Чем грозит россиянам отключение от SWIFT. Чем грозит россии отключение от swift

Коллеги из ГК «Финам» подтверждают, что «инвесторы могут осуществлять торговлю иностранными ценными бумагами и другие операции на фондовых биржах иностранных рынков через единый счет».

Чем грозит россиянам отключение от SWIFT

Чем грозит отключение россиян от SWIFT

Европейский Союз и США договорились об отключении отдельных российских банков от системы межбанковских платежей Swift, сообщила 26 февраля пресс-служба Совета Германии. Все российские банки уже попали под санкции, а «при необходимости» и другие российские банки также будут отключены от системы.

Это направлено на изоляцию этих учреждений от международных финансовых потоков, что значительно сократит их глобальную деятельность», — говорится в заявлении кабинета министров Германии.

Что такое SWIFT?

Swift (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication) — это международная система передачи информации и осуществления платежей, используемая банками. Swift позволяет любому человеку быстро и безопасно переводить деньги как внутри страны, так и на международном уровне. Для таких операций необходимо быстрое подключение банка, в который переводятся деньги.

Сегодня к системе Swift подключено более 11 000 финансовых учреждений в более чем 200 странах. Участники Swift используют стандарты передачи данных, обеспечивающие безопасность транспортировки.

С 2014 года в СМИ неоднократно обсуждалась возможность отключения России от Swift, но до сих пор Запад не предпринял никаких подобных шагов.

Чем грозит отключение от SWIFT?

Все зависит от того, как именно осуществляется отключение. Если будут отключены только банки, уже находящиеся под санкциями, это не приведет к драматическим последствиям для российской экономики. Да, невозможно переместить отключенный от Swift банк обратно за границу, но основные потоки платежей можно перераспределить через другие финансовые институты.

Это один из вариантов. Высокопоставленный представитель правительства США сообщил журналистам на специальном брифинге по разведке, что отключение от Swift может не затронуть российские банки, которые управляют платежами за поставки энергоносителей. Чиновник пояснил, что список финансовых учреждений, которые будут отключены от системы, будет окончательно определен ЕС, поскольку штаб-квартира Swift находится в Бельгии.

Если все российские банки будут отключены от системы, это неизбежно вызовет серьезные трудности для зарубежных договоренностей, и банкам придется искать альтернативные способы проведения платежей. В любом случае, международные сделки станут медленными, дорогими и неудобными.

В 2019 году Центральный банк запустил еще одну инновацию — систему быстрых платежей (RPS). Это позволяет россиянам переводить деньги, используя номер телефона получателя, даже если счет находится в другом банке. SBP также позволяет оплачивать товары и услуги с помощью QR-кодов.

Будущее «санкционных устремлений»

Новые санкции могут затронуть российскую банковскую систему — Кремль не исключил отключения российской межбанковской платежной системы от Swift, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Мы не можем исключить ни одну из возможных угроз. Вы видите, что санкции наших оппонентов, особенно их амбиции в отношении США, продолжают расти», — сказал представитель Кремля.

Так он прокомментировал слова министра иностранных дел Сергея Лаврова. Выступая перед китайским журналистом, дипломат сказал, что необходимо отойти от западной платежной системы и доллара.

Нам нужно снизить риск санкций, укрепляя свою технологическую независимость и переходя на расчеты в национальной и мировой валюте вместо доллара», — сказал Лавров в интервью ТАСС.

Кто контролирует SWIFT

Готовность к автономии. Чем грозит отключение России от SWIFT|Фото 1

Фото Владимира Астапковича / РИА Новости.

SWIFT расшифровывается как Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций. Эта система была запущена в Бельгии в 1970-х годах для безопасного и стандартизированного обмена банковскими данными. Теперь она охватывает весь мир и обладает рыночной эксклюзивностью. СССР присоединился к SWIFT в 1989 году через Внешэкономбанк.

В 2018 году SWIFT взимала 3-5 евроцентов (2,7-4,5 рубля по текущему курсу) за каждое отправленное сообщение.

Около 11 000 банков подключены к международной системе. Российская кредитная организация входит в тройку мировых лидеров по количеству сделок.

Без этого банковского мессенджера было бы невозможно в разумные сроки отправить деньги в другие страны или получить оплату за товары без предоставления документации по каждой транзакции.

После отключения банка от SWIFT держатели карт больше не смогут совершать покупки в зарубежных интернет-магазинах или оплачивать отдых за границей.

Поток информации в SWIFT проходит через два бизнес-центра — один в Нидерландах, другой в США. Система подчиняется бельгийскому законодательству.

Могут ли отключить от SWIFT

Готовность к автономии. Угроза отключения России от SWIFT Рисунок 2.

Фото предоставлено Екатериной Чесноковой / РИА Новости.

Утвержденные банки дважды отключались от системы. В 2012 году без SWIFT остались 14 иранских кредитных организаций, а в 2017 году — банки Корейской Народно-Демократической Республики. Для обеих стран это привело к трудностям во внешней торговле.

В 2014 году, после введения санкций в отношении Крыма и Донбасса, Европейский парламент принял резолюцию, призывающую к выходу России из SWIFT. Эта инициатива также обсуждалась министрами иностранных дел европейских стран.

Впоследствии сама SWIFT отказалась «отвечать на отдельные звонки и давление». Это нейтральная глобальная компания, сказал он.

SWIFT — это международная система финансовых переводов, которая позволяет каждому участнику платежного процесса переводить деньги в валюте по своему выбору как внутри страны, так и на международном уровне. Время и затраты на обслуживание этой системы невелики.

Какие последствия нас ждут, если Россию все-таки отключат от SWIFT?

Теоретически, отключение от SWIFT значительно изолирует отечественную банковскую систему. Это не первый раз, когда России угрожают подобными санкциями. Возьмем 2017 год — в то время глава Сбербанка Герман Греф также заявил, что отсоединение от платежной системы сделает «холодную войну детской забавой».

На самом деле, последствия не из приятных. Перевод средств на зарубежные счета становится в несколько раз сложнее и, помимо прочего, дороже. Системы Visa и MasterCard начинают давать сбои при переводе денег как за границу, так и внутри страны.

Отечественные инвесторы могут поспешить продать свои российские ценные бумаги после отключения от SWIFT. Это нанесет ущерб банкам, частным инвесторам и фондовому рынку в целом.

Замедление темпов роста международной торговли повлияет практически на все отрасли экономики. Цепочки поставок будут нарушены, импорт будет в дефиците, в результате чего вырастут цены. А повышение цен будет означать снижение рейтинга правительства и уничтожение наших кошельков. Разумеется, все эти последствия отражаются на национальных валютах — доллар и евро скатываются вверх.

Как отключение SWIFT отразится на простых людях?

Прекращение работы может действительно затронуть всех. Обычные люди будут испытывать проблемы с отправкой денег за границу, а малые и средние предприятия не смогут платить своим поставщикам за рубежом.

Однако последствия не являются катастрофическими. Во время Крымской весны уже существовала угроза отключения от SWIFT, поэтому Центральный банк России создал SPSS, аналог этой системы. Он не так популярен, но может выручить в кризисной ситуации.

Отключение от SWIFT никак не влияет на внутренние платежи.

Какова вероятность того, что это произойдет?

Неоднократно высказывались предположения, что Россия выйдет из SWIFT в связи с конфликтом в Украине. Последнее предложение было сделано властями США в конце 2021 года. Однако и США, и Европа (пока) отклонили это предложение. Немецкое издание Handelsblatt отмечает, что национальные лидеры ссылались на то, что такой шаг может дестабилизировать финансовые рынки в краткосрочной перспективе и способствовать созданию альтернативной платежной инфраструктуры, в которой больше не будет доминировать Запад.

От идеи изолировать Россию от основной международной системы может отказаться сама SWIFT. Это частный кооператив, расположенный в Бельгии и контролируемый 10 центральными банками промышленно развитых стран мира. И руководство SWIFT не хочет получить репутацию компании, которая просто зависит от политики. В 2014 году, после воссоединения России с Крымом, платежная система отказалась принимать меры против России.

Напомним, что SWIFT уже несколько раз оказывалась под давлением, когда США требовали введения санкций против Ирана и Северной Кореи. Однако большинство стран ЕС высказались за полное исключение.

Кроме того, Россия является одним из крупнейших клиентов SWIFT. Система обычно взимает комиссию в размере 1-2% за транзакцию. Отключение одного из крупнейших пользователей приводит к потере дохода.

Если все российские банки будут отключены от системы, это неизбежно вызовет серьезные трудности для зарубежных договоренностей, и банкам придется искать альтернативные способы проведения платежей. В любом случае, международные сделки станут медленными, дорогими и неудобными.

Разные системы

В конце прошлого века (1998 год) Европейский банковский союз запустил платежную систему EURO1 для крупных переводов (до 500 миллионов евро).

В дополнение к EURO1 была разработана и запущена платежная система STEP1, охватывающая все европейские платежные услуги, как часть существующей инфраструктуры (2000). Через эту платежную систему осуществляются переводы на сумму до 50 млн евро. Там обрабатываются банковские переводы клиентов и межбанковские платежи.

Система STEP1 не является подсистемой системы EURO1. Они связаны с общими участниками, т.е. банками, активными в обеих системах.

В 1999 году Европейский центральный банк запустил TARGET, автоматизированную систему валовых расчетов в режиме реального времени. Это децентрализованная система, основанная на RTGS — национальной системе валовых расчетов в режиме реального времени для стран, использующих евро для взаиморасчетов.

Национальные системы RTGS существуют независимо друг от друга, но взаимосвязаны. Созданный таким образом платежный механизм — это система TARGET, которую поддерживает Европейский центральный банк.

Следует отметить, что система TARGET была создана на основе инфраструктуры системы SWIFT — общей платформы, предлагающей одинаковые условия для стран-участниц. TARGET просуществовал до 2007 года; TARGET2 полностью заменил его в 2008 году, основным результатом которого стала интеграция технической инфраструктуры центральных банков стран-участниц.

Система имеет модульную структуру. Существуют обязательные модули, которые обеспечивают все услуги по поддержке платежей, и дополнительные модули, которые могут управлять базами данных клиентов и минимальными резервами. Кроме того, он также работает с инфраструктурой SWIFT, позволяя использовать беспроцентные однодневные кредиты и гарантируя все активы, используемые в процессе рефинансирования, несколько раз в рабочий день.

Кроме того, существует швейцарская система клиринга и расчетов на базе платформы GLobalCustody, SEGA/INTERSETTLE. Существует интегрированная, стандартизированная и безопасная система хранения финансовых инструментов с использованием распределенного во времени финансового пространства. Это формирует недорогое, долгосрочное средство платежа, которое может быть использовано участниками этой системы в любой точке финансового мира.

Поскольку в создании Глобальной кастодиальной системы принимали участие эксперты Федеральной резервной системы, ее протоколы позволяют ей обеспечивать выход на Федеральную резервную систему, ведущие мировые фондовые биржи и банковские структуры.

Вариант для Ирана

Следует отметить, что европейская система финансовых инструментов очень гибкая и хорошо адаптируется к различным нестандартным ситуациям. Например, был создан новый механизм финансирования торговли с Ираном в условиях санкций.

В 2015 году было достигнуто совместное соглашение с участием Великобритании, Китая, Франции, Германии, России, США и Ирана. Соглашение предусматривало отмену санкций в обмен на сокращение ядерной программы Ирана. Однако в 2018 году США вышли из соглашения и восстановили жесткие санкции против Ирана.

С тех пор страны ЕС выразили готовность компенсировать Ирану любые потери, вызванные возобновлением санкций США, и разрешить торговлю в обход американских ограничений. Следует отметить, что санкции США потенциально могут отрезать банки, связанные с торговлей нефтью с Ираном, от финансовой системы США.

В результате была создана клиринговая система для обмена иранской нефти на европейские товары, аналогичная системе, использовавшейся Советским Союзом во время холодной войны.

Новый финансовый механизм действует следующим образом. Иран поставляет нефть и другие товары в Европу. Выручка поступает не в иранские банки, а в европейские компании, которые поставляют в Иран промышленную продукцию, фармацевтические препараты и продукты питания. Для этой цели было создано специализированное агентство INSTEX. Платежи в евро компаний, покупающих товары в Иране, соответствуют доходам в евро компаний, продающих товары в Иране.

Таким образом, европейские продавцы регистрируют свою торговую документацию в INSTEX. Это помогает найти компании, которые покупают товары из Ирана, сбалансировать поток товаров и гарантировать, что европейские компании действительно осуществляют платежи друг другу. Товары приходят и уходят, а деньги полностью остаются в ЕС.

В Иране создан Специальный институт коммерческого финансирования (STFI), аналогичный INSTEX. STFI также обрабатывает входящие и исходящие транзакции. На самом деле, деньги не пересекают иранскую границу, поскольку две иранские структуры платят друг другу. 31 марта было объявлено о первой успешной сделке через механизм INSTEX, в ходе которой Иран получил медикаменты.

Потенциальные угрозы

Если российская банковская система будет отключена от SWIFT, это, вероятно, приведет к ее краху и банкротству. Сегодня не создано реальной альтернативы, которая могла бы заменить финансовую и валютную систему одного круга, полностью зависящую от международной системы. Таким образом, проблема создания резервного финансового обзора двухцикличной национальной валютно-финансовой системы из экономической (инвестиционной) превращается в политическую.

Для устранения этой угрозы необходимо немедленно осуществить организацию двухконтурной валютно-финансовой системы страны и ее неэмиссионных финансовых инструментов, обеспеченных стратегическими государственными резервами, чтобы запустить резервный контур, основой которого является Министерство финансов и Европейский банк развития (ЕБРР). Последняя является международным финансовым институтом, аккредитованным МВФ и ООН, и ее нельзя отделить от SWIFT так же, как транснациональные банки.

Также необходимо срочно решить вопрос о переводе золотовалютных резервов (ЗВР) в товарные запасы (ТЗР) и внедрении клиринга на основе инструментов хеджирования (т.е. инструментов, обладающих одновременно товарными и валютными свойствами). Разработка процедур выпуска золота в качестве ценной бумаги (инновационные финансовые инструменты, обеспечивающие внутреннюю оценку стоимости).

Золотой расчет позволяет создать систему клиринга и расчетов в странах ЕОУС, которая позволит осуществлять расчеты между союзниками в их собственных валютах и с третьими странами, не использующими доллар или другие резервные валюты.

Научно-теоретическая разработка национальной двухконтурной валютной системы и ее новых неэмиссионных финансовых инструментов в настоящее время ведется под эгидой Совета безопасности РФ, Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации и Министерства Образование России. В этом проекте участвуют различные научно-исследовательские и высшие учебные заведения. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Национальный институт развития под научно-методическим руководством ООН РАН, Экономический университет при Правительстве Российской Федерации, Университет Российская Федерация. Однако.

Государственные финансовые институты «Ростех» и EUSR также выразили заинтересованность в реализации, разработке и внедрении предлагаемых финансовых инструментов и технологий.

Сергей Рябкин.

Сергей Рябухин, кандидат экономических наук, заместитель председателя Международного союза экономистов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам

Михаил Минченков.

Михаил МинченковЗаместитель директора Института экономистов «Инновационные финансовые продукты и технологии», Российский экономический университет имени Преханова

Вера Водянова

Вера Водянова Экономист, кандидат экономических наук, главный научный сотрудник Института «Инновационные финансовые инструменты и технологии» Российского экономического университета им. Преханова, профессор Российской государственной экономической и национальной экономической академии

Оцените статью
Бизнес блог