизиологии, которые помогают молодым людям и взрослым развивать творческое мышление и укреплять свой мозг.
- Систематичность тренировок. Любые знания нужно закреплять на практике, а навыки регулярно тренировать. Успех в достижениях творческого человека на 85% зависит от его мастерства, обработанности собственного видения. Поэтому, приступая к выполнению специальных упражнений, введите их в свое постоянное расписание. В идеале – уделяйте им 1-2 часа ежедневно.
- Изменение образа жизни. Даже в рутинной повседневной жизни можно найти возможность для проявления креативности: поиска непривычных решений обычных задач. Заставляя себя менять образ жизни, выходить из зоны комфорта, провоцируем мозг принимать нестандартные решения. Развиваем тем самым творческую сторону 3.
- Целеустремленность в деятельности. Важно ставить конкретные цели и идти к ним, не опуская рук из-за неудач на первых порах. В зависимости от природных способностей, особенностей характера и даже удачи, что-то получается с первого раза, а для чего-то требуется время. Поэтому крайне важно иметь терпение для того, чтобы преодолевать возникающие трудности.
- Творческая деятельность. Займитесь созданием уникальных предметов или явлений. Создавайте картины, фотографируйте, изобретайте новые рецепты. Чем чаще вы будете пробовать создавать что-то новое, тем более развитой станет способность к креативности. Все благодаря накопленному опыту.
- Целеустремленность в деятельности. Важно ставить конкретные цели и идти к ним, не опуская рук из-за неудач на первых порах. В зависимости от природных способностей, особенностей характера и даже удачи, что-то получается с первого раза, а для чего-то требуется время. Поэтому крайне важно иметь терпение для того, чтобы преодолевать возникающие трудности.
- Принятие собственных особенностей. Нет идеальных людей, у каждого есть свои слабые и сильные стороны. Осознание этого – первый шаг к развитию. Креативность требует научиться завуалировать свои слабые стороны, подчеркивая при этом сильные.
Этот вид тренинга дает возможность развить творческие способности, а также увеличить скорость и последовательность мышления:
Способы развития креативности
Думая о том, как способствовать развитию творческого мышления и креативности у взрослых, не забывайте об общей пользе этих упражнений. Регулярные физические упражнения сохраняют мозг молодым, замедляют возрастной упадок и повышают интеллект 4.
В научных кругах креативность означает способность придумывать новые и полезные идеи. Ученые и психологи, основываясь на этом определении, считают, что творчество — это то, что можно применить на практике и улучшить жизнь людей. Например, более экологичная сумка является креативной, если она вызывает у людей желание ее использовать. Если никто не будет использовать эти экологичные сумки, значит, идея недостаточно креативна.
- Упражнение на ассоциации. Найдите вокруг себя обыденную вещь, привычный предмет. Запишите на листке бумаги 5 ассоциативных определений к нему. Дальше подберите еще 5 ассоциативных определений, которые точно не подходят к этой вещи. Упражняйтесь так и дома и на работе, в офисе.
- Два слова. Откройте любую книгу и наугад, ткнув пальцем, выберите слово. Повторите процедуру еще раз. Создайте ассоциативные связи между двумя случайно определенными словами.
- Несуществующее животное. Нарисуйте или подробно опишите живое существо, которого на самом деле нет в нашем мире. Продумайте его максимально подробно: внешний вид, способности и слабости, особенности поведения и среду обитания.
- 30 способов. Придумайте много способов использования самых обыденных предметов, которые вас окружают. Чем больше вариантов, пусть и самых нереальных, тем лучше. В идеале, при выполнении упражнения каждый раз доходить до 30 способов.
- 60 минут молчания. На протяжении одного часа отвечайте только тремя словами: «да», «нет», «не знаю». При этом ваше поведение не должно казаться подозрительным или ненормальным.
Другая точка зрения заключается в том, что все новое является творческим. Не имеет значения, насколько он полезен, а сосредоточенность на практическом замедляет творческий процесс. Если вы постоянно думаете о том, как использовать изобретение, вы можете лишь немного улучшить старое — но не изобрести новое. Такой взгляд на творчество характерен для художников, композиторов и писателей — тех, кто создает что-то каждый день.
Что считали креативностью раньше
В прошлом в науке доминировал взгляд ученых, а опыт художников игнорировался. В результате методы развития креативности были довольно схематичными и рациональными.
Почти все эти методы можно проследить по работам американского психолога Джоя Пола Гилфорда. В 1950-х годах он обнаружил, что не все интеллектуальные способности человека могут быть отражены стандартными тестами IQ, и сформулировал теорию о структуре интеллекта. Согласно теории Гилфорда, интеллект — это сочетание множества различных способностей. Их много: почти две сотни. Они существуют относительно независимо друг от друга, и один тест не может их измерить.
Творчество — один из психических процессов, упомянутых Гилфордом. Более конкретно, дивергентное мышление — это термин ученых, обозначающий способность находить несколько решений проблемы.
Чтобы оценить, насколько развито у человека дивергентное мышление, нужно задавать ему открытые вопросы. Например, как можно использовать пластиковую бутылку? Или попросите его перечислить как можно больше квадратных предметов. На такие вопросы нельзя ответить просто «да» или «нет», и если вы дадите только один ответ, вы провалите тест.
Пластиковую бутылку можно превратить в корзину для растений или контейнер для выращивания растений, кормушку для птиц и корзину для хранения. Особо творческие люди используют их для строительства мебели, теплиц, ловушек для мух и кукольных домиков. Пластиковые бутылки также могут быть переработаны. Существует множество возможностей. То, сколько их вы сможете найти, зависит от того, насколько развито ваше дивергентное мышление.
Дивергентное мышление логично и структурировано. Его легко сделать техникой для развития креативности. Вот некоторые из наиболее распространенных упражнений.
Концепция дивергентного мышления делает творчество рациональным процессом. А творчество — это навык, который можно измерить и развить с помощью простых инструкций. Однако есть аргументы, которые опровергают идею о том, что творческое и дивергентное мышление — это один и тот же мыслительный процесс. Вот некоторые из них.
Как развить дивергентное мышление
Гилфорд и его последователи рассматривают мозг как компьютер, который получает данные через органы чувств, хранит их в памяти, а затем логически обрабатывает их для принятия решения. Но компьютер лишь находит ответ на основе полученных данных и принимает решение. Если информация недоступна или недостаточна, машина молчит, потому что ничего нового для нее не происходит.
- Простая генерация идей. Человека просят придумать как можно больше вариантов решения задачи.
- Мозговой штурм. Идеи придумывает не один человек, а целая команда. При этом ни один вариант не отвергается, даже если кажется безумным. Смысл — в самом процессе совместного генерирования идей.
- Улучшение деталей. Человек разбирает предмет на составные части и придумывает, как улучшить каждую деталь.
- Креативное использование предметов. Человек решает задачу или проблему, используя только то, что есть под рукой.
Живая нервная система работает по-другому. Существует так называемая спонтанная активность нервных клеток, которая означает, что нервные клетки действуют даже при отсутствии информации и, таким образом, могут обучаться.
Что не так с дивергентным мышлением
Ученые находят эту способность у самых примитивных существ. Например, гидра, примитивное многоклеточное существо размером 1-20 мм, которое цепляется за растения или дно водоемов и питается планктоном, может внезапно вытянуть щупальце вправо и знать, что там ее укусят. Гидра больше не будет протягивать свои щупальца в эту сторону. Компьютер не может обучаться таким образом: он не делает ничего, что не было бы запрограммировано заранее.
Раньше считалось, что спонтанная активность нейронов возникает только у примитивных организмов, таких как гидра, поэтому сравнение нашего мозга с компьютером казалось разумным. Однако в 2016 году ученые обнаружили нейроны, которые могут
Исследователи ищут новые концепции творчества — и новые способы развивать этот навык и придумывать действительно инновационные идеи. Одним из наиболее интересных и перспективных мероприятий является обучение повествовательному мышлению, то есть рассказыванию историй.
Повествование — это отчет, рассказ о чем-либо. Чтобы рассказать другим о себе, мы должны превратить события нашей жизни в повествование. Для того чтобы иметь целостное представление о себе как о личности, мы перерабатываем свой опыт в истории, которые тесно связаны между собой и формируют нашу идентичность.
Но самое главное, мы узнаем о мире через рассказ. Рассказывание историй помогает нам исследовать всевозможные ситуации, которые могут произойти. Когда они возникают, вы должны реагировать на них максимально эффективно. В этом отношении наше взаимодействие с нарративами выглядит следующим образом.
Новый подход к развитию креативности
Писать истории и таким образом развивать креативность предлагают американские эксперты в области нейронауки и рассказывания историй Ангус Флетчер и Майк Бенвенист. Рекомендуемые ими приемы отражают наиболее распространенные сюжеты в мировой литературе. И в то же время эволюционные приоритеты человеческого мозга: внимание к новым местам, людям и событиям как потенциальным источникам риска и возможностей.
Вы можете выполнять эти упражнения любым удобным для вас способом: писать их на бумаге, вводить в компьютер, рисовать. Литературные и художественные навыки не важны. Важна связность и эмоциональная насыщенность истории, а не ее красота.
Время, рекомендуемое изобретателями метода для выполнения каждого задания, составляет от 30 до 120 минут. Вы сами решаете, как часто выполнять упражнения, но лучше всего делать их не один раз. И если вам понравится одна из техник — что вполне вероятно, ведь они похожи на игру — постарайтесь выполнять их регулярно, например, раз в месяц.
- Знакомство. Человек узнает множество историй — с разными сюжетами, разными способами осмысления этих событий и разными реакциями на них.
- Выбор нарратива. Человек понимает, как точнее всего описать то, что происходит с ним, — то есть выбирает из множества нарративов тот, который лучше всего подходит его ситуации.
- Претворение нарратива в жизнь. Человек действует так, как подсказывает подходящий вариант повествования.
Наш мозг уделяет первостепенное внимание новым местам обитания: новая среда — это всегда источник угроз и неожиданных ресурсов. Но не обязательно физически находиться в незнакомой среде, чтобы научиться ориентироваться в ней. Книги погружают читателя в новый мир и описывают необычные явления. Например, вихрь, уносящий человека в волшебную страну, как в фильме «Удивительный волшебник страны Оз». Или авиакатастрофа, в результате которой обычные люди оказываются на мистическом острове, как в фильме «Остаться в живых». Когда мы думаем или читаем такие описания, наш мозг обрабатывает и готовится к различным возможностям оказаться в необычных обстоятельствах.
Что нужно сделать? Представьте себе, как выглядит новая реальность