Функциональная грамотность школьников: что это и как ее развивать. Что такое функциональная грамотность

Содержание

В математике мышление успешно развивается при решении параметрических задач. Геометрия — это просто кладезь для развития творческих способностей, ведь ни одна задача не может быть решена с помощью алгоритма.

Что такое функциональная грамотность и как ее развивать

Практическая направленность является одним из самых популярных критериев и считается преимуществом образовательных программ. Однако способность применять знания в жизни зависит не только от количества и качества практических занятий в курсе, но и от степени развития навыков — функциональной грамотности. Это навык, который позволяет человеку применять полученные знания, сравнивать, адаптировать и действовать соответствующим образом в конкретной ситуации.

Впервые эта концепция была разработана в 1957 году для взрослых, нуждающихся в чтении и письме. В то время было достаточно грамотности в ее традиционном понимании (чтение, письмо и арифметика). Однако в современном мире людям необходимо знать чтение, письмо, математику, естественные науки, компьютеры, экономику, культуру и гражданственность. Функциональная грамотность — это «личный уровень» знаний и навыков. Другими словами, это способность извлекать максимум пользы из обучения.

Функциональная грамотность — это ситуативная характеристика личности

Это означает, что в разных ситуациях люди ведут себя по-разному и не всегда могут применить свои знания на практике. На это влияет множество факторов, как внутренних (например, эмоциональное состояние), так и внешних (например, срочность проекта, отношения с другими членами команды). Развитие этой компетенции должно быть непрерывным процессом. Даже если вы добились успеха в одном виде деятельности, при переходе к другому вам придется начинать все с самого начала.

Как развивать функциональную грамотность

Критически анализировать новую информацию

Возьмите за привычку спрашивать себя «почему». Можно использовать даже философские тексты, которые, казалось бы, оторваны от реальности. Для этого определите, как предыдущий образовательный или жизненный опыт связан с тем, о чем пишет автор. Выделите некоторые основные идеи и объясните некоторые способы их реализации.

Ввести привычку отрабатывать полученные знания на практике

Если урок включает практические задания, постарайтесь выполнить их сразу после изучения теоретической части. Это, в свою очередь, поможет вам не только интегрировать их в свою память, но и задать вопрос: «Зачем я это выучил?». будет мотивировать вас, когда вы найдете ответ на вопрос «Почему я это выучил?». Даже если вы посещали занятия по истории искусств, но ваши знания, кажется, не имеют никакого отношения к вашей работе, сходите в галерею или обсудите произведение искусства с кем-то из ваших знакомых. Это поможет вам пересмотреть теории и найти новые смыслы, которые вы уже неоднократно видели.

Анализировать опыт с точки зрения примененных знаний в разных ситуациях

Навыки рефлексии позволят вам извлечь максимум пользы из своего опыта. Вспомните сложные ситуации, в которых вы смогли или не смогли применить свои новые знания и навыки. Вы можете использовать модель, предложенную профессором Грэмом Гиббсом.

Опишите ситуацию: что произошло? Никогда; при каких условиях? Кто принимал участие?

Эмоции: что вы чувствовали в тот момент? Как были выражены эти чувства?

Оценка: что было хорошо / плохо?

Анализ: почему это произошло? Как вы представили себя в этой ситуации? Какими другими способами вы могли бы решить эту проблему? Какие навыки и знания вы могли бы применить? Каких навыков и знаний не хватало для достижения лучших результатов?

Естественно: что вы можете извлечь из этой ситуации? Как бы вы повели себя в аналогичной ситуации? Чему вы научились в этой ситуации?

Выберите пять интернет-ресурсов, найдите три наиболее достоверных и преобразуйте один из них в инфографику, чтобы проинформировать своих друзей о важности этой темы.

Что такое функциональная грамотность

Концепция функциональной грамотности для учащихся появилась в 1970-х годах и обозначала набор навыков чтения для работы в реальной жизни. В течение следующих 40 лет функциональная грамотность стала более важной, чем базовая грамотность, в обучении и развитии учащихся. Сегодня лиТераль студентов является показателем качества образования. Академических знаний в жизни уже недостаточно. Акцент переносится на способность использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.

Характеристики учащихся, обладающих функциональной грамотностью

  • успешно решает разные бытовые проблемы,
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях,
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций,
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.

Умение оценивать ситуацию и использовать практически приобретенные знания не формируется за один урок. Процесс повышения функциональной грамотности разумно интегрирован в учебную программу на протяжении нескольких лет.

Преимущества функциональной грамотности

Требования рынка труда касаются профессионалов, способных быстро реагировать на любые вызовы, приобретать новые знания и применять их для решения новых проблем. Это функционально грамотные люди. Если студент может приобрести такие навыки, он сможет легко ориентироваться в современных реалиях.

Некоторым учителям трудно преподавать функциональную грамотность. Однако, если соблюдать все педагогические практики, дети становятся более интересными для обучения, а учителя — более продуктивными.

Анализ результатов обучения по материалам показал, что акцент на функциональной грамотности позволяет детям участвовать в процессе обучения, анализировать и изолировать информацию, делать выводы и использовать данные в различных видах учебной деятельности. Это естественным образом улучшает успеваемость в классе.

Основные правила

В школах все чаще появляются различные типы школ для развития функциональной грамотности на начальном и продвинутом уровнях. Они должны быть равномерно распределены в учебном процессе в течение года.

  • привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя,
  • соответствие возрасту обучающихся,
  • системность и взаимосвязь знаний и факторов.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы работа была связана с реальным опытом. Темы, близкие детям, интересны и побуждают их к поиску новых знаний. Вместо экскаваторов и полос предпочтительнее выбирать для заданий по композиции персонажей из любимых мультфильмов или компьютерных игр.

Пример. Задание помочь рассчитать количество пластика и построить модель Золотого ключика на 3D-принтере. Если этому заданию предшествует веселый мастер-класс, дети не смогут уйти от решения и обязательно предложат свои варианты.

Дополнительное образование играет важную роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе. Занятия в кружках развивают креативность, творческое мышление, электронную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы учителя и последующих связей помогает быстро развить необходимые навыки.

Формирование функциональной грамотности в основной школе

В среднем и высшем классах постепенно увеличивается объем знаний и сложность анализа информации. Дети могут говорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оцениваются по более строгим критериям.

Эта работа основана на порогах различных научных и междисциплинарных курсов, где одновременно изучаются история и литература, география и экономика и на основе выводов делаются заключения. Хорошие результаты дает самостоятельная групповая исследовательская работа и проектная деятельность в области естественных наук и социологии.

Для развития критического мышления в начальной школе учатся анализировать информацию и распознавать подражательный и вирусный контент. Задачи по финансовой грамотности также являются более сложными. Детей можно попросить построить свою собственную схему Понци и рассчитать ее продолжительность жизни.

Формирование функциональной грамотности учащихся — задача каждого современного учителя. Это не простой процесс и требует от самих преподавателей творческого и изобретательного мышления, использования инновационных форм и методов обучения. Успешное обучение функциональной грамотности помогает воспитать активных, независимых и социально ответственных людей, способных адаптироваться и найти свое место в постоянно меняющемся мире.

Важный элемент, которому необходимо обучать детей в области гуманитарных наук, а также русского языка и литературы, — это умение понимать чужие тексты и создавать свои собственные. В обоих случаях речь идет не только об академических текстах, но и о текстах из различных СМИ, имеющих отношение к жизни студентов.

Лаборатория функциональной грамотности

Вчерашние студенты могут не знать, как применить свои знания в жизни. Школы не учат их решать жизненные проблемы и мыслить творчески. Как вы можете помочь детям развить еще один уровень грамотности? Галина Крюкова, ведущий методист издательства «Просвещение», объясняет, чем отличается функциональная грамотность от предметных знаний и как начать их развивать в каждом курсе.

Функциональная грамотность — актуальный вопрос для учителей, учащихся и родителей. Это проект, который можно осуществить только сообща. И в процессе вы сможете повеселиться — ведь учиться жить всегда весело. И независимо от того, какой предмет вы преподаете, вы можете интегрировать задания по функциональной грамотности практически в каждый урок!

‘Функционально грамотные люди могут использовать все знания, навыки и умения, которые они постоянно приобретали в течение жизни, для решения максимально широкого спектра жизненных задач в различных областях деятельности, общения и социальных отношений’.

Алексей Алексеевич Леонтьев, лингвист, психолог, кандидат психологических наук, библиограф

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменные тексты, обдумывать их, заниматься чтением для достижения целей, расширения знаний и навыков и участия в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность

  • научно объяснять явления;
  • понимать особенности естественно-научного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность

  • применять математические рассуждения;
  • использовать математические понятия и инструменты.

Читательская грамотность

Оцените данные с помощью графиков, сравнивающих результаты опросов PISA разных лет по грамотности чтения и экспериментов!

В 2018 году смс пришли в виде переговоров и обсуждений. В том же году результаты по грамотности чтения в государстве делового общения были самыми низкими. Еще одна новая форма, введенная в 2018 году, — множественная коммуникация. Обратите внимание на последние три позиции: ссылка и поиск, поиск и отбор и оценка качества и надежности. Несмотря на то, что современные студенты живут в цифровую эпоху, их баллы по этим данным довольно низкие.

Эксперимент № 1

Встречи с учащимися и родителями проводятся в августе. Ознакомьтесь с результатами оценки чтения ученика и подготовьте короткую (3-5 минут) мотивационную презентацию, разную для каждой аудитории, для коллег, самих учеников и родителей ребенка.

Предоставьте слушателям возможность самим оценить результат. И, конечно, помните о мотиве — вы должны поместить аудиторию в климат! Помните, что, как и сами дети, не все родители знают об исследовании, поэтому вам может понадобиться быть готовым рассказать им о нем подробнее.

Эксперимент № 2

Опыт читательской грамотности

Рассмотрим график списка городов. На основе данных рисунка напишите примеры двух городов, в которых наибольший процент жителей имеет другие места сбора отходов, чем в Первоуральске.

Помните, как важно правильно интерпретировать значение выделений и обращать внимание на оттенки. Здесь, например, есть важное уточнение: вас попросят записать два городских примера, один из которых — город с мусоросборником, а другой — город с мусоросборником. Таким образом, одного недостаточно, и список не требуется.

Функциональная грамотность. Изучение жизни.

Пособия этой серии предназначены для развития функциональной грамотности и подготовки к международным сравнительным исследованиям PISA. Они включают в себя учебные и практические упражнения, основанные на реальных ситуациях.

Опыт креативного мышления

В каждой школе есть парта. Но так было не всегда. И, конечно, они все еще меняются. Как вы думаете, могут ли они в будущем стать школьными партами? Как можно улучшить офисы и включить в них новые функции и дополнительные виды использования? Используйте свое воображение. И удачи вам!

Мы предлагаем три различных изменения, которые могут быть использованы для улучшения школьных офисов и расширения их образовательного использования Необходимо сохранить центральное назначение кабинета как рабочего места для студентов. Напишите свое заявление.

Улучшение 1: __________ Улучшение 2: __________ Улучшение 3: __________

Выберите из улучшений самое полезное, интересное и креативное улучшение. Вам необходимо сохранить назначение парты как центрального рабочего места и улучшить методы обучения учеников за партой. Вы также можете предложить новую четвертую идею.

Анализ: почему это произошло? Как вы представили себя в этой ситуации? Какими другими способами вы могли бы решить эту проблему? Какие навыки и знания вы могли бы применить? Каких навыков и знаний не хватало для достижения лучших результатов?

Как развить навыки функциональной грамотности

Главным помощником человека в этом деле является критическое мышление. Чтобы обратить внимание на данные и специализацию кризисов, необходимо оспаривать события, которые не подтверждены официальными данными или источниками. Если информация, которую спрашивают или видят, является точной, если есть обоснование, если основное послание является точным, необходимо ответить на вопросы.

Это также помогает чаще решать логические задачи и понимать главную идею текста или сообщения. Полезно научиться составлять его в одно предложение, чтобы основная мысль была понятна. Важно совершенствовать свои знания о мире, читать книги и журналы и знакомиться с различными мнениями экспертов. Вы можете регулярно проверять свои знания, участвовать в географических инструктажах и присоединиться к общему языковому обучению на русском языке.

Функциональная грамотность помогает людям использовать имеющийся у них запас информации, применять ее на практике и решать жизненные задачи. Она основывается на подлинном образовании людей и объеме их знаний о мире и помогает им мыслить шире, чем популярная культура.

На канале yandex.zen всегда есть самые интересные статьи на эту тему. Обязательно подпишитесь!

Например, дети основываются на анализе примера слова «мороз». Каждой группе дается аналогичный анализ различных слов «бабушка», «герой», «дружба», «доброта» и «работа». Дети пишут расшифровки, называют орфограммы и распознают тип орфографии.

3-й класс

Упражнения по алфавитному чтению основаны на реальных ситуациях. Ученица 3-го класса в одной из вводных работ ищет соответствующую информацию о плакате для выставки детского планирования. Здесь пригодится умение ребенка читать нетекучий текст, и он открывает для себя информацию разными способами и по-разному. за счет использования различных шрифтов, а также за счет компоновки материала и дизайна. Как и в жизни, он должен решить, насколько удобно ему ходить в магазин «Океан» и в какое время, если туда трудно добраться.

Оцените статью
Бизнес блог